По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIXначало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.

http://sobory.ru/article/?object=08187

По благословению главы Башкортостанской митрополии во главе колонны Табынского крестного хода с запрестольным крестом шел ветеран труда, староста храма в честь преподобного Антония Киево-Печерского села Антоновка Мелеузовского района В.И. Бибик. Конечной целью Табынского крестного хода является Богородице-Табынский женский монастырь села Курорт Гафурийского района, расположенный на территории  Уфимской епархии , где 8 июня глава Башкортостанской митрополии возглавит торжества, посвященные Табынской иконе Божией Матери. Традиция крестных походов берет начало со времени Пугачевского восстания. В начале XIX века, как свидетельствовал В.И. Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. В 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) в честь избавления города Стерлитамака от холеры ход был утвержден как епархиальный. Расширение крестного хода до города Оренбурга началось во время эпидемии холеры в 1848-53 годы, когда в Оренбурге умерла большая часть населения. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода. В XX веке ход состоял из двух частей. Первый, протяженностью более 4000 верст, охватывал Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды ( Уфимская епархия ), всю  Оренбургскую епархию  с посещением городов Тобольск и Кустанай. В январе-феврале, после посещения Бузулукского уезда ( Самарская епархия ), на Великий пост икона возвращалась в село Табынское. Вторая часть похода начиналась в субботу на Пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в День Святого Духа возвращалась назад. Во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера, связанные с Табынской иконой. В период Гражданской войны по благословению епископа Андрея (Ухтомского) икона была перенесена в Китай. В Уфимской епархии семидневный крестный ход протяженностью 141 километр с иконой Божией Матери «Табынская» был возрожден в 1992 году. В 2012 году ходу был присвоен статус митрополичьего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

профессор В. М. Кириллин Образ равноапостольного великого князя Владимира в древнерусских гомилиях заслуженный профессор МГУ, профессор МДА А. С. Соболев На чем может основываться продуктивное сотрудничество православных богословов и естествоиспытателей профессор И. С. Дмитриев (СПбГУ, Музей Д. И. Менделеева) Наука в конфессиональных контекстах преподаватель МДА, доц. ПСТГУ иерей О. Мумриков Православная традиция и экологическая проблематика 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Второе пленарное заседание преподаватель Первушин М. В. К вопросу миссионерской методологии святых Кирилла и Мефодия в житиях равноапостольских братьев профессор архимандрит Макарий (Веретенников) Из истории русской церковной иерархии XV века. иерей Константин Костромин (СПбДА) Международные христианские связи Киевской Руси в эпоху Крещения Руси: характер и масштаб архимандрит Сильвестр (Стойчев) (КДА) Украинские жития святого князя Владимира XVI-XVIII вв. доцент игумен Дионисий (Шленов) Симеон Новый Богослов в русской средневековой книжности и духовной культуре преподаватель МДА иеромонахТаврион (Смыков) Откровение Мефодия Патарского и формирование христианской эсхатологии на Руси 11 октября, пятница 10:00. Третье пленарное заседание профессор протоиерей Владислав Цыпин Влияние церковного устава святого Владимира на древнерусское право профессор А. М. Пентковский Литургическая традиция Русской Церкви XI века и её особенности доцент Кузенков П. В. Цивилизационный выбор Руси: Византия, Запад и Халифат в эпоху св. Владимира доцент Квливидзе Н. В. Программа росписи Покровского собора Александровской слободы преподаватель Афанасьева Н. Е. «Сборник о подвижничестве иноков” собрания Оптиной Пустыни как памятник славянской письменности 18-19 вв. преподаватель Ковшов М. В. Проблема центра богословия св. Ап. Павла с точки зрения русской православной библеистики 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Четвёртое пленарное заседание профессор Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) Духовно-учебная помощь России Поместным Церквам как свидетельство единства Православной Церкви (вторая половина XIX - начало XX в.)

http://e-vestnik.ru/db/konferenziya_1025...

С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Исцелились и пастухи башкиры, причём только один из них, самый молодой, крестился. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, и с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы, что было подтверждено многочисленными знамениями. Младший из башкир, по преданиям жил около 130 лет, проводил жизнь подвижника и умер 1880 году под Челябинском. В 1741 году с помощью вице-губернатора Казанской губернии Соймонов, Леонтий Яковлевич в Табынской крепости был построен придел в честь Казанской иконы. Традиция крестных походов берет своё начало с периода Пугачевского восстания. Уже в начале XIX века, как свидетельствует дневник В. И. Даля, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. Епархиальное утверждение крестного хода произошло в 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцов 1835-49 гг.) в честь избавления города Стерлитамака от холеры. Расширение похода до города Оренбурга началось во время холеры, когда за 1848-53 годы в Оренбурге умерла большая часть населения. Крестный ход 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода по Императорскому повелению. В XX веке это уже грандиозный поход, состоящий в году из двух частей. Первый из них был наиболее продолжительным проходил более 4000 верст. Он охватывал собой Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды Уфимской епархии. Всю Оренбургскую епархию, посещая соседние города Тобольск, Кустанай. В январе-феврале посещая Бузулукский уезд Самарской епархии и только на великий пост возвращаясь в село Табынское. Вторая часть похода начиналась в субботу на пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в Духов день возвращалась назад. В связи с крестным ходом во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера связанные с Табынской иконой.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

Первая премия — М.В. Николаева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, г. Москва, за труд «Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты. 1630-1690-е годы: дворовладения. События повседневной жизни, работа по частным заказам»; Вторая премия — А.Ф. Грушина, заслуженный работник культуры РФ, главный редактор «Московского журнала», г. Москва, за труд «“Друг друга тяготы носите…” Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева»; Третья премия — Е.Л. Ломако, кандидат исторических наук, заведующий отделом Коломенского краеведческого музея, г. Коломна, за труд «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века»; Третья премия — С.Ю. Шокарев, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, за труд «Повседневная жизнь средневековой Москвы»; По номинации «История православных стран и народов» Первая премия — И.К. Фоменко, кандидат исторических наук, научный сотрудник I категории Государственного исторического музея, г. Москва, за труд «Царьград на старинных картах XVI — начала XX вв. (Из собрания ГИМ)»; Вторая премия — М.И. Якушев, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, г. Москва, за труд «Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи (30-е гг. XIXначало XX в.)»; Третья премия — М.В. Грацианский, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, за труд «Император Юстиниан Великий и монофиситы»; 19 июня 2013 г. 17:15 HTML-koд для сайта или блога: Объявлены лауреаты Макариевской премии 2013 года На заседани Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) состоявшемся сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре объявлены лауреаты Макариевской премии 2013 года. Премии присуждены по По следующим номинациям: 1. «История Православной Церкви»; 2. «История России»; 3. «История Москвы и историческое краеведение»; 4. «История православных стран и народов»; 5. «Учебник или учебное пособие, представляющее вклад в науку в одной из существующих номинаций». Также была учреждена 6-я номинация — «За достижения в популяризации научно-исторических знаний».

http://e-vestnik.ru/news/obyavleny_laure...

Так или иначе, восточное христианство было постоянным и важным составным элементом  конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории. На южные земли его во второй половине IX века из Византии распространилась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Позднее к нему  присоединены были территории  с населением, принявшим Христианство в  составе  Руси Киевской. Объединение Польской Короны с Великим Княжеством Литовским, начатое в 1385 году, дало то, что в новое государственное образование – Речь Посполитую Двух Народов – влился мощный поток Православия. И хотя правителями этого государства были крещеные по латинскому обряду, Православие на восточных землях Речи Посполитой Двух Народов оставалось вероисповеданием абсолютно доминирующим. Так было вплоть до заключения церковной унии, которая получила название Брестской, с Римским престолом в 1596 году. Она стала сильнейшим во всей  истории Речи Посполитой ударом по Православной Церкви. Ее введение осуществлялось долго, весь XVII век. Оно наталкивалось на  мощное сопротивление православных и особенно – создававшихся ими братств. Тогда же возник значительнейший, нигде более  не проявившийся так феномен – православная полемическая литература. Однако результаты, к которым привела уния, очень ослабили позиции Православной Церкви. И в таком положении  находилась она весь XVIII век и начало века  XIX. Однако к концу 30-х годов  XIX века почти полностью возвратились в лоно Православия униаты, которые  населяли территории, отошедшие под власть России, составлявшие тогда Виленскую митрополию: в 1839 году осуществилось официальное воссоединение  Греко-католической Церкви с Церковью Православной. И это был процесс добровольный. На Холмщине и Волыни то же произошло примерно сорок лет спустя, причем  не без  давления, и даже насилия, со стороны властей.  Вторая половина XIXначало XX веков для православного населения бывших под властью Польши земель ознаменовалась активным храмостроительством, налаживанием монашеской жизни, развитием просвещения. Эти процессы прерваны были  Первой мировой войной, которая для православных означала прежде всего беженство, так как их вынудили перед наступлением немецких войск поголовно перемещаться в глубь России.

http://pravoslavie.ru/14671.html

Аргументацию своих доводов еп. Антоний (Храповицкий) начинает с указания списка семинарий , где произошли наиболее радикальные протестные акции духовного студенчества на рубеже XIX–XX века. По замечанию иерарха, начальствующие должности в данных духовных школах в течение многих лет занимали представители белого духовенства. Примечательно, что, по мнению еп. Антония, это были «маститые (а иногда весьма достойные) протоиереи-ректора и инспектора-миряне», которым, несмотря на это, не удалось восстановить в семинариях должного порядка (Отзывы: Т. 1, 2004, 736). В данном случае необходимо заметить, что вторая половина XIX и особенно начало XX столетий — время, которое было ознаменовано повсеместным распространением идеи либерального и социалистического толка среди юношества [Ушаков, Образцова, 1999, 10]. К сожалению, не обошла стороной данная пропаганда и студентов духовных учебных заведении. Помимо революционной обстановки в стране на учащихся семинарий влиял целый комплекс факторов, который по большей части был следствием государственной, а не церковной политики. Поэтому в некотором смысле лица высшей администрации оказывались заложниками сложившихся обстоятельств. В то же время нельзя не отметить, что в это же время со стороны ректоров и инспекторов наблюдались различные злоупотребления по отношению к студентам. Таким образом, предшествующие рассуждения можно подытожить мнением митрополита Московского Владимира (Богоявленского), который заметил, что «не везде и не всегда происхождение беспорядков можно объяснить отрицательными только качествами административных лиц. Нормальная жизнь заведений сменялась беспорядками часто и там, где начальство — не новички в педагогическом деле, а всю жизнь отдали воспитанию юношества и среди него приобрели достаточный авторитет и уважение» (Отзывы: Т. 2, 2004, 397).  При этом, если к вышесказанному присовокупить сложившуюся практику подготовки молодых ученых монахов к архиерейству, то означенный аргумент преосвящ. Антония можно счесть достаточно противоречивым.

http://bogoslov.ru/article/6175326

" Реформация " внешней стороны русского языка - алфавита - незамедлительно повлекла к " перекройке " и внутренней, смысло-содержательной красоты языковой структуры. После 1918 года русский язык наводнили термины и производные терминоиды большевистской идеологии. На фоне внедрения в русский язык этих новых слов появилось и огромное количество аббревиатур (сокращений, употребляемых в письме и устной речи): совпромторг, моссельпром, сельхозпродмаг, учпедгиз, главнаука, наркомпрос, губнаробраз и многие другие. Появились странные, дико звучащие имена: Владлен, Марлен, Вилен, Рэм, Мэлор, Вилор, Виль, Сталь, Сталина, Ленор, Рой, Ким, Бебелина, Пестелина, Маузерина... Все эти и им подобные уродливые наросты на нашем языке появились сразу же после воцарения безбожной власти. Искажение русского языка - это одно из свидетельств позорного отпадения русского человека от Бога. Вообще, надо сказать, русский язык за последние 300 лет испытал множество враждебных атак и наскоков, начиная с реформ Петра I. Этот период характерен обмирщением языка, насыщением его понятиями чисто светскими, очень часто - заимствованными за границей. Первая половина XIX века отмечена франкоманией, англоманией, масонством. Вторая половина сильно окрашена нигилизмом, нарастающим безбожием, веянием революции. И всё это - несмотря на мощный расцвет в это же время великой русской литературы! Начало XX века - декаданс, упаднические изыски, затем волна революции, ломка русского языка под дулом маузера, дальше - накат суконного слога партийных директив и собраний, распространение " канцелярита " . Конец XX столетия - шквал рыночно-убогих западных терминов: ваучер, шоп, бутик, дефолт, провайдер... У торговцев, у послов (да в любой газете) Появилось много слов, Непонятных " умных " слов, Вот таких, как эти: Ноу хау, чартер, Тюнер, плеер, бартер, Бонус, саммит, комби, Кастинг, брокер, лобби, Сервис, ксерокс, принтер, Блейзер, сканнер, спринтер, Фьючерс, дайджест, рейтинг, Имидж, спонсор, серфинг, Шоу, таймер, бизнес,

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/06/...

Период научной деятельности Н. В. Покровского – вторая половина XIXначало XX века – с точки зрения истории русской исторической науки, время ее становления и расцвета. В этот период в университетах, которые стали центрами концентрации лучших научных сил страны, сложились национальные исторические школы медиевистики, славистики и византологии. В то же самое время в стенах духовных академий набирала силы церковно-историческая наука. Н. В. Покровский , выпускник Петербургской духовной академии, был современником и соратником по академической среде и профессорско-преподавательской деятельности основоположников петербургской церковно-исторической школы В. В. Болотова (1853– 1900) и И. Е. Троицкого (1832–1902). Известно, что стимулом для развития научных исследований в университетах явился новый университетский устав 1863 года, равно как импульс для развития исторических дисциплин в духовных академиях был дан введением устава 1869 года. В области визан­тологии интересы светской и церковной науки переплетаются и часто пересекаются, с одной стороны, и в то же время естественно расходятся -с другой. Русские историки из университетских кругов и русские богословы вплотную занялись изучением истории Византийской империи и исторической жизни византийской Церкви только в пореформенный период отечественной истории, то есть позднее, чем ученые других крупных европейских стран. Велик был соблазн использовать готовые наработки западной науки. Но, к чести ученого сообщества, русские исследователи искали и находили свой путь, не повторяя или догоняя западную науку, а занимаясь проблематикой, мало изученной в европейской византологии и одновременно представляющей особый интерес для национальной науки. В университетах византологи добились блестящих успехов, разрабатывая проблемы экономики, внутренней истории и внешней политики империи, стран славянского ареала, а в духовных академиях – специфику истории византийской церкви. По уставу духовных академий 1869 года были предусмотрены три отделения (факультета): богословское, церковно-историческое и церковно-практическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Мы не испугаемся пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами» Пётр Заичневский Решительное и уже однозначно выраженное революционное слово прозвучало позже, через 37 лет. Как пишет автор книги «Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIXначало XX в.)» О.В. Будницкий, «вначале было слово. Слово, а точнее, несколько фраз, были написаны весной 1862 года в камере Тверской полицейской части студентом Московского университета Петром Заичневским». Заичневский стал знаменитым в революционных кругах после того, как он, будучи арестованным за распространение революционной пропаганды, составил в заключении (условия содержания были мягкие, у заключенного в камере, благодаря свободному доступу, буквально толпились единомышленники) прокламацию «Молодая Россия». В ней впервые в истории России убийство открыто признавалось нормальным политическим средством. Заичневский призывает к «революции, революции кровавой и неумолимой, которая должна изменить радикально все, все без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Он заверяет, что «мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48 года, но и великих террористов 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито Якобинцами в 1790-х годах». Он также призывает двинуться с распущенным красным знаменем к Зимнему дворцу, чтобы «истребить живущих там. Может случиться, что все дело кончится одним истреблением императорской фамилии, то есть какой-нибудь сотни-другой людей, но может случиться, и это последнее вернее, что вся императорская партия, как один человек, встанет за Государя, потому что здесь будет идти вопрос о том, существовать ей самой или нет Мы издадим один крик: “в топоры”, и тогда... тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и селам!»

http://pravoslavie.ru/115131.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010