Колесникова В.Л. Брак, дом, и узы родства священно- и церковнослужителей второй половины XIX – нач. XX вв.//Провинциальное духовенство дореволюционной России. Вып. 3. Тверь, 2008. С. 76–91. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб, Изд-во «Российская национальная библиотека», 2003.–360 с. Конюченко А.И. Русское православное духовенство во второй половине XIXначале XX вв.//Социально-политические институты провинциальной России (XVI – начало XX веков). Челябинск, 1993. С. 76–91. Конюченко А.И. Материальная сторона быта православного приходского духовенства (на примере Оренбургской епархии в XIXначале XX века)//Вестник Челябинского университета. История. 2003. 2. С. 29–43. Конюченко А.И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIXначало XX века). Челябинск: ЦНТИ, 2006. – 210 с. Копировский A.M. Приход в России в XII-XX вв. (по работам A.A. Папкова)//Приход в Православной Церкви. Материалы международной богословской конференции 1994 г. М., 2000. С. 10–11. Королева О.Л. Духовное образование и профессиональный уровень уральского духовенства во второй половине XIX в.//История Церкви: изучение и преподавание: материалы науч. конф., посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. С. 264–269. Кохтярова Н.Н. Студенческое движение в Вятской духовной семинарии в 1900–1907 гг.//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. С. 310–312. Красников П.Н. Социально-политическая позиция Православной церкви в 1905–1916 годах//Вопросы истории. 1982. 9. С. 30–41. Красный террор в годы гражданской войны. Под редакцией докторов исторических наук Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского. URL: http://politology.vuzlib.org/book_o249.html (1.02.2013) Кузнецов Н.Д. Преобразования в Русской Церкви. Рассмотрение вопроса по официальным документам и в связи с потребностями жизни. М., 1906. – 164 с. Кузнецов Н.Д. Церковь , духовенство и общество. (Современная потребность живого участия народа в делах церковных в связи с вопросом о разъединении духовенства и мирян). М., 1905. – 60 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Штепа А.В. Социальное служение Русской Православной Церкви в Калужской епархии (вторая половина XIXначало XX века). Калуга, 2007. GuntherS. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Russland 1917/18 – ein unbekanntes Reformpotential. Gottingen, 1995. Литература по церковному праву Бердников И.С Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 1903. Вып. 1. Никодим (Милаш) , еп. Православное церковное право. СПб., 1897. Николин А., свящ. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997. Остроумов М. Очерки православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов А. С. Курс церковного права. Св.-Тр. Серп Лавра, 1902. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., 1896. Ч. 1–2. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. М., 1874. Вып. 1. Суворов Н.С. Курс церковного права. Ярославль, 1889. Т. 1–2. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. Цыпин В., прот. Каноны и церковная жизнь//Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г.: Материалы конференции. М., 2000. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002. Справочные материалы Анфимов A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах: Опыт подтверждения и опровержения//Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. М., 1993. Вып. 1.4.1. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI – начало XX в.). М., 1973. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие. М., 1999 (Электронная книга. СИФ ОЦНТИ, 178–97, ФАП 28). Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881–1900 : Генеалогический справочник. М., 2002. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов : Генеалогический справочник. М., 1998. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь, февраль. Тверь, 2005. За Христа пострадавшие : Биографический справочник. М. : ПСТБИ, 1997. Кн. 1 :А-К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Если мы не будем иметь... смирения, – наставляет одного брата старец Петр (†1898), – то все российские монастыри обойдём и ни в одном из них долгое время спокойно и богоугодно не поживем, а, следовательно, и в Царствие Небесное не войдём» (500). Путь к смирению не лёгок – на нём встречаются камни, тернии, пороги... Хотя само смирение – это величайший Божий дар, но, по слову схиархимандрита Серафима (Романцова , †1976), «приобретается он многими трудами и потами» (680). Потому старец Илиодор (†1879) советовал всем подвизающимся «неустанно трудиться» над стяжанием смирения и «укоренением в себе этой добродетели, неприступной для врага и охранительной для подвизающегося» (349). Надёжным посохом в этом шествии служит покорение своей воли другому – более искусному, более опытному подвижнику. Если же не найдётся такого руководителя, «то, – читаем в Патерике, – покори себя хотя самому простому, незлобивому, но благоговейному, обращайся к нему за благословением на всякое предприятие. Благоговей перед ним и призывай его молитвы в помощь, они для тебя спасительны. Одно то, что ты не будешь на себя надеяться, а на молитвы другого, будет защитой от врага, так как в этом есть смирение» (349). Рекомендуется также чтение святоотеческих наставлений. «Душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренной в мыслях своих» (53). Иеромонах Иулиан (вторая половина XIXначало XX), «воспитывая смирение», применял метод (нередко практикуемый в монастырских поселениях) – новоначальным «он умышленно делал несправедливые выговоры» (551). Самый прямой и самый доступный путь к стяжанию смирения – это «почаще открывать свои немощи на исповеди, а также приучать себя к самоукорению» (619). Но, указывая прямой путь к смирению, Патерик напоминает: «Эта добродетель даётся уже совершенным и есть верх совершенства» (193). Ярче всего смирение выступает в примерах подвижников, стяжавших эту добродетель. Так, в житии иеромонаха Василия (†1831) встречается такой эпизод. Один из иноков Глинской пустыни вскоре после пострига возгордился, начал думать только о себе, а других презирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Однако эти замечания носят исключительно рекомендательный характер для дальнейших научных изысканий автора и таким образом ни в малейшей степени не снижают общей высокой оценки монографии А. В. Шадриной, заслуживающей самого серьезного внимания современных исследователей. См., например: Конюченко А. И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIXначало XX века). Челябинск, 2006; Он же: Православное духовенство России во второй половине XIXначале XX века: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 Челябинск, 2006.; Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). Москва:, 2007. Например: Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIXначале ХХ в. Москва, 2002; Белоногова Ю. И. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале XX века. Москва, 2010; Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIXначало XX века). Воронеж, 2014.   Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов-на-Дону: 2014. См., например: Титлинов Б. В. Молодежь и революция: из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. Ленинград, 1924. С. 101.   Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/5006273

Первоначально церковная жизнь на островной территории была невозможна. Здесь полностью отсутствовало русское население, а первые полноценные жилые пункты с пригодной для существования инфраструктурой появились после 1869 года. Толчком для Российской империи заселить и освоить Сахалин стали территориальные споры, касающиеся ряда регионов Дальнего Востока. Для острова Сахалин была выделена особая миссия — стать каторгой и местом отбывания наказания для нескольких десятком тысяч преступников. Здесь была своя атмосфера — атмосфера каторги и всего того, что с этим было связано. Церковные приходы должны были открываться вслед за увеличением островных тюрем, а все духовенство стало тюремным. Это всего лишь некоторые аспекты, которые оказывали влияние на служение духовенства на острове Сахалин в указанный нами исторический период.   Дать теологическое обоснование служению духовенства острова Сахалин во второй половине XIX века нам помогла структурированная работа протоиерея Льва Лебедева, проповедника, исследователя и специалиста в области пастырского богословия Хотим отметить, что взгляд отца Льва на некоторые стороны церковной жизни является субъективным, сформированным в середине 30-х годов XX столетия. Нам было важно в своем исследовании использовать его богословскую методику и логически верное изложение материала по теологическому обоснованию служения духовенства Русской Православной Церкви.   Канонические условия священства  Все духовенство, которое приезжало для пастырского служения на остров Сахалин, должно было быть правильно рукоположенным. Изучая архивные материалы, мы отмечаем, что будущие священнослужители Камчатской епархии были уже в сане (дьякона или священника), получив священство от православного епископа за пределами места своего служения. А миряне, служащие в Камчатском духовном ведомстве, изъявившие желание принять священство, посвящались в храмах на территории епархии правящими архиереями. Вот имена сахалинских священников, чьи биографии нам удалось обнаружить в различных фондах государственных архивов:

http://bogoslov.ru/article/5847019

Среди многих работ данного периода необходимо особо выделить труды российского исследователя П.П. Литвинова . Это серьезные полно-масштабные исследования, основанные на огромных массивах архивных документов, и предоставляющие интереснейшие материалы. В монографии «Неисламские религии Средней Азии (вторая половина XIXначало XX вв.)» он, отойдя от ранее принятых стереотипов и идеологических предпосылок, делает обстоятельный анализ всех неисламских конфессий в Средней Азии, показывает отношение российского государства к ним. В изданной позже работе «Государство и ислам в Русском Туркестане» автор, рассматривая ислам и его основные институты, исследует вопрос о месте и роли ислама в системе межнациональных и межконфессиональных отношений, сложившихся в регионе после его присоединения к России. Литвинов приводит немало интересных фактов, в частности, по истории Католической Церкви, оперируя малоизвестными документами, которые дополняют имеющиеся в нашем распоряжении материалы. В своей докторской диссертации П.П. Литвинов делает интересные выводы, касающиеся церковно-государственных и этноконфессиональных отношений в Туркестане в 1865-1917 годах. Также можно особо выделить одну из работ зарубежных исследователей – монографию польского историка Анджея Майдовского . Автор смог обнаружить целый ряд уникальных документов, хранящихся в российских и польских архивах. Не всегда объективно отражая политическую, социально-экономическую ситуацию в Туркестане, он в несколько критической форме относится и к царской администрации, и к произволам советской власти, подчеркивая, что в Узбекистане «только с начала 90-х годов начался процесс нормализации религиозных отношений» , что в свою очередь также не всегда соответствует действительности. Анализируя широкий спектр вопросов, автор в тоже время не дает статистических данных, не пишет о такой немаловажной деятельности Католической Церкви, как благотворительность и дела милосердия. Вместе с тем, основываясь лишь на российских и польских источниках, Майдовский оставляет вне сферы своего внимания весь массив документов архивов Узбекистана. При ознакомлении с документами Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГА РУз.), областных архивов и текущего архива римско-католического прихода города Ташкента прослеживается ряд несовпадений в датировке, последовательности некоторых событий, которые мы будем рассматривать и подробно анализировать в данном диссертационном исследовании.

http://bogoslov.ru/article/2481198

«Корпорация специальных ученых…»: синодальные типографии и славистические исследования (вторая половина XIXначало XX в.) Источник Содержание Старший справщик Московской синодальной типографии Михаил Васильевич Никольский (1848–2(15).07.1917) Управляющий Московской синодальной типографией Александр Сергеевич Орлов (1871–1947) Старший советник Московской синодальной типографии Петр Алексеевич Бессонов (1828–22.02.1898) Авторы описания библиотеки Московской синодальной типографии Главный справщик Санкт-Петербургской синодальной типографии Петр Андреевич Гильтебрандт (26.04.1840–29.11.1904) Николай Фавстович Чуриловский (1862–10.01.1939) Забытая институция Источники и литература     Говоря об институциях, вокруг которых во второй половине XIXначале XX в. группировались российские слависты, мы называем университеты и духовные академии, Археографическую комиссию и другие научные сообщества, музеи и библиотеки. Но в этой связи никогда не упоминаются синодальные типографии. Если их и вспоминают, то исключительно в связи с изданием памятников, поскольку в этих типографиях имелись шрифты и техническая возможность печатать сложные тексты на церковнославянском и греческом языках. Между тем характер деятельности давал сотрудникам синодальных типографий совершенно уникальные исторические, источниковедческие и лингвистические знания. По словам современника, сотрудники этих типографий представляли собой «корпорацию специальных ученых» (Бессонов 1859:165). Издание и постоянное исправление текстов Священного Писания и богослужебных книг требовало серьезных познаний в области славистики. При этом Московская синодальная типография обладала уникальным собранием рукописей и печатных книг, что создавало ее сотрудникам особо благоприятные условия для текстологических и исторических штудий. Кто из филологов-древников не знает рукописного собрания Московской синодальной типографии (РГАДА, ф. 381), где, среди прочего, хранится Саввина книга, минеи и триоди XI–XII вв. и многое другое? О квалификации сотрудников библиотеки свидетельствуют составленные ими тома описей, о чем мы немного скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —1— Перевод жития св. Максима сделан по следующим текстам, помечаемым у нас буквами: А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134, – 5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским пе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евпатория. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский собор в Евпатории является одним из наиболее значительных осуществленных произведений архитектора А.О. Бернардацци. Величественный православный храм во имя святого Николая был заложен 11 июля 1893 г. в память об освобождении Евпатории от англо-турецких войск во время Крымской войны. Собор строился по 1899 годы и выполнен в «византийском стиле». Это один из наиболее обширных по своим размерам храмов, вместимостью 2000 человек. В храме устраивалось три придела – св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского и ап. Иакова Зеведеева. Обширное внутреннее пространство перекрывает огромный купол, опирающийся на многогранное основание. Грани освещаются благодаря окнам эркеров, перекрытых полукуполами. Главный вход в храм выделен продолговатым двухэтажным тамбуром, увенчанным колокольней и небольшим куполом. Гармоничное сочетание купольных перекрытий и иерархическое соподчинение объемов придают собору необыкновенную цельность и композиционную завершенность. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой. Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX вв. эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX вв. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.

http://sobory.ru/article/?object=07479

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010