Среди ее членов - архит. В. М. Борин, В. М. Васнецов (см. ст. Васнецовы ), диак. Виноградов, Глазунов, Гурьянов, прот. И. Ф. Мансветов, прот. Н. А. Скворцов. Члены комиссии продолжили работу по осмотру и систематическому описанию памятников церковной старины, хранившихся в приходских, соборных и монастырских храмах Москвы и Московской епархии. В 1904-1911 гг. опубликованы 4 т. «Трудов» комиссии. В 1870 г. возник Отдел распространения духовных нравственных книг, который находился под покровительством имп. Марии Александровны. Задача отдела состояла в распространении книг и брошюр духовного содержания в отдаленных от столиц местах в больших объемах и по невысокой цене, а часто и бесплатно. В 1872 г. отдел распространял издания в Архангельске и Усть-Сысольске, Бессарабии, Кавказском крае и Кубанской обл., в губерниях Сибири и Забайкальской обл. В 1878 г. рассылка книг осуществлялась в Акмолинскую и Амурскую области, Бакинскую, Бессарабскую, Варшавскую губернии, Дагестанскую обл., Енисейскую губ., Забайкальскую обл., Иркутскую, Олонецкую, Тифлисскую губернии, Сыр-Дарьинскую обл. и др. (всего в 219 мест). К 1894 г. лит-ра распространялась уже по 261 адресу. Отдел не только высылал лит-ру правосл. населению, но и распространял ее по различным духовным миссиям РПЦ. По просьбе игум. (впосл. митрополит, свт.) Макария (Невского) книги были отправлены в Улалинский стан, издания высылались рус. миссионерам в Китай, Америку, на Сахалин, в Японию. Среди председателей отдела - свящ. В. П. Рождественский (с 1870), свящ. С. С. Гречанинов, прот. С. В. Страхов ( Извеков. 1913. С. 226. Примеч. 1). Среди действительных членов отдела - архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), князья Н. П. и С. М. Голицыны, И. С. Аксаков , К. П. Победоносцев , Н. Ф. Самарин. Почетными членами отдела в разное время состояли вел. кн. Константин Николаевич, вел. кнг. Александра Петровна, вел. кнг. Мария Александровна, митр. Платон (Городецкий) и др. В 1872-1880 гг. существовал Санкт-Петербургский отдел, учредителем к-рого стал вел.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

Этот призыв вызвал большой резонанс в обществе. В апр. 1906 г. Н. вместе с митр. Владимиром (Богоявленским) участвовал во 2-м Всероссийском съезде русских людей в Москве. С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский), первенствующий член Синода, был недоволен тем, что Н. вносит «и в проповеди и в печатные статьи политику». Он настоял на переводе Н. из Москвы. 22 авг. 1906 г. Н. назначен правящим епископом в Вологодскую и Тотемскую епархию. В Вологде он стал почетным председателем местного отдела Союза русского народа . С 31 янв. 1907 г. член Гос. совета от Синода. На заседаниях Совета Н. отстаивал интересы правосл. Церкви и монархические идеи. С 1 янв. 1908 г. член Синода. В 1909 г. в качестве почетного члена МДА был организатором и председателем I Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре, состоявшегося 5-13 июля 1909 г. В основном докладе председателя съезда Н. сказал: «Монашество наше в духовном отношении все более и более опускается, и становится страшно за ту великую идею, за тот святой идеал, носителем коего должно быть иночество ( Серафим (Веснин), иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. М., 1999. С. 49). Съезд выдвинул ряд предложений для исправления монашеской жизни. В 1911-1912 гг. Н. состоял членом совета Русского собрания. 29 мая 1912 г. уволен по болезни от управления епархией, но оставлен членом Синода. В 1913 г. возведен в сан архиепископа. 4 апр. того же года назначен председателем синодального Издательского совета. В янв. 1913 г. включился в борьбу против имяславия , направив на Афон послание, в к-ром призывал святогорцев отказаться от чтения кн. «На горах Кавказа» схим. Илариона. Он предупреждал рус. афонитов, что если они не подчинятся решению К-польского патриарха и российского Синода, «то греки отнимут у русских и монастыри, обвинив их в ереси» (Начала, 1998. М., 1998. 1/4: Имяславие. Вып. 2. С. 248-250). Затем по поручению Синода Н. вместе с Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) и С. В.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) . Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г. Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря , обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр ( Кулябка ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф , еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры , архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей ).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Согласно афонской общежительной традиции, Н. м. возглавлялся игуменом, к-рого избирали из числа братии Пантелеимонова мон-ря или Н. м. и к-рый затем управлял обителью пожизненно. Монашеская жизнь основывалась на послушании и старческом духовном руководстве. Все необходимое иноки получали от обители, и им запрещалось иметь что-либо из личной собственности. Мн. насельники Н. м. известны благочестием и монашескими подвигами, в т. ч. духовно-просветительными и лит. трудами, среди них схиархим. Иерон, архим. Иларион, иеросхим. Митрофан (Гвоздев (по нек-рым док-там, Яковлев); в мантии Мелетий), иеросхим. Пантелеимон (Котельников), схимонахи Иннокентий (Чернояров), Иларий (Кожевников) и др. Скит и подворья В марте 1885 г. мон-рю был передан древний храм Успения Пресв. Богородицы в Пицунде (реставрировался в 60-х гг. XIX в.) «с принадлежащими ему постройками и наделами»; учрежден как Пицундский скит. Храм отремонтирован новоафонской братией, снабжен церковной утварью и 3 сент. 1885 г. торжественно освящен архиепископом Карталинским и Кахетинским Павлом (Лебедевым), экзархом Грузии, в присутствии главноначальствующего на Кавказе. В 1896 г. в Пицундском скиту находилось 65 чел. братии; в 10-х гг. XX в. в нем имелись большой келейный корпус, трапезная и необходимые службы. Пицундский скит закрыт после 1917 г. Успенский собор сохранился; в 1975 г. он был переоборудован в концертный зал. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Мон-рь имел подворье в С.-Петербурге (архит. Никонов). Главный престол его храма, в честь Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1888 г. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским) и епископом Ладожским Митрофаном (Невским) в сослужении игум. Иерона и духовенства. В 1912 г. на подворье проживали до 50 иноков из братии Пантелеимонова мон-ря и Н. м. Среди святынь особенно почитались чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Избавительница». В 1919 г. храм подворья стал приходским, остававшиеся там монахи в 1923 г. выселены из келий, нек-рые подверглись репрессиям. Храм закрыт в 1930 г.; впосл. архитектурный комплекс подворья был значительно перестроен, часть его снесена.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Схимник. Благовещенский Керженский единоверческий мон-рь. Фотография М. П. Дмитриева. 1897 г. В 60-х гг. XIX в. к Е. присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: еп. Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов) , еп. Коломенский Пафнутий (Овчинников) , впосл. вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого мон-ря Иоасаф, архидиак. Филарет, иеродиак. Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывш. еп. Тульский, и протодиак. Кирилл, затем Иустин, еп. Тульчинский, архим. Викентий, священноинок Козьма и иеродиак. Феодосий. В 1868 г. к Е. присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднев), ставший настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к Е. присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из Е. в старообрядчество в либеральное царствование Александра II Николаевича . Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ) Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ) Во 2-й пол. XIX в. единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, не только предлагавших изменение отдельных пунктов правил 1800 г., но и коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Е. В 1864 г. был составлен проект переустройства Е. во Всестарообрядческую церковь, куда вошли бы также старообрядцы - поповцы и беспоповцы , с полной, независимой от Святейшего Синода старообрядческой иерархией (ее частью должна была стать в т. ч. Белокриницкая иерархия , но ее епископам не дозволялось бы участвовать в хиротониях). Авторами проекта были единоверцы московский купец И. И. Шестов, казанец А. Петров, екатеринбуржец Г. Казанцев и с.-петербургский единоверческий свящ. Иоанн Верховский. Проект был изложен во Всеподданнейшей записке от единоверцев Москвы и др. городов и в прошениях московских и екатеринбургских единоверцев на Высочайшее имя. В том же году Казанцев, не признававший Белокриницкую иерархию, вместе с единомышленниками подал отдельное прошение на Высочайшее имя с просьбой о даровании епископов только единоверцам. На все просьбы последовал отказ с воспрещением подавать в будущем подобные прошения.

http://pravenc.ru/text/Единоверие.html

Антоний Храповицкий)… . Правда, эти слова сказаны немного позже, в 1896 г., но они могли быть сказаны и раньше… Здесь пастырская ревность резко сталкивается и расходится с официозным и официальным неверием… С середины 80-х годов уже очень заметно это пастырское пробуждение, обновление пастырского идеала… Раньше всего это сказалось в Петербургской академии, когда Янышев был заменен в должности ректора Арсением Брянцевым, впосл. архиепископом Харьковским. Инспектором академии был переведен из Казани, тогда еще архимандрит, Антоний Вадковский (1846–1912), впосл. митрополит Санкт-Петербургский. Это был человек большой сердечной отзывчивости и благожелательства. Вокруг него собирается кружок ревнителей иноческого подвига, т. наз. «дружина». После двадцатилетнего перерыва вновь начинаются пострижения в студенческой среде. Аскетический идеал при этом внутренне срастается с пастырским призванием, это было новой чертой. В этом порядке и могло быть оправдываемо монашество «ученое», внемонастырское (срв. статью Антония Храповицкого, «О монашестве ученом», 1889 г.)… Первое пострижение в Петербургской академии относится к 1884-му году. Пострижен был Михаил Грибановский (1856–1898), впосл. епископ Таврический. Теперь его назвали бы «белым иноком». Это в особенности относится к его книге «Над Евангелием». В ней так много какого-то весеннего света. Очень живое и острое чувство соборности. Она не снизу, от человеческого соглашения, но сверху, как отблеск Триединства. «Отсюда ее безусловный авторитет: не сама по себе соборная внешняя форма, но Дух Святой, ясно в ней проявляющейся Своими дарами и внушениями. Соборность есть высший безусловный авторитет после Христа, как форма проявления и средство проявления Святого Духа». И еще характерно для Михаила его религиозное восприятие природы. Вера открывает в природе новое совершенство, не улавливаемое внешним рассеянным сознанием. «Земля прейдет в своей грубой материальности, но ее формы жизни, отражающие вечную красоту Бога, останутся, чтобы в своем обновленном расцвете еще громче и гармоничнее славить Господа и услаждать наши духовные очи и сердца. Природа есть та обновленная земля, в которую мы войдем владыками с победителем Иисусом, — войдем воскресшими и обновленными, как Ангелы Божии…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1821-1843 гг. епархия находилась под упр. митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) . Митрополит нечасто бывал в Новгородской губ.: в 1824 г. приезжал на месяц, в 1834 г.- на 20 дней для осмотра результатов ремонта в Софийском соборе и обозрения церквей и мон-рей, в 1836 г.- на 20 дней по епархиальным делам. Во время его управления произошли нек-рые изменения в новгородских мон-рях: в 1822 г. было добавлено 13 монашеских вакансий в Кирилловом Новоезерском мон-ре, в 1826 г.- 5 вакансий в Сырковом жен. мон-ре, в 1827 г. назначен денежный оклад Филипповой Ирапской пуст., в Юрьевом мон-ре был введен общежительный устав, к нему была приписана ц. Рождества Пресв. Богородицы бывш. Перынского мон-ря; в 1830 г. Преображенский муж. мон-рь в Ст. Руссе причислен ко 2-му классу, в Юрьевом мон-ре было учреждено 17 больничных вакансий; в 1832 г. было испрошено из казны ежегодное пособие для Кириллова Белозерского мон-ря (1 тыс. р.) и Антониева мон-ря (500 р.) (Там же. С. 165-169). 21 апр. 1828 г. территория Олонецкой губ. отделена от Новгородской епархии и выделена в самостоятельную Олонецкую епархию. Улучшилось финансовое положение Новгородской епархии: в частности, свечной доход за 1830-1831 гг. вырос более чем в 2 раза (до 27,8 тыс. р.). Серьезное участие в управлении епархией принимал еп. Старорусский Тимофей (Котлерев ; 1827-1834; впосл. архиепископ), неоднократно совершавший ее объезды, осуществлявший надзор за деятельностью архим. Фотия (Спасского) в Юрьевом монастыре и др. В 1834 г., при настоятельнице игум. Максимилле (Шишкиной), к 1-му классу был причислен новгородский женский Духов монастырь. Фактически самостоятельно в связи с болезнью митр. Серафима управлял Новгородской епархией еп. Старорусский свт. Феодотий (Озеров ; 1837-1842; впосл. архиепископ). Неоднократно (в янв.- февр. 1843 до приезда в С.-Петербург нового архиерея, в 1845-1846 и в 1848) управление епархией временно вверялось еп. Старорусскому Леониду (Зарецкому; 1843-1850).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Значителен вклад Н. в благоустройство Александро-Невской лавры. В 1853 г. была создана комиссия для ревизии церковного имущества обители, составлены новые описи, положено начало описанию достопримечательностей лавры и собиранию материалов по ее истории, учреждена комиссия для описания древностей новгородских, деятельности к-рой Н. уделял особое внимание. Под его руководством в 1853 г. составлены жизнеописание св. блгв. кн. Александра Невского и акафист ему. По настоянию Н. подготовлены биографии митрополитов С.-Петербургских Амвросия (Подобедова) и Гавриила (Петрова). Составленное архим. Макарием (Миролюбовым) «Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского» (СПб., 1857) было издано на средства Н. Н. приложил много усилий и к благоустройству б-ки Александро-Невской лавры, которая к сер. XIX в. состояла из небольшого собрания книг на слав., рус. и иностранных языках, не имела правильного каталога - книги лежали в беспорядке в тесном отдаленном помещении без использования. По распоряжению Н. в окт. 1853 г. была создана комиссия для приведения б-ки в надлежащий порядок и составления нового каталога. В комиссию вошли назначенный библиотекарем лавры иером. Филипп, иером. Амвросий и библиотекарь С.-Петербургской ДС П. И. Карашевич . Б-ка была переведена в башню на юж. стороне лавры, где ранее хранились книги семинарской б-ки. В июне 1854 г. Н. пожертвовал для новообустроенной б-ки 647 изданий на рус. и иностранных языках, а также коллекцию памятников древности (старопечатные книги, рукописи, грамоты, медали, монеты), впосл. завещал ей свой архив. Указом от 1 сент. 1855 г. Синод объявил Н. «совершенную признательность» за попечительство о благоустройстве лавры (Там же. Л. 184-184 об.). Бумаги Н. были впосл. переплетены в 11 томов большого формата: 7 из них содержат Слова и поучения на праздники и др. случаи, 3 тома включают материалы по духовно-педагогической и архипастырской деятельности ( Богданова. 2013. С. 286-306). В изданные на следующий год после кончины Н. «Избранные слова и речи» вошли его поучения с 1816 по 1849 г.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Основные документы, касающиеся выхода в свет первых печатных нотных книг, хранятся в РГАДА, в фонде конторы Московской Синодальной типографии. Первыми изданиями (в 1772) стали «Ирмологий знаменного роспева, обдержай вся ирмосы осмогласника, Вл[а]д[ы]чних же и б[о]гоматере праздников и всего лета», «Октоих или осьмогласник знаменного роспева, содержащий в себе возследование воскр[е]сные службы с б[о]городичны всея седмицы», «Праздники, сиесть избранные на г[о]с[под]ския и Б[о]городичные дни стихиры знаменного роспева», «Обиход церковный нотного пения разных роспевов» и «Азбука начального учения простаго нотного пения, содержащагося на цефаутном ключе»; в 1778 г. был издан «Сокращенный Обиход» (который предваряла «Азбука...»). В 1798 г. был опубликован «Опыт ирмолойного пения... в Белогородской духовной семинарии», представлявший собой дополненное и откомментированное издание «Азбуки...». В подготовке и корректуре издания принимали участие еп. Тверской Гавриил (Петров) (бывший корректор Синодальной типографии, впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский), Афанасий Приклонский (корректор), Петр Андреев (синодальный певчий и иподиакон), Иван Никитин (синодальный певчий и иподиакон), Иван Тимофеев (в 1724-1803 регент Синодального хора или синодальный певчий), Сергей Максимов (синодальный иподиакон), Андрей (певчий), Яков Лавлинский (троицкий певчий), Петр Синковский (троицкий певчий), Иван Иванов (переплетчик), Сергей Котельников (синодальный певчий), Иван Щаболовский (синодальный певчий), Василий Васильев (синодальный певчий), Михайло Петров (певчий). Осипов и Приклонский сверяли текст нотных книг с текстом книг ненотных, составили выходные листы. Изданные книги продолжали традиции рукописных певч. книг XVIII в., но отличались наличием гравированной рамки и написанием слов без титл и выносных букв. Все книги, изданные в 1772 г., имеют специальные заглавия. «Сокращенный Обиход нотного пения» 1778 г. такового не имеет (название приводится по выходным данным), его заголовком служит название одной из частей: «Всенощное бдение». Эти книги впосл. много раз переиздавались (см.: Захарьина. 2003. С. 173-175).

http://pravenc.ru/text/293876.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010