Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Цикура (ок. 1887, Кобелякский у. Полтавской губ.- 6.02. 1918, Омск), мч. (пам. 24 янв., в Соборе святых Омской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). К нач. 1918 г. был келейником и экономом архиерейского дома при Омском и Павлодарском еп. сщмч. Сильвестре (Ольшевском ; впосл. архиепископ). После того как 4 февр. 1918 г. в Омске состоялся крестный ход представителей от приходов всех городских церквей, к-рый возглавил еп. Сильвестр, через день, в ночь на 6 февр., к архиерейскому дому подступил отряд матросов. По распоряжению Н. на соборной колокольне ударили набат. Во время ареста епископа Н. был убит выстрелом в голову командиром отряда. 9 февр. 1918 г. во Всехсвятской кладбищенской ц. прот. Михаил Орлов совершил отпевание Н. Похоронен Н. на городском Казачьем кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Лит.: Большевики и Церковь: Доклад прот. В. Садовского ВЦУ в г. Омске. Омск, 1919. С. 12-26; Дамаскин. Кн. 4. С. 113; ЖНИР: Янв. С. 220. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2565896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков; † 8/21.02.1918, Пермь), мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в Осинском у. Пермской губ. в благочестивой крестьянской семье. Отец А. скончался послушником в Белогорском Свято-Николаевском мон-ре Пермской епархии. Вместе с братом Владимиром (впосл. иеродиак. Евфимий) А. поступил послушником в тот же мон-рь, принял иноческий постриг. 21 февр. 1918 г. А. вместе с братом был зверски замучен большевиками на берегу Камы. 2 июля 1998 г. канонизирован как местночтимый святой Пермской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 19-20; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 622. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/64626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕСТНИК ЗАПАДНОЙ РОССИИ» (до 1864 «Вестник Юго-Западной и Западной России»), ежемесячный лит. и исторический журнал, издавался археологом и историком К. А. Говорским с июля 1862 г. в Киеве (при киевском Братском мон-ре ), в 1864-1871 гг.- в Вильне. Основная цель издания - защита Православия, борьба с польск. влиянием и католичеством на западнорус. землях, противодействие распространению атеизма, проявлениям укр. национализма и сепаратизма. «Вестник» имел 4 раздела. В 1-м разд. преимущественно публиковались документы по истории правосл. Церкви, унии, борьбы Православия с католичеством на территории Белоруссии и Украины. 2-й разд. составляли статьи, по большей части посвященные истории западнорус. земель (среди авторов - Говорский, П. Бобровский, И. Г. Кулжинский и др.). Материалы 3-го разд. посвящены вопросам совр. церковной, гос. и политической жизни. В 4-м публиковались худ. произведения и хроника. В 1864 г. Говорский, столкнувшись с финансовыми трудностями по изданию журнала, перенес редакцию в Вильну, где нашел поддержку у генерал-губернатора гр. М. Н. Муравьёва, к-рый считал, что после Польского восстания 1863-1864 гг. в зап. губерниях Российской империи остро ощущалась необходимость в периодическом издании такого направления. В Вильне «В. З. Р.» публиковал материалы по истории, этнографии, общественно-церковной жизни преимущественно белорус. земель. На страницах журнала обсуждались вопросы народного образования в Зап. крае, российского землевладения в Белоруссии как средства борьбы с польск. влиянием. В 1865 г. в С.-Петербурге для журнала помощником начальника Синодального архива Н. И. Григоровичем были сняты копии с древних документов из архива западнорус. униатских митрополитов (ок. 289 листов), частично опубликованные в издании. Среди сотрудников журнала в этот период были П. В. Кукольник, И. Эремич, Бобровский, М. А. Максимович, А. Корева и др. Радикальность нек-рых статей «В. З. Р.» вызывала негативное отношение к журналу, особенно со стороны прессы либерального направления (газет «Весть», «С.-Петербургские ведомости», «Новое время»). К кон. 60-х гг. читательский интерес к журналу упал, его издание прекратилось после смерти Говорского († 17 июня 1871). «В. З. Р.» является ценным сборником материалов по церковной и гражданской истории Литовского великого княжества, Речи Посполитой, Украины и Белоруссии, мн. опубликованные в нем документы впосл. были утрачены. Лит.: 50-летие Высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода, 1865-1915: Ист. записка. Пг., 1915; Цьbikebiч А. Западно-руссизм: Нарысы з ricmopыi грамадзкай мыcьлi на Бeлapyci у XIX i пачатку XX в. Mihck, 1993. Г. Э. Щеглов Рубрики: Ключевые слова: «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г.

http://pravenc.ru/text/158252.html

9 февр. 1908 г. митр. Антоний ходатайствовал о перемещении 2-м викарием С.-Петербургской епархии с титулом епископа Нарвского Тихвинского еп. Феодосия (Феодосиева ; впосл. архиепископ), викария Новгородской епархии, как значится в машинописном подлиннике представления (РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Л. 7). Однако указанное в документе имя епископа вычеркнуто и рукой митрополита заменено именем викария Костромской епархии Кинешемского еп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит). Очевидно, выбор еп. Никандра, утвержденного епископом Нарвским 15 февр. 1908 г., был сделан митр. Антонием под давлением. Об этом вспоминал обновленческий деятель Вениамин (Муратовский) , сам бывший на рубеже XIX и XX вв. викарием митр. Антония: «Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра... [и тот] сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки». 15 апр. 1908 г. еп. Никандр впервые возглавил крестный ход с.-петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру «архиерейским шествием». 28-29 июня того же года совершал юбилейные богослужения в Нарве по случаю 200-летия освящения Спасо-Преображенского собора как правосл. храма с крестным ходом вокруг старого города. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1909) и св. Анны 1-й (1912) степени. В 1910-1912 гг., в периоды отъездов митр. Антония в Кисловодск на лечение, временно управлял столичной епархией. 20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским; напутственный молебен у мощей св. Александра Невского 11 апр. отслужил Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). 20 марта 1914 г. епископом Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии, был назначен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Геннадий (Туберозов) . Он был награжден орденами св. Анны 1-й (1915) и св. Владимира 2-й (1916) степени. С 14 июня 1917 г.- 2-й викарий епархии, с лета 1918 г.- 1-й викарий. Вошел в состав Петроградской синодальной конторы, открывшейся 10 авг. 1917 г. 5 окт. 1917 г. в Петропавловской ц. Петроградского ун-та еп. Геннадий отпевал ее настоятеля, профессора прот. В. Г. Рождественского. В отсутствие митр. Вениамина на еп. Геннадия возлагалось временное управление Петроградской епархией. 2(15?) февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. В это же время РСФСР по Тартускому мирному договору от 2 февр. 1920 г. отказалась от прав на Эстонию, которой отходила и Нарва.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

Н. Голицына. К ней принадлежали: архиепископ (впосл. знаменитый митрополит) Московский Филарет, не менее знаменитый Сперанский, преосв. Григорий Постников , тогда Викарий Петербургский и ректор С. Петерб. духовной академии (впосл. митрополит С.-Петерб.) и друг. лица. Другая партия была Аракчеевская. В ней принадлежали, кроме самого графа Аракчеева, митрополит С.-Петербургский и первенствующий член Св. Синода Серафим Глаголевский, новый министр народного просвещения Шишков, известный архимандрит Фотий Спасский и др. лица... Хотя первая партия, с падением министерства духовных дел Голицына (15 мая 1824 г.), потерпела большое поражение, – но все же она ещё имела значительную силу. Поэтому другая партия вызвала в С.-Петербург – на помощь себе –Киевского митрополита Евгения... Вот в первом письме Евгения в Киев – от 25 фев. 1825 г. к казначею Серафиму излагаются интересные сведения, как после приезда Евгения в Сиб., ухаживали за ним члены этой второй партии: митрополит Серафим, министр Шишков и граф Аракчеев... Во втором письме Евгения – от 7 марта 1825 г. – заключается также интереснейшее известие о том, что 1 марта Государь Александр I призвал Евгения в кабинет свой вечером и беседовал с ним, посадив его, полтора часа, весьма милостиво 4 . На получаемых от м. Евгения письмах, игумен Серафим делал пометы о времени получения их, а также – записывал здесь иногда свои мысли и чувствования по поводу писем. Впоследствии же – на письмах из С.-Петербурга он стал писать начерно и свои ответы м. Евгению, иногда очень обширные. Таким образом сохранилось и много ответных писем самого игумена Серафима, и мы нашли нелишним помещать и их – рядом с письмами Евгения... Ибо и они имеют своеобразную историческую прелесть... Кроме внешней своей формы – слога и изложения (с употреблением иногда простонародных слов – наприм. эсти вместо эти, ево вм. его–и т. п.), письма Серафима замечательны и по внутренней своей стороне: они дышат какою-то детскою наивностию и простодушием, проникнуты глубокою, благоговейною любовию и привязанностию к м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Решение императора поддержала Русская Православная Церковь: Синод выпустил воззвание, к-рое вслед за манифестом читали во всех храмах страны. В нем подчеркивалась связь происходивших событий с Великой Французской революцией, во время к-рой «ослепленный мечтою вольности» франц. народ казнил законного кор. Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, к-рые последовали за Францией. Имп. Наполеон I именовался «властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», к-рый «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку». О. в. осознавалась как «искушение», нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться «в уповании на Промысел». Церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: «Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15). В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, происшедший 25 июля 1812 г. в Тамбове во время заседания местного дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский ; впосл. митрополит), совершив литургию, в полном облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией Матери, за честь и славу великого монарха нашего готовы победить или умереть». Епископ первым внес 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию». Положения воззвания Синода нашли отражение и развитие в речах церковных иерархов, в проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Огромной популярностью пользовались речи выдающихся проповедников того времени митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) и еп. Дмитровского Августина (Виноградского ; впосл. митрополит), временно управлявшего Московской епархией «до выздоровления» митр. Московского Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Определением Синода от 24-26 мая 1889 г. Н. был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии, считавшейся в то время «неспокойной». В числе недостатков ее воспитанников Н. называл плохую посещаемость уроков и служб, склонность к чтению недозволенных книг и отсутствие «чувства легальности, долга» или того, что есть закон, при котором не все возможно, что хочется (Там же. 1898. С. 110). В качестве примера развитого «чувства легальности» Н. приводил школьное воспитание в Англии, к-рое формирует характер нации. Н. ввел правила для семинаристов. По поручению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева ; впосл. митрополит С.-Петербургский) заботился об открытии церковноприходских школ, в 1888 г., положив в основу систему Н. И. Ильминского , разрабатывал систему преподавания для начальных церковных школ, которая успешно действовала на Кавказе 12 лет. Свой педагогический опыт Н. впосл. использовал в Америке, в Варшавской епархии, о своих успехах рассказывал в Гос. совете при обсуждении вопроса о языке преподавания в начальных инородческих школах (Речь в Государственном Совете о гос. языке в начальных инородческих школах//Варшавские беседы и речи. 1913. Вып. 5. С. 7-8). 16 сент. 1890 г. открыл церковноприходскую школу при тифлисской ц. Кашвети, в 1891 г.- тифлисскую дидубийскую церковноприходскую школу. При открытии образцовой 2-классной церковноприходской школы в тифлисском в честь Преображения Господня монастыре 28 окт. 1890 г. Н. говорил о необходимости заниматься в монастырях не только хозяйственной, но и просветительской деятельностью. «Для монахов после молитвенных подвигов школьное дело - это самое благородное и душеспасительное занятие. Жить не для себя только, но и для блага других; трудиться не для своего только спасения, но и для спасения ближних,- это должно быть священною обязанностью и непременным долгом не для белого только духовенства, но и для черного монашествующего» (Речь при открытии образцовой церковно-приходской школы в тифлисском Преображенском монастыре//Несколько поучений и речей. 1898. С. 122-123). Н. был председателем братства ап. Андрея Первозванного, цензором проповедей духовенства г. Тифлиса, с 1889 г.- членом Общества восстановления православного христианства на Кавказе , редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата» . Дружил с археологом Д. З. Бакрадзе и меценатом кн. И. Г. Амилахвари. 31 дек. 1889 г. Н. постриг в монашество кн. Б. П. Туркестанова (см. Трифон (Туркестанов) , архиеп. Дмитровский; Речь, сказанная иноку Трифону (в мире кн. Б. Туркестанову) после обряда пострижения//Несколько поучений и речей. 1898. С. 103-105). В 1891 г. Н. вызвали в С.-Петербург для священнослужения.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859). При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев ; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа» , предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован).

http://pravenc.ru/text/166676.html

1 июля 1860 г. И. был назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским, первенствующим членом Синода. Назначение состоялось по рекомендации кн. Барятинского и царского духовника прот. В. Б. Бажанова , но вопреки пожеланиям обер-прокурора гр. А. П. Толстого и свт. Филарета (Дроздова). Среди недоброжелателей И. были архиеп. Платон (Городецкий) , считавший, что митрополит мало внимания уделяет церковным реформам, митр. Арсений (Москвин) и с.-петербургский ген.-губернатор светлейший кн. А. А. Суворов-Рымникский. 11 авг. 1860 г. И. прибыл в столицу и был встречен у ворот лавры викарием еп. Ревельским Леонтием (Лебединским ; впосл. митрополит). Встреча носила скромный характер, и, как указывал митр. Леонтий, И. «приехал в Петербург с предубеждением против епархиальной администрации» ( Леонтий (Лебединский). Мои заметки и воспоминания. 1914. С. 70). Первую литургию И. служил 14 авг. в Исаакиевском соборе. В 1861 г. возглавил торжества открытия мощей свт. Тихона Задонского. На родине святителя в Валдайском у. основал Короцкую во имя свт. Тихона Задонского общину с больницей и уч-щем. На юбилейных торжествах в Новгороде (1862) отслужил молебен и освятил памятник «Тысячелетие России». В 1862 г. И. ходатайствовал перед императором о назначении на должность обер-прокурора Синода кн. С. Н. Урусова, однако пост получил А. П. Ахматов . С 17 янв. 1863 до янв. 1872 г. И. как первоприсутствующий в Синоде возглавлял церковно-гос. орган - Присутствие по делам правосл. духовенства. Еще до его офиц. открытия, в кон. 1862 г., И. писал свт. Филарету, что введение Синода в полном составе в Присутствие обеспечит большинство за иерархией и позволит блокировать решения «светских», а важнейшие вопросы можно предварительно обсуждать в «домашних собраниях». Среди основных целей Присутствия - разработка преобразований в Церкви, соответствующих эпохе великих реформ, поддержка духовенства, особенно в Западном крае. Состоялись 72 заседания (в т. ч. с участием министра внутренних дел П. А. Валуева), к-рые обычно проходили в митрополичьих покоях в лавре. Последнее заседание состоялось в дек. 1881 - янв. 1882 г. (официально Присутствие было закрыто в февр. 1885).

http://pravenc.ru/text/674896.html

Будучи благочинным монастырей С.-Петербургской епархии, И. за короткое время добился устранения 3 настоятелей Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря , но отстоял перед митрополитом игуменью староладожского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Много лет И. был попечителем с.-петербургского Воскресенского Новодевичьего мон-ря, постриг в монахини большинство сестер обители. По инициативе и при участии И. была устроена дочерняя по отношению к Новодевичьему мон-рю обитель во имя св. равноап. Марии Магдалины близ мызы Вохоново Царскосельского у. В связи с трудностью исполнения послушания благочинного в ведении И. С.-Петербургский митрополит Исидор оставил только Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь . Почти не покидал Троицкую пуст., только в сент.-окт. 1881 г. совершил поездку в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, на свою родину и в Николо-Бабаевский мон-рь, где был похоронен свт. Игнатий (Брянчанинов). В том же году в С.-Петербурге было опубликовано «Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова», основной вклад в подготовку к-рого внес И. При И. Троицкая пуст. стала одним из центров связи РПЦ с юж. славянами. Здесь принимали изгнанников-сербов, в т. ч. архим. Савву (Косановича; впосл. митрополит Дабро-Босанский), митр. Сербского Михаила, архим. Дутича. И. пожертвовал в храм г. Босна-Сарай (ныне Сараево, Босния и Герцеговина, 1876) иконостас, написанный проживавшим при мон-ре худож. Колчиным, 73 иконы, образ прп. Сергия Радонежского, запрестольный крест и хоругви. И. получил от кн. черногорского Николы I орден св. Даниила I. В письме серб. митрополиту И. отмечал: «Не много мы ждем к облегчению участи наших братьев от пресловутой европейской цивилизации, так велегласно проповедующей о гуманности и равнодушно допускающей в недрах своих открытое разбойничество мусульманских фанатиков и душегубство христиан» («Ты мой Бог». 2000. С. 88). В 1885 г. И. отслужил соборную панихиду по павшим в братоубийственной войне болгарам и сербам. В июне 1884 г. И. принял в обители делегацию японцев, в беседе с которыми объяснял отличие Православия от католичества. Состоял в переписке с абиссинцами и принимал их в мон-ре. Иногда И. упрекали в излишней строгости. Так, он отказался посетить праздник в честь дня рождения в семье духовных чад, когда узнал, что они в Великий пост пригласили в дом фокусника. В 1859 г. не допустил в церковь имама Шамиля. Известен отзыв И. о лютеранах: «Лютер плохой садовник. Очищая дерева, обрезывая ветви, не приносящие плодов, подрезал и корни дерева. Если он соблазнился на католическую церковь, то следовало ему поискать Церковь, установленную Самим Спасителем нашим». И., не вынимая за протестантов частиц на проскомидии, однако, служил заупокойные богослужения по инославным, хоронил в обители представителей нек-рых лютеран. семей (герцогов Ольденбургских, Штакеншнейдеров, гр. Баранова). Был известен выступлениями против учения Л. Н. Толстого и пашковцев, против спиритизма как «бесовского наваждения».

http://pravenc.ru/text/293461.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010