Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920/кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским , впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии. В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге. В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства. В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век» , «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. издание С.-Петербургской епархии, выходившее в 1895-1917 гг. До 1895 г. текущие офиц. сведения по епархии выборочно печатались на страницах журналов «Духовная беседа» (1858-1876) и «Церковный вестник» (с 1875). В 1895-1901 гг. «И. по С.-П. е.» выходили под одной обложкой с «Санкт-Петербургским духовным вестником» , издававшимся Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви . В 1 за 1895 г. в обращении «От редакции» (С. 3-5) сообщалось, что заботами С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) его епархия, «хотя и поздно, сравнительно с другими епархиями, получает, наконец, свой литературный орган». «И. по С.-П. е.» в первые годы существования фактически являлись офиц. частью «Санкт-Петербургского духовного вестника», но помещались не в начале, как офиц. отделы во всех епархиальных ведомостях, а в конце каждого номера (в 1895-1898 с отдельной пагинацией, потом с общей). «Известия» составляли незначительную часть «Вестника» и первоначально включали рубрики «Высочайшие распоряжения», «Распоряжения Святейшего Синода» и «Распоряжения епархиального начальства» (почти в каждом номере сообщалось о «наградах и движении по службе», о назначениях катехизаторов, о сборах и т. п., сведения помещались в т. ч. о зарубежном духовенстве, подведомственном С.-Петербургскому митрополиту). С 1898 г. здесь публиковались также отчеты и уставы епархиальных учреждений и благотворительных об-в, разрядные списки и объявления СПбДС и Александро-Невского ДУ, извлечения из журналов епархиальных съездов духовенства. Все остальные материалы, в т. ч. офиц. документы гос. и общецерковного значения (епархиальная хроника, некрологи и т. п.), печатались на страницах самого «Вестника». Редакторами журнала были свящ. (впосл. прот.) Философ Орнатский (с 1895 по 5 за 1901) и свящ. Павел Лахостский 6-52 за 1901). С 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «И. по С.-П. е.» (с 17/18 за 1914 г. выходили под названием «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина» , издававшемся Александро-Невским об-вом трезвости. В 1902-1914 гг. они выходили 2 раза в месяц (в 1903 - 23 номера). Редакторами были свящ. Александр Рождественский (1902-1905) и свящ. Петр Миртов (1903-1914). Издание состояло из офиц. и неофиц. отделов. В 1915-1917 гг. «Известия» вновь издавались Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви; они выходили еженедельно в качестве приложения к ж. «Воскресный благовест» под редакцией прот. Евгения Кондратьева и прот. Иоанна Слободского. Последний номер 51) вышел 23 дек. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/293860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964, Порхов Псковской обл.), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии. Из рабочей семьи. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический мед. ин-т. В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова , впосл. митрополит, ныне на покое). 12 марта 1988 г., во время учебы в институте, по благословению старца Псково-Печерского мон-ря архим. Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского . 15 янв. 1989 г. рукоположен Смоленским и Калининградским архиеп. Кириллом (Гундяевым , ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона. В том же году окончил мед. ин-т. 6 авг. 1989 г. был рукоположен во иерея и назначен штатным священником Никольского собора Калининграда. С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном Калининградской обл. 13 января 1991 г. назначен настоятелем Серафимовского храма в г. Светлогорске той же области. 17 ноября 1992 г. возведен в сан игумена. 5 мая 1993 г. переведен на должность настоятеля храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Калининграде. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде. 28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 янв. 2000 г. возведен в сан архимандрита. 6 февр. того же года архиерейскую хиротонию М. в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . М. руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка. Экстерном окончил С.-Петербургские духовные школы. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

http://pravenc.ru/text/2596405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЗЫЧЕСКУ [Музическу; молдав. Musicescu, Muzicescu; наст. фам. Музыченко] Гавриил Вакулович (20.03.1847, Измаил Бессарабской губ. (ныне Одесская обл., Украина) - 8.12.1903, Яссы Бессарабской губ. (ныне Румыния)), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. С детства пел в церковном хоре в Измаиле. В возрасте 13 лет при содействии архим. Мелхиседека (Стефанеску ; впосл. епископ Нижнедунайский) направлен в столицу Молдавии г. Яссы; в 1864 г. окончил Хушскую ДС, в 1866 г. (за 2 года) - Ясскую консерваторию (теория, сольфеджио, гармония, пение, игра на альте), одновременно пел в хоре Национального театра и в митрополичьем хоре. С 1866 г. преподавал пение в ДС в Измаиле, организовал архиерейский хор. В это время начал писать церковную музыку гармонического характера на румын. тексты с использованием румын. церковных напевов. Первым его произведением стала обработка песнопений литургии (Бухарест, 1869). В предисловии к сб. М. «Песнопения Божественной литургии» (Op. 3), изданному в 1870 г. в бухарестской тип. Йоана Карту, еп. Мелхиседек писал, что цель публикации - «облегчить распространение гармонических песнопений по церквям Румынии» (Кишиневские ЕВ. 1907. 38. С. 1232). В 1871 г. М. был принят в Придворную певческую капеллу «на казенный счет» для усовершенствования в церковном пении, изучал теоретические предметы под рук. проф. И. К. Гунке; по окончании (1872) получил аттестат 1-го разряда, дававший право обучать певчих и сочинять музыку для церкви; также посещал лекции в С.-Петербургской консерватории, по ходатайству директора капеллы Н. И. Бахметева был допущен до публичных экзаменов, выдержав которые, получил свидетельство. К этому периоду относятся теоретические труды М. «Скромная работа о церковной музыке» (1871) и «Наблюдения над гласами» (о ладовой природе церковных мелодий) ( Брязул. 1979. С. 152). По возвращении в Яссы М. получил место преподавателя гармонии в консерватории. Составил учебники по элементарной теории и сольфеджио с использованием церковных напевов и народных песен, одобренные Мин-вом просвещения Румынии для всех уч-щ и др. учебных заведений. В сент. 1901 г. был назначен директором консерватории.

http://pravenc.ru/text/2564324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Неофит (Осипов). Фотография. Нач. XX в. (Осипов Николай Александрович; 9.05.1875, г. Августов Сувалкской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи военного фельдшера. В 1891 г. окончил за казенный счет Холмское ДУ, в 1897 г.- Холмскую ДС, после чего поступил в СПбДА. Во время обучения в академии, 19 авг. 1900 г., был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сент. того же года рукоположен во диакона, а 14 мая 1901 г.- во иерея. 13 авг. 1901 г., по окончании СПбДА со степенью кандидата богословия, Н. был определен преподавателем гомилетики в Холмскую ДС. 1 июля 1902 г. получил назначение в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, 24 июля 1903 г. переведен смотрителем Тихвинского ДУ. 17 окт. 1905 г. Н. был назначен ректором Самарской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1905 по 1908 г. состоял цензором «Самарских ЕВ». Во время служения в Самаре он также состоял членом епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. 31 мая 1909 г. после неудачной пересдачи латыни воспитанник семинарии в нетрезвом виде совершил на Н. нападение с ножом. На заседании Синода от 24 нояб. 1909 г. член Учебного комитета М. И. Савваитский, ревизовавший Самарскую ДС, предложил перевести Н. на такую же должность в др. семинарию. Н. был назначен ректором Волынской ДС, однако в связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением он обратился к Волынскому архиеп. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит) с просьбой об увольнении с должности, поскольку «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 авг. 1911 г. Н. был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург и получил должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Синоде. 28 нояб. 1912 г. Н. также стал членом С.-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 г.- старшим членом того же комитета.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Герасим Яред, митр. Селевкийский Герасим Яред († 12.09.1899, сел. Эль-Каръау, совр. Ливан), митр. Селевкийский (г. Захла; Антиохийский Патриархат), церковный деятель и писатель. Правосл. араб из Сирии. В молодости принял монашество. В 1865 г. приехал в Россию для продолжения образования. Окончил Московскую семинарию, СПбДА (1869). В 1869-1873 гг. преподавал в С.-Петербургской семинарии и СПбДА греч. язык и историю Византии. Опубликовал ряд трудов церковно-исторического, богословского и публицистического характера. В 1871 г. принял рус. подданство и был произведен в сан иерея. С 1876 г. архимандрит, ректор Псковской семинарии, с 1881 г. ректор Рижской семинарии. Из-за конфликта с архиеп. Рижским Филаретом подал в отставку и уехал в С.-Петербург. В это время там находился представитель Иерусалимского Патриархата в России митр. Никодим, только что избранный в сан патриарха Иерусалимского. Г. Я. стал его секретарем и вместе с Никодимом отбыл в Палестину. Он был первым из правосл. арабов, кто получил столь серьезное образование и играл заметную роль в церковно-общественной жизни России и Ближ. Востока. Судя по всему, российские дипломатические и церковные круги связывали с ним определенные надежды на усиление рус. влияния в странах правосл. Востока. В 1885 г. он сопровождал в Дамаск новоизбранного Антиохийского патриарха Герасима, остался в Сирии и был возведен в сан митрополита Селевкийского. После отставки патриарха Герасима в 1891 г., когда обострилась арабо-греч. борьба за замещение Антиохийского престола, Г. Я. сначала примыкал к араб. партии, но впосл. перешел на сторону греч. кандидата, митр. Спиридона, избранного в конечном счете на Антиохийскую кафедру. Спиридон ненадолго удержался у власти, в дек. 1897 г. он был низложен Синодом при поддержке араб. паствы и российской дипломатии. Последовал новый виток борьбы за Патриарший престол. Арабо-греч. противостояние, в к-рое были вовлечены остальные вост. патриархи, тур. власти и иностранные дипломаты, осложнялось соперничеством между арабами, Г. Я. и митр. Мелетием (Думани), претендовавшими на Патриаршество. Хотя Г. Я. имел немалые шансы на победу благодаря своей близости к рус. консулу в Дамаске А. П. Беляеву, 15 апр. 1899 г. антиохийский Синод избрал патриархом Мелетия. Османские власти по настоянию К-польского патриарха опротестовали результаты выборов и потребовали провести их вторично. В этот кульминационный момент борьбы Г. Я. скоропостижно скончался. По одной из версий, он был отравлен араб. националистами, стремившимися любой ценой положить конец распре между араб. митрополитами, гибельной для национального дела.

http://pravenc.ru/text/164641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества . Основан по инициативе председателя об-ва Н. Я. Грота, издавался в 1889-1918 гг. с периодичностью 4-6 книг в год, всего вышло 142 книги (последняя в 1918). Издателем журнала первоначально был А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность Московского психологического об-ва. Тираж - ок. 1200 экз. С 1898 г. на обложке «В. ф. и п.» появилась надпись: «При содействии Санкт-Петербургского философского общества», но это содействие было почти номинальным. В 1889-1893 гг. редактором журнала был Грот, в 1894-1895 гг.- Грот и Л. М. Лопатин , в 1896-1897 гг.- Лопатин и В. П. Преображенский. В 1898-1899 гг. на титуле журнала было написано: «Под редакцией В. П. Преображенского, при непосредственном содействии Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина и кн. С. Н. Трубецкого и при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, С. С. Корсакова, А. А. Токарского, Н. А. Умова»; в 1900-1905 гг. журнал выходил «под редакцией кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, А. А. Токарского, Н. А. Умова». В 1905-1918 гг. журнал редактировал Лопатин. В программной ст. «О задачах журнала» (1889. 1. С. XIX) Грот писал, что рус. философия, «философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией. От самой красоты мы ждем «спасения», от истины - также», т. о., журнал имел нравственно-просветительскую и религиозно-философскую направленность. В той же книге помещен «Обзор статей философского содержания в русских духовных журналах за первую половину 1889 г.» иером. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит Киевский). В дальнейшем печатались обзоры журналов «Православное обозрение» , «Вера и разум» . Благодаря участию в издании таких философов, как Лопатин, Вл. С. Соловьёв , С. Н. Трубецкой и Е. Н. Трубецкой , «В. ф. и п.» стал первым «большим» философским журналом. В своих статьях эти авторы боролись с позитивизмом и материализмом. Лопатин опубликовал ст. «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» (1890. Кн. 5) и мн. др., Соловьёв - «Красота в природе» (1889. Кн. 1), «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897. Кн. 38), С. Трубецкой - «О природе человеческого сознания» (1889. Кн. 1; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 6, 7), «Основания идеализма» (1896. Кн. 31-35), «Религиозный идеал евреев» (1898. Кн. 44), Е. Трубецкой - «Философия христианской теократии в V в. Миросозерцание блаженного Августина в его генезисе» (1891. Кн. 9, 10; 1892. Кн. 13, 14), «Смысл жизни (Теодицея)» (1918. Кн. 141/142).

http://pravenc.ru/text/155238.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010