22 янв. 1918 г. митр. Вениамин в сослужении викарных епископов Прокопия (Титова) и Артемия (Ильинского ; впосл. архиепископ) в присутствии 25 священников совершил заупокойную литургию по П., в тот же день его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, за алтарем Тихвинского кладбищенского храма. 31 марта 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) совершил в храме Московской ДС заупокойную литургию по первым мученикам, в числе которых был П. В 1934 г., при преобразовании лаврского Тихвинского кладбища в музейный некрополь, было решено ликвидировать большую часть прежних захоронений, в т. ч. могилу П. Антонине Николаевне, вдове пастыря, было предложено перенести прах мужа на др. кладбище, но она отказалась. В сер. 30-х гг. ХХ в. крест на могиле был уничтожен. 27 сент. 1994 г. стараниями внучки П., Галины Михайловны Скипетровой, и редакции ж. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» на могиле был вновь установлен крест с неугасимой лампадой. 26 дек. 2001 г. определением Синода РПЦ имя П. было внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 4 июня 2015 г. в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось открытие и освящение мемориальной гранитной доски П. в виде креста с бронзовой иконой в центре. Чин освящения возглавил наместник обители Кронштадтский еп. Назарий (Лавриненко) . Это была первая в С.-Петербурге мемориальная доска одному из новомучеников. В янв. 2015 г. была написана икона П., с которой ежегодно 1 февр. члены Александро-Невского братства совершают крестный ход к его могиле. Арх.: ЦГА С.-Петербурга. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4284. Л. 5-8; Именная картотека б-ки СПбДА. Ист.: Журналы Совета СПбДА за 1889/1890 уч. г. СПб., 1894. С. 255; Утро России. 1918. 20 янв.; ПрибЦВед. 1918. 2. С. 82-88; 15-16. С. 519; Петроградский церковно-епарх. вестн. 1918. 1. С. 4-5. Лит.: Синодик СПб епархии. С. 102; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 25; Попов И. В. Новомученик прот. Петр Скипетров//ЦВ. 2000. 4. С. 20-27; СПб мартиролог. С. 219; Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23-33; Антонова Е. К., Антонов А. И. Петр Скипетров: Крестный путь священномученика. Владимир, 2018; Шкаровский М. В. Сто лет Александро-Невского братства: История и современность. СПб., 2018. С. 266-267.

http://pravenc.ru/text/2580214.html

7 нояб. 1872 г. Святогробское братство инициировало низложение Иерусалимского патриарха Кирилла II из-за его прорусской ориентации и отказа поддержать отлучение самопровозглашенной Болгарской Церкви. В ответ российские власти наложили секвестр на доходы бессарабских имений Св. Гроба. Н. вернулся в К-поль, но отказался от предложения К-польского патриарха Иоакима II стать его великим протосинкеллом. В 1873-1875 гг., при Иерусалимском патриархе Прокопии II , Н. занимал пост драгомана Иерусалимского престола. В 1876 г. успешно выступил посредником между российской дипломатией и Иерусалимской Церковью в деле примирения святогробцев с низложенным патриархом Кириллом. В обмен на снятие отлучения с Кирилла Святогробское братство получило в распоряжение 40% доходов от бессарабских имений. В мае 1877 г. Н. стал настоятелем Иерусалимского подворья в Москве. По окончании русско-тур. войны 1877-1878 гг. он сумел договориться о передаче Иерусалимской Церкви еще 40% поступлений от недвижимости в Бессарабии, а также о возвращении ее имений на Кавказе (1883). Н., свободно владевший рус. языком, стал заметной фигурой в российских церковно-общественных кругах, неоднократно получал гос. награды. В нач. 1881 г. он конфиденциально обратился в МИД России с предложением содействовать его продвижению на Патриарший престол, для чего испрашивал значительную денежную сумму. Причастность к распределению денежных средств, поступавших из России, выдвигала Н. на ключевые позиции в братстве, что, впрочем, вызвало в святогробской среде интриги, направленные против него. Претензии Н. на престижную вакантную кафедру митрополита Петры Аравийской были отвергнуты. Ему пришлось довольствоваться лишь саном архиепископа Фаворского (хиротонию 3 янв. 1882 в Исаакиевском соборе С.-Петербурга возглавил митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) ). После кончины Иерусалимского патриарха Иерофея (11 июня 1882) российская дипломатия стала активно продвигать Н. на Патриаршество. Его противники из святогробского клира, в первую очередь митр. Герасим (Протопапас ; впосл. патриарх Антиохийский и Иерусалимский), предостерегали Высокую Порту от поддержки Н., указывая на то, что он является рус. агентом. С их подачи османские власти неск. раз вычеркивали имя Н. из списка кандидатов на Патриаршую кафедру. Часть святогробцев, стремясь не допустить вступление на престол Н., осенью 1882 г. избрала патриархом 28-летнего секретаря Иерусалимского Синода Фотия, имевшего сомнительную репутацию. Этот выбор вызвал скандальный резонанс даже в греч. кругах, и Фотий не был утвержден Высокой Портой. После нескольких неудачных попыток провести голосование 3 (по др. сведениям, 4) авг. 1883 г. Н. был избран патриархом.

http://pravenc.ru/text/2565572.html

8 мая 1828 г. Комиссией духовных уч-щ Н. был назначен бакалавром философских наук и инспектором КДА, одновременно ректором КДА назначен ректор Вифанской ДС архим. Павел (Березин), скончавшийся 23 июля, вскоре после приезда в Киев. 23 авг. того же года ректором КДА стал архим. Смарагд (Крыжановский) . 24 дек. Н. утвержден членом академической конференции и цензурного комитета. В июле 1829 г. он ревизовал Полтавскую ДС и Харьковский коллегиум. 2 сент. 1830 г. переведен на должность ректора Ярославской ДС, 12 окт. назначен настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря и возведен в сан архимандрита. 30 нояб. 1830 г. покинул Киев. В семинарии читал догматическое и нравственное богословие. В 1831 г. назначен членом Ярославской консистории и цензором проповедей. В июне 1834 г. инспектор Московской ДС иером. Филарет (Гумилевский) , к-рый ревизовал Ярославскую ДС, отметил, что ректор лично просматривает студенческие сочинения. Иером. Филарет указал также на то, что Н. успешно управляет «экономической частью» семинарии. В 1832 г. при семинарской больнице Н. открыл аптеку, приносившую семинарии доход, по его указанию был посажен небольшой сад. В янв. 1835 г. Н. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 16 нояб. 1835 г. назначен Вятским и Слободским и 8 дек. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского в Воскресенском Смольном соборе митрополитами Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Серафимом (Глаголевским) , Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) , бывшим экзархом Грузии Ионой (Василевским (Васильевским)) и еп. Ревельским Венедиктом (Григоровичем) . На Н. были возложены «красно-бархатная митра» и «панагия, украшенная зелеными листиками с серебряною цепочкою». После хиротонии Н. пожаловано «парчевое, по красному полю, облачение» (впосл. он завещал это облачение в архиерейскую ризницу Ярославской епархии). В кон. дек. 1835 г. Н. покинул столицу, 16 янв. 1836 г. прибыл в Вятку. Первые месяцы его служения прошли в чтении и подготовке рапортов, донесений, отношений и предписаний, изучении неизвестного ему инородческого мира. Предшественник Н. еп. Иоанникий (Образцов) за «мягкость характера» и «нерачительность» в исполнении предписаний Синода был переведен на Уфимскую кафедру. При нем на территории епархии увеличилось число раскольников.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Благодаря рассудительности и трудолюбию приобрел уважение братии и в 1804 г. был избран настоятелем мон-ря. Из жизнеописания старца известно, что избрание настоятелем он встретил в квасоварне, где варил квас для всей братии. В указе Орловской духовной консистории от 13 сент. 1804 г. отмечено: «Белобережской пустыни строитель иеромонах Василий по просьбе его за слабостью здоровья от строительной должности увольняется. Пребывание иметь ему в оной же пустыни для вспомоществования советами и наставлениями новоопределенному строителю, каковым быть той пустыни иеромонаху Леониду» (ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 31. Л. 4). Начальственная должность не изменила прямого и простого характера подвижника. В 1807 г. схим. Феодор после тяжелой болезни, во время к-рой он сподобился посещения Божия, вместе с иеросхим. Клеопой поселился в уединенной келье на расстоянии ок. 2 км от обители. Желая также подвизаться со старцами, Л. по собственному прошению был уволен от должности настоятеля 10 марта 1808 г. с предписанием «иеромонаху Леониду объявить Его преосвященства благоволение за его труды по устроении обители и упокоить его кельею и содержанием» (Там же. Л. 9). Л. поселился вместе со старцами, где келейно принял постриг в схиму с именем Лев. В 1809 г. схим. Феодор покинул келью и переселился сначала в Новоезерский, впосл.- в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В связи с жалобами настоятеля монастыря и по распоряжению правящего архиерея о. Клеопа II, Л. и его ученик мон. Амфилохий также покинули келью; 10 марта 1811 г. поступили в скит Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , где в 1812 г. к ним присоединился схим. Феодор. Ок. 6 лет старцы прожили на Валааме, где, по словам некоего юродивого, «торговали хорошо» (Житие. 1994. С. 17), т. е. своими мудрыми наставлениями духовно укрепили братию. Келью подвижников посетил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын . Но деятельность старцев вызвала ревность настоятеля монастыря игум. Иннокентия (Моруева), к-рый подал на них жалобу митр. С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Амвросию (Подобедову) . Разбирательство дела было поручено строителю Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , благочинному мон-рей Илариону (Кириллову). В февр. 1817 г. он вместе с поверенным Голицына А. Н. Никольским прибыл на Валаам, встречался со старцами, предложив им ок. 30 письменных вопросов. В итоговом донесении утверждал о непричастности старцев к ересям, отмечая их добродетели. Хорошо зная Л., перед митрополитом за него ходатайствовали ректор СПбДА архим. св. Филарет (Дроздов) и ректор СПбДС Иннокентий (Смирнов) . Незадолго перед выходом из валаамского скита Л. посетил митр. Амвросия.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

В связи с новым Уставом духовных семинарий, вызвавшим сокращение штатных преподавателей, Г. лишился места в КазДС и был назначен ректором и профессором богословия Симбирской ДС (30 июля 1840) с оставлением должности настоятеля Успенского Зилантова мон-ря. В окт. 1841 г. он был уволен «от духовно-учебной службы» (Деятели Императорского Казанского Университета... С. 23), но благодаря ходатайству попечителя учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина в связи с открывшейся вакансией возвратился в Казанский ун-т. Причины неуспехов Г. на «духовно-учебном» поприще, равно как и объяснения того, почему он был в «немилости» у митр. Филарета (Дроздова), связаны с особенностями личности Г.; по сообщению прот. А. Смирнова, один «современник» так описывал его: «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени веселый, рожденный жить в свете, в большом обществе, склонный к семейной жизни - он поступил в монахи - наперекор своему призванию, своему живому характеру, столь противоречившему господствующим в иноческой жизни строгой дисциплине и аскетизму» (С. 7). В Казанском ун-те Г. преподавал богословские и философские науки, им были прочитаны курсы по каноническому праву, церковно-библейской истории, логике, психологии и др. В нач. 1850 г. Г. написал прошение об увольнении по состоянию здоровья. Он был уволен (8 марта) без пенсии, ибо в выслугу лет не были включены годы «духовно-учебной службы». На этом превратности казанской жизни Г. не закончились. До архиеп. Казанского Григория (Постникова) (впосл. митрополит С.-Петербургский) стали доходить слухи об «интимной жизни» Г. На многочисленные попытки вразумления Г. отвечал резко, порой оскорбительно. В 1852 г. по ходатайству архиеп. Григория, ученика и друга митр. Московского Филарета, он был назначен настоятелем Усть-Киренского Троицкого мон-ря и отправлен в Иркутскую епархию; отсюда Г. писал прошения о возвращении в Казанский ун-т или в европ. Россию. Лишь с поставлением на Петербургскую кафедру вместо почившего митр. Григория митр. Исидора (Никольского) (1860), бывшего некогда учеником Г., последний в 1861 г. получил возможность перебраться в юрьев-польский Архангельский мон-рь Владимирской епархии; он организовал при мон-ре школу для детей. В 1867 г. Г. был назначен настоятелем в 3-классный муромский Спасский мон-рь той же епархии, где он и умер во время всенощного бдения. По сообщению В. Ц. Герцык, Г. был погребен в мон-ре (РС. 1880. 7. С. 611). Сочинения

http://pravenc.ru/text/161289.html

Из-за отсутствия средств М. не смог издать свою рукопись, хотя не раз добивался использования ее в учебной и богослужебной практике. Еще в 40-х гг. XIX в. он представил рукопись экзарху Исидору (Никольскому ; 1844-1858; впосл. митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский), который поручил прот. Григорию Чрелаеву (Чрелашвили) оценить сборник. Несмотря на положительное заключение, разрешение на его использование в учебной практике не последовало, поскольку в те времена груз. пение в духовных уч-щах не преподавалось (Мцкемси (Пастырь). 1884. 14. С. 1-2 (на груз. яз.)). В 1877 г. по инициативе еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) руководство Тифлисской ДС приняло решение о нотировании грузинских церковных песнопений. Еп. Александр объявил о пожертвовании 500 р. тем, кто смогли бы записать эти песнопения. Преподаватель церковного пения семинарии М. Мачавариани специально привез из Кутаиса в Тифлис рукопись М. и представил ее в семинарию. 12 янв. 1878 г. рукопись была передана для рассмотрения тбилисскому Комитету по восстановлению церковного пения, к-рый по неизвестным причинам не одобрил партитуру. По одному из мнений, опубликованному в прессе, песнопения были перегружены слогами-вставками («аи-уи», «ака-ика», «ака... аи...») ( Арагвели [Кезели Д.]. О грузинском церковном пении//Иверия. 1878. 17. С. 5-7 (на груз. яз.)). Позже М. отредактировал свою рукопись и внес в нее изменения. По этой рукописи он обучал своих детей. 8 июля 1884 г. в соборе св. Иоанна Крестителя Шорапанского у. семья М. под его управлением, пользуясь рукописной партитурой, исполнила песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста. В хоре вместе с членами семьи М. пел муж одной из его дочерей, Гроздов. Согласно газетной корреспонденции, исполненные на литургии песнопения представляли восточногруз. напевы; отдельные их части были записаны «очень хорошо», а в нек-рых сложных местах чувствовалось влияние рус. певч. традиции (Грузинское песнопение по нотам в церкви//Мцкемси (Пастырь). 1884. 14. С. 2-3).

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Композиторское наследие К. включает свыше 40 духовно-музыкальных сочинений и переложений, изданных у П. И. Юргенсона. Начав со свободных композиций на богослужебные тексты, впосл. он создал переложения древних и совр. распевов Русской и др. Православных Церквей: «Догматики богородичны знаменного распева» (1900-1903; изд.: М., 1906), цикл «Литургия св. Иоанна Златоуста болгарского распева» (1906; изд.: М., 1907) - на мелодии, собранные А. Николовым в изд. «Староболгарское церковное пение» (1905), и др. В своих гармонизациях К., сохраняя ритмическую и интонационную структуру распевов, стремился к преобладанию линеарной подголосочной полифонии и иных приемов крестьянского песенного многоголосия. Эта идея, не чуждая таким представителям московской школы, как С. В. Смоленский и А. Д. Кастальский , вызывала сопротивление др. музыкантов, особенно членов Наблюдательного совета при Синодальном училище церковного пения . Наиболее резко отзывался о переложениях К. свящ. Василий Металлов , приверженец «строгого стиля» в церковных гармонизациях. Однако и Смоленский, отдавая должное К. как писателю и человеку, критически отзывался о его муз. произведениях (см. в изд.: РДМДМ. 2004. Т. 2. Кн. 1. С. 266, 288, 389-391; Т. 6. Кн. 2. С. 726-727). Из обработок К. Синодальный хор включил в свои концертные программы только софрониевскую херувимскую (см.: Там же. Т. 2. Кн. 2. С. 783), однако в С.-Петербурге они достаточно широко исполнялись, в т. ч. Митрополичьим хором под упр. И. Я. Тёрнова, и имели определенный успех. Обработки К. носят экспериментальный характер и менее связаны с традициями церковного клироса, чем произведения московской школы. Вслед. «догматичности» в выполнении авторской эстетической программы его произведениям присуща излишняя «густота» хоровой фактуры, мешающая их исполнению на клиросе и в концертных программах. Именно критикам и композиторам с.-петербургской школы - К., а затем и его другу прот. Михаилу Лисицыну - принадлежат первые справедливые оценки творчества мастеров московской ветви Нового направления , в особенности Кастальского. Программной является его ст. «О стиле церковных песнопений» (РМГ. 1901. 37-40; переизд.: РДМДМ. Т. 3. С. 471-483), написанная в связи с полемикой по вопросам церковного пения в «Московских ведомостях» с участием Н. Д. Кашкина , Г. А. Лароша, Смоленского, А. Т. Гречанинова , Металлова и др. По мнению К., национальный стиль надо не «сочинять» или отождествлять с к.-л. «строгими стилями», а изучать по крюковым рукописям и в живом пении народа, духовном и светском. В этой статье проявилась исследовательская интуиция К., высказавшего идеи об унисоне как о совершеннейшей форме вокального искусства и о линеарной природе древнерус. многоголосия. Он также наметил план разработки «русского стиля».

http://pravenc.ru/text/1841866.html

Свято-Троицкая церковь Ново-Голутвина мон-ря. 1705 г. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) 3 марта 1817 г. К. Н. м. возглавил архим. Ермоген (Сперанский; 1845), бывш. настоятель Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы мон-ря, строгий аскет и молитвенник. «Подавай ему одной травы, будет с удовольствием кушать и ничего не скажет»,- свидетельствовал об архимандрите его келейник. В 1818-1819 гг. настоятелем К. Н. м. был архим. Никанор (Клементьевский; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Одновременно со служением в К. Н. м. архим. Никанор нес послушание ректора и профессора богословия Вифанской ДС, являлся членом Московской Духовной консистории. С 1819 г. в К. Н. м. настоятельствовал архим. Арсений (Козиоров), при к-ром с 1823 г. велись масштабные строительные работы: возведены ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения Господня, сев. ворота и сев.-зап. башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной пл., а также колокольня. Самый большой колокол украшали изображения Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского. В мон-рь был пожертвован 126-пудовый колокол с изображением Св. Троицы и свт. Кирилла Иерусалимского. В дек. 1846 г. из дмитровского во имя святых Бориса и Глеба монастыря в К. Н. м. был переведен на должность настоятеля архим. Тихон (Угленский (Углянский); † 7 февр. 1871). Считается, что архим. Тихон не относился с должным вниманием к своим адм. обязанностям по решению практических потребностей обители. Прежде всего настоятель интересовался историей возникновения расколов в Русской Церкви и не жалел монастырских средств на приобретение книг и рукописей по данной проблематике. Со временем часть редких книг из своего собрания он передал в Московскую епархиальную б-ку, остальные завещал продать, а вырученные средства передать в обитель. В 1871 г. после кончины архим. Тихона К. Н. м. оказался в упадке, в монастырской кассе оставалось ок. 15 р. серебром, храмы обветшали, братии в обители было всего 15 чел. 26 нояб. 1871 г. по инициативе и благословению митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) К. Н. м. был преобразован из штатного в «строгообщежительный». При новом настоятеле (1871-1883) архим. Сергии (Свешникове) количество монашествующих возросло до 50 чел. Монастырю оказывал значительное содействие коломенский меценат Г. Ф. Ротин, который, в частности, в 1876 г. пожертвовал 2-этажный дом с земельным участком в 526 саж., приносивший годовой доход до 3 тыс. р. В окт. 1876 г. еп. Можайский Игнатий (Рождественский) освятил в К. Н. м. храм во имя прп. Сергия Радонежского. Для детей прихожан открылось народное училище на 40 чел. Годовой доход от богомольцев, часовни и хозяйственной деятельности мон-ря составлял не менее 10 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

Согласно описи 1642 г. Троице-Сергиева мон-ря и приписных обителей, под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Тутанском монастыре находился гроб К., в обители жили 4 инока ( Горский. 1878. С. 182). К 1723 г. мон-рь прекратил свое существование, что известно из документов, связанных с пожаром церкви в этом году. В 1727 г. с. Тутань было передано Александро-Невскому мон-рю (в 1737 - Троице-Сергиевой Приморской пуст.). В 1727 г. свящ. Егор Григорьев и прихожане ходатайствовали о восстановлении церкви перед архиеп. Тверским и Кашинским Феофилактом (Лопатинским). При описании обстоятельств разрушения церкви священник упомянул, что в церкви был «издревле устроен спуд, а над спудом изображен образ преподобного отца Ксенофонта, а от помянутаго огненнаго запаления церковную утварь и святый образ преподобного Ксенофонта… Бог сохранил» (Тверские ГВ. 1859). В ответе на запрос священник сообщил, что спуд (гробница) был устроен до литовского разорения, а «образ был прислан в Тутани лет за 80» келарем Троице-Сергиева мон-ря Аверкием. В 1729 г. новая церковь была выстроена, но она сгорела в 1737 г. Вновь храм был построен по указу Синода, освящен в 1739 г. и просуществовал до 1825 г. В мае 1821 г. было начато строительство новой каменной церкви, освященной в 1838 г. Все это время гробница и икона К. оставались в храме. В дек. 1846 г. архиеп. Тверской и Кашинский Григорий (Постников ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский) поручил благочинному, священнику с. Савина Петру Грязнову, выяснить, какие есть основания для почитания К. святым и пения ему молебнов. Тутанский свящ. И. П. Добровольский сослался на давность традиции почитания К. как основателя Тутанского монастыря и заметил, что молебнов К. не поется. Об образе святого на холсте, положенном на гробницу, священник сообщил, что неизвестно, образ какого Ксенофонта находится на гробнице. В 1847 г. по решению епархиальных властей икону К. отправили в соборную ризницу, а гробница была разобрана. Согласно церковной описи 1846 г., в церкви не осталось никаких чтимых святынь (Тверские ГВ. 1859).

http://pravenc.ru/text/2462139.html

Отбывал ссылку в г. Уральске, где работал в ремесленной артели и служил в местном кладбищенском храме. Через 4 года был выслан в пос. Джамбейта (150 км от Уральска), где пробыл еще 3,5 года. После удовлетворения просьбы об освобождении старец ок. 1945 г. возвратился в с. Вторая Михайловка. По благословению архиеп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского) Д. ок. года служил в молитвенном доме в с. Ивановка. Затем был арестован и сослан в г. Кзыл-Орда (Казахстан). Освобожден из ссылки в 1948 г., жил в с. Вторая Михайловка, зарабатывал на жизнь починкой обуви, металлической посуды, часов, изготовлял для верующих нательные крестики. С 1952 г. Д. проживал в г. Сорочинске. Перед кончиной долго и тяжело болел; был напутствован Св. Таинами. В отпевании Д. участвовал иером. Иоанн (Снычёв , впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский). Из Сорочинска гроб с телом Д. несли на руках, на всем пути его встречало множество народу. Старец был похоронен рядом с могилой матери на кладбище с. Вторая Михайловка. Его могила является местом поклонения и паломничества. Безупречный монах и пастырь, Д. до конца жизни окормлял многочисленных духовных чад. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие, послушание и нестяжательство. Он никогда не назначал платы за требы, сам помогал приходившим к нему. Имея великий дар рассуждения, утешал людей в трудных испытаниях, удерживал от отчаяния и греховных поступков. Разговаривал спокойно, вполголоса, вокруг него всегда было много детей. По благословению владыки Мануила дневники и записные книжки Д. были отпечатаны и расходились в машинописных копиях среди верующих. Соч.: Старческие наставления: ( Из дневника иером. Даниила (Фомина))/Публ.: М. В. Мальцев//ДСобес. 1997. 4(12). С. 32-59; Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6(18). С. 5-14; Из зап. книжек иером. Даниила//Там же. С. 14-28; 7(19). С. 23-30; 8(20). С. 6-13. Арх.: Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-15354. Лит.: Иеромонах Даниил/Сост.: свящ. Н. Стремский//Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1. С. 197-226; Иеромонах Даниил (Фомин)//Там же. 2000. Кн. 3. С. 229-261; Воспоминание о старце//Лампада. Самара, 2000. 8(20). С. 14-19; Мальцев М. , свящ. [сост.] Оптинский старец иером. Даниил (Фомин)//ДСобес. 2002. 1(29). С. 54-98.

http://pravenc.ru/text/171214.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010