Богоматерь с Младенцем Христом и с предстоящими праведными Анной и Елисаветой с младенцами Марией и Иоанном. Фреска ц. Санта-Мария Антиква, Рим. Сер. VII в. Богоматерь с Младенцем Христом и с предстоящими праведными Анной и Елисаветой с младенцами Марией и Иоанном. Фреска ц. Санта-Мария Антиква, Рим. Сер. VII в. В месяцеслове правосл. Церкви долгое время не существовало отдельной памяти Е. В греч. и слав. богослужебных книгах, составленных в соответствии со Студийским уставом , 5 сент. отмечается память прор. Захарии, нек-рые рукописи вместе с этой памятью ставят и память Е., однако в последовании 5 сент. в студийских богослужебных книгах не было песнопений, содержащих непосредственное прославление Е. В иерусалимских Типиконах и Минеях, получивших распространение в различных Поместных Церквах с XII в., сохраняется то же положение, только указание на память Е. 5 сент. становится обязательным. В нач. XVIII в. рождение одной из дочерей Петра I, получившей в крещении имя Е., послужило поводом отмечать память Е. 5 сент. более торжественно. В 1719 г. в Москве была издана «Служба Захарии и Елисавете» - последование в честь Е., являющееся дополнением к последованию прор. Захарии в Минее. Служба была составлена в нач. XVIII в. (предположительно архим. Александро-Невской лавры Феодосием (впосл. митрополит С.-Петербургский) для тезоименитства дочери Петра I (см. в 9-й песни:              ;        ). С 1719 г. по всей России 5 сент. совершалась торжественная служба в честь Е.; последование Е. многократно переиздавалось как отдельной книгой, так и в составе сентябрьской Минеи (начиная с издания 1724). В 1763 г., после смерти Елизаветы Петровны, справщиками Московской Синодальной типографии было внесено предложение не печатать эту службу. Московская типографская контора предложила службу печатать, заменив выражения, указывающие на тезоименитство покойной императрицы, в тексте тропарей 9-й песни общими выражениями типа «о всех нас...». Данные предложения, по-видимому, не были рассмотрены Синодом, поэтому во всех последующих изданиях служебных Миней полиелейная служба Е. печаталась практически в том же виде, что и при Елизавете Петровне.

http://pravenc.ru/text/189821.html

Владыка Иов пользовался большим уважением со стороны царя Петра и его сподвижников, что вызывало неудовольствие против него в противном лагере. Тетка царевича Алексей, царевна Мария Алексеевна, при встрече с последним в 1716 г. около Либавы, жаловалась ему на митр. Иова, поминавшего на службах царицу Екатерину Алексеевну, противопоставляя его другим иерархам «склонным» к Алексею Петровичу. Архиепископ Филарет, отмечая письма митрополита Иова, считает замечательным по назидательности его обширное письмо архимандриту Феодосию Яновскому, впосл. архиепископу новгород скому. Многия его письма хранились в библиотеке Петербургской Дух. Академии. Написано было им духовное завещание для Соловецкой обители. При митр. Иове составлена третья новгородская летопись, преимущественно о храмах. Скончался митрополит Иов 3 февраля 1716 г. и погребен в Софийском Новгородском соборе. В первые сорок лет XVIII века русской иерархии пришлось перенести много тяжелого. Сложно было её положение во время преобразований царя Петра I, затрагивавших и церковное устройство. Опасным стало их положение в правление императрицы Анны Иоанновны. Воспитанная в обстановке старого быта, восприявшая в юные годы подлинное православие и крепко державшаяся его, государыня, однако, имела главными сподвижниками своими иноверцев, недавних иностранцев. Последние, чувствуя недоверие к себе со стороны многих, легко и безпокойно внимали доносам на недоброжелательное к ним отношение высшего духовенства. Это их настроение широко использовал в своих видах архиепископ новгородский Феофан Прокопович , понравившийся царю Петру словом по случаю полтавской победы, приближенный им и ставший его ближайшим сотрудником. Феофан был представителем той части малороссийского духовенства, о нежелательности выдвижения которой, – вследствие заподозренности в чистоте веры, – писал царю еще в 1702 г., им ценимый, патриарх иерусалимский Досифей. Прот. Георгий Флоровский , именуя Феофана «дельцом, а не деятелем», определяет его даже не западником, а по-просту западным человеком, который православной жизни не чувствовал. «Он не скрывал своего отвращения от обрядности, от чудес, от аскетических подвигов, от самой иерархии» – пишет Флоровский в своей книге «Пути русского богословия». Феофан Прокопович способный, образованный, любивший властвовать, державшийся за свое положение не останавливался ни перед чем чтобы поражать и губить своих личных и идейных противников. В этой борьбе он настраивал против них влиятельных иноверцев и готов даже был широко пользоваться услугами Тайной Канцелярии, органа политической полиции в царствование Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ему поручалось «осмотреть» Новгородскую ДС, посещать мон-ри и церкви Новгородской епархии, «прилежнейше смотреть» за архиерейским домом и консисторией. 10 окт. 1774 г. он прислал в Синод «доношение» о том, что на острове оз. Столпозеро (ныне в Пудожском р-не Карелии) имеется раскольническая часовня, в к-рой якобы почивают мощи иноков Епифания и Киприана. Синод рассудил «оную часовню… чрез светскую команду заарестовать» и провести вскрытие мощей, направив свое мнение Сенату. Последний поручил осуществить синодальный план новгородскому генерал-губернатору Я. Е. Сиверсу. Гробницы были вскрыты 5 нояб. того же года в присутствии командированного еп. Вениамином протопопа Леонтия Андреева. Останков найдено не было. Часовню сожгли, а указанных местным духовенством «ложных разгласителей» (3 мужчин и 2 женщин) арестовали и направили в С.-Петербург (РГИА. Ф. 796. Оп. 55. Д. 425). Сенат провел следствие, по результатам которого арестованные были освобождены. В связи с тем что священники Шуйского и Толвуйского погостов и Кузарандской выставки чинили обиды «записным раскольникам» и вымогали у них деньги, Синод получил от Сената запрос о проведении расследования этого дела (о проведении расследования и его итогах сведения не обнаружены). 1 янв. 1775 г. имп. Екатерина II повелела С.-Петербургскому архиеп. Гавриилу (Петрову; впосл. митрополит) быть «совокупно» и Новгородским правящим архиереем. 17-18 янв. того же года, во время проезда императрицы через Новгород, ее встречали архиеп. Гавриил и еп. Вениамин. 2 апр. 1775 г. на Олонецкую кафедру был определен настоятель новгородского Юрьева мон-ря архим. Иоанникий (Микрицкий; 1731 - 29 дек. 1786); его архиерейская хиротония состоялась 17 мая 1775 г. в столичном Петропавловском соборе. Еще студентом, с 1750 г. он начал преподавать в Новгородской ДС (окончил ДС в 1754), с 1758 г. в сане иеромонаха трудился там до 1762 г., затем до 1768 г. был ректором Переславской ДС (в г. Переславль-Залесский). При еп. Иоанникии по указу от 24 авг. 1776 г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг. Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг. Груз. священноначалие и паства не желали больше принимать назначения рус. экзархов. 27 июня 1906 г. кн. св. Илия Чавчавадзе , находившийся в числе груз. делегации в С.-Петербурге, получил телеграмму от свящ. Василия Карбелашвили (впосл. еп. Алавердский исп. Стефан - см. в ст. Карбелашвили ), писавшего от лица груз. духовенства: «Грузинское духовенство глубоко уверено, что только свободная и независимая Церковь может залечить раны времен экзархов в Грузии, твердо стоим на своем решении, которое грузинское духовенство высказало в своих петициях. В связи с этим грузинское духовенство просит Вас передать недавно назначенному экзарху Никону, чтобы он не приезжал в Грузию экзархом. Вместе с этим просим Вас сообщить митрополиту Антону (митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).- Авт.) содержание нашей депеши» (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 3. Д. 2130. Л. 30; Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 11/12. С. 21 (на груз. яз.); По поводу годовщины. 1909. С. 2-9). В июле того же года в Тифлисе прошло собрание представителей груз. духовенства и священноначалия, на котором постановили: 1. Объявить протест в связи с назначением Н. экзархом Грузии и отменить встречу экзарха. 2. Отдельно указывалось, что протест направлен против Н. не как против русского по происхождению, а как против представителя «режима Синода... губительного для всех сфер церковной жизни экзархата». 3. Чтобы протест не был понят превратно (в том смысле, что груз. духовенство не уважает правосл. архиерея), было решено предложить причту тифлисского кафедрального собора Сиони принять вместе с членами Грузино-Имеретинской синодальной конторы экзарха у себя (Ахали ситква (Новое слово). Тифлис, 1906. 13/14. С. 4 (на груз. яз.)). 26 авг. 1906 г. Н. прибыл в Тифлис. Основная масса груз. духовенства бойкотировала встречу экзарха; на вокзале его ждали Алавердский еп.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

От 21 мая 1814 г. св. Синод затребовал мнение архиепископа московского Августина: не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую (новую) московскую академию в Сергиевской лавре, и кто из наличных наставников старой академии и двух семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессора академии? От них велено преосвященному потребовать конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя наиболее способными. Преосвященный Августин, хотя со своей стороны не рекомендовал Гермогена в бакалавры, но комиссия дух. училищ признала его, по рассмотрении представленного им конспекта обличительного богословия, способным к занятию ученой должности в новой академии, открытой 1 октября 1814 г. В качестве бакалавра к чтению лекций о. Гермоген мог приступить не раньше, как по открытии старшего (богословского) класса в 1816 г., а до этого времени он, вместо ученой кафедры, занимал в академии должность библиотекаря. Его трудами приведена в порядок академическая библиотека, в состав которой вошли книги из библиотек бывшей Троицкой семинарии и московской славяно-греко-латинской академии. В этих трудах, помогали ему два студента академии: Николай Терновский и Платон Доброхотов, которым за это назначено было жалованье. Указом комиссии дух. училищ, от 22 декабря 1814 г., предписано учредить при московской академии цензурный комитет. Первыми членами оного назначены бакалавры: архимандрит Никанор (впосл. митрополит новгородский и с.-петербургский), соборный иеромонах Гермоген и Григорий Левицкий. Комитет открыт 9 января 1815 года. Из дел академической конференции видно, что кроме сочинений, предназначавшихся к изданию в свет собственно от академии, он (комитет) рассматривал и сочинения духовного содержания, принадлежащие лицам посторонним, но таких было вообще немного 100 . В июне 1814 года, по поручению комиссии дух. училищ, обозрел московскую академию архимандрит Филарет, ректор петербургской академии, впосл. знаменитый митрополит московский. По отзыву его, представленному в комиссию от 12 августа того же года, «бакалавр богословских наук иеромонах Гермоген, хотя на кафедру богословскую еще не вступал: впрочем виденные обозревающим истолковательные записки его на Псалмы дают право свидетельствовать, что он довольно способен и неутомимо прилежен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

документы, хранившиеся в с.-петербургской Публичной б-ке; впосл. они были переданы в Польшу и погибли во время второй мировой войны. В 1-м разд. работы Ж. остановился на принятии в 1573 г. «Варшавской религиозной конфедерации», провозгласившей свободу совести в Польше. Ж. установил роль некоторых католич. деятелей в подготовке унии, в т. ч. кард. Ипполита Альдобрандини (впосл. папа Климент VIII ). Причины соглашения правосл. епископов в Белзе 20 июня 1590 г. о принятии унии с католической Церковью Ж. видит исключительно в личных амбициях архиереев. К 1595 г. относятся первые протесты против унии, исходящие, по словам Ж., от «передового шляхетского класса». Ж. подробно рассмотрел процесс подготовки универсала кор. Сигизмунда III Вазы о соединении «людей греческой веры» с Римской Церковью, изданного 24 сент. 1595 г., и протест против него участников правосл. Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ) во главе с экзархом К-польского патриарха Никифором , вскоре незаконно арестованным польск. властями и мученически скончавшимся в заключении (1599). 2-й разд. труда Ж. посвящен событиям церковной и гражданской истории Зап. России в 1595-1600 гг.: Брестскому Собору 1596 г. (см. Брестская уния 1596 г. ) и причинам неудачи православных в борьбе с унией на сеймах 1596 и 1597 гг. 3-й разд. посвящен событиям 1601-1609 гг., когда сеймы признали права на существование и постепенное восстановление правосл. церковной иерархии, что было вызвано во многом внешнеполитическими трудностями Польши (по мнению рецензента С. Т. Голубева (Отзыв о сочинении проф. П. Н. Жуковича «Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковною унией до 1609 г.» (СПб., 1901). СПб., 1904), Ж. преувеличил положительные итоги данного периода для православных). Ж. рассмотрел процесс формирования общественного взгляда, отвергавшего преемство униат. иерархии по отношению к иерархии древнерус. Киевской митрополии. Ученый отметил, что после 1610 г. проявляется заинтересованность вопросами веры со стороны казачества, роль к-рого в церковных делах в дальнейшем возрастала.

http://pravenc.ru/text/182349.html

В 1990-2000-х гг. сформировалась сложная система правосл. СМИ. В 1990 г. было зарегистрировано 12 правосл. периодических изданий, к кон. 2006 г. количество изданий различных учреждений РПЦ составило 200 наименований, частных - 193. К центральным печатным органам РПЦ относятся «Журнал Московской Патриархии» и газ. «Церковный вестник» , к-рая начала выходить в 1989 г. под названием «Московский церковный вестник». С кон. 80-х гг. XX в. возрождаются епархиальные периодические издания (в основном газеты), журналы при духовных школах, выходит богословская, церковно-общественная, миссионерская, катехизаторская и другая периодика. Первая православная радиостанция в России «Радонеж», созданная об-вом «Радонеж» , вещает с 1990 г., объем вещания в 2008 г. составлял 4 ч. в сутки. В 1999 г. С.-Петербургская митрополия открыла радиостанцию «Град Петров» с объемом вещания 6 ч. в сутки (в 2006 перешла в FM-дuanaзoh и увеличила объем до 18 ч.). В 2007 г. в Н. Новгороде началось вещание радио «Образ» в УКВ-диапазоне. Принципы работы радиостанций во многом схожи: на них выходят религиозные, культурно-просветительные, музыкальные, детские программы. Передачи транслируются в т. ч. через Интернет в режиме реального времени. В 90-х гг. XX в. развитие правосл. телевизионных проектов было связано с деятельностью Православного информационного телевизионного агентства (ПИТА). К нач. 1998 г. ПИТА выпускало 5 еженедельных и ежедневную программу на 4 основных российских телеканалах, но после финансового кризиса 1998 г. прекратило существование. Часть программ была закрыта, остальные перешли в Информационное агентство РПЦ, к-рое впосл. в основном организовывало трансляции праздничных богослужений, а программы правосл. тематики стали готовить небольшие производящие компании. Запись телепрограммы «Православная энциклопедия». 2005 г. Запись телепрограммы «Православная энциклопедия». 2005 г. В 2008 г. на центральных каналах выходило 4 правосл. программы: «Слово пастыря» («1-й канал», производитель - ПИТА-ТВ), «Православная энциклопедия» (ТВЦ, производитель - телекинокомпания «Православная энциклопедия»), «Библейский сюжет» («Культура», производитель - студия «Неофит») и «Русский взгляд» (вещатель и производитель - ТРВК «Московия»).

http://pravenc.ru/text/182365.html

Об участии в епископском суде клирошан древнерусские княжеские уставы не сообщают, эта функция отведена епископским чиновникам - наместникам и тиунам. Но в вышеупомянутом послании Владимирского епископа кон. XIII в. говорится, что «все суды церковные даны законом Божиим и прежними цари и великими князи... то дано клирошаном на потребу», доход от суда которых, по этому памятнику, шел на благотворительные цели (ПДРКП2. Стб. 118. 9). Здесь, вероятно, сказалась некая идеальная норма, а не реальная практика епархиального управления. В XIV-XV вв. церковно-адм. значение К. в Сев.-Вост. Руси понизилось, что связано с развитием церковно-адм. аппарата, в т. ч. епархиального, состоявшего в основном из светских чиновников (см.: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в древней Руси. М., 1874). К владычным наместникам и десятильникам постепенно переходили функции сбора архиерейских податей и отправления суда. К. в это время известны в Новгороде, Пскове, Москве, Рязани, во Владимире, в Коломне. В чине поставления во епископа XV в. отмечается участие клирошан: объявление о вдовстве кафедры совершается митрополитом в присутствии «лучших его клирошан», один из к-рых впосл. участвует в избрании нового владыки из кандидатов; с привлечением клирошан совершается хиротония (ПДРКП2. Стб. 440, 442, 449. 52). В Новгороде к первоначальной клиросной орг-ции кафедрального храма добавилась соборная орг-ция белого духовенства, тесно связанная с кончанской городской структурой; т. о. сложилась 7-соборная структура во главе с «софьянами» ( Никольский А. И. Описание семи новгородских соборов по списку XVI в. С.-Петербургской б-ки Свящ. Синода//ВАИ. 1898. Вып. 10. С. 76-81; Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода//Средневековая Русь. М., 1976. С. 108-117; То же// Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 393-401; Мусин А. Е. Соборные округа древнерус. города: от сакральной топографии к иеротопии//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 491-524; Он же. Семисоборная роспись Великого Новгорода как ист. источник//Великий Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию акад. В. Л. Янина. М., 2009. С. 104-122).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

«Христианское чтение». 1888. Май—июнь. Обложка (ГПИБ) Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение» , основанный ректором архим. Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник» . В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение» , в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

http://pravenc.ru/text/182371.html

К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин) , в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов) , в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов) , в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин ; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский ; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков ; впосл. старец оптинский). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого) . Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. ( Азлецкий. 1898. С. 32-41). С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк) , сщмч. Иоасаф (Удалов) , Афанасий (Малинин) . В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников) , архиеп. Питирим (Крылов) , епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков) , Серафим (Шамшев) . В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский) . По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010