После смерти архиеп. К. Дмоховского (11 янв. 1851) вступил в управление Могилёвским архиеп-ством. 16 янв. 1851 г. имп. указом назначен председателем римско-католич. коллегии в С.-Петербурге. 5 сент. того же года утвержден в сане архиепископа Могилёвского, митрополита всех Римско-католических Церквей Российской империи. Пользуясь большим влиянием при дворе и доверием имп. Николая I, Г. умело отстаивал интересы и нужды католич. Церкви в Российской империи, добивался разрешений на строительство католич. храмов, в окт. 1852 г. получил имп. дозволение на проведение ремонта приходских церквей без согласования с правосл. епархиальной властью. Как религ. писатель и переводчик (под псевд. Игнатий Кефалинский и Жегота Костровец) Г. продолжал заниматься лит. деятельностью, начавшейся в 1840 г. с переводов на польск. язык сонетов Ф. Петрарки. В 1840-1841 гг. он впервые перевел на польск. язык пьесы У. Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Король Лир» и др. В 1841 г. вместе с литераторами и публицистами М. Грабовским, Г. Жевуским и др. Г. участвовал в организации т. н. петербургской котерии - польск. консервативной лит. группы, выступавшей за лояльность по отношению к гос. власти и противодействовавшей польск. освободительному движению. Как писатель Г. получил известность после публикации сб. «Legendy» (1843), впосл. неоднократно переиздававшегося и переведенного на англ., рус. и чеш. языки. В 1844 г. издан сб. его религиозно-философских и лит. произведений «Teka rozmaitoi», в 1846 г.- сделанный Г. перевод сочинений философа Эпиктета. В кон. 40-х гг. Г. опубликовал эпическую поэму «Dziecitko Jezus» (Младенец Иисус), религ. повесть «Rachel» (Рахиль) и сб. лит. произведений «Pisma egoty Kostrowca». В 40-50-х гг. в ж. «Tygodnik Petersburgski» и в варшавском религиозно-общественном ж. «Pamitnik religijno-moralny» помещались апологетические статьи Г. с критикой гегельянства и рационалистической философии. Нек-рые произведения Г., в т. ч. его лекции по гомилетике для студентов католич. ДА, были изданы после его смерти.

http://pravenc.ru/text/165279.html

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) 12 нояб. 1844 г. И. был переведен в Карталинскую и Кахетинскую епархию как член Синода и экзарх Грузии. Особое внимание уделял духовному просвещению; содействовал переизданию Библии на груз. языке, возобновлению епископской кафедры в Абхазии. При этом И. был вынужден продолжить передачу церковных имений в гражданское ведомство, но на условиях, достаточно благоприятных для Церкви. На средства, полученные от секуляризации церковных земель, было устроено жен. училище в Мцхете, открывались древние храмы и мон-ри (в т. ч. Мцхетский, Алавердский, Марткопский), строились новые церкви. Архиепископ основал братство для противостояния распространению мусульманства и язычества (впосл. Общество восстановления православного христианства на Кавказе ). 26 авг. 1856 г. за труды в Закавказском крае (а не по статусу занимаемой им кафедры) И. был возведен в сан митрополита. На Карталинской кафедре И. проявил себя как «человек благоразумный, ревностный к службе и заботливый о духовной пользе края»; по воспоминаниям соратников, «с ним легко было служить» ( Исмайлов. 1883. Июнь. С. 244). В эти годы через начальника Главного штаба войск на Кавказе кн. А. И. Барятинского (впосл. наместник) И. стал известен имп. Александру II и имп. Марии Александровне. 1 марта 1858 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким (во исполнение благословения свт. Филарета (Амфитеатрова), в 1856 приславшего И. белый клобук с пожеланием оказаться на Киевской кафедре). Особое внимание И. уделял педагогической деятельности, инициировал издание нового семинарского журнала, 31 авг. 1859 г. первым из рус. архиереев обратился с почином учредить церковно-народные школы (впосл. церковноприходские) и стал активно заниматься их обустройством. Основал Введенскую жен. общину, о к-рой заботился и в дальнейшем (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). По ходатайству И. в Киеве был выделен участок земли для возведения Владимира, равноапостольного князя, собора . Прожив в Киеве немногим более года, И. остальное время служил в столице как член Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/674896.html

6 февр. 1899 г. на Нарвскую кафедру переведен викарий Саратовской епархии Вольский еп. Никон (Софийский). В том же году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 10 дек. 1901 г. перемещен на Вятскую и Слободскую кафедру, в тот же день на его место назначен Сумской еп. Иннокентий (Беляев), викарий Харьковской епархии. Ученик С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по Казанской ДА, еп. Иннокентий был его ближайшим другом и единомышленником. Епископом Нарвским он оставался до 8 февр. 1903 г., когда получил в управление Тамбовскую епархию, где 19 июля должны были совершиться торжества прославления прп. Серафима Саровского. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. 22 февр. 1903 г. епископом Нарвским, 3-м викарием столичной епархии, был утвержден старший цензор С.-Петербургского духовно-цензурного комитета магистр богословия архим. Антонин (Грановский ; хиротонисан 2 марта 1903; с 10 мая 1904 - 2-й викарий, с 31 окт. 1905 - 1-й викарий). После издания имп. мч. Николаем II Александровичем манифеста от 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» выступал против использования правосл. Церкви в целях пропаганды и охраны самодержавия. По окончании революции 1905-1907 гг. он был уволен по личному распоряжению императора при вмешательстве епископов священномучеников Ермогена (Долганёва) и Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит), представивших ему в дек. 1907 г. в обход Синода свое видение церковной обстановки и записку «О современном положении Церкви». Митр. Антоний (Вадковский) писал обер-прокурору Синода П. П. Извольскому : «Удалить человека, Государю неугодного,- дело правильное, но без вмешательства Гермогена и Серафима. Тут для меня самое непереваримое» ( Дамаскин (Орловский), игум. Еп. Гермоген (Долганёв). М., 2010. С. 67). Попытка епископов Ермогена и Серафима добиться увольнения самого митрополита успехом не увенчалась. Уход еп. Антонина на покой 8 февр. 1908 г. был оформлен как удовлетворение поданного им 29 янв. прошения «по приключившемуся нездоровью». Еп. Антонин проживал в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни . 26 авг. 1908 г. император утвердил назначение ему пенсии в размере 1 тыс. р. в год с производством с 8 февр. 1908 г.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

24 янв. 1808 г. Е. был назначен на Вологодскую кафедру, 19 июля 1813 г.- на Калужскую, 7 февр. 1816 г.- на Псковскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Пскове Е. благословил совершать службу в кафедральном Троицком соборе в дни кончины местночтимых угодников св. кн. Довмонта (Тимофея) и блж. Николая Саллоса , учредил крестный ход вокруг собора с Чирской иконой Божией Матери , почти забытой к тому времени в Пскове. В 1818 г. вошел в Комиссию для составления законов Российской империи. 24 янв. 1822 г. Е. был определен на Киевскую кафедру, 16 марта возведен в сан митрополита, стал членом Синода. В нач. дек. 1824 г. уехал в С.-Петербург для присутствия в Синоде, 25 февр. 1825 г. назначен членом Комиссии духовных уч-щ и секретного комитета о раскольниках. 14 дек. 1825 г. вместе с С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) на Сенатской пл. обратился к восставшим войскам с призывом сложить оружие. За усердие с опасностью для жизни Е. был награжден панагией, украшенной драгоценными камнями, и удостоен рескрипта имп. Николая I . Впосл. был назначен членом особого совета по делам декабристов. Е., как и мн. др. архиереи, был противником созданного в 1813 г. в России Библейского об-ва (см. Библейские общества ). За некоторое время до 12 апр. 1826 г. он, так же как и митр. Серафим, обратил внимание имп. Николая I на тот вред, к-рый, по его мнению, наносило Библейское об-во. В том же году об-во было закрыто. В нач. 1827 г. Е. вернулся в Киев, где через 10 лет плодотворной научной и пастырской деятельности скончался. Согласно завещанию, архиерей был похоронен в Сретенском приделе киевского Софийского собора, в стене за правым клиросом. Б-ка Е. (ок. 8,5 тыс. томов, более 3 тыс. рукописей) была завещана Софийскому собору, консистории, КДА и Киевской ДС. Научные труды и сочинения Евгений (Болховитов), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра И. Степанова по рис. Е. Эстеррейха. 1823 г. (ЦАК МДА) Евгений (Болховитов), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра И. Степанова по рис. Е. Эстеррейха. 1823 г. (ЦАК МДА) Известно 107 работ Е. (102 на рус. и 5 на лат. языке), из них 85 опубликованы, 22 хранятся в рукописном виде. Первыми лит. произведениями молодого ученого были выполненные по поручению Новикова переводы работ Л. Кокле, П. Марешаля, Ф. Фенелона, а также примечания, сделанные к переводу «Краткого описания жизни древних философов».

http://pravenc.ru/text/186969.html

В 1830 г. состоялось назначение архим. Иннокентия (Борисова) ректором КДА. Знавший о крепкой дружбе И. и архим. Иннокентия С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) предложил Комиссии духовных уч-щ назначить И. инспектором КДА. Это произошло 4 сент., а 5 окт. того же года в Александро-Невской лавре Ревельским еп. Никанором (Клементьевским) И. был возведен в сан архимандрита. С 1834 г. ректор Киевской Духовной семинарии, член консистории и настоятель киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря . В 1832 г. обозревал Орловскую и Воронежскую семинарии и уч-ща, в 1837 г. по поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) - мон-ри Киевской епархии, в 1838-1840 гг.- Волынскую, Херсонскую и Кишинёвскую семинарии. С 1837 г. председатель Комитета по устроению Киево-Софийского ДУ, с 1838 г. настоятель киевского Братского монастыря , с 1839 г. ректор КДА. Внутренняя жизнь Киевских духовных школ, взаимоотношения И., архим. Иннокентия и журналиста В. И. Аскоченского описал Н. С. Лесков в очерке «Печерские антики». Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА) Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА) 8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св. Феофана Затворника , рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского Макария (Булгакова) . Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше//ДБ. 1866. 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт. Афанасия III Пателлария . По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).

http://pravenc.ru/text/293654.html

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В февр. 1881 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор направил в Леушино казначею Званского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря мон. Таисию (Солопову) . В личной беседе митрополит сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела... я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» ( Таисия (Солопова). 2006. С. 102). Согласно утверждению игум. Таисии, к этому времени купцы Максимовы изменили свои планы и стремились, «чтобы общину закрыли, и земля, таким образом, осталась бы снова их собственностью, на которой и устроили бы они сыроварню, так как они торговали в Петербурге сыром и маслами, почему и от общины, и от меня требовали доставлять им масло; очевидно, и я, как и мои предместницы, на это не сдавались» (Там же. С. 106). Мон. Таисия, несмотря на конфликты с Максимовыми, благоустроила обитель. В 1881-1884 гг. были выстроены несколько келейных и хозяйственных корпусов, каменная ограда, подворье в Череповце с каменной часовней в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». В июне 1884 г. Л. м. впервые посетил архиерей - еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) . 24 июня он освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг Л. м., впосл. ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил мон. Таисии ходатайствовать о преобразовании общины в общежительный мон-рь. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. В июле 1885 г. определением Синода община была переименована в монастырь «с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным» (Новгородские ЕВ. 1885. 18. С. 243). Соответствующий указ Новгородской духовной консистории был подписан 3 сент. 1885 г., а 1 окт. того же года мон. Таисия возведена в сан игумении; 8 нояб. в обители состоялся 1-й монашеский постриг. 19 окт. 1885 г. игум. Таисия получила разрешение на строительство каменного собора в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы» (1891) «на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Там же. 20. С. 280). Для нового храма духовенство Софийского собора Новгорода пожертвовало частицы мощей святителей Новгородских Иоанна и Евфимия и прп. Антония Римлянина. Эти св. частицы были положены в раку, и над ними устроена резная сень. В собор была перенесена также чтимая икона Божией Матери. В 90-х гг. XIX в. игум. Таисией были основаны Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, подворья в С.-Петербурге и Рыбинске, пароходная пристань близ дер. Борки на р. Шексне, велось строительство корпусов, надвратной колокольни и домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделом прп. Иоанна Рыльского.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

также были возрождены нижегородские в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-ри, Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы, арзамасский во имя свт. Николая Чудотворца, Абабковский во имя свт. Николая Чудотворца, выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ри. В 1993 г. было открыто Нижегородское ДУ, преобразованное через 2 года в ДС. С 1995 г. действует Нижегородское жен. епархиальное уч-ще, с 1996 г.- Выксунское ДУ. За время архиерейского служения Н. на Нижегородской кафедре в епархии многократно увеличилось количество храмов. Если в 1977 г. в Горьковской обл. насчитывалось всего 43 прихода, то к 2001 г. в Нижегородской обл. их было уже 376. Появилось 20 правосл. периодических изданий, в т. ч. возрожденные «Нижегородские епархиальные ведомости». Н. был награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1986) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981); удостоен гос. наград СССР: медали «За боевые заслуги» (1945), ордена Отечественной войны 2-й степени (1985) и ордена Трудового Красного Знамени (1988). Скончался после инфаркта миокарда. Отпевание 23 июня 2001 г. возглавил С.-Петербургский митр. Владимир (Котляров) в сослужении архиепископов Тамбовского Евгения (Ждана) , Ульяновского Прокла (Хазова ; впосл. митрополит), Истринского Арсения (Епифанова ; ныне митрополит), а также священников и диаконов Нижегородской и др. епархий. Н. был похоронен близ нижегородского Спасского кафедрального собора. В 2002 г. над его могилой была устроена часовня. Соч.: На торжествах Грузинской Правосл. Церкви//ЖМП. 1972. 9. С. 47-51; Митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский). Н. Новг., 2009. Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Кутепова): (Некрол.)//ЖМП. 1961. 11. С. 41-45; Памяти митр. Нижегородского и Арзамасского Николая//Там же. 2002. 9. С. 68-69; Букова О. В. Святитель земли Нижегородской. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Н. Новг., 2009; Дьяконов А. Первая кафедра митр.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г. С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении Г. не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиеп. (впосл. Патриарх) Пимена (Извекова) , что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей» (Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 57). В июле 1961 г. было проведено выселение Г. и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывш. ректорскую квартиру в здании Ленинградской ДА. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Г. участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. , на к-ром выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 нояб. 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного. 14 нояб. 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магист. дис. «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на вост. берегу Крыма. Отпевание Г. совершил прибывший из Одессы митр. Иоанн (Кухтин) . Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) . Соч.: Патриарх Сергий как богослов//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 99-134; Литературные труды Патриарха Сергия//ЖМП. 1954. 5. С. 24-30; 7. С. 42-47; Из лит. наследства Св.

http://pravenc.ru/text/168372.html

С 1708 г. при Новгородском архиепископе состоял викарий с титулом епископа Ладожского. При Екатерине II Святейший Синод дозволил своим членам иметь викариев. Вик-ства стали открываться и в тех Е., где в этом была необходимость - при старейших архиереях-митрополитах и в крупных Е. Однако до сер. XIX в. викариатские кафедры были открыты в немногих Е. Лишь во 2-й пол. этого столетия вик-ства были учреждены почти во всех Е., а в С.-Петербургской, Московской и Киевской Е. имели по неск. викариев. Викарии титуловались по одному из уездных городов Е. В отличие от них правящие архиереи стали, как правило, носить титулы с наименованиями 2 городов: главного города Е. и губернии и уездного. В синодальный период многократно увеличилось число Е. Русской Церкви. В 1721 г., при учреждении Святейшего Синода, Русская Церковь насчитывала, помимо Патриаршей области, ставшей именоваться синодальной, 22 Е. В 1742 г. синодальная область была разделена на 2 Е.: Московскую и С.-Петербургскую. Два года спустя было учреждено 4 новых Е. В 1764 г., когда была проведена секуляризация церковных земель, насчитывалось 29 Е. в пределах России и одна, Могилёвская, в Польше. После разделов Польши на возвращенных землях были открыты новые Е., и общее их число в кон. XVIII в. составило 36. В Грузинской Церкви после ее включения в состав Российской и преобразования в Грузинский Экзархат РПЦ в 1-й пол. XIX в. была проведена реформа, в результате к-рой число грузинских епархий было сокращено до 4. В царствование Александра I Павловича в связи с присоединением Бессарабии к России была открыта Кишинёвская Е. При имп. Николае I Павловиче было учреждено 13 новых Е., и в 1855 г. Русская Церковь насчитывала уже 55 Е. Открытие новых Е. гл. обр. было обусловлено ростом численности населения империи и соответствующим увеличением количества приходов. В период царствования Александра II Николаевича и Александра III Александровича было открыто еще 10 Е., в т. ч. в Финляндии (Финляндская и Выборгская) и за пределами империи (Алеутская и Аляскинская, впосл.

http://pravenc.ru/text/190005.html

Скончался на Митрофановском синодальном подворье. Отпевание 23 янв. 1850 г. возглавил С.-Петербургский и Новгородский митр. Никанор (Клементьевский) , к-рый ранее в сане епископа Ревельского участвовал в хиротонии И. Во время отпевания служили свт. Иннокентий (Борисов) Херсонский, Нижегородский архиеп. Иаков (Вечерков) , Ревельский еп. Нафанаил (Савченко), Рижский еп. Платон (Городецкий) , Винницкий еп. Евсевий (Орлинский) , протопр. Василий Бажанов , обер-свящ. армии и флота Василий Кутневич и др. Надгробную речь произнес инспектор СПбДА архим. Макарий (Булгаков ; впосл. митрополит Московский). И. был погребен в Феодоровской ц. Александро-Невской лавры. На могиле была установлена шлифованная плита из олонецкого порфира. По отзывам современников, И. отличался «пленительной кротостию нрава», любил часто совершать богослужения, проповедовать. Им издано более 20 книг, более 10 осталось в рукописи. Награжден орденами св. Анны 2-й (1826) и 1-й (1830) степени, имп. короной к ордену 1-й степени (1837), орденом св. Владимира 2-й степени (1846). Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1927. Соч.: Беседы о мнимом старообрядстве. СПб., 1844; Истина св. Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой соловецкой, о вере. СПб., 1844; Беседы по псалму «На реках Вавилонских», на три воскресные дня, в к-рые поется псалом сей. СПб., 1845; Речи христолюбивому воинству Донскому. СПб., 1845; Слова в воспоминание воскресения, кончины и скончавшихся в вере. СПб., 1845; Церк. слова о вере и средствах к ее познанию, исполнению, охранению. СПб., 1845; Кр. сказание о Климецком мон-ре. СПб., 1846; Рождество Господа Иисуса Христа по изображению в Евангелии, пророчествах и Церкви: Беседы. СПб., 1846; Слова относительно обязанностей христиан друг ко другу. СПб., 1846; О покаянии: Беседы пред Вел. постом и в пост, по воскресным дням. СПб., 1847; Слова о вере и благочестии по жизни общественной. СПб., 1847; Вечер Пасхи в собеседованиях из св. Евангелия. СПб., 1848; О правосл. богослужении: Беседы.

http://pravenc.ru/text/293475.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010