В последние времена англиканцы, оставив прямой путь сношений с восточными церквами, хотят сблизиться с ними чрез посредство германских и швейцарских старо-католиков (§ 29), которые приняли их в свое общение, и к которым и восточные церкви также относятся с сочувствием. Но, конечно, и этот путь не может привести к предполагаемой цели, если они по прежнему будут удерживать неопределенные понятия о сущности православия, о внутреннем единстве церковном. Во всяком случае стремления англиканцев имели тот полезный и для них самих и для нас православных результат, что рассеяли на Западе много несправедливых предубеждений против восточного православия, и установили в самой англиканской богословской литературе более твердое, широкое и беспристрастное изучение древней церковной истории и вместе истории восточного христианства за новые века, – что и сказалось в трудах многих замечательных историков и богословов английских (напр. Ниля, Робертсона, Фаррара и других), и в переводах православных богослужебных книг и богословских сочинений на английский язык. Этим на будущее время подготовляется почва для правильной постановки вопроса о соединении Церквей. § 29. Стремление к восстановлению независимой от папы католической церкви в Германии. Национальный немецкий католицизм XVIII века. Старокатолицизм XIX века. Протестантские мечтания о церкви будущего В Германии и прилежащих к ней странах средней и северной Европы в древние века было менее прямых соприкосновений с древними православными церквами; потому здесь менее сохранилось и воспоминаний о древних православных преданиях и порядках. Соприкосновение с соседними западными странами, с Чехией и Моравией, – где первоначально христианство распространено было православными миссионерами с восточными обрядами, – отзывалось иногда религиозными возбуждениями в Германии, но не довольно определенными и не получившими твёрдого направления, – как в гусситском влиянии на Германию (§ 12 – 24). Но с другой стороны в Германии более, чем в какой бы то ни было другой западно-христианской стране, сказались в средние века тяжести и крайности римско-католической церковной системы, а в новые разнузданность и расшатанность протестантского религиозного разномыслия и произвола. Вместе с тем серьезное научное направление, преимущественно развывшиеся в Германии в XVIII и XIX веках, привело немецких ученых к ближайшему ознакомлению с древним церковным учением и строем; а возбудившиеся в то же время стремления к развитию национальной самостоятельности стали по временам выражаться в желаниях восстановить старый более совершенный религиозный строй и в современной отечественной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разнообразие обрядов убеждает в том, что «одна и та же католическая религия вполне отвечает духу и обычаям народов, хотя бы и весьма различных, и всюду производит богатые и разнообразные по красоте плоды». Засим припоминается история учреждений, которые занимались делом восточной церкви. При Бенедикте XV была образована под председательством папы Конгрегация для восточной церкви, которая совершенно отделена от Конгрегации Пропаганды. При этом было установлено, что католики восточных обрядов, а в смешанных делах и католики латинского обряда подлежат Восточной конгрегации. Там, где организована правильная католическая иерархия, католики латинского обряда подлежат ведению Консисториальной Конгрегации, а в остальных местах, как, например, в бывших турецких владениях, оказалось, что католики «восточного обряда» зависят от Восточной конгрегации, а католики латинского обряда – от Конгрегации Пропаганды, и, таким образом, получалось двоевластие. Кроме двоевластия создавалось впечатление, что католики восточного и западного обрядов суть две категории католиков. Такое положение имело смысл при унии, но лишено смысла при «восточном обряде». По-видимому, в силу этих соображений и последовало изменение в разграничении компетенций Конгрегации Пропаганды и для восточной церкви, с явным расширением полномочий последней. В Египте, на Синайском полуострове, в Эретрии и северной части Абиссинии, в Албании, Болгарии, на Кипре, в Греции, Додеканезе, Ираке, Иране, Ливане, Палестине, Сирии, Трансиордании, Турецкой республике в Азии и в части Фракии, принадлежавшей Турции, все дела, за небольшими исключениями, касающиеся католиков обоих обрядов, подлежат Конгрегации для восточной церкви. Дела из Конгрегации Пропаганды должны быть переданы с 1 июня 1938 г. по 1 июня 1939 г. Распоряжение касается передачи архивов, разделения капиталов и средств, предназначенных и которые будут предназначены на дела миссии. Таким образом, вековая власть Пропаганды на указанных землях внезапно прекращается. «Oriens» этот документ называет исключительно важным, и ясно, в чем его важность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

35 См.: Белоликов В.З. Литературная деятельность Блаж. Августина против раскола донатистов. – C. 40. 36 catholicam (лат. catholicus – всеобщий, всеохватывающий, католический). Ввиду того, что представленный текст относиться к началу V в., часто используемое при переводе слова «catholicus» прилагательное «католический» представляется нам хронологически и терминологически неверным. Хотя пятью годами ранее Римская Империя уже разделилась на две части – Восточную и Западную, церковное общение осталось прежним. Более того, в настоящее время в русскоязычной литературе термином «католический» обозначается преимущественно все связанное именно с Римо-католической церковью после Великой схизмы, а потому его использование в столь древнем тексте может невольно привнести чуждые ему смысловые коннотации. А потому нами было принято решение использовать более древнюю форму транслитерации этого слова, некогда принятую в первой редакции славянского перевода Символа веры , т.е. «кафолический» и производные от нее (см.: Гезен А.М. История славянского перевода символа веры /А. Гезена очерки и заметки из области филологии, истории и философии. – СПб: Типография Императорской Академии Наук, 1884. – Вып. 1. – C. 44). Кроме того, похожую терминологию использует, например. В.В. Болотов при описании донатистского раскола, с тем различием, что ввиду того, что им используется дореформенная орфография он использует вместо буквы «ф» букву «» (См.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. – C. 395–423.). 37 communionem (лат. communio – общность; церковная общность, единение). Можно было бы перевести как община, однако ввиду того, что сочинение носит полемический характер с донатистами, мы посчитали уместным перевести это именно единство. В дальнейшем мы будем, в случае если не будет дополнительно оговорено, переводить словосочетание catholica communio – Кафолическое единство. 38 Скорее всего, имеется в виду грешник, находящийся в Церкви, и схизматик, находящийся вне Церкви. 40 Возложение рук при принятии в общение означало низведение в положение кающихся, а значит извержение из сана и невозможность занятия клировых должностей (См.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. – C. 400, сн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Потом мы познакомили читателя с историей возникновения Римско-католической церкви, которая сначала была западной ветвью единой Церкви Христовой. Все возрастающее властолюбие Римских епископов в 11-ом веке привело к отделению Римско-католической церкви от Православной. Уверенные в своей непогрешимости, Римские епископы постепенно допустили ряд новшеств в христианском учении и в способе совершения таинств. Отступление Римско-католической церкви от чистоты апостольской веры породило в свою очередь протестантское движение, из которого возникли существующие в наше время секты. Вкратце мы рассказали о некоторых из них: о лютеранстве, реформаторстве, кальвинизме и англиканстве. В следующей, 2-ой части мы расскажем о баптистах, квакерах, пятидесятниках, о современном «даре языков», методистах, меннонитах, мормонах, адвентистах 7-го дня, свидетелях Иеговы, о сектах «Христианская наука, «Современный гуманизм», о псевдорелигиозных обществах и культах, об ересях и сектах в России, об униатах и «восточном обряде», об иудаизме, магометанстве, буддизме и атеизме. В заключении подведем итог данного исследования о церквах. Баптисты Секта баптистов вышла из среды английских «пуритан». Особенность ее в том, что баптисты отвергают крещение младенцев. Первая община возникла в Англии в 1633 г., а в 1639 г. была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал Род-Айленд. Вначале эта секта не имела успеха, но в конце 18-го столетия был создан «проповеднический союз» с целью проповеди среди афроамериканцев христианства, свободного от догматов, обрядов и обязательных символических знаков. Это встретило сочувствие и материальную поддержку среди богатых американцев. Появились дома для сирот и стариков, школы, курсы, больницы и в большом числе добровольные миссионеры. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, Германии, проникает в Китай, Японию, Индию, Польшу и позже в Россию. Основанный в США «Баптистский союз» в 1814 г. стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир. В Россию эта секта была занесена из Германии, где центром движения стал Гамбург.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Не говоря уже о том, что изучение западной церковной жизни дает много полезных и поучительных сравнений, объяснений и уроков, русский канонист обязан, по Суворову, обращаться к западу еще и для того, чтобы воспользоваться выработанными там научными приемами и понятиями. 831 Расширив, таким образом, пределы науки церковного права, проф. Суворов по соображениям отчасти принципиальным, отчасти практическим разделил свой курс на следующие пять частей: 1) исторический очерк развития церковного устройства; 2) исторический очерк развития источников церковного права; 3) догматическое изложение церковного устройства; 4) церковное управление и 5) внешние отношения Церкви. 832 Первая часть состоит из шестиглав: 1-я глава изображает церковное устройство в первые три века, 2-я – с IV-ro до разделения церквей, 3-я – развитие устройства западно-католической церкви после разделения, 4-я – развитие евангелического церковного устройства, 5-я – развитие восточного церковного устройства после разделения и 6-я – развитие устройства русской церкви. Вторая часть в шести главах под теми же рубриками обозревает историю развития источников церковного права. Третья часть, содержа в себе догматическое изложение церковного устройства, разделяется на четыре главы: 1-я излагает общие начала церковного устройства по вероисповеданиям, а в остальных трех указываются подробности церковной организации в католической, евангелической и русской церквах. Здесь сначала говорится о центральной организации, а потом об епархиальной, окружной и приходской. Четвертая часть о церковном управлении излагает по главам свое содержание в —249— следующей постепенности: учение о церковном законодательстве (1 гл.), о церковном надзоре (2 гл.), о церковном суде (3 гл.), об учительстве и священнодействии (4 гл.), о браке (5 гл.), об управлении церковными должностями (6 гл.), о церковных обществах (7 гл.) и церковном имуществе (8 гл.). В качестве приложения к третьей и четвертой части непосредственно за последней помещено краткое изложение устройства и управления римско-католической, евангелической и армяно-грегорианской церквей в России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ко второму разделу относятся работы о литургических традициях Римско-Католической Церкви, продолжившие труды профессоров А. Л. Катанского и Е. И. Ловягина . Это сочинения: «Сравнительные достоинства православного и католического богослужения (с археологической и литургической точки зрения)» (1886), «Сравнение православной литургии с римско-католической» (1893), «История чина причащения в Восточной и Западной Церкви» (1900), «Богослужение Галликанской Церкви» (1911) 56 . В третий раздел входят работы, написанные в связи с принятием Римско-Католической Церковью на I Ватиканском соборе 1870 г. нового догмата о непогрешимости папы Римского. Авторы этих работ подвергли критическому анализу правомерность принятия названного догмата, ставшего еще одним препятствием на пути к достижению вероисповедного единства Восточной и Западных Церквей. К этой теме относятся сочинения: «Разбор учения Ватиканского собора о непогрешимости папы» (1882), «Критика догматических определений Ватиканского собора 1870 года» (1895), а также «Значение Рима и его преданий в истории развития папской власти» (1893) и «Содействие духовенства развитию папской власти в первом периоде отдельной истории Западной Церкви» (1893). Следует также отметить, что в ноябре 1890 г. доцент по кафедре патристики СПбДА Т. А. Налимов защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе» 57 . Особое место в научных исследованиях профессоров и студентов СПбДА по римо-католичеству по-прежнему занимали работы о попытках сближения Римско-Католической и Православных Церквей в прошлом. Продолжая труды, начатые профессором А. Л. Катанским , приват-доцент СПбДА А. Садов написал сочинение «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма» (в 1883 г. вышло отдельным изданием – СПб., 1883) и был удостоен за него ученой степени магистра богословия 58 . На страницах еще одного печатного органа СПбДА – журнала «Странник» – также помещались статьи, относящиеся к данной проблеме. Таково, например, исследование Ф. Д. Делекторского «Флорентийская уния и вопрос о соединении Церквей в древней Руси» 59 . Той же теме были посвящены и некоторые кандидатские сочинения выпускников СПбДА, как, например, «Критический разбор попыток к соединению Церквей на Лионском и Ферраро-Флорентийском соборах» (1881), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XII и XIII вв. Исторический очерк» (1914), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XIV и XV столетиях. Исторический очерк» (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010