В 60-е гг. XIX века видное место в разработке православно-католической проблематики принадлежало профессору СПбДА А. Л. Катанскому (1836−1919). Проф. А. А. Катанский уделял большое внимание вопросу воссоединения Западной и Восточной Церквей; он начал разрабатывать его еще при написании в 1862−1863 гг. своего курсового сочинения под названием «Обозрение предприятий и попыток к соединению Церквей Восточной и Западной» 48 . В дальнейшем он продолжал работу над этой темой и в 1867−1868 гг. опубликовал в «Христианском чтении» исследование под названием «Вопрос о соединении Церквей Восточной и Западной (в первый его период) на греческом Востоке и латинском Западе (1054−1453)» 49 . В 1868 г. он издал труд «История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении» (СПб., 1868), за который был удостоен степени магистра богословия. Обзор попыток к соединению Западной и Восточной Церквей был продолжен А. Л. Катанским в его публичном чтении в Обществе любителей духовного просвещения на тему «Краткий очерк истории и характеристика попыток к соединению Церквей Греко-Восточной и Римско-Католической за весь восьмивековый (XI−XIX вв.) период разделения Церквей» 50 . Важное место в научной деятельности А. Л. Катанского занимало изучение литургического наследия Западной Церкви. Ему принадлежит «Очерк истории древних национальных литургий Запада» 51 . Труды А. Л. Катанского были по достоинству оценены в СПбДА, и в 1877 г. он был утвержден в степени доктора богословия и в должности ординарного профессора. На протяжении двух последующих десятилетий, вплоть до своей отставки в 1896 г., проф. А. Л. Катанский неизменно уделял внимание диалогу с инославием. Под влиянием А. Л. Катанского в СПбДА активизировалось исследование католичества, сказавшееся в появлении большого числа печатных учебных трудов в этой области. Некоторые из этих трудов, в свою очередь, стали основой для разработки отдельных направлений в православной богословской науке. Так, например, профессор СПбДА Евграф Иванович Ловягин († 1909 г.) продолжил труды А. Л. Катанского по изучению литургического наследия Римско-Католической Церкви и опубликовал чииопоследования западных национальных литургий – галльской, мозарабской, медиоланской, испано-готфской и ряда других, сопроводив их пространными комментариями 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Таким образом, папа, не разобравшись в тонкостях предложенного ему нового догматического заблуждения, все же признал его плодом человеческой мудрости, а учение Церкви без «Filioque» назвал Божественною мудростью. Однако, если верить вышеуказанной уступке Папы Льва III-ro, то здесь уже имеется акт папского блогословения на некоторое просачивание отступления от догматического учения Вселенской Церкви в недра Римской Церкви, хотя и в частном порядке. Со смертью этого папы († 882) вплоть до Сутрий- ского Собора (1045) наступила эпоха униженного папского состояния; тут не было ни притязаний на обладание Восточной Церковью, ни стремлений со стороны пап к окончательному закреплению у себя «Filioque», так как шаткое, кратковременное пребывание большинства из них на Римской кафедре не располагало их ни к тому, ни к другому. С Сутрийского Собора начинается эпоха развития папского могущества. Усилились притязания пап на подчинение себе Восточной Церкви; рядом с этим идет закрепление в Символе и «Filioque», что ставилось на вид Восточной Церковью Западной. В 1054 г. произошло разделение Церквей, совершился не просто Церковноисторический акт, а факт величайшей духовной печали – отпадение западной Церкви от Церковной непогрешимости, дарованной Христом Соборной Апостольской Церкви. Вызванный к жизни противлением воле Церковной, выраженной в канонах Вселенских Соборов, факт отпадения от Церковной непогрешимости с этого времени является новым основанием для Западной Церкви, на котором окончательно и неизменно закрепляется главнейшее заблуждение ее, «Filioque», иоткрывается потенция для дальнейших догматических заблуждений, которые неизбежно должны быть в непосредственной, генетической связи с главным и основным «Filioque», искажающим Божественное учение о Духе Святом, действующем в Церкви. С этих пор «Filioque» ставится во главу расхождений католической и Православной Церквей. Отсюда, во всех исторических попытках соединения Церквей, которое Католической Церковью всегда мыслилось, как подчинение Восточной Церкви папе, т. е. потеря неодоленности, последним всегда на первом месте ставилось принятие догмата «Filioque», а для Православной Церкви оно, кроме папского главенства, всегда являлось главнейшим препятствием к воссоединению. X. Сущность главного заблуждения, «Filioque»: умаление духа святого пред сыном божиим и исключение проявления свойства его, животворности, как во внутренней жизни триединого божества, так и в отношении к тварному миру

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Этот особый закон мотивирован тем, что между католической церковью и восточными некатолическими церквами существует тесное общение, поскольку эти церкви обладают истинными таинствами (прежде всего в силу апостольского преемства): священством и евхаристией, которые весьма тесно объединяют их с католической церковью (unitatis Redingratio, 15). Однако по причине их неполного общения с католической Церковью для законности смешанного брака требуется католическая форма бракосочетания. Поэтому для законности брака католическая сторона обязана заключать его в присутствии католического священника, если она не получила диспенсацию от католической формы. Для действительности «достаточно присутствия священнослужителя» – так установлено Декретом «Orientalium Eclessearum» и Декретом «Grescens matrimoniorum». После Собора различные авторы, интерпретируя текст этих Декретов, заявляли, что не требуется ничего, кроме присутствия священнослужителя, и что не следовало бы требовать даже присутствия двоих свидетелей. Положения Декрета «Orientalium Ecclesiarum» и Декрета «Grescens matrimoniorum» были с некоторыми изменениями приняты в кодификации латинского и восточного канонического права. В кан. 1127, § 1 ККП сказано, что для действительности формы «требуется участие священнослужителя», чтобы указать на то, что простого присутствия священнослужителя недостаточно. В кан. 834, § 2 ККВЦ сказано, что для действительности брака «требуется священническое благословение», чтобы отметить, что в любом случае обязателен священный обряд венчания, а тем самым и благословение священника. В восточных католических и некатолических Церквах у диакона нет полномочия благословлять браки. К восточной и латинской нормам добавлен следующий пункт: «если соблюдено то, что следует соблюдать по праву». Следовательно, должны соблюдаться все прочие предписания о действительном и законном заключении брака. Необходимо удостовериться в том, что обе стороны свободны от препятствий, которые сделали бы их неспособными к действительному заключению брака в силу божественного и церковного права. Для законного заключения брака католическая сторона должна сделать заявления и обещания, предписанные кан. 814 ККВЦ и кан. 1125 ККП. Что касается формы бракосочетания, то должны соблюдаться нормы той Церкви, где оно происходит. Если венчание происходит в православной Церкви, то священник должен будет придерживаться дисциплины собственной Церкви. Если брак заключается в восточной католической Церкви, необходимо соблюдать ординарную форму, о которой говорится в кан. 828 ККВЦ. Если брак заключается в латинской католической Церкви, а католическая сторона принадлежит к латинскому обряду, то необходимо соблюдать форму венчания, установленную в кан. 1108 ККП. Для того чтобы брак был признан также и православной Церковью, к которой принадлежит некатолическая сторона, в любом случае требуется участие священника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Румынский Даниил заявил о готовности возобновить прерванный 5 лет назад диалог с румынскими католиками 17.05.2010 «Существующие между Румынской Православной и Римо-католической церквями отношения дружбы и сотрудничества должны быть усилены, особенно в этот исторический момент, когда европейское сообщество все больше испытывает натиск секуляризма», - говорится в заявлении Румынского Патриархата, опубликованном после встречи Патриарха Румынской Православной Церкви Даниила и префекта Конгрегации по делам восточных церквей кардинала Леонардо Сандри. Встреча состоялась 7 мая в Бухаресте во время визита кардинала Сандри в Румынию, который проходил с 6 по 10 мая, сообщает «ZENIT» со ссылкой на «L " Osservatore Romano» «Сотрудничество между христианами - не прихоть, а моральный долг миссионера» - говорится в заявлении Румынского Патриархата, где вновь еще раз подчеркивается готовность Патриарха Даниила возобновить диалог с Греко-католической церковью Румынии и «найти необходимые практические решения для разрешения разногласий, касающихся имущества». Как отмечается в сообщении Религиозно-информационная служба Итальянской епископской конференции, в отношениях между католической церковью в Румынии и Румынской Православной Церковью возникли проблемы в связи с возвращением религиозным организациям зданий, принадлежавших католиком до того, как они перешли в руки православных после издания постановления коммунистического правительства в 1948 г. В 2005 году Румынский Патриархат приостановил в одностороннем порядке отношения с Греко-католической церковью в Румынии и прекратил работу в совместной комиссии по диалогу после того, как румынские униаты предприняли ряд мер для возврата своего былого имущества. Согласно данным «L " Osservatore Romano», Патриарх Даниил пообещал, что для возобновления отношений с греко-католической общиной Румынии этот вопрос будет внесен в повестку дня предстоящего заседания Синода Румынской Православной Церкви, которое пройдет с 6 по 8 июля этого года. Патриарх также заявил о возможном приглашении Папе Римскому Бенедикта XVI посетить Румынию с согласия Синода Румынской Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.05.2010 19:11:47

http://drevo-info.ru/news/8393.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Самое популярное Сейчас в разделе 2201  чел. Всего просмотров 98 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 75  голосов:  4.7 из  5) Одна из главных православных книг ХХ века. Может быть лучшая в богословии. До сих пор «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» служит основным источником о Православии на Западе. В.Н. Лосский гениально показывает сокровенный духовный опыт Церкви на твёрдых догматических основаниях. Именно в этом единстве опытного познания и ясного точного догматического его выражения состоит главное достижение «Очерка мистического богословия». Вот формула Лосского, ставшая уже хрестоматийной: «Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым.» Помимо прочего, это выдающаяся христианская философия, учитывающая современную мысль, ни в чём не отходя от святоотеческого наследия. Надо ещё добавить, что «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» лучшее, что было создано в рамках программы неопатристического синтеза, провозглашенной Флоровским. Еще во время второй мировой войны Владимир Лосский читает лекции о православном мистическом богословии как опытном богопознании. Эти лекции Лосский читал для группы католических богословов, близких к Э. Жильсону, собиравшихся в доме Марселя Моро, среди которых были такие крупные фигуры как Гандильяк, Массиньон и Марсель. На основе этих лекций он и пишет книгу «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», которая вышла на французском языке в 1944 году, а в 1958 году появилась в английском переводе и на долгие годы стала для Запада, да и для Востока образцом подлинного православного богословия. Замысел «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Лосский выражает следующим образом: «Мы задались целью рассмотреть здесь некоторые аспекты духовной жизни и опыта Восточной Церкви в их связи с основными данными православного догматического предания. Таким образом, термин «мистическое богословие» означает в данном случае аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку.» Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2020 --:-- 11:04 Стоп через Рекомендуемые аудио 4 комментария Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/ocherk-mistichesk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Очерк мистического богословия Восточной Церкви Одна из главных православных книг XX века. Может быть лучшая в богословии. До сих пор «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» служит основным источником о Православии на Западе. Гениально показывает сокровенный духовный опыт Церкви на твёрдых догматических основаниях. Именно в этом единстве опытного познания и ясного точного догматического его выражения состоит главное достижение «Очерка мистического богословия». Вот формула Лосского, ставшая уже хрестоматийной: «Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым.» По мимо прочего, это выдающаяся христианская философия, учитывающая современную мысль, ни в чём не отходя от святоотеческого наследия. Надо ещё добавить, что «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» лучшее что было создано в рамках программы неопатристического синтеза, провозглашенной Флоровским. Еще во время второй мировой войны Владимир Лосский читает лекции о православном мистическом богословии как опытном богопознании. Эти лекции Лосский читал для группы католических богословов, близких к Э. Жильсону, собиравшихся в доме Марселя Моро, среди которых были такие крупные фигуры как Гандильяк, Массиньон и Марсель. На основе этих лекций он и пишет книгу «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», которая вышла на французском языке в 1944 году, а в 1958 году появилась в английском переводе и на долгие годы стала для Запада, да и для Востока образцом подлинного православного богословия. Замысел «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Лосский выражает следующим образом: «Мы задались целью рассмотреть здесь некоторые аспекты духовной жизни и опыта Восточной Церкви в их связи с основными данными православного догматического предания. Таким образом, термин «мистическое богословие» означает в данном случае аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

VIII и IX века характеризуются активной деятельностью восточной Церкви в области законодательства о браке. Брак между христианином и нехристианином или еретиком рассматривался не только как запрещённый, но и как недействительный. Теология эпохи позднего Средневековья и теология канонического права начинают различать два брачных препятствия: смешанной религии religiones) и различия культов (disparitatis cultus). Первое возникает между двумя крещёными лицами, лишь одно из которых является католиком; второе – между двумя лицами, одно из которых является католиком, а другое не окрещено. Уже в эту эпоху препятствие различия культов (disparitatis cultus) делает брак недействительным (nullum). Напротив, браки между католиками и христианами-некатоликами были действительными, но запрещёнными. Как уже упоминалось выше, в католической Церкви такие браки вплоть до Тридентского Собора считались освобождёнными от обязательства к какой-либо канонической форме. Именно такова была точка зрения Тридентского Вселенского Собора, который в ходе своей XXIV-й сессии Декретом «Tamesti» от 11-го ноября 1563 года установил форму бракосочетания, необходимую для действительности брака. В силу этого обязательства к определённой форме стало возможным теперь выставлять точные условия для получения диспенсации от канонической формы. Эти условия были достаточно жёсткими: некатолическая сторона должна была отречься от ереси, а дети должны были быть крещены и воспитаны в католической Церкви. Таким образом, с точки зрения права допускались только браки между католиками. Фактически впоследствии пришлось делать всё большие уступки в конкретной практике. Начиная с XVIII-ro века требовалось лишь троичное обещание: 1) партнёра-некатолика: не препятствовать другой стороне в свободном исповедании католической веры; 2) партнёра-католика: пытаться обратить некатолическую сторону в католицизм; 3) обоих супругов: окрестить и воспитать всех детей в католической Церкви. Обязательство этого троичного обещания был заново повторено и юридически закреплено в ККП от 1917 года в канонах 1061 и 1062.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Это и есть отступление, которое, по мнению многих толкователей, означает возмущение и против Римской империи и против Церкви Иисуса Христа. „Нельзя сказать, – рассуждает Калмет, – что Римская империя более не существует: она существует ещё в Германской империи, хотя бесконечно ослабленная. А что касается до Католической и Римской церкви, то она, несмотря на свои потери и отпадение огромного числа её детей, всегда одна и та же: она имеет ту же веру, ту же нравственность, то же Писание, тех же правителей; одним словом, она существует, и будет существовать до кончины мира. Но заметно, что тайна беззакония уже развивается и что, с одной стороны, ослабление Римской империи, с другой, отпадение стольких народов, которые доселе были членами Католической церкви, составляют весьма ощутительные признаки приближения последнего дня. Он нечувствительно приближается и, наверно, придёт как вор, когда всего менее будут думать о нём. Отступление уже началось в ересях, которые возникали в разные века, и в разделении Восточной Церкви с Западной; но довершится оно только при конце мира, в царстве антихриста. Когда этот враг Христов явится в мире, тогда будет почти всеобщее отступление всех христиан, которые оставят веру и часть Иисуса Христа, чтобы обратиться к антихристу. Сохранятся только избранные. Надобно, чтобы сначала произошло восстание против Римской империи и отступление от католической веры, так как, пока будет стоять Римская империя, будет существовать также и христианская религия. Когда первая будет разрушена, тогда явится антихрист, и увидят отступление в Церкви. Что нет ещё ни восстания против Римской империи, ни отступления от католической веры, это и составляет препятствие явлению антихриста, это и есть удерживающее его” 656 . При объяснении тайны беззакония Калмет, по-видимому, склоняется к мнению тех, которые под тайной беззакония разумеют еретиков, как сообщников и орудия антихриста, которые отныне уже начали производить тайну беззакония в Церкви Христовой через рассеваемые ими в ней заблуждения, через причиняемый ими в ней соблазн, через отпадение от неё многих, привлекаемых ими на свою сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Кроме того, конгрегации для восточной церкви поручено издание литургических книг византийско-славянского обряда, которые, таким образом, различаются от книг, употребляемых в Восточной Галиции. Еще ранее того во Львове была организована комиссия для пересмотра и издания книг греко-католического обряда. Конгрегация для восточной церкви чрезвычайно обширна, она включает в себе около 20 кардиналов под председательством папы. В нее входил кардинал-примас Польши Хлонд. Консультантами были епископы Пшездецкий и Шелонзак. В нее проник также и П.Бучис. Русская комиссия была более или менее прилично похоронена 340 . Засим произошла перемена и на посту секретаря конгрегации для восточной церкви. Ее секретарь, кардинал Синцеро, умер, и четыре месяца спустя старый сотрудник папы, помощник ватиканского библиотекаря Евгений Тиссеран был назначен секретарем конгрегации, об этом появилось официальное сообщение 19 июня. 18 июня Е.Тиссеран был введен в коллегию кардиналов. Папа так мотивировал честь, оказываемую будущему секретарю конгрегации для восточной церкви: «Пусть увидят и осознают все глубокий и проницательный интерес папы к Восточной Церкви, занимающий всю его душу и на всю жизнь, посколько Господу будет угодно продлить последнюю». Кардинал Тиссеран родился в 1884 году в городе Нанси, – в Лотарингии. Нанси – город клерикальных традиций. 24 мая 1871 года здесь был расстрелян коммунарами парижский архиепископ Георгий Дарбуа. Е.Тиссеран получил образование в лицее св. Сигизмунда и духовной семинарии. В 1904–1905 гг., то есть 21 году от роду, он совершает свою первую поездку в Палестину при поддержке доминиканцев и изучает там рукописи. Он окончил затем Католический институт в Париже со знанием восточных языков – еврейского, сирийского, арабского, эфиопского и ассирийского. Он получил сан священника в 1907 году, был вызван в Рим и оставался там до 1913 года, преподавая в университете св. Аполинария ассирийский язык и состоя хранителем восточных рукописей Ватиканской библиотеки. В 1910 году он был командирован в Миланскую библиотеку и там встретился с А.Ратти, директором библиотеки – будущим папой Пием XI.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Но приговор патриарха и епископа сохранял одинаковую силу 44 . Лично епископы, как и патриархи, с дозволения Порты, получали право ездить верхом и иметь у себя свиту. Положение митрополитов и епископов в политическом отношении было очень высокое и влиятельное, так как они принимали участие в турецком провинциальном управлении 45 . Таково было юридическое положение восточной церкви в турецкой империи от половины XV до конца XVIII века. «Положение христиан, – говорит профес. Скабаланович, – в главных чертах определенное грамотою Магомета II, не потерпело существенных изменений в течение трех с половиною столетий; каким оно было при Магомете II, таким же осталось и после него; сделаны дополнения и изменения в частностях и второстепенных, но общий смысл и основные пункты остались те же» 46 . Из этих юридических определений положения восточной церкви в турецкой империи, по-видимому, можно было бы заключить, что она пользовалась полною независимостью и свободою вероисповедания. Но совершенно другая картина состояния восточной церкви получается, когда мы от юридических определений положения ее в турецкой империи переходим к ее фактическому состоянию. Бедственное положение восточной церкви под турецким владычеством происходило не столько от недостатка формально утвержденных прав и привилегий, сколько от нарушения этих прав со стороны тех, которые их предоставили. Имея немало формально утвержденных привилегий и прав, христиане никогда вполне не пользовались ни одним из них. Они постоянно должны были подчиняться капризу турок и каждую минуту дрожать за собственное свое существование. В решении вопроса о том, насколько юридическое положение христиан в турецкой империи проявлялось в действительной жизни, «необходимо, – по мнению проф. Скабалановича, – прежде всего, отличать внутреннюю политику Порты как центрального правительства, от системы, практиковавшейся в отношениях низшей турецкой администрации и османского населения к населению христианскому» 47 . «В Оттоманской империи, – говорит Скабаланович, – в отношениях центрального правительства к христианам совмещались вещи несовместимые: соблюдение привилегий с нарушением, религиозная терпимость с нетерпимостью, уважение к правам с пренебрежением, и примиряющим началом для этих противоположностей был произвол.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010