Принятое могущественнейшею фамилиею Радзивиллов, кальвинство в ревности этих своих адептов получило самое благоприятное условие для своего развития. Многие молодые люди из знатных фамилий: Ходкевичей, Сапег, Горских, Вишневецких, Глебовичей, Абрамовичей, Огинских, Пронских, – стали исповедывать кальвинизм и способствовали успехам его. Из 600 православных шляхетских домов в епархии митрополита едва осталось 16. Дело дошло до того, что православные дворяне, подвергаясь постоянно обидам со стороны униатов и католиков, пришли к мысли заключить унию политическую и религиозную с протестантами с целью взаимной помощи и защиты от латинян 136 . Таким образом, Кириллу Лукарису пришлось жить и действовать в самую смутную эпоху в истории греко-восточной церкви, когда она, испытывая тяжкие бедствия от произвола турок, была волнуема вместе с тем более, чем во всякое другое время, двумя противоположными вероисповедными партиями запада – католическою и протестантскою, – которые с равным усилием искали согласия восточной церкви на свое учение и старались опираться на нее в своих взаимных ожесточенных спорах 137 . Трудно было в такое время православному патриарху, да притом в глазах людей заинтересованных и потому пристрастных оказаться удержавшим золотую средину в своих отношениях к этим враждующим противоположным вероисповедным партиям: ему восстать против одной партии, – значило угодить другой, заслужить имя еретика у противной и подозрение в измене православию у самих православных. В этой коллизии интересов двух вышеупомянутых противоположных вероисповеданий, несомненно, лежит источник и причина жестоких обвинений в измене православию, возведенных на Кирилла Лукариса. Мы начертали эту картину современного Кириллу Лукарису состояния восточной церкви для того, чтобы видеть, среди какой обстановки и при каких исторических обстоятельствах пришлось жить и действовать этому знаменитому патриарху, и чтобы убедиться потом, что его подвиги были прямым ответом на запросы его времени и потому были в высшей степени благотворны для восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Умер один из крупнейших католических экспертов по Православию 23 сентября 2005 г. 16:03 В эту субботу в Нью-Йорке похоронят одного из крупнейших католических экспертов по Православию, активного экуменического деятеля ХХ века отца Джона Лонга. Заупокойную мессу возглавит Балтиморский кардинал Уильям Килер, сообщает агентство Catholic News Service. 80-летний иезуит скончался во вторник после перенесенной сердечной операции. В 1960-е годы он внес весомый вклад в подготовку II Ватиканского собора и принимал непосредственное участие в написании ряда его ключевых документов, таких, как декрет об экуменизме, декларации о религиозной свободе и о взаимоотношениях с нехристианами. С 1969 по 1980 год он возглавлял ватиканское подразделение по отношениям с Православными Церквами, консультантом которого оставался до самого последнего времени. По словам отца Рона Робертсона, замглавы секретариата по экуменическим делам католического епископата США, покойный был непревзойденным специалистом в православно-католических отношениях». Высоко оценил заслуги отца Джона и епископ Ксанфосский Димитрий, ответственный за межконфессиональные связи в Греческой Православной Архиепископии США (Константинопольский Патриархат): «Он был хороший ученый. Не раз оказывалось, что историю Православия он знает лучше, чем мы». Агентство отмечает, что Дж.Лонг был одним из членов корпуса иезуитов, которых в разных частях мира целенаправленно готовили для возможной миссионерской работы в России в случае падения коммунизма. С этой целью уроженца Бруклина, с 16 лет поступившего послушником в Общество Иисуса и рукоположенного 15 лет спустя, учили служить по славяно-византийскому (униатскому) обряду. Русский язык и историю он на протяжении нескольких лет изучал в двух американских университетах. Отец Джон более 20 лет участвовал в официальных собеседованиях с представителями Русской Православной Церкви и 16 раз посещал СССР. Десять лет назад он оставил должность в «Руссикуме» — Папского центра в Риме по изучению России и Русской Церкви. Взаимоотношения Римско-Католической церкви с Древними Восточными Церквами и со Всемирным Советом Церквей были другой областью ответственности отца Джона на протяжении ряда лет. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/50250.html

Положение изменилось во второй половине XIV века, когда Галицкие и Холмские земли были присоединены к Польше. «Прииде король Краковский, — замечает летописец, — со многою силою и взяша лестию землю Волынскую и Галицкую и много зла христианам сотвориша, а церкви святыя претвориша на латинское богомерзкое служение»   . С этих дней «в городах украинское население, исповедовавшее православие, подвергалось всякого рода ограничениям, стеснявшим его торговую и ремесленную деятельность. Оно было отстранено от участия в магистрате и цехах. Польская шляхта поддерживала католическую пропаганду в деревне. Католическая агрессия не имела, однако, успеха ни среди мещанства в городе, ни в деревне. Мещанство и крестьянство заняли враждебную позицию в отношении католичества. Для крестьян и мещан католическая агрессия была одним из видов угнетения»   . Со вступлением в 1386 году в брак польской королевы Ядвиги с великим князем литовским Ягайло было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества в единое государство. Городельский сейм 1413 года закрепил союз Польши и Литвы. Оба эти события явились поворотным пунктом в истории Литвы — они отрывали ее от усвоенных восточных (византийских) традиций и вводили ее в течение латинской цивилизации. Условием брака Ягайло с Ядвигой и связанных с ним последствий было обращение в католичество Ягайло и обязательство подчинения своих подданных Римскому папе. Еще в 1385 году Ягайло торжественно отказался в Кракове от веры Восточной Церкви, а через год после брака (1387) объявил в Литве римско–католическую веру господствующей   . Православная Галицкая епископия была закрыта, а вместо нее учреждена католическая Львовская архиепископия. Католическому архиепископу были переданы угодья бывшей Галицкой кафедры и предоставлена абсолютная власть над православными. «Так как, — говорилось в грамоте Ягайло, данной Львовскому архиепископу, — в подвластных нам землях Руси, где живут схизматики, последователи греческого обряда, совершается многое, увы, противное Римской Церкви, то для того, чтобы римско–католическая вера не потерпела ущерба, мы дали Иоанну, Архиепископу Львовскому, и его преемникам и ныне даем и предоставляем совершенную и полную власть наказания всяких еретиков и преступающих против христианской религии, какого бы сословия и пола они ни были, если за таковых признает их помянутый архиепископ»   . Комментарии к грамоте излишни… Православные стремились восстановить свою епископию в Галиции, вследствие чего вынуждены были вести упорную и многолетнюю борьбу с представителями католицизма. В конце концов, они добились победы — в 1539 году для Галиции был поставлен православный епископ Макарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Частные изложения веры или символические книги в Восточной Греко-Российской церкви суть следующие: 1 . Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Составлено оно было киевским митрополитом Петром Могилой или по его благословению и при его участии. Рассмотренное и принятое сначала на Соборах Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.), а затем одобренное и всеми четырьмя восточными патриархами, оно единодушно принято было всей Греческой Церковью, как «исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких- нибудь других исповеданий». Для Русской Церкви оно одобрено и утверждено патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.) и затем всероссийским Синодом. Составлено «Исповедание» главным образом для охранения чистоты православия от мнений р.-католических и потому в нем заметен полемический элемент. Форма изложения – вопросо-ответная. 2 . Исповедание православной веры Восточной Церкви, составленное патриархом иерусалимским Досифеем, рассмотренное и признанное выражением истинной православной веры на соборе иерусалимском в 1672 г. Соответствие истинной вере, чистота этого изложения, были засвидетельствованы всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Церкви, когда они послали его от себя в 1723 году великокобританским христианам, как истинное изложение православной веры. В то же время первосвятители восточные послали его русскому Св. Синоду вместе с своими грамотами об утверждении его. Принятое нашим Св. Синодом, как точное изложение православной веры, это изложение позднее (в 1838 г.), было издано Св. Синодом на русском языке под сохраняющимся и в настоящее время у нас заглавием: «Послание патриархов православно-кафолической церкви о православной вере». Послание отличается полемическим характером (против протестантов); содержащееся в нем учение православной веры изложено в 18-ти членах. 3 . Пространный христианский катихизис православной кафолической Восточной Церкви Филарета, митр. московского. В нем дается положительное, точное, отчетливое и сжатое, вместе с ясностью и удобопонятностью, по вопросам и ответам, изложение православного учения. По тщательном рассмотрении, катихизис этот получил одобрение Св. Синода. Символическое значение он имеет только в русской православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Хорватские историки допускают, что для одной части подписавших Майскую декларацию формула «объединение под скипетром Габсбургской династии» оставалась «только фразой, не наполненной конкретным политическим содержанием и использовавшейся для агитации широких масс населения, так, чтобы избежать преследования властей» (так считали священники В.Спинчич, Й.Биянкини, политики О.Рибар, В.Равникар, Й.Смодляк) . С нашей точки зрения особенно важным представляется тот факт, что Майская декларация предусматривала растворение сербского населения в составе хорвато-словенского католического объединения. Статус Православной Церкви и сербского народа при объединении католических народов в рамках Австро-Венгрии в декларации не оговаривался, принцип равенства вероисповеданий не упоминался. Конституция монархии и статьи конкордата Австрии с Ватиканом определяли католическое вероисповедание как государственную религию монархии и обеспечивали государственную поддержку и защиту только ей. Принятие сербов в качестве равноправных граждан в югославянское государственное объединение не означало введения равноправия католического и православного вероисповеданий. Антон Бонавентура Еглич (1850-1937) В сентябре 1917 года в Любляне по инициативе епископа Антуна Еглича состоялась встреча словенских политиков и католического духовенства. Результатом проведенных совещаний стало издание 15 сентября «Люблянской резолюции», которую подписали А.Колан, Й.Груден (каноники), И.Шуштершич (лидер Словенской народной партии), сам Еглич (люблянский епископ, идеолог СНП), Ш.Тавчар и К.Триллер (члены СНП) и др. Люблянская декларация более отчетливо повторила тезисы Майской декларации. Майская декларация и резолюция 15 сентября 1917 года показали неизменность политических предпочтений югославянских католических кругов, связанных с Габсбургской династией и Католической Церковью. Соратник Еглича, Алеш Ушеничник, профессор теологии и идеолог СНП, представил свое понимание Майской декларации и политических тенденций католических политиков Словении. Основным его тезисом была традиционная преданность словенского народа Габсбургской империи и Св. престолу. Югославянские народы, объединенные в рамках Австро-Венгерской монархии, по его мнению, могли бы стать «золотой застежкой, вновь присоединявшей восточных славян к западной Церкви» .

http://pravoslavie.ru/5290.html

В Москве состоялось очередное заседание рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог» 5 июня 2019 г. 18:37 Теме «Служение Церквей России и Германии в Вооруженных силах, полиции и тюрьмах» было посвящено очередное заседание рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог», прошедшее в Москве 4 июня 2019 года. В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви. В их числе — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сопредседатель рабочей группы «Церкви в Европе» архимандрит Филарет (Булеков) , и.о. заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению священник Алексий Алексеев, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе , секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Ярослав (Очканов), помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Б.М. Лукичев, магистрант МГИМО И.С. Беспалов. С немецкой церковной стороны участниками заседания стали предстоятель Евангелической церкви земли Саксония-Анхальт Йоахим Либих, директор Института экуменических исследований имени Йоханна Адама Мелера, руководитель рабочей группы «Церкви в Европе» с германской стороны Йоханнес Эльдеманн, руководитель службы католических священников при полиции архиепископства Падерборн, руководитель службы католических священников при полиции архиепископства Падеборн монсеньор Вольфганг Бендер, священник при полиции от Евангелической церкви округа Анхальт Михаэль Бертлинг, федеральный председатель Католической службы тюремных священников в ФРГ пастор-референт Хайнц-Бернд Вольтерс, военный епископ Евангелической церкви по служению в Бундесвере Зигурд И. Ринк, руководитель Федеральной конференции евангелических тюремных священников священник Игорь Линдер, руководитель отдела стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы Управления Евангелической церкви в Германии пастор Дирк Штельтер, руководитель отдела Католического ведомства по делам военных священников (Отдел II: духовное окормление военнослужащих) Томас Р. Эльснер, уполномоченный Мюнстерской епархии по межцерковным связям Михаэль Каппес.

http://patriarchia.ru/db/text/5449618.ht...

Исидора нельзя. Тогда Исидор приносил сюда унию извне и был одинок. А теперь весь епископат сговорился, и многие авторитетные представители народа жаждут унии, а сам король, как ревнитель веры, поощряет ее. Роль короля в этом деле решающая. Если он возьмет и епископат и духовенство под свое особое покровительство и успокоит народ, что уния не есть отступление от восточной веры и исконных обрядов, и решительно уравняет в правах духовенство русское с латинским, то нет сомнения, что плоды унии будут совсем другие, чем были при Исидоре. Времена изменились. Допрошенные Ипатий и Кирилл удалились из залы совещания, и общее решение собрания склонилось к необходимости действовать безотлагательно. Делегатам русского епископата было приказано ехать в Рим, а король немедленно 24-го сентября издал универсал на польском языке ко всему населению королевства. В универсале король писал: «Считая за величайшее счастье, если бы нам со всеми верными и любезными нашими подданными находиться в одной католической церкви, под властью одного верховного пастыря, римского папы, и вместе с ними славить Бога едиными устами и единым сердцем. И признавая такое соединение наших подданных по вере весьма полезным и необходимым для целости и прочности самой Речи Посполитой, мы старались и не перестаем стараться, чтобы и тех из наших любезных подданных, которые уклонились от единства католической церкви, отечески привести к этому единству ради их собственного блага. И Господь по милости своей благословил наши старания. Пастыри греческой веры с немалым числом народа обратились к соединению с католической церковью под власть римского апостольского седалища. Объявляем об этом всем нашим подданным. Как тем, которые принадлежат к римскому костелу, чтобы они вместе с нами возрадовались обращению собратий и возблагодарили Бога, так и тем, которые еще не соединились с католической церковью, чтобы они последовали примеру своих пастырей и приняли унию, которую еще на Флорентийском соборе при наших прадедах приняли сами – греческий император и патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

С образованием значительного количества независимых от Рима общин в различных странах, явилась потребность в объединении их на основе одного общего положительного вероучения, и в этом отношении особенно большое значение имели мюнхенский и кельнский конгрессы, на которых сделана была старокатоликами попытка определить свое вероисповедное и церковно-каноническое положение. Уже на мюнхенском конгрессе 1871 г. выработаны были следующие три руководящих принципа для развития старокатолической церкви: 1) задачею старокатолического движения поставлено было восстановить и держаться учения древней нераздельной церкви, извращенного папством при его стремлении осуществить папскую систему; 2) восстановить и сохранять в своем обществе древнее устройство христианской церкви, также извращенное папизмом в западной церкви; и наконец, 3) уничтожив таким образом средостение между Востоком и Западом, произвести воссоединение между тем и другим. «Мы, – заявляли члены конгресса, – держимся старой католической веры, как она засвидетельствована в Св. Писании и св. предании; поэтом у отвергаем догмат о непогрешимом учительстве и высшей законодательной и непосредственной юрисдикции папы». «Мы твердо держимся древнего устройства церкви: поэтому, при содействии богословской и канонической науки, стремимся к преобразованию церкви» которое устранило бы, в духе древней церкви, настоящие недостатки и злоупотребления, и исполнило бы желание католического народа участвовать в церковных делах». «Мы надеемся на воссоединение с греко-восточной и русскою церквами, так как разделение последовало без вынудительных причин и не основано ни на каком существенном догматическом разногласии». «Мы надеемся, при посредстве, необходимых реформ и путем науки и христианской культуры, постепенно достигнуть соглашения с протестантской и евангелической церквями». Эти принципы нашли затем еще более определенное, более ясное выражение на кельском конгрессе (20–22 сентября 1872 г.). Мюнхенский конгресс сделал только общее определение этих принципов, как представляющих собою желание сохранить древне-католическое вероучение, но не указал критерия для определения последнего. Кельнский конгресс устранил этот недостаток. Образовавшаяся, по его распоряжению, так называемая богословская комиссия для воссоединения старокатолического общества с различными христианскими обществами, постановив произвести это воссоединение на почве древне-католического вероучения, критерием для определения этого древне-католического учения избрала известное правило Викентия Лиринского : «Мы должны держаться того, во что веровали всегда, везде и все», каковой критерий и лег в основу раскрытия старокатоликами их вероучения на все последующее время. Выражение же такого всегда, везде и всеми христианами исповедуемого вероучения второй старокатолический конгресс нашел в определениях семи вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Как я уже говорил, в начале эмиграции русская колония в Праге была богата выдающимися деятелями науки и общественности. Из числа лиц, с которыми у нас было живое общение, назову еще Кизеветтера, Шмурло, Н. И. Астрова, графиню С. В. Панину. Трое первых умерли, а графиня Панина в 1939 году уехала в Соединенные Штаты Америки. В Праге в числе эмигрантов жил Петр Андреевич Бурский, бывший помещик Симбирско й губернии. Он учился в Симбирской гимназии вместе с Лениным (Ульяновым). По его словам, Ленин был в отрочестве очень религиозным мальчиком. Он хорошо учился и должен был по окончании курса получить золотую медаль, следовательно, иметь право поступить в один из столичных университетов, петербургский или московский. Когда брат его был повешен за участие в заговоре на жизньь Государя, начальство гимназии придумало средство лишить Владимира Ульянова права на золотую медаль. На выпускном экзамене по немецкому (кажется) языку его экзаменовали так придирчиво, что он получил плохую отметку и не приобрел права на золотую медаль. Согласно обычаю, молодые люди, получившие аттестат зрелости, устраивали совместно обед. На этом обеде Ленин, озлобленный несправедливостью, говорил, что он отомстит Романовым и они попомнят его. Во всех больших центрах Западной Европы различные деятели Католической церкви, особенно католики восточного обряда, старались вступать в общение с русскими эмигрантами. Многие из них знакомились со мною, вероятно, потому, что в 1924 г. в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания» была напечатана моя статья «О единстве Церкви», где я сочувственно говорю о Католической церкви. В Праге в течение двух лет жил отец Давид Бальфур, бенедиктинский монах, католик восточного обряда. Его дедом был Юз, от имени которого произошло название. города Юзовка в Донецком бассейне. До семилетнего возраста от. Давид жил в России и сохранил о ней смутные воспоминания, благодаря которым у него был повышенный интерес и симпатия ко всему русскому. Вероятно, поэтому он, постригшись, стал католиком восточного обряда и научился русскому языку. Общение с от. Д. Бальфуром доставляло большое удовольствие всей нашей семье. Когда он бывал у нас, мы вели с ним беседы о разных сторонах русской культуры, показывали ему воспроизведения картин русских художников в журнале «Перезвоны», снимки с замечательных русских усадеб и т. п. Дальнейшее развитие нашего общения с от. Давидом очень замедлилось, когда в Прагу был прислан священник восточного обряда голландец доктор Штроттманн. С этих пор Бальфур стал бывать у нас редко и притом не иначе, как в сопровождении д–ра Штроттманна, что, конечно, стесняло нас. Последняя встреча наша с от. Д. Бальфуром произошла следующим образом. Мы жили в то время опять в Збрасладе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

Очевидно, перед авторитетом этого лица должны бледнеть авторитеты Августина и других еще менее сведущих западных иерархов. Для католической же Церкви этот взгляд Иеронима, по его ясности не оспариваемый и католическими учеными, останется навсегда непобедимым укором: почему она, признав его перевод каноническим, не последовала и его канону? На чей же авторитет, в вопросе о ветхозаветном каноне, надежнее было положиться, как не на авторитет творца канонической Вульгаты? Тут соединились бы и наука, и благочестие, и богодухновенная церковность; не было бы повода к разногласию с восточной Церковью и со многими авторитетными в католичестве богословами и с протестантством... Папа Бонифаций, утвердивший авторитет всех творений Иеронима и не нашедший в них ничего противного церковному учению, остался одиноким и последовательный вывод из его буллы о каноне Иеронимовом сделан не был. Третий период (VI-XVI вв.) Подробно обозренное нами отношение восточной и западной Церкви к ветхозаветному канону оставалось таковым же и в этот, обширный по времени, но скудный просвещением духовным, период. Так, на ветхозаветные канонические книги смотрели как на богодухновенные вполне согласно отцы, учители и соборы восточной и западной Церкви этого периода. Неканонические книги не считали богодухновенными и равными каноническим отцы и учители восточной Церкви; западные же официально признанные соборы и большинство католических богословов и иерархов признавали неканонические книги богодухновенными наравне с каноническими. Но, как и в предыдущий, и в этот период такой взгляд в католической Церкви не всеми учеными богословами и иерархами и даже папами разделялся. Очень многие соглашались с восточным счислением, а некоторые даже очень резко доказывали неправильность западного счисления канонических книг. – Перейдем к частному обозрению соответственных свидетельств и прежде всего восточной Православной Церкви. В предыдущем периоде процитировано нами было много соборных определений по рассматриваемому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010