Претыкание десятое Где находятся души, о которых вы молитесь, – спрашивают нас противники, – на Небе или в аду, или есть некое третье место, где они пребывают до тех пор, пока не освободятся вашими молитвами? Если они на Небе, то зачем о них молиться? Если они а аду, то напрасна ваша молитва , так как от ада нет избавления. Если они в третьем месте, то скажите нам, где оно и как называется. Исправление претыкающимся На это претыкание, происходящее от любопытства, дадим развернутый ответ. ОТВЕЧАЮ, А: Когда вы, противники, молитесь о путешествующих, знаете ли вы, где они находятся, в каком месте, и чем они занимаются? Вы не можете знать об этом точно. Почему же тогда вы молитесь о них? Причина здесь не иная, как та, что молящемуся нет необходимости точно знать, где находится и в каком состоянии тот, о ком он молится. Если молящийся пребывает в неведении и сомнении, он не перестает из-за этого молиться и, более того, молится еще прилежнее. ОТВЕЧАЮ, Б: Уже говорилось о том, что молитва о душах не бывает напрасной, независимо от того, находятся ли они на небе или в аду. Если бы молитва и не приносила пользы этим душам (как часто и бывает), однако она не напрасна, так как приносит пользу тому, кто молится, как сказано в псалме: молитва моя в сердце мое возвращалась ( Пс. 34, 13 ). Нечто подобное говорит и Христос: входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится ( Мф. 10, 12–13 ). ОТВЕЧАЮ, В: На вопрос о том, где находятся души, о которых совершается молитва, есть ответ, состоящий из трех частей: одна часть – это ответ Римской церкви, который мы отвергаем, и два ответа нашей Православной Восточной Церкви. ОТВЕТ католической церкви Католики учат, что души, о которых совершается молитва, страдают в чистилищном огне, который считается жесточе всех мучений, но имеет конец. В этом учении они ссылаются на слова святого Павла: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3, 11–15 ). На этих словах Павла католики основывают свое учение о чистилищном огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши ( 1Ин.2:19 ). Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют ( Гал.5:20–21 ). Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех . В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви. Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит.3, 10–11 ). Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней – монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, чем отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви. Протестантизм Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске. То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1) Епископы (греч. πσκοπος – букв. «надзиратель», отсюда – «наблюдатель, блюститель, страж»). Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит ап. Павел (обращение апостола к ефесским епископам): «...внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога...» ( Деян.20:28 ). Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Церковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что существенно для жизни Церкви. Служение епископов: учительство, священнодействие, управление. В протестантской и отчасти в католической литературе существует широко распространенное мнение, что первоначально в Древней Церкви не было различия между епископами и пресвитерами, что это было единое служение. Это мнение разделяли и некоторые Западные отцы Церкви (блж. Иероним). На христианском Востоке его никто никогда не разделял. Согласно Восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминологии. Поэтому различные иерархические степени могли называться по-разному. Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отношение к подчиненным ему пресвитерам практически не отличалось от тех отношений, которые существовали в последующее время между епископами и священниками. Во-первых, Тимофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров, во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь...» ( 1Тим.5:17 ). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т. е. судить пресвитеров: «Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим.5:19–20 ). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Ап. Павел говорит Тимофею: «...я просил тебя пребыть в Ефесе...» ( 1Тим.1:3 ). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимофей, по своему существу оно не отличается от того служения, которое мы ныне называем епископским.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В наши дни большинство исследователей считает Иисуса исторически существовавшим лицом. В формировании церковных догм и организационных принципов церкви большая роль принадлежит четвертому евангелию - от Иоанна - (а не трем синоптическим) и посланиям, приписываемым апостолу Павлу, впервые изложившим и апокалипсически пропагандировавшим учение Христа. Монархический принцип в строении Христовой церкви католическая теология развивала, ссылаясь в основном на Евангелие от Матфея. Согласно Матфею, Иисус, находясь с учениками в окрестностях Цезарей, на берегу Иордана, сказал Симону: «И Я говорю тебе: ты - Петр , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф., 16:18-19). С конца средневековья паломник, вступающий на землю Рима, видит горделивую надпись по-латыни на куполе, созданном Микеланджело в храме, воздвигнутом над могилой Петра: «Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam, et tibi dabo claves regni coelorum» . Согласно христианскому учению, церковь - это зримое общество, состоящее из людей, объединяющая сила которого кроется в авторитете. Этот авторитет и есть тот камень (Петр), который является основой церкви. Из принципа авторитета следует, что воплощение авторитета - одновременно и глава церкви. Но что же символизируют ключи от небес? Ключ - это символ права и власти. Ключ от дома (от церкви) дан тому, чей это дом. Авторитет, хранящий ключ, - это Петр и его преемники, папы. Что означает власть разрешающая и связующая? Это доказательство монархической наместнической власти Петра. В древнееврейской духовной литературе и вообще у восточных народов «разрешать и связывать» было общепринятым в юриспруденции выражением для обозначения законодательства, вынесения приговора, административных распоряжений, официальных толкований законов и обоснования административных действий. Одним словом, это означало решение на основе авторитета. Элементы иерархической церкви можно обнаружить и в Евангелии от Луки, и в Деяниях святых апостолов. Петр стал центральной фигурой потому, что был человеком компромиссов и объявил себя носителем груза (Деян., 15:5-31).

http://sedmitza.ru/lib/text/441557/

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2, 1-2) . Также и св. ап. Павел предупреждал христиан ефесских: « Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29- 30) . Уже тогда, в эти древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой; появились, по словам святых апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной. А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его святая была единой. Вы много раз слушали то евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: « Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя » Эту речь Свою Он закончил словами: « И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10,16) . Он хотел, чтобы было единое стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: « Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21) . Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) А где же теперь это единство Церкви ? Церковь терзают еретики и лжеучители. Церковь единая разделилась еще в древние времена, в 1054 г., на Церковь Западную, католическую, и Церковь Восточную, греческую, православную, к которой мы принадлежим. Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на земле. Мы не виновны в этом разделении Церкви, мы сделали все, чтобы предотвратить разделение ее, но Господь попустил быть этому.

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

Учение Соловьева о эволюции догматов, которое мы выше изложили, не согласно с учением святой Православной Церкви. Православная Церковь твердо стоит на убеждении, что до Второго пришествия Христова не будет никаких новых откровений. Это подтверждается такими словами Божественного Откровения: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15); «но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Мы уже видели из изложения Соловьева, что он католические новшества пытается оправдать разумным исследованием и углублением догматов. Он стоит на убеждении, что все догматы Христианской Церкви развились из одного основного догмата – догмата о Богочеловеке, путем рационального углубления и исследования. Православная Церковь учит, что ограниченный человеческий разум не имеет никакой части в происхождении догматов, он может иметь часть только в понимании догматов. Догматы есть произведение совершенного разума Божия. Неверна также мысль, будто все догматы развились из одного. Вселенские соборы с помощью Святого Духа провозглашали те истины о догматах, которые были в Церкви с самого начала. Все христианские истины изначально были в Церкви. Напомним, что приведенное выше ясно всякому, кто хотя бы немного знаком со Священным Писанием. Из изложенного видно, что «эволюция догмата» не касается догмата как истины, которая пребывает в Церкви изначально и которая определяется с помощью Духа Святого на Вселенских соборах, но касается нашего осмысления и понимания догмата. Иными словами, нет эволюции догматов, есть эволюция нашего понимания догматов. Священномученик Лука Цермничский Перевел с сербского Юрий Максимов Цермница находится в юго-восточной части старой Черногории, граничит со Скадарским озером. Лука свештеномученик. Сабрана дjeлa. 2002. Т. 1. С. 36. См.: Иоанн Восторгов, священномученик. Берегись обманных речей!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Так было во времена древние; это было предсказано св. апостолами, ибо вот что говорит св. апостол Пётр во втором своём соборном послании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» ( 2Пет.2:1–2 ). Также и св. ап. Павел предупреждал христиан Ефесских: «Я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Уже тогда, в эти древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой, появились, по словам святых апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной. А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его святая была единой. Вы много раз слушали то Евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: «Аз есмъ пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя» ( Ин.10:14 ). Эту речь Свою Он закончил словами: «И будет едино стадо и един Пастырь» ( Ин.10:16 ). Он хотел, чтобы было единое стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). А где же теперь это единство Церкви? Церковь терзают еретики и лжеучители. Церковь единая разделилась ещё в древние времена, в 1054 г. на Церковь Западную, католическую, и Церковь Восточную, греческую, православную, к которой мы принадлежим. Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась Соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на земле. Мы не виновны в этом разделении Церкви, мы сделали всё, чтобы предотвратить разделение её, но Господь попустил быть этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит ап. Павел (обращение апостола к ефесским епископам): «…внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте — епископами), пасти Церковь Господа и Бога…» (Деян. 20, 28) Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4 14); «…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Два этих свидетельства опровергают протестантское мнение, согласно которому в таинстве священства не преподается никаких особых благодатных даров, отличающих клирика от мирянина. На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Церковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что существенно для жизни Церкви. В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем различить все три составляющих пастырского служения: Учительство. «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4, 11); «проповедуй слово…» (2 Тим. 4, 2); «…совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 5); «…занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4, 13). Священнодействие. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах…» (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров…» (Тит. 1, 5). Служение управления, «…обличай, запрещай, увещевай…» (2 Тим. 4, 2); «…увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2, 15). В протестантской и отчасти в католической литературе существует широко распространенное мнение, что первоначально в древней Церкви не было различия между епископами и пресвитерами, что это было единое служение. Это мнение разделяли и некоторые западные отцы Церкви (блж. Иероним). На христианском Востоке его никто никогда не разделял. Согласно Восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминологии. Поэтому различные иерархические степени могли называться по-разному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Мы веруем, что помазание больного есть таинство Нового Завета, установленное для духовного и телесного утешения больного. Его действенность и способ совершения ясно указаны в соборном послании (Св. Иакова 5: 14–15 ): Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Священство (Sacred Orders) Мы веруем, что священство есть таинство, дарующее тем, кто законно принимает его (validly), власть исполнять различные обязанности священнослужения (the several functions of the ministry). Епископы суть совершители этого таинства. Католическая церковь делает различие между меньшим чином и большим, или чином священным (Holy Orders); последний называется так по причине высокого достоинства, им сообщаемого, и важных обязанностей, им налагаемых. Брак Мы веруем, что святой брак есть таинство, освящающее законный союз христианских мужчины и женщины. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Св. Павел к Ефес. 5:32 ). Никто не имеет права разрывать узы брака. Ибо, что Бог сочетал, того человек да не разлучит. ( Мф. 19:6 ). Никто из наших священников не имеет права вступать в брак после своего посвящения. Но женатый человек, имеющий призвание к священнослужению, может принять посвящение (holy orders), не смотря на свой предшествующий брак, согласно порядку, идущему от раннейших веков христианства (earliest ages of the falth), и доселе имеющему силу в восточных церквах. Епископство (The Episcopate) Мы веруем, что епископство столь же необходимо для жизни церкви, как дыхание для жизни человека; что оно есть всеобщее средоточие единства и блюститель залога божественного откровения; что, по праву божественному, епископы силою и властью равны между собой и на них лежит долг защищать истину и вселенские предания, дабы во всей, объединенной под их руководством (guidance) церкви всегда были один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас. (Св. Павел к Ефес. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010