прот. Кекелидзе в книге «Литургические грузинские памятники», стр. 228–313. Ср. там же, стр. 488–506. Прот. Кекелидзе (Лит. Груз. памятники, стр. 499) определяет время происхождения греческого оригинала Великого Синаксаря совершенно точно 895–906 годами на том основании, что в Синаксаре есть па­мять св. патриарха Антония, умершего в 895 г., и нет памяти следующего патриарха Николая, умершего в 906 году; совершенно таким же образом определяет он и время появления синаксаря Устава Великой Церкви, изданного проф. Дмитриевским, годами 878 (смертью патриарха Игнатия, имеющегося в числе святых Синаксаря) и 886 (смертью патриарха Фотия, отсутствующего в Синаксаре). Но мы совершенно не понимаем такого метода определения. Наличность памяти Антония и Игнатия, конечно, свидетельствует, что памятники в их настоящем виде не могли появиться ранее смерти этих лиц, но отсутствие в числе святых, указанных Синаксарем, следующих за Антонием и Игнатием патриархов Николая и Фотия свидетельствует не о том, что Синаксари составлены до смерти этих патриархов, а о том, что они явились до дня внесения и утверждения Николая и Фотия в числе святых, последовавшего конечно не тотчас же после их смерти, а значительно позже. В действительности Великий Синаксарь никак не мог явиться ранее второго десятилетия XI века. Св. Афанасий, умерший между 997–1011 г.г. (см. у нас выше, стр. 29), еще не знает никакой более полной записи монастырского устава, кроме ‘Υποτπωσις; – а св. Феодора Студита . Несомненно не знал его и знаменитый организа­тор Афоно-Иверской Лавры св. Евфимий, действовавший между 997 и 1012 годами. О св. Евфимии известно, что он «введши в своем мона­стыре священные чины и последования всего года в том виде, как они изложены в «Великом Синаксаре», однако почему-то перевел на грузинский язык не «Великий» Синаксарь, а «Краткий». Биограф одного из преемников св. Евфимия – Георгий объясняет этот факт тем, что у св. Евфимия, «всецело занятого переводами других книг, не было времени для перевода более пространного Синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Гавденций был избран на кафедру Брешийской (Brixianae) церкви собором северо–итальянских епископов под председательством св. Амвросия Медиоланского около 387–го года, заочно, во время своего путешествия по востоку, откуда был вследствие того немедленно вызван. Он принес с собой из Кесарии каппадокийской в Брешию часть мощей св. сорока мучеников. Впоследствии он ездил в Константинополь по делу св. Иоанна Златоуста и известен также как писатель. 138 Вероятно, в 405–м году. 139 Из Кукуза в 404–м году. 140 Между 404–м и 407–м годами. 141 Настоящее и три следующих письма писаны из Кукуза в 404–м г. 142 Евнух императрицы Евдоксии, некоторое время управлявший певчими Константинопольской церкви. Ему поручено было императором воротить св. Иоанна Златоуста после первой его ссылки. См. Сократа Церк. Ист. кн. 6, гл. 8 и 16. 143 Фронтон Дюк думает, что это та самая диаконисса, которую Палладий в жизнеописании св. Иоанна Златоуста, гл. 10, называет Проклей, или Прокулой. Свое предположение он основывает главным образом на созвучии имен. 144 Из Кукуза, вероятно, в 405–м году. 145 Из Кукуза в 404–м году, как и четыре следующих письма. 146 Между 404–м и 407–м годами. 147 Из Кукуза в 404 году, как и четыре следующих письма. 148 т. е. Константинополя. В жизнеописании св. Иоанна Златоуста Палладий говорит об этом Студие, что он в числе прочих лиц принимал живейшее участие в отстранении от епископа Иоанна вознесенных на него клевет. Фронтон Дюк совершенно справедливо замечает, что это не тот Студий, который в 459–м году, в царствование императора Льва, построил церковь во имя св. Иоанна Предтечи для иноков так называемого устава неусыпающих и помог таким образом основанию Студийского монастыря, получившего огромную известность во времена преподобного аввы Феодора Студита. 149 Между 404–м и 407–м годами. Не более этого можно сказать и о времени написания следующего письма к епископу Кириаку. 150 Из Кукуза в 404–м году, как и следующее письмо к Пеанию. 151 То есть, епископ города Каставал, принадлежавшего также, как города Эги и Таре, к Киликийской провинции. 152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

в известиях, приводимых Когальничаном (Histoire de la Valachie р. 147, у Палаузова стр. 38 fin.). 15 . Лука. Упоминается под 1610 и под 1624 годами (Влахоболгарские грамоты Венелина стр. 257 и Сношения России с Востоком Муравьева ч. 2, стр. 30 нач.). 16 . Григорий. Упоминается под 1629 и 1634 годами (у Венелина ibid. стр. 294 и 311, Сношения с Востоком ч. 2, стр. 83 fin. и Когальничана Histoire de la Valachie р. 271). 17 . Феофил. Упоминается под 1637–1647 годами (см. Венелина ibid. 302, Каратаева Роспись славянских книг 403, 492, 540, и послесловие к славянско-валашскому переводу Фомы Кемпийского, напечатанному в 1647 г. в Дельском монастыре, – в Описании старопеч. книг Толстова 107, стр. 289. В Сношениях России с Востоком, ч. 2, стр. 348, около 1640 г. митрополит угровлахийский называется Феофаном вместо Феофила, вероятно, по ошибке или опечатке). 18 . Стефан. Упоминается под 1650 г. (см. Баратаева Роспись славянских книг 596, стр. 81 и малый так называемый раскольничий Проскинитарий Арсения Суханова , – запись о беседе 11 мая 1650 г.). Его стараниями была переведена с греческого на румынский язык и в 1652 г. на его иждивение была напечатана в Торговище Кормчая книга (эта румынская Кормчая книга, называемая по-румынски Ендрептаре леджий, что есть перевод греческого слова номоканон и значит правило законов, законоправильник, но известная преимущественно под славянским именем «Правила», до настоящего времени находится в официальном церковном употреблении в обоих княжествах. По составу своему она отлична от нашей русско-славянской Кормчей, напечатанной при патр. Иосифе и Никоне. Она состоит из двух частей: в первой части содержится разделенная на 417 глав одна из позднейших редакций номоканона Мануила Малакса 210 ; во второй части – сокращенные правила соборов и отцов, на которые писал свои толкования Аристин, вместе с самыми толкованиями сего последнего (т. е. это почти то же, что первая половина нашей русской Кормчей), и потом вопросо-ответы Св. Анастасия Синаита (так по одним; по другим вообще выписки из отцов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Он написал Евангелие точно так, как Иоанн ему диктовал его» 360 . Таким образом Поликарп Смирнский  и Папий Иерапольский – оба ученики Иоанна, оба епископы важнейших церквей, церквей называемых апостольскими и оба мученики обнимают своим свидетельством промежуток времени между 96 и 163 годами. Это главные свидетели этой эпохи по близости к источникам, по официальному ли своему положению, или по продолжительности своего епископства, но не единственные; к ним надобно присоединить Квадрата или Кодрата, писавшего в царствование Адриана апологию христианства. Историк Евсевий ставит его наряду с предшественниками Игнатием и Поликарпом в числе известных учеников, непосредственных преемников Апостолов. Кодрат также как дочери Евангелиста Филиппа, имел дар пророчества; он-то упоминает о существовании еще в его время нескольких лиц исцеленных или воскрешенных Иисусом Христом 361 . Следовательно его свидетельство есть древнейшее, и должно относиться по крайней мере к первым годам этого столетия. К нему можно присоединить еще Аристида 362 , но этот последний принадлежал уже позднейшему времени и писал между 117 и 138 годами. Последние данные переносят нас в ту эпоху, когда начал процветать человек, принадлежавший к разряду двух последних апологетов христианства – знаменитый Иустин мученик . Родившись в первые годы этого столетия 363 , когда последние Апостолы сошли в могилу, необрезанный и язычник по происхождению 364 , он блуждал туда и сюда ища истины по всем современным философским школам, но без успеха; стоики, перипатетики, пифагорейцы, платоники – все, одни за другими приводили его в уныние и не удовлетворяли его, пока наконец он встретил на пути своем одного старца – христианина, который указал ему на книги Ветхого Завета. Новые его занятия склонили его принять христианство – это было между 130 и 140 годами. Достойно замечания, что он по пасхальной хронике был родом из Flavia Neapolis, города Сирии Палестинской, в котором он долго проживал; таким образом он находился на самых священных местах, и имел возможность близко поверить данные предания. Иустин, ставши христианином, бросился в самый разгар борьбы; с одной стороны в двух апологиях он мужественно защищает пред императорами дело гонимых; с другой стороны отстаивает принятое учение, в частности же божественность Иисуса Христа против Маркионитов и против всех ересей 365 . Однажды он состязался с иудеем Трифоном в Ефесе о прообразовательном значении Ветхого Завета и об исполнении пророчеств на лице Иисуса Христа; потом в Риме приходит он в столкновение с циником Кресцентом, и по доносам сего последнего, в 166 году, получает мученический венец 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычно время происхождения слов против ариан полагали между 356-м и 361-м годами – в третье изгнание святого Афанасия; но в последнее время некоторые исследователи на основании текста слов и исторических намеков в них высказываются в пользу раннейшего датирования, именно в 338–339-м или 347–350-м годами. Слова святого Афанасия против ариан составляют первый опыт подробного и полного разбора тех оснований, на которые опиралось арианское учение. Желание и необходимость раскрыть по возможности все виды арианства и не оставить без опровержения даже второстепенных возражений против Православного учения привело к неоднократным повторениям, нарушающим стройность плана и систематичность изложения. Ясное сознание опасности положения и пламенная ревность автора иногда придавали его полемике резкий тон. Первый опыт оказался в высшей степени удачным. Его отличают: глубокое проникновение в догматические истины при неуклонно верном, строго церковном понимании их, твердость и решительность внутреннего убеждения, сознание важности раскрываемого учения, обилие, тонкость и ясность мыслей, точность выражений, обширное знание и глубокое понимание Священного Писания, сила диалектики, простота изложения. Эти достоинства Слов против ариан признавали и современники святого Афанасия – ими руководились в своих трудах святые Василий Великий и Григорий Богослов . Их называют классическим изложением учения о Втором Лице Святой Троицы и источником Богословия. 14) Послания к епископу Серапиону. Святым Афанасием написаны были четыре Послания, адресованные Серапиону, епископу Тмуйскому, во время третьего изгнания святителя, между 356-м и 361-м годами, может быть в 359-м году, после Послания о смерти Ария. Поводом к ним послужило письмо Серапиона, в котором он сообщал святому Афанасию, что «некоторые, хотя отступили от ариан за хулу их на Сына Божия, однако же неправо мыслят о Святом Духе и утверждают, будто бы Дух Святой не только есть тварь, но даже один из служебных духов, и единственно степенью отличается от Ангелов» (1:1). Святой Афанасий называет этих еретиков τρπικοι, потому что они стремились отыскивать метафоры и образы ( τρποι), а не прямую речь во всех тех местах Священного Писания, которыми Православные доказывали Божество Святого Духа, изъясняя их τροπικω ς. Первое Послание подробно излагает учение о Божестве Святого Духа, раскрывая учение о Нем Священного Писания и Церковного предания и доказывая связь нового заблуждения с арианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Из этого учения упомянутых нами диссидентов, образовался первый беспоповщинский толк – Поморцы, основателем коего был дьячок Данила Викулов. Это было уже в 1695 году 4 , близ Повенца (Олонецкой губ.), следовательно, со дня раскола позднее 41 годом (1695–1654). Второй толк или согласие тоже беспоповщины, оторвалось от поморцев и основалось в 1705 году 5 , Феодосиевщина, также от дьяка, по имени Феодосия Васильева, в Новгородской губернии, позднее на 51 год (1705–1654). В 1737 году от поморского согласия отщепился третий толк беспоповщины – Филипповцы, коего основателем был Филипп (келейник Андрея Денисова, представителя Поморского согласия), позднее 83-ю годами (1737–1654). От Феодосиевщины, в 1771 году Илья (Василий) Алексеев Ковылин основал в Москве свой особый толк, так называемых безбрачников. Позднее на 117 лет (1771–1654), появились у беспоповцев согласия: новожены, старожены. В 1782 году, беглый солдат Евфимий основал свою особую секту Бегунов или Странников. Появилась Нетовщина или Спасово согласие и проч. проч. Из всех упомянутых нами выше толков, или согласий раскола, которых из них уже можно назвать старообрядцами или как другие себя называют – староверцами, т. е. теми диссидентами, которые двести лет тому назад отделились от православной церкви по указанной выше причине? Приговор наш будет в конце; а здесь не лишним считаем указать на разноречие самых доктрин раскола между собою 6 . По хронологическому порядку, следовало бы начать с беспоповщинского толка – Поморцев, но мы начнем с Феодосиевской секты именно потому, что в учении их заключены доктрины, касающиеся почти всего беспоповского раскола в России. Феодосиевцы преображенцы В Феодосиевской секте «главную роль занимают наставники, старшины, что мы и видим на Преображенском кладбище и во всех беспоповских толках. На обязанности наставника лежит: крестить, отпевать умерших, отправлять вечерню, утреню, часы, и исповедывать своих единоверцев. В их наставники могут поступать даже женщины и девицы, которые исполняют тоже, что и мужчины, то есть их наставники или старшины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/...

II. Praefectura Illyricum, главный город Сирмий, позднее Фессалоника — с диоцезом 5) Мисией, обнимавшим почти весь Балканский полуостров, позднее названным — Восточный Иллирик и разделенным на Фракию, Македонию и Ахаию. III. Praefectura Italiae, главный город Милан, с диоцезами — 6) Паннонией, позднее названной Западной Иллирией, 7) Италией с островами и Альпами до северных границ, 8) Африкою (без Мавритании). IV. Praefectura Galliae, главный город Трир, позднее Арль с диоцезами — 9) Галлией, точнее, северной и средней, — 10) Винненсисом (Viennensii), позднее из 7-и провинций, 11) Британией и 12) Испанией с Мавританией. Диоцез Италия был разделен на два викариатства с главными городами в Милане и Равенне. Рим, а также Константинополь, были выделены из общего провинциального управления и подчинены Praefectus urbis. Церковь, сначала Восточная, нашла удобным приспособить к этому новому делению государства и свое административное управление. Единицами внутреннего церковного управления были провинции, епархии, а носителями церковного объединения митрополии (диоцезы). Из них к началу III-ro века выделились три — Римская, Александрийская и Антиохийская. В IV-oм веке к ним присоединяется Константинопольская кафедра. Митрополиты этих 4-х кафедр стали с половины V-ro века называться патриархами. К ним нужно еще присоединить епископа Иерусалимского, который сохранял права чести, не отвечавшие его городу в административном отношении. Начнем рассмотрение административного церковного устройства с самых крупных единиц, т. е. с митрополитов, позднее ставших патриархами. Римский Папа. IV-ый канон/Римский легат епископ Пасхазий на IV-oм Вселенском Соборе этот канон читал так: «Quod ecclesia Romana semper habuit primatum, teneat autem et Aegyptus, ut episcopus Alexandriae omnium habet potestatem, quoniam et Romano episcopo haec est consuetude». По рассуждению Hefele (Conciliengeschichte I s. 402), епископ Пасхазий ссылкою на 6 канон 1-го Вселенского Собора не примат Рима доказывал, а противоречие 28 канона Халкидонского Собора 6 канону Никейского, где рядом с Римским поставлен архиепископ Александрийский, а потом Антиохийский/1-го Вселенского Собора утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами — Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Алексия, митр. Московского (женский, в Угличе; основан как мужской Успенский в 1371, с 1439 - Алексиевский, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен как женский в 1998), Николо-Сольбинский (в мест. Сольба Переславского р-на; основан как мужской в XV в., разорен в Смутное время, возобновлен на новом месте в 1711, преобразован в женский в 1903, закрыт в 1918, возобновлен как женский в 1994), Данилов во имя Св. Троицы (мужской, в Переславле-Залесском; основан в 1508, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в Переславле-Залесском; основан как мужской во 2-й пол. XIV в. прп. Димитрием Прилуцким, преобразован в женский в 1898, закрыт в 1923, возобновлен в 1993), Богоявленский (женский, в Угличе; основан в кон. XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 20-х гг. XVII в., перенесен на новое место в 1661, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен в 2010). Недействующие: Борисоглебский на Горе (Нагорный) (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XII в., упразднен в 1764), Александровский Борисоглебский (мужской, близ с. Городищи Переславского р-на; основан блгв. кн. Александром Невским в XIII в., разорен в Смутное время), Горицкий Успенский (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее кон. XIII в., упразднен в 1788), Христорождественский на Прилуке (мужской, в совр. с. Прилуки Угличского р-на; основан не позднее 1334, прекратил существование после 1592 (разорен в Смутное время?)), Введенский (в Переславле-Залесском; вероятно, основан как мужской не позднее XV в., не позднее нач. XVIII в. преобразован в женский, упразднен в 1764), Кассианов Успенский Учемский мон-рь (пустынь; мужской, при впадении р. Учмы в Волгу (в совр. Мышкинском р-не); основан в XV в., упразднен в 1764), Покровский Паисиев (мужской, находился близ Углича на противоположном берегу Волги, ныне местоположение обители затоплено Угличским водохранилищем; основан в XV в., закрыт в 20-х гг. XX в.), Николо-Городищенский (Иоанно-Богословский у Николы на Прудищех) (мужской, в Угличе; основан не позднее XV в., разорен в Смутное время), Михайловский в Борчуге (в Борчуре) (мужской, предположительно находился в Угличе или в Угличском у.; упом.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Преподобный Фиакр (ок. 600 – 670; память 30 августа) был священником и отшельником из Ирландии. Святой Фарон Моский († 672) пригласил святого Фиакра во Францию и предоставил ему землю, где подвижник жил до конца своих дней, привлекая святой жизнью многочисленных учеников. Позднее святой Фиакр основал монастырь в Брюиле. Считается покровителем садоводов. Святой Псалмодий (VII в.; память 14 июня), вероятно, родился в Ирландии и был учеником святого Брендана Мореплавателя. Позднее переехал во Францию и вел отшельническую жизнь на месте современного города Лимож. Водоальд, отшельник († ок. 725; память 5 февраля), родился в Ирландии, отправился во Францию, где преставился, будучи отшельником, около Суассона. Святой отшельник Херебальд (VIII в.; память 11 июня) родился в Британии, переехал в Бретань и вел там отшельническую жизнь. Одна церковь в Бретани освящена в его честь. Еще одним примером того, какие большие плоды может дать тихая уединенная молитва отшельника, является преподобный Филипп из Целл († ок. 770; память 3 мая). Святой Филипп был родом из Англии, во время паломничества в Германию остался там вести отшельническую жизнь в городе Вормс. Вместе с несколькими учениками он основал монастырь Целл (получил свое название от кельи подвижника – cell). Позднее на этом месте вырос город Целл. Удивительно, как из одной кельи вырос сначала монастырь, а затем и целый город. Преподобный Виталис († ок. 740; память 16 октября) был англичанином. Он принял монашество в Нуармутье во Франции, позднее стал отшельником на горе Скобри у реки Луара. Святой Корбикан (VIII в.; память 26 июня) был родом из Ирландии, стал отшельником в Голландии, где много помогал простому народу. Преподобный Гутагон (VIII в.; память 3 июля) из родной Ирландии переехал в Бельгию, где вел отшельническую жизнь. Клар, отшельник и мученик († ок. 875; память 4 ноября), родился в Рочестере в Англии. Позднее он переехал во Францию, где жил отшельником близ Руана. Принял мученический венец в деревне Сен-Клер-сюр-Эпт, где ранее подвизался. Это место названо в честь святого. Мощам святого Клара поклоняются в данной области по сей день.

http://pravoslavie.ru/34541.html

3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству 3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя 3.1.3.1. Краткая история догмата 3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе 3.1.4.1. По отношению к Нему Самому 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице 3.1.4.3. По отношению к Деве Марии а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). 3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. 3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания 3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека 3.2.1.2. Этимология слова " искупление " 3.2.1.3. Цель Искупления 3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления 3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку 3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления 3.2.2. Существующие теории Искупления. 3.2.2.1. Юридическая теория Искупления 3.2.2.2. Нравственная теория Искупления 3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов 3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом 3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости 3.2.5. Составляющие Искупления 3.2.5.1. Боговоплощение 3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа 3.2.5.3. Чудеса Спасителя 3.2.5.4. Крестная смерть 3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо 3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа 3.2.6.1. Освобождение от наказания 3.2.6.2. Очищение от грехов 3.2.6.3. Примирение с Богом 3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения 3.2.6.5. Дарование полноты благ Раздел III. О Боге - Освятителе. 1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения 2. Содержание учения о Боге - Освятителе 3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей 3.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати 3.3. Виды благодати

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010