Деды жили не для себя. Самые слабые из них - для своей семьи. А так - для народа, для страны, для партии, в конце концов. А в моменты наивысшего напряжения и откровения - для человечества. У нас же всё наоборот. Самые лучшие из нас, самые сильные, самые бескорыстные - понимают, что есть ещё семья, друзья. А всё, что иерархически выше - это чистая иллюзия, вымысел. Другой вопрос, чей он и зачем. Ответов на этот вопрос придумано много. От чьих-то безумных фантазий до оболванивания потребителя. И даже не важно, от кого исходит мысль о чём-то большем - от отцов Церкви с их стяжанием Духа святого или от Джорджа Сороса с его открытым обществом. Важно, что сама эта мысль достойна недоверия, иронии, а то и презрения. Истинные ценности - вот они, тут: «Вот дом мой, вот авто с разбитым катафотом, вот старые друзья, а вот моя любовь» (Ю. Визбор). А уж если хочется большего, то искать его надо вовсе не там. «Горы далёкие, горы туманные, горы, и улетающий, и умирающий снег. Если вы знаете, где-то есть город, город. Если вы помните, он не для всех, не для всех» (Ю. Кукин). Нет, я вовсе не хочу сказать, что у послевоенного поколения случилась какая-то душевная мутация. И «сны о чём-то большем», как сказал бы Б. Гребенщиков, снились поколениям советских мужчин ещё долго. «Я медную руду копаю для страны, чтоб жили все в уюте и тепле», - пел А. Городницкий не только об узниках острова Вайгач, но и о себе. Были целина и БАМ. Был космос, в конце концов... Но вытеснение общего частным шло неумолимо. И очень большую роль здесь сыграл советский строй, обесценивший «общую правду». Сначала - отдалённый эффект репрессий, их мучительное передумывание всей страной и официально скрываемая правда о войне, а потом - общий кризис смыслов советской державы... и как следствие этого - ложь и лицемерие, лицемерие и ложь - по всем четырём каналам, с утра до вечера... «Набором истин кормя из рук, уменье мыслить украли у вас», - писал поэт-фронтовик Владимир Лифшиц. И дрейф прочь от высших смыслов всё ускорялся, захватывая даже умы бывших фронтовиков. В шестидесятые годы у другого ветерана войны, Б. Окуджавы, ещё звучали оба мотива: «А нынче нам нужна одна Победа - одна на всех, мы за ценой не постоим» и «Солнце, май, Арбат, любовь - выше нет карьеры». А у гения восьмидесятых Михаила Щербакова - акцент уже был абсолютно определённый: «Ручей, очаг и ложе - не больше, о Боже. Избавь мой слабый гений от всяких учений». И он же своим - бесспорно великолепным - стихом-песней в 1990 г. задал отношение наиболее думающей и чувствующей части общества к предмету нашего разговора на тридцать лет вперёд. Стих настолько сильный, что предлагаю послушать его целиком.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/23/...

Митра — головной убор католического священнослужителя. 25 «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum) — знаменитое изречение французского философа Рене Декарта (1596— 1650), считавшего мышление субъекта единственным фактом, в реальности которого невозможно усомниться и который поэтому может служить не только исходным пунктом философствования, но и свидетельством, удостоверяющим существование самого субъекта. 26 Мильтон Джон (1608—1674) — автор знаменитой поэмы «Потерянный рай» (1667), по убеждениям — пуританин. 27 Честертон приводит цитату из стихотворения А. Теннисона «Локсли Холл». 28 Дэвидсон Джон (1857—1909) — шотландский поэт, последователь философии Ницше. Покончил с собой. 29 Основатель утилитаризма Иеремия Бентам (1748—1832) объявил мерой добра и зла удовольствие, или принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей. 30 Бидль — церковный сторож. 31 «Любовь треугольников» — существование такой книги — вымысел Честертона. 32 Франклин Бенджамен (1706—1790) — американский политический деятель, один из авторов Декларации независимости. 33 Дантон Жорж Жан (1759—1794) — деятель французской революции, народный трибун, казненный Робеспьером. 34 Уилкс Джон (1727—1797) — английский политический деятель, обращавшийся, как и Дантон, с пламенными речами к народу. Отстаивал суверенность личности, выступал против войны с объявившей об отделении от Британской империи Америкой. 35 Известный журналист — Г. К. Честертон имеет в виду самого себя. 36 Анатоль Франс — Тибо Анатоль Франсуа (1844—1924) — известный французский писатель, одно время находился под влиянием Э. Ренана. В «Жизни Жанны д " Арк» (1908) изобразил главную героиню как несчастную, подверженную галлюцинациям женщину. 37 Иоанна — транскрипция имени Жанна, в католической традиции Жанна д " Арк называется святой Иоанной. 38 Разделили ризы Его… — Ср.: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон: хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: „разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий“ (Пс. XXI, 19). Так поступили воины» (Ин. XIX, 23—24). 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Но, почему в Каннах представляет наш кинематограф эта клевета на Русскую историю? Необходимо утвердить в мире подобный взгляд на Россию, якобы от лица русского кино? До сих пор историю правления государя Иоанна Васильевича изучают по Карамзину. Хотя любой серьезный историк вам скажет, что почти все, что Карамзин пишет о Грозном царе – беллетристика, художественный вымысел. Что мог написать о государе Иоанне Васильевиче Карамзин, для которого был кумиром Робеспьер? Святитель Филарет Московский был возмущен карамзинским описанием царствования Иоанна Васильевича. А на вопрос: " Почему вы думаете, что царь Иоанн Грозный убил своего сына? " , – отвечают: " Ну, как же, – Репин написал! " Как будто неизвестен отзыв святого Иоанна Кронштадтского о кощунственной и откровенно издевательской работе Репина " Крестный ход в Курской-Коренной пустыни " , неизвестно отношение художника к православной монархии. Как многие из т.н. " прогрессивной общественности " Репин ненавидел " проклятое самодержавие " . Не случайно иконописец-палешанин порезал холст, возле которого впечатлительные люди падали в обморок. И дело не только в крови, изображенной на картине, а самом духе полотна. Напомню, что у Репина после этой работы стала сохнуть рука, а Всеволод Гаршин, позировавший царевича Иоанна, бросился в лестничный пролет, закончив жизнь самоубийством. Достаточно посмотреть фотографию в " Ниве " , где изображены те, кто приехал выражать соболезнование Репину по поводу поврежденной картины, и станет ясно, чей заказ выполнял Илья Репин, когда создавал эту жуткую работу. Захватив власть над Россией, заказчики Репина уничтожали храмы и монастыри и залили всю Россию реками настоящей крови. И неважно, что сплетню об убийстве сына Иоанна даже не все иностранцы решались в свое время повторять. И неважно то, что археологами и криминалистами доказано, что царевич отравлен, как отравлена была и царица Анастасия Романова – " кроткая голубица " , любимая народом. Мышьяк и ртуть в останках превышает нормы многократно.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-g...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский и Церковь 23.03.2021 902 Время на чтение 10 минут Вряд ли можно назвать другого писателя, чей художественный вымысел так безапелляционно и резко вторгается в живую жизнь, чьи невероятные по виду пророчества сбываются в реальности спустя многие десятилетия с железной и детальной обстоятельностью. Вопросы, с великой силой поднятые в литературе Достоевским, суть вопросы духа и совести – то есть главные вопросы для всякого искреннего людского сердца. Герои Достоевского всегда стоят на грани важнейшего выбора – между правдой и ложью, светом и тьмою, добром и злом. Достоевский – реалист, но единственная реальность, которая его по-настоящему волнует, – это реальность духовная, реальность не видимой плотскими очами внутренней жизни человеческого существа; потому-то нам, людям, знающим о духовной жизни больше понаслышке, Достоевский зачастую представляется мистиком и даже фантастом. Но все видимое временно, невидимое – вечно (2 Кор. 4, 18), мог бы повторить Достоевский вслед за апостолом и святыми отцами Православной Церкви. Для всякого исследователя художественного творчества очевидно, что масштаб художника определяется прежде всего масштабом тех вопросов и тем, которые его волнуют. Достоевский никогда не брался за неглавные темы. Точнее сказать, под его пером любая тема обыденной повседневной жизни становилась главной. В каждом частном случае он как никто другой умел увидеть и вскрыть общий смысл происходящего, перипетии главной битвы российского и общемирового исторического процесса – битвы между верой и апостасией, Христом и велиаром. Для русского, российского сердца Достоевский особенно близок. Ведь именно тема русского, русскости, тема России была сквозной темой его творчества, а русская боль была его вечной болью. Вместе с тем Достоевский никогда, даже в малейшей степени, не был писателем-этнографом, воспевающим русские сарафаны и хороводы, не был и писателем-«народником», превозносящим народный быт и обычаи во что бы то ни стало. Наоборот, к народу, к его духовной действительности писатель подходил строго, не делая скидок, с теми же нравственными принципами, которым следовал в своей личной жизни.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/dostoe...

«Расправы христиан над атеистами» - по большей части смехотворный вымысел, не заслуживающий даже опровержения. А вот расправы атеистов над христианами - хорошо задокументированный факт. Они убивали - расстреливали, топили, сжигали, даже распинали на алтарных преградах и заливали в горло расплавленную медь. Они избивали, унижали, мучили тело и вытаптывали душу. Они взрывали церкви и превращали их в скверные места. Они рубили топором и кололи штыком иконы (одна такая исколотая досталась мне от бабушки). Есть хорошая книга А.А. Валентинова « Штурм небес », где подробно освещены преступления атеистов против верующих во время Гражданской войны и в 1920-е годы. А ведь она вышла в 1925 году, еще до начала «безбожной пятилетки». В списке канонизированных новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру от рук атеистов, числится 1774 человека. Это только те люди, чей подвиг уже изучен квалифицированными церковными комиссиями и, безусловно, подтвержден. Но каждый образованный православный с легкостью назовет множество имен тех, кого прославить еще не успели, например священника Петра Космодемьянского, деда Зои и Александра Космодемьянских, убитого в 1918 году. База данных, посвященная пострадавшему духовенству, насчитывает 25 тысяч имен, из которых только архиереев 440 человек. Всего же число пострадавших за веру от рук атеистов исследователи оценивают в полмиллиона. «Церковники» составляли один из основных потоков репрессированных и при Ленине, и при Сталине. И это я не говорю о символическом насилии, о непрерывной грязной травле, клевете, оскорблениях, которым подвергались верующие, благодаря деятельности «Союза воинствующих безбожников» и его журнальчиков типа «Безбожник у станка». И это я не говорю о глумлении над русской культурой и народными святынями - кампании вскрытия мощей, безумные «октябрины» и «красные пасхи», сменившиеся при Хрущеве отведением закрытых храмов под комсомольские танцульки и нелепыми трактатами о «неисторичности Иисуса Христа», которые переписывает сегодня Соколовский.

http://ruskline.ru/opp/2017/maj/18/otkry...

Всех же клириков, достойных чести и в уважении состарившихся, которые, как мы сказали, изгнаны Тимофеем, повелите без поношения возвратить к их церквам, дабы они спокойно приносили торжественные молитвы о вашем благочестии, и о сохранении в мире и тишине города и святых церквей, в нем учрежденных, к славе Христа и спасению и долгоденствию вашего христолюбивейшего благочестия. А о том, о чем мы просили, отправьте послание к знатнейшему военачальнику Дионисию, а также и к судиям каждой области, дабы постановленное вашею кротостью было соблюдено и приведено в исполнение. Нестор, епископ города Флагонита, это прошение подписал. Афанасий, епископ города Тоицены, тоже. Пульсаминон, епископ города Никиота, тоже. Феона, епископ города Вантены, тоже. Пимен, епископ элезматский, тоже. Афанасий, епископ фоиторский, тоже. Аполлон, епископ антифорский, тоже. Гарпократ, епископ гавэйский, тоже. Павел, епископ танейский, тоже. Исаия, епископ города Навкратены, тоже. Исаак, епископ финейский, тоже. Петр, епископ скино-мандрский, тоже. Маврион, епископ котенопольский, тоже. Максим, епископ газульский, тоже. Аммоний, пресвитер александрийский и эконом, тоже. Тимофей, пресвитер и эконом той же церкви, тоже. Аарон пресвитер и Макарий пресвитер тоже. Феодор диакон и Протерий диакон тоже. XIX. Послание епископов египетского округа к Анатолию. архиепископу константинопольскому Святейшему и боголюбезнейшему архиепископу константинопольской и кафолической церкви Анатолию, епископы египетского округа. Как ты держишь кормило первосвященства и преемства отцов, так и подражаешь ревности их о неповрежденности (веры). Всех, в разные времена жестоко свирепствовавших против святых правил и святой и чистой веры, и деятельных еретиков ты удалил от святой и досточтимой церкви и явил ее свободною от всякого разногласия и еретических мыслей. Того же мы надеемся и теперь как от твоей святости, так и от других святейших архиепископов, занимающих равночестный престол, а более от всех святейших архиепископов всей вселенной, против Тимофея, который тираническим образом присвоил себе первосвященнический престол александрийской церкви, и против тех, которые содействовали этому безумству, потому что всем первосвященникам Христовым должно будет предпринять общую против них войну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Иоанн, святейший епископ тавроменийский, сказал: «как прибыли мы с одинаковыми мыслями, так научились и говорит одно; итак поскольку прочитанные соборные послания Тарасия, святейшего вселенского патриарха, посланные им к святейшим архиереям востока, и посланные ими к нему ответы совершенно согласны между собой относительно святой и православной веры шести вселенских соборов; то и я так верую, принимая святые и честные иконы и покланяясь им, и молюсь, чтобы, прожив свой век в этой православной вере, со дерзновением предстать пред престолом Христовым». Григорий, святейший епископ писинунтский, сказал тоже. Никита, святейший епископ клавдиопольский, сказал тоже. Василий, святейший епископ силейский, сказал тоже. Михаил, святейший епископ синадский, – тоже. Феодор, святейший епископ мирский, – тоже. Лев, святейший епископ иконийский, – тоже. Лев, святейший епископ родосский; – тоже. Георгий, святейший епископ писидийский, – тоже. Евстафий, святейший епископ лаодикийский, – тоже. Константин, святейший епископ пергский, – тоже. Феодор, святейший епископ селевкийский, – тоже. Феофилакт, диакон и местоблюститель митрополии ставропольской, сказал тоже. Николай, святейший епископ иерапольский, – тоже. Лев, святейший епископ карпатский, – тоже. Феодосий, святейший епископ аморейский, – тоже. Христофор, святейший епископ, фасидский, – тоже. Кирилл, инок и представитель Никиты, епископа готфского, сказал тоже. Прочие святейшие епископы провозгласили: «Мы, весь Святой собор, собранный благодатию Христа, истинного Бога нашего, и по благочестивому повелению светлейших наших и православных императоров, принимаем послание Адриана папы древнего Рима, православным нашим императорам, и ныне прочитанный свиток, – определение православия святейшего и блаженнейшего вселенского патриарха Тарасия, а равно и с востока присланные архиереями послания к его блаженству; мы совершенно согласны с ними; с любовию принимаем и почитаем священные и досточтимые иконы, и покланяемся им; бывший же против них и в опровержение их лжесобор отвергаем и предаем анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Какие события происходят между торжественным входом Иисуса в Иерусалим и Страстной пятницей, вернее, тем кануном субботнего дня, когда Он умер на Кресте? Первое событие, о котором рассказывают синоптики Матфей, Марк и Лука в связи с торжественным входом в Иерусалим, — изгнание торгующих из храма. Синоптики относят изгнание торгующих ко времени входа Иисуса в Святой город, в то время как Иоанн это же событие связывает с самым началом проповеди Христа, хотя тоже подчеркивает, что оно имело место в дни праздника Пасхи. К какому же времени отнести это событие — к началу или к концу проповеди? После входа в Иерусалим Иисус приходит, как говорят Матфей и Марк, в Вифанию, где в доме у Симона прокажённого женщина, не известная нам из этих двух Евангелий по имени, проливает на голову Иисуса драгоценное миро. Этот же факт у Иоанна отнесён к более раннему времени: перед входом в Иерусалим, в Вифании, Мария, сестра Лазаря, проливает на ноги Иисуса драгоценное миро. Об этом же рассказывается в 7-й главе Евангелия от Луки в связи с началом проповеди Иисуса. Возникает примерно такая же ситуация, как с изгнанием торгующих из храма: три Евангелия связывают этот факт с концом проповеди, одно — с началом. Только в первом случае Марку, Матфею и Луке противостоит Иоанн, во втором — Марку, Матфею и Иоанну противостоит Лука. У Марка и Матфея женщина проливает миро на голову Иисуса после Его входа в Иерусалим, у Иоанна — накануне входа в Иерусалим. Вот и вся разница. Марк, Матфей и Иоанн подчёркивают, что имя хозяина дома Симон, и называют его Симоном прокажённым. У Луки он тоже Симон, но только Симон фарисей. Марк и Матфей говорят, что женщина проливает миро на голову Иисуса, у Луки и Иоанна она проливает миро на ноги Его и отирает их волосами головы своей. Марк и Иоанн указывают, что миро сделано из нарда (благовония, привозимого из Индии), и подчёркивают, что оно стоит 300 динариев — заработать на него деньги нелегко, для этого надо работать 300 дней, т. е., в сущности, целый год. В каждом из четырёх рассказов есть что-то своё, но в каждом есть также и повторяющиеся детали, роднящие один рассказ с другим. Нельзя сказать, кто прав, кто не прав, чей рассказ первичен, чей вторичен. Можно сказать одно: это взгляд на одно событие, но с разных точек смотрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

О праздниках Богородичных Дни Богосл. ч. I, стр. 81–104. Празд. Чт. 1840 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже 1839 35.Торжник живоносного источника Пресвятой Богородицы Воскрество и таинство введения во храм Пресвятой Богородицы Воскр. Чт. 1850 33 Введение во храм Пресвятой Богородицы Христ. Чт. 1832. Ноябрь. Праздники в честь св. икон Богородицы Дни Богослуж. ч. I, стр, 105–171. О Владимирской иконе Воскр. Чт. 1846 12. О Феодоровской тоже 1844 15. Письмо о почитании Пресв. Богородицы в св. Ея иконах Приб. к Твор. св. отцев 1844 кн. 1. О Толгской иконе Воскр. Чт. 1852 20. Донской 21. О Троеручице Воскр. Чт. 1853 12; Одигитрии 15; Грузинской 18; Лидской 10; Купятицкой 31. Казанской Прав. Собес. 1858 декабрь; Положение ризы Богородицы во Влахерне. Воскр. Чт. 1839 15. Положение пояса тоже, 1840 22. Успение Божией Матери, как начало Ея прославления, Воскр. Чт. 1851 19, Гробница Богородицы тоже, 1843 18. Праздники святых О почитании Ангелов Дни Богосл. ч. I. стр. 188– 91. Григория Двоеслова об Ангелах Христ. Чт. окт. 1841. Ангелы–друзья человека Воскр. Чт. 1841 17. Учение священного писания об Ангелах тоже 1851 31. Григория Двоеслова о чинах Ангельских тоже 1846 37. Об Ангеле хранителе тоже 1845 30. Ангел мира Скриж. ч. 2 стр. 30 Дмитрев. стр. 141. Об Ангелах хранителях приб. к Твор. Св. О. 1849 кн. 4. Дионисия Ареопагита почему небесным чинам усвоено название вестников Воскр. Чт. 1854 31. Празднование Ангелам Дни Богосл. ч. 1 стр. 191– 196. Св. Архангел Гавриил Воскр. Чт. 1853 13. Собор Архангела Гавриила тоже 1844 52. Св. Архистратиг Господень Михаил тоже 33. Св. Златоуста о Серафимах, окружающих престол Божий тоже 1846 Св. Архангел Рафаил тоже 1853 30. Пророки Дни Богосл. ч. 1 стр. 198–9. Св. Епифания Кипрского о пророках, их кончине и месте погребения Воскр: Чт. 1846 14. Праздники в честь св. Иоанна Предтечи Дни Богосл. ч. I. стр. 199–212. Св. Иоанна Предтеча по сказанию четырех Евангелистов Воскр. Чт. 1853 23. Жизнь и служение св. Иоанна Предтечи Христ. Чт. 1853 сент. Темница св. Иоанна Крестителя Воскр. Чт. 1854 21. Св. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень Воскр. Чт. 1840 43. Сретение главы Предтечи там же 48. Св. Иоанн Предтеча тоже 1839 10. Первое и второе обретение главы Предтечевой тоже 1846 46. Церковный праздник 12 октября тоже 1844 30. Св. Илия Пророк и св. Иоанн Предтеча тоже 1848 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Служить идеже прилучится» О создании мобильного храма для окормления воинов СВО 22.08.2022 523 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором. Мобильный храм ВЦИОМ много лет проводил опрос на тему – что самое главное в жизни человека. На первом месте оказалось здоровье и семейные отношения. Несколько лет назад о самых главных вещах в жизни рассуждал Владимир Путин . Слова, которые президент произнёс во время выступления на съезде Русского географического общества, потом растиражировали во всех СМИ мира. – В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится, – отметил Владимир Владимирович. Потом глава государства добавил, что сейчас особенно важно укреплять любовь к своему Отечеству. Мне кажется, что это здорово – то, что для русских главное – это семья и внутрисемейные отношения. Прав, конечно, и президент, что «в любви заключается весь смысл жизни, бытия». Хочется сказать, что таких президентов больше в мире не наблюдается. Но вот как в этом мире достигнуть любви? В мире, раздергивающем тебя каждую минуту то в сторону жадности, то в сторону похоти, то в сторону злобы? Вот сейчас, когда я пишу эти строки, и когда кто-то ест, а кто-то спит, а кто-то чинит кран или «сидит» в интернете, в этот момент чей-то сын и чей-то муж или отец стреляет из миномета или пулемета, а кто-то отдаёт свой дух Богу. И это наши мальчики и мужчины, которые вот так прочитали своей жизнью вопрос: «Что самое главное в жизни?». И дали ответ примерно такой, как у нашего президента. У них тоже оказалось, что самое важное в жизни – это любовь, причем в Евангельском прочтении: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Кроме воинов по нашей земле ходят еще люди, у которых есть такой же ответ. Сейчас пойдёт речь об одном из них. Как говорила моя знакомая старенькая монахиня по имени Николая: «Батюшки – они военные». «Военные» – это по роду деятельности, недаром «служат» у нас в стране в двух областях – в армии и в Церкви. А не так давно батюшки еще стали служить и в армии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/22/sl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010