На зависть Чичикову. Еженедельный обзор прессы ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ЗАВИСТЬ ЧИЧИКОВУ Обзор публикаций СМИ на религиозные темы: 17 - 24 июня. День Святой Троицы. - Церковь и государство. - Правозащитники и Православие. - Компас Андрея Себенцова. - Сколько стоит душа? В воскресенье православные христиане отмечали великий праздник - День Святой Троицы. Он относится к числу 12 главных (двунадесятых) праздников Русской Православной Церкви. Однако большинство средств массовой информации даже не упомянули об этом в новостях. Исключение составил новостной портал РИА-Новости, разместивший краткую информацию об истории праздника в сообщении " Великий праздник Святой Троицы отметят 23 июня православные христиане " . На сайте " infonews " опубликована проповедь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , произнесенная им в этот день в 1945 году. На этом же сайте можно прочитать интервью священника Украинской Православной Церкви отца Сергия Прочишина . Материал называется " День рождения Церкви " . Он рассказывает о самом событии - сошествии Святаго Духа на Апостолов, о том, почему этот праздник называют днем рождения Церкви. Также отвечая на вопросы корреспондента, священник останавливается и на некоторых вопросах, касающихся отношений между Церковью и обществом. Из печатных изданий празднику Троицы внимание уделила только газета " Pocciя " в своей статье " У дверей - Троица " . Автор Л. Ивакин также довольно подробно останавливается на истории, традициях и значении этого дня. Однако на этом статья не заканчивается. Автор, решив, видимо, что рассказ в православном духе не заинтересует читателей, рассказывает о гаданиях, в день Троицы: " Очень увлекательное действо троицкой недели - гадание по венкам. В Троицын день их вьют с песнями и бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу - та останется в девках, чей уплывет - та выйдет замуж, чей потонет - та умрет " . Создается такое впечатление, что буквально сразу после праздничной службы все девушки немедленно бегут к реке и бросают венки. При этом автор ни словом не обмолвился об отношении Православной Церкви к подобным " развлечениям " . Мол, это же не сам Ивакин придумал, а русский народ.

http://pravoslavie.ru/press/obzor03.htm

Путем Иова У апостола Павла есть такие слова: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13: 5). Что это значит? Это означает, что мы должны время от времени останавливать свой повседневный бег, обращать свой внутренний взор на то, что мы думаем, что чувствуем, что делаем, и задавать себе вопрос: какое внутреннее основание всё это имеет во мне? Основано ли это на каких-то обстоятельствах, на чьих-то мнениях, на какой-то человеческой логике – или краеугольный камень этого все-таки моя вера? Мы часто забываем испытывать себя подобным образом. Но есть в жизни такие экзамены, которые можно сдать только тогда, когда ты не просто веришь, а когда нет ничего важнее, больше и утешительнее этой веры в твоей жизни. И какое именно испытание в какой момент потребует от нас именно такой веры, мы не знаем. Зато мы знаем, что жить в перспективе вечности возможно уже здесь, на земле, – и, живя так, с упованием на грядущее, человек может выдержать абсолютно всё, предав себя и всё, что ему дорого, в руки Божии. И тогда не только после каких-то повседневных неприятностей, но и после самых настоящих трагедий мы будем продолжать полноценно жить. Живя с упованием на грядущее, человек может выдержать всё В Священном Писании мы находим пример, который многих нецерковных людей пугает, – это пример праведного Иова. Большинство людей в этом мире надеется, что с ними ничего подобного не случится. Но христианское отношение к этому иное: нужно понимать, что этот пример дан нам не для устрашения, не для восхищения, не просто как далекая история из прошлого. Путь Иова – это путь каждого из нас: чей-то – на один процент, чей-то – на десять процентов, чей-то – на 120 процентов, потому что случаются с людьми в жизни вещи и тяжелей того, что с Иовом случилось. И когда мы перестанем воспринимать этот пример как нечто чужеродное нам, мы сможем приблизиться к тому состоянию сердца, из которого родились его слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Купить книги игумена Нектария (Морозова) можно здесь:

http://pravoslavie.ru/126379.html

Поскольку святой уже давно желал безмолвной монашеской жизни, то, выбрав удобное время, он отправился в Фессалию. По дороге его схватили солдаты, которым было велено ловить беглых рабов и сажать их в темницы. Заметив, что святой почти ничем не отличается от беглого раба и по худой одежде, и по движениям, они спросили его, чей он раб, откуда и куда идет. Святой им отвечал, что он раб Христа и идет туда, куда обещал пойти Богу. Думая, что он смеется над ними, скрывая свое рабское состояние, они сильно избили его, заставляя сказать, чей он раб. Лука же из любви к истине и из подлинного великодушия подумал, что было бы малодушием сказать ложь, что он чей–то раб, только для того, чтобы его не били. В результате его, избитого, посадили в темницу. Диавол же думал, что таким образом он отомстил и наказал преподобного за то, что во время брани, с помощью которой скверный с великим бесстыдством вооружился на преподобного посредством помыслов и страстей, тот сильно сопротивлялся ему и побеждал. Вскоре некоторые его друзья, которые хорошо знали преподобного, засвидетельствовали, что он не раб, его освободили из темницы, и он снова вернулся к родным. Однако те стали его сильно уничижать и осуждать, что было намного тяжелее ударов солдат. Зная, что диавол препятствовал ему идти к Богу, преподобный не переставал умолять Его Милосердие исполнить желание его души, что Содействующий всегда на благое и совершил следующим образом. Двое монахов из Рима остановились на ночлег в доме его матери. Когда преподобный увидел их, то, полный любви к Богу, снова возжелал монашеской жизни. Беседуя с ними, он попросил их взять его с собой в монастырь. Те же не соглашались из–за его молодости и неопытности, а еще и потому, что если бы узнали его родители и родные, то монахов подвергли бы наказанию. Но после того, как преподобный сообщил им, что он странник и никто не будет его искать, они согласились взять его с собой. Тайно выйдя из селения, они направились в Афины и остановились в одном тамошнем монастыре. Войдя в храм Пречистой Богородицы, они помолились, а Луку передали игумену с тем, чтобы он постриг его через некоторое время и причислил к прочей братии, сами же монахи отправились в Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Мы же, народ Христов, христолюбивое стадо, отвращаясь от такого его суесловия, скажем ему: “О нечестивец и враг истины, ты называешь пресвятым Сына Божия, чей изображаемый в церкви образ похитил оттуда и предал огню? Ведь если бы мог, ты самое имя Его уничтожил бы среди христиан, чтобы не звался Он Христом и Сыном Божиим. Как же ты, нечистый, признаешь святым град, где Сын Божий и Бог Слово ради спасения нашего познал таинство воплощения? Как же жителей его ты едва не предал смерти из-за веры их во Христа и Его икону? Если эти святые, по твоему ложному слову, являются сосудом кощунства  и хулы, как же мог их послать архителетарх и собор его и отцы пустынножители с боговдохновенным своим посланием к твоей зломысленности как мужей, подлинно мудрых делом своим и словом? И если, как ты говоришь, они были изгнаны оттуда, как же святой собор и праведные отцы могли вручить им это послание? Что дурного они сделали, когда вошли в царственный град, и какое зло кому причинили? Ты считаешь злым и безумным, что они собственным примером и своими святыми православными посланиями путеводили многих верных из тьмы ереси к свету истины? Император, недостойный багряницы, достоин разве что насмешек. При твоем безумии и неправом образе мыслей неудивительно, что ты приказал начертать им лица и сделал их против собственной воли и желания мучениками за Христа, себе же уготовал вечные муки, к которым будешь присужден Господом Христом, чей телесный образ на иконе отрицал вместе с отцом твоим, сатаной. Когда херувимы с пламенным мечом увидят, что лица праведников начертаны, они в благоговении отступят и дадут им войти в рай. Ты хотел преследовать их, но Господь, справедливо судящий в своем справедливом гневе, помешает такому твоему намерению, чтобы Святой и преславный град Божий, Новый Иерусалим, не лишился подобных светочей, но украсился ими, вправив их в венец царства, как драгоценные камни. Ты вскоре подпадешь губительной смерти и вечным мукам, их же святые и пречистые останки церковь Божия сохранит у себя как сокровище некрадомое и императорскую багряницу, а пресвятые и честные души их примет на  вечное ликование со всеми святыми горний Иерусалим, матерь первородных, чей основатель и владыка — Бог”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

В то время жил в городе Киеве жид по имени Схария, и был он орудием диавола — был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии. Он был известен правившему в то время князю по имени Михаил, сыну Александра, правнуку Вольгирда, истинному христианину, по-христиански мыслящему. Этот князь Михаил в 6979 году (В 1470 г. от Рождества Христова.), в дни княжения великого князя Ивана Васильевича, приехал в Великий Новгород, и с ним — жид Схария. Жид прельстил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему протопопа Алексея, служившего тогда на Михайловской улице, и этот также отступил от непорочной и истинной христианской веры. Потом прибыли из Литвы и другие жиды — Иосиф Шмойло-Скаравей, Мосей Хануш. Алексей же и Денис так старались укрепиться в жидовской вере, что всегда пили и ели с жидами и обучались жидовству; и не только сами учились, но и жен и детей своих учили тому же. Они захотели обрезаться по вере жидовской, но жиды им того не разрешили, говоря: если проведают об этом христиане, то увидят и разоблачат вас; держитесь своего жидовства втайне, а внешне будьте христианами. И переменили им имена: назвали Алексея Авраамом, а жену его Саррой. Впоследствии Алексей многих научил жидовству: своего зятя Ивашку Максимова, его отца попа Максима и многих еще попов, дьяконов и простых людей. Поп Денис также научил многих жидовствовать: протопопа Гавриила Софийского, Гридю Клоча; Гридя же Клоч научил жидовству Григория Тучина, чей отец имел в Новгороде большую власть. И многих еще они научили — вот имена их: поп Григорий и сын его Самсонка, Гридя, дьяк Борисоглебский, Лавреша, Мишука Собака, Васюк Сухой, зять Дениса, поп Федор, поп Василий Покровский, поп Яков Апостольский, Юрка Семенов, сын Долгого, еще Авдей и Степан клирики, поп Иван Воскресенский, Овдоким Люлиш, дьякон Макар, дьяк Самуха, поп Наум и многие другие; и они совершили такие беззакония, каких не совершали и древние еретики. О, кто сможет оплакать эту беду, чей язык расскажет о случившемся, чей слух спокойно примет этот рассказ? Они назвали ложным Божественное предвечное Рождество Христа от Отца и издевались над Его вочеловечением ради нашего спасения, говоря, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Ему, будто бы нет Святой Троицы. А когда в книгах говорится, что у Бога Отца Вседержителя есть Слово и Дух, то это означает произносимое слово и дыхание, которое растворяется в воздухе. Тот, Которого Писание называет Иисусом Христом, Сыном Божиим, еще не родился; когда же Он родится, то назовется Сыном Божиим не по естеству, но по благодати, так же, как Моисей, Давид и другие пророки. А Тот, Которого христиане называют Христом Богом, — простой человек, а не Бог: Он был распят иудеями и истлел в гробнице. Поэтому сейчас следует придерживаться Моисеева закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Молю, чтобы величество вашего благочестия пребыло о Христе невредимым на многие лета. Евдоксий, епископ хоматский, тоже. Кирин, епископ патарский, тоже. Стефан, епископ лимирский, тоже. Евдоксий, епископ акаландский, тоже. Леонтий, епископ аразский, тоже. Андрей, епископ тлоэйский, тоже. Николай, епископ акрасский, тоже. Афанасий, епископ ксанфский, тоже. Ипатий, епископ сидимский, тоже. Паннитий, епископ аскандский, тоже. Анатолий, епископ олимпийский, тоже. Кирин, епископ энеандский, то же. Николай, епископ гавнский, тоже. Аквилин, епископ падуллский, тоже. Николай, епископ балбурский, тоже. Аристодем, епископ фазелитский, тоже. Евстафий пресвитер подписал за Феодора, епископа антифеллского, страждущего руками. Карпор пресвитер подписал вместо Палладия, епископа коридолланского, тоже. Геласий пресвитер подписал вместо Романа, епископа вунского, тоже. Николай архидиакон подписал вместо Илиодора, епископа парского, тоже. Тимазий пресвитер подписал вместо Леонтия, епископа калиндского, тоже. XLI. Послание епископа Агапита к императору Льву Христолюбивому государю и победителю Льву, Агапит, милостию Христа Бога епископ вашего Родоса. Получив свыше царский скипетр, вы, священнейший и непобедимейший из государей, за дар, сообщенный вашему благочестию, почтили Бога, Царя небесного, подобающими жертвоприношениями. Ибо самое первое приношение и благоприятная жертва есть то, чтобы правитель мира и государь целой вселенной сохранял непоколебимою веру в достопоклоняемую Троицу, а своими поступками и богопочтением внушал и людям бояться Бога, следовать тому, силою чего сохраняется наш род, и заботиться об общем отечестве и обучении всего народа, дабы господствовало и процветало наилучшее состояние и название мира, и люди не изливали свирепую ярость на свой род подобно зверям. Итак, под вашею, свыше учрежденною, властью прежде и ныне наслаждаясь этими и другими многочисленными благами, не только все мы молим Бога, чтобы Он сохранил вас на неисчислимые лета, потому что ты истинно священник и по природе император, но и весь род человеческий стекается просить Его о долголетии вашей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ибо не оставлено без внимания в этой святой и спасительной вере ничего, вызывающего сомнение; и по поводу такого предмета не следует часто поднимать всеобщих обсуждений, как будто спасение человеческого рода основано на новизне выражений, а не на твердой вере и правом поведении. А относительно Тимофея мы усмотрели, что он, как мы узнали из того, что написано (об нем), получил священство и не по правилам и не по праву. Но каким образом следует по Божиему решить его дело и умиротворить учрежденные в той области святые Божии церкви, – это зависит от воли и правосудия вашего благочестия, которое о мире церквей благоволит заботиться не менее, чем о безопасности городов и подданных, вполне сознавая то, что по Божиему определению предоставлено ему в управление, в равной мере усвоив церковные постановления и свои законы и по духу тех и других защищая столько же православную веру, сколько права государства. Итак, милостивый Бог и Господь всех да приимет наши молитвы, которые мы непрестанно возносим за власть вашей светлости; дабы весь мир и святые церкви Божии управлялись вами в мире, тишине и православной вере. Петр, епископ митрополии Коринфа. Святая и единосущная Троица, возвысившая твой род на утверждение православной веры и на спасение человеческого рода. да сохранит благочестивую власть твоего, досточтимый император, миролюбия на многие и многие лета. Афанасий, епископ афинский, тоже. Руфин, епископ феспинский, тоже. Александр, епископ патрский, тоже. Кандид, епископ......., тоже. Агафер, епископ мегарский, тоже. Александр, епископ елатейский, тоже. Архитим, епископ фивский, тоже. Кириак, епископ каристенский, тоже. Фалес, епископ аргосский, тоже. Домитий, епископ......., тоже. Осий, епископ лакедемонский, тоже. Константин, епископ халкидский, тоже. Исикий, епископ танагренский, тоже. Иоанн, епископ мессенский, тоже. Афанасий, епископ пропонтийский, тоже. Тимофей, епископ мегалопольский, тоже. Афовий, епископ коронский, тоже. Зоил, епископ корсийский, тоже. Плутарх, епископ платэйский, тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Услышав об этом, души наши поражены были глубокою раною, и мы проливали слезы о том, что в такие времена благоговения противник благочестия и враг православной веры воздвигает на нас столь великие напасти. А читая прошения лиц, сочувствующих Тимофею, мы еще более плакали и еще более изумлялись от такой их надменности. Ибо сверх того, что было содеяно ими, они не устыдились поносить и вышеозначенный святой и великий собор, сколько это касается их, и совершенно отвергать его. Впрочем мы без лицеприятия предоставляем это на ваш суд, умоляя, чтобы, после Бога, ваше благочестие сделало безопасною жизнь всех святейших епископов вселенной и доставило спокойствие и мир святым Божиим церквам. Ибо мы знаем, что Даровавший вам постоянные царские скипетры и, по словам блаженного Соломона, дарующий просящим и премудрость и разум ( Притч. 2, 6 ) облечет вас ими еще по той причине, что вы, христолюбивейший и благочестивейший, во всех делах выражаете вашу императорскую благосклонность. Эферий, епископ лидийского (города) Сард: Христос Бог, по ходатайству святых, да сохранит христолюбивейшую и непобедимейшую власть вашего благочестия в приращении веры и в мирной жизни, благочестивейший и благовернейший и христолюбивейший император! Павел, епископ далдский, тоже. Азиан, епископ филаделфийский, тоже. Иоанн, епископ гераклидский, тоже. Поликарп, епископ гавальский, тоже. Юлиан, епископ мосфенский, тоже. Иоанн, епископ мэонийский, тоже. Руфин, епископ ареопольский, тоже. Люций, епископ аполлинский, тоже. Гемелл, епископ стратоникийский, тоже. Дионисий, епископ атталийский, тоже. Кириак, епископ аполлониадский, тоже. Феодот, епископ гордский, тоже. Анатолий, епископ геллский, тоже. Леонид, епископ беанский, тоже. Ираклидиан, епископ зенский, тоже. Диамоний, епископ фиатерский, тоже. Онисифор, епископ вландский, тоже. Юлиан, епископ сатальский, тоже. Иоанн, епископ трипольский, тоже. Чрез магистриана Бранемунда мы получили исполненную веры и благочестия, а также и ревности о правде и боговедении, грамоту вашего миролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

К сожалению, раскол современного общества на классы, на богатых и бедных и классовая борьба - это не чей-то вымысел, а реальность. Миллионы христиан не понаслышке знакомы с этими явлениями. Эти явления преимущественно носят социально-экономический и социально-политический характер. Попросту " уйти " от такой реальности, " выйти из политики " вряд ли возможно. Многие рядовые верующие не удовлетворены официальной ватиканской программой " деполитизации церкви " . И в этом состоит вторая из отмеченных нами " трудных " проблем для социального учения современного католицизма. В данном случае речь идет об ином " вызове " католическому официозу. Имеется в виду теология освобождения с ее особым пониманием социальной роли церкви. Католическая версия теологии освобождения (встречаются и протестантские представители теологии освобождения, но в целом она ассоциируется с католицизмом) получила в наши дни широкое распространение во многих регионах земли, и прежде всего в Латинской Америке. Сегодня, по существу, это - мощное народное движение, называющее себя " церковью бедных " , " новым образцом церкви " . В странах Латинской Америки к 2000 году, очевидно, будет жить более половины всех католиков мира. Исповедует католицизм там свыше 90% населения. Религия играет большую роль в общественно-политической жизни континента. В настоящее время можно говорить о существовании трех основных течений в Латиноамериканской католической церкви - традиционно-консервативном, либерально-реформистском и освободительном (леворадикальном). Имеются определенные градации и внутри них. Освободительное направление, как уже было сказано, в наши дни пользуется большой популярностью и авторитетом. Новый образец Латиноамериканской церкви - это " народная церковь " , теоретическим фундаментом которой служит теология освобождения, а организационной структурой - базовые общины, социальный состав которых - массы латиноамериканских бедняков. Теоретики теологии освобождения достаточно своеобразно интерпретировали идеи Второго Ватиканского собора о " несвязанности " церкви с какими-либо социально-политическими системами. Если церковь не обязана априори защищать определенный общественный строй, но является " матерью и наставницей " всех людей, и прежде всего бедных, о " блаженстве " которых говорил Иисус Христос, то не следует ли из этого, что церковь должна включиться в борьбу за их освобождение? И что эта борьба в таком случае должна собою представлять? Если церковь не ориентируется на систему, в которой порождаются нищета, бесправие и другие скандальные для христианских идеалов бедствия, то не значит ли это, что ей надлежит ориентировать против такой системы?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/413/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» — замечательная книга, чей жанр можно определить как «агиографический документальный роман». Во многом уникальный текст написанный одним святым — священномучеником Серафимом (Чичаговым) о другом святом — преп. Серафимом Саровским, при том что одного Серафима от другого по историческим меркам почти ничего не отделяло. Сщмч. Серафим был одним из главных участников канонизации саровского чудотворца. В конце книги мы поместили «Житие преподобного Серафима», написанное Владыкой как раз к канонизации. Писатель Александр Архангельский так отзывался о «Летописи»: «для меня главным житийным рассказом о святом стала летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, написанная священномучеником Серафимом (Чичаговым). Повествование о преподобном Серафиме Саровском, жившем в документированную эпоху, построено по законам романа, но без малейшего намека на вымысел или украшательство биографии. Когда я вхожу под своды этого долгого житийного повествования, я словно ощущаю себя там и в то время, о котором идет речь. Я проживаю вместе с повествователем все этапы судьбы святого. Вижу, как он внутренне взрослеет, вижу, как матушка Мельгунова создает по благословению Пресвятой Богородицы условия для появления обители, вижу, как ласков преподобный с дивеевскими девушками. Присутствую в лесу, где он разговаривает с медведем, со страхом слежу за тем, как ложный ученик после смерти святого пытается погубить его дело. Меня буквально, какой я есть, со всем недостоинством, ставят рядом со святым. И ничего не может быть дороже, выше, сильнее этого. При том, что «Летопись» начисто лишена иллюзорного психологизма, тут сохраняется вся мера строгости и трезвости житийного повествования.»  Источник текста ПРЕДИСЛОВИЕ Многие причины препятствовали до сих пор напечатанию летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, отличающегося от других обителей редкой по интересу историей своего основания и развития; в особенности препятствовали события, происшедшие после смерти блаженного старца, отца Серафима Саровского. В продолжение 28 лет обитель отца Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица, и затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута, потребовавшая чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться напечатания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевского монастыря, чтобы летопись имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010