Разделы портала «Азбука веры» В различных источниках её называют по-разному. Где-то её указывают, как первую жену Адама, где-то называют женой дьявола, а в православном Ветхом Завете она отсутствует вовсе. Очень хотелось бы окончательно понять. Заранее спасибо за ответ. Похожие вопросы 4 Ответа Упоминания о Лилит отсутствуют в Библии. Легенды о ней берут начало у гностиков, т. е. оккультистов античных времен, пытавшихся исказить христианское учение. Лилит — это вымысел. С уважением, Почему вымысел, если она где-то описывается? Неужели некоторые религии не имеют право на существование? С точки зрения Божественного Откровения, Лилит — это вымысел. Что Церковь говорит о Лилит? иеромонах Иов (Гумеров) В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского cyщecmbumeльhoro lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей. Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное npubuдehue(lilimh) u находить себе покой ( Ис.34:13–14 ). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

http://azbyka.ru/vopros/kem-yavlyaetsya-...

Повесть возникает на стыке фольклорных и книжных традиций, и ее отдельные детали схожи с былинами и народными песнями о Горе. Д.С. Лихачев отмечает, что это произведение занимает «как бы срединное положение в русской литературе: оно соединяет в себе тематику древнерусскую с тематикой новой русской литературы, тематику народного творчества и письменности, оно трагично и вместе с тем принадлежит народной схемовой культуре» 158 . Хорошо известно, что в народной среде ходило много песен, сказаний, стихов, связанных с темой Горя, бывшего «Злочастием», «злым уделом, трагической судьбой множества людей с загубленной жизнью». Люди погибали по разным причинам. Они гибли и «по своей неосмотрительности, и по злой воле других, и по слепой случайности, и, расплачиваясь за свое лукавство жить неправедно. Но общий печальный конец вызывал чувство жалости и стремление понять глубинные причины трагизма человеческого существования – эта тема будет подхвачена литературой XVIII и XIX столетия» 159 . В «Повести о Савве Грудцыне», написанной в 60-х годах XVII века, в основе своей близкой по сюжетной схеме «Повести о Горе-Злочастии», разрабатывается на чисто «русском материале широко известная в мировой литературе фаустовская тема продажи души дьяволу » 160 . В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу , затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола, покаявшись пред образом Казанской иконы Пресвятой Богородицы и ушел в монастырь, где постригся в монашеский чин 161 . Комментаторы Л.А. Дмитриева и Н.В. Понырко, отмечают, что «Повесть о Савве Грудцыне» является «характернейшим произведением переходного периода отечественной истории, в котором пока еще достаточно органично переплетаются черты старой религиозно-дидактической, и новой светской литературы» 162 . Повесть является примером успешного и плодотворного освоения традиции совмещения вымысла и реального факта. Русская письменная литература предшествующих времен была преимущественно литературой художественного осмысления факта, где открытый вымысел не допускался. Д.С. Лихачев, характеризуя древнюю русскую литературу, пишет: «Литература рассказывает или, по крайней мере, стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное: мировая история, реальное географическое пространство, связывает между собой все отдельные произведения. В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или, хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические… История не сочиняется. Сочинение, со средневековой точки зрения, – ложь» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому высказывается мнение, что вся книга представляет собой вымысел, чисто художественное произведение. Можно попробовать объяснить, как могло такое произойти, начав с того, что в еврейском тексте слово, переведенное как «кит», означает просто большую рыбу без определения ее вида. Но оставим это маловерам. В пользу реальности рассматриваемого события можно привести свидетельство, прозвучавшее из уст Самого Христа. « Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12: 39–41). Если эта книга – просто притча, литературный вымысел, то выходит, что Христос – еще больший вымысел? А если истинно воскрес Христос в третий день, то и с Ионой произошло все так, как сказано в книге. Блаженный Феодорит Кирский считал, что «сила чрева претворять вмещаемое в нем, остановлена была в своем действии. Чревом же адовым назвал он китово чрево, потому что и зверь был смертоносен, и пророк по самому естеству дела был уже мертвец, оставался же в живых по единой благодати. А притом как образ Владыки Христа, « в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12: 40) бывшего, справедливо говорит о себе Иона, что был он во чреве адовом. И что всего удивительнее, действительно вкусивший смерть сказал о Себе, что три дни и три нощи будет в утробе земли, а видевший над собой только сень смертную китово чрево называет « чревом адовым». Ибо не во власти Ионы была жизнь его: а у Владыки Христа и смерть была вольная, и воскресение в Его же воле. И потому в Евангелии то место, где ад и смерть, наречено сердцем земли, а здесь чрево китово наименовано адом т. 29, с. 341–342]. Иона во чреве кита обращается к Богу с молитвой, которую мы используем в качестве 6–й библейской песни канона на утрене. «И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Вымысел не есть обман» – мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, – «творец») имеет полное право… Что касается официальной позиции Русской православной церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской православной церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме. Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств – эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника – нравственной, не более того, – за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему. И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, – это хороший, очень хороший признак.

http://pravmir.ru/episkop-tihon-shevkuno...

Подобный прием есть одно из печальных последствий . —315— современного способа изучения Свящ. Писания на отдельно взятых отрывках последнего, без сопоставления изучаемого места со всем содержанием Библии, как это делали отцы церкви, умевшие поэтому наполнять живым содержанием каждый стих Библии, помимо внесения в него разных предположений о внешней обстановке, но чрез соотношение каждого выражения со всем множеством понятий и образов, преподанных в Слове Божием. Последним достоинством толкования, т. е. библейским параллелизмом, автор не богат. Он не прибегает к нему даже в изъяснении столь важного понятия, как то, коим Господь определяет деятельность Св. Духа, т. е. понятия Утешитель, встречающегося в Экклезиасте и у пророка Исаии. Понятие Сына Человеческого и некоторые другие, подолгу остановившие на себе внимание автора, тоже мало соотнесены с параллельными выражениями Ветхого Завета. Взамен такого, ожидаемого всяким любителем Библии, приема, автор считает нужным с утомительною подробностью опровергать на каждом стихе возможные, а то и невозможные для здравомыслящего читателя лжетолкования. Затем его речь из сухой аналитической вдруг переходит в патетическую, затем снова обращается в скучный филологический разбор и таким образом все изложение является лишенным единства принятого тона. Это дает себя чувствовать тем сильнее, что автор, соединяя ассоциацию мыслей предыдущего стиха с последующим, не сумел однако объединить ни всего содержания прощальной беседы, ни даже главнейших двух-трех частей её. Правда, для выполнения всех означенных требований в излагаемой автором теме нужен не только глубокий психологический талант, но и полная освоенность с содержанием Св. Библии, недостижимая двумя-тремя годами; для установленного же срока автор сделал всё возмож- —316— ное, трудился много и не бесплодно: не дав образчика экзегетического совершенства, он предлагает читателю богатый экзегетический материал, одного из важнейших отрывков Св. Евангелия, и тем конечно заслуживает степени магистра богословия». б) Ординарного профессора Митрофана Муретова :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таково равенство всех перед законом, или гражданская равноправность. При всей своей важности в порядке мирского существования эта равноправность по природе своей остается только формальную и отрицательною. Закон утверждает известные общие пределы человеческой деятельности, равно обязательные для всех и каждого, но он не входит в содержание ничье й жизни, никому не обеспечивает ее существенных благ и равнодушно оставляет за одним его беспомощное ничтожество, а за другим избыток всяких преимуществ. Мирское общество может признать за каждым человеком безусловное значение в смысле отвлеченной возмож ности, или принципиального права, но осуществление этой возможности и этого права дается только Церковью, которая, реально вводя каждого в богочеловеческую целость, каждому сообщает абсолютное содержание жизни и тем уравнивает всех, как все конечные вели чины равны между собою по отношению к бесконечности. Если в Христе, как говорит апостол, живет полнота Божества телесно, а в каждом верующем живет Христос207, то где же тут место для неравенства? Приобщение абсолютному содержанию жизни через вселенскую Ц ерковь, положительным образом освобождая и уравнивая всех, делает из них одно безусловно солидарное целое, или совершенное братство. Поскольку это братство, совершенное по существу, обусловлено, однако, по происхождению, как ставшее и становящееся во времени, оно требует соответственной формы для богочеловеческой связи своей с прошедшим, как таковым, — требует религиозного преемства, или духовного отчества. Это требование удовлетворяется последним определением церкви как апостольской. Так как мы живем во времени, то и во времени должна сохраняться и через него передаваться связь нашей зависимости от начала божественного в его историческом явлении, именно как такая связь, в силу которой духовная жизнь нашего настоящего начинается не от себя, а от более ранних, или старших, носителей богочеловеческой благодати. Единая, святая, соборная (кафолическая) церковь есть необходимо церковь апостольская.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—780— от тех наростов, которые пристали к нему в невозвратно минувшие темные средние века и с неразумным упорством охраняемые доселе, хотя им не придают никакой религиозной цены и сами а может быть и сами священники. К чему, в самом деле, служит это „несение папы“ его служилыми людьми в храме при каком-то церковно-военном оркестре? К чему этот пурпур кардиналов и тиара самого папы? К чему эта папская гвардия, эти кавалеры мантии и шпаги, одетые испанцами XVI-ro века? Всё это имело смысл, когда папа действительно был государем своей державы; теперь же всё это музейное вооружение конечно не способно внушать никакого страха к державному папе, а производит только впечатление чего-то воистину „невсамделишного“. Идти на встречу этому религиозному движению запада – иное дело, вполне достойное и нашей интеллигенции, которая, к сожалению, в настоящее время нередко свое знание „закона“ в пределах гимназической программы почитает вполне достаточною подготовкою не только для публицистики, но и для художественного творчества в сфере религии, конечно, для того только, чтобы поражать искренне-религиозное чувство и сознание читателя своею невежественною отвагою. Н. Заозерский Беляев А.Д. [Рец. на:] Виппер Р. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века: Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1894//Богословский вестник 1901. Т. 1. 4. С. 781799 (2-я пагин.). (Окончание.) —781— Библиография Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. Р. Виппера. Москва. 1894 633 . Задачи своего труда профессор Виппер определяет во Введении следующими словами: „Я имел в виду выяснить первоначальную церковную и политическую теорию кальвинизма в том виде, как она развилась и фиксировалась в Женеве, показать, в каких практических формах она выразилась здесь, и в какую традицию она перешла под влиянием действовавшей на нее среды. Я подробно остановился на политическом развитии Женевы до реформации и в течение XVI века, чтобы выяснить, какое место принадлежит здесь влиянию кальвинистской церкви; мне кажется, на основании сделанной работы, что здесь может идти речь об усвоении государством известных церковных задач внутри и извне, о принятии некоторых формул, но не больше; формы Женевской республики в XVI веке определились другими условиями и наметились отчасти ранее установления характерного типа кальвинистской церкви; политические порядки далеко не во всём и не всегда совпадали со стремлениями церкви. Далее, я старался определить мотивы и направление церковной политики магистрата; мне казалось возмож-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зимою, когда дни коротки, не спи после еды; летом, когда дни длинные, можешь отдохнуть один или два часа. Сиди в своей келье не без дела. Читай Священное Писание или исполняй работу, по благословению старца, молча и с молитвою. Если ты заболеешь, не спеши ложиться, но говори молитвы Матери Божией (с тремя метаниями), твори Иисусову молитву и другие молитвы. Направь свой разум от всех земных помышлений к Богу, вспомни Страшный суд и ад и тогда ложись в постель. Не обнажай своего тела, чтобы тебе не было стыдно перед твоим Ангелом Хранителем. Упражняйся в Иисусовой молитве, пока не заснешь. Когда во сне будешь переворачиваться на другой бок, осени себя крестным знамением два раза и прочти Иисусову молитву. Если тебя постигнет бессонница, лежи спокойно, обращая разум и сердце к Богу, и произноси Иисусову молитву… Часто во сне случаются злые истории, в особенности с теми монахами, которые не исповедуют своих искушений старцу. Если захочешь посетить брата в «то крльс, встань пгред его окошечком и произнеси Иисусову молитну. И если не услышишь «Амипп», то произнеси ее еще ран громче, и если опять не услышишь и отиет «Аминь», то произнеси ее и третий рам еще громче и постучи спопми пальцами тихонько ы окошко. Если опят!) нс услышишь «Аминь», уйди, чтобы не искушать брата споего. Брат, находящийся н келье, должен после нерпой или нторой молитны проич нести «Лминь» и открыть окошечко, просунуть слегка голону и спрос ить «Для чего ты пришел, господин?» Входя, произнеси молитву входа, склонись, 8 перед старшим братом пади ниц, испроси его благословения и лишь тогда изложи то, что хотел. В других случаях, когда ты покидаешь келью, опять склонись и испроси благословения хозяина кельи: «Господин, помяни меня, грешного, в твоих святых молитвах Богу нашему, Господу Иисусу Христу и Пречистой Божией Матери». А он ответит: «Бог, Который любит псех людей, научая и воспитывая их по Своей воле, да помянет тебя и меня в той степени, в какой считает полезным. Аминь». Старец Нил Сорский Только что изложенный документ регулирует внешнее поведение монаха, и притом в монастыре; между тем у Нила Сорского мы находим совершенно новые взгляды и особенный образ жизни, прокладывающий новые пути дрен нерусскому аскетизму. Тогда в церковной жизни существовали две возмож ности: или следовать застывшим формам византийской церковности, или нч духа древней Восточной Церкви почерпнуть свежие силы. Нил Сорский — главный представитель второго направления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

Общение со своим ангелом–хранителем, являющееся достоянием «сынов воскресения» в будущем веке, даст каждому человеку абсолютное удовлетворение его жажды духовной любви. Тем самым совершенно погашается то чувство неудовлетворенности и одиночества, которое является бичом теперешнего существования человека. Он не один, он вдвоем, имеет своего собственного, ему безраздельно принадлежащего друга — небесного Друга, ангела–хранителя. Он узнает, что это о нем была его земная тоска. И вместе с освобождением от чувственного вожделения он освобождается и от вожделения духовного: «не женятся и не посягают». Человек становится самодовлеющим, сохраняя свое мужское или женское естество. И через своего ангела–хранителя, в откровении любви, он вступает в общение с ангельским миром. Разумеется, эта ангельская любовь не закрывает, но открывает пути любви человеческой во всех тех связях личной любви, которые даны человеку в его земной жизни и, далее, за ее пределами. Ограниченность и себялюбие даже в любви есть закон нашего греховного естества, для которого поэтому приличествует суровая заповедь о возненавидении любимых, т. е. об освобождении от этой ограниченности любви: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и притом и самой жизни, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 22, 26) . Это говорится о расширении сердца от любви ограниченно–личной к любви вселенской. Сердце человека, сотворенного по образу Божию, таит в себе безграничные возмож–ности любви, вселенской и вместе с тем конкретной, в которой не утрачивается личное отношение и личный характер всякой любви. Это освобождение от ограниченности в любви не связано ли с преодолением той духовной неполноты, половинчатости («пола»), которая присуща человеку теперь, когда личная любовь силою вещей становится исключительной, отталкивающей другие возможности любви? Вселенская любовь есть любовь всех ко всем и каждому во Христе Святым Духом, ибо все соединены в тело Христово. Но эта вселенская любовь человеков, эта всеобщая духовная брачность мужеского и женского естества в человеке во образ Христа и Церкви уже существует, предначертанная в ангельском мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ошибочные суждения. Есть примеры ошибочного осуждения и в жизнеописаниях святых Христовой Церкви. Так, Иоанну Милостивому донесли, что молодой инок несколько дней ходит по улицам Александрии с девицей. Инок был строго наказан. Но после раскрылось, что он – евнух, а девица – недавно обращенная им в христианство еврейка. Один монах навестил авву Арсения и был радушно принят им. Но при прощании на лице гостя выражалось какое-то недовольство. Авва спросил монаха: „не соблазнился ли он чем у него?» „Да, отвечал, вздохнув, монах: меня соблазняет твоя покойная и удобная жизнь». Тогда авва попросил у гостя позволения рассказать ему свою жизнь и сообщил ему, что он, авва, сын знатных и богатых родителей в Антиохии, и до обращения своего жил с княжеской роскошью... Тогда гость понял, что теперешния „удобства» жизни аввы--великий для него подвиг, устыдился своего осуждения и сказал: „Ты, приняв монашество, обеднел, а я обогатился, потому что я до того был бедным извозчиком, а теперь живу безбедно». Как сильно сократилось бы злоречие, если бы хулимым дана была возмож-ность изложить свое дело в надлежащем свете! Когда при Карле V порицали отсутствующих, он говаривал: „приведите осуждаемого сюда, – мы разберем его дело». Когда же начинали худо говорить об умершем, Карл говорил: „оставьте его в покое: у него есть Судия». Заглазно всякого можно осудить. Евреи осуждали Предтечу, Спасителя. Какие смелые и бранчивые суждения можно ныне слышать о высших лицах в государстве и Церкви! Сама божественная мудрость должна оправдываться пред детьми века сего (Мф, 11, 19). Как часто осуждают Провидение, не постигая путей его. Злоречивые изрекают суд не над пороком, а над человеком. За одно бревно корят целый дом. У них примечается какой-то демонический талант опорочивать и хорошее, кидать тень и на светлое. Вот пример с натуры: – Слышали: NN пожертвовал 10,000 рублей в благотворительный фонд? Какую он имел цель при этом? – Как, какую цель? Просто пожертвовал по сочувствию к деятельности общества. Обществу нужна была помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010