Важно отметить, что исследование И.С. Хромец имеет не только историко-философскую, но и собственно философскую значимость. В нем автор пытается дать ответ на специфически философские вопросы: «как соотносятся философия религия, философия и теология?» и «как возможна метафизика?». В конечном итоге, введение в антропологию Карла Ранера становится впечатляющей попыткой представить проект обновления метафизики, в котором отправной точкой становится вопрос о бытии, как вопрос, поставленный человеком. Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме.//Путь. Москва, 1992, С.165. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 16 сентября 2020 10 23 мая 2020 10 30 марта 2020 10 11 февраля 2020 10 19 ноября 2019 10 1 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 16 сентября 2020 10 23 мая 2020 10 30 марта 2020 10 11 февраля 2020 10 19 ноября 2019 10 1 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/4134361

Главная сущность „disciplinae arcani“, состоящая в том, что в каждом отдельном изображении и знаке, равно как в отдельной композиции или ряде их усматривается скрытое изображение догмата, удержана и в труде покойного Графа, систематизировавшего весь символический словарь древнехристианского искусства около Таинств, Символа веры , молитвы Господней и учении о Св. Троице (см. стр. 6). Это направление, строго проводящее таинственный догматический смысл начального христианского искусства 1 , до настоящего времени удержался в католических учёных школах Рима, Фрейбурга в Брейсгау и доведён до крайностей монсеньором Вильпертом в его издании росписей римских катакомб. Рационализм Эдмонда Леблана поколебал в основе эту доктрину, немецкие протестанты довели отрицание её до полного признания за древнехристианским искусством лишь одного декоративного назначения (Газенклевер), а русская учёная школа, не принимая явного участия в этом продолжительном учёном расследовании форм древнехристианского искусства, выступила с историческим и сравнительным анализом форм его, и для символа ищет исторического и точного объяснения. Покойный автор „Христианской Символикой“, вместе с тем, твёрдо стал на этой исторической почве, хотя и отдал дань научной доктрине своего времени. Очертания всего труда Графа дают право сказать, что материал, охваченный им при дальнейшей разработке средневековой и русской символики, не только вышел за пределы указанной „дисциплины тайны“, в выражении догмата, но потребовал переработки всего материала. Эта переработка началась в неизвестное время, однако, с точностью можно удостоверить на основании всей работы, что она последовала после долгого промежутка времени, когда написаны были уже и сравнительно закончены многие монографии Символического Словаря. В состав этого словаря были внесены многие статьи первой части и разложены по рубрикам, и им был сделан общий реестр. При этом следует заметить, что остались и некоторые следы более глубокой переработки, именно, в случаях, когда из первой части материал вносился в самое изложение указанных монографий второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какое христианское сердце не отзовется на эти мольбы? Я благословляла ее на эти операции, бывало, что даже и ночью, если речь шла о жизни и смерти пациента, мать Анастасия выезжала. Она врачебным искусством и молитвой лечила тяжело больных людей, продлевала им жизнь, она заботилась о них с истинно христианским милосердием. Все наши монахини, а их около ста, и даже их родственники, обращались к матушке Анастасии за медицинской помощью. При этом матушка продолжала научную медицинскую деятельность, писала статьи, причем рисунки выполняла сама, и была соавтором монографий. А мы, по мере сил своих, помогали ей нести это ее послушание. Организовали в монастыре приемную и перевязочную, мать Анастасия сама обрабатывала все инструменты и готовила кабинет к работе, ведь у нее по субботам шел амбулаторный прием. А отношение сестер обители к нашей дорогой целительнице трудно описать в двух словах. Они ее не просто любили — они восхищались ее трудами, знаниями и стойкостью, ведь матушка была уже в преклонных годах. В 2015 году «За усердные труды на благо святой церкви и в связи с 80-летием со дня рождения» мать Анастасия была награждена орденом Русской православной церкви — преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Сам факт награждения таким орденом рядовой монахини – беспрецедентен! «Мы вместе с бабушкой резали салат ампутационными ножами» Нина Николаевна в молодости      Для внучки матушки Анастасии, 24-летней Нади, светило медицины и монахиня были любимой бабушкой. Бабушка не читала Наде сказки на ночь, но могла рассказать нечто не менее волшебное из своей богатой жизни. — Я не религиозна, хотя ходила в воскресную школу. И бабушка для меня не врач, и не монахиня, а мудрый человек, с которым очень интересно. В детстве мы мало общались, а когда мне было примерно 16 лет, я стала ездить к ней в монастырь. Но ни о религии, ни о медицине мы не говорили. Я собиралась замуж, готовилась к свадьбе, бабушка живо это комментировала, я ее познакомила со своим мужем. Бабушка интересовалась, как моя работа, — я рекламщик, не продолжила медицинскую стезю, но бабушка знала, что я гуманитарий и не настаивала, хотя иногда вздыхала, что хотела бы видеть врача в семье.

http://pravoslavie.ru/132488.html

В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария . В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства//Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос.

http://pravenc.ru/text/199799.html

Еще одним направлением в изучении церковной литературы Древней Руси в научной работе Е. Л. Конявской стали ранние сказания о чудотворных иконах. Ею были изучены повествования о наиболее ранних прославленных образах (сюжеты из Жития прп. Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, Паломника Антония Новгородского, Сказания об освящении Софии Новгородской, Новгородская легенда о Знаменской иконе, Чудеса Владимирской иконы Божией Матери и Проложная статья на 1 августа, обнаруженный текст, касающийся Боголюбской иконы Божией Матери и др.) с точки зрения истории развития текстов, выявлены их источники. Это дало возможность увидеть некоторые закономерности в структуре и жанровой природе сказаний, обнаружить их близость к чудесам древнерусских житий. Вместе с тем, становится очевидным, что, возникнув в ранний домонгольский период, большинство из них жили и развивались на протяжении веков, порождая новые произведения различных книжных жанров и их редакции. Е. Л. Конявская обнаружила, исследовала и опубликовала неизвестную ранее новгородскую летопись (названную по собранию Большаковской) 1530-х гг. Летопись в 1-й (основной) своей части (до середины XV в.) состоит из кратких записей, касающихся, преимущественно, церковной истории Новгорода. Наконец, среди работ Е. Л. Конявской имеются статьи непосредственно по историко-церковной тематике. Например, всесторонне рассмотрен эпизод с судом над Евфимием Висленем; в нескольких публикациях освещены проблемы и коллизии, связанные со спорами о постах в среду и в пятницу в Господские праздники, разгоревшимися на Руси в XII в. и др. Всего же у Е. Л. Конявской около 200 научных работ, в том числе 2 монографии. Следует отметить, что ее «Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в.» – единственная монография по средневековой региональной литературе, где в равной степени осуществлен текстологический, источниковедческий и филологический анализ памятников. Ряд статей написан Еленой Леонидовной для «Православной энциклопедии». Она принимает участие в церковных конференциях: Рождественских чтениях, Макариевских (Можайск), Макарьевских (Калязин), Покровских (МДА) конференциях, организуемых Тверской епархией и Научно-исследовательским Центром имени В. В. Болотова. Церковная тематика присутствует и в ее выступлениях на международных форумах. Так, были прочитаны доклады и затем опубликованы статьи, посвященныемитрополиту Киприану (Велико Тырново), князю св. Михаилу Ярославичу Тверскому ( Варна), чудотворным иконам (Одесса, Афины, Трир), черниговской церковной элите середины – 2-й половины XII в. (Чернигов).

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

Андреа Риккарди родился в 1950 году в Риме, городе, запечатлевшем в себе тысячелетия европейской истории и культуры. Человек, которому было суждено провести детство и юность в Вечном городе, наверняка особым образом чувствует связь с историей. Неудивительно, что Андреа Риккарди избирает именно историю своей специальностью. Рим, неразрывно связанный с прошлым и настоящим Римско-Католической Церкви, с самого начала занимает центральное место в научных трудах молодого историка. Монография Андреа Риккарди " Roma, città sacra? " («Рим, священный город?»), опубликованная в 1979 году, стала фундаментальным исследованием о месте Рима в католической и секулярной мысли между 1929 и 1950-ми годами в Италии. Она положила начало целой серии трудов по истории Римско-Католической Церкви и Святого Престола в XX веке. Назову лишь некоторые из них: " Il potere del papa da Pio XII a Giovanni Paolo II " («Власть папы от Пия XII до Иоанна Павла II», 1988-1993 гг.), " Il Vaticano e Mosca (1940-1990) " («Ватикан и Москва (1940-1990 гг.)», 1992 г.), " Intransigenza e modernita’. La Chiesa cattolica verso il terzo millennio " («Непримиримость и современность. Католическая Церковь на пути к третьему тысячелетию», 1996 г.), " L’inverno piu’ lungo. 1943-44: Pio XII, gli ebrei e i nazisti a Roma " («Самая долгая зима. 1943-44: Пий XII, евреи и нацисты в Риме», 2008 г.). Важное место в трудах профессора Риккарди занимают темы межхристианского и межрелигиозного диалога, встречи культур и цивилизаций, миротворчества. Достаточно вспомнить его книги: " Il secolo del martirio. I cristiani nel Novecento " («Век мученичества. Христиане в XX веке», 2000 г.), " Mediterraneo. Cristianesimo e islam tra coabitazione e conflitto " («Средиземноморье. Христианство и ислам между сосуществованием и конфликтом», 1997, 2014 гг.), " Convivere " («Жить вместе», 2006 г.). Профессор Андреа Риккарди — автор более 20 научных монографий и свыше 400 публикаций, среди которых книги, статьи, интервью. Многие из них переведены на основные европейские языки, в том числе и на русский. Профессор А. Риккарди преподавал новейшую историю в Университете Бари и римских университетах " La Sapienza " и " Roma-III " , является доктором honoris causa ряда европейских и американских высших учебных заведений.

http://patriarchia.ru/db/text/3820323.ht...

В апр. 1875 г. Адоратский вступил в брак с Анной, дочерью с.-петербургского прот. Иоанна Константиновича Яхонтова, вместе с к-рой вернулся в Вену. 2 июня 1876 г. его супруга умерла при родах, а вскоре умер и младенец. Это событие повлияло на Адоратского, к-рый решил посвятить свою жизнь Церкви, а не науке. Отслужив 5 лет в должности псаломщика, 19 июня 1880 г. Адоратский, согласно собственному прошению, был уволен и переехал из Вены на родину в Казань, около года пробыл у родителей. Здесь ему снова пришлось пережить утрату близких: друг за другом умерли его мать, отец, дед и родной брат. 23 нояб. 1881 г. по представлению епархиального начальства Адоратский был зачислен в состав Пекинской духовной миссии. 10 янв. 1882 г. он принял монашеский постриг с именем Николай, 24 янв. того же года был рукоположен во диакона, 28 янв.- во иерея с получением наперсного креста из Кабинета Его Императорского Величества. Прибыв в Пекин 8 нояб. 1882 г., Н. активно принялся за работу: создал при Пекинской духовной миссии церковный хор, проводил исследования по истории православной и других христ. миссий в Срединной империи. За усердие и прилежание, проявленные при переводах на кит. язык правосл. богослужебной лит-ры, 5 апр. 1884 г. он был награжден набедренником. Во время пребывания в Китае Н. совершил поездку из Пекина в г. Ханькоу, где 26 апр. 1885 г. освятил Александро-Невский храм, построенный на пожертвования местных россиян, гл. обр. торговцев чая. Кроме того, Н. продолжил поиски материалов, в т. ч. архивных, для составления истории Пекинской духовной миссии . О начале этой работы он сообщил в письме от 16 июня 1885 г. российскому консулу в Ханькоу П. А. Дмитревскому: «Теперь принимаюсь за историю Пекинской духовной миссии. Здешние архивы, особенно южный, дали мне хорошие документы. Еще больше материалов нашел я в «Иркутских епархиальных ведомостях»» (Архив востоковедов СПбФИВ РАН. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 164. Л. 1). По мере обработки материалов по истории миссии Н. издавал отдельные главы монографии в казанском ж. «Православный собеседник», где и ранее печатались его статьи, написанные в Вене. Эти публикации сразу привлекли внимание читателей, особенно интересовавшихся Китаем или бывавших там. Одновременно Н. написал соч. «Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд» (окончено 3 авг. 1885), опубликованное в «Православном собеседнике» за 1886 г.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

Журнал не имел успеха и на протяжении десяти лет постоянно боролся с цензурой за свое существование, «его всегда защищала могучая рука преосвященного Платона, понимавшего то огромное значение, которое имеет духовное печатное слово в деле просвещения православных местных жителей Прибалтийского края» . Преосвященный Иоанн, ректор С.-Петербургской Духовной Академии, производивший ревизию Рижской духовной семинарии в 1865 г., находил, что журнал «Училище благочестия» бесполезен для православного населения края и советовал заменить его изданием небольших книг религиозного содержания на местных языках. В одном из писем в журнал «Духовная беседа» читатель из Прибалтики укорял издателей «Училища благочестия» в «непонимании потребностей местных жителей и вследствие этого неумении выбирать статьи для перевода, в отсутствии оригинальных статей. Кроме того,— считал автор письма,— журнал не должен быть исключительно духовным... Вместе с истинами веры местных жителей необходимо знакомить и с окружающим миром, с его явлениями, обитателями и их жизнью. Это необходимо для большего развития их религиозного сознания, для развития в них сознательной, разумной веры... Он должен иметь в виду непременно просвещение нашего края, как религиозное, так и умственное, и даже материальное благосостояние его, словом — развитие всей его жизни» . Кроме того, замечал автор письма, «это довольно странно, что православный журнал цензуруется лютеранами» . 14 июня 1866 г. преосвященный Платон сделал представление в Святейший Синод. «Десятилетний опыт издающегося при Рижской семинарии журнала «Училище благочестия»,— говорилось в этом представлении,— показал, что ни программа сего журнала, ни сроки выхода его в свет вполне не удовлетворяли потребностям и привычкам православного народонаселения из латышей и эстов... С другой стороны, известно также, что эти читатели местными лютеранскими изданиями приучены читать или отдельные монографии, или газеты, а не журналы, выходящие в свет помесячно или по четвертям года, как издается «Училище благочестия».

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. 2 сент. 1934 г. пострижен архим. Гурием в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Златоуста. С рекомендательным письмом архиеп. Гурия И. обратился с просьбой о принятии священства к еп. Старорусскому Иннокентию (Тихонову) , которого посетил в Ст. Руссе во время служебной командировки. Был посвящен во иподиакона. 14 сент. 1936 г., во время поездки в Ст. Руссу, рукоположен еп. Иннокентием во диакона, на следующий день - во иерея. Тайно служил в домашнем храме в Ташкенте вместе с архим. Гурием, а после его отъезда в Фергану служил один, окормляя оставшуюся в Ташкенте часть общины. Преподавал петрографию и геологию в Среднеазиатском индустриальном ин-те и в Ташкентском гос. ун-те, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении, вел геологические исследования в Ср. Азии. Неоднократно печатал статьи по геологии в институтских научных сборниках. В 1937 г. участвовал в работе 17-го Международного геологического конгресса. Во время Великой Отечественной войны руководил поисками месторождений стратегически важных цветных металлов. В 1942 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района». Разработал на основе собственных наблюдений концепцию строения и происхождения массивов магматических пород Зап. Тянь-Шаня, что нашло отражение в академических коллективных монографиях. Подготовил докт. диссертацию, к-рую не успел защитить. В нояб. 1945 г., считая гражданский долг исполненным, И. публично заявил о своем духовном сане. В янв. 1946 г. Ташкентский еп. Кирилл (Поспелов) назначил И. сверхштатным священником Успенского кафедрального собора в Ташкенте, уволился из индустриального ин-та, чуть позже - из геологического управления. Летом того же года принят в братию новооткрывшейся Троице-Сергиевой лавры, наместником к-рой был архим. Гурий (Егоров). С сент. 1946 г. секретарь назначенного на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру еп. Гурия (Егорова). В 1950 г. И. был возведен в сан архимандрита. В марте 1953 г. назначен настоятелем саратовского собора в честь Сошествия Св. Духа, одновременно исполнял должности инспектора и духовника Саратовской ДС. В 1956 г. окончил заочный сектор Ленинградской ДА. Был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Раскрытие догмата искупления в творениях святого Иоанна Златоуста». В 1957 г. назначен ректором Киевской ДС. В нач. 1958 г. стал представителем Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

http://pravenc.ru/text/469464.html

Круг научных интересов Л. в равной степени включал искусство Византии, Др. Руси и Зап. Европы (особенно итал. Возрождения). Энциклопедичность научного подхода и редкая широта охвата материала позволили ему стать ведущим исследователем во всех 3 областях. Первые статьи Л. 20-х гг. XX в. были посвящены атрибуции картин итал. мастеров из собрания Музея изящных искусств и опубликованы в итал., нем. и англ. научной периодике. Л. сформулировал исторический подход к памятникам и акцентировал внимание на проблемах их научного, а не только атрибуционного изучения. Вместе с тем Л. откликался на важнейшие события в истории отечественной науки. В написанной совместно с М. В. Алпатовым статье о Владимирской иконе Божией Матери ( Alpatoff M., Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus des Komnenenepoche//Jb. der preussischen Kunstsammlungen. B., 1925. Bd. 46. S. 140-155) эта чудотворная икона, незадолго перед тем прошедшая через 1-е научное раскрытие и реставрацию, была проанализирована как памятник визант. живописи эпохи Комнинов. В книге о Н. П. Кондакове (1925) Л. не только отдал дань научному методу своего предшественника, но и сформулировал актуальные для отечественного искусствознания задачи. За 1-ю четв. XX в. в России, а также в странах Европы, территории которых входили некогда в состав Византийской империи, было собрано и раскрыто большое число первоклассных памятников визант. живописи, накоплен огромный материал, требовавший научного анализа. Л. видел недостаток исключительно иконографического метода в изучении визант. живописи как части общеевроп. искусства средних веков. Он считал перспективным применение идей совр. западноевроп. искусствознания и метода стилистического анализа при изучении памятников визант. искусства, что позволило бы представить историю визант. живописи почти за 1000-летний период ее развития. В 30-х гг. XX в. Л. опубликовал первые монографии - о творчестве Леонардо да Винчи (1936) и о портретном жанре в искусстве Зап. Европы XVII в. (1937). Одной из главных тем исследований ученого на протяжении мн. лет стала живопись эпохи Ренессанса, истоки ее формирования. Работа над этой темой нашла воплощение в статьях по вопросам атрибуции, историческим проблемам в живописи разных мастеров и позднее - в обобщающем исследовании «Происхождение итальянского Возрождения» (1956. Т. 1; 1959. Т. 2).

http://pravenc.ru/text/2462503.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010