Вино — часто называется кровью виноградных ягод (Втор 32,14). Евреи считали его живым и действие его таинственным, ибо оно искрится, бродит, «веселит сердце» и опьяняет. Вино — входит в состав Евхаристической жертвы, приносящей нам единение со Христом и в нем радость Божию и радость братской любви. Вода — воды истребительные (воды потопа, истребившие грешников) или воды как возмездие за поруганную славу Божию (Чермное море, потопившее Египтян); воды очистительные, уничтожающие в корне грех Духом Св., оплодотворяющим воды (см. Крещение); воды спасительные и даруемые безвозмездно: воды орошающие (роса, дождь); воды напояющие (в пустыне, источник воды живой); воды оплодотворяющие и обновляющие Духом Св. Восток — на Востоке восходит солнце и на Востоке родился Спаситель. Наши храмы воздвигаются в сторону Востока, где страдал и воскрес Иисус Христос. Враги — до конца времен Церковь подвергается нападению врагов Божиих (15, 36, 38). Главный враг — сатана или диавол. Всесожжение — жертвоприношение, в котором жертва была целиком сжигаема огнем на жертвеннике. В духовном смысле: полная отдача самого себя. Гнев Божий — Бог не может благоволить к греху; Он всегда его искореняет. Гнев Божий познается человеком в нарушении порядка, в хаосе этого мира (бедствия, войны и т. д.) как справедливое последствие греха. Кающийся и восстанавливающий общение со Христом грешник знает, что последнее слово принадлежит любви Божией, ибо любовь, а не гнев, является сущностью Бога. Гора — высокое место, избираемое Господом для откровения людям (Синай, Фавор, нагорная проповедь) и совершения тайн (гора Елеонская, Голгофа), ибо человек чувствует себя там ближе к небу. На малом возвышении — жертвеннике — возобновляется новый ЗаветСоюз. Десница (правая рука) — символ силы Божией, проявляющейся в истории (человечества). Дождь — Бог отверзает по воле Своей небесные скопления воды, которые, по мнению древних евреев, находились над небом. Эта «вода с неба» особенно необходима в Палестине для произрастания злаков; она–символ безвозмездной и плодотворной благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило). Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (сразу после заамвонной молитвы). Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же – как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см. Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; Истор. свидетельства Феодорита и Никифора Каллиста); в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордан»), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского Собора 1667 г.). Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения 57 . Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан. В «Апостольских Постановлениях» содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – от Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е прав.). Св. Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Добавлю, что современные толкования не удовлетворяют меня; правда, в них есть кое-что, есть высокие мысли, но все-таки этого недостаточно и всегда остается желать большего. Современные толкователи толкуют подряд все, но более с исторической точки зрения, а не духовной - таинственной. Но бывает, что человек находится под особенным озарением духовным, тогда проявляется в его толковании глубокий, таинственный смысл.Это духовное озарение посещало Батюшку Варсонофия. Оно обильно посещало св. отцов. Это ясно видно в их писаниях. Иногда с одного слова Священного Писания, приведенного в подтверждение той или иной мысли сразу открывается глубочайший смысл. Слово, сказанное после поздней литургии 9-й недели 27 июля 1925 года. Часть вторая Слово, сказанное после поздней литургии 9-й недели 27 июля 1925 года. " И отпустив народы, взыде на гору един помолитися, Позде же бывшу, един бе ту. Корабль же бе посреде моря, влаяся волнами: бе бо противен ветръ. В четвертую же стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю. И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша. Абие же рече им Иисус, глаголя: дерзайте. Аз семь, не бойтеся. Отвещав же Петр рече: Господи, аще Ты еси, повели ми прийти к Тебе по водам. Он же рече: прииди. И излез из корабля Петр, хождаше по водам, прийти ко Иисусови. Видя же ветр крепок, убояся: и начен утопати, возопи, глаголя: Господи, спаси мя. И абие Иисус простер руку, ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси; и влезшим им в корабль, преста ветр. Сущий же в корабли, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: " воистинну Божий Сын еси " (Мф. зач. 59, гл. 14, 23-33).Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Всякое евангельское повествование имеет всегда два значения, два смысла: одно внешнее, всем понятное, а другое - внутреннее, глубокое, таинственное, не для всех понятное. Так и нынешнее Евангелие, которое читали во время литургии, по внешнему содержанию своему ясно для всех и понятно, а внутренний его смысл быть может не для всех понятен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Скачать epub pdf 251. Слово Иоанна Златоуста на Богоявление Господне «Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него» ( Мф. 3:13 ) С рабами Господь, с виновными Судья идет креститься. Но не смущайся сим! Ибо в сем-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием сего. Посему-то Иоанн, когда Он пришел креститься, удерживает Его, говоря: «аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» ( Мф. 3:14 ). Крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов; и вот, дабы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с сим же самым намерением, Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Ибо Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен. Посему-то Иоанн не сказал: вот безгрешный! Но, что гораздо важнее, – «вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ), дабы вместе с сим ты уверился, и уверившись, увидел, что Он приходит ко крещению с иной какой-то целью. Посему, когда пришел Он к Иоанну, сей сказал: «аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» ( Мф. 3:14 ) Что же Христос? «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Не просто сказал: «остави», но присовокупил – «ныне». Ибо не всегда будет сие, говорил Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай сего, потому что Мне надлежит исполнить весь закон, «всяку правду», ибо правда есть исполнение заповедей. Я пришел разрушить клятву, лежащую на вас за преступление закона и потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения. «Тогда остави Его, и крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него» ( Мф. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

2 . Десять притчей: о плевелах; о спрятанном сокровище; о драгоценной жемчужине; о неводе ( Мф. 13:24–50 ); о немилосердном слуге ( Мф. 18:23–35 ); о виноградарях ( Мф. 20:1–16 ); о двух сыновьях ( Мф. 21:28–32 ); о брачном пире ( Мф. 22:1–14 ); о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ); о талантах ( Мф. 25:14–30 ). 3 . Два чуда: исцеление двух слепых ( Мф. 9:27–31 ); статир во рту у рыбы ( Мф. 17:24–27 ). 4 . Факты и события: поклонение волхвов; избиение младенцев; бегство в Египет; возвращение из Египта в Назарет ( Мф. 2 ); посещение фарисеями и саддукеями места, где крестил Иоанн ( Мф. 3:7 ); попытка Петра пройти по воде ( Мф. 14:28–31 ); уплата храмовой подати ( Мф. 17:24–27 ); сделка Иуды, его раскаяние и самоубийство ( Мф. 26:14–16; 27:3–10 ); сон жены Пилата ( Мф. 27:19 ); воскресение усопших святых ( Мф. 27:52 ); стража возле гроба ( Мф. 27:62–66 ); ложь первосвященников и подкуп солдат ( Мф. 28:11–15 ); землетрясение утром в воскресенье ( Мф. 28:2 ; не тождественное землетрясению, описанному в Мф. 27:51 , и связанное с тем, что камень был отвален от гроба). Стиль Евангелие от Матфея написано простым, безыскусным, спокойным, возвышенным, даже величественным языком; его слог не столь ярок и красочен, как у Марка, но более ровный и однородный, чем у Луки, поскольку Матфей не пользовался письменными источниками. Он использует в своем тексте гебраизмы, но не так часто, как Марк или Лука (в первых двух главах). Матфей опускает многие мелкие подробности, ускользнувшие от его внимания, – Марк услышал их из уст Петра, а Лука узнал о них от очевидцев или нашел во фрагментарных записях. К числу характерных для Матфея выражений, не считая постоянного употребления фразы «царство небесное», относятся описание Бога как «нашего Небесного Отца» и описание Иерусалима как «святого града» и «города великого Царя». Полнотой изложения наставлений Христа Матфей превосходит всех, за исключением Иоанна. Невозможно представить что–либо более величественное и впечатляющее, чем записанные им слова о жизни и власти, которые переживут небо и землю ( Мф. 24:35 ). Высказывания следуют друг за другом с непреодолимой силой, подобно вспышкам молний свыше. 918

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пс.17:7.   И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма Святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Не унывай и не расслабляйся душой, претерпевая тесноту, обиды, поношения и... смерть, за любовь ко Христу. Молись за ненавидящих, подобно тому, как и Господь молился за распинателей Своих, говоря: «Отче, отпусти им» (Лк. 23:34). Взирай, как на начало и образец терпения на Иисуса, Который понес за нас крестную смерть, претерпев поношения. Так и ты, если постраждешь с Ним, с Ним и прославишься (см. Рим. 8:17). Смотри, сколько перенес Он за грешников, которые были врагами душ своих! Великая милость и любовь Христова побуждают нас не жить для своих пожеланий, а для Того, Кто за нас умер (см. 2 Кор. 5:14—15). Злые помыслы подавляй воздержанием от разговоров с людьми, постоянно прилежа молитвам и чтению Писаний; тогда посетит тебя благодать мира, просветит твое сердце и дух твой возрадуется о Боге (Антоний В.). Пс.17:8.   И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Пс.17:9.   Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него. Отсюда начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое: ибо под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое. Изображается величие и ужас гнева Божия на нечестивых. Все земные стихии делаются орудиями сего гнева, все приходит в смущение и ужас, когда Господь приходит на землю казнить нечестивых людей. Некоторые из святых отцов разумеют здесь Второе Страшное пришествие Христово, когда будут знамения, трусы и пагубы, каких никогда не было во все время существования мира (Феодорит). Пс.17:10.   И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. «Мраком» — Писание означает невидимость Божию (Златоуст, Афанасий). Пс.17:11.   И взыде на Херувимы, и лете: лете на крилу ветренню. Показывает скорость пришествия (Феодорит). Пс.17:12.   И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3) О песненном утрени, глава 349: «Заключаемым царским дверем храма, иерей благословляет Бога. Единаго в Троице, глаголя: Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа. И абие ектения мирная: Миром Господу помолимся – вся. Егда речет иерей: Заступи, спаси, помилуй и сохрани, певец абие часть поет будущаго петися псалма (в шестопсалмии): И спах востах – с припевом: Слава Тебе Боже. Иерей: Пресвятую, пречистую, и возглас: Яко подобает Ти всяка слава, честь, – и абие с песнию певец поет: Аз уснух и спах, и припев: Слава Тебе Боже. И тако начинает псалом: Господи что ся умножиша, и поется весь до конца на оба лика по стихам, с припевом: Слава Тебе Боже. Такожде поется и псалом: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, и псалом: Се ныне благословите Господа. На Слава и ныне, припев тойже, и паки: Слава Тебе Боже. В праздник на Славу поется троичен: Слава Тебе Отче! Слава Тебе Сыне! Слава Тебе Душе Святый! и посем ектения: Заступи, спаси, помилуй, – и абие певец: Селенную (слово взятое из псаломскаго стиха: ибо утверди вселенную), Аллилуиа. Иерей: Пресвятую, пречистую и возглас. Певец: Блажени непорочнин в путь, Аллилуиа, – и паки весь стих с припевом: Аллилуиа. И тако поют всю статью Непорочных на оба лика по стихам с припевом: Аллилуиа. Слава, И ныне, припев: Аллилуиа. Иерей малую ектению: Паки, паки, и: Заступи, спаси, помилуй. И абие певец поет: Вразуми мя Господи. Иерей: Пресвятую, пречистую, и возглас. Певец начинает вторую статью Непорочных: Руце твои сотвористе мя и создасте мя, с припевом: Вразуми мя Господи. И тако поют всю статью до конца на оба лика, с припевом: Вразуми мя, Господи. Слава, И ныне, припев той же. Иерей малую ектению: Паки, паки, – Заступи спаси. И абие певец: Селенную, Аллилуиа. Иерей: Пресвятую, пречистую, и возглас. Певец начинает третию статью Непорочных: Призри на мя и помилуй мя, с припевом: Аллилуиа. И абие иерей отверзает едину храма дверь, певцы же поют прочия статьи, на оба лика, с припевом: Аллилуиа. Егда достигнут стиха: Да внидет прошение мое пред тя, Господи, тогда врата от иерея отверзаются, иерею предходящу, держащу крест и на кресте три свещи водружены. Прежде входа иерей преклоняет главу и глаголет молитву входу. Аще ли же архиерей присутствует, и той преклоняет главу и глаголет молитву входу, и благословляя архиерей вход, глаголет: Благословен вход святых твоих, Господи. Архиерей входит великою дверию, иерею и диакону провождающим его; прочия же косвенными (боковыми) дверями входят или позади. И тако вшедше, стояще среди храма, поют: Да будет рука твоя, спасти мя, и прочия стихи псалма с припевом: Аллилуиа. Слава, И ныне, припев: Аллилуиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет Истинный...» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене). Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 3-й 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» святителя, глас 8-й: «Что тя наречем...», «И ныне» праздника, глас 4-й: «Господи, таинство...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взыде Бог...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (трижды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010