Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно-глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать, в конце концов, как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет все во всем. Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем благоговением, любовию и трепетом Воплощение Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле и оно — слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!       Проповедь на Крещение Господне, 1973 Митрополит Сурожский Антоний   КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды!.. В начале книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды, воды потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений... И вот Христос пришел на Иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством, в этих водах приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; и как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Погружения в иордань в часовне-источнике (Мельничная ул., 32): с 13:00 до 22:00 19 января. Красносельский район Храм святых мучеников Адриана и Наталии (Старо-Паново, Набережная ул., 45) 18 января 10:00 - Вечерня. Божественная литургия 12:00 - Великое освящение воды в храме 18:00 - Всенощное бдение в храме 20:00 - великое освящение воды в часовне 19 января 10:00 - Божественная литургия 12:00 - Великое освящение воды в часовне Погружения в иордань в часовне-источнике при храме: с 20:00 18 января до 00:30 19 января; с 12:00 до 22:00 19 января. Храм священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (пос. Горелово, ул. Коммунаров, 145) 18 января 9:30 - часы, Божественная литургия, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 9:30 - часы, Божественная литургия, великое освящение воды Погружения в иордань: с 13:00 18 января до 02:00 19 января; с 12:00 до 18:00 19 января. Петроградский район Храм Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка (Инструментальная ул., 3а, лит. А) 18 января 21:00 - молебен на иордани с освящением воды 19 января 10:00 - Божественная литургия 11:30 - крестный ход на иордань и освящение воды Погружение в иордань (спуск к Большой Невке, напротив дома 8, лит. А, по Аптекарской наб.): с 21:00 18 января до 22:00 19 января. Петродворцовый район Собор святых апостолов Петра и Павла (Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 32) 18 января 9:00 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 9:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань на Ольгином пруду: с 13:00 до 24:00 19 января Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 115, к. 10а) 18 января 8:00 - царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 10:00 - Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, великое освящение воды, крестный ход на Знаменский пруд Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 04:00 19 января; с 12:00 до 22:00 19 января.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Крещенские купальни будут действовать в епархии января 2021 Большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Крещенские купели, организованные в 2021 году при участии храмов и приходов епархии Колпинский район Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня и Божественная литургия, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 7:00 - Божественная литургия 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы, вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Курортный район Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 18:00 - Всенощное бдение 19 января 6:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 8:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань на озере Сестрорецкий разлив: с 18:00 18 января до 24:00 19 января. Храм преподобного Серафима Саровского (пос. Песочный, Ленинградская ул., 10) 18 января 9:00 - Царские часы, Великая вечерня, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 13:00 - водосвятный молебен у часовни преподобного Серафима Саровского с купелью на источнике у реки Чёрная (пос. Песочный, ул. Мельничная, д. 32, лит. А) с освящением воды на источниках и в купели

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Погружения в иордань на озере Сестрорецкий разлив: с 18:00 18 января до 22:00 19 января. Храм преподобного Серафима Саровского (пос. Песочный, Ленинградская ул., 10) 18 января 09:00 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение, великое повечерие с литией 19 января 10:00 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход, освящение воды на источниках Погружения в иордань в часовне-источнике (Мельничная ул., 32): 19 января с 13:00 до 22:00 (вход до 21:45). Красносельский район Храм святых мучеников Адриана и Наталии (Старо-Паново, Набережная ул., 45) 18 января 10:00 - Вечерня. Божественная литургия 12:00 - Великое освящение воды в храме 18:00 - Всенощное бдение в храме 20:00 - великое освящение воды в часовне 19 января 10:00 - Божественная литургия 12:00 - Великое освящение воды в часовне Погружения в иордань в часовне-источнике при храме: с 20:30 18 января до 00:30 19 января; с 12:30 до 22:00 19 января. Храм чуда Архистратига Михаила в Хонех в Старо-Паново (Старо-Паново, Рабочая ул., уч. 1) 19 января 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды Погружения в иордань : 19 января с 12:00 до 22:00. Петроградский район Храм Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка (Инструментальная ул., 3а, лит. А) 18 января 11:00 - освящение воды 21:00 - молебен на Аптекарской набережной. Освящение иордани 19 января 10:00 - Божественная литургия 11:30 - крестный ход на иордань и освящение воды Погружение в иордань (спуск к Большой Невке, напротив дома 8, лит. А, по Аптекарской наб.): с 21:00 18 января до 21:00 19 января. Петродворцовый район Собор святых апостолов Петра и Павла (Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 32) 18 января 9:00 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 9:30 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань на Ольгином пруду: 19 января с 12:00 до 24:00. Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Но Иоанн во Иордане крестил в одно погружение. Обозначая это, евангелист Матфей говорит: И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се, т. е. пока Христос еще не совсем вышел из воды, а только выходил, отверзошася Ему небеса. Обратите ваше сосредоточенное внимание, братие, на сии слова, дабы уразуметь силу тайны крещения Христова. Погружение Христа в воду, под которой Христос Иисус пребывал во время крещения, было прообразом низшествия Его во ад, – почему и восхождением из воды знаменовалось Его воскресение из мертвых. Естественно поэтому тотчас отверзлись Ему небеса, когда Он выходил из воды: ибо, при низшествии Своем во ад, соделавшись за нас подземным, Он, при возвращении оттуда, отверз все не только земное и подземное, а даже и самое небо, на которое Он потом вознесся с телом, соделавшись нашим Предтечею. И подобно тому как на Свое спасительное страдание Он предсказал верующим посредством тайной вечери и заповедал им совершать таинство причащения для спасения, – подобно тому и на Свое низшествие во ад и восхождение оттуда Он предуказал Своим крещением, повелев верующим совершать сие таинство для спасения. Притом, Он оставил Себе самую трудную и сопряженную со страданиями часть спасения, а нам даровал право быть участниками Его страданий чрез оное крещение, вовсе не требующее страданий, и, по слову Апостола, соединил нас с Собою подобием смерти ( Римл. 6:5 ), дабы в надлежащее время удостоить нас и обетованного воскресения. Имея, подобно нам, душу и тело, принятые от нас, Он претерпел телом Своим за нас страдания, смерть, погребение, воскресением из гроба явил бессмертным самое тело, и в воспоминание всего этого заповедал нам совершать бескровную жертву, дабы чрез оную стяжать спасение; а душою Своею Он сошел во ад и возшел оттуда, соделав всех причастниками света вечного и жизни, и в доказательство сего повелел нам совершать Божественное крещение, чрез каковое и удостоиваться спасения. Подлинно, посредством этих таинств в отдельности и в совокупности и тело и душа обоготворяются и принимают семена бессмертной жизни: в зависимости от них находится все наше спасение, в них оглавляется все Богочеловеческое домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ин 7:37. В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше глаголя: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет. Сенопотчения совершался тогда праздник, как выше тойже свидетельствует Евангелист, говоря:  «бе же близ праздник Иудейский потчение сени»  (Ин 7:2, 10). И далее: тогда  «Сам взыде в праздник». Последний же день праздника был осмый, поколику восемь дней праздновали сей праздник Иудеи.  «В пятыйнадесять день месяца седмаго сего праздник сеней седмь дней Господу, и день первый наречен свят будет: всякаго дела работня не сотворите, седмь дней да принесете всесожжения Господу: и день осмый наречен свят будет вам» (Лев 23:34–36). Великим же последний день праздника назвал Евангелист, Поелику и закон нареченным святым называл, и Иудеи таким же его называли. В сей убо осмый и последний день праздника сенопочтения стоял Иисус. Где же стоял? Без сомнения, в церкви: ибо в церкви собирался народ. Притом и выше сказал Евангелист, что  «взыде Иисус в церковь, и учаше»  (Ин 7:14). Написал же так, — «зваше», — для того, чтобы показать, что Он свободно и велегласно пред народом проповедывал, говоря:  «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Сими же словами показал Богочеловек, что как жаждущий скоро поспешает на источник воды: так прилично и просвещающемуся верою поспешно приходить к училищу оной. И как жаждущий, когда приидет к источнику, пиет воду, и прохлаждает свое тело: так и уверовавший, когда приходит к учителю благочестия, пиет струи веры и прохлаждает душу свою. Сие же сказав, Спаситель вскоре объявил и дары верующих в Него, говоря: Ин 7:38. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живыя. Многие, видя чудеса, веровали, что Христос есть Пророк и святой муж; иные называли Его Иоанном Крестителем, другие Илиею, иные Иеремиею, или единым от пророков (Мф 16:14): но не верили, что Он есть Сын Божий, от Девы рожденный, как о Нем засвидетельствовало Божественное Писание:  «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо с нами Бог»  (Ис 7:14).

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Ин.7:37 .  В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет. Сенопотчения совершался тогда праздник, как выше тойже свидетельствует Евангелист, говоря: «бе же близ праздник Иудейский потчение сени» ( Ин.7:2, 10 ). И далее: тогда «Сам взыде в праздник». Последний же день праздника был осмый, поколику восемь дней праздновали сей праздник Иудеи. «В пятыйнадесять день месяца седмаго сего праздник сеней седмь дней Господу, и день первый наречен свят будет: всякаго дела работня не сотворите, седмь дней да принесете всесожжения Господу: и день осмый наречен свят будет вам» ( Лев.23:34–36 ). Великим же последний день праздника назвал Евангелист, поелику и закон нареченным святым называл, и Иудеи таким же его называли. В сей убо осмый и последний день праздника сенопочтения стоял Иисус. Где же стоял? Без сомнения, в церкви: ибо в церкви собирался народ. Притом и выше сказал Евангелист, что «взыде Иисус в церковь , и учаше» ( Ин.7:14 ). Написал же так, – «зваше», – для того, чтобы показать, что Он свободно и велегласно пред народом проповедывал, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Сими же словами показал Богочеловек, что как жаждущий скоро поспешает на источник воды: так прилично и просвещающемуся верою поспешно приходить к училищу оной. И как жаждущий, когда приидет к источнику, пиет воду, и прохлаждает свое тело: так и уверовавший, когда приходит к учителю благочестия, пиет струи веры и прохлаждает душу свою. Сие же сказав, Спаситель вскоре объявил и дары верующих в Него, говоря: Ин.7:38 .  Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живыя. Многие, видя чудеса, веровали, что Христос есть Пророк и святой муж; иные называли Его Иоанном Крестителем, другие Илиею, иные Иеремиею, или единым от пророков ( Мф.16:14 ): но не верили, что Он есть Сын Божий, от Девы рожденный, как о Нем засвидетельствовало Божественное Писание: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо с нами Бог» ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

– «Разумеется так, – заметил на это мой собеседник; – Иоанн учил народы веровать во грядущего Христа: это и было его крещение; а в чувственной воде он не крестил». – Я сказал: «Если под крещением Иоанновым разумеется только учение Иоанново, то учить было можно на всяком месте, не нуждаясь в реке; а Иоанну для крещения народов именно потребна была река Иордан, и не только Иордан, по еще глубокое место в Иордане, как свидетельствует о сем Евангелие: »бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту« (Ев. от Ин.3:23 ). Ясно таким образом, что Иоанн крестил требовавших от него крещения в чувственной воде. И если, по-вашему, Иоанново крещение состояло в учении, и самого Господа Иисуса крестил он не водой, а учением: то значит, Иоанну вы приписываете большее ведение, нежели Христу Спасителю, – Иоанн поучал, а Сын Божий поучался! Притом же Евангелие поведает, что »Иисус крестився взыде абие от воды» (Ев. от Мф.3:16 ): если по-вашему разуметь под водой учение, слова эти не будут иметь никакого смысла. Так-то вы в своих понятиях о крещении Христа Спасителя весьма удалились от истины». На это он заметил: «Допустим, что Иоанн крестил в водах Иордана и что Христос в чувственной воде крестился; но так было потому, что тогда Христово духовное учение не пришло еще в силу, и примером для нас это крещение быть не может». – Я отвечал: «Напротив, Господь наш, крестився, дал нам образ крещения». – «Но апостолы, – возразил он, – водного крещения не прияли; в горнице сионской воды не было, – они крещены были Духом Святым И сами они в воде никого не крестили: они крестили посредством учения». – Я сказал: «На горнице сионской апостолы, действительно, водой крещены не были: водой они крестились прежде, а теперь только были совершены Духом. О том же, что апостолы водой крестили других, ясно говорится в Евангелии: »Иисус же сам не крещаше, но ученицы его» (Еванг. от Ин.4:2 ). Здесь, очевидно, разумеется крещение водой: ибо если разуметь здесь крещение учением, то как можно было бы сказать об Исусе Христе, что Он сам не крестил, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Помолимся! Всемогущий Творче, Господи неба и земли, – сделавший во святом крещении воду чувственным знаком очищения души нашей, молимся Тебе, подай нам всем, – в просвещённом благочестии и христианском духе употребляющим воду сию, – небесную волю Своей благодати, по слову Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа ( Ин.4:14 ), долженствующую в нашем внутреннем существе сделаться живым источником, текущим в жизнь вечную. О сём и просим мы Тебя в силу заслуг Сына Твоего, Бога, с Тобою и со Святым Духом живущего и царствующего вовеки. Отв. Аминь. В римско-католическом требнике мы находим 16 различных чинов благословения воды и несколько чинов благословения воды с другими предметами (хлеба, вина, воды и плодов; воды, соли и хлеба; хлеба и воды), кроме чина благословения крещального источника, которое совершается в дни Пасхи и Пятидесятницы. Так, у римских католиков есть: 1) обычный чин благословения воды (Ordo ad faciendam aquam benedictam) 112 , 2) чин благословения крещального источника в другие дни, кроме субботы Пасхи и Пятидесятницы, если в запасе нет святой воды (Benedicto fontis baptismi extra Sabbatum Paschae et Pentecostes, cum aqua consecrate non habetur) 113 ; 3) сокращённый чин благословения источника, или крещальной воды для перуанских миссионеров (Bened. fontis, seu aquae baptismatis, formula brevior Missionariis Peruanis apud Indos olim concessa) 114 ; 4) сокращённый чин благословения крещального источника, или крещальной воды для миссионеров Северной Америки (Formula brevis conficiendae aquae baptismatis… ad usum Missionariorum Americae Septemtrionalis) 115 ; 5) Благословение воды в навечерие Богоявления Господня (Benedictio aquae in vigilia Epiphaniae Domini) 116 ; 6–13) чины благословения воды в честь святых: Адельгейды (Benedictio aquae in honorem S. Adelhaidis) 117 , Альберта (Modus benedicendi aquam S. Alberti pro ordine Carmelitarum Excalceatorum) 118 , Губерта (Benedictio aquae salis et panis S. Huberti contra morsum rabidi canis) 119 , Игнатия (Лойолы?) (Modus benedicendi aquam S.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Нав. 3:8 . И ныне заповеждь жерцем воздвизающим кивот завета, глаголя: егда внидете на часть воды Иордана, и во Иордане станете. По повелению Божию, шествие чрез Иордан должны были открыть священники с ковчегом Завета. Им приказано, как только они войдут на часть воды Иордана, т.е., как только омочат ноги в воде около края реки (15), остановиться. Вместе с этим, как увидим, остановятся в течении своем воды Иорданские. Нав. 3:15–16 . Егда же внидоша жерцы, воздвижуще кивот завета Господня, во Иордан, и ноги жерцев воздвизающих кивот завета Господня омочишася в части воды Иордана, – Иордан же наполняшеся во вся краи своя, якоже во дни жатвы пшеницы; и сташа воды текущие свыше, ста огустение едино отлучившееся далече зело от Адами града даже до страны Кариавиарима, низтекущая же низтече в море Аравско, в море сланое, дóндеже до конца оскуде. В поразительных чертах описывается здесь чудо остановки Иордана. Как только вошли в Иордан с ковчегом завета и омочили в воде ноги жрецы, сташа воды текущие свыше. По выражению псалмопевца, Иордан возвратися вспять ( Пс. 113:3 ). Насколько далеко простерлось попятное движение Иорданских вод, неизвестно. Сказано только, что ста огустение едино, отлучившееся далече зело, т.е. простершееся на далекое расстояние, именно на протяжение от неизвестного. Адами града, вероятно недалеко от места остановки ковчега завета и от места переправы, – до страны (околотка). Каргафгарима 1 , конечно, прибрежной, но также неизвестной по своему местоположению. На сем протяжении воды Иорданские, задержанные сверху в течении своем, отвердели наподобие сгустившейся жидкости, подобно тому, как сгустели воды Чермного моря, разделенные жезлом Моисея ( Исх. 15:8 ). И как воды Чермного моря стояли стеною над морским ложем для прохода Израильтян, так и воды Иордана, как стена, стояли отвесно над своим руслом, давая свободный проход Израильтянам. Низтекущая же (вода) низтече в море Аравско, в море сланое, дóндеже до конца оскуде. Море, в которое утекли воды Иордана с того места, где пресеклось течение их, оставив после себя обнаженное дно, – есть Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010