18:00 - Всенощное бдение 19 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 12:00 - крестный ход на иордань. Освящение воды в иордани на озере Разливе  Погружения в иордань на озере Разливе: 19 января с 13:00 до 23:59 Храм преподобного Серафима Саровского (пос. Песочный, Ленинградская ул., 10) 18 января 09:00 - царские часы. Изобразительны. Вечерня. Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение: великое повечерие с литией, утреня, 1-й час 19 января 10:00 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход, освящение воды на источниках Погружения в иордань в часовне-источнике (Мельничная ул., 32): 19 января с 13:00 до 23:59 КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН Храм мучеников Адриана и Наталии (Старо-Паново, Набережная ул., 45) 18 января 10:00 - Божественная литургия 12:00 - великое освящение воды в храме 18:00 - Всенощное бдение в храме 20:00 - великое освящение воды в часовне 19 января 10:00 - Божественная литургия 12:00 - великое освящение воды в часовне Погружения в иордань в часовне-источнике при храме: с 20:00 18 января до 00:30 19 января; с 12:30 до 22:00 19 января. Храм чуда Архистратига Михаила в Хонех в Старо-Панове (Старо-Паново, Рабочая ул., уч. 1) 18 января 10:00 - Божественная литургия 16:00 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-ый час 19 января 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды Погружения в иордань: 19 января с 10:30 до 22:00 ПЕТРОДВОРЦОВЫЙ РАЙОН Собор святых апостолов Петра и Павла (Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 32) 18 января 9:00 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 9:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань на Ольгином пруду: 19 января с 12:00 до 00:00 Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 115, к. 10а) 18 января 08:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

17:00 - Всенощное бдение 19 января 00:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 04:00 19 января; с 12:00 до 22:00 19 января Троице-Сергиева пустынь (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15) 18 января 8:00 - царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 07:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - вечерня и утреня со Славословием Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 02:00 19 января; с 10:00 до 17:00 19 января Храм равноапостольной княгини Ольги в Михайловке (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 109, к. 5, лит. А, усадьба " Михайловка " ) 18 января 16:00 - Всенощное бдение 19 января 11:00 - Божественная литургия, великое освящение воды Погружения в иордань: с 13:00 до 18:00 19 января Храм святого царевича Алексия (Петергоф, ул. Чайковского, 13) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны. Вечерня с литургией. Великое освящение воды 17:00 - великое повечерие. Утреня. Крестный ход к иордани 19 января 09:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 03:00 19 января; с 12:00 до 19:00 19 января Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Ломоносове (Ломоносов, Иликовский проспект, 1) 18 января 9:00 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 18:00 - Всенощное бдение 19 января 9:00 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 13:00 - крещенское купание в купели в храме святого Спиридона Тримифунтского ПУШКИНСКИЙ РАЙОН Собор великомученицы Екатерины (Царское Село, Соборная пл., 1) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительные. 09:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды. 17:00 - Всенощное бдение 21:00 - крестный ход на Колонистский пруд 19 января 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды Погружения в иордань: с 21:00 18 января до 14:00 19 января МОНАСТЫРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ Староладожский Никольский монастырь

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

И отребит гумно Свое. То есть, церковь, в которой хотя много крещеных, подобно как на гумно собирается с поля все: но из них одни оказываются плевелами, каковы легкомысленные и направляемые к злу духами злобы: другие - пшеницею, те, которые приносят пользу и другим, питая их учением и делом. И соберет пшеницу свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. Неугасим огонь геенский. Посему обманывался Ориген, когда говорил, что мукам будет конец. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя. Крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы в последствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку. Возбраняет же Ему Иоанн для того, чтоб зрители не подумали, что и Он, подобно многим другим, крещается в покаяние. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием: а воплотившийся Христос очистил всех. Не смел сказать: и Ты ли крестишься от меня? но и Ты ли грядеши? Так был он смиренен! Отвещав же Иисус, рече к нему: остави ныне; тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Теперь, говорит, уступи. Будет время Моей славы, но теперь Я не обнаруживаюсь. Правдою называет закон. Человеческая природа, говорит, подверглась проклятию, потому что не могла исполнить закона. Посему Я исполнил все предписания закона: остается одно, то есть, креститься. Совершив это, Я освобожу человеческое естество от клятвы. Это Мой долг. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды. Иисус крещается, будучи тридцати лет, так как до этого возраста человек совершает все грехи. В первом возрасте преобладает неразумие, во втором, то есть юношеском - сильный пыл похоти и гнева, а в тридцать лет, когда человек делается совершенным мужем, любостяжание. Таким образом Иисус выждал этот возраст, дабы во всех возрастах исполнить закон и очистить нашу природу, и подать нам силы побеждать страсти. Манихеи говорят, что Он тело свое сложил в Иордане, и принял другое призрачное тело. Но их лукавые уста заграждаются сими словами: взыде Иисус: то есть, вышел не другой, а тот же, кто сошел в воду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

Между этими основными группами находятся меньшие по объему поучения Христа: Его разъяснение роли Иоанна Крестителя ( Мф. 11:1–19 ); предсказание о печальной участи непокаявшихся галилейских городов ( Мф. 11:20–24 ); благодарение Богу за то, что Он открылся людям с по–детски чистым и искренним сердцем ( Мф. 11:25–27 ); приглашение, обращенное к труждающимся и обремененным ( Мф. 11:28–30 ); пояснение о соблюдении субботнего дня и предостережение фарисеям, которые были готовы совершить непростительный грех и приписать чудеса Христа действию бесовских сил ( Мф. 12 ); порицание преданий старцев и лицемерия фарисеев ( Мф. 15 – 16 ); пророчество о Церкви, которая будет создана на основании великого исповедания Петра, и предсказание о страданиях Христа, которыми будет добыта победа ( Мф. 16 ); проповедь о маленьких детях, у которых следует учиться простоте сердца и смирению, чтобы не поддаться соблазнам гордости; проповедь о необходимости прощения в Царстве Божьем и притча о немилосердном слуге ( Мф. 18 ); проповедь о разводе и обличение фарисеев; благословение маленьких детей; предостережение об опасности богатства; притча о виноградарях и о сущности будущих наград ( Мф. 19 – 20 ); исчерпывающие ответы Господа на искушающие вопросы фарисеев и саддукеев ( Мф. 22 ). Все эти проповеди вплетены в повествование о чудесах Христа и прочих событиях Его жизни. Чудеса аналогичным образом объединяются друг с другом (например, в Мф. 8 и Мф. 9 ) или кратко подытоживаются (например, в Мф. 4:23–25 ). Преображение ( Мф. 17 ) – это водораздел между активной и пассивной жизнью; оно было явлением небес на земле, предвкушением будущей славы Христа, залогом воскресения, оно укрепило Иисуса и трех Его избранных учеников перед лицом грядущих испытаний, кульминацией которых стало распятие, а итогом – воскресение. 917 Отрывки, которые есть только у Матфея В Евангелии от Матфея есть целый ряд уникальных отрывков. 1 . Десять речений Господа: большая часть Нагорной проповеди ( Мф. 5 – 7 ); благодарение за откровение, данное младенцам ( Мф. 11:25–27 ); трогательное обращение к обремененным ( Мф. 11:28–30 ), которое может сравниться с любым отрывком из Евангелия от Иоанна; предостережение против пустословия ( Мф. 12:36–37 ); благословение Петра и пророчество о создании Церкви ( Мф. 16:17–19 ); большая часть проповеди о смирении и прощении ( Мф. 18 ); отвержение еврейского народа ( Мф. 21:43 ); порицание фарисеев и книжников ( Мф. 23 ); описание последнего суда ( Мф. 25:31–46 ); Великое Поручение и обетование присутствия Христа до скончания века ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«По сем же времени (Никон) тщится, еже воздвигнуты церковь каменну над гробом своего отца и собирает отвсюду зодчии и каменносечцы мудры и плинфотворители, и поспешением Божиим вскоре церковь прекрасну воздвиже во имя иже на се поспешествовавшему в Троице славимому Богу, в память и похваление своему отцу и многими добротами сию украсив. Зело же паки на се нудяшеся, еже подписании украсити ю. Но убо от некиих возбраняем бе скудости, прилунившиеся ради по скорби оной. Но той желанием побежаем, тщашеся узрети своими очима церковь ону всячески украшену и вскоре собра мужи живописцы в добродетелех совершенны Даниила именем и спостника его Андрея и прочих с ними, и абие делу касаются и зело различными подписанми удобривше ту, яко могущу всех зрящих удивити; и яко совершивсе вся, абие отходят в един от монастырей, Богом спасаемого града Москвы Андроников именуем; и тамо церковь во имя Всемилостивого Спаса такожде подписании украсивше, последнее рукописание на память себе оставиша. И мало пребыв смиренный Андрей, осль сию жизнь ко Господу отыде, таже и спостник его Даниил, оба добре пожиста и в старости велице быста, благий конец прияша. Егда бо хотяше Даниил телесного соуза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андрея, в радости призывающа. Он же яко виде, егоже желаше, зело радости исполнися; братиям же предстоящим, поведа им спостника своего пришествие и абие предаде дух. Видеша же тамо сущая братия сих преставление и от сего разумно познаша, яко сего ради блажен. Никон ускори подписанми церковь святые Троицы украсити, за еже разумети ему духовных онех муж преставление, тем же и благодарение велие воздаша ему... По совершении же церковнем (Никон) мало пребыв... честную и трудолюбную душу свою предаде Господеви в лето 6938 месяца Ноемврия в 17, жив в оном настоятельстве 7 к три десяти летом». Согласно с сим о кончине иконописцев Даниила и Андрея говорит и преподобный Иосиф Волоколамский († 1515. Духовн. Гр. 10). Житие преподобного Сергия. Пахомиев текст в Макарьевских Минеях и изд. 1647 года:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

" По обеде же возметь игумен хлебец Всесвятей Богородице и положить на мисе и прекрестить рукою, аще есть поп. Абие же ударяеть и престанеть чтай и вставаяй игумен речеть: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Братия: «Слава и ныне». Игумен: «Благословен Бог милуяй… Слава Тебе Господи, слава Тебе Царю, слава Тебе Святый… Слава и ныне. Господи помилуй 3». Хотяй воздвигнути диакон или чтец или келарь или который братии: «Благословите мя…». Отвещают: «Бог спаси тя». И подъимая хлебец речет: «О велико имя». Братия: «Всесвятыя Троицы». И абие он прекрещая панагию хлебом речеть: «Всесвятая Богородица [ 986 ] помогай нам». Мы же глаголем: «Тоя молитвами» (в позднейших рукописях: «Блажим Тя вси роди»). Таже вземлють хлеб Всесвятей глаголюще: «Бысть чрево Твое…» [ 987 ]. И абие вси вставше от трапезы рекут: «Милостив и щедр Господь», пс. 121, глаголем его до конца, идя к церкви; тажь пс. 83, Трисвятое по Отче наш, в неделю ипакои, аще нарочита Святаго — кондак, во ин день тропари, глас 6: «Яко посреде ученик… Слава и ныне. Молитвами Господи всех святых… Господи помилуй 3». Иерей: «Тебе истинному Человеколюбцу мы грешнии и недостойнии раби Твои хвалу приносим, насыщшеся богатых благ Твоих, с земными благы и Твоими дарми причастники ны яви Христе Боже, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих и ныне и присно…». Иерей: «Благословен Бог милуяй…». Игумен: «Бог простит и помилует послуживших нам». И братия поклонятся до земли. И идем в келия наша "  [ 988 ]. В позднейших рукописях, века XVI, чин панагии упоминается в чине трапезы, и последний дается в самом кратком виде: указывается согласно с древними рукописями порядок шествия в трапезу и рассаживания в ней; затем: " начинати же абие чтущему предисловию чтению, егоже хощеть чести, тажь благословити стихом предложенная чести; на коеждо же послужение предлагаемых (при подаче каждого блюда) глаголати: «Слава Ти, Христе Боже упование наше, слава Ти» " ; об испрошении прощения чтецом говорится, как в нынешнем Типиконе, гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

нед. Антипасхи вечера, л. 360, следов., это возглашение (Приидите поклонимся) он не считает несовместимым с богослужением того времени, о котором идет речь. Правда, в том же последовании недели Антипасхи, л. 358 на об., встречается такое выражение: «На велицей вечерни по внегда благословити иерею, Христос воскресе... 3. И абие поем предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа, но слово: абие, здесь не на то указывает, что непосредственно после Христос воскресе... надобно петь предначинательный псалом, пропустив Приидите поклонимся, а на то, что после троекратного пения: Христос вокресе... не надобно более повторять это пение, как это бывает на Пасхе, когда Христос воекресе... поется несколько раз, сначала просто, потом со стихами. Чтобы убедиться в правильности такого понимания слов Типикона, достаточно обратить внимание, напр., на то, что в 12 мр. благов. гл. сказано об окончании изобразительных и начале вечерни, сливающейся в один состав с литургией Златоуста. Здесь говорится: «Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую, и поклоны три великие, и молитва: Всесвятая Троице, и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню» (л. 210). Отсюда отнюдь не следует, что в данном случае надобно опустить начальный литургийный возглас: Благословенно царство..., а то следует, что так как в означенное время вечерня непосредственно следует за изобразительными и отправляется без выхода перед нею из храма, то изобразительны надобно окончить молитвословием: Всесвятая Троице..., а отпуст после него не делать. Точно так же и в последов. нед. Антипасхи слово: абие указывает только на сокращение в начальном пении: Христос воскресе... Тем не менее, современная богосл. практика в начале служб после начального возгласа ограничивается Пением Христос воскресе... и опускает Приидите поклонимся. На этом основании и здесь, и ниже Приидите поклонимся... мы печатаем в скобках. 848 Воскресные тропари: Ангельский собор..., с припевом: Благословен еси... петь не слелует, потому что в начале последования недели Антипасхи сказано, что «в сей святой второй недели Антипасхи не поются воскресные (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

(С.-Петерб. Дух. Вест. 1896, 12–13). 384 По Уставу, пение «Христос воскресе» священником положено от недели Фоминой до Отдания Пасхи только пред литургией; пред остальными службами, в тот же период, «Христос воскресе» поется, в начале службы, за возгласом священника, певцами по-трижды; крест, свеча и кадило положены лишь для начала службы в самое Отдание Пасхи (Цер. Вест. 1895, 50). 385 В Уставе (в начале последования понедельника Антипасхи) говорится: «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей, глаголем Христос воскресе 3-ды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе, в часех, и вечернях, и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи даже и до вознесения Господня. (Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает). И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу, и обычное шестопсалмие». Здесь обращает на себя внимание: 1. сказанное в скобках о полунощнице; 2. сказанное о начале утрени. 1) То, что сказано в данном месте о полунощнице, есть добавление переводчика: в греческом Уставе такого замечания о полунощнице нет. С мнением переводчика нельзя согласиться, потому что молчание Устава о полунощнице, не дает права заключать, что ее в недели после Пасхи должно отправлять только в келлиях. Сам Устав говорит о совершении ее в день Преполовения и Отдания Пасхи. В приходских церквах, обыкновенно, полунощница совершается в церкви в недели после Пасхи. 2) Сказанное о начале утрени, особенно имея в виду слово «абие», понимают в том смысле, что в данный период времени утреня начинается шестопсалмием и ее начало (молитвы о царе) опускается. В греческом Уставе (1615 г.) слова «абие» нет; но, и оставив слово «абие», не следует понимать данное место в смысле опущения первой части утрени: в данном месте Устава указан возглас «Слава святей», следовательно, речь идет о той части утрени, которая начинается шестопсалмием, а не о первой части утрени, начинающейся возгласом: «Благословен Бог наш»; известно, что в Петербурге первая часть утрени не опускается (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Срищет же ся и от окрестных мст инокъ множество и простых людей число немало, пришествию великого радующеся. Преподобный же отеческимъ милованиемъ сия приимаше и, ако любимая чада, всякого промысла сподобляше, и вся, елика подобна чадолюбивому отцу, сия на нихъ совершааше; и всхъ учреждааше словесы полезныхъ учений, обилну духовную трапезу предлагая, и лучшая устроения своимъ чадомъ сотворяет, еже душа очищати и внутренняго человека просвщати. И елико убо преже скорбна бяху очима зрти монастырьскую красоту сгорвшу, сугубо веселие приимаше тхъ душя, зряще второе благолпие. И оттол убо монастырю распространяющуся на болшая. И проявленнм бывшимъ добродтелем блаженнаго, и каяждо ихъ к себ слово привлачить, и то нудяще изрещи, мы же худостию разума своего недоумваем, кое прежде глаголати. Но убо вмал нын настоящая воспомянувше, и прочая по сих, елико возможно, предложимъ. По семъ же времени тщится еже воздвигнути церковь каменну над гробомъ своего отца, и собираетъ отвсюду зодчиа, и каменосчца мудры, и плинфотворителя, 119 и поспшениемъ Божиимъ вскоре церковь прекрасну въздвиже 120 во имя иже на се поспшествовавшему въ Троицы славимому Богу, в память и похваление своему отцу. И многими добротами сию украсивъ, зло же паки и на се нудяшеся, еже подписанми украсити ю, но убо от нких возбраняемъ б, скудости прилучившияся ради по скорби оной. Но той, желаниемь побжаемъ, тщашеся узрти своима очима церковь ону всячески украшену, и вьскоре собра мужа живописцы в добродтелех совершены, Даниила именемъ, и спостника его Андра, 121 и прочихъ с ними. И абие длу касаются и зло различными подписанми удобривше ту, 122 яко и могуща всхъ зрящихъ удивити. И яко съвершившесь вся, абие отходятъ во единъ от монастырей Богомъ спасаемаго града Москвы, Андроников именуемъ, и тамо церковь во имя всемилостиваго Спаса такожде подписаньми украсивше, послднее рукописание на память себ оставльше. 123 И мало пребывше, смиренный Андрей оставль сию жизнь, ко Господу отиде, таже и спостникъ его Даниилъ; оба добр поживше и во старости велиц бывше благий конець прияша. Егда бо хотяше Даниилъ тлеснаго союза отршитися, абие видитъ возлюбленнаго ему Андрея, в радости призывающа его. Онъ же, яко вид, егоже желаше, зло радости исполнился, братиямъ же предстоящимъ, повда им спостника своего пришествие и абие предасть духъ. Видша же тамо сущая братия сихъ преставление и от сего разумно познаша, яко сего ради блаженный Никонъ ускори подписанми церковь Святыя Троица украсити, заеже разумти ему духовныхъ онхъ мужь преставление; тм же и благодарение велие воздающе ему. Мы же оставльше еже о сих, паки на предлежащее да возвратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поведа нам вещь предивну и памяти достойну, яко видев, рече у гроба святаго Александра, во второе лето пришествия безбожнаго царя Крымскаго Девлет-Кирея на Русь, иже бысть на Молодех. Стоящю ему, рече, в то время в келии своей на молитве, со слезами молящу всемилосердую християньскую заступницу, пречистую Богородицу, победу подати на безбожнаго сего врага благоверному си рабу государю, царю, великому князю Иванну Василиевичю всея Русии самодержцу, не предати же християньскаго рода в руце нечестивых, святаго же великаго благовернаго князя Александра, преподобнаго Алексия на помощь призываше. Стоящу же ему, рече, тако на молитве, въборзе восхищен бысть умом, мановением Божиим, зрит умным си видением пред враты обители себе стояща и скорбяща о бываемых от безбожнаго царя Крымскаго, и внезапу абие зрит юноши два пресветлым лицем седящых на двою конях белых, грядущих скоро, аки молния к вратом монастыря. Сшедшим же им у врат, кони своя оставльше, многотщателно скоривше текоми в церковь пречистыя Богородицы честнаго Ея Рожества, идеже благоверный и великий князь Александр лежаше. Мних же он, яко благоразумен зело, внят ту от образа написанаго их на иконе, разуме обоим сим юношам страстотерпцем быти Борису и Глебу. Егда же юношам сим светоносным вшедшим скоро во святую сию церковь , последова им и инок сий. Стоящу же дивяся зря бываемому. Егда же прежде светоноснии сии юноши приближишася к святилищным вратом, двери абие сами отверзошася церковнии и свещи во святилищи и у гроба Александрова сами вожгошася, никому же отверзъшу и вжегшю их. Повнегда же вшедшим им светообразным юношам сим во святилище Божие, за столп идоша, юдуже святый Александр положен возлежаще, к немуже светоноснии ти юноши глаголаху: «Въстани, брате княже великий благоверный Александре, да идем ускоривше на помощь и поможем сроднику нашему царю, великому князю Иванну, брань бо ему днесь бысть со иноплеменники». Сия же глаголющим им, въста абие великий князь Александр чюдотворец из гроба, яко жив. О чюдо, дива предивнаго преисполнено! Не точию се едино, еже въста, но и вышед из церкви с двема юношама сима: абие обретошася у церкви стояще никимже от человек дръжими три кони бели, аки снег, в броздах уготовлены и утворены, аки на брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010