Глава 5 Зач. 10-е. Нагорная беседа Господа Иисуса Христа. Учение о путях к блаженству Читается во вторник 1-й недели по Пятидесятнице и во дни Преподобных. 1.Узрев же народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы его 1. Оузрвъ же народы, взыде на гор: и сдш пристпиша къ нем учнцы Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его 2. И верзъ уста сво, учаше ихъ, гл: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря Взыде (взошел) на гору И. Христос. Потому вся беседа, которую произнес Он здесь на горе, помещенная в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея, называется нагорною беседою или проповедью. Невдалеке от г. Капернаума указывают эту, так называемую «Гору блаженства» от произнесенного на ней И. Христом учения о блаженстве. Взошел на гору для того, чтобы слышнее была проповедь. Замечательно при этом следующее: ветхозаветный закон был дан на горе, и новозаветный – тоже на горе; закон ветхозаветный заключал в себе 10 заповедей, закон Христов заключает 9; закон на Синае был дан среди громов и молний, как закон строгий, закон Евангельский, как закон благодати, возвещен был из уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Нагорная проповедь излагается и в Евангелии Луки ( Лк. 6 гл.), нов кратком виде. Ев. Матфей писал Евангелие для христиан из Евреев, потому и изложил подробно превосходство новозаветного закона пред ветхозавьтным. Приступиша к Нему ученицы Его, т. е. и 12 апостолов, и вообще все прочие, бывшие тут около горы, которые следовали за И. Христом и желали слушать Его учение. 3. блжени дхомъ: к тхъ нбное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Блажени – счастливы. Нищие духом. Нищие или бедные люди ничего у себя не имеют, а просят милостыню у богатых, и составляют низший класс людей. Подобно сему быть нищим или бедным духом значит иметь убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует нам Бог, и что ничего доброго не можем сделать без помощи Божией, и потому смирять себя, не хвалиться своими добрыми качествами и делами, имея оные, а считать себя грешниками и во всем прибегать к милосердию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слава, и ныне. Единородный Сыне... Малая ектения и возглас. 3 антифон: Услышите сия, вси языцы... и тропарь: Вознеслся еси... Следующие стихи и после каждого – тропарь: Вознеслся еси Вход. Премудрость, прости. Входный стих: Взыде Бог в воскликновении Господь во гласе трубне. Тропарь: Вознеслся еси... Слава, и ныне, кондак: Еже о нас исполнив. Трисвятое и т. д. Прокимен: Вознесыйся на небеса... со стихом: Готово сердце... (до отдания). Апостол – Деяний зач. 1. Аллилуиарий: Взыде Бог... со стихом. Евангелие Луки – зач. 114. Вместо Достойно – Тя паче ума... (до отдания праздника). Причастен: Взыде Бог... 879 Дополнительные примечания о богослужении праздника Вознесения Господня Типикон допускает накануне праздника Вознесения Господня, вместо всенощного бдения, повечеру петь великую вечерню, а утром утреню. В таком случае на вечерни после Ныне отпущаеши..., трисвятого, Отче наш... – тропарь праздника 1. На повечерии по Достойно и трисвятом – кондак праздника. На полунощнице – обычная кафизма. По 1 трисвятом, вместо Се жених... – тропарь праздника. По 2 трисвятом, вместо Помяни Господи... – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи, в надежди... не читается. Глава 32. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится Иоанна Богослова Богослужение отправляется по мр. гл. 8 мая, Тип., л. 235. В состав богослужения входят песнопения праздника Вознесения и апостола. На всенощном бдении – Блажен муж... 1 антифон 1 кафизмы и т. д. После полиелейных псалмов – величание праздника. Евангелие праздника. На 9 песни к тропарям канона Иоанна Богослова – припев: Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас. На всех часах Тропарь праздника. Слава, тропарь апостола. Иерей: Благословен Бог... Чтец: Аминь. Царю небесный... 880 Пс: Благослови, душе моя, Господа... Ектения великая: Миром Господу помолимся... с присоединением особых прошений, помещенных в Цветной Триоди. Возглас: Яко подобает тебе... Аминь. Кафизмы нет. Господи, воззвах во гл. 4 и обычное каждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избáвитель мира» (трижды). На утрене, на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды). Обычные две кафизмы и седальны праздника. Полиелей. Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й – «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Стих «Вси языцы, восплещите руками». Евангелие – Мк., зач. 71. «Воскресение Христово видевше» (единожды). Псалом 50-й. Стихира празднику «Днесь на небесех». 1-й канон праздника со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й – со ирмосом на 6 (ирмос дважды). Катавасия – «Божественным покровéн». По 3-й песни -седален праздника, по 6-й – кондак, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы», и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Вознесения. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Светилен праздника, (трижды). На «Хвалите» стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Родился еси». Великое славословие. Тропарь праздника, ектении и отпуст «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную сéдый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш». На часах молитва «Царю Небесный» не читается. На Литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Тропарь «Вознеслся еси во славе», «Слава, и ныне» – кондак «Еже о нас исполнив смотрение». Трисвятое. Прокимен, глас 7-й – «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Стих – «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое». Апостол: Деян., зач. 1. Евангелие: Лк., зач. 114. За «Достойно» поем (и до отдания) ирмос «Тя паче ума». Причастен – «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет истинный» до отдания – тропарь Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еф.4:7.   Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. «Единому же комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова» . Сим утешает приявших, по-видимому; меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: «Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо Ему, отмерил каждому благодать». Подтверждает же слово сие и пророческим свидетельством. Еф.4:8.   Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. «Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком» . Псалом говорит: «приял еси даяния во человецех» (Пс. 67:19); Апостол же поставил: «даде» . Совершает же то и другое, потому что, приемля веру, воздает благодатию. Весьма точно употребленное пророком выражение: «пленил еси плен» ; потому что не тогда пленил нас, когда были свободными, но пленил, когда были пленниками диавола, и даровал нам свободу. Потом Апостол объясняет, что значит восхождение. Еф.4:9.   А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? «А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли?» Восхождение указывает на сошествие. Ибо, сошедши прежде и устроив наше спасение, потом уже «взыде» , потому что «долнейшими странами земли» Апостол назвал смерть. Так и Пророк говорит: «Положиша мя в рове преисподнем» (Пс. 87:7); и еще: «и состав мой в преисподних земли» (Пс. 138:15). Еф.4:10.   Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. «Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» . Ибо не иной сошел, и иной восшел, но, если сказать кратко, иначе «сниде» и иначе «взыде» . Ибо, снишедши бесплотным, восшел с телом. Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения, но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение. Еф.4:11.   И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Еф.4:12.   К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

26). От человека и до скота, и от нив одержания его, и не отдаст, ниже искупит всякого обета, святая бо святых, рече, будет Господу и от всякого обета, иже обещает человек, смертию да умрет. И паки: Аще обещаеши обещание Господу Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыща взыщет его Господь Бог твой от Тебе, и будет на тебе грех (5Моис. 23). Исходящая от уст твоих снабди и сотвори, им же обещася Господу Богу твоему дар, еже еси глаголал устнама твоима. Не приемли бо, рече, имени Господа Бога твоего всуе, не очистит бо Господь прилагающих имя Его туне. И паки: яко аще обещаеши обет Богу, не умедли его отдати, яко несть хотение твое безумно, ты бо елико обещався, отдаждь. Благо, еже не обещатися, нежели обещатися, не отдати. Не дай же устен своих согрешити плоти своей, да не речеши пред лицем Божиим, яко невидима суть, да не прогневается Господь о глаголе твоем и погубит дело рук твоих, и обрящешися лжа перед Господем Богом твоим. Видели, лживый ответотворче, древле реченое о хотящем отвечати, коль страшно, и что бысть Ахару сыну Хармиеву, еже взят от возложеных Богу мало нечто, на весь Израиль гнев Божий бысть. Отпустил фараон царь Египетской люди Божия Израиля, паки хотя возвратити, в мори потоплен бысть со всем воинством. Восхоте Амалик Израилю противу стати, в пустыни поражен бысть. Взыде Сусаким царь Египецкой на Иерусалим взяти сокровища святой церкви, и порази его Господь. Взыде Сенахирим царь Асирийской взяти святая, и поругася святому Сиону, и порази ангел 185 тысящ. Взят Навуходоносор царь Вавилонской сосуды от святой церкви, от царьства изгнася и со зверьми седмь лет пасяся. Взят Валтасар царь Вавилонской святыя сосуды в свою потребу, в ту нощь смертию умре, и царьство Вавилонское скончася. Взыде Антиох царь на Иерусалим взяти церковное богатство, лютою смертию скончася, сам о себе свидетельствова, яко того ради умре ( 1Мак. 1 ). Взят Ахаз царь казну церковную и отдаде Асирийскому царю, и не бысть во благо, но паче гнев Божий умножи на ся. Сказа Финикийской воевода Асирийскому царю о богатстве церковнем, лютою язвою поражен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава: Взятся яве великолепие выше небес, плотию Обнищавшаго, и соседением Отца почтеся естество наше отпадшее: торжествуим, и согласно вси воскликнем, и восплещим руками, радующеся. И ныне, богородичен: Свет от Света возсиявый, Всенепорочная, из Тебе возсия, и черность безбожия всю разруши, и в нощи спящих просвети. Сего ради вси по долгу Тя во веки присно ублажаем. Катавасия: Радуйся, Царице, матеродевственная Славо, всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно, изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим. Ексапостиларий самогласен: Учеником зрящим Тя, Вознеслся еси, Христе, ко Отцу соседя; ангели предтекуще, зовяху: возмите врата, возмите, Царь бо взыде к начальному Свету славы. Слава, и ныне, тойже. На хвалитех: Всякое дыхание... поставим стихи 4 и поем стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов. Ангельски иже в мире торжествуим, на престоле славы Богу носимому, взывающе пение: Свят еси, Отче Небесный, Соприсносущный Слове, Свят еси и Душе Всесвятый. Дважды. Начальницы ангелов смотряюще, Спасе, восхождения странное, недоумевахуся друг ко другу: что видение сие? Человек убо зраком видимый, якоже Бог , превыше небес с плотию восходит. Галилеане, зряще Тя вознесенна от Масличныя горы с телом, Слове, слышаху ангелов, вопиющим им: что стоите зряще? Сей приидет паки с плотию, имже образом видесте. Слава, и ныне, глас 2: Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш, из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая Исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество. Славословие великое. Ектении и отпуст. НА ЛИТУРГИИ, Блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. Таже трисвятое. Прокимен праздника, глас 7: Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Стих: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Апостол дне, Деяний, зачало 50: Якоже суждено бысть отплыти нам во Италию... Аллилуия праздника, глас 2: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Стих: Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Евангелие дне, Иоанна, зачало 57: Якоже Ты Мя, Отче, послал еси в мир... За Достойно.., поем ирмос праздника: Тя, паче ума... Причастен: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Аллилуия, трижды. И отдается праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В то, говорю, время, когда всех царств сила, по воле Божией, уменьшилась и ослабла, а одно осталось в силе Римское царство; когда Римский Кесарь Август такую имел власть, что повелел написати всю вселенную, дабы со всех почти земель и царств дань брать: в то время и во Иудеи, по сему повелению Кесареву, каждый шел во свой написатися град. Подобно взыде и Иосиф, обручник Мариин, от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, нарицаемый Вифлеем; взыде во град Давидов, понеже он был от дому, рода и отечества Давидова; взыде паписатися с Мариею обрученною ему женою, сущею непраздною. В то время благоволил Бог явитися другому Царству, другой Власти, другому Царю; благоволил отторгнутися, без рук отсещися Камню от горы; благоволил боз семене мужеского от Девы родитися Спасу мира. И родися, родися от Марии Сын, первенец ея; родися временно от Матере без отца Тот, Который прежде век от Отца рожден без матере; родися Тот, Который чрез все веки пребывал со Отцем; родися Тот в рабии зраце, в подобии человеческом, Который сотворил человека по Образу и по подобию Своему, и Которым вся быша, и без Негоже ничтоже бысть, еже бысть 467 ; принял на Себя человеческое существо Тот, Который есть Божеского Существа, единого со Отцем; родися безгрешно и нетленно. Как без растления земля роди Адама; без растления и болезней Адам роди Евву, роди из боку: так и Дева Мария роди Сына без растления и болезней. Была Мария Материю; но была Матерь – Дева, Дева до рождества, Дева в рождестве, Дева и по рождестве: родися бо Сын от нея, не растлив девства ее, прошед ложесна ее без болезней ее. Сын Божии родися безгрешным рождением. Родися во убогом вертепе, в такой пещере, в которой животные, вол и осел стояли; не имел места родитися во обители ради многого стечения людей Тот, Который создал мир сей и все, еже в мире, и простер небо яко кожу. Повит был пеленами. Который одевается вечным Светом, яко ризою. Положен был в скотских яслех, Которого престол небо и подножие земля 468 . Предстояли, согревая дыханием, неразумные животные; позна бо вол стяжавшего его, и осел ясли господина своего 469 ; и служили Тому, Которому служат Архангелы и Ангелы, и Которому со страхом и благоговением предстоят Херувимы и Серафимы. Творец в виде твари явился, да тварь со Творцем соединит; Божество Свое покрыл человечеством, да человечество соединит с Божеством, и прославит оное; Господь уничижил и смирил Себя, да, победив гордость диавола, вознесет человека; Богатый обнищал, да нас обогатит. Велия есть благочестия тайна! Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася Ангелам, проповедан бысть во языцех, веровася в мире 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Выражение: возлете на крилу ветреню, или проще сказать, долетел до крил ветренних, возлетел на крилы ветрени, им кажется определеннее, чем выражение: лете на крилу ветреню, которым по их замечанию не выражается, долетел ли Христос до крил ветренних. Но такое разумение слов псалма нельзя признать правильным. Здесь пророк Давид, предвозвещая Господне вознесение, крилами ветренними именует ангельские силы и облаки, подъемшие Христа; а Христос не до облак только возлетел, но взыде на небо и седе одесную Бога (Мк. зач. 71). На облаках он только полетел от очей Апостолов: облак, рече, подъят его (Деян. зач. 1). Чтобы правильно объяснить 11-й стих 71 псалма, нужно читать его сначала, с этих слов: и взыде на херувимы. Здесь пророк определенно говорит, куда изыде: на херувимы, сиречь на Отеческий престол, как пишет тот же пророк Давид: седяй на херувимех ( Пс.79 ). Потом сказуется и образ взытия, или плотского Господня вознесения: лете, сиречь взятся. Сказует же и на чем взятся: лете на крилу ветреню, т.е., на облаках взятся, не яко Илия на колеснице огненне, но облак подъят его . 107 Так вот истинный смысл псаломских слов: Христос, подъятый облаками, взыде на херувимы, сиречь на Отеческий престол, одесную Бога; а не на облака только взошел, как старообрядцы криво разумеют. Подобным образом и прочих мест в Писании правильного значения не разумея, они напрасно укоряют православных, якобы места сии, и вообще церковный книги не исправлены, а повреждены. Пимен Тихоныч удовлетворился моими объяснениями, и на утро же сообщил их беспоповцам, заметив, что они сами не разумеют справедливо смысла псаломных слов, а укоряют неповинно святую церковь за мнимое преминение смысла. Посем мы отправились в деревню Рубенишки, отстоящую от Динабурга верст на двадцать с небольшим. Поехал я в Рубенишки вот по какому случаю. Есть там некто Кириак Сильвестров, мой давнишний знакомец, человек зажиточный, занимающийся подрядами по постройке церквей. Когда я в первый раз проезжал чрез Динабург, на пути в Вильну, то увидался с Кириаком, и он мне признался, что начал также рассуждать о церкви, не напрасно ли от нее отделяются старообрядцы, что есть и другие ближние его знакомые, которые заняты этим вопросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы. Если вечерня совершалась особо, без соединения с Литургией, то освящение воды бывает в конце вечерни, после ектении: «Исполним вечернюю молитву» и возгласа священника. Освящение воды совершается и в самый праздник, после Литургии (после заамвонной молитвы). Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же – и в навечерие, и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, а также и крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления («Постановления Апостольские», кн. 5, гл. 13. Свидетельства историков: блаженного Феодорита Киррского, святителя Никифора Каллиста); в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя. Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. В навечерие же водоосвящение совершается в храмах (см. об этом определение Московского Собора 1667 г.). Великое освящение воды получило начало в первые времена христианства. Об освящении воды в праздник упоминают Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский . В «Постановлениях Апостольских» содержатся и молитвы, произносившееся при освящении. Так, в кн. 8 говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию и даждь ей благодать и силу». Святой Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду Крещения? – от Апостольского предания, по преемству в тайне» (91 правило). Святой Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: от продолжительного времени она не портится («Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года, остается свежей и неповрежденной, и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» – Беседа 37; См. также: Типикон, 5 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Удовлетворить всех (т.е. читать по несколько акафистов за молебном) трудно, а подчас и невозможно (был случай в Т. приехавшая из района женщина требовала прочитать три акафиста, т.к. она дала такой обет); сокращать акафисты (читать не все кондаки и икосы) – вызовет справедливое нарекание. А одним читать, а другим отказывать в чтении акафистов – будут обиды, недовольства, обвинения в человеко-угодничестве. Священнику лучше самому никому не отказывать, а дать указания свечному ящику сколько акафистов можно принимать на данный день. Чин освящения воды В современном Требнике излагается два чина освящения воды: А) последование малого освящения воды и Б) последование великого освящения воды Святых Богоявлений. Более древние Требники (например, митрополита Петра Могилы – 1646 г.) содержали еще третий чин «Последование краткое освящение воды». Оно совершалось «по нужде скорости ради» не в храме и не при народе, но «точию особне», священник в епитрахили при отсутствии Креста, воду благословлял погружением в нее «персты десныя руки». В этом чине напечатан краткий, но содержательный тропарь освящения 6-го гласа воды: «С небес посли Благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем скверным яви ю бытии очищение». Малое освящение воды в старину назвалось «августовым», ибо совершалось обычно 1 августа, оно было более пространным и в него входили некоторые молитвословия «Великого освящения воды». Малое освящение воды Обычай освящения воды берет начало от Греческой Церкви: в Константинопольской придворной церкви воду освящали первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершалось 6го числа, и сентябрь, когда водоосвящение было 14-го числа). В Русской Церкви до недавнего времени малое освящение воды совершалось: 1 августа в праздник Первого Спаса; в храмовые праздники (до литургии); в пяток Светлой седмицы; в среду Преполовения Пятидесятницы, В другие дни освящали воду сравнительно редко и только при необходимости получить святую воду. В последнее время малое освящение воды совершается, как заказная «треба», почти ежедневно, а во многих храмах и по два раза в день (на молебнах после ранней и поздней литургий). Такое частое водоосвящение вызвано не столь необходимостью получить святую воду (она всегда есть в храме в избытке), сколько укоренившимся мнением, что водосвятный молебен, как более продолжительный, имеет большее значение и целительную силу. Даже при изобилии крещенской воды после праздника Богоявления, в некоторых приходах все же продолжают служить водосвятные молебны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010