Поучение произнесенное в церкви св. Великомученицы Варвары при Харьковском женском епархиальном училище, 4 декабря 1882 года. Об особенных нравственных свойствах детей «Оставите детей, и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное». (Мат. 19, 14). По-видимому слишком много обращается внимания на детей, когда устраивают для них такие многочисленные собрания и торжественным богослужения, в каких мы ныне участвуем. Дети – еще не совершенные люди, многого не понимают и не ценят, и потом не имеют таких заслуг, по которым бы могла быть воздаваема такая почесть им и месту их воспитания. Так многие и смотрят на вас, дети, но не такой взгляд на вас мы находим в Евангелии. Когда народ несметными толпами собирался вокруг Христа. Спасителя, чтобы слышать Его учение и просить у Него исцеления недугов, – благочестивые родители старались протесниться к Нему с детьми, „чтобы Он возложил на них руки и помолился“. Это желание их было угодно Господу: вот почему и мы в молитвах наших предоставляем вас Его любви и милосердию. Апостолы, видя, что и взрослым тесно вокруг Спасителя, говорили: зачем еще ведут сюда малых детей? Но Господь остановил их, и, повелевая до- пускать к Себе детей, произнес эти чудные слова: „таковых есть царство небесное“: Вот почему и мы относимся к вам со вниманием и заботою; так как в вас нечто особенное презирает Господь, обещая вам и тем, которые подобны вам, – царство небесное. Какие же особенности именно в детском возрасте имеет человеческая природа, по которым этому возрасту дается такое предпочтение? Первая прекрасная черта детей, особенно в раннем возрасте, есть неведение зла, или невинность. Она в известной степени есть и в детях не принадлежащих к Церкви Вождей и не искупленных от прирожденного нашей природе греха, но она является в полной красоте в детях усыновленных самому Богу по заслугам нашего Спасителя. Они только что приняли в крещении дар благодатного возрождения и помазания от Святого Духа; смрад соблазна и нечистота греха еще не коснулись их; они истинно дети Божии: как же им не быть близкими к Богу и любезными Ему? Таким чистым, несведущим зла существам где же и быть, как не в царстве Отца их небесного?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Меркурия Память 24 ноября Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан 7681 , созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии 7682 следующий указ: – Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать. Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары 7683 ; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении 7684 , под начальством трибуна 7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие и страдание святой великомученицы Варвары Святая великомученица Варвара В царствование Максимиана , нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе , один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, — на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок: — Кто сотворил это? Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила: — Чьею рукою все это создано? Те сказали ей: — Все это создали боги. Девица спросила: — Какие боги? Служанки отвечали ей: — Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце — золотые, серебряные и деревянные — и которым поклоняется, — они создали все то, что перед твоими очами. Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою: — Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных — каменосечец, деревянных — резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

http://pravoslavie.ru/50452.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые великомученицы Екатерина и Варвара У святых великомучениц Екатерины и Варвары есть много общего: обе они жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время; и Екатерина, и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности святые великомученицы обрели веру и приняли решение всецело посвятить себя Господу Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и перенесли жесточайшие мучения и приняли мученическую смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет всех христиан. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые великомученицы Екатерина и Варвара © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Предисловие Данная книга состоит из двух частей, посвященных великомученицам Екатерине и Варваре. У этих святых много общего: обе жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время, и Екатерина и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности великомученицы обрели веру и приняли решение посвятить себя Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и смертью. Екатерина и Варвара – юные девушки, ради Христа отвергшие все то, что люди почитают благом, перенесли жесточайшие мучения и приняли смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет христиан. Святым посвящено множество храмов и обителей, за помощью к ним обращаются в молитвах, их имена пользуются большой популярностью в странах с христианской традицией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С. Успенский Первая заповедь Закона Божия Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене ( Исх. 20, 2–3 ) Христианские обязанности, относящиеся к внутреннему Богопочитанию Как учиться богопознанию Святая великомученица Варвара родилась в Греции, в городе Илиополе, в семье богатого и знатного вельможи Диоскора. Желая уберечь свою дочь от дурного общества, отец поселил ее в уединенной башне высокого дома. Здесь ее взору открывался прекрасный вид на окрестности. Восход и заход солнца, луна и звезды на небе, дивная природа... Все представало отсюда в своем неизъяснимом величии. Удаленная от суетных развлечений, юная девушка стала задумываться над разными явлениями непонятной ей природы. «Кто создал это прекрасное море? – часто задавала себе вопрос Варвара. – Кто населил рыбами воды, птицами воздух и землю животными? Кто дал человеку разум и быстроту коню?» Восходило ли солнце, покрывалось ли небо светлыми звездами, гремел ли гром, шел дождь – святая Варвара неизменно задавала себе вопрос: «Кто же так премудро устроил все это?» Когда она спрашивала об этом своих подруг, те отвечали, что вся прекрасная природа создана теми самыми богами, которым поклоняется ее отец и изображения которых ей были известны с детства. Но мудрая отроковица не удовлетворялась такими объяснениями. «Что это за ответы! – думала она. – Боги, почитаемые моим отцом, сами созданы людьми. Как же они, не будучи в состоянии ходить, думать и говорить, могли быть творцами мира?» Как-то отец Варвары на долгое время уехал из дома. Уезжая, он просил не стеснять свободы дочери и позволять ей выходить из дома. Воспользовавшись этим, Варвара познакомилась с некоторыми христианками и впервые услышала от них о Христе, которого давно жаждала узнать. В это же время в Илиополь прибыл христианский священник, от которого Варвара узнала, как права была она в том, что не поверила служанкам и подругам. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене», – сказал ей священник первую заповедь и постепенно познакомил Варвару с христианским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фонд преподобного Серафима Саровского поможет открыть рабочие места для архангельских инвалидов Архангельск, 21 декабря 2007 г. Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского профинансирует открытие швейного и свечного производства для инвалидов при храме в честь великомученицы Варвары в городе Архангельске. Об этом «Православию на Северной земле» сообщил настоятель прихода храма вмчц. Варвары иеромонах Даниил (Плотников). По его словам, недавно община храма подала заявку в благотворительный фонд преп. Серафима Саровского с просьбой о выделении  средств на приобретение нового станка и материалов, необходимых для организации швейного дела на производственных площадях рядом с храмом. В настоящее время достигнуты договоренности, что  после того как будет улажен ряд формальных вопросов и составлена смета расходов, благотворительный фонд перечислит деньги на счет прихода великомученицы Варвары. Но сейчас помимо финансовой проблемы существуют и другие: производственные площади практически не подготовлены к работе и нуждаются в серьезном ремонте. «Открытие производственного цеха для инвалидов - не единственная социальная инициатива прихода. Так при храме великомученицы Варвары уже давно действует небольшой видеозал.  А в 2006 году в приходском доме подростками по моему благословению  был оборудован спортзал с боксерской грушей и прочими приспособлениями для   занятий  рукопашным боем, боксом и гимнастикой», - отметил отец Даниил. В августе 2007 года по итогам конкурса «Дорога к бизнесу», проведенного Центром социальных технологий «Гарант» (г. Архангельск), на организацию рабочих мест для инвалидов при храме вмчц. Варвары был выделен грант в размере 50 тысяч рублей из средств Фонда по борьбе с бедностью. На эти средства в городе Иваново община приобрела станок для плавки и производства свечей. Но сразу организовать производство не удалось, потому что помещение для размещения цеха было не готово. В производстве изделий для нужд Церкви будут заняты тяжелобольные люди и инвалиды бывшего военного городка Талаги под Архангельском. Доход от предприятия будет совсем небольшой, так что открытие цеха при храме - дело, прежде всего, социального служения Церкви, долг милосердия и сострадания к больным людям.

http://pravoslavie.ru/25300.html

Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней. 17 декабря. ПРАВМИР. Православные чтут память святой великомученицы Варвары. Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Христе. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном. Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

Когда Бог в сердце Слово в день памяти святой великомученицы Варвары От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-27). Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания. Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем. Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара. Отец ее, богатый и знатный римлянин, был упорным язычником, и, конечно, она не была воспитана в познании Истинного Бога. Он желал, чтобы она не знала людей, не знала мира, постоянно держал ее взаперти, поселив ее в высокой башне, из окон которой открывался широкий вид на поля, луга и леса. По ночам Варвара любовалась сиянием звезд. И вот, глядя на природу, на ее великую стройность и красоту, на удивительный порядок, царящий в ней, отроковица глубже и глубже задумывалась над тем, Кто же все это сотворил. Когда она беседовала об этом со своими прислужницами, те отвечали: «Это все сотворили боги, которых чтит твой отец». Но Варвара глубоко сомневалась: «Разве возможно, чтобы бездушные идолы, сделанные людьми из серебра и золота, сотворили весь мир? Должен быть единый Истинный Бог, Который властвует над всем миром. Он должен быть Благий. Он должен быть совсем не таким, как боги языческие». Пришла Варвара к этой мысли, а Господь дал ей истинное, глубокое познание Себя. Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру. Это таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечет их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Условия их жизни даже хуже тех, которые выпали на долю великомученицы Варвары. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и тем не менее неведомая сила влечет их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И все это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, еще не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омраченные тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога.

http://pravoslavie.ru/50435.html

О! Какую лютую жестокость показал Диоскор на своей дочери, св. великомученице Варваре! Всю избил, всю истерзал, изранил, изрезал, поломал кости, пек огнем руками мучителей, наконец собственными руками отрубил многострадальную ее главу? За что? За то, что она не захотела кланяться идолам – каменным, деревянным, серебряным и золотым. Удивительное пристрастие к этим суетным богам! А вот мы ни одного отца ныне не встретим такого, который своего сына или дочь так избил бы и измучил бы – за то, что или тот или другая не воздают достодолжной чести истинному Богу – Иисусу Христу, но какому-нибудь своему задушевному идолу: или пьянству или разврату, или идолу мамоне, или богу чреву, или другому какому идолу; между тем ясно в заповеди сказано: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене». «Не сотвори себе кумира и всякого подобия», и прочее; ибо тот, кто нарушает эти заповеди, – тот подлежит проклятию. Заметьте, что это вечный, истинный, всезнающий и всемогущий Бог говорит: «Я твой Бог, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Мне одному кланяйся, Меня одного почитай. Мне одному воздавай честь»! А ныне многие – посмотрите на мир – кому кланяются? Кого они почитают выше Бога? Красоту, деньги, плоть, мир, блеск. «Не сотвори себе кумира, не строй палат белокаменных, не украшай гостиных златом, сребром, зеркалами и люстрами. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, – не украшай муж своей жены, по подобию куклы, статуи, белилами, пудрой, – не напрыскивай духами: не сотвори себе кумира и всякого подобия: не украшай своих колесниц, своих лошадей, своих прислуг, своих псов: не сотвори себе кумира и всякого подобия. Почему у тебя нет столько дорогих икон и образов святых: сколько дорогих зеркал, мебели, убранства комнат, украшения колесниц и любимых коней: не сотвори всякого подобия? Как ты, христианин, дерзаешь почитать эти идолоподобные вещи? И где ты встретишь столько сострадательную душу, которая вразумляла бы тебя в твоем заблуждении? Кто из твоих отцов или друзей найдется такой, который или разрушил бы все твои эти идолоподобия или возревновал бы, по примеру пророка Илии, и доказал бы тебе: кто есть истинный Бог? Живущий ли на небесах или в твоих палатах? Бог или жена? Бог или деньги? Бог или чрево? Или ожесточился бы по примеру Диоскора и истерзал бы твое тело, сокрушил бы кости, поразил бы тебя лютой смертью?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010