При всей употребительности сего святого приветствия в случаях, подобных настоящему, и при всем желании моем, чтобы мир Божий всегда водворялся в сердцах и душах ваших, я не осмелился бы теперь употребить сих евангельских слов в приветствие, если бы мне надлежало произнести их к вам от моего собственного лица. Ибо кто я, чтобы мне изрекать мир и благословение целой Церкви, которая, кроме других преимуществ, красуется целым собором святых угодников Божиих, по всем пределам ее почивающих нетленными и чудотворными мощами своими? Не паче ли мне самому должно предать себя молитвам сей Церкви, и от них ожидать мира душе моей и благословения служению моему? Но я уже сделал сие при самом вступлении моем в пределы паствы Вологодской. А между тем я прихожу к вам, братие, с тех святых гор, откуда воссиял свет веры для всей земли отечественной, из недр той Церкви, которая достойно и праведно именуется матерью всех Церквей российских. Приходя из такого места, от такой Церкви, как не принести с собой некоего дара духовного? - И я, оставляя святой град, прилежно молил о том всех святых Божиих, там нетленно почивающих. Дерзая о их-то предстательстве у престола Божия, о их богатстве духовном, я отверзаю теперь уста мои, чтобы от лица Церкви Киевской изречь мир и благословение Церкви Вологодской. Мир вам и благодать от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает. Мир вам и благословение от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, нерукотворенное изображение Которой благоговейно созерцал и лобызал я в самоизбранном Ею для Себя доме на земле -святой п чудотворной Лавре Печерской! Мир вам и благословение от собора Архангелов и Ангелов, имени которых посвящена обитель, где обитал я доселе! Мир вам и благословение от святой великомученицы Варвары, нетленным мощам которой в продолжение нескольких лет благочестно предстоял я! Мир вам и благословение от преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, у подножия коих я совершал последнее служение перед путешествием к вам! За молитвами толиких и таких предстателей у престола благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет одним праздным приветствием, что благодать Божия, действительно, осенит души и сердца ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

профессор А.А.Царевский Второе издание 1901 г. Прошедшая неделя 1 в церковном православном году отмечена некоторыми весьма знаменательными и дорогими для христианина воспоминаниями. Так, 6-го декабря праздновалась память св. Николая Чудотворца, этого великого святителя, столпа веры православной, защитника и покровителя всех прибегающих к нему. Имя его столь славно, что не только чтится достойно всем миром христианским, но даже и некоторыми племенами, не просвещенными верою христианскою, каковы, например, чуваши, черемисы, также сибирские инородцы язычники. Днем ранее, т.е. 5 декабря, праздновалась память нашего апостола, первого просветителя верою Христовою страны казанской, святителя Гурия, одно имя которого уже так много говорит и уму и сердцу православных казанцев: вся церковь наша казанская, все наше просвещение начались от него, и сам он доселе среди нас, нетленно почивает в нашем соборном храме. Еще днем ранее, 4-го декабря, мы праздновали память Великомученицы Варвары, этой великой подвижницы Христовой, которая, будучи рождена и воспитана в язычестве, сама, без всякого учителя, познала и оценила истину веры Христовой, крестилась и, несмотря на страшные мучения, истязания, не отреклась от Христа, мученически умерла за Него, беспощадно убитая родным отцом своим, закоренелым язычником. Господу угодно было, чтобы и эта славная подвижница Христова пребывала среди нас: пречестные мощи ея, принесенные впоследствии из Греции в наш Киев, и теперь составляют одну из самых драгоценнейших святынь этого святого в России города. Названные угодники Божии, таким образом, всем нам особенно близки, и все мы более или менее их знаем: к ним постоянно мы молитвенно обращаемся, их имена многие из нас носят, в честь их между нами нередко воздвигаются храмы Божии, престолы церковные, поставляются честные их иконы. Так достойно чтя память одних, незабвенных в истории христианской святых, благоугодивших Богу и благодетельствующих нам, мы, христиане, к стыду нашему должны сознаться, что часто непростительно и греховно забываем других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Издание газ. “Русская Жизнь”. 2458 Sutter Street, San Francisco 15, California. Printed in United States of America Об авторе На страницах этой книжечки матушка Вероника описывает весну своей жизни. Что, может быть, “радостнее весны, когда все пробуждается к жизни, когда все живое охвачено единым порывом — упиться от истоков торжествующей радости бытия…” Весна это праздник жизни. Но весна в природе это только прообраз, только слабый отблеск вечного веселия, вечного торжества жизни, которое находит верующая душа в чертогах небесных. Не видело то око, не слышало то ухо, что уготовал Господь любящим Его! Матушка Вероника описывает весну своей души, когда ее душа, после хлада духовной зимы, пробудилась к свету и теплу небесной радости и жизни. Она правдиво и объективно описывает духовную и церковную жизнь Русского народа под игом безбожной власти. Все мы интересуемся судьбой своего народа и своей родины, мы стремимся понять: как живет русский народ, куда он идет? Для уяснения этих вопросов много дают хотя и краткие, но такие содержательные воспоминания матушки Вероники. На закате ее дней, Господь вывел ее из пределов Родины, этой юдоли скорби и плача, она скончалась во Франции в феврале этого года. Иеромонах Димитрий Глава I Выросла я в неверующей русской интеллигентной семье. Меня окружали широко образованные люди, жившие научными и литературными интересами. Врожденная любовь к искусству и поэзии еще усилилась и развилась, благодаря частым поездкам заграницу и знакомству с лучшими музеями и галереями Западной Европы. Из картин раннего детства смутно помню путешествие с няней по пещерам Киево-Печерской Лавры, темные своды, раки святых. Няня берет меня на руки, я целую какую-то холодную доску. Из мрака протягивается рука монаха и на лбу у меня запечатлевается душистый масляный крест. Потом чудесный вид на Подол с голубой извилистой лентой Днепра. Белая с золотом церковь Андрея Первозванного, Михайловский монастырь, пурпуровый бархат на завесах высокой раки с мощами Варвары Великомученицы. Помню узкие переходы в Софийском Соборе, огромную фреску Страшного Суда. Она очень поразила и испугала меня. Самое сильное впечатление на мою детскую фантазию произвел Владимирский Собор; Васнецовские лики святых на всю жизнь врезались в мою память. Помню малиновую лампадку на угольнике над няниной кроватью в детской и несколько иконок. Няню сменили гувернантки и все это забылось. Этот трепетный огонек мерцал иногда потом где-то в тайниках души.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-m...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 4 (17) Священномученик Николай Сретенский Священномученик Николай родился 15 апреля 1867 года в селе Толстиково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Ивановича Сретенского. Когда Николаю исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в Бежецкое духовное училище, окончив которое он поступил в Тверскую Духовную семинарию. Пройдя курс семинарии, Николай Алексеевич полгода работал учителем в земской школе, затем был переведен на должность духовного надзирателя, в коей проработал несколько месяцев. В 1890 году, когда ему исполнилось двадцать три года, Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Бежецкого Благовещенского монастыря, в котором прослужил до своего ареста в 1937 году. С 1906 года о. Николай состоял действительным членом Тверского Православного миссионерского общества. С 1910 года – член благотворительного общества во имя святой великомученицы Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища. В 1915 году за двадцатилетнее преподавание Закона Божьего в различных школах о. Николай был награжден орденом Ahhы III cmenehu . В семье о. Николая было двое детей – сын и дочь. Сын Владимир родился в 1895 году. Поступил в Екатеринославский горный институт, но окончить успел только два курса, так как началась Первая мировая война, и он был направлен в Петергофскую школу прапорщиков, а затем на германский фронт. В связи с большевистской революцией и развалом фронта, летом 1918 года он вернулся к родителям в Бежецк, но вскоре уехал в Екатеринослав, откуда с отступавшей белой армией попал за границу. Некоторое время жил в Польше и работал механиком на заводе, а затем уехал во Францию и окончил в Париже физико-математический институт и горную академию. Прослужив несколько лет в Бежецком монастыре, о. Николай стал пользоваться большой любовью и уважением прихожан. Несмотря на беспощадные гонения двадцатых годов, в Бежецке при монастыре еще в середине тридцатых годов жили около пятидесяти монахинь. Из монастырских зданий они были изгнаны, жили по частным квартирам, но по-прежнему собирались в храме, отправляли монастырские службы и держались монашеского образа жизни. Когда власти в городе попытались закрыть все храмы, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей города под прошением не закрывать храмы.

http://fond.ru/kalendar/819/nikolay/

Рождественский погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Богородицы на Жданке Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Варвары великомученицы Год постройки:Между 1685 и 1686. Ссылки:     Адрес: Московская обл., Раменский р-н, с. Плетениха (церковь расположена вне села, в бывш. селе Рождественно, или Рождественский погост). Координаты: 55.452076, 37.957324 Проезд: С Павелецкого вокзала до ст. " Космос " , далее 5 км в восточном направлении. По трассе М5 (Новорязанское шоссе) до пос, Чулково, в Чулково съехать направо на дублёр. По дублёру ехать 3 км до правого поворота на пос. Володарского. Через 6 км - левый поворот на Константиново. Проехать через Конста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С Павелецкого вокзала до ст. " Космос " , далее 5 км в восточном направлении. По трассе М5 (Новорязанское шоссе) до пос, Чулково, в Чулково съехать направо на дублёр. По дублёру ехать 3 км до правого поворота на пос. Володарского. Через 6 км - левый поворот на Константиново. Проехать через Константиново до дер. Ждановское. Перед указателем " Ждановское " справа будет въезд на свалку со знаком " Stop " . Свернуть туда, двигаться прямо через свалку до выезда на грунтовку (Внимание! Дорога изобилует торчащей из земли арматурой и прочим мусором, способным причинить вред автомашине!). Поле за свалкой покрыто сетью грунтовых дорог, за неимением ориентиров двигаться нужно на северо-запад придерживаясь самой накатанной колеи. Сразу после 2-го перелеска - левый поворот и вперёд ещё около 200 м. Справа в леске будет кладбище, церковь стоит в его глубине (издалека не видна). Проезд сезонный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Богородицы села Плетениха построен в 1686 году. Храм находится в лесу и поблизости нет населенных пунктов. До революции в этом месте было село Рождествено, которое в 30-х годах было упразднено, до села Плетениха не менее 2-х километров. В то же время был закрыт и храм. В настоящее время храм находится в запустении, дороги туда нет, только грунтовая проселочная колея. Производится оформлением земельного участка под здание церкви, создание церковной общины. Все работы начинаются с абсолютного нуля. Богослужения на данном этапе не проводятся. 

http://sobory.ru/article/?object=10603

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Храмы монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Александра Невского Часовня Тихвинской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается во второй половине XVI в. В 1764 г. был оставлен за штатом, затем упразднен. В 1864 г. восстановлен. Два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.) и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). Окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819). Действует с 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, в монастырской слободе города Рославля. Основан до 1560 года; в конце XVIII века обращен в приходскую церковь; восстановлен в начале XIX века. Здесь находятся две местно чтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и святой великомученицы Варвары. Монастырю принадлежит в 3 верстах от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Сюда 19 апреля совершается из монастыря крестный ход в память спасения государя императора Николая Александровича в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2004 году исполняется 185 лет со дня построения и освящения этого храма. На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены. Видя такой упадок храма Божьего, благочестивые рославльчане предложили настоятелю монастыря иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор пожертвований на строительство в обители нового каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00469

С каждой иконой связана своя история Встречи со святыми – как с хорошими людьми: порой происходят самым неожиданным образом. Например, мой земляк из Тбилиси – преподобный Гавриил (Ургебадзе) – приехал своей иконой в Пафнутьев-Боровский монастырь с девушками-певчими из храма Святой великомученицы Варвары в Тбилиси, которые, узнав, что у меня нет иконы одного из самых почитаемых грузинских святых, немедленно подарили мне его икону – и еще банку аджики с тбилисского рынка. Аджику мы с друзьями-монахами быстро съели, а икону я привез домой. Красного угла с лампадой у меня дома нет, иконы просто стоят на полке в книжном шкафу. И она вся давно уже занята. Вот преподобный Пафнутий, Боровский чудотворец – подарок братии, вот святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец, в чьем монастыре мы с женой жили и молились, прося святого благословения на наш брак. Вот старинная икона Богородицы «Казанская», доставшаяся мне в наследство от моих прадедов. Икона преподобного Серафима из Дивеево, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, икона преподобного Далмата Исетского, к которому я езжу на престольный праздник в свой день рождения. А еще образ святителя Игнатия (Брянчанинова) – благословение духовного отца на литературные труды, икона Богородицы со Святой Горы Афон и много других. С каждой иконой связана своя история, воспоминания о святых местах, в которых довелось побывать, и о людях – искренних, верующих добрых людях, которых я встретил возле этих святынь. Все родные и все любимые. Смотришь на Валаамскую – и молишься за друга детства, афонского монаха Андрея, который когда-то был на Валааме послушником. Вздыхаешь перед Абалакской – и поминаешь батюшку Зосиму, теперешнего духовника Тобольской семинарии, с которым ходил крестными ходами вокруг монастыря… Когда места для иконы преподобного Гавриила не нашлось, я в простоте решил отнести ее в храм, потому что духовными сокровищами надо делиться. Это ведь не пачка денег, чтобы ее под подушкой прятать и трястись над ней, как бы не украли: святыня – она для всех. Тем более такая – из самого сердца моей родной Грузии.

http://pravoslavie.ru/116943.html

Саратов. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1815 и 1825. Колокольня - 1840-1842. Год утраты:приблизительно 1932 (снесён) Архитектор: В.П. Стасов (проект храма) , В.И. Суранов (строительный надзор), Г.В. Петров (надзор и проект колокольни) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, стадион " Динамо " Координаты: 51.528448, 46.036054 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор находился на месте современного стадиона Динамо и парка Липки на перекрёстке улиц Радищева, Волжской и проспекта Кирова. Фонд для сбора средств на строительство в Саратове нового собора был открыт императрицей Екатериной II в 1785 году. Однако окончательное решение о возведении храма было принято лишь в 1814 году после победного окончания войны с Францией. 30 августа 1815 года преосвященным Афанасием, Епископом Пензенским и Саратовским, было совершено чинопоследование закладки собора. Архитектором указом императора Александра I был назначен В.П. Стасов. Каменное здание было спроектировано в стиле русского классицизма, с колоннами по всем четырём сторонам и низким куполом, также каменным. Последнее вызвало споры, которые оказались небезосновательными. Ранним утром 24 апреля 1824 года, когда работы были практически закончены, четыре внутренние колонны не выдержали массивный купол, и конструкция обрушилась. Происшествие обошлось без пострадавших. Заведовавшего постройкой губернского архитектора Суранова на этом посту сменил его помощник Т.В. Петров, под руководством которого за два года был возведён новый купол, на этот раз деревянный. Этажей в здании было два, первый из которых был углублён в землю. Главный престол находился в верхнем ярусе и был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского. Два придела были освящены во имя Архистратига Божия Гавриила и святых праведных Захарии и Елизаветы. В нижнем храме было устроено три престола: центральный в честь Воскресения Христова и по бокам во имя святителя Митрофана Воронежского и святых великомучениц Варвары и Екатерины. 28 марта 1826 года состоялось торжественное освящение храма архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Арсением. В 1840 году на средства жены коллежского советника М.Ф. Дмитриевской была заложена трёхъярусная колокольня, строительство которой велось пять лет под руководством архитектора, заканчивавшего строительство собора. В храме были погребены саратовские святители Евфимий (Беликов) и Авраамий (Летинский), хранились знамена Саратовских ополчений 1812 и 1855 годов.

http://sobory.ru/article/?object=24340

Слуцк. Кафедральный собор Михаила Архангела. Свято-Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Слуцкая Свято-Михайловская церковь — памятник белорусского деревянного зодчества второй половины XVIII века. Церковь во имя святого Архистратига Михаила в белорусском городе Слуцке построена из дерева в традициях народного зодчества с элементами стилей барокко и позднего классицизма. В 1812 году разрушена французами. Имела два приписных храма: св. великомученицы Варвары (на кладбище), святого великомученика Георгия в селе Храново и пять часовен в близлежащих деревнях. В 1990-е годы стала собором. Престольный праздник 21 ноября. Вначале существовала как Константиновская церковь в Старом городе, в конце XVIII века перенесена в предместье Остров и возведена на месте разобранной в 1795 году Михайловской церкви. Сначала была двухсрубная. В конце XIX века с востока пристроили башню-звонницу. Состоит из трех многоярусных срубов, поставленных вдоль одной оси и завершенных гранеными куполами, и галереи, окружающей основную часть здания и раскрытой к центральному срубу. Высотность композиции нарастает от алтаря ко входу: алтарный сруб завершен четвериком со шлемообразным куполом, основной сруб — четвериком и восьмериком с грушеобразным куполом, колокольня состоит из двух четвериков, поставленных друг на друга, и восьмерика со шлемообразным куполом и шпилем. Стены горизонтально обшиты досками. Окна имеют полуциркульное арочное завершение. За всю многовековую историю древнего Слуцка на его территории, так или иначе, упоминаются 23 православных церкви и собора. Среди них знаменитейший Троицкий собор монастыря в Тройчанах, церкви Ильинского и Преображенского монастырей, поражавший своим величием городской Успенско-Николаевский собор, изящные в пропорциях Варваринская и Воскресенская церкви, входившая в фортификационную систему обороны города Георгиевская (Юрьевская) церковь, другие святыни Слуцка, создавшие ему славу оплота Православия в Великом Княжестве Литовском, сделавшие город к концу XVIII в. кафедральным центром Православия края.

http://sobory.ru/article/?object=29327

Смоленское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова Год постройки:1779. Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н., с. Смоленское, ул. Парковая, д.1 Координаты: 56.632579, 39.177002 Проезд:Электричкой: Северная ж.д. от станции Александров (около 1 часа) или Ярославль (около 2 часов) до платформы " 155 км " . Машиной: от г. Переславля-Залесского в сторону Горок (около 20 км.). Не доезжая Горок поворот налево по указателю " Смоленское " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь в с. Смоленском уже существовала в начале XVII в., но перед 1628 г. сгорела. Это была церковь Успения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары. В 1779 г. сенатором и генерал-поручиком П.С. Свиньиным на этом " церковном " месте устроен двухэтажный каменный храм в связи с помещичьим домом, т.о. церковь оказалась домовой. Престолов в ней два: в верхнем этаже, в честь Успения Божьей Матери, в нижнем, во имя святого апостола Иоана Богослова. Колокольня существовала в особой башне. Весь комплекс сооружений вместе со службами и огромным парком представляет собой своеобразный архитектурный ансамбль. После революции, уже в 1924 году, этот храм самым первым в Переславском районе подвергся разрушению. Красивый мозаичный пол был закрыт досками, а в алтаре разбит. Помещение перегородили вдоль и поперек и снизу вверх, сделав их классными комнатами для Успенского сельскохозяйственного техникума. Фрески на стенах закрасили. Современное поколение даже и не подозревало, что здесь когда-то находилась удивительной красоты церковь. Что только не было в этих комнатах: и классы, и библиотека, и АТС, и сберкасса, и мастерская. Но вот на Крещенье 1995 г. случился пожар. А когда пожарные направляли струи воды на стены, то их охватывал ужас: " Огонь, дым, а перед нами встают святые, как живые… " Наутро, когда все успокоилось, и пришли в это помещение люди, они увидели величественный храм, сбросивший с себя 70-летние оковы.

http://sobory.ru/article/?object=03523

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010