4. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары в соединении с воскресной службой Октоиха (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь великомученицы, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

Коломна. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь в Коломне упоминается с 1578 г. Деревянный храм не раз перестраивался. В 1786 г. сообщается о существовании каменной церкви в честь Вознесения Господня, с каменной же колокольней, при которой была теплая церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом великомученицы Варвары. Современный вид храм приобрел в 1792—1799 гг. Он близок к известным постройкам М.Ф.Казакова — церквям Космы и Дамиана на Маросейке , Вознесения Господня на Гороховом поле . Трехъярусная колокольня с часами первоначально сооружалась отдельно от храма, а в 1808 г. их объединила теплая трапезная с приделами великомученицы Екатерины — освящен в 1815 г. и великомученицы Варвары — освящен в 1821 г. Дошедшая до нас настенная роспись относится к 1913—1914 гг. С небольшими утратами в храме сохранился первоначальный трехъярусный позолоченный деревянный иконостас с колоннами и накладной объемной резьбой. В иконостасе сохранились и некоторые иконы. В 1930-х гг. храм закрыли. В здании разместили склад горюче-смазочных материалов и химических веществ. В это же время разобрали ажурную литую церковную ограду на белокаменном цоколе и ворота, выполненные по лучшим образцам оград Санкт-Петербурга. В 1995 г. храм был передан церковной общине. Выполнены большие ремонтно-реставрационные работы. Богослужения в церкви совершаются регулярно. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=315 Церковь Вознесения, что на улице Красногвардейской, за свою красивую купольную ротонду и парящую в небе колокольню-звонницу коломенцы часто называют " Коломенским Елеоном " . Построенный на средства прихожан в 1792-1797 годах, храм относится к лучшим памятникам культового зодчества Коломны эпохи классицизма. Его строителем является архитектор круга Матвея Фёдоровича Казакова. Вознесенская церковь напоминает ротонды великого зодчего: церковь Космы и Дамиана на Маросейке и церковь Вознесения на Гороховом поле. Интересны незаконченные капители колонн трапезной, показывающие, что они изготавливались прямо из установленных на место каменных блоков. С внешней стороны над приделами сохранились фрески: с улицы Красногвардейской - изображение святой Варвары, а с противоположной стороны - святой Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=01829

Москва. Церковь Девяти мучеников Кизических. Карта и ближайшие объекты Храм имеет довольно редкое для русских храмов посвящение Девяти святым мученикам, казненным за Веру в город Кизике в Малой Азии в конце III века. Частица мощей этих святых была привезена в Россию и находилась в казанском Кизическом монастыре , основанным Патриархом Адрианом в его бытность митрополитом Казанским. По поручению Патриарха Адриана святитель Димитрий Ростовский написал службу Девяти мученикам Кизическим. По его словам, " этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней " . Возможно, целительский дар, дарованный этим святым, а также глубокое их почитание Патриархом Адрианом привело к тому, что когда его самого поразил паралич, он дал обет возвести в Москве храм в честь Девяти мучеников Кизических. Болезнь Патриарха отступила, и в 1698 году по указу Петра I здесь был сооружен деревянный храм. Сам Петр I неоднократно бывал в нем, любил слушать патриарших певчих. В 1732-1738 году на средства купца Андрея Семенова рядом с деревянным был возведен ныне существующий каменный храм того же посвящения с теплым приделом Архангела Михаила. Деревянная же церковь была уничтожена пожаром в 1736 году. В 1838 году на средства Варвары Челищевой и Варвары Нерской выстроена новая трапезная, в которой устроен придел во имя великомученицы Варвары. Колокольня построена в 1844 году. В 1898 году храм обновлялся. В 1929 году храм был закрыт. Через некоторое время его передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания - расстрелов, отчего в народе он назывался " Расстрельным храмом " . Позднее в храме находились склады, различные учреждения. Его внутреннее помещение разделили на этажи. В 1976-1979 годах проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Храм возвращен верующим в 1992 году. Во время октябрьских событий 1993 года здание, находящееся невдалеке от Белого Дома, оказалось под обстрелом и получило многочисленные повреждения. Первая литургия в возвращенном храме состоялась 24 апреля 1994 года в приделе великомученицы Варвары. Ныне, после проведения реставрационных работ, литургии совершаются и в главном приделе.

http://sobory.ru/article/?object=02490

Слово в день святой великомученицы Варвары «Дивен Бог во святых Своих», – говорит Пророк Божий. И нет силы и знамения, нет чуда всемогущества и любви, которых не явил бы Он ради избранных Своих. Но не менее дивна, брат, и любовь святых к Господу Богу. Каких подвигов не явила она? Каких искушений не победила? Каких истязаний и мучений не претерпела ради Господа? Одно из сих дивных явлений ничем непобедимой и вся побеждающей любви к Богу и вместе чудодейственной силы Божией, являющейся в немощах человеческих, прославляет ныне св. Церковь в лице св. великомученицы Варвары. Мы жалуемся иногда на скудость и несовершенство проповедников церковных, на оскудение духоносных учителей и руководителей ко спасению. Но какого проповедника слышала св. Варвара? У какого учителя научилась она любить Бога, еще не познавши Его совершенно? Юная дева, заключенная на уединенном столпе, окруженная язычниками, видела только небо и землю: небо, украшенное светилами дня и ночи, землю, испещренную разнообразными растениями. И это небо, поведающее славу Божию, возвело светлый ум ее к познанию единого Бога, Творца всяческих. Эта приукрашенная силою Творческою земля преисполнила сердце ее чувством благодарения и любви ко всеблагому и всещедрому Создателю. «Боги, которым покланяется отец мой, сами дело рук человеческих, – так рассуждала мудрая дева, – могли ли они сотворить столь дивную красоту, такой великолепный и необъятный мир, который зрит мое око? Один должен быть таковой Бог, который все содержит, все устрояет, все оживляет и о всем промышляет». И прилагалось ей желание к желанию, чтоб увидать истее единого истинного Бога, – и, еще не ведая Его, она уже возлюбила Его всем сердцем своим. Возлюбила так, что отвергала мужественно все утехи мира, чтоб обрести одно высочайшее утешение – познание единого истинного Бога; отвергала богатства и украшения, чтоб обрести единый бесценный бисер – Христа; отвергала земных женихов, которых предлагал ей отец, чтобы уневестить себя единому небесному Жениху.

http://pravoslavie.ru/50418.html

Тверь. Церковь Варвары великомученицы при епархиальном женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Великомученицы Варвары при Епархиальном женском училище домовая церковь. г. Тверь, наб. Ст. Разина, 23 (Западный ризалит). В 1898 году на высоком правом берегу Волги, в конце набережной, появилось новое, внушительных размеров трёхэтажное здание величественной архитектуры. Оно органично вписалось в окружающую среду и стало достойным украшением главной городской набережной. Проект строения, предназначенного под размещение епархиального женского училища, открытого в городе в ноябре 1895 года, выполнил губернский архитектор Владимир Иванович Назаров. Вытянутое вдоль набережной здание с двумя внутренними прямоугольными дворами имеет симметричную относительно поперечной оси композицию. Монументальный главный фасад пластично подчеркнут тремя увенчанными апиками ризалитами - центральным в пять осей и одноосевыми по бокам. Над западным ризалитом, в котором размещалась церковь, располагалась небольшая главка. В связи с закрытием епархиального училища в послереволюционные годы, была упразднена церковь. В наши дни в здании расположена Областная детская клиническая больница. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь/Ред. А.Б. Стерлигов. - Тверь; ЗАО " Литера-М " ; - 2000. и сайта " Прогулки по старой Твери " . http://hram-tver.ru/tver/eparhuchilishetv.html Церковь в главном здании Тверского епархиал. женского училища, в 1-й части г. Твери, на правом берегу Волги (во 2-м и 3-м этажах), освящена Тверским Архиепископом Димитрием и Василием, Епископом Старицким, 5 ноября 1900 г. (см. Твер. Еп. Вед., 1900 г., 23). Устройство этого храма тесно соединено с постройкой самого училища, а потому неизлишне хоть кратко представить историю учреждения этого учебного заведения. Тверские архипастыри и епархиальное духовенство давно было озабочено открытием в Твери женского епархиал. училища; вопрос этот поднимался еще с 1870 года при Тверском архиепископе Филофее (впоследствии Киев. Митрополите) и Алексии, но за неимением средств у духовенства, обременного содержанием и благоустройством 9 (ныне 7) мужск. духов. училищ, пришлось на долгое время отложить это дело, тем более, что в г. Ржеве уже существовало (хотя только для 4-х уездов) училище для девиц духовного звания.

http://sobory.ru/article/?object=32368

Закрыть itemscope itemtype="" > Две Варвары в истории Сомовского монастыря 18.12.2020 400 Время на чтение 17 минут «Сама великомученица Варвара была святою руководительницей в иноческих подвигах и небесною покровительницею зарождающейся женской обители», – писал воронежский краевед о первых годах Варваринского женского монастыря в деревне Сомовка. Но в земной истории этой исчезнувшей (увы!) обители оставила заметный след и другая ВарвараВарвара Петровна Сомова. Овдовевшая помещица, поставив на ноги четырех сыновей, приняла в 1882 году монашеский постриг с оставлением прежнего имени. Она намеревалась быть простой инокиней в основанном ею монастыре. Однако Господь судил иначе. По определению Святейшего Синода ей пришлось стать настоятельницей. И это нелегкое послушание игумения Варвара (Сомова) несла до своего смертного часа, наступившего 29 июня 1887 года. Паломничество помещицы в Коренную пустынь изменило жизнь Сомовки Родилась будущая игумения 29 октября 1823 года неподалеку от места своего упокоения – в селе Берёзово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. (Ныне это село, как и деревня Сомовка, относятся к Горшеченскому району Курской области). В Берёзово было поместье Петра Дмитриевича и Олимпиады Николаевны Измалковых – родителей игумении Варвары. Крестил новорожденную священник местной Покровской церкви Изот Федоровский. Известны и имена крестных родителей. Ими стали помещик Нижнедевицкого уезда секунд-майор Аристарх Васильевич Решетов и родная бабушка крещаемой Наталья Петровна Беклемишева. В год, когда родилась Варвара Петровна, её будущему мужу Михаилу Николаевичу Сомову уже исполнилось 11 лет. В 17 лет его приняли юнкером в егерский полк, и до 24-х лет Сомов нес службу, уволившись затем в чине поручика. Михаил и Варвара после свадьбы жили в селе Губарево Землянского уезда Воронежской губернии. Там и появились на свет у Сомовых четверо сыновей. Старший Петр – в 1846 году, Митрофан – в 1849, Афанасий – в 1850, младший Сергей – в 1853. А в 1856 году, когда Варваре Петровне было всего 33 года, она овдовела. Тремя годами ранее умерла её мама, десятью – отец. Через три года после смерти мужа умер единственный брат Николай. Чреда смертей близких людей заставила Варвару Петровну по-иному взглянуть на скоротечные дни земной жизни. Она находила утешение в молитве, посещала святые места. И в 1863 году во время паломничества в Курскую Коренную пустынь, в этой «уединенной и мирной обители» Господь вложил в сердце Варвары Петровны желание построить храм в деревне Сомовка – родовом имении почившего супруга.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

Китайгород. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 1754. Адрес: Украина, Днепропетровская область, Днепровский район, село Китайгород Координаты: 48.891161, 34.466971 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главную достопримечательность Китайгорода составляет храмовый комплекс, являющийся памятником истории и архитектуры национального значения XVIII века. О нем следует сказать особо не только потому, что он является старейшим культовым сооружением на территории Днепропетровской области, но и потому, что ему нет аналогов в Украине. В середине XVIII столетия строится уникальный ансамбль церквей на средства казацкой старшины. Удивляют, как принято теперь говорить, и темпы строительства. С одобрения Протовчанской паланки и с участием сечевиков в 1754 г. открыта центральная - Успенская церковь, через два года - церковь-звонница Святой Варвары, а уже в следующем году – Николаевский храм. За четыре года - три храма! Для строительства церквей казаки привозили обожженный кирпич с верховьев Днепра на лодках, наращивая борта камышом. Кладка велась на известковом растворе, с тех времен она ровная и крепкая. Колокольня Успенской церкви (Варваринская церковь) представляла собой трехъярусное кирпичное отштукатуренное сооружение в стиле позднего украинского барокко. Удачный выбор места для церквей, окруженных живописным ландшафтом, придает особую монументальность всему комплексу. Свято-Николаевский, Свято-Успенский и Свято-Варваринский храмы составляют уникальный ансамбль культовых каменных сооружений, дошедший до наших дней без значительных перестроек. Фактически, это единственные сооружения подобного типа в зоне так называемой «Украинской линии». В справочнике-каталоге «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской СССР» о Китайгородских храмах мы находим следующее: «Успенская церковь (охранный 1754 г. Памятник архитектуры в стиле барокко... Пластика стен обогащена раскрепованными карнизами и пилястрами, разнообразными наличниками окон. Своеобразно решен переход квадрата подкупольного пространства к восьмигранному барабану купола при помощи ступенчатых арок вместо традиционных парусов. Раскрепованные пилястры применены в интерьере. В 1969-1973 г. проведены ремонтно-реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=22678

Метеоры (Μετωρα). Варвары великомученицы, монастырь. Монастырь Руссану Карта и ближайшие объекты Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного. Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары. Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=10323

Плёс. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ, 1-я четв. 19 в. ул. Урицкого, 2. Расположена на возвышенности в восточной части города, недалеко от берега Волги. Играет важную роль в панораме Плёса. Построена в 1821 г. на месте прежней деревянной 1702 г. Здание кирпичное, побеленное по кладке. Скромный провинциальный храм в стиле зрелого классицизма с объемно-пространственной композицией в духе 17 в. Двусветный четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью чешуйчатыми главками с перехватами на фигурных граненых барабанах. Суженный, сильно выдвинутый алтарь (его кровля раньше была более высокой) и растянутая по поперечной оси трапезная с двускатной кровлей и маленькими главками над приделами значительно понижены. Углы четверика и трапезной скруглены. Стройная трехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и цилиндрического яруса звона с аттиком; все ярусы прорезаны арками. Венчает колокольню купол с люкарнами и маленькой главкой на аналогичном храму барабане. Лаконичный фасадный декор состоит из широкого антаблемента четверика с сухариками в карнизе и подобных ему, но более узких на трапезной и алтаре. Прямоугольные окна верхнего яруса обведены рамочными наличниками с сандриками, в нижнем имеют лишь сандрики и подоконные выступы. Между двумя светами окон помещены круглые ниши. Колокольня оформлена парными пилястрами на углах нижнего яруса, портиками из двух полуколонок с фронтонами во втором и парными полуколонками в третьем. В основном объеме свод сомкнутый, в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Первоначальные перекрытия алтаря и трапезной утрачены. Интересны округлые ниши в восточной стене трапезной, служившие алтарями приделов, а также ряд ниш разнообразной формы в стенах основного алтаря. Клеевая живопись сер. 19 в., сохранившаяся на стенах и сводах четверика, - интересный памятник, в котором гризайльный орнамент и некоторые композиции свода выполнены в духе барокко, а в росписи стен преобладает классицистическая манера письма.

http://sobory.ru/article/?object=00940

Четвертый день. Поучение 5-ое. Св. великомученица Варвара. (О даре св. великомученицы избавлять притекающих к ней с молитвами от внезапной смерти). I. Св. великомученица Варвара, память коей совершается ныне, идя на смерть, молилась Богу о том, чтобы Он избавлял от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был голос с неба, обещавший исполнить прошение мученицы. Сам отец Варвары – язычник Диоскор – отсек главу св. дочери своей. Мощи св. великомученицы с XI века хранятся в Киеве и почивают в Киево-михайловском монастыре, куда они перенесены из Царьграда. II. а) Дарование св. великомученицы Варвары, данное ей свыше пред смертию, избавлять от внезапной смерти, весьма многоценно, ибо что нужнее для каждого из нас, как отойти из этой жизни совершенно приготовленными к жизни новой, ожидающей нас за гробом? Отойти, то есть, очистившись благодатию Божиею от всех вольных и невольных грехопадений – принесши в них истинное покаяние? – Но многие пред исходом из сего мира не успевают даже помыслить о своих грехах и возвести покаянного взора на небо; отходят по сему самому пред небесного Судию со всеми нечистотами земной жизни, в таком состоянии, в каком они не посмели бы явиться пред земного начальника. Посему возможность быть защищенным от внезапной смерти принадлежит к числу самых желанных возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожит спасением бедной души своей. б) Но где достать этой драгоценной возможности? – Кто в состоянии остановить руку ангела смерти, над нами подъятую? Без сомнения, не земные врачи, а един Тот Врач душ и телес, у Коего «не изнеможет всяк глагол» ( Лук. 1, 37 ), Который, как один дает всем жизнь и дыхание ( Деян. 17, 25 ), так один может и продлить их, когда и сколько Ему угодно. Посему св. церковь , при каждом богослужении, между большим числом, необходимых для каждого из нас, прошений, помещает прошение о кончине безболезненной, непостыдной и мирной. Прошение крайне утешительно! Но собственное недостоинство не позволяет многим быть уверенными, что сила сего прошения воздействует и над ними. По немощи веры нашей, желалось бы иметь у престола Божия какого-либо ближайшего к нам споручника и ходатая, который бы, так сказать, взял на свои руки жизнь нашу, обязался защитить нас от всякого вида внезапной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010