Закрыть itemscope itemtype="" > В Киеве у святой Варвары Грустные воспоминания 13.05.2022 736 Фото: из личного архива автора В детстве меня почему-то звали «Варвара» и добавляли «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». В особых случаях папа ласково называл меня «Варварешти». И так сложилось в моей жизни, что первая святая, которой я поверила и которой старалась молиться, была великомученица Варвара. Акафист ей я знала почти наизусть. Летом в конце 1990-х годов мы с детьми отдыхали в Одессе. Конечно, заехали в Киев, чтобы поклониться святым отцам Киево-Печерской лавры. И еще я очень хотела приложиться к мощам святой Варвары. Но Варвара, как и в житии, была в плену — ее мощи во Владимирском соборе окуривали киевские раскольники. Я тихонько зашла в храм, рака с мощами святой великомученицы была открыта. В храме пусто, 2-3 человека. И звенящая тишина. Помолилась, приложилась к святыне. Ни одной свечи не запалила — храм у раскольников, значит свечи «не православные», так подумала. Горько пожалела Варвару за то, что ей и доселе приходится терпеть поношения Христа и слушать молитвы неверных. Всё как в ее житии. На солее возле алтаря суетились молодые люди, шли какие-то приготовления. Я осмотрела прекрасные росписи собора и поспешно вышла из храма. Вот я с сыном стою на церковном дворе, восхищаясь величием собора. Двери отворены, на улице раскатывают ковровую дорожку. В дверях выстроились послушники со свечами. Кто-то держит в руках цветы... Наверное, скоро начнётся служба. «Со встречей», как говорят у нас в храме. Но почему такой холод на душе? Ни радости, ни теплоты сердечной! И тут мой сын-подросток говорит мне: «Мама, а почему нет голубей?». Я оглянулась вокруг. Действительно, возле собора — пустота. Голый двор. Ни одного голубочка. Ни хлебушка… Ни щебета… Ни птички!.. Далее подъехал дорогой «лимузин». Из машины вышел господин в святительской мантии, за ним семенили молодые люди. Свита. Рядом пронеслось: «Филарет... Филарет...». Конечно, это была картина наоборот. Поясню. Владимирский собор передали раскольнической церкви Украины . Все молодые люди из свиты (и те, что в стихарях, и те, что с крестами на груди), были коротко стрижены, чисто выбриты, с модными барсетками в руках. За каждым тянулся шлейф дорогой парфюмерии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/13/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Песочная анимация «Святая Варвара» 18.12.2019 392 Время на чтение 3 минуты Краткое житие святой великомученицы Варвары. празднование 4/17 декабря. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки. В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем, Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной. Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак. Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение. Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

http://ruskline.ru/video/2019/12/18/peso...

Св. вмц. Варвара 17 декабря в Грузии отмечают один из самых популярных праздников – Барбароба. В каждом доме обязательно пекутся лобиани – лепёшки с фасолью, традиционное блюдо этого дня Филипповок. Издавна с этим праздником народ связывает много поверий. Особое внимание в этот день уделяется «меквле», что в переводе означает «прокладывающий след». Это посторонний мужчина или мальчик, который первым входит в дом. Считается, что он вносит с собой благополучие и удачу. Как правило, меквле держит при себе что-то сладкое и желает всем членам семьи долголетия и процветания. Естественно, его тут же сажают за стол, на котором только постные блюда. В сегодняшней Грузии всё больше и больше людей, которые, несмотря на непростую жизнь, натиск иеговистов, курсирующих по улицам, и пр., начинают вести церковный образ жизни. Само собой, в любой церкви города в этот день очень многолюдно. Служба кончается, но люди идут и идут, чтобы попросить о чём-то своём у святой Варвары. В Тбилиси несколько церквей, посвящённых святой великомученице. Часто в прессе появляются статьи о новых и новых чудесах, творимых св. Варварой. Вот, например, настоятель церкви Св. Варвары на улице Богдана Хмельницкого о. Элгуджа (Лосаберидзе) рассказывает на страницах журнала «Сарке»: «Одна женщина попросила меня: “Дайте мне ключи от церкви. Они помогут моему ребёнку, если он покрутит их во рту”. Я ничего подобного не слышал. Это, наверное, какое-то народное поверье. Эта женщина была нашей постоянной прихожанкой и долго молила святую о чуде. Все знают, что св. Варвара покровительствует детям. Я не смог отказать измученной матери и дал просимое. Потом она пришла ко мне и плакала от радости. Её немой от рождения ребёнок заговорил...» В 1999 г. в Тбилиси была построена ещё одна церковь Св. Варвары. До того её будущему настоятелю о. Кахаберу (Натенадзе) и двум его друзьям одновременно приснилось, что на этом месте должна быть церковь. Великомученица явилась о. Кахаберу во сне именно такой, какой её изображают на иконах, положила ему на голову Чашу и обещала помочь в строительстве.

http://pravoslavie.ru/50446.html

Слово на день святой великомученицы Варвары Венец невесты Христовой, ныне торжественно нами ублажаемой, блистает многими драгоценными камнями, то есть великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболее блистает в сем венце и привлекает благоговейный взор всех одно многоценное перло. Это приятый свыше великомученицею дар – спасать от внезапной болезни и наглой смерти всякого, кто с верою и любовью притекает к ее о том ходатайству пред Богом. В самом деле, братие, кто, слушая с умилением акафистово пение в честь св. Варвары, не остановлял особенного благоговейного внимания на тех местах его, в коих упоминается о сем дивном и благотворном даре? Кто из нас, обращаясь к ней с молитвою, не испрашивал у нее, первее и после всего, защиты от внезапной болезни и наглой смерти? Итак, воспоминая ныне торжественно подвиги великомученицы, подойдем благоговейно мыслию ближе к венцу ее, и рассмотрим это многоценное перло. Я говорю: многоценное, ибо что нужнее для каждого из нас, как отойти из сей жизни совершенно приготовленными к жизни новой, ожидающей нас за гробом? Отойти то есть очистившись благодатью Божией от всех вольных и невольных грехопадений, принесши в них истинное покаяние? Но бренность жизни нашей так велика, что многие пред исходом из сего мира не успевают даже помыслить о своих грехах и возвести покаянного взора на небо; отходят по сему самому пред небесного Судию со всеми нечистотами земной жизни, в таком состоянии, в каком они не посмели бы явиться пред земного начальства. Посему возможность быть защищену от внезапной смерти принадлежит к числу самых желанных возможностей для каждого, кто только хотя мало дорожит спасением бедной души своей. Но где достать сей драгоценной возможности? Кто в состоянии остановить руку ангела смерти, над нами подъятую? Без сомнения, не земные врачи, а един тот Врач душ и телес, у коего не изнеможет всяк глагол (Лук. 1, 37), который, как один дает всем жизнь и дыхание (Деян. 17, 25), так один может и продлить их, когда и сколько ему угодно. Посему св. Церковь, при каждом богослужении, между большим числом, необходимым для каждого из нас, прошений, помещает прошение о кончине безболезненной, непостыдной и мирной.

http://pravoslavie.ru/50387.html

24. Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина 78 Из уст святого апостола Павла слышим мы сегодня призыв благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол. 1, 12–13 ). Какие чуждые для многих слова! Что это за наследие святых? Что за свет, озаряющий это наследие? Что за чуждое тьмы Царство возлюбленного Сына? Все это слова для многих из совсем иного, чуждого для них мира. С этими словами святого апостола не соединяется у них никакой ясной мысли, а оттого и выслушивают они их холодно, равнодушно, совсем не думая про себя, что и им необходимо прилагать заботу о таком чуждом и непонятном наследии. Действительно, так удалились многие из «дома Отчего», так вознерадели о наследии Христовом, что они, продолжая называть себя чтителями Бога и христианами, перестали совсем понимать и ценить все, что обещал Христос, ради чего Он страдал, к какому наследию с такою томительною тоскою души и с такою сострадательною любовью звал людей погибающих. Он зовет, а они не хотят понять и даже слушать. Он хочет устрашить их, внушая, что тем, которые не захотят участия в наследии Его, остается сделаться лишь печальным наследием червей, терзающих тело в могиле, достоянием демонов, самую душу имеющих терзать в аде вечно; но они не внимают никаким страхам и ужасам, как бы сонные или окаменелые. По-видимому, люди нынешнего века должны были бы так ясно понимать, что это за «наследие святых во свете», что за «власть тьмы», от которой Христос избавил их: ведь они так много говорят о «просвещении» и ничем, быть может, так не гордятся, как своим просвещением и заботами о нем. Но вот мы видим, что сами говорящие о просвещении в духе века сего находятся так часто во тьме. Ведь просвещенному человеку должно бы быть совершенно ясно все в его жизни: зачем он живет, какой смысл его деятельности. Но как часто бывает, что чем более человек просвещается, тем более непонятно становится ему, зачем он живет, тем чаще посещать начинают его мысли, которые некогда тревожили великого поэта: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» И вот вместо просвещения все более является для человека вопросов совершенно темных, неразрешимых «загадок жизни», «проклятых вопросов», которые разрешить необходимо для жизни человека и разрешить никак нельзя, вопросов, без разрешения которых человек чувствует себя в вечной тьме, столь мучительной, что готов иногда наложить руки на себя, не будучи в состоянии вынести страданий слепоты; а разрешение этих вопросов между тем все более и более удаляется от человека; что прежде казалось ясным, становится темным, самые блестящие истины науки начинают казаться лишь смутными, темными предположениями, на которые напрасно хотел бы человек опереться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иваново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:приблизительно 1690 - 1700. Колокольня - 1905. В 1815 и 1904 церковь переносили на новое место. Год утраты:2015 (сгорела) Адрес: Ивановская область, г. Иваново, улица Фрунзе, д.7 Координаты: 57.02805, 40.96655 Проезд:До самого конца проспекта Ленина, по мосту над железной дорогой, до остановки общественного транспорта " Культурный центр КРАНЭКС " . Церковь на левой стороне, за оградой и деревьями. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. От всего комплекса зданий, существовавших некогда на Покровской горе, сохранилась, как ни странно, деревянная церковь. В 1815 году по указу Владимирской духовной консистории Троицкую церковь с приделом Варвары великомученицы перенесли на Успенское кладбище и освятили 25-26 ноября 1817 года в честь Успения Божьей Матери. Постепенно деревянная церковь ветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы в церкви прекратились. В 1904 году фабрикант и основатель городского музея Дмитрий Геннадьевич Бурылин, получив разрешение Московского археологического общества, перенёс церковь со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе). Церковь была отреставрирована и открыта 15 января 1906 года. Дмитрий Геннадьевич Бурылин передал в неё некоторые иконы и старинные предметы из своей коллекции. Основные конструкции храма сохранились с конца XVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале XIX века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.

http://sobory.ru/article/?object=01820

Москва. Церковь Варвары великомученицы на Варварке. Послужила образцом для церкви Рождества Христова (1818-1821) в с. Михалёво городского округа Воскресенск, Московская область Автор: evg.izmailov Снято: 22 июля 2011 Добавлено: 28 ноября 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь, давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным, построившим кремлевский Архангельский собор, по заказу богатых " сурожан " – купцов с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. В летописи место постройки обозначено " за торгом, против Панского двора " . Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как " за торгом, против Панского двора " - где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, - там, где проживали просто богатые люди. По ней в XVI веке была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города – Варваринская. В 1795 году московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была " вся в твердости, утварью предовольная " , из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм построен на старом алевизовском фундаменте в стиле московского классицизма. Основной его объем – крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая – за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Колокольня храма – не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации (под руководством архитектора Г.А. Макарова). Внутри церкви сохранились росписи XIX века и хоры-ложа в западной части.

http://sobory.ru/article/?object=02850

Москва. Церковь Воскресения Словущего на Остоженке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С XVI в. на землях Зачатьевской слободы существовал приписной храм Воскресения Словущего, в документах XVIII-XIX вв. значившийся как «церковь Воскресения Христова Новое». Впервые «Церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в окладной книге Патриаршего приказа за 1624-1625 г.: «по окладу дани рубль 8 деньги платил поп Давид». Основное население слободы в это время составляли монастырские священнослужители и причетники, а также монастырские крестьяне. Приходскими храмами слободы были церкви Воскресения Словущего на Остоженке и Николы в Киевцах. В правление Федора Алексеевича в монастыре ведется активное строительство, в 1670-1690 гг.перестраиваются в кирпиче остоженские церкви, среди которых и церковь Воскресения Нового (1683). Храм стоял как бы на мысу, ограниченном Остоженкой и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, его местоположение примерно совпадало с территорией современного сквера. Помимо самого церковного здания, на участке владения храма имелись и другие каменные и деревянные постройки. Все они, кроме дома 17 по ул. Остоженка, также принадлежащего Воскресенской церкви, не сохранились. В конце XVII в. Воскресенский храм был кирпичным, пятиглавым, имел трапезную часть с приделом в честь Покрова Божией Матери и шатровой колокольней. Однако трапезная и колокольня, по-видимому, нуждались в перестройке. Рост числа жителей в приходе также требовал расширения церкви. Священником Георгием Васильевым и прихожанами Воскресенской церкви был начат сбор средств на ремонт храма. Январем 1800 г. датировано дело московской консистории «По прошению священника и прихожан о дозволении перестроить внове трапезу при оной церкви». По просьбе прихожан, жертвовавших деньги на перестройку, в храме был устроен второй придел, в честь великомученицы Варвары. После перестройки церковь приобрела симметричную в плане композицию. Была расширена трапезная часть с Покровским приделом, появились второй придел в честь великомученицы Варвары и красивая стройная колокольня в стиле классицизма. Все фасады церкви получили единую декоративную обработку также с элементами классицизма. Такая композиция плана приходской церкви при сохранении древнего основного объема значительно увеличивала ее площадь. Храм был разграблен французами в 1812 г. и пострадал от пожара, как почти вся застройка Зачатьевской слободы.

http://sobory.ru/article/?object=34848

Ново-Талицы. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский Храм Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1775. Ссылки:   Адрес: Ивановская область, Ивановский район, с. Ново-Талицы Координаты: 57.009519, 40.853234 Проезд:От площади Пушкина вверх до конца улицы Жарова, повернуть направо на улицу Парижской Коммуны, ехать по ней до конца, пересечь железнодорожный переезд, по улице 1-й Балинской до посёлка Ново-Талицы, повернуть направо по указателю " Дом-музей Цветаевых " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты НОВО-ТАЛИЦЫ, ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, сер. 18-сер. 19 в. Расположен в центре современного поселка. В 1775 г. вместо ранее существовавшего деревянного храма на средства местного помещика, контр-адмирала Н.И. Молчанова, возведена каменная церковь Николая Чудотворца; в 1855 г. рядом с ней, на сформировавшемся к тому времени кладбище, помещиком П.К. Меркуловым построена небольшая каменная церковь Варвары Великомученицы. Оба здания побелены по кирпичу. В комплексе, обнесенном общей каменной оградой (не сохр.), доминирует крупный объем Никольского храма. Верхние ярусы высокой четырехъярусной колокольни, а также завершение храма в настоящее время утрачены. К югу от храма стоит одноэтажный деревянный дом священника сер. 19 в. С 1853 по 1884 г. приходским священником здесь служил В.В. Цветаев, отец основателя московского Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева и дед поэта Марины Цветаевой. В этом доме прошли детские годы И.В. Цветаева. К западу от храмового комплекса частично сохранился старый парк усадьбы Молчанова, в кон. 19 в. принадлежавшей ивановскому промышленнику А.Г. Бегену. Один из ярких сельских храмовых комплексов шуйского региона, сохранивший крупный барочный усадебный храм и кладбищенскую церковь периода эклектики. Церковь Николая представляет собой интересный образец храма в стиле барокко. В объемной композиции доминирует сильно развитый в ширину центральный двусветный объем. К нему примыкает пониженная алтарная часть с тремя апсидами (средняя намного крупней боковых) и такой же высоты трапезная, коротким притвором связанная с колокольней. Выразительные барочные формы декоративного убранства фасадов включают рустованные пилястры, акцентирующие углы объемов; широкие раскрепованные карнизы; наличники с треугольными и лучковыми сандриками, ушами, серьгами и подоконными досками. Элементам декора колокольни присущи черты раннего классицизма. На углах ее нижнего яруса сдвоенные трехчетвертные колонны дорического ордера поддерживает антаблемент и карниз с полочками и сухариками.

http://sobory.ru/article/?object=08560

Пинск. Варваринский монастырь. Храмы монастыря: Собор Воскресения Словущего Крестовая церковь архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления) Карта и ближайшие объекты Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского. Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления. Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

http://sobory.ru/article/?object=11305

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010