85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях I. Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: Бог повелел им кормить праведника ( 3Цар. 17:4, 6 ). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых! Св. Александр Невский перед каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матерь и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр Невский: «Враг силен; но не в силе Бог, а в правде» («Чет.-Мин.», 30 августа). II. Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкие дети наругались над прор. Елисеем, в ту же минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких ( 4Цар. 2:23, 24 ). В истории страданий великомученицы Варвары читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ее, произнося ропот на бесчеловечие отца ее, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали («Чет.-Мин.», 4 дек.). Подобным образом, после того как великомученица Евфимие была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и все разбежались («Чет.-Мин.», 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «Ужасеся небо о сем» ( Иер. 2:12 ). Так слышим и в песни церковной: «Ужаснися, бояся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на Кресте!» III. Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний; например попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснение по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышение в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарение ( Пс. 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышение Мардохей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Церкви, палатки при церквах и колокольня В настоящее время в лавре 15 церквей. Они суть: 1) Троицкий собор; 2) Никоновская церковь; 3) Духовская, или Сошественская, церковь; 4) Филаретовская церковь; 5) Успенский собор; 6) Смоленская церковь; 7) Трапезная церковь преподобного Сергия; 8) церковь преподобного Михея; 9) Больничная (так называемая) церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; 10 и 11) Иоанна, списателя «Лествицы», а под нею церковь великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины; 12) надворотная церковь Иоанна Предтечи; 13) домовая церковь Казанской Божией Матери (в митрополичьих покоях); 14) домовая церковь Покрова Богородицы (в наместничьих кельях) и 15) Всех святых (под Успенским собором). Палаток при церквах две – Серапионовская, или трех мощей, при Троицком соборе и Максимовская при Духовской церкви. 1. Троицкий собор Значение собора в монастыре. Деревянные церкви до нынешней каменной. Построение нынешней каменной церкви: время, когда начато ее строение; материал, из которого она построена; ее размеры и форма, ее красота; ее ктиторы и продолжение времени ее строения. Внешность собора: позолота купола (главы), позолота кровли, роспись стен; пристройка папертей. Внутренность собора; замечательное в алтаре; бывший придел в южном отделении алтаря; иконостас и местные иконы; царские врата; рака с мощами преподобного Сергия; замечательные иконы в церкви; ковчег с мощами; стенная живопись; паникадила и лампады. Настилка чугунного пола вместо деревянного и обращение собора из холодного в теплый. Погребенные в соборе. Записи в северной паперти собора. Троицкий собор, или церковь во имя святыя Троицы, есть главная церковь монастыря, по которой он называется Троицким и в которой почивают мощи преподобного Сергия. Церковь принято называть собором, потому что между многими церквами лавры она есть главная и что именно в ней совершаются торжественные соборные служения (кроме нашей Троицкой церкви усвоено название собора еще другой церкви монастыря – Успенской, как представляющей собою вторую главную церковь монастыря).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

V. Михайловский монастырь День спустя, во вторник, определенный еженедельно со времен Митрополита Киевского Иоасафа для чтения сложенного им акафиста над мощами Великомученицы Варвары, посетил я златоверхую обитель Михайловскую. Толпа народа уже наполняла преддверие придельной церкви, где почивает нетленно святая дева Илиопольская, и с трудом мог я проникнуть на хоры; с их вершины открылось мне трогательное и величественное зрелище. – Посреди церкви, исполненной усердными богомольцами, возвышался, как бы некий благодатный остров из шумного моря человеческих волн, среброкованный стол под раззолоченною сенью, и на нем в драгоценной раке сокровище мощей Великомученицы. Открыта была рака, и под богатейшим покровом покоилось нетленное тело, но вместо девственной главы, отсеченной жестоким родителем, приставлена была к изголовью великолепная икона, вся в алмазах, обыкновенно висящая над царскими дверьми сего придела, на коей изображен небесный лик пострадавшей. Взирая на сию прекрасную икону, думаешь видеть Великомученицу, которая как будто приподняла из раки Ангельскую главу свою и сквозь смертный сон улыбается ликам, воспевающим на земле ее страдания, воспетые Ангелами в небесах. Святитель в облачении стоял, окруженный своим клиром, на ступенях пред ракой, и в руках диаконов горели светильники, коими от времени до времени осенял он народ; облака фимиама подымались из кадильниц и вились около столпов великолепной сени, как бы готовые унести на небо все сие духовное зрелище: а между тем внятно оглашалось из уст Святителя все житие Великомученицы в словах и песнях ее акафиста, и на каждое земное ее страдание откликались лики, как бы из глубины неба: «радуйся Варвара, невеста Христова прекрасная!» Трогательна повесть краткого жития и долгих мучений сей юной, но доблестной невесты небесного Жениха, и не напрасно Церковь влагает ей в уста пламенные слова ее божественной любви: «Агница Твоя, Христе, Варвара зовет велиим гласом: Тебе женише мой люблю, и Тебя ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию спожершуюся Тебе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В начале XVIII века увеличилось число деревень, приписанных к приходу, это и послужило поводом к реконструкции церкви. В ходе реконструкции демонтировали крышу над молельней и надстроили восьмигранный сруб. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной луковичной головкой с крестом. По периметру восьмерика устроили фронтонный пояс. В конце XVIII века рядом с церковью построили колокольню. Высота ее составила 35 метров и превзошла саму церковь, изменив облик всего комплекса. В XIX веке церковь опять реконструировали. Соединили церковь и колокольню крытым переходом, расширели окна, с наружи и с изнутри стены обшили тесом и окрасили. Варваринская церковь принадлежит к храмам типа " восьмерик на четверике " . Подобных построек много вокруг Онежского озера – это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте. Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа – она освящена в 1650 году. В 1865 году ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В 80-х годах ХХ века ее реставрировали: трапезной придали вид семнадцатого века, оставили одно косящатое и сделали заново два волоковых окна, поменяли тес кровель, заменили шелом (охлупень), прикрывающий стыки теса кровли трапезной и притвора. Строгий шелом на крыше - не небрежность реставраторов. Если в Архангельской области или на Вологодчине ему придавали очертания головы коня или птицы, то в Карелии чаще всего просто гладко отесывали. Так же не украшали, а лишь гладко отесывали концы " куриц " , поддерживающих " потоки " - деревянные желоба для отвода воды, стекающей с кровли. Из конструктивных элементов кровли в Карелии было принято украшать резьбой лишь концы " потоков " . Резьбу выполняли топором, долотом, реже коловоротом в зависимости от стиля самой резьбы: объемной, рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния, или плоскостной, видимой при ближайшем рассмотрении. Крупной топорной резьбой украшены " потоки " , расположенные на переломе кровель рундуков двухвсходного крыльца Варваринской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05067

В Священном Писании слово «мир» также употребляется в разных значениях. В Ветхом Завете говорится о мире как бытии, как творении Божием. Самым впечатляющим повествованием об этом для нас являются первые главы книги Бытия, где описывается сотворение мира. Моисей созерцал тот же мир, который видим каждый день и мы. Даже если кто-то живет в закрытом пространстве, затворе, то и тогда этот человек не может совсем не видеть мира: ведь даже он сам есть творение, часть мира. Однако подавляющее большинство людей, глядя на мир, совершенно не задумывается при этом о его сотворении, бытии. Конечно, вы можете сказать, что Моисей – это человек, которому было откровение, и потому его нельзя сравнивать с обыкновенными людьми. Но это не совсем так: к тому состоянию, в котором он был способен получить откровение, он пришел не сразу, а постепенно. Судя по тому, как люди духовные обычно размышляют о видимом мире, называемом природой, мы можем предположить, что Моисей испытывал то же, что и всякий христианин, правильно относящийся к этой природе, пусть и в разной степени. Вспомним житие великомученицы Варвары: рассматривая природу, она пришла к мысли о том, что у видимого мира должен быть единый Творец. Есть предание о том, что святой праведный Авраам, созерцая природу, размышлял, как и многие язычники, не могут ли солнце, луна, звезды и так далее быть богом, пока наконец не сделал такой вывод: Бог не есть нечто из видимой природы, Он выше ее и вне ее. Мы видим, что опыт людей, приходящих через размышление о природе к познанию Бога, и опыт Моисея тождественны, хотя, конечно, Моисей испытал нечто гораздо более значительное, чем обыкновенный человек. Апостол Павел говорит, что язычники должны были бы через рассматривание природы прийти к познанию невидимого Бога, но осуетились и вообразили Бога подобным твари. Мы знаем, что язычники изображали своих богов не только в образе человека, но и в виде животных, то есть обожествляли природу, не понимая, что природа есть лишь Божие творение, а не Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В Швейцарии прошел епархиальный съезд Русской Зарубежной Церкви Вевэ, 17 ноября 2005 г . С субботы 29 октября по понедельник 31 октября 2005 г . в городе Вевэ (Швейцария) проходил XVII епархиальный съезд Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В нем приняли участие Преосвященные епископы Вевейский Амвросий и Штуттгартский Агапит, все клирики епархии (за исключением тех, кто был задержан своими пастырскими обязанностями), игуменья Свято-Богородицкого Леснинского монастыря Макрина, прибывшая в сопровождении монахини Евфросинии, а также представители мирян от всех приходов, сообщается на официальной странице Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . Съезд начался с молебна, отслуженного в храме святой великомученицы Варвары протоиереем Павлом Цветковым при протодиаконах Петре Фигурек и Михаиле Верна. Работа съезда проходила в расположенном поблизости от храма зале и была главным образом посвящена диалогу между Русской Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. В докладе, озаглавленном «Исполнить призвание нашей Церкви», Преосвященный епископ Амвросий, напомнив смысл указа святителя Тихона, патриарха Московского, рассмотрел темы переговоров исходя из перечня разногласий, изложенных Архиерейским Собором Зарубежной Церкви в 1987 году. Среди вопросов, еще полностью удовлетворительно не решенных, значатся проблема отношений Церкви и государства и проблема экуменизма. В отношении последнего Владыка Амвросий напомнил, что совещание Автокефальных Православных Церквей, проходившее в Москве в 1948 г ., осудило это движение « превосходно обоснованными богословскими доказательствами ». И если с 1961 г . Московский Патриархат под давлением Советского правительства вступил на путь экуменизма, следовало, тем не менее, заметить, что его « межрелигиозная деятельность за эти последние годы постепенно сократилась». Однако, Патриархат остался членом ВСЦ, в то время как Грузинская и Болгарская Церкви оттуда вышли. Поэтому мы, как отметил владыка Амвросий, «в феврале будущего года с любопытством станем следить за Генеральной ассамблеей ВСЦ». В докладе также были затронуты основные принципы предложений Московского Патриархата об автономии, которой могла бы пользоваться в его рамках Русская Православная Церковь Заграницей. В заключении епископ Амвросий подчеркнул, что «шаги навстречу Церкви в России означают совместную работу для восстановления полноты Русской Церкви».

http://pravoslavie.ru/15191.html

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Глава II. Начальная школа. Гимназия. Семинария ...Отец пропустил все официальные сроки возвращения беженцев на места их жительства до войны 1914 года. Возлагая надежду на милость Промыслителя, он направился в город Брест. Задержались в Минске для получения права на выезд из пределов СССР. К счастью, в Минске встретил отец влиятельных евреев, знавших папу по Бресту и Ельцу. Одарив кое-кого из них имеющимися у него золотыми монетами, папа получил разрешение покинуть в голоде погибающий и в крови утопающий родной край. На послужном списке отца красуется печать с надписью: «Препятствий к выезду нет. Нарком Юстиции Белоруссии. С. Левин». При проверке багажа отняли у отца большой, во весь рост, дивный образ великомученицы Варвары с крестом на груди, в котором была частица мощей святой мученицы. Если в селе Телегине мы только почувствовали прелесть «народной» власти в голоде и в издевательствах над духовенством и его детьми, в Минске открылась нашему детскому взору вся беспощадная жестокость и сатанизм марксова коммунизма. Это уже была не российская власть, а власть трех «С» с одним «Р» предателем. Красочной иллюстрацией к переживаемому народом новому положению были валявшиеся на улицах трупы умерших голодной смертью . Их взваливали на проезжавшие сани и увозили в общие могилы. Удручающая картина – на улицах житницы Европы груды от голода умерших и замерзших трупов! В ничто превращен человек, уничтожена Личность. ...Наше прибытие в Брест оказалось своевременным: и. о. настоятеля Братской Свято-Никольской церкви, в которой отец служил с 1907 по 1914 год, уезжал к своей семье в СССР. В собственном доме отца освободилась одна комната, в ней поначалу и разместилась наша семья. В остальных комнатах, разделив их перегородками, жили несколько еврейских семейств. С занятием места настоятеля Братского храма, в постройке которого папа принимал участие, мы переехали в приходский дом, предоставив освободившуюся комнату русским бойскаутам, объединявшим в своих рядах более ста человек русской детворы и молодежи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1857 и 1868. возрождён в 1995 г. Архитектор:Ю.А. Боссе Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761264, 52.07947 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи. Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь, что по новым меркам было совершенно недопустимо.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Ж Жабинская или Жабынская Белевская Введенская пустынь Тульской Епархии заштатная мужская. Находится в Белевском уезде, на устье реки Оби и Жабыни, близ большой Калужской дороги, расстоянием от города Белева в 5 вёрстах. Построена пустынь сия иноком Онуфрием на старом Жабинском Городище , от чего и пустынь название своё имеет, и первоначально сооружена в оной церковь деревянная во имя Введения Божьей Матери, которая церковь после Игуменом Тихоном построена каменной. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов настоятельство было в этой пустыни иногда Строительское, иногда Игуменское, по Штатам же оставлена на своём содержании с Настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Здесь в 1717 году Киевским Губернатором, Князем Голицыным, учреждена была годовая ярмарка во время праздника пророка Илии, и велено торговать Указные дни, т. е. неделю, а для установления оной дать льготы до двух и до трёх лет. Жаботинский Онуфриевский Черкасский монастырь Киевской Епархии заштатный мужской. Находится в Черкасском уезде, в урочище, именуемом Ветренная гора, между реками Тясмином и Жаботинкой, из которых первая с северной, а последняя с южной сторон протекая мимо монастыря, и впадая в первую, составляют полуостров, расстоянием от Киева в 200, от Черкасска в 25 вёрстах. О построении монастыря сего сведений никаких не имеется, но что существовал он издавна, то видно из грамоты бывшего Киевского Митрополита Варлаама Ясинского, писаной в 1706 году к Гетману Мазепе с прошением о покровительстве того и прочих благочестивых монастырей и о приведении их в первобытное украшение. В 1716 году имел уже этот монастырь некоторые земли, и в 1742 году, Марта 18, к возобновлению оного дано от помещика Жаботинского Ключа, Князя Яна Яблуновского дозволение. Строения в монастыре сем следующие все деревянные: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ трёхпрестольная о шести главах, покрытых белой жестью; средняя глава внутри украшена иконописным золотом, в оной церкви: а) престол во имя Успения Божьей Матери, б) во имя Великомученицы Варвары и

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010