Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1451 и 1500. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, Переславский район, пос. Нагорье, Сольба, монастырь Координаты: 56.997941, 38.415981 Проезд:Со стороны Ярославля по новой дороге: Ярославское шоссе, поворот на Говырино не доезжая реки Нерль и Переславля-Залесского, Лыценцы, Рахманово, Дмитриевское, Сольба. Старая дорога: Ярославское шоссе, поворот на Ботик Петра Первого, Купанское, Нагорье, Сольба. Со стороны Москвы: Ярославское шоссе, Сергиев Посад, Федорцово, Нагорье, Сольба. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки. Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

http://sobory.ru/article/?object=09441

Четвертый день. Поучение 6-е. Св. великомученица Варвара. (Чем христианин может утешаться в скорбях?) I. Прочитывая житие воспоминаемой ныне святой великомученицы Варвары, нельзя не удивляться ее необыкновенным терпению и мужеству, с которыми она перенесла свои страдания. Так несмотря на немощь пола своего, юность лет и красоту телесную, из любви к Жениху небесному, она отвергла все на земле: отвергла любовь родительскую и представлявшееся в дому отеческом богатое наследие, отвергла выгодное замужество, которое отец ей предлагал, и в котором она могла бы еще более упрочить свое земное счастие. Чего отец ни употреблял при этом к тому, чтобы отвратить ее от исповедания имени Христова и удержать в языческом нечестии? И ласки, и угрозы, и самые позорные и тяжкие мучения. Но мужественную Варвару ничто не поколебало: невеста Христова согласилась лучше умереть, нежели выполнить беззаконную волю язычника отца, нежели изменить возлюбленному Жениху своему, за то и от Него на небе св. Варвара возвеличилась так, что не только сама получила на небе венец славы и сподобилась быть причастницею вечного блаженства, но и приобрела у Христа Бога нашего великое дерзновение ходатайствовать о всех, просящих у ней помощи; потому-то, братие, и св. церковь благоговейно чествует ныне память ея, и мы совершаем праздник сей в Божественном храме – да подвигнем праведницу в молитвах ее к ходатайству и заступлению о нас пред Богом. Но откуда в ней такое удивительное терпение и мужество? Что одушевляло ее среди ужасов смерти? Конечно, все это произошло в ней вследствие того, что она имела утешение свыше, или то «упование», которое, по слову апостола, «не посрамит». В противном случае, ни она да и никто из последователей Христовых не могли бы оказать столь изумительных подвигов самоотвержения. Ибо терпеть и в то же время не иметь утешения невозможно. Чем же утешались божественные страдальцы (в сей жизни) и «чем, вообще, христианин может утешаться в скорбях» – о сем ныне, при, свете слова Божия, в честь св. великомученицы Варвары, размыслим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ключищи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (первоначальное посвящение) Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Варвары великомученицы , Петра и Павла Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1797 и 1804. 1891-левый придел. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Ключищи, улица Центральная, д. 1А. Координаты: 55.67464, 48.962835 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю " Нижний Услон " . Ехать по главной дороге ч ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю " Нижний Услон " . Ехать по главной дороге через Нижний Услон 5,2 км. На самом выезде из Услона,где установлен дорожный знак конца населенного пункта, повернуть налево, на Ключищи на дорогу под спуск (не прямо, в небольшой подъем, к Керамическому заводу). Через 1,5 км движения по узкой асфальтовой дороге церковь будет справа от нее. Изменить описание объекта Подворье Свято-Успенского Зилантова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм был возведен в срок с 1797 по 1804 гг. на средства помещика Павла Петровича Нарышкина. Правый придел был освящен в честь его жены Варвары. Подрядчиком и строителем был местный крестьянин Андрей Иванович Рябина. Левый придел построен в 1890-1891 гг. на средства, собранные священником Андреем Боголюбовым, крупную сумму пожертвовали маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи, владевшая селом с 1881 г., и ее муж Александр Филиппович. Уроженкой Ключищ была первая российская медсестра Дарья Лаврентьева, известная как Дарья Севастопольская. В 1891–1892 гг. она жила в Ключищах и пожертвовала в храм несколько икон.

http://sobory.ru/article/?object=02558

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1881. Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, с. Короцко Координаты: 57.939176, 33.248843 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Варвары Карта и ближайшие объекты Короцкий Тихонов монастырь, общежительный близ города Валдая, в 1,5 верстах от села Короцкого. Учрежден в 1881 году на месте древнего Покровского мужского монастыря из существовавшей с 1864 года женской общины. Здесь находятся: части мощей святителя Тихона в благолепной раке и келейная икона его — Распятие Господне, писанная весьма искусно кистью на холсте. В 1895 году в монастыре освящен новый каменный храм во имя великомученицы Варвары и Всех Святых. Указом Святого Синода в 1893 году разрешено ежегодно совершать 14 мая в день обретения мощей святого Тихона (см. 13 август) из монастыря крестный ход на могилу покоящихся близ деревянной церкви села Короцкого родителей святого Тихона — Саввы и Домники, для служения панихиды. При монастыре школа — приют для круглых сирот. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1724 г. в Короцко  родился известный русский церковный проповедник, религиозный мыслитель и писатель - святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью, после чего возникла мысль создать на родине святителя монастырь, посвященный его имени. Организацией этого святого дела занялся действительный тайный советник  Елагин Н.В., цензор, духовный писатель и крупный костромской помещик. Имея большое почитание к Тихону Задонскому, он издал его биографию, делал публикации в печати о привлечении благотворительных денег на устройство обители и сам пожертвовал крупную сумму для ее сооружения. Пожертвования на строительство поступали со всей России. Местоположение для новосоздаваемой православной общины было выбрано в лесу, в одной версте от села Короцко, на берегу живописного озера. В 1863 году начались одновременно земляные, каменные и другие строительные работы и к осени 1864 г. каменный трехэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью во имя святителя Тихона в северной части здания был уже построен. 22 августа 1864 г. состоялось официальное разрешение императора Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем при ней для девиц и лечебницей для приходящих. В 1865 г. в общину уже собралось более 30 сестер, большею частью вдов и сирот. Первой начальницей, управлявшей обителью около двух лет, стала монахиня Серафима, переведенная сюда из Новгородского Зверина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=20536

Протоиерей Михаил Васильев, Герой России 15 декабря 2022 г. 14:40 Протоиерей Михаил Васильев 19.05.1971–06.11.2022 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырских обязанностей погиб клирик Московской епархии, настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области протоиерей Михаил Васильев.   PDF-bepcuя.  Будущий священник Михаил Васильев родился 19 мая 1971 года в городе Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) области в семье офицера. Детство провел в военных городках; самым запомнившимся для него был рабочий поселок Искателей в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, где он ходил в школу.  В 17 лет Михаил поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. По окончании обучения поступил в аспирантуру на кафедру религиоведения того же факультета, которую успешно окончил в 1996 году. Таинство Святого Крещения Михаил принял в 19 лет во Ржеве в только что переданном Церкви храме Оковецкой иконы Божией Матери (сейчас кафедральный собор Ржевской епархии). Духовные искания привели его сначала в московский храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Первым священником, кто взял на себя духовное попечение о будущем пастыре, стал отец Феодор Кречетов, ныне протоиерей. Михаил нес алтарное послушание и в двух других московских храмах: святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Настоятелем обоих храмов был прис­нопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, ставший духовником Михаила. Именно он однажды спросил студента-философа: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сказал: «Быть тебе батюшкой в гарнизоне».   По окончании аспирантуры Михаил Васильев работал в средней школе. В 1995 году был венчан со своей избранницей Марией Васильевной Землянниковой, ставшей ему верной супругой и спутницей жизни.   Детство и юность, проведенные в военных гарнизонах, и искание Истины определили его жизненный путь. В 1998 году будущий священник принимал активное участие в завершающем этапе строительства первого в новой истории России гарнизонного храма при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в поселке Власиха Московской области, начатого его духовным отцом протоиереем Димитрием Смирновым. Седьмого марта 1998 года викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Тихон (сейчас митрополит Владимирский и Суздальский) рукоположил Михаила в сан диакона. Его священническую хиротонию совершил Патриарх Алексий II за Божественной литургией 27 апреля того же года, в день освящения храма во Власихе, названного во имя великомученицы Варвары, небесной покровительницы РВСН, и преподобного Илии Муромца.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Святейший Патриарх Кирилл: Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека 17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.В Первосвятительском слове после богослужения Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что преодоление кризисных явлений в обществе невозможно без преодоления кризиса человеческой личности . Скачать (FLV файл. Продолжительность 11 мин. Размер 25.1 Mb ) Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени. Пример святой мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

http://pravoslavie.ru/50456.html

30 августа 1911 года пять пушечных выстрелов оповестили киевлян о начале торжеств по поводу открытия памятника императору Александру ΙΙ, приуроченных к 50-летию со дня отмены крепостного права. Памятник располагался на Царской (ныне Европейской) площади, к которой потекли тогда волны народа. Шли тысячи учащихся со своими знаменами, гимназисты с оркестром, потешные войска, гимназистки и дети из разных школ потянулись вдоль аллеи Владимирской горки и спускались ручьями вниз, окаймляя улицы. Часть войск, назначенная на парад, построилась шпалерами и заняла обе стороны Крещатика. Парадом командовал генерал-адъютант Иванов. На Царскую площадь к 9 с половиной часам утра собрались придворные чины и дамы, сановники и министры, военные генералы и офицеры, лица высшей администрации края, дворянство, представители земств и проч. На площадь ко времени открытия памятника прибыла Государыня Императрица в Андреевской ленте с Наследником Цесаревичем в офицерской форме стрелков императорской фамилии в Андреевской ленте и с великой княжною Анастасией Николаевной. В 9 с половиной часов митрополит Киевский с настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря епископом Чигиринским Павлом, архимандритами и игуменами начал Литургию. Пел превосходно составленный хор, митрополиту подносили накануне пожалованный Государем предносимый крест художественной работы, убранный жемчугом по краям, алмазами и крупными изумрудами. Во время Литургии в монастырь прибыли Государь с тремя старшими августейшими дочерьми, наследный королевич болгарский Борис и великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. Государь с Царской семьей вошел в большую церковь в придел великомученицы Варвары и поклонился ее мощам, покоившимся под серебряной сенью на середине храма; недавно исполнилось 800 лет со времени преставления святой великомученицы. Затем Государь прошел в большую церковь и молился на Литургии. В церкви находились министры двора ген.-адъют. бар. Фредерикс, военный ген. Сухомлинов, морской ген. Григорович, обер-прокурор Свят. Синода Саблер, гофмейстер Гербер, ген. Батьянов. За Государем прибыли председатель Совета министров статс-секретарь Столыпин и высшая администрация края. По окончании обедни начался крестный ход к памятнику.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родной батюшка 28.12.2005 480 Время на чтение 9 минут Протоиерей Евгений Федорович Пелешев - батюшка знаменитый на всю Печерскую округу. Его знает и стар, и млад, он уже пятьдесят лет в сане, пятьдесят лет исповедует, причащает, венчает, окормляет, утешает свою многочисленную паству. А несколько лет назад отец Евгений написал интереснейшую книжку о насельниках Свято -Успенского Псково -Печерского монастыря, рядом с которыми выполнял свои послушания. Получился такой " монастырский бестселлер " , книжку нигде не купить - раскупил народ православный. Батюшка внешне похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: седой хохолок, небольшая бородка, быстрый и веселый взгляд, шутки - прибаутки, легкая походка почти бегом, но есть твердость и любовь в каждом его шаге по этому бескрайнему полю людской радости и скорби, по этой трудной дороге к спасению. 26 декабря у батюшки именины, ему исполняется 75 лет в день пяти севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Информационная служба поздравляет дорогого нашего протоиерея Евгения Пелешева! Молится о милости Божией нашему батюшке в служении ко Господу, желает здравия: Многая лета! Мы предлагаем нашему читателю интервью с отцом Евгением, которое он дал Информационной службе Псковской епархии 17 декабря, на Варвару Великомученицу. Отец Евгений: Книжку Воспоминаний о насельниках Псково - Печерского монастыря наш Наместник Архимандрит Тихон (Секретарев) передал Святейшему Патриарху. Святейший прочитал и велел ее прочитать по православному радио " Радонеж " . Очень люблю Великомученицу, ведь тридцать лет я служу в ее церкви, Варваринской. А до этого двадцать лет в Залесье. Это, видимо, Промысел Божий, когда умер отец Петр, а он был чистый эстонец, тогда никого не нашлось, кто бы мог служить по - эстонски в церкви св. Варвары. Приход здесь сильный, сету много было. Наш Архиерей, тогда Владыка Иоанн (Разумов) назначил меня служить по - эстонски, а когда я поехал к уполномоченному оформляться, он кулаком по столу стукнул и говорит: " Так я и знал, хочется мне вас посадить " . Один из моих соседей ему доносил, что я хожу по домам и служу, тогда в 1975 году это было запрещено. Но он меня все равно зарегистрировал, раз Владыка назначил на приход. Итак, Слава Богу, все прошло спокойно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Святая великомученица Варвара Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:22 мин. Размер 3.9 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святая Варвара жила в царствование императора Диоклетиана на рубеже III–IV веков. Она была дочерью богатого язычника из Гелиополя по имени Диоскор. Ревниво оберегавший замечательную красоту дочери, Диоскор, отправляясь однажды в дальний путь, велел запереть Варвару в высокой башне своего дворца, чтобы ни один человек не смог ее увидеть. Богатый отец дал дочери прекрасное образование и ни в чем ей не отказывал, однако был не в силах помешать проницательному разуму девушки рассуждать согласно Божественному образу, заключенному в каждом человеке. Наблюдая отражение присутствия Божия в явлениях природы, Варвара сама пришла к познанию Бога, Единого в трех Лицах и, отвращая ум от суетных помыслов, обращалась всем сердцем ко Христу, Небесному Жениху. Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни, повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность здания освещалась тройственным светом. Он был призван знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий каждого приходящего в мир. Возвратившись из дальних стран, Диоскор предложил дочери богатого жениха, но, к своему удивлению, услышал отказ Варвары, желавшей посвятить девство единому Христу. Узнав же о том, что Варвара велела сделать в его постройке третье окно, язычник пришел в страшный гнев и потребовал у нее отчета. Тогда Варвара изобразила перед ним знамение креста и, указывая отцу на три соединенных перста, сказала: «Отец, Сын и Дух Святой суть тот Единый Свет, Которым освещается все творение, и этим знамением спасаются люди». Не в силах сдержать ярость, Диоскор схватился за меч и готов был рассечь им собственную дочь, но девушка сумела убежать. Варвара скрылась в горах, где скала чудесным образом расступилась, укрыв ее от преследователей. В конце концов отцу удалось с помощью пастуха отыскать то место, где скрывалась Варвара. Он велел схватить дочь и выдал ее правителю провинции, перед которым святая бесстрашно исповедала Христа и выказала презрение к идолам. После этого Варвару подвергли жестоким мучениям: бичевали, терзали плоть железными скребками, жгли огнем и били по голове камнями, так что все ее тело превратилось в одну большую кровоточащую рану, после чего еле живую мученицу бросили в темницу.

http://pravoslavie.ru/58175.html

Четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Варвара. (Природа есть великая книга Божия, понятная и для неграмотных). I. В день св. великомученицы Варвары, познавшей единого истинного Бога из рассматривания природы и вследствие этого отвергшей идолов и принявшей христианскую веру, за что она и пострадала мученически, уместно будет, братие мои возлюбл., побеседовать с вами о том, что природа есть действительно великая книга Божия, понятная и для неграмотных, ясно и громко говорящая о Боге. II. Действительно, природа или мир Божий есть книга, – не писанная, а Самим Господом созданная, книга живая и великая, книга всегда и везде для всех открытая, – книга, которую всякий человек с разумом может читать и научиться добру. Мы видим небо, на небе солнце, месяц, звезды, облака, тучи; видим землю, на земле горы, долины, поля, луга, города и села, реки и озера, травы, деревья, птиц, зверей, скот и людей; слышим гром, бурю, шум дождя, стук града и т. д., – все это вместе есть и называется одним словом: мир. Святые отцы весьма часто называют природу или мир книгою. «Якоже сочинитель книги, – учит св. Тихон воронежский, – из разума своего износит слова, и написует их на бумаге, и сим образом сочиняет книгу, и как бы из ничего делает; тако Премудрый и Всемогущий Создатель, что в Божественном разуме Своем имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, т. е. неба и земли состоящую, сочинил, в которой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость» (Сокровище духовн. час. 1. «Мир)». «Каждая вещь и все творения Божии, пишет св. Василий Великий , суть тоже, что буквы, по которым мы читаем провидение и высочайшую премудрость Творца.» – Итак, мир есть книга, а все вещи в мире суть как бы письмена, или буквы и целыя слова, которые можно складывать и читать почти так же, как они читаются в писанных и печатных книгах. Спросите: как читать? – Отвечаю: видением, слышанием, рассуждением. а) «Видишь», например, «небо», и на небе множество «звезд»; видишь «землю», и на земле многое множество всяких вещей. Откуда все это взялось, и как стало быть? Ты мне скажешь просто: Бог знает – откуда и как. Вот ты уже и прочел самое главное и самое великое слово «Бог»; уже понял, что если есть небо и земля, то понятно – есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010