М., 1888. С. 15, 61, 71; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 5, 9; Кончина и погребение высокопреосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского и Задонского//Воронежские ЕВ. 1892. 5. С. 174-185; 6. С. 215-248; 7. С. 262-283; 8. С. 308-322; ПрибЦВед. 1892. 17. С. 604-610; 1895. 50. С. 1813-1817; 1903. 36. С. 1357-1362; Корсунский И. Н. Высокопреосв. архиеп. Иосиф, бывш. Воронежский: [Некролог]. М., Миловский И. В., Миловский М. В. МДА в 1826-1830 гг.: Восп.//РА. 1893. Кн. 3. 9. С. 45; Никольский В. К годовщине смерти высокопреосв. Иосифа, архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1893. 5. С. 186-190; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 335; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 17-19; Из сборников П. И. Щукина//РА. 1900. Кн. 2. 6. С. 206; 1903. Кн. 1. 3. С. 386; 4. С. 536; Кн. 2. 5. С. 94; 6. С. 235; 1910. Кн. 2. 8. С. 564; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в.: Ист.-биогр. очерки. СПб., 1900. С. 68-73; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Оренбург, 1902. Вып. 2. С. 559-662. (Тр. Оренбургской УАК; 10); ПБЭ. 1902. Т. 3. С. 845; ЖПодв. 1906. Т. 2. С. 249-252; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: И. В. Добролюбов, С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 97; Павловская Н. Т. Восп. о высокопреосв. Иосифе, бывш. архиеп. Воронежском и Задонском († 19 февр. 1892 г.): Мат-лы для его биографии/Предисл.: свящ. А. С. Кременецкий//Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 11-26; Олейников Т. М. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//Там же. 1911. Вып. 10: Прославление свт. Тихона Задонского. С. 94-99; Дроздов В. Восп. об архиеп. Воронежском и Задонском Иосифе//Воронежские ЕВ. 1914. 39. С. 1035-1042; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 622; Пречистенский Т. Летопись РПЦ: Февр.//ЖМП. 1945. 1. С. 44; Иоанн (Снычёв), митр. Жизнь и деятельность Филарета, митр. Московского. Тула, 1994. С. 322-326; Сапелкин Н. Праведный святитель-слепец//Воронежский епарх.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Павел описывает резиденцию Коломенского епископа как дворец из превосходного камня и дерева со множеством помещений, окруженный деревянными галереями. Галереи соединяли дом с каменной теплой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, построенной «для зимнего времени… тем, первым епископом», под к-рым, имеется в виду Коломенский и Каширский еп. Павел (1652-1654). Вероятно, резиденция епископа находилась в бывш. семинарском корпусе Ново-Голутвина монастыря (или на его месте), поскольку и сейчас ближайшей к нему церковью является бывш. Покровская ц., сохранившаяся в составе 2-этажного дома недалеко от колокольни, в сев. ограде мон-ря. В таком случае совр. братский (бывш. архиерейский) корпус Ново-Голутвина мон-ря - это сооружение, которое архидиак. Павел назвал «здание дивана (канцелярии.- Авт.) епископа». Оно описано как каменное и сводчатое, здесь располагалось казнохранилище; возможно, здесь находились и тюремные помещения, о к-рых упоминал Павел Алеппский ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 226-227). К сер. XVII в. территория К. е. была самой маленькой в Рус. Церкви. По сообщению Павла Алеппского, она была и «беднейшая из всех архиерейских кафедр в стране Московской». К дек. 1657 г. к К. е. относились 11 городов с прилегающими к ним уездами и станами, в епархии действовали 346 церквей и 13 часовен, насчитывалось 94 запустевшие церкви. В Коломне с уездом действовало 48 церквей (из них в Коломне 9 храмов в кремле и 12 на посаде), в Кашире - 79 церквей, в Туле - 75, в Дедилове - 17, в Венёве - 7, в Гремячем - 6, в Епифани - 4, в Крапивне - 9, в Ефремове - 18 церквей и 3 часовни, в Орле - 22 церкви и 4 часовни, в Кромах - 16 храмов и 2 часовни, в Соловском у.- 11 церквей, а также 34 церкви и 4 часовни в др. поселениях. К. е. граничила с Крутицкой, Суздальской и Рязанской епархиями. В 1654 г. Коломенский еп. Павел выступил на Соборе в Москве с критикой богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном , за что был лишен кафедры. Епархиальными делами после смещения епископа управлял соборный протоиерей; Антиохийский патриарх Макарий в Коломне рукополагал священников и диаконов.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Горкомхоз мусор из них так и не убрал. В алтарной части Введенской церкви начали ломать потолочные балки… Музей бессилен что-либо сделать там сам. На неоднократные по радио объявления о сдаче зданий под общежитие и под склады никто не отзывается» (Там же). В сер. 60-х гг. XX в. в здании Воскресенской ц. находилась автошкола. Территория бывш. мон-ря была завалена битыми старыми машинами и списанной военной техникой. Во 2-й пол. 60-х гг. в зданиях разместилась спортивная школа. В Воскресенской ц. был устроен боксерский ринг, где проходили спортивные соревнования вплоть до кон. 80-х гг. Введенскую ц. использовали под хранение спортивного инвентаря. До кон. 60-х гг. на территории бывш. кладбища еще стояли надгробия. Впосл. могилы были уничтожены. 26 сент. 1998 г. в Воскресенском храме по благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) настоятель муромского Преображенского муж. мон-ря игум. Кирилл (Епифанов) совершил 1-е богослужение. 20 нояб. 1998 г. постройки М. В. м. были официально переданы Церкви. Первоначально вновь открытая обитель была приписана к муромскому Троицкому мон-рю. Решением Синода от 7 марта 2000 г. М. В. м. стал самостоятельным. Настоятельницей была назначена бывш. насельница муромского Троицкого мон-ря мон. Иулиания (Подолянко). В нояб. 2003 г. настоятельницей стала игум. Елена (Богдан). В 2015 г. в М. В. м. проживали 15 сестер. Полностью восстановлены Введенский храм с колокольней и сев. часть ограды. В мон-ре находятся святыни: чтимый образ Богородицы «Всех скорбящих Радость», Феодоровская икона Божией Матери, икона свт. Николая Чудотворца, освященная на его мощах в г. Бари (Италия), ковчег с частицами мощей Владимиро-Суздальских и др. русских святых, икона свт. Митрофана Воронежского с мощевиком. С 24 сент. 2016 г. после реставрации возобновились богослужения в Воскресенском храме. Восстанавливается монастырское хозяйство: строятся сестринские кельи, возводятся хозяйственные постройки, заведены приусадебное хозяйство и скотный двор.

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Католич. духовенство Минского еп-ства, в основном польское, активно поддержало польские восстания (1830-1831 и 1863-1864). После 1-го польского восстания из 35 мон-рей Минского епископства 12 были закрыты за оказание помощи мятежникам. У 10 обителей конфисковали земельные и другие владения, что создало условия для их последующего расформирования. С кон. 1839 до 1852 г. Минская кафедра оставалась вакантной. В 1842 г. из Могилёва в Минск была перенесена т. н. митрополичья ДС, насчитывавшая 40 учеников; она действовала в Минске до перевода в С.-Петербург в 1879 г. Занимавший с 1853 г. Минскую кафедру еп. Адам Войткевич после 2-го польск. восстания осудил репрессии российских властей против мятежников и поддержавшего их католич. духовенства, что стало причиной его конфликта с генерал-губернатором Северо-Западного края А. Л. Потаповым. В июне 1866 г. генерал-губернатор Северо-Западного края К. П. Кауфман подготовил проект упразднения католич. Минского еп-ства. К этому времени в диоцезе действовали 9 деканатов, 55 приходских и 24 филиальных церкви, 141 часовня, 9 мужских и 4 женских мон-ря. По указу имп. Александра II от 27 июля 1869 г. католический Минский диоцез прекратил существование и вошел в состав католич. Виленского еп-ства, тогда же Войткевич покинул Минск и переехал в Вильну, где вскоре умер. Все католические обители в 1866-1873 гг. были упразднены, последним закрыт в 1873 г. мон-рь доминиканцев в Несвиже. В 1869-1880 гг. бывш. Минским еп-ством руководили администратор Виленского еп-ства Петр Жилинский и апостольские визитаторы для деканатов бывш. Минского диоцеза Фердинанд Сенчковский и Ян Юргелевич. В 1882 г. кард. Мариано Рамполла (гос. секретарь Папского престола в 1887-1903) обвинил Жилинского в самовольном управлении Минским диоцезом. Данный факт свидетельствует о том, что папа Римский не признавал упразднения католического Минского еп-ства. После подписания в 1882 г. конкордата Папского престола с Российской империей бывш. Минское еп-ство перешло под управление апостольского администратора, им стал Антоний Фиалковский, «архиепископ-митрополит Могилёвский всех в Российской империи римско-католических церквей» (1872-1883), имевший резиденцию в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

22 апр. 1918 г. на Пензенскую кафедру был назначен Старицкий еп. сщмч. Иоанн (Поммер) . Он прибыл в Пензу 30 апр., встретившие его на вокзале сотрудники ВЧК обыскали и допросили архиерея. Путятинцы потребовали от еп. сщмч. Иоанна немедленно покинуть Пензу. 1 мая состоялось собрание духовенства, на к-ром обсуждалось предотвращение захвата храмов путятинцами, в частности пензенской Петропавловской ц. (нек-рые ее прихожане симпатизировали бывш. архиеп. Владимиру). Вечером 2 мая в этом храме еп. сщмч. Иоанн произнес проповедь, укрепившую решимость прихожан оставаться в канонической Церкви. За короткое время благодаря проповедническому дару и организаторским способностям еп. сщмч. Иоанну удалось объединить духовенство и прихожан для противостояния путятинцам. 8 мая 1918 г. еп. сщмч. Иоанн был вызван в Комиссариат по отделению церкви от гос-ва, где подвергся оскорблениям, его угрожали выселить за пределы Пензенской губ. Также 8 мая во Введенской ц. состоялось собрание представителей 13 пензенских приходов; участники собрания выразили готовность защищать законного архиерея, а также создали Союз православных приходов г. Пензы (именовался также Пензенским братством православных христиан). 9 мая в пензенском Преображенском монастыре сторонники Владимира (Путяты) (по нек-рым данным, сотрудники ВЧК) совершили покушение на еп. сщмч. Иоанна. Благоволившие путятинцам местные власти продолжали оказывать давление на представителей канонического духовенства. 16 мая 1918 г. Комиссариат по отделению церкви от гос-ва потребовал у председателя бывш. объединенного присутствия епархиального совета и консистории прот. Владимира (впосл. еп. Борис (Лентовский) ) вернуть денежные средства, к-рые объединенное присутствие выплатило служащим епархии в янв.-февр. 1918 г. 22 мая Комиссариат обратился в военный ревтрибунал для возбуждения уголовного преследования членов бывш. объединенного присутствия, обвиняя их в злоупотреблениях по службе и в неподчинении комиссариату. В мае 1918 г. в ходе боев с частями Чехословацкого корпуса красноармейцы открыли артиллерийский огонь по Преображенскому мон-рю, где пребывал еп. сщмч. Иоанн, несколько снарядов попало в кельи, смежные с кельей архиерея.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Ювеналий (бывш. еп. орловский), иером. Геннадий (бывш. викарий Харьков. епархии), иером. Агапит (бывш. ректор Харьков. семин.), М. М. Богданов (прот., член Киевск. дух. Консистории), Т. Павлов (прот. в г. Харькове), М. Никольский (прот. в г. Москве), А. И. Богословский (один из первых магистров, талантливый преподаватель Орловск. д. семинарии) и др. 5 В одно время Н. А. Фаворов в академической церкви в течение всего рождественского поста по воскресным дням говорил проповеди «О приготовлении рода человеческого к пришествию Искупителя». 7 К тому же разряду следует отнести его «Чтения о догматических истинах православно-христианской веры», изданные уже в 1881 г. 8 Разумеются учено-литературные произведения, помещавшиеся H. А. Фаворовым в Трудах Киевск. д. Академии, каковы: 1) Чтения из истории новозаветной церкви (1861 г. 1, 5, 7), 2) публичные чтения о вере в И. Христа, читанные в Университете (1865 г. 1–5), 3) о христианской нравственности (1879 г. 10, 12), 4) слово при погребении м. Арсения (1876 г. 6), 5) речь на панихиде по H. М. Карамзине (1866 г. 12), 6) слово при погребении прот. И. М. Скворцова (1663 г. 8), 7) замечание на замечание Н. И. Пирогова о преподавании богословия в университете (1862 г. 4), 8) слово на страсти Господни (1861 г. 4), 9) слово в день рождения Государя Александра II (1861 г. 8), 10) слово в неделю мытаря и фарисея (1862 г. 2), 11) слово в неделю ваий (1862 г, 4), 12) слово в неделю о самарянине (1862 г. 5), 13) слово на вознесение Господне (1862 г. 16 6), 14) слово в день рождения Государыни Марии Александровны (1862 г. 8), 15) слово при погребении Ю. М. Гессо (1863 г. 10). 9 Городской голова C. М. Сольский в это время присутствовал на другом юбилейном торжестве – товарища H. А. Фаворова, профессора Академии Д. В. Поспехова. 10 На первое пятилетие Назарий Ант-ч при баллотировке получил только три черных шара, на второе – 2, на третье – 1. Баллотировок же без черных шаров, насколько помнит Ф.Я. Фортинский, в Совете никогда не было. 11 Описание юбилейного празднества о. прот. Н.А. Фаворова см. в газете Киевлянин за 1895 г., 265, 266. Читать далее Источник: Киев, типография Императорского университета св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1897 г. 30 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

В августе месяце 1941 года митрополитами была проведена совместная ревизия всех дел обновленческих учреждений и ВЦУ. Вот акт об этом: АКТ О состоянии архива бывшего Священного Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР 1 . Все культурные постановления б. Свящ. Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР в связках (погодно) хранятся в особом шкафу, находящемся в помещении арендуемого дома. Здесь же: текущая переписка, квитанции на заказные отправления, переписка финансового характера, анкеты на Первоиерарха и его Заместителя, дело Американской церкви, переписка (поздравления с праздником) с Каталикосом Грузии. 2 . Разная переписка, в связках приходо-расходные книги и документы бывш. Св. Синода и Первоиерарха хранятся в особой комнате (чулане) при доме и в сундуке, стоящем в этой комнате. Комната и сундук на замке. 3 . В несгораемом шкафу, в комнате Первоиерарха, хранятся: книжка 70041 сберкассы 48 г. Москвы, чековая книжка, договор на аренду дома, дело об упразднении коллегиальной системы управления в обновленческой церкви, приходо-расходная книга с 655 января 1938 г., квитанционная книжка. Примечание 1: Архив бывш. Священного Синода неоднократно перевозился с одного места на другое, а именно в ноябре 1929 г. с Троицкого подворья под храм Христа Спасителя, в июне 1931 г. в Петропавловский храм (Н. Басманная). В феврале 1934 г. в арендуемое помещение. Архив бывш. Священ. Синода находится в том состоянии, в каком он был перевезён из Петро-Павловской церкви. Примечание 2: Архивом Свящ. Синода и Первоиерарха Православных Церквей в СССР заведывали: секретари: до сентября 1935 г. профессор С. М. Зарин (умер). До марта 1937 г. Д. А. Адамов, до апреля 1938 г. Г. Ф. Сафран и до сентября 1939 г. В. М. Ратмиров. В настоящее время секретаря при Первоиерархе нет, и всё делопроизводство ведёт сам Первоиерарх. п/п ПЕРВОИЕРАРХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СССР Митрополит ВИТАЛИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПЕРВОИЕРАРХА Профессор митрополит Александр Введенский 1941 г. августа 6. Ревизия всех дел наводила на размышление о том, не ведется ли со стороны Александра Введенского подготовка к захвату власти и устранению от дел митрополита Виталия. Хотя некоторые считали, что проверка архива была вызвана возможной эвакуацией Москвы в связи с наступлением гитлеровских войск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

К 1764 г. Н. П. м. обладал 115 крестьянами; ему принадлежали 421 четверть пахотной земли, сенные покосы на 580 копен. В ходе монастырской реформы того же года предполагалось обратить Пантелеимоновский храм в приходский, но решением митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) в 1766 г. он вновь был приписан к Юрьеву мон-рю. В 1808 г. (по др. сведениям, в 1810) древний храм вмч. Пантелеимона был разобран «за ветхостью» по инициативе богатого новгородского помещика В. И. Семивского, на что было получено благословение викария Новгородской епархии еп. Старорусского Антония (Соколова). «Иждивением» Семивского на месте прежнего собора возвели новую каменную Пантелеимоновскую ц., основной объем которой был бесстолпным и перекрыт граненым куполом с маленькой главкой. Храм, имевший одну полукруглую апсиду, был расписан, в нем устроен иконостас «в новейшем вкусе, местами вызолочен по полименту и расписан под мрамор на стекле» (ИРИ. Т. 5. С. 461). С зап. стороны к церкви примыкала обширная пониженная паперть с 2-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. В паперти был устроен теплый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм был освящен 30 июля 1811 г. еп. Старорусским Иоасафом (Сретенским) и бывш. еп. Владимирским Виктором (Онисимовым). Богослужения в церкви совершали иеромонахи Юрьева мон-ря. В 1837 г. благотворительница графиня А. А. Орлова-Чесменская выкупила здания и земли бывш. обители; так у нее появилась «мыза» (поместье) с садом и домом со службами. Впосл. по дарственной она передала их Юрьеву мон-рю. В 1915 г., во время ремонта, Пантелеимоновский храм оштукатурили, заделали трещины, починили железную кровлю. В 1916 г. на колокольне при храме висело 5 колоколов. В церкви хранилась икона с изображением блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича, к-рому, по церковному преданию, принадлежала инициатива возведения храма. Его строительство предание относило ко времени пребывания князя в Пскове в 1137 г. В нач. 20-х гг. XX в. ц. вмч. Пантелеимона была признана не имеющей художественной ценности, началась ее разборка. В июле 1924 г. руины храма были переданы Электросельстрою для окончательной разборки ( Секретарь. 2011. С. 548). К нач. XXI в. на территории бывш. мон-ря расположился новгородский Музей деревянного зодчества «Витославлицы». В 2007 г. под рук. Седова в бывшей обители возобновились археологические исследования ( Седов Вл. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина М. А. Раскопки Благовещенского мон-ря на Мячине и собора Пантелеймонова мон-ря в 2007 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2008. Вып. 22. С. 38-52; они же. Работы Новгородского архит.-археол. отряда НАЭ в 2008 г.//Там же. 2009. Вып. 23. С. 162-174; они же. Архитектурно-археол. исслед. новгородских Благовещенского и Пантелеймонова мон-рей в 2009 г.//Там же. 2010. Вып. 24. С. 50-62).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. T. 1. Отд. 3. С. 88). Имя бывш. митрополита было включено в монастырский синодик ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. С. LXVIII). Известны более скромные вклады И. в Троице-Сергиев мон-рь, сделанные вскоре после его низведения с кафедры: «санник сер» (12 февр. 1542), «3 чарки серебряны гладкие, а третьяя с образцы, венцы золочены» (28 марта того же года), Евангелие в бархатном переплете с драгоценными камнями (ВКТСМ. С. 37). В 1542 г. И. дал вкладом «на память своей души» в московский Успенский собор список Иерусалимского устава кон. XV-XVI в. (ГИМ. Усп. 23). В 1551 г. в Троицкий мон-рь для И. привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. «Царское и соборное послание к бывшему митрополиту Иасафу и иже с ним» является 99-й гл. соборных материалов. Ответ И. составляет 100-ю, завершающую главу. То, что замечания И. были включены в памятник в качестве отдельной главы, не может не свидетельствовать о значительном авторитете бывш. митрополита. И. дал оценку нек-рым постановлениям Собора, оговорил ряд особых случаев, выходящих за рамки соборных решений. Бывш. первосвятитель выступил против частого участия в богослужениях мирян, поскольку необходимо «в миру разсужати чины царьскиа и нужи людскиа». И. считал необходимым ограничить деятельность десятильников (сборщиков церковных пошлин) городами, без посылки их в волости, десятильники должны быть подотчетны высшему духовенству. Он выступил за суд архиерея над духовенством по всем делам, писал о необходимости общей трапезы в мон-рях (при этом старые и больные монахи, а также «люди великие», постригшиеся и давшие большие вклады в мон-рь, могут есть и в своих кельях), гостям мон-ря также следует есть за общим столом (при этом И. сделал исключение для Троице-Сергиева мон-ря, т. к. «туто так быти невместимо - безпрестани гость бываеть и день, и ночь»). И. считал нужным объединить мелкие пустыни или приписать их к большому мон-рю («в монастыри упокоити»). Выступал против «немастерского письма» иконописцев, просил организовать их обучение у «добрых мастеров». Предлагал дать льготы «пустым церквам», освободить крестьян от подати на выкуп пленных, советуя брать ее из казны архиереев и мон-рей. И. требовал, чтобы царь запретил бродяжничество молодых «робят», к-рые «свою волю деють, а мир соблажняют», а также «извести» скоморохов. В заключение И. просил царя добавить в рассказ о Соборе 1503 г. упоминание всех архимандритов, игуменов и старцев, принимавших в нем участие (в присланном ему списке был указан только прп. Иосиф Волоцкий ), спросив о том старых бояр. Внесение своих замечаний в текст соборных решений И. оставляет на усмотрение царя - как ему «Бог положить на сердце».

http://pravenc.ru/text/578036.html

27 июля 1868 г. М. был возведен в сан архимандрита бывш. Полтавским еп. Александром (Павловичем) , совершавшим паломничество на Афон. Престарелый схиархим. Герасим, игум. Пантелеимонова монастыря, назначил М. своим преемником «как способнейшего в духовном и внешнем управлении». 15 окт. 1869 г. на собрании старшей братии М. был официально признан преемником игумена (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 1 об.). В 1874-1875 гг. М. находился в К-поле как участник т. н. греко-русского пантелеимоновского процесса, в ходе которого «многие из греков, братий монастыря, заявили свои исключительные права на Русский монастырь» (Русский монастырь. 1886. С. 190). Выяснялись права и положение греческой и русской частей братства Пантелеимонова монастыря и условия дальнейшего их проживания и деятельности в обители. Разногласия и споры были вынесены на суд Протата и К-польского патриарха Иоакима II (Коккодиса) . Они прекратились после кончины схиархим. Герасима († 10 мая 1875), после чего «нареченный преемник» М. был избран игуменом большинством голосов братии. Ввиду сложности ситуации голосование проводилось дважды; повторное голосование совершалось под наблюдением патриарших экзархов и уполномоченных Протата. Избрание М. подтверждено в сент. 1875 г. сигиллионом патриарха Иоакима II. 26 сент. 1875 г. М. был «произведен во игумена» в присутствии патриарших экзархов митрополитов Никейского Иоанникия (Константинидиса) и Деркского Иоакима (Крусулудиса), членов Протата и священноначалия афонских обителей. При М. в Пантелеимоновом мон-ре велась разносторонняя созидательная деятельность. Продолжилась разработка земель метоха (имения) Крумица под виноградники и сады, велось строительство хозяйственных служб и помещений для братии, которая к сер. 80-х гг. XIX в. насчитывала до 100 чел. Сооружен большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1882 бывш. Пентапольским митр. Нилом), выстроен кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886). На земле Крумицы в 1880 г. начато строительство отшельнических калив и основана пуст. Нов. Фиваида, где при материальной помощи и покровительстве Пантелеимонова мон-ря селились беднейшие афонские пустынники (сиромахи) и рус. афонцы-келлиоты. В 1884 г. в пустыни был введен устав внутренней жизни, разработанный старцем Иеронимом и подписанный М. К кон. 80-х гг. XIX в. насчитывалось до 220 иноков-фиваидцев, часть из них вела образ жизни отшельнический, часть - общежительный. В пустыни сооружены храм во имя всех преподобных Афонских (освящен в 1883 митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) в сослужении М.), корпуса келий, в т. ч. корпус с параклисом в честь Вознесения Господня (освящен М. в 1882), больничный корпус с параклисом во имя святых Пантелеимона и Артемия (освящен в 1886 бывш. Пентапольским митр. Нилом), др. постройки и хозяйственные службы; земля разработана под огороды.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010