Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кратиров Иван Александрович; 27.07.1839, с. Лохта Тотемского у. Вологодской губ.- 12.02.1909, Москва), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Сын свящ. А. Кратирова, впосл. протоиерея, настоятеля собора г. Кадникова Вологодской губ.; родственник сщмч. Павла (Кратирова) , еп. Ялтинского. Иван обучался в доме отца, затем в Тотемском ДУ (1850-1854), Вологодской ДС (1854-1860). По окончании семинарии «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению» был направлен в МДА. В 1864 г. окончил академию по 1-му разряду со степенью кандидата богословия. 24 апр. 1867 г. за работу «О видах так называемого частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» Кратирову была присвоена ученая степень магистра богословия. Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 9 нояб. 1864 г. назначен на должность преподавателя церковно-исторических наук высшего и среднего отд-ний Вологодской ДС. 15 нояб. 1866 г. перемещен на ту же должность в Ярославскую ДС. С 9 марта 1867 г. помощник инспектора, с 10 июля того же года член правления Ярославской семинарии, с 4 июля 1870 г. также преподаватель практического руководства для пастырей. 31 авг. 1870 г. определен на должность секретаря совета и правления МДА. За деловые качества по ведению академической документации в руководстве МДА Кратирова называли «нашим министром». Получил чин коллежского советника (1875). В годы службы в академии неск. раз отклонял предложения перейти в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода. Определением Синода от 7-21 апр. 1883 г. Кратиров был назначен ректором Харьковской ДС, куда был приглашен еп. Амвросием (Ключарёвым) , незадолго до того назначенным на Харьковскую кафедру. Накануне отъезда в Харьков 7 мая 1883 г. Кратиров был рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея Дмитровским еп. Алексием (Лавровым-Платоновым) , а 5 июня возведен им же в сан протоиерея. Впосл. И. был в дружеских отношениях с еп. Алексием и вел с ним регулярную переписку. В Харьковской ДС прот. Иоанн смог наладить дисциплину, поднять на должную высоту расстроенную его предшественником прот. М. И. Разногорским учебно-воспитательную работу. Прот. Иоанн занимался ремонтом помещений Харьковской ДС и строительством здания с преподавательскими квартирами, нового общежития для воспитанников и образцовой школы. По его инициативе в Харьковской ДС была введена форма для воспитанников. Помимо управления семинарией прот. Иоанн занимался делами епархиального управления. 4 авг. 1884 г. он был назначен председателем Харьковского епархиального училищного совета. По поручению еп. Амвросия Кратиров составил проект нового ж. «Вера и разум» , преобразованного из «Харьковских епархиальных ведомостей» , и был его редактором в 1884-1893 гг. |
Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц. |
архиеп. Казанский и Свияжский, переведен на С.-Петербургскую и Ладожскую кафедру с возведением в сан митрополита; сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Самарский и Ставропольский, переведен на Московскую и Коломенскую кафедру с возведением в сан митрополита; Флавиан (Городецкий; 21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Холмский и Варшавский, переведен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру; Алексий I (Опоцкий; 10 нояб. 1901 - 1 июля 1905), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Вятский и Слободской, переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру; Николай (Налимов; 1 июля 1905 - 9 июня 1906), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Тверской и Кашинский, уволен на покой, с 23 июля 1906 г. архиеп. Владимирский и Суздальский; Никон (Софийский; 9 июня 1906 - † 28 мая 1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Владимирский и Суздальский; Иннокентий (Беляев; 7 дек. 1909 - † 9 сент. 1913), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Тамбовский и Шацкий; Алексий II (Молчанов; 2 нояб. 1913 - † 20 мая 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Тобольский и Сибирский; Питирим (Окнов; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Самарский и Ставропольский, переведен на Петроградскую и Ладожскую кафедру с возведением в сан митрополита; Платон (Рождественский; 5 дек. 1915 - 13 авг. 1917), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Кишинёвский и Хотинский, с 13 авг. 1917 г. митр. Тифлисский и Бакинский Кавказского Экзархата. Экзархи Кавказского Экзархата РПЦ Платон (Рождественский; 13 авг. 1917 - 22 февр. 1918), митр. Тифлисский и Бакинский, переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру; Кирилл (Смирнов; 19 марта 1918 - сер. 1918), митр. Тифлисский и Бакинский, бывш. архиеп. Тамбовский и Шацкий, переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру; Феофилакт (Клементьев; 1918-1919), еп. Елизаветпольский, бывш. Слуцкий, вик. |
К. Павлиашвили Экзархи Г. Э. РПЦ Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817), митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, бывш. архиеп. Ахтальский (ГПЦ), по увольнении введен в Синод; Феофилакт (Русанов; 14 мая 1817 - † 19 июля 1821), архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, с 28 дек. 1818 г. архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 1 февр. 1819 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Рязанский и Зарайский; Иона (Василевский (Васильевский); 1 окт. 1821 - 5 марта 1832), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 22 авг. 1828 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Астраханский и Кавказский, по увольнении введен в Синод; Моисей (Богданов-Платонов-Антипов; 12 марта 1832 - † 13 июля 1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Саратовский и Царицынский; Евгений (Бажанов, Баженов, Божанов; 1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Минский и Туровский, переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру; Исидор (Никольский; 12 нояб. 1844 - 1 марта 1858), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 26 авг. 1856 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Могилёвский и Мстиславский, переведен на Киевскую и Галицкую кафедру; Евсевий (Ильинский; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Подольский и Брацлавский, переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру; Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Нижегородский и Арзамасский, переведен на Московскую и Коломенскую кафедру с посвящением в сан митрополита; Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Кишинёвский и Хотинский, переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру; Палладий (Раев; 29 сент. 1887 - 18 окт. 1892), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. |
Л. Яцкой (Яцкого), тобольский воевода Д. С. Яковлев, в XVIII-XIX вв.- представители дворянских родов Киселёвых (в т. ч. ген.-лейтенанта Ф. И. Киселёва († 9 янв. 1809)), Полибиных, Сенявиных, Щукиных и др. После закрытия П. Б. м. в нем продолжал существовать Музей древнерусского искусства. Решением Малоярославецкого исполкома и Музейного отдела от 17 июля 1924 г. бывш. П. Б. м. передавался в ведение детского дома и музейного органа ( Лошкарёва. Государственный. 1997. С. 196). В том же году музей реорганизован в Гос. историко-художественный и краеведческий, к нему были присоединены коллекции музеев Рощинского об-ва изучения местного края и бывш. частного музея Н. П. Глухарёва (Там же). В авг.-сент. 1924 г. в детский дом на территории П. Б. м. прибыли дети из Малоярославецкого и Боровского детских домов. В янв. 1929 г. детский дом был выведен с территории мон-ря, а здание настоятельских палат сдано на 3 года в аренду под пионерский лагерь Управления московскими зрелищными предприятиями Московского отдела народного образования (МОНО) (Там же. С. 203). 12 сент. 1928 г. музей стал отд-нием ГИМ ( Миркина. 1997. С. 216), а решениями от 22 июня и 5 сент. 1929 г. передан в ведение Калужского окружного музея и переведен на местный бюджет (Там же). В 1930 г. музей закрыт, помещения мон-ря 6 мая 1930 г. переданы МОНО, экспонаты были свалены в придельном храме вмц. Ирины и на паперти трапезной, многие из них позднее были утрачены ( Лошкарёва. Государственный. 1997. С. 204). В мае 1930 г. на территории бывш. П. Б. м. разместилась детская колония - Индустриально-ремесленная школа (Там же), воспитанники и руководство к-рой нанесли серьезный урон монастырю: были повреждены здания, некрополь ( Козлов. 2001. С. 211-216). В 1933-1935 гг. был снесен храм во имя Всех святых, на месте которого построен учебный корпус школы. В 1935 г. на территории бывш. мон-ря разместился техникум аэрофотосъемки и картографии им. Калинина (Святые свидетели вечности. 2009. С. 85). После начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 г., техникум был эвакуирован. Во время герм. оккупации Боровска (окт. 1941 - янв. 1942) в бывш. П. Б. м. размещались армейские части. После освобождения Боровска в янв. 1942 г. на территории бывш. П. Б. м. разместилась школа комбайнеров (Там же). В 1945 г. она была реорганизована в школу инструкторов производственного обучения, на базе к-рой в 1953 г. создан Центральный ин-т усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На бывш. землях подсобного хозяйства мон-ря построены ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол собора Рождества Пресв. Богородицы обвалился на стоявшую в храме технику. В 1956 г. в бывш. П. Б. м. создано уч-ще механизации, а в 1962 г. туда переведен Боровский сельскохозяйственный техникум, который занимал комплекс бывш. мон-ря вплоть до 1991 г. |
Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2. |
патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F. |
Память выборочная, причудливая. В Ярославле на всякий случай сохраняют все названия, как обыватели прифронтовой полосы держат в подполе разные флаги; на углах — по четыре таблички: Суркова, бывш. Школьная, бывш. Гимназическая, бывш. Благовещенская. У Волги показывают дом, в котором умер Андрей Болконский. За Которослью рядом с живым шумным лакокрасочным комбинатом забытая мертвая громада храма Иоанна Предтечи, темно-красного кирпича с зелеными изразцовыми поясами. Собор вызывающе великолепен даже в череде замечательных ярославских церквей. Очарование Рождественской едва пробивается сквозь разруху. Угадывается красота Николы Надеина. Церковь Ильи Пророка чудесным образом простояла ухоженной на огромной Советской, бывш. Плацпарадной, площади напротив обкома — прежнего (и нынешнего) губернаторского дворца. Лучше всего храм выглядит с улицы Нахимсона, бывш. доктора философии Бернского университета, бывш. комиссара латышских стрелков, бывш. предгубисполкома. Увековечены и другие видные ярославцы: основатель русского театра Федор Волков изломанной позой и штанами в обтяжку похож на тореадора, Ярослав Мудрый с городом в руках прозван “мужик с тортом”. В полдень начинается снег, и торт становится сливочным. Снег, благословение российской провинции, с ярославской расторопностью кроет прорехи, пятна, лужи, возвращая городу изношенное достоинство. Естественными кажутся белые беседки над Волгой — невесть откуда взявшиеся в этих широтах воздушные шестиколонные ротонды с коринфскими капителями. На снегу, под снегом, в снегу все становится каким-то неведомым, давним, из Лескова, из Бунина: кованые перила набережной, тупо прямоугольный речной вокзал, дизайнерски отважная алая рябина на черных ветках, пышная голая тетка с мячом на фасаде сталинского дома, праздная лошадь у Спасского монастыря, на которой некому кататься в несезон. Причудливая выборочная память строит зимний Ярославль. Джон Григорьевич в вязаной жилетке ведет от коллекции к коллекции. Он мягко гладит утюги, как Шлиман — черепки Приама. “Это автомат, видите, верх откидывается, утюг заполняется водой и сам защелкивается, можете отпаривать что хотите. Вы знали, что сто лет назад были утюги-автоматы? Вот видите, приехали сюда — узнали. Это судьба”. |
Вскоре после восстановления независимости Польши, в дек. 1918 г., в Холм был направлен номинированный 9 нояб. 1918 г. викарный Холмский епископ католич. Люблинского диоцеза Адольф Юзеф Еловицкий (рукоположен во епископский сан 23 марта 1919), на к-рого была возложена обязанность добиваться от властей передачи римо-католикам холмского собора и прилегающих к нему зданий бывш. мон-ря василиан, униат. семинарии и консистории. 26 мая 1919 г. римско-католический еп. Люблинский Мариан Леон Фульман освятил бывш. униат. и правосл. собор на Даниловой горе в Холме как римско-католич. костел Пресв. Девы. Глава Польского гос-ва Ю. Пилсудский поддержал захват собора. Из др. церковных зданий на Даниловой горе римо-католикам был передан только бывш. дворец Холмских униат. епископов, остальные «поуниатские» здания (семинария, мон-рь василиан и др.) были оставлены в собственности государства. После того как советские войска заняли Холм, Еловицкий покинул город, был лишен полномочий викария, а Холмская кафедра больше не замещалась. В бывш. дворце униат. епископов в 1920 г. открылся мон-рь иезуитов (закрыт в 1931), в их ведение перешел и кафедральный собор; в 1921 г. при мон-ре была основана Малая семинария Люблинского диоцеза (переведена в Ленчицу в 1931), использовавшаяся поляками гл. обр. для подготовки «светских миссионеров» и «реколлекционистов», работавших среди правосл. населения, в т. ч. бывш. униатов. Развернувшаяся в Люблинском воеводстве кампания по ревиндикации (передаче римо-католикам бывш. униат. церквей) стала одним из инструментов полонизации местного укр. населения; чтобы снять межнациональную напряженность, польские власти сначала пресекали неконтролируемую ревиндикацию, которую в 1918-1919 гг. еп. М. Фульман особенно активно осуществлял в Хелмском, Красноставском и Билгорайском повятах. В июле 1919 г. польск. министр вероисповеданий и образования Я. Лукашевич добился от Фульмана временного прекращения ревиндикации и согласия на легализацию в Люблинском воеводстве 29 православных приходов. Очевидно, до кон. 1919 г. этими общинами управлял Белостокский еп. Владимир. |
Беглопоповцы )). В 1911 г. она пожертвовала 10 колоколов в новопостроенный Покрово-Успенский храм в М. Гавриковом пер., 29, подарила значительное число колоколов др. храмам. В 1907 г. при теплом Христорождественском храме на Рогожском кладбище в память о ее сыне был сооружен придел во имя прп. Сергия Радонежского, украшенный старинными иконами, в т. ч. иконой прп. Сергия XVI в. в серебряной ризе. Ф. Е. Морозова построила здание больницы в Рогожском пос. и новую Певческую палату для певцов хора Рогожского кладбища и их семей. В Москве насчитывается более 70 зданий, принадлежавших М. Этот многочисленный род использовал лишь треть из них для своих нужд, остальные домовладения (более 40) предназначались для культурных, просветительских и благотворительных целей. Фамилия М. фигурировала в названиях 10 московских учреждений. Сегодня она сохранилась лишь в названии детской Морозовской больницы (носила имя Викулы Елисеевича Морозова, построена его сыновьями в 1901-1905). После 1917 г. М. и их многочисленные родственники разделили судьбу России, но большинство оказались в разных странах мира. Долгое время М. упоминались на родине только с отрицательными характеристиками. В 80-90-х гг. XX в. благодаря деятельности краеведов и историков произошло возвращение М. на их малую родину. 8 дек. 1985 г. в Орехово-Зуевском краеведческом музее прошла встреча с внуком, полным тезкой мецената, фронтовиком, старейшим журналистом газ. «Известия» Саввой Тимофеевичем Морозовым. В 1985-1988 гг. вышли 2 издания кн. С. Т. Морозова «Дед умер молодым» (в 1989 экземпляр книги Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв вручил президенту Франции Ф. Миттерану в Доме приемов МИД на Спиридоновке (бывш. особняк С. Т. Морозова)). В февр. 1992 г. настоятель старообрядческого храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Орехово-Зуеве свящ. Леонтий Пименов отслужил панихиду по Савве Тимофеевичу Морозову, на которой присутствовала правнучка мецената Ирина Саввична. 29 февр. 1992 г. во МХАТ им. А. П. Чехова состоялся вечер памяти С. Т. Морозова. Выдающимся бизнесменам - меценатам нашего времени, помогающим театру, вручается почетный «Морозовский знак». В 1992 г. в Орехово-Зуеве был создан «Морозовский клуб», его целью является сохранение памяти о знаменитой династии. Памятная доска в честь С. Т. Морозова установлена в Орехово-Зуеве на ул. Ленина (бывш. Никольская), на здании бывш. управления мануфактур, в к-ром располагался кабинет Морозова. Имя С. Т. Морозова носит Московский гос. гуманитарно-технологический ун-т в Орехово-Зуеве (бывш. Педагогический ин-т), занимающий здание бывш. богадельни им. Т. С. Морозова (на постройку богадельни вдова последнего М. Ф. Морозова в 1892-1904 пожертвовала 800 тыс. р.). Ун-т проводит межрегиональные «Морозовские чтения». Имя С. Т. Морозова носит также Орехово-Зуевский бизнес-колледж (бывш. химико-механический техникум). |
| |