25 янв. 1875 г. и 30 апр. 1879 г. Синод издал указы о том, чтобы из воссоединенных церквей были изъяты униатские книги и переданы в Синодальную б-ку в С.-Петербурге, в процессе передачи многое было утрачено. Согласно синодальному постановлению от 1 мая 1875 г., перешедшие из унии в Православие церкви присоединились к Варшавской и Новогеоргиевской епархии, которая получила название Холмская и Варшавская, при этом главная кафедра осталась в Варшаве. Управление воссоединенными приходами было поручено епископу Люблинскому, викарию Холмско-Варшавской епархии. В тот же день им был назначен возглавлявший движение за возвращение холмских униатов в Православие бывш. администратор Холмской униат. епархии вдовый прот. Маркелл Попель. 8 июня 1875 г. он был хиротонисан во епископа с сохранением имени. Местом пребывания викария был назначен Холм. В ведении епископа Люблинского находились Холмская ДС, основанная в 1760 г. униатами и перешедшая из унии в Православие Холмская епархиальная школа причетников (преобразована в 1882 в Холмское ДУ). После возвращения униатов в Православие к уже существовавшим в Варшавской епархии 2 благочинническим округам прибавились 12 новых, к-рые были подчинены Люблинскому архиерею. Он получил широкие полномочия по управлению воссоединенной с Православием частью Холмско-Варшавской епархии. Ему подчинялось Холмское духовное правление, ведавшее делами бывш. униатских приходов. Членов правления избирал викарий и утверждал епархиальный архиерей. Ряд общин Л. в., находившихся в Сувалкской губ., а также бывш. униат. варшавская Успенская ц. (соборный храм бывш. мон-ря василиан) были переподчинены епархиальному архиерею. Позже обе части Холмско-Варшавской епархии (старые и воссоединенные приходы) были объединены, вся епархия разделена на 19 благочиннических округов (впосл. их число и состав неоднократно изменялись). Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

совершил ряд архиерейских хиротоний. В 1515 г., после возвращения Смоленска России и измены Смоленского еп. Варсонофия , митрополит хиротонисал на Смоленскую кафедру Иосифа, бывш. архим. Чудова мон-ря. В 1517 г. поставил на Суздальскую кафедру Геннадия, бывш. архим. владимирского Рождественского мон-ря (10 февр.), и на Рязанскую кафедру - Сергия, бывш. архим. московского Андроникова мон-ря (12 февр.). В 1520 г. было совершено неск. архиерейских хиротоний: на Ростовскую кафедру 9 февр. был поставлен бывший архим. Симоновского мон-ря Иоанн, 14 февр. Коломенским епископом стал бывш. игум. Угрешского монастыря Тихон, 16 февр. на Вологодскую кафедру был хиротонисан из игуменов Соловецкого мон-ря Пимен. В. принимал участие в жизни великокняжеской семьи. В 1518 г. участвовал в отпевании Симеона Иоанновича, брата вел. князя; подпись В. стояла на 1-й духовной грамоте Василия III, составленной в 1509 или 1514 г. и сожженной в 1533 г. (Акты Российского государства: Архивы моск. мон-рей и соборов XV - нач. XVII в. М., 1998. С. 293. 124). В отличие от митр. Симона В. не получал от вел. князя иммунитетных грамот на имения митрополичьей кафедры, лишь брат Василия III Юрий неск. раз на время освобождал от налогов митрополичьи владения в своем уделе. Митрополичья кафедра при В. приобрела ряд владений в разных уездах, покупая их у местных вотчинников. Ко времени предстоятельства В. относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с К-польским Патриархатом, прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором рус. епископов на Московский митрополичий престол свт. Ионы , не признанного Патриархией, и посылки на Русь К-польским Патриархом Дионисием I бывшего униатского Киевского митр. Григория Болгарина , не принятого Русской Церковью). В марте 1518 г. в Москву прибыло большое посольство с Афона и из К-поля во главе с митр. Зихны Григорием, в к-рое входил прп. Максим Грек ; посольство оставалось в Москве до 11 сент. 1519 г. (прп. Максим не смог покинуть Россию, в 1556 скончался в Троице-Сергиевом мон-ре).

http://pravenc.ru/text/154167.html

Наряду с единством веры, таинствами и каноническим устройством А. п. является внешним выражением единства Церкви . В определенном смысле говорят о сохранении А. п. и в сообществах, отделившихся от правосл. Церкви. В первую очередь под этим подразумевается схизматическая иерархия, восходящая через чреду хиротоний к правосл. епископату. Вопрос, возможна ли передача А. п. в хиротонии, совершаемой вне правосл. Церкви, и если возможна, то каким образом, с догматической т. зр. остается открытым (см. Границы Церкви ). Различные авторы высказывают на этот счет противоречивые мнения (свт. Филарет (Дроздов) (О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви. С. 86), свт. Игнатий (Брянчанинов) (Письма//Творения. М., 1993. Т. 7. С. 313), свт. Феофан Затворник (Собр. писем свт. Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 144, 202), свт. Иларион (Троицкий) (Единство Церкви и всемирная конференция христианства// он же. Христианства нет без Церкви. М., 1991. С. 54-105), митр. Антоний (Храповицкий) (Вера и разум//Жизнеописание и творения блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1969. Т. 5. С. 329), митр. (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский) (Значение апостольского преемства в инославии. С. 35), А. С. Хомяков (Соч. М., 1886. Т. 2. С. 90, 369, 374), прот. Георгий Флоровский (О границах Церкви. С. 160)). Сохранение А. п. рукоположений является обязательным условием для положительного решения вопроса о принятии в клир лиц, рукоположенных вне Церкви. При этом условия принятия могут быть различными. 8-е прав. Всел. I Собора признает действительность рукоположений у раскольников-кафаров (новатиан), но 19-е прав. того же Собора постановляет принимать в Церковь бывш. еретиков-павлиан ( павликиан ) только через Крещение. В древней Церкви вопрос о признании действительности хиротоний бывш. еретиков и раскольников решался не только теоретически, в каноническом праве, но и практически: во Всел. VI Соборе участвовали бывш. монофелиты; Всел. VII Собор состоял в основном из бывш. иконоборцев; то же можно сказать относительно Торжества Православия 843 г. В службе 1-й недели Великого поста говорится по этому поводу «о разстоящихся удах Христовых, совокупленных во единство». Церковь в этих случаях отклоняла требования ригористов не признавать еретических хиротоний. Свт. Марк Эфесский, согласившись участвовать в Ферраро-Флорентийском Соборе , тем самым показал, что считает католич. епископов епископами, и, отказав им в общении, не отказал в епископском звании.

http://pravenc.ru/text/апостольское ...

К нояб. 1918 г. в скиту размещались: каменный 3-этажный крестообразный корпус с 2 домовыми церквами, 15 кельями, трапезной и кухней; деревянные архиерейский дом (дача), дачный дом, здание музея, дом наместника, а также сарай, дом (портная), дом с водокачкой, баня; на пчельнике находились деревянный дом и мшенник (Там же. С. 370). Решениями Президиума Нижегородского исполкома была закрыта ц. Успения Пресв. Богородицы (28 мая 1924) ( Она же. 2006. С. 49), а затем и сам скит (5 мая 1925). Тем не менее богослужения в скиту продолжались до 1926 г., а насельники жили на его территории до 1927 г. 1928-1993 гг. После закрытия монастыря в 30-х гг. XX в. на его территории действовали различные орг-ции: помимо дома престарелых - сетевязальная фабрика и оранский «Народный университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство), народный театр и др. В кон. 20-х гг. XX в.- 1941 г. чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери находилась в Н. Новгороде в Спасской часовне, а затем была передана в обл. музей. В 1937 г. колокольня обители разобрана на кирпич. В 1939-1941 гг. здания бывш. О. В. м. стали убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников посольств. В 1942 г. на территории бывш. обители организован лагерь 74 для военнопленных (максимальное число содержавшихся в нем - 3378 офицеров и 28 генералов) ( Коршак. 2008. С. 319). Основная часть военнопленных содержалась в лагерном отд-нии Монастырка, в 4 км от монастыря (Там же. С. 320). Приказом от 3 февр. 1950 г. лагерь расформирован, в марте того же года все остававшиеся военнопленные отправлены на родину и в др. пункты содержания (Там же. С. 323; в 1995 на месте братских могил военнопленных организован мемориал). В 1952-1971 гг. в помещениях бывш. О. В. м. действовала воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних. В 1971-1985 гг. на территории бывш. мон-ря располагался муж. лечебно-трудовой профилакторий, а затем до 1993 г.- жен. исправительная колония (ЛТП-6 УВД). Каменное здание бывшего скита и прилегавшая к нему земля с фруктовым садом 8 мая 1928 г. переданы Алистеевским волостным исполкомом в ведение нижегородского Дома пионеров им. Ансона для летней дачи. С 1942 г. в нем действовала первая из антифашистских школ, переведенная в 1943 г. под Москву, в Красногорск ( Власова. 2004. С. 24). В 1943-1948 гг. в скиту содержались военнопленные немцы ( Коршак. 2008. С. 321). Затем здания скита постепенно разрушались. После реконструкции 70-х гг. XX в. в них разместились пионерский лагерь и база отдыха Горьковского телевизионного завода им. В. И. Ленина (ныне НИТЕЛ).

http://pravenc.ru/text/2581463.html

После роспуска монашеской общины П. Т. м. богослужения в его храмах еще нек-рое время продолжались. В янв. 1930 г. был закрыт Троицкий собор, в апр. 1931 г.- ц. в честь Сошествия Св. Духа. Согласно воспоминаниям жителей Пензы, после разгона общины стало появляться знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе ц. в честь Сошествия Св. Духа по ночам возникало яркое светящееся пятно, на к-рое сбегались смотреть со всего города. По распоряжению городских властей его сначала закрасили черной краской, затем завесили мешковиной, однако это не помогло, и в 30-х гг. XX в. главу храма сломали. В 30-х гг. прошли аресты монахинь бывш. обители, всего до 1938 г. было арестовано 18 чел., из которых 5 были расстреляны (Евдокия (Кузнецова) - в 1937, Евдокия (Кабанова), Вера (Кузьмина), Анастасия (Пчелинцева) и Прасковья (Шакурова) - в 1938). На территории бывш. мон-ря размещались мастерские, общежитие, клуб, бывш. монастырские кельи и проч. постройки были приспособлены под жилье. В здании ц. в честь Сошествия Св. Духа размещалось кулинарное ПТУ, в Троицком соборе - реставрационный участок. К 80-м гг. XX в. оказались утраченными завершения храмов, нек-рые корпуса и все хозяйственные постройки, ограда с башнями, в 1977 г. была снесена колокольня. Решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 5 апр. 1978 г. Троицкий собор поставлен на охрану как памятник культуры регионального значения. Помимо обезображенных храмов сохранились 6 двухэтажных корпусов: 5 каменных - настоятельский, училищный, 3 корпуса келий (40х гг. XIX в., 1875, 1908), каменно-деревянный (1886), а также одноэтажный деревянный флигель (2я пол. XIX в.). 1992-2019 гг. Постановлением главы администрации г. Пензы Ф. Ф. Дубинчука от 12 нояб. 1992 г. монастырский комплекс был возвращен РПЦ. 25 марта 1993 г. по благословению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) вновь открылся жен. мон-рь. 13 мая 1993 г. его возглавила настоятельница Сканова во имя Святой Троицы женского монастыря игум. Митрофания (в миру Валентина Егоровна Перетягина), переехавшая в Пензу вместе с 18 сестрами. С 1993 г. в П. Т. м. служит духовник обители - митрофорный протоиерей (с 2005) Владимир Спицын. 6 янв. 1994 г. состоялось 1-е богослужение в храме в честь Сошествия Св. Духа, с янв. 1995 г. богослужения совершались регулярно. В 1996 г. восстановлен купол церкви, в 1999 г.- монастырская ограда. 3 окт. 1999 г. П. Т. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и подарил мон-рю напрестольный крест. 8 нояб. 1999 г. архиеп. Серафим (Тихонов) освятил левый придел храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», 6 нояб. 2001 г. еп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин ; впосл. архиепископ) - главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, 17 дек. 2006 г. - правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. На протяжении 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. проходил успешно завершившийся процесс расселения жителей из зданий на монастырской территории.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Георгием (Вагнером) в 1982 г. В 1977 г. община в Маастрихте получила статус прихода, его настоятелем стал Гвидо (де Вейлдер (де Вильдер); с 2003 архиепископ русских правосл. приходов в Зап. Европе и экзарх К-польского Патриархата Гавриил). Церковь прихода, обустроенная в здании бывш. магазина в центре Маастрихта, была освящена в 1985 г. архиеп. Георгием (Вагнером). В 1984 г. настоятелем основанного еще в 50-х гг. XX в. прихода святых Петра и Павла в Девентере, к-рый ранее окормляло духовенство разных юрисдикций, в т. ч. Московского Патриархата, стал бывш. студент Ленинградской ДС нидерландец Теодор ван дер Ворт, в 1982 г. рукоположенный в Экзархате. В 1999 г. приход приобрел здание бывш. магазина в центре города, в к-ром была обустроена церковь, освященная в 2001 г. В 80-х гг. XX в. сложился правосл. приход Экзархата в г. Бреда. С 1985 г. здесь проводились регулярные правосл. службы в различных католич. часовнях, с 1988 г.- литургия в часовне католич. мон-ря. В 1990 г. приход обрел постоянного настоятеля Мартина Эрлингса. В нач. 80-х гг. XX в. небольшая группа православных в Коллюмерпомпе (север пров. Фрисландия) стала регулярно собираться в часовне, устроенной в доме одной из правосл. семей. Основанный ими приход св. Пантелеимона до 2003 г. окормлял Гвидо де Вейлдер, затем - Теодор ван дер Ворт. Лит.: Wagenaar L. J. Amsterdam in zyne opkomst, aanwas, geschiedenissen, voorregten, koophandel, gebouwen, kerkenstaat enz. Amst., 1760-1767. 3 vol.; Vijver C., van der. Geschiedkundige beschrijving der Stad Amsterdam. Amst. 1844. Vol. 1; Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1867. Т. 8; Веневитинов М. А. Русские в Голландии: Великое посольство 1697-1698 гг. М., 1897; Hendrix P. J. G. A. Russisch christendom: Persoonlijke herinneringen. Amst., 1937; idem. Het schoone Pascha: Indrukken over het Russisch-orthodoxe paaschfeest. Leiden, 1940; Dionysios (Loukine), archim. Russische Orthodoxie. Amst., 1947; Fetter J. C. A. De Russen en hun kerk.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В нач. июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) признал власть митр. Дионисия. Заняв ставшую вакантной после отъезда архиеп. Николая (Ярушевича) Луцкую кафедру, Поликарп 10 июля 1941 г. издал воззвание, в котором объявил себя единственным правящим епископом на территории всего бывш. Волынского воеводства (несмотря на то что на Волыни был другой, старший по хиротонии архиерей - еп. Камень-Каширский и 1-й викарий Волынской епархии Антоний (Марценко)) и сообщил, что в связи с арестом архиеп. Алексия (Громадского) принимает на себя руководство церковной жизнью в бывш. Ровенском, Дубенском и Кременецком повятах. Еп. Поликарп потребовал восстановить распределение приходов по благочиниям в том виде, в каком оно существовало в бывшей Польше, выдвинул требование, чтобы единственным богослужебным языком для всех приходов Волыни был украинский. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию, в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. Вернувшись в Кременец, архиеп. Алексий (Громадский) осудил самочиние еп. Поликарпа и вмешательство митр. Дионисия в жизнь Волынской епархии. В письме митр. Дионисию от 2 авг. 1941 г. архиеп. Алексий заявил о нежелании подчиняться Варшавской митрополии. Об этом архиеп. Алексий в тот же день написал Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко). С аналогичным заявлением Кременецкий архиерей выступил на следующий день на встрече в Кременце с делегатом от петлюровского правительства в Варшаве Ю. Муликом-Луциком, представлявшим митр. Дионисия (Валединского). Архиеп. Алексий (Громадский) созвал 18 авг. 1941 г. архиерейский Собор в Почаеве («Областной Собор епископов православной Церкви на Украине»), который провозгласил автономный статус правосл. Церкви на Украине в юрисдикции Московской Патриархии; архиеп. Алексий, как старейший по хиротонии архиерей Украины, получил права обл. митрополита. Деянием 1 Собора архиеп. Алексию (Громадскому) был возвращен титул «архиепископ Волынский и Кременецкий» с правом управления православными приходами на территории всего бывш.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Иосифлянские священнослужители в отличие от обновленческого и григорианского духовенства отделялись от митр. Сергия, как правило, не из-за корыстных побуждений, а из-за так или иначе понятых идейных принципов. Среди иереев-иосифлян было много людей, отличавшихся нравственной чистотой, много было монахов. Еп. Мануил (Лемешевский), сторонник митр. Сергия, во время проповеди 29 апр. 1928 г. в ленинградском Троицком соборе сказал, что «отпали, откололись наилучшие пастыри, которые своей непорочностью в борьбе с обновленчеством стояли много выше других». По внутреннему составу И. не было однородным из-за различия взглядов иосифлян в церковных вопросах, прежде всего - по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и возглавляемой им Церкви. Часть иосифлян видела в митр. Сергии иерарха, превысившего свои полномочия и по этой причине действовавшего неправильно. Представителями умеренного И. руководили митр. Иосиф, еп. Сергий (Дружинин), прот. В. Верюжский. Др. часть иосифлян считала митр. Сергия отступником от Православия, врагом Церкви, общение с к-рым принципиально невозможно. Они были готовы порвать даже с Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром (Полянским), если тот не будет разделять их взгляды, «признает законным послание митр. Сергия и вступит с ним в молитвенное общение». Они готовы были прервать «молитвенное общение с митр. Петром и священниками, возносящими его имя». Жесткую позицию, доходившую до отрицания таинств признающего митр. Сергия духовенства, занимали еп. Димитрий (Любимов; в янв. 1929 возведен митр. Иосифом в сан архиепископа), прот. Феодор Андреев, свящ. Николай Прозоров и Михаил Новосёлов. Во многом как ответ на агитацию крайних иосифлян последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Свящ. Синода от 6 авг. 1929 г., в к-ром объявлялось: «Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями бывш. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), бывш. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), бывш. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания».

http://pravenc.ru/text/673719.html

общин разных национальных Церквей. «Послание» отражало послевоенную ситуацию, когда в Зап. Европе существовало уже 3-е, сильно ассимилированное поколение рус. эмиграции. В Православие переходили и представители основного населения европ. стран. В связи с изменением состава прихожан возник вопрос о языке богослужения и о переходе на григорианский стиль. В 1955 г. митр. Владимир дал распоряжение о возможности праздновать неподвижные церковные праздники по григорианскому стилю. С 50-х гг. в храмах Экзархата во Франции стали периодически проводиться службы на франц. языке. При Экзархате создавались титулярные епископские кафедры: Катанская (1947), Мессинская (1952), Сиракузская, Кампанская (1953). После кончины 18 дек. 1959 г. митр. Владимира (Тихоницкого) решением собрания представителей клира и прихожан местоблюстителем Экзархата 12 июня 1960 г. стал Сиракузский еп. Георгий (Тарасов), утвержденный по ходатайству собрания в окт. того же года К-польским Патриархом Афинагором I в должности экзарха с возведением в сан архиепископа. В связи с развитием отношений К-польского Патриархата и РПЦ, нормализации которых препятствовала ситуация с рус. приходами в Зап. Европе, позиция К-польского престола по отношению к Экзархату претерпевала изменения. 10 окт. 1965 г. Патриарх Афинагор I и Синод К-польского Патриархата, указав на изменение церковного положения с 1931 г., приняли решение об упразднении Экзархата правосл. рус. приходов в Зап. Европе; бывш. экзарху архиеп. Георгию было рекомендовано войти в общение с Патриархом Московским Алексием I «для урегулирования каноническим путем положения возглавляемого им округа». 30 дек. того же года архиеп. Георгий на пастырском собрании в Париже провозгласил бывш. Экзархат независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Зап. Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян 16-18 февр. 1966 г. К-польский Патриархат и нек-рые Поместные Церкви (Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская) «негласно» признали самопровозглашение независимости бывш.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Обитель имела 14 га земли, но при этом была обязана также обрабатывать подсобное хозяйство Дунайской флотилии. В обитель заселили неск. семей моряков флотилии. В нояб. 1946 г. под давлением властей еп. Измаильский и Болградский Максим (Бачинский; † 1953) решил перевести братию в Параскевинский скит близ с. Фуратовка Бородинского (ныне Саратского) р-на. Архиерей ссылался на потерю мон-рем былого духовного значения и на то, что насельники не могут проживать в обители в условиях, когда в нее заселили светских лиц - на территории бывш. Измаильской крепости возник целый поселок для моряков Дунайской флотилии и их семей. После упразднения мон-ря еп. Максим планировал разместить в здании братского корпуса загородный архиерейский дом, хотя уполномоченный по делам РПЦ в Измаильской обл. М. Колосенко уже разработал план по изъятию у Церкви зданий бывш. обители. В нач. 1947 г. еп. Максим, настаивавший на немедленном упразднении мон-ря без согласования с Московской Патриархией и Украинским Экзархатом РПЦ, по жалобам духовенства был временно отстранен от управления епархией и отозван в Москву. Эти события оттянули закрытие обители до лета 1947 г., когда почти вся братия во главе с настоятелем иером. Феофаном (Шалле) переехала в Параскевинский скит. Вместо обители была образована приходская община Никольского храма, настоятелем стал иером. Иларий (Коссу) - единственный клирик, который не переехал в Фуратовку (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 68. Л. 212). В 1947 г. были снесены все постройки Ферапонтовской обители. Община была вынуждена освободить храм по требованию властей в нояб. 1948 г., церковное имущество перевезли в киевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . Иером. Иларий был переведен клириком в домовую архиерейскую бесприходную церковь Измаила. Уполномоченный Колосенко и чиновники Измаильского облисполкома предлагали немедленно снести все здания обители, а на территории бывш. монастырской усадьбы построить Суворовское уч-ще. Однако уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров УССР П.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010