В 1992 г. была зарегистрирована 1-я в К. в постсоветский период католич. община лат. обряда в Керчи, которой вернули полуразрушенное здание Успенского храма. В том же году встала на учет Успенская община в Симферополе, к-рая в 1997 г. оборудовала в частном доме часовню. В 1993 г. зарегистрирован приход Непорочного зачатия в Ялте, ему вернули здание костела в центре города, при храме действует мон-рь доминиканцев. В 1995 г. получили регистрацию общины Матери Божией Милосердной в Джанкое, Матери Божией Неустанной помощи в с. Лобанове (бывш. Богемка) Джанкойского р-на, в с. Ярком Джанкойского р-на, Успенская община в с. Кольчугине (бывш. Кроненталь, Булганак) Симферопольского р-на. Последней общине в 2003 г. был передан бывш. лютеран. храм села, после ремонта в 2010 г. он был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1995 г. зарегистрирована община Пресвятого сердца Иисуса в с. Александровка Красногвардейского р-на, к-рая получила старый чеш. костел. В 1996 г. зарегистрирован приход Всех святых в Феодосии, при нем с февр. 2002 г. действует община францисканцев. В 1997 г. зарегистрирован приход св. Мартина в Евпатории, при нем в 1999 г. был организован мон-рь миссионеров облатов. В 1998 г. зарегистрирован Климентовский приход в Севастополе, размещающийся при часовне; историческое здание Климентовского костела в центре Севастополя занимает кинотеатр. В 2001 г. зарегистрирована община Милосердия Божия в с. Братском Первомайского р-на. В 2003 г. поставлена на учет Троицкая община в Алуште. Последней в 2005 г. получила регистрацию община в с. Литвиненкове Белогорского р-на. Помимо 14 зарегистрированных католич. общин лат. обряда без регистрации действуют общины в Армянске, Красноперекопске, Нижнегорском и Красногвардейском, приписанные к Джанкойскому приходу, а также часовни в с. Докучаеве Красногвардейского р-на и в с. Цветочном Белогорского р-на. 4 мая 2002 г. было образовано Одесско-Симферопольское католическое еп-ство, в составе которого с 2008 г. существует Крымский генеральный викариат. В 2008-2011 гг. генеральным викарием с пребыванием в Симферополе являлся еп. Петр Геркулиан Мальчук. Его усилиями в К. были построены большие католические храмы: Матери Божией Милосердной в Джанкое, св. Мартина в Евпатории (освящены в 2010). С нояб. 2012 г. Крымский викариат возглавляет еп. Яцек Пыль, имеющий резиденцию при Успенском храме в Симферополе. Основная масса прихожан - поляки, немцы, чехи, однако есть и значительное число украинцев, т. к. среди них католич. миссионеры ведут активную прозелитическую деятельность (в половине римско-католич. храмов К. регулярно служат мессы на укр. языке). Армянская католическая Церковь

http://pravenc.ru/text/2462085.html

ч. настоятельский и 2 братских, трапезная с кухней и хлебной, корпус для «чередных служителей», братская больница (1854), амбар, а также помещение для экипажей и конюшни и др. К 1909 г. мн. постройки П. П. м. обветшали, поскольку последний ремонт проводился в 1888-1889 гг. Еп. Пензенский Митрофан (Симашкевич) писал, что все храмы обители «стоят с выбитыми стеклами в окнах, штукатурка снаружи осыпалась, крыши протекают», зимой в Александро-Невской ц. «сквозь скважины в крыше и потолке деревянном проникает снег около святого престола в алтарь»; колокольня, ограда и братские кельи требовали «неотложного капитального ремонта»» ( Дворжанский. История. 1999. С. 231). Кон. 20-х гг. XX в.- 2010 г. С 1927 г. вокруг П. П. м. разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая (позднее микрорайон получил название «Свинтрест»). В 1929-1931 гг. были закрыты все церкви мон-ря, кроме Преображенского собора, в одном из храмов устроена сушилка, другой в 1931 г. передан конторе «Установка» под школу по подготовке кадров. В 1934 г. закрыт Преображенский собор. Еще в апр. 1933 г. было принято решение о ликвидации остальных построек мон-ря для использования территории под электростанцию. В результате основной комплекс бывш. мон-ря был уничтожен; оставшиеся каланча и ограда снесены в сер. 70-х гг. XX в. Подверглись репрессиям протодиак. Арсений Степанович Виноградов († 1931) и диак. Николай Владимирович Девиченский († 1932), в разное время служившие в обители, были расстреляны свящ. Димитрий Андреевич Андреев († 1937) и бывш. наместник П. П. м. архим. Иоанникий (Жарков) († 21 сент. 1937). Бывш. монастырский собор в честь Преображения Господня (1735-1750), ставший в 1794 г. приходским храмом, 26 сент. 1931 г. также был закрыт. Его внешний вид изменился после перестроек 2-й пол. XIX в. (по проекту архит. А. С. Купинского, утвержденному в 1857, под надзором архит. П. А. Елецкого перестроена колокольня в русско-визант. стиле; в нач. 70-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

29 янв. 1915 г. Синод заслушал рапорт архиеп. Евлогия о присоединении к Православию 52 греко-католических приходов. В этом рапорте архиерей просил создать еще 2 благочиннических округа, предлагал для замещения приходских мест открыть в Галиции 110 штатных священнических и псаломщических вакансий при 11 уездных соборных храмах (по 10 вакансий при каждом) и содержать их на средства из местных доходов. Вскоре после этого было образовано отдельное Галицийское духовное управление, ставшее фактически аналогом епархиального управления. Для лучшего понимания ситуации в Галиции туда указом Синода от 26 янв. 1915 г. был командирован видный специалист по церковной истории Галиции и униат. богослужебным традициям проф. СПДА П. Н. Жукович . В февр. 1915 г. по согласованию с греко-католич. Львовским митрополичьим ординариатом православным были переданы Успенский Братский храм при Ставропигийском ин-те, где был обустроен т. н. Волошский Архиерейский дом (по названию ул. Волошской в старой части Львова), и Преображенский храм при Русском народном ин-те, настоятелем которого был перешедший из унии в Православие свящ. Иоанн Давидович, а после его отъезда в Россию - бывш. викарий униат. прихода свящ. Иосиф Тягнибок. Также в совместном пользовании православных и униатов в течение весны и нач. лета 1915 г. находился Анно-Зачатьевский храм на Стрыйском предместье Львова, бывший под попечительством пророссийского Русского народного дома. Кроме 3 храмов во Львове официально были оформлены в ведении архиеп. Евлогия и получали жалованье из средств Синода 60 бывш. униат. приходов, в большинстве случаев во главе со священниками. Сведения о том, что всего на занятой рус. войсками территории Галиции из 1874 униат. приходов в Православие перешел 81 приход, представляются завышенными, т. к. учитывали в т. ч. случаи перехода церковных общин в юрисдикцию архиеп. Евлогия в связи с высылкой униатских настоятелей вглубь России. 12 марта 1915 г. в Петроград прибыли делегаты от бывш. униат. клириков Галиции, перешедших в Православие: священники Владимир Илевич и Иосиф Тягнибок (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Т. 25. 18428). В дек. 1798 г. Нижегородский еп. Вениамин (Краснопевков) передал старообрядцам на территории Нижегородского кремля Свято-Духовскую ц. при бывш. нижегородском Свято-Духовом муж. мон-ре, упраздненном в 1764 г. Посетивший Н. Новгород в окт. 1836 г. имп. Николай I настоял на изъятии у единоверцев храма, в 1836-1837 гг. преобразованного в домовый храм губернатора. 31 мая 1839 г. единоверцы получили Симеоновский храм (бывш. военный) также на территории кремля. Вторым единоверческим храмом в Н. Новгороде стал Спасо-Преображенский, построенный в 1834-1843 гг. на территории закрепленного за единоверцами Ошарского кладбища. Троицкая ц. Керженского Благовещенского мон-ря. 1868 г. Фотография. 1897 г. Троицкая ц. Керженского Благовещенского мон-ря. 1868 г. Фотография. 1897 г. В нач. XIX в. в единоверие перешли старообрядцы-поповцы, жители нескольких деревень. Присоединялись и беспоповские общины: прихожанами единоверческой часовни в с. Нагавицыне, приписной к приходу с. Ворсма Горбатовского у., были бывш. поморцы . Число единоверческих храмов росло: в 1888 г. их было 19, в 1893 г.- 27, в 1917 г.- 35. Приходы относились к 2 благочинническим округам, центр первого находился при Симеоновском храме в Нижегородском кремле, центр второго - при Богоявленском храме в с. Павлове Горбатовского у. К 1917 г. действовали единоверческие Керженский Благовещенский мужской мон-рь (с 1856), Медведевский Покровский жен. мон-рь (с 1858) и Осиновский Крестовоздвиженский женский мон-рь (с 1850(1856?)). В. Г. Пидгайко Духовное образование и просвещение до 1917 г. Единоверческий Осиновский Крестовоздвиженский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. В нач. 20-х гг. XVIII в. в Н. Новгороде были открыты эллино-греческая и славяно-российская школы, для обучения в к-рых были собраны 200 детей священнослужителей ( Морохин. 2009. С. 197). Основатель духовных школ в Н. Новгороде - еп. Питирим (впосл. архиепископ) содержал их за счет собственных средств. В соответствии с «Духовным регламентом» в школах преподавали Закон Божий, чтение, пение, скоропись и уставное письмо на русском и греческом языках, а также арифметику, геометрию, историю и политику.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

1905. 22/23. С. 682-686 (отд. отт.: Гродно, 1905); Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1905; Несостоятельность учения о равенстве и коммунизме. Гродна, 1905; Правила веротерпимости. [Гродно], 1905; Восп. о св. местах Востока: Константинополь - Афон - Палестина - Египет - Рим. СПб., 19062; Преосв. еп. Хрисанф [бывш. Астраханский]//Астраханские ЕВ. 1907. Ч. неофиц. 16. С. 729-740; 17. С. 778-784; 18. С. 827-835; 19. С. 862-867; 20. С. 883-890 (отд. отт.: Астрахань, 1907); Преосв. Евгений, бывш. архиеп. Астраханский//Там же. 1908. Ч. неофиц. 1. С. 6-12; 2. С. 47-56; 4. 137-145 (отд. отт.: Астрахань, 1908); Святцы и праздники пасхального круга с изображениями и песнопениями. М., 1909; О Кресте Господнем (по Писаниям), как о знамени Его победы и нашего спасения//Изв. по Каз. епархии. 1910. 13. С. 401-407 (отд. отт.: Каз., 1910); Учение о нравственности. Каз., 1910. Лит.: Ш[ашков] А. Празднование 25-летия служения Церкви преосв. Никанора, еп. Архангельского и Холмогорского//Архангельские ЕВ. 1893. 22. С. 582-589; С. М. А. 10-летие служения преосв. Никанора в епископском сане//Орловские ЕВ. 1901. 10. С. 358-367; Сысуев П., свящ. Празднование 60-летней годовщины КазДА ее питомцами, служащими в г. Екатеринбурге (8 нояб. 1902)//Екатеринбургские ЕВ. 1902. 22. С. 884-892; Богословский А., прот. О новейших церковно-лит. трудах архиеп. Никанора//Варшавский епарх. листок. 1906. 9. С. 80; Лит. деятельность высокопреосв. Никанора, архиеп. Казанского и Свияжского//Изв. по Каз. епархии. 1908. 41. С. 1182-1184; Празднование 40-летия служения в священном сане его высокопреосвященства высокопреосв. Никанора, архиеп. Казанского и Свияжского (1868-1908)//Там же. 46. С. 1348-1362; 47. С. 1387-1408; 48. С. 1428-1444; 1909. 2. С. 41-56; Соколов В., свящ. Из смоленских восп. о преосв. Никаноре, архиеп. Казанском и Свияжском//Там же. 1909. 6. С. 194-199 (отд. отт.: Каз., 1909); Высокопреосв. Никанор, архиеп. Казанский и Свияжский//ПрибЦВед. 1910. 49. С. 2158-2163; Высокопреосв. Никанор, бывш. еп. Орловский и Севский (с 1899 г. по 28 марта 1902 г.): Кр. очерк его архипастырской деятельности в Орловской епархии. Каз., 1910; И. Г. Кончина высокопреосв. Никанора, архиеп. Казанского и Свияжского//Изв. по Каз. епархии. 1910. 45. С. 1261-1264; Молитвенное поминовение и погребение высокопреосв. архиеп. Никанора; Поучения и речи, произнесенные при гробе//Там же. 46/47. С. 1301-1324; Дмитриевский А. А. Незабвенной памяти архиеп. Казанского Никанора (Каменского)//СИППО. 1911. Т. 22. Вып. 1. С. 126-139. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер

http://pravenc.ru/text/2565312.html

На Преображенском кладбище сохранялась федосеевская община. Летом 1867 г. митр. Филарет благословил П. П. отправиться в старообрядческое с. Поим Чембарского у. Пензенской губ. (ныне Беликовского р-на Пензенской обл.), инициатором поездки был местный поморец К. Н. Крючков. Усилиями П. П. в Поиме было положено начало единоверческому приходу, позднее был построен большой собор. Крючков присоединился к православной Церкви, впосл. стал протоиереем, миссионером. (Во 2-й пол. ХХ в. село вновь стало старообрядческим, здесь преобладали последователи Спасова согласия и поморцы.) 25 февр. 1868 г. еп. Леонид (Краснопевков) , викарий Московской епархии, совершил присоединение П. П. к православной Церкви на началах единоверия. Также были присоединены бывш. старообрядческий Тульчинский еп. Иустин (Игнатьев), бывш. настоятель беспоповской киновии близ г. Зенсбурга (ныне г. Мронгово, Польша), и 15 учеников П. П. 16 окт. 1868 г. Московский митр. Иннокентий (Вениаминов) назначил П. П. настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, 26 нояб. П. П. был рукоположен во диакона, 15 дек.- во иерея, 21 июня 1870 г. возведен в сан игумена, 31 марта 1879 г.- в сан архимандрита. П. П. стал одним из самых известных миссионеров Русской Церкви. Его поездки к старообрядцам, переходившие одна в другую, продолжались по несколько лет. В 1867-1870 гг. он ездил в Литву к беспоповцам, пожелавшим присоединиться к православной Церкви, но прежде выслушать авторитетного проповедника из бывш. федосеевцев, чья подвижническая жизнь была им хорошо известна. Вскоре миссионер предпринял еще одну поездку в эти места, т. к. староверы написали викарию Литовской епархии Ковенскому еп. Иосифу (Дроздову), что желают присоединиться к Церкви и хотят, чтобы совершителем присоединения стал П. П. В 1870 г. жившие в с. Климоуцы старообрядцы просили митр. Московского Иннокентия, чтобы он направил к ним П. П. для присоединения их к Церкви, поэтому из Вильны миссионер сразу направился в Австрийскую империю. В 1871 г. П. П. предпринял 5-месячное путешествие на свою родину, в Сызрань.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Присоединив земли бывш. ВКЛ к Российской империи, Екатерина II взяла курс на полную ликвидацию церковной унии в этом крае. Все униатские еп-ства, за исключением Полоцкого архиеп-ства, были упразднены. При Павле I и Александре I этот курс был смягчен. С 1801 г. греко-католическая Церковь на землях бывш. ВКЛ подчинялась Римско-католической духовной коллегии во главе с митрополитом Могилёвским. В 1806 г. была восстановлена униат. митрополия, в 1809 г.- ее Литовское (Виленское) еп-ство. В нач. XIX в. имели место массовые переходы униатов в лат. обряд, что было запрещено в 1807 и 1810 гг. К 1820 г. в Вильне действовали 2 униат. храма: монастырский Свято-Троицкий и Никольский, выполнявший функции кафедрального митрополичьего собора. В 1825-1828 гг. в Виленской митрополии было 307 приходов, 17 муж. и 17 жен. василианских мон-рей. Курс на ликвидацию унии и активное распространение Православия активно был продолжен после воцарения Николая I Павловича , особенно после подавления восстания 1830-1831 гг. Началось массовое закрытие униат. мон-рей (к 1835 были закрыты 2/3). В 1833 г. была основана правосл. Полоцкая епархия, охватившая и территорию Виленской губ. На Полоцком Соборе униатского духовенства России в 1839 г. произошло воссоединение униатов с Православием, вскоре утвержденное императором. В том же году была основана православная Литовская епархия (центр - Вильна; с 1840 Литовская и Виленская; с 1945 Виленская и Литовская епархия ). Кафедральной стала переданная православным и перестроенная бывш. католич. ц. св. Казимира, к-рая была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Епархия охватывала территорию Виленской, Гродненской, а с 1843 г. и Ковенской губерний. Первым архиепископом (с 1852 митрополит) стал Иосиф (Семашко) . Ему подчинялись 2 вик-ства: Брестское (основано в 1840; в 1900 преобразовано в Гродненскую и Брестскую епархию) и Ковенское (1843). Православные Августовской (с 1866 Сувалкской) губ. находились в юрисдикции Варшавской епархии . Ок. 1844 г. в Л. началось планомерное расширение приходской сети правосл. Церкви при активном участии светских властей, гл. обр. в тех городах и местечках, где проживали рус. колонисты или располагались гос. учреждения: в Шавли (ныне Шяуляй), Троках (ныне Тракай), Россиенах (ныне Расейняй), Вилькомире (ныне Укмярге), Новоалександровске (ныне Зарасай), Тельшах (ныне Тяльшяй) и др. Так, если в 1843 г. в новообразованной Ковенской губ., к-рая охватывала этнические литов. и жямайтские земли, было 10 правосл. приходов, то в 1901 г.- уже 37 (при этом доля православных в населении Ковенской губ. повысилась с 0,9 до 3%). Кроме того, здесь существовали православные мон-ри и гарнизонные церкви. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Литовской и Виленской епархии насчитывалось ок. 500 приходов, в которых служили ок. 600 священников.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

4 окт. 2002 г. власти Эстонии, взяв на себя посредничество в межцерковном имущественном споре, заключили протоколы о намерениях с ЭАПЦ и ЭПЦ. Согласно этим документам, имущество ЭПЦ было закреплено за ее приходами с правом пользования (за символическую сумму), но не собственности. Эстонское правительство выделило ЭАПЦ КП компенсацию в размере 35,5 млн эст. крон в качестве «пособия для финансирования реставрации церквей и иных сакральных зданий и приходов». Т. о., православные ЭПЦ МП становились лишь арендаторами собственных храмов. Это противоречило цюрихскому (1996) и берлинскому (2001) соглашениям между К-польским и Московским Патриархатами, в соответствии с которыми все православные Эстонии должны были получить равные права, включая право на имущество. Дальнейшие встречи и переговоры К. с митр. Стефаном не привели к сближению позиций, поскольку представители ЭАПЦ КП заявили, что вопрос о передаче в собственность ЭПЦ МП используемых ею храмов они готовы рассматривать только в обмен на признание ЭАПЦ КП автономной поместной Церковью. Выступая 4 окт. 2004 г. на Архиерейском Соборе РПЦ, К. рассказал о нерешенных проблемах Православия в Эстонии, ставших следствием незаинтересованности эст. структуры К-польского Патриархата в реализации цюрихских и берлинских соглашений. Архиерей отметил, что до полного исполнения этих соглашений «невозможно восстановление канонического общения с отколовшейся от ЭПЦ МП структурой, действующей как ЭАПЦ КП». Согласно статистике МВД Эстонии, 7/8 правосл. населения страны относило себя к ЭПЦ МП, однако ЭАПЦ КП удалось присвоить себе 2/3 из числа действовавших приходов. Занятые ЭАПЦ церкви часто стояли полупустыми, тогда как общины МП не имели пристанища. Это обстоятельство побудило ЭПЦ с кон. 90-х гг. ХХ в., несмотря на тяжелое экономическое положение, приступить к активному храмостроительству. Прихожане Исидоровского храма в г. Валга, настоятель к-рого перешел в К-польскую юрисдикцию, приобрели на собранные деньги здание бывш. клуба железнодорожников и перестроили его в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В г. Палдиски при схожей ситуации община ЭПЦ МП обустроила в бывш. здании городского музея храм во имя св. вмч. Пантелеимона. В г. Локса под храм во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского был приспособлен бывш. детский сад, при нем организован реабилитационный центр для помощи наркозависимым. Построены новые храмы: св. арх. Михаила в г. Маарду, в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Силламяэ, в честь Нарвской иконы Божией Матери в г. Нарва, в честь св. блж. Ксении Петербургской в пос. Азери Ида-Вируского у. Строится ц. во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нарве. В нояб. 2012 г. К. и мэром Таллина Э. Сависааром были подписаны документы о передаче в собственность прихода ЭПЦ МП ранее находившихся в его пользовании ц. в честь свт. Николая в микрорайоне Копли, часовни на ул. Херне и прихрамовых помещений на ул. Каэвури.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Акиншино, урочище. Богоявленский монастырь. Казанский скит. Скит. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Покрова Пресвятой Богородицы Год основания:2001. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, урочище Акиншино (д. Раменье) Координаты: 56.356963, 41.865727 Проезд: Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель наименование населенного пункта " Раменье " и стрелочка на запад с надписью " СКИТ " . Сворачиваем на грунтовую дорогу, через 800 метров проезжаем лесок, сразу вначале полей развилка, налево в пойменной низине реки Тара видны крыши домов д. Черноморье, направо грунтовая колея идёт по полю на бывш. с. Акиншино. Скит и Казанская церковь в прямой видимости в трёх километрах. Другая дорога к Скиту с севера строго сезонная: следует проехать пос. Мстера и Барское Татарово, на краю села возле первых корпусов турбазы " Мстёра " левый поворот на запад направлением на с. Шустово. Проезжаем на Шустово 2км, в точке пересечения двух ЛЭП с дорогой стоит двухметровый столб с иконой, от него идет грунтовая дорога влево на юг к скиту. Осенью полное бездорожье, в зимний период от снежных заносов дороги к Скиту чистить некому. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Село Акиншино - Богородское находится в Вязниковском районе, в 5 километрах от поселка Мстера на юго-запад, раположено на левом берегу речки Тара... Старинные акты гласят, что Мстёра и село Акиншино принадлежали к имениям князей Ромодановских и местность называлась пустошью " Алатырь, Теренинское селище " ; что записано в выписке из книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витова 136 (1628) год.

http://sobory.ru/article/?object=05449

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010