Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Зеньковский В., прот. Памяти Н.М. Тихменева. ЦВ. 1954. 5 Ковалевский П.Е. Н.М. Тихменев (некролог). РМ. 18.6.1954. 668 Рутыч. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. М., 2002 Залесский К.А. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003. Тихомиров Александр Львович (1.8.1876, г. Камышин Саратовск. губ. – 9.5.1953, Ганьи, Франция), священник. Окончил реальное училище и коммерческое отделение Политехнического института, по отбывании воинских обязанностей служил в Министерстве финансов (до 1914), участник 1-й мировой войны в чине офицера, после демобилизации поселился в Царицыне, участник Гражданской войны в рядах армии адмирала Колчака и ген. Деникина, эмигрировал в Константинополь (1920), переселился во Францию, учился на псаломщических курсах Сергиевского подворья в Париже (1934), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), псаломщик церкви при убежище в Розэ-ан-Бри (19391948), диакон (28.7.1948), священник (29.7.1948), обе хиротонии совершил еп. Кассиан (Безобразов) в храме Сергиевского подворья, настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (1.8.194830.12.1948), и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Нильванже (30.12.19481.5.1949), настоятель Св.– Серафимовской церкви в Шелле и настоятель церкви при русском старческом доме в Ганьи (1.5.19499.5.1953). Архив: Послужным список о. А. Тихомирова (19481953). АЕУА. Лит.: Ковалевский П.Е. Отец А. Тихомиров (некролог). РМ. 20.5.1953. 555. Тихомиров Николай Михайлович (21.10.1879, пог. ПокровБарский Тверск. губ. – 26.4.1956, Париж, Франция), протодиакон. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Тверскую Духовную семинарию (1900), псаломщик, а затем диакон Кашинского собора, диакон Тверского каф. собора, овдовев, вступил послушником в братию Св.-Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1902), получил благословение на рясофор (1903), диакон большого собора Зимнего Дворца в С.-Петербурге (19051907), определен на церковную службу за границей с назначением на должность диакона Св.-Николаевской посольской церкви в Риме (12.6.19071.1.1909), возведен в сан протодиакона еп. Кронштадтским Владимиром (Путятой) (1908), протодиакон Св.-АлександроНевского собора в Париже (1.1.190926.4.1956), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакционные предположения на новый 1900 год. Скворцов. Декабрь, стр. 1–4. Статьи по расколу и сектоведению Об отношении учения беспоповцев об иерархии и таинствах к учению о том же рационалистов-сектантов. Ф. Арф–в. Июль,август, стр. 15–23. Открытые письма к другу-интеллигенту, увлекающемся учением Л. Н. Толстого. Amicus. июль, август, стр. 32–39. Сентябрь, стр. 212–214. Съезд беспоповцев в г. Самаре. Саратовск. епарх. миссионер, свящ. П. Шалкинский. Июль, август, стр. 39–53. Результаты последнего исследования штунды и молоканских толков в таврическом сектантстве. В. Скворцов и А. Дородницын. Сентябрь, стр. 166–193. Православный миссионер на радемии у хлыстов. М. Кальнев. Сентябрь, стр. 193–204. Октябрь, стр. 327–336. Ноябрь, стр. 482–493. Можно ли признать старообрядческую австрийскую иерархию законной. Миссионер священник А. Зубарев. Сентябрь, стр.204–212. Крещение у бегунов (рассказ обратившейся из раскола девицы Елисаветы Беляевой о том, как ее крестили). Профессор Казанской дух. акад. Н. И. Ивановский. Октябрь, стр. 336–342. Лютеранский служебник у штундистов. Свящ. К. И. Велтистов. Октябрь, стр. 343–344. Причина устойчивости и живучести раскола (из всеподданнейшего отчета г. обер-прокурора св. синода за 1896–1897 год). Ноябрь, стр. 471–474. Как совершается богослужение у старообрядцев австрийской секты? Свящ. К. Попов. Ноябрь, стр. 474–451. Декабрь, стр. 588–596. Отношение раскольников к Всероссийской народной переписи. Декабрь, стр. 596–602. Миссионерские вопросы и ответы Два мнения по вопросу о том, допускать ли во второклассные церковно-приходские школы детей раскольников и сектантов. Епархиальные миссионеры – Херсонский М. Кальнев и С.-Петербургский М. Чельцов.Июль, август, стр. 54–69. Где есть указание в Свящ. Писании, что греко-российская Церковь ведет начало свое от апостолов, – а не есть она то общество , которое возмутилось против первомученика архидиакона Стефана, как злословят сектанты? Миссионер М. Булгаков. Сентябрь, стр. 258–260. Как принимать в Церковь беспоповцев, смущающихся о своем крещении в расколе? Миссионер М. Чельцов. Сентябрь, стр. 260–261.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аминь». М. Окнов Саратовск. Епарх. 1866 год, 7. 13. Присоединение к Православной Церкви из раскола Вот мой рассказ о том, как я постепенно из беспоповского раскольнического толка дошел до вступления в Православную Церковь . Я коренной житель Верхнечиской станицы; в детстве лишившись матери, воспитывался отцом в своей раскольнической семье, упорно державшейся мнений и заблуждений беспоповского толка. Здесь то я получил первые религиозные понятия, или лучше сказать, предубеждение и ненависть к Православной Церкви, которые без сомнения, довели бы меня до погибели; но, к счастью, меня начали учить грамоте, давшей мне в последствии возможность познать истину, за что я теперь искренно благодарен своему отцу. Обучался я сначала под руководством своего отца, а затем в разных частных раскольничьих училищах. Нужно при этом сказать, что я с детства имел охоту к чтению книг, с усердием всегда хаживал для богомолья свои раскольничьи собрания и прилежно, со вниманием, слушал чтение и пение своих наставников. Мало по малу я сам научился церковному пению и уже в молодых летах умел бойко читать церковно-богослужебные книги по вкусу раскольническому – нараспев. Эти познания, выше всего ценимые раскольниками, доставили мне некоторое значение и уважение в своей среде и впоследствии, по желанию общества и с решения главного наставника нашего беспоповского раскола, мелкого торговца из иногородцев, я сделался уставщиком на своем хуторе, начал отправлять общественное богослужение и все духовные требы для раскольников: служил панихиды, молебны, отправлял всенощные бдения, часы и проч., не понимая, по свой простоте и невежеству, что мое самозваное служение, без всякого права и власти на это, не только недостойно, но даже преступно пред Господом, как отвлекающее народ от св. Православной Церкви. Положение мое было самое выгодное, и я несколько лет со спокойной совестью исправлял свою должность, но, как уже выше сказано, я был большой охотник до книги, к удивлению своему, в своих же собственных старых книгах находил прямое и ясное учение о Церкви, о ее вечном существовании, о необходимости в ней священства, без которого нет ни церкви, ни таинств, и следовательно, крайне озадачивало и смущало меня, потому что совершенно противоречило и беспощадно опровергало все мнения и мудрования нашего беспоповского толка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Архив: Послужный список о. С. Солодовникова (19301931). АЕУА АГЗ. Соломянц Лидия Иосифовна см. Феодосия, игуменья . Софийский Нил Иоаннович (1867, Саратовск. губ. 1942, Белград, Югославия), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Саратовскую Духовную семинарию (1891), священник (1891), настоятель церкви с. Новоспасского Хвалынского уезда Саратовской епархии (18911893), настоятель церкви с. Знаменского Вольского уезда (18931899), настоятель церкви с. Самодуровки Хвалынского уезда Саратовской епархии (18991907), окружной миссионер Саратовской епархии (19051917), настоятель церкви с. Широкий Бусрав того же уезда (19071917), законоучитель в разных школах Саратовской губ. (18911916), полковой священник 151-го пехотного запасного полка (1917), настоятель церкви железнодорожной станции г. Камышина Саратовской епархии (19181919), священник при Св.-Николаевской церкви в Ростове-на-Дону (19191920), законоучитель в гимназии города и делопроизводитель епархиального совета Донской епархии (1919), эмигрировал в Болгарию, помощник настоятеля посольской церкви в Софии и секретарь совета братства при этой церкви (19201921), протоиерей (1921), поселился в Сербии, состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель русской церкви в г. Крагулеваце (19211924), преподаватель в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии, сверхштатный священник при Троицкой русской церкви в Белграде (19241942), законоучитель русско-сербской гимназии в Белграде (19291931), законоучитель 1-го Русского Константиновского кадетского корпуса в Бела Цркв (1.3.19311.7.1931), вышел за штат по старости. Архив: Формулярный список о. Н. Софийского (19311937). ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, д. 351. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Софроний ( Сахаров Сергей Семенович ; 22.9.1896, Москва 11.7.1993, Малдон, Великобритания), схиархимандрит. Из семьи купечества. Среднее образование получил в Москве, участник 1-й мировой войны в чине младшего офицера инженерных войск, после Октябрьской революции дважды арестован ЧК в Москве (1918), в конце Гражданской войны эмигрировал через Италию и Германию в Париж (1921), работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах (19221924), учился на подготовительных курсах в Св.-Сергиевском богословском институте (1925), поступил в Афонский Св.-Пантелеймоновский монастырь (8.12.1925), пострижен в монашество (18.3.1927), иеродиакон (13.5.1930 или 30.4.1932, тут свидетельства расходятся), духовный сын старца Силуана (Антонова), принял великую схиму (1.12.1935), ушел в отшельничество на Карули (1938), иеромонах и духовник Св.-Павловского греческого монастыря на Афоне (15.2.1942), член братии Троицкой кельи в Неа-Скити (19431947), покинул Афон и переселился во Францию, поступил на 4-й курс Св.-Сергиевского богословского института (1947), но был вскоре исключен из-за того, что состоял в клире Западно-Европейского Экзархата МП, поселился в старинной башне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимирский Александр (1889, Саратовск. губ. 20.6.1970, Питсфилд, Массачусетс, США), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Саратовскую Духовную семинарию (1909), поступил на гражданскую службу, священник (1915), служил на приходах в Ставропольской епархии, не смог эмигрировать из Новороссийска и вынужден был остаться в Советской России, работал в кооперативах в Ростовской области и тайно совершал требы на дому, после вступления немецкой армии на территорию Юга России эмигрировал в Италию (1941) и оттуда в Австрию, где был принят в клир РЗЦ (1942), настоятель церкви в Лиенце (19441948), уехал в США (1948), протоиерей, настоятель церкви в Питсфилде (1948 – сер. 1960-х гг.), ушел за штат по болезни. Владимирский Николай (187230.3.1944, София, Болгария), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Симферопольскую Духовную семинарию, священник (6.8.1893), служил на приходах Таврической епархии, настоятель собора г. Феодосии (19021911), настоятель Св. Александро-Невского собора г. Ялты (19111920), законоучитель Ялтинской женской гимназии, протоиерей, эмигрировал в Константинополь, священник церкви при даче «Буюк-Бере» российского посольства в Константинополе (1.11.19201.6.1921), переселился в Болгарию (1920), сперва жил в г. Видине, разные его попытки получить от митр. Евлогия (1еоргиевского) назначение на приход в одной из стран Западной Европы не увенчались успехом, и он остался в юрисдикции РЗЦ, помощник настоятеля русской Св.-Николаевской церкви в Софии, член епархиального совета при управляющем русских общин в Болгарии (1936), трагически погиб при бомбардировке г. Софии. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Владыков Димитрий Иоаннович (11.10.1863, Ахтырский уезд Харьковск. губ. – 17.7.1955, Шарлеруа, Бельгия), протопресвитер. Из семьи духовенства. Окончил Харьковскую Духовную семинарию (1884) и два курса Варшавского университета, священник (4.12.1887), настоятель церкви в г. Богодухове (18871905), настоятель Преображенской церкви в г. Ахтыре (19051919), епархиальный противосектантский миссионер, протоиерей (1919), эмигрировал в Константинополь (1920), настоятель церкви при русском общежитии 9 в Константинополе (192012.6.1922), настоятель церкви при даче «Буюк-Бере» российского посольства в Константинополе (10.5.192112.6.1922), переехал в Прикарпатскую Русь и принят в клир Сербской Православной Церкви (1922), настоятель церкви с. Пудпиеши (1.1.192330.10.1924), настоятель церкви в с. Великое Бочково (30.10.19243.11.1926), настоятель храма г. Ужгород (03.11.1926кон. 1928), переехал в Бельгию и принят в юрисдикцию митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Троицкой церкви в Шарлеруа (1.12.192822.5.1938), вышел за штат по болезни (28.5.1938), снова настоятель церкви в Шарлеруа (19441949), протопресвитер (7.1.1947), уволен за штат по старости (1949).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во II половине XX века в церкви Николая Чудотворца служил диаконом о. Всеволод Васильцев (позднее архиепископ Кировоградский и Александрийский Василий). С 1965 по 2000 год во главе храма стоял протоиерей Иоанн Матвиенко, под успешным руководством которого был проведен ремонт здания храма, в 1980 году построена трехъярусная колокольня. Но камышинцы услышали перезвон колоколов только в 1985 году, когда после полученного из Москвы разрешения он раздался, оповестив всех жителей о светлом празднике Пасхи. В 1988 году художники из Москвы М. Наумов, А. Козлов и В. Полуэктов расписали боковые приделы храма сюжетами, посвященными Тысячелетнему юбилею крещения Руси и новоканонизированным святым. В 2000 году Никольской церкви был присвоен статус Кафедрального собора. В 2009 году на старейшем храме города установили 29-ти метровый купол и новые золоченые кресты, заменили кровлю, собор оштукатурили и окрасили. В 2010–2011 годах построили новую колокольню и в мае 2011 года водрузили на нее большой (1,2 тонны) благовестный колокол, а чуть позднее – несколько колоколов меньшего размера. http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=802 Николаевская кладбищенская церковь. В 1773 году после бывшего в Камышине " морового поветрия " (1771–1772 г.) запрещено было, по причине заразы, хоронить при церквах мертвые тела, уничтожен был " убогий дом " и отведено было под кладбище особое место, на котором 22 марта 1775 года, " при городе, на выгонной земле, где погребаются умершие " , отстроена и освящена Никольская церковь, перестроенная в 1824–25 г. тщанием граждан в каменную. По сведениям Саратовск. Епарх. Ведомостей (прилож. к за 1896 г.) Николаевская кладбищенская церковь каменная, крепкая теплая; престол в ней один, во имя св. Николая. Церкви принадлежат: деревянная сторожка, двух этажный дом, у коего низ каменный, а верх деревянный, и деревянный флигель для помещения причта. Усадьба устроена в 1860 году, а флигель в 1865 году. Усадебной земли с одной стороны улицы 15 саж. ширины, а с другой стороны 10.

http://sobory.ru/article/?object=21767

В том же году число «непоминающих» священнослужителей пополнили бывш. клирики Гомельской обновленческой епархии иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко), принесшие покаяние в грехе раскола и получившие назначение на приходское служение в с. Новоселки и дер. Кунторовка Ветковского р-на. Итогом тесного взаимодействия с укр. «иосифлянами» стал переезд в 1928-1929 гг. в Гомельский окр. бывш. насельников киевского Златоверхого мон-ря иеромонахов Анатолия (Иваненко) и Феоктиста (Ганжи). Первый возглавил «непоминающие» общины в мест. Чечерск и дер. Глубочица Чечерского р-на, второй - общины в с. Речки и дер. Хизова Гута Ветковского р-на. В течение неск. месяцев после переезда в БССР иером. Анатолий (Иваненко) основал 5 «непоминающих» общин в Чечерском р-не, установил тесные контакты с «иосифлянами» Могилёвской обл. Неоднократно к нему на приход приезжали для говения бывш. насельницы Буйничского Свято-Духова мон-ря во главе с игум. Рафаилой (Загоровской), находившиеся на нелегальном положении. К 1928 г. относится возникновение нелегальной монашеской общины из насельниц закрытого Успенского жен. мон-ря, располагавшегося в дер. Чонки Гомельского р-на. Поселившись в нескольких частных домах в Новобелице (ныне район Гомеля), монахини негласно сохраняли монастырский уклад. Уже в 1928 г. все бывш. насельницы Чонкской обители были разделены на группы «левашовцев» (сторонницы прот. Павла Левашова) и «сергиевцев» (сторонницы митр. Сергия (Страгородского)). Впосл. «сергиевскую» часть общины окормлял свящ. Фома Конашевич, расстрелянный в 1937 г. В 1930 г. иером. Феоктист (Ганжа) перешел под омофор жившего в Харькове Старобельского еп. Павла (Кратирова) . Важным шагом в процессе самоорганизации «непоминающих» Гомельщины была перепись сторонников «иосифлянства», проведенная в сент. 1929 - февр. 1930 г. иером. Зосимой (Павловым) по благословению жившего в Киеве схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В результате тайного опроса верующих выяснилось, что в пределах Гомельского окр. БССР насчитывалось 884 сторонника «правой» церковной оппозиции. В 1930 г. Гомельский оперсектор ОГПУ инкриминировал местным последователям митр. Иосифа (Петровых) «усиление контрреволюционной активности» и причастность к контрреволюционной организации «Истинно православная церковь». В ходе разгрома «иосифлянской» оппозиции в Гомельском окр. прот. Павел Левашов и свящ. Феодор Рафанович были приговорены к высылке из БССР, иером. Антоний (Манин) и свящ. Елисей Назаренко - к 5 годам ИТЛ, иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко) к 10 годам ИТЛ, иером. Герасим (Каешко) был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена.

http://pravenc.ru/text/180327.html

Лишь в 1784 г. католики Г. официально получили права граждан города и возможность открыто совершать богослужения. В 1792 г. они стали независимы от прихода в Альтоне, в т. ч. и в отношении церковной собственности. В 1807 г. франц. войска возобновили католич. приход в малой ц. св. Михаила, ликвидированный франц. властями во время Французской революции, а в 1811 г. при храме был основан приход св. Ансгара. Падение режима Наполеона I не привело к отмене религ. привилегий католиков. Религ. свобода была подтверждена в 1815 г. ст. 16 Венского Союзного договора, к-рый гарантировал гражданское равенство католиков и протестантов, что было закреплено в Конституции 1860 г. В 1839 г. попытка папы Римского Григория XVI перенести в Г. резиденцию апостольского викария для сев. стран не удалась. В 1868 г. территории бывш. епархии Г.-Бремен, Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга вошли в состав апостольского викариата северогерм. миссий. В 1840 г. в Г. была открыта 1-я католич. школа. В кон. XIX - нач. XX в. в городе и его окрестностях насчитывалось 6 католич. приходов, 143 начальные и народные католич. школы, 6 католич. епархиальных школ, 1 муж. прогимназия и 2 жен. школы 2-й ступени при мон-ре св. Иоанна. В 1865 г. архиепископ Оснабрюка передал приходу св. Ансгара частицу мощей святого, к-рая до сих пор хранится в малой ц. св. Михаила. К кон. XIX в. бывш. Бременское еп-ство в церковном отношении включало Бремен и окрестности, входившие в апостольский викариат северо-герм. миссий, а также территории приходов Хильдесхайм, Оснабрюк и Мюнстер. В 1937 г. на части бывш. архиеп-ства Г.-Бремен, отошедшей в 1868 г. Пруссии, была основана апостольская префектура Шлезвиг-Гольштейн. В 1930 г., после заключения конвенции между Пруссией и Ватиканом (1929), территории бывш. архиеп-ства Г. (без городов Г. и Харбург-Вильгельмсбург), Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга вошли в состав еп-ства Оснабрюк. В это же время начались переговоры об образовании единого архиеп-ства с центром в Г., к-рые вновь стали актуальны только после окончания второй мировой войны. Ватикан вел долгие переговоры об этом с руководством ГДР, к-рые не увенчались успехом. Только в 1990 г. на конференции епископов в Берлине был поставлен вопрос о статусе и юрисдикции церковных округов в объединенной Германии. Для решения этого вопроса была сформирована специальная комиссия епископов (21 февр. 1991), куда вошли еп. Оснабрюка Людвиг Аверкамп и бывший тогда апостольским администратором в Шверине еп. Теодор Хубрих. Одним из результатов деятельности комиссии стало образование 22 окт. 1994 г. архиеп-ства Г., в состав к-рого вошли еп-ства Хильдесхайм и Оснабрюк. Архиепископом Г. стал Л. Аверкамп; с 25 янв. 2003 г.- Вернер Тиссен.

http://pravenc.ru/text/161614.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010