Униат: Разве все сказанное на поместных Соборах и св. отцами истина есть? Православный: Этого ли не знают учители паписты, что не все учения отеческие там записаны, но только те, которые были утверждены VI и VII Вселенским Собором, также постановления только девяти поместных соборов, которые также VI и VII Вселенским Собором утверждены. Униат: Разве может иметь великую силу эта книга, если она никогда не была утверждена нашими Папами? Православный: Папы не только не утверждали и не имели права утверждать решений Вселенских Соборов, но сами Соборами были судимы. Так, на Соборах Папу Ливерия за арианство и Гонория за монофизитство осудили и анафеме предали, и вся Римская Церковь этому вполне подчинилась без всякого возражения. Однако эту священную книгу латиняне всячески от своих скрывают, и когда свою унию насильственно ввели в Карпатской и Приднепровской Руси, то и от тех прельщенных эту книгу скрыли, чтобы они не знали истинной веры и тех многих проклятий, которым подлежат ваши пастыри и все римско-католики и униаты, потому что за субботний пост, и безбрачие клириков, и за коленопреклонение в дни недельные и в Св. Пасху, и за употребление в пищу во время поста молока и яиц, и за прочие иные вины они преданы проклятию на св. Соборах. Униат: Говоря так дерзко, скажи, почему вы так почитаете эту книгу? Православный: Потому, что она есть учительница веры христианской, потому что невозможно узнать Божественную Библию , т. е. Новый и Ветхий Заветы, и отличить от многих отверженных и ложных еретических евангелий и посланий, если бы не VI Собор и предшествовавшие ему Поместные Соборы, как напр. Лаодикийский и др., научили нас, какие из книг истинные, ныне внесенные в Св. Библию, а какие ложные. Униат: Тот Собор, который вы называете шестым, не есть шестой, но Трулльский пято-шестой и мы, римско-католики и униаты, его не принимаем, также как и девять поместных. Православный: Я хорошо знаю это ваше безумие и ложь. Но каким образом вы можете отвергать этот Собор, принимая VII Собор, который первым своим правилом утвердил и правила Трулльского Собора, и утвержденные им девять Поместных Соборов, и апостольские и отеческие правила и сверх того, присоединил следующие слова об Отцах и Соборах: Все от Единого и того же Духа быв просвещены, полезные узаконили, и кого они предают анафеме, тех и мы анафемствуем, и кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению – тех и мы отлучаем». Поэтому следует всякому христианину иметь книгу св. Соборов и читать с усердием, вам же – еретикам – надлежит знать, что вы не только из-за искажения догмата о Св. Духе, но и по многим другим провинностям, отлучены от Церкви и от спасения VI и VII Собором до тех пор, пока не покаетесь и не придете в соединение с Нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В докладе на Соборе руководитель инициативной группы по воссоединению униатов с Православием Г. Костельник говорил об упразднении униат. епархий на Зап. Украине. В 12-м п. доклада устанавливалось, что «в соответствии с принятым в 1945 г. Уставом РПЦ границы епархии должны совпадать с областным административным делением, и потому отныне в Галичине будет 4 епархии: Львовская, Дрогобычско-Самборская, Станиславская и Тернопольская» (цит. по: Бoцюpkib. 2005. С. 152-153. Примеч. 110). В соответствии с границами Станиславской обл. Чортковское, Гусятинское и Скалатское благочиния бывш. униат. Станиславской епархии вошли в состав Львовской и Тернопольской епархии, на западе к Станиславской епархии присоединились Калушское, Рогатинское, Болеховское и Галичское благочиния, ранее входившие в состав Львовской униат. епархии. (Правосл. Тернопольская епархия, создание к-рой предполагалось согласно докладу Костельника, была образована в 1988.) К нач. 1946 г. в Станиславской обл. насчитывался 691 униатский приход, в клир епархии входили 304 священника. После Львовского Собора с правосл. Церковью воссоединились 648 приходов, 237 священников (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 158. Л. 7). Несмотря на переход большей части униат. клириков на Зап. Украине в Православие, об исчезновении униатства в Галиции говорить не приходилось. Во многом причинами этого являлись установка советских властей на силовые методы при проведении воссоединения и отсутствие разъяснительной и просветительной работы с униатами. С авг. по нояб. 1952 г. еп. Антоний временно управлял Львовской и Тернопольской епархией, с окт. 1955 по сент. 1956 г.- Дрогобычской и Самборской епархией . 24 окт. 1954 г. архиерей был возведен в сан архиепископа. Архиеп. Антоний часто совершал объезды епархии. Его преемник на Станиславско-Коломыйской кафедре еп. Иосиф (Савраш) также часто посещал храмы епархии. Так, в 1959 г. он 12 раз совершал богослужение на престольные праздники в разных приходах. При еп. Иосифе стали регулярно проводиться съезды епархиальных благочинных, при ЕУ был создан миссионерский комитет для работы с униатами.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в. (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому , при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства ). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть. В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею . При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве . После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/189869.html

храмах поочередно с общинами УГКЦ. В февр.-марте 1946 г. к Православию официально присоединилось большинство бывш. униат. духовенства Львова. 23 февр. 1946 г. декларацию о присоединении к РПЦ подписали члены Инициативной группы: настоятель Преображенского храма Г. Костельник, настоятель Владимирского храма свящ. Евгений Юрик, настоятель Параскево-Пятницкого храма Василий Дрелых, настоятель Онуфриевского храма Никита Павлосюк. В последующие дни такие же декларации для епископа и уполномоченного подписали др. львовские клирики: священник Преображенского храма Петр Козицкий, настоятель Петропавловского храма Иоанн Клюс, настоятель Успенского Братского храма Иаков Костюк и его викарий Мирон Крутяк, клирики собора св. Георгия Дмитрий Семчишин и Павел Швыдкой (ГА Львовской обл. Ф. Р-1332. Оп. 1. Д. 5). 8-10 марта 1946 г. в униат. кафедральном храме св. Георгия состоялся Львовский Собор с участием более 200 униат. священнослужителей и 19 мирян, провозгласивший упразднение Брестской унии и объединение Греко-католической Церкви с РПЦ. Однако реализация постановлений Львовского Собора была непростой и длительной. На 30 окт. 1946 г. из 440 бывш. униат. церквей Львовской обл. только 332 перерегистрировались как православные, остальные же затягивали с регистрацией. На 15 нояб. 1946 г. канонически оформились в юрисдикции РПЦ 264 священника во Львовской обл. и 168 в Тернопольской, не оформили присоединение к РПЦ 76 священников во Львовской обл. и 106 в Тернопольской. После убийства Г. Костельника в сент. 1948 г. процесс воссоединения еще более замедлился. Кроме Костельника сторонниками унии в 1946-1948 гг. были убиты еще 14 перешедших в Православие священников. В письме от 5 авг. 1949 г. на имя главы Совета по делам РПЦ по Украинской ССР П. С. Ходченко свящ. Дрелых из Львова и его сторонники из «староправославных» сообщали, что еп. Макарий искусственно занижает реальное число невоссоединенных священников. Особенно слабо православие распространяется в Дрогобычской и Станиславской областях, к-рые остаются по сути католич.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

По привилею 1625 г. в сферу влияния униат. епископа попала Новгород-Северская земля. 25 марта 1626 г. была восстановлена Черниговская архимандрития, предоставленная униату Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) . Ее центром стал василианский Елецкий черниговский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь , архимандрития получила 115 уволок земли в разных районах Черниговской волости. Привилей требовал хранить «послушание и единство с Костелом римской традиции». Впосл. униат. духовенству начали предоставлять также отдельные храмы. Королевские привилеи, относившиеся к черниговским и новгород-северским землям, обязывали рус. духовенство подчиняться униат. Смоленском архиепископу. Получив правосл. Спасский мон-рь в Новгороде-Северском (до 1630), архиепископ 15 апр. 1631 г. добился предоставления ему в том же городе мон-ря Св. Троицы, с обеспечением имениями. В инструкции послам от казачества на сейм 1632 г. отмечалось, что в Северской земле чинятся препятствия правосл. богослужению. Насильственные меры по переводу в унию, применявшиеся К., привели к усилению миграции населения из черниговских и северских земель в Россию. Начало Смоленской войны с Россией (1632) положило конец политике К. по насаждению унии. С началом войны деятельность униат. Церкви на Смоленщине была затруднена, значительная часть епархии была занята рус. войсками, в плен к русским попал архим. Варлаам Цапля. Осенью 1632 г. до К. дошли слухи, что король может разрешить «схизматикам» иметь церковь в Смоленске. Со стремлением противодействовать таким решениям была связана поездка К. на коронационный сейм в нач. 1633 г. В мае 1634 г. по ходатайству местных правосл. шляхтичей Владислав IV разрешил устроить при ц. св. князей Бориса и Глеба на Смядыни мон-рь, к-рый получил бы такие же свободы, к-рыми пользуется Виленское братство . При строившемся храме поселились монахи. Смоленская шляхта, собравшись на сеймик 4 янв. 1636 г., приняла решение «церковь уничтожить до основания, что и было сделано». Могилёвскому и Мстиславскому еп. Сильвестру (Косову) было запрещено посетить Смоленск, ранее туда не был допущен митр. Петр (Могила) .

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Униат: А после вопрошения не поставил ли его выше всех? Зачем Он говорил прежде: «паси агнцы Моя» ( Ин. 21:15 ), а потом «паси овцы Моя» ( Ин. 21:16 ). Православный: Если хочешь, разумей под агнцами мирян, а под овцами диаконов и иереев, но не апостолов, как ложно пишет Гаджега, и не управление всею Церковью. Последнее видно из чего? Вслед за этими словами Господь отозвал Петра, чтобы открыть предстоящий ему мученический подвиг: «видев же Петр ученика стояща во след идуща его же любляше Иисус ... рече, Господи, сей на что?» ( Ин. 21:20–21 ). Но Господь не дозволил ему вступать в жизнь другого апостола: «Иисус же рече ему: аще хощу тому пребывати дóндеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди. ( Ин. 21:22 )». Униат: Итак, по твоему Петр не был главою Церкви, а только ее учителем, одним из ее высших двенадцати пастырей? Православный: Конечно так. Он и сам о себе так выражается: «пастырей ваших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых»( 1Пет. 5:1 ), и проч., «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). (По гречески же так: «пресвитеров ваших как сопресвитер». А Послание свое заканчивает словами: «целует вы, яже в Вавилоне ( Церковь ) соизбранная (избранная подобно вам) и Марк, сын мой». ( 1Пет. 5:13 ). Униат: Вот сей Вавилон Рим есть, где был епископом св. Петр. Но он не желал называть его Римом, чтобы враги, узнав его местожительство, не убили его. Православный: Я нарочно упомянул Вавилон, ожидая, скажешь ли ты ту глупость, которую написал Гаджега в своей книге. Апостолы не скрывали своего пребывания, да и Петра все-таки убили в Риме, а оттого немногие бы и узнали, где он пребывает, если бы он и написал, что в Риме, ибо тогда не было типографий и писания апостолов из рук в руки медленно передавались. Униат: Зачем же св. Петр назвал Рим Вавилоном? Православный: Он вовсе не в Риме и писал, а в Александрии, где и пребывал с Марком в предместье города, которое называлось Вавилоном, как мы узнали из житий египетских отшельников. Марк там и был впоследствии взят язычниками и предан мучительной смерти, Петр же скончал дни свои в Риме, что мы, православные, не отрицаем, как то делают лютеране, говоря, что Петр в Риме никогда не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов – греко-католиков Источник Издание третье «Якоже единого корене отрасли богосадны, Сын и Дух возсияша: ибо Отец единовиновен есть, безлетный безлетным лицам единочестен». (Из канона св. Патриарха IV века Германа в честь первых шести Вселенских соборов; см. Минея 16 июля) Беседа первая Униат: Скажи мне, прочитал ли ты книжку нашего защитника Юлия Гаджеги о правде католической веры и о главенстве апостола Петра и пастырей римских? Православный:Дважды прочитал эту книжку и до сих пор никогда не слышал, чтобы кто-нибудь осмелился правду защищать ложью. Униат: Какую нашел ты там ложь? Православный: Истины я там не нашел, а лжи очень много. Но так как я знаю, что будешь всякими лживыми хитросплетениями затемнять мои обличения, то укажу тебе прежде всего на те мысли, лживость которых для всех очевидна, и когда автор той книги предлагал эти пустые измышления, то только надеялся на невежество и простоту своих читателей. Униат: Думаю, что не он, а ты лжец и клеветник на автора той книжки. Укажи, какие измышления в той книжке явно ложные? Православный: Сначала скажу не о главнейших заблуждениях униатской и латинской веры, но о нелепейших из них. Читай на стр. 13 следующие бесстыдные слова: «Папа Римский Николай I, которого и Греческая и Русская Церковь почитают святым...». С определенной целью прочитал все наши святцы и великий Требник, но ни этого бесстыдного еретика, ни предшествовавших ему Ария и Македония не нашел там, но зато нашел в Требнике «Чин приятия в Церковь от латинской ереси приходящих» и эту ересь Николаеву повелевающий предать проклятию. Униат: На какую ересь укажешь у Папы Николая I? Православный: Николаеву ересь можно усмотреть в том, что он исказил символ нашей божественной веры. Ибо II Вселенский Собор сказал: «от Отца исходящего». Этот же Папа Николай I, а за ним и все латиняне, униаты и лютеране и прочие еретики западных стран прибавили «и от Сына». И если бы эти слова не содержали в себе никакой ложной мысли, то все-таки читающие в таком виде символ веры осуждены на отлучение от Церкви, потому что III Вселенский Собор налагает анафему (проклятие) на всякого, кто только дерзнет прибавить какое-нибудь слово к Символу. Поэтому Папа Лев III и Адриан, бывшие на римском престоле, осудили это новое и нелепое латинское учение и повесили на соборной стене серебряную доску, на которой написали символ без этих безумных слов, чтобы никто никогда не прибавлял этих слов: «и от Сына исходящего». – И так латиняне и униаты уже за это III Собором, то же, что и Святым Духом, прокляты.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В 1855 г. в виде листовки появилось Объявление о «Полярной звезде», в котором перечислялись негативные, по мнению А.И. Герцена, тенденции николаевского правления: «Николай с первого дня своего воцарения объявляет войну всякому образованию, всякому свободному стремлению. Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за ее политическое развитие, открывает мощи, которым Петр запретил являться, и смело ставит на своем знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви французской революции: самодержавие, православие, народность!» Советские комментаторы, готовившие том собрания сочинений А.И. Герцена к изданию, объяснили читателю смысл словосочетания «гонит униат» так: «Уния православной и католической церквей (Брестская уния) была провозглашена на территории Речи Посполитой в 1596 г. При Николае I началась систематическая борьба с униатством, в России распространенным в Западных губерниях. В 1839 г. униатская церковь была официально упразднена» К 1855 г. униатский вопрос в Российской империи оставался лишь в Холмской губернии, но он не был таким острым, чтобы на него активно реагировала общественность. Постоянное упоминание А.И. Герценом гонений на униатов выглядит крайне натянуто на момент 1855 г. В том же 1855 г. А.И. Герцен написал ответ на анонимное письмо, в котором критиковал его автора за то, что тот, по мнению А.И. Герцена, идеализирует Николая I в деле подготовки отмены крепостного права. А.И. Герцен пишет, что император не дал «в продолжение тридцати лет волю своему желанию, что, конечно, стоило бы меньше его отеческому сердцу, нежели перекрещивание униат и терзание Польши» И снова в качестве примера того, что в крестьянском вопросе Николай медлит, а в других что-то предпринимает, в качестве примера приведено «перекрещивание униат». В 1858 г. увидела свет статья А.И. Герцена «Секущее православие». В ней описывалось происшествие, якобы случившееся в деревне Пороцево Гродненской губернии.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/01/ai_ger...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПАТОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕПАРХИЯ АМЕРИКИ [American Carpatho-Russian Orthodox Diocese of the USA (ACROD)], самоуправляемая епархия на территории США и Канады в составе Американской архиепископии К-польского Патриархата, подчиняющаяся непосредственно К-польскому патриарху; изначально состояла из карпаторус. общин в США, перешедших из униатства в Православие в 1936-1937 гг. В сер. 30-х гг. XX в. вслед. политики латинизации, к-рую проводила католич. Церковь в отношении униатов, и бескомпромиссной позиции в этом вопросе окормлявшего русинов в США униат. Зельского еп. Василия Такача среди карпаторус. духовенства в Сев. Америке возник конфликт по поводу прежде всего вопроса о целибате священников. По просьбе римско-католич. епископов США Конгрегация по делам вост. церквей в 1929 г. издала «Декрет о духовном управлении греко-русинскими ординариатами в Соединенных Штатах Северной Америки» (во многом повторявший папскую буллу «Ea semper» 1907 г.), по к-рой католич. священники вост. обряда, приезжающие для служения в США, должны соблюдать целибат. В 1929 г. было запрещено принимать в США женатых униат. священников, прибывших из Галичины и Закарпатья, одновременно был поднят вопрос о переходе униат. храмов на григорианский календарь в богослужении. Протестуя против латинизаторской деятельности Такача, нек-рые представители карпаторус. клира США отказались ему подчиняться, после чего епископ начал увольнять их с приходов. Первым пострадал активный организатор приходской жизни русинов в США свящ. Орест Чернок, неск. раз выступавший в прессе против латинизации униатов. Указом Такача от 11 дек. 1930 г. священник был смещен с должности настоятеля собора св. Иоанна Богослова в Бриджпорте (шт. Коннектикут) и переведен в небольшой приход в сел. Роблинг (шт. Нью-Джерси). Был уволен за штат настоятель ц. св. Михаила в Ранкине (шт. Пенсильвания) свящ. Стефан Варзалий, к-рый через редактируемый им «Американский русский вестник» выступал за независимость карпаторусских приходов от латинских епископов и за создание в Сев. Америке независимой Карпаторусской униат. епархии (с 1924 русины-униаты имели в США Подкарпатский (Карпаторусский) экзархат с центром в Питтсбурге, епископ-экзарх подчинялся местному римско-католич. митрополиту как суффраган).

http://pravenc.ru/text/1681135.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010