После кончины митр. Петра (Могилы) (1646) новый правосл. Киевский митр. Сильвестр (Коссов) продолжал поддерживать направленные в Рим предложения и собирался провести в Вильно Собор для обсуждения перспектив церковной унии. Однако в 1648 г. на Украине началось казацкое восстание под рук. Б. Хмельницкого . В том же году скончался польск. кор. Владислав IV и все переговоры между православными и униатами были прекращены. Хмельницкий ставил вопрос не о примирении православных и униатов, а о полной ликвидации унии с Римом (об этом гетман заявлял в письме новому польск. кор. Яну II Казимиру - Документи Богдана Хмельницького (1648-1657)/Упор.: I. Крип " якевич, I. Бутич; ред.: Ф. Шевченко. К., 1961. С. 81). Пункты об упразднении унии содержались в Зборовском договоре, к-рый Ян II Казимир был вынужден заключить 8(18) авг. 1649 г. с казаками и их союзником крымским ханом (ратифицирован сеймом Речи Посполитой в янв. 1650). Также, согласно этому договору, все должности и чины в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах король обещал давать только дворянам правосл. веры, а иезуиты должны были покинуть Киев и др. города, где имелись рус. школы ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 29-30). Нунций Торрес не только подробно информировал И. о казацких волнениях и антикатолич. требованиях Хмельницкого, но и сумел настроить против упразднения унии ряд влиятельных сенаторов Речи Посполитой. Он обратился к папе с просьбой оказать влияние на королевское правительство с целью не допустить уничтожения унии. Об этом же в 2 посланиях от 5 янв. 1650 г. просил И. униат. митр. Антоний (Селява) . Папа, поздравляя Яна II Казимира с заключением мира с казаками, убеждал его не утверждать документов, содержащих уступки, к-рые он вынужден был сделать в вопросах веры ( Theiner. 1863. P. 460, N 435), и настоятельно просил польск. короля защитить униат. Церковь в Речи Посполитой. В итоге польск. сторона фактически отказалась от выполнения статей Зборовского договора, касавшихся упразднения унии. Король и сенаторы ссылались на то, что они не властны над униат. Церковью, к-рая полностью подчиняется Римскому папе. Военные неудачи казаков позволили на время снять вопрос о ликвидации унии в Речи Посполитой, но в результате воссоединения Украины с Московским гос-вом по итогам Переяславской рады 1654 г. уния была упразднена на подконтрольной казакам Хмельницкого территории. Униат. церковные структуры были полностью ликвидированы и в Смоленском крае, возвращенном рус. царю Алексею Михайловичу . Но в оставшихся под властью польск. короля укр. и белорус. областях униат. церковные структуры сохранялись.

http://pravenc.ru/text/468791.html

Униат: А догмат непогрешимости Папы? Непорочного зачатия Пресвятой Девы Ее родителями Иоакимом и Анною, индульгенции и чистилища тоже ложь? Православный: Ложь скверная и нелепая непогрешимость Папы: познание истины Божией дается праведности ( Мф. 5:8 , Прем. 1:4–5 ), а не должности. Униат: Но зачатие Пресвятой Девы прославляется и вашей Церковью 9 декабря. Православный: Еще более прославляется зачатие Предтечи 23 сентября, но ни то, ни другое не освободило их от первородного греха, а только воплощение и искупление Сына Божия. Если желаешь, буду говорить о всех прочих ересях ваших, но на сей раз довольно. Если желаешь знать истину, если душа тебе дороже, чем ложь, в которой вы растете и стареете, если ты боишься Бога, если любишь Иисуса Христа, то крепко обдумай все, что слышал от меня, и покайся в твоих ересях, и проси о принятии тебя в Святую Православную Церковь . Униат: Ты прекращаешь беседу, но уступи мне, по крайней мере в том, что наша Римско-Католическая Церковь имеет более прав именоваться Вселенской, чем ваша греко-российская. Православный: Я уже запретил тебе называть православную Церковь греко-российской, потому что она останется на земле, если даже, сохрани Бог , исчезнут и все греки, и все русские. А вот свою Церковь ты напрасно называешь Римско-Католической. Если уничтожить итальянский город Рим, то уничтожится и ваша церковь, потому что невозможно будет повторять ваших басней о Риме, как местопребывании наместника Христова и главы всей Церкви. Униат: Это правда, но мы надеемся, что Рим пребудет вечно. Православный: Надежда тщетная: ведь несколько десятков лет ваши Папы бывали изгоняемы из Рима, когда было «Авиньонское пленение Пап». Да, ваша вера не католическая, т. е. не Вселенская, а провинциальная, римская, итальянская, как у магометан: если разорить их священный город Мекку, то конец магометанству, а если разорить Рим, то конец римскому католичеству. Униат: Остается еще, чтобы ты нашу веру уподобил и поганскому многобожию. Православный: Не я уподобляю, а я желаю вам добра, а уподобил ваш Папа Пий IX, выдумав вместе с Ватиканским Собором такую нелепость, что когда сядет новоизбранный на свой папский престол, то получает от Бога силу непогрешимо рассуждать о вере и Церкви. Вот так и было у язычников, когда жрица, именовавшаяся пифией, садилась на треножник у пещеры, то ей открывались будущие судьбы народа и всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Униат: Ты меня удивляешь. Всегда собеседники соглашались с нами о главенстве Пап во всей Церкви, когда соглашались с нашим учением о главенстве Петра и о его епископстве в Риме. Православный: И о первенстве Петра я не согласен, но о том скажем после, а теперь скажу, что многие Церкви имели епископами апостолов, но их преемники, кроме епископской власти, не получили их дарований. Господь сказал и Филиппу с Нафанаилом: «Узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго» ( Ин. 1:51 ). Однако их преемники в Церквах Азийских сего не удостоились. Униат: Тогда читай по книжке Гаджеги, что власть римских епископов, яко преемников Петра, признавалась всею Церковью . Православный: А я знаю, что не признавалась. Читал я у твоего Гаджеги, что «Петр учил в Риме, яко епископ. Тоже каждый наследник его на римском престоле имеет, як и он имел, первенство в Церкви». Откуда он взял это – тоже я не знаю. Униат: А дальше что пишет Гаджега: «и сие признает вся Церковь ». Православный: Это он пишет, а приводит затем слова св. отец, вовсе не подтверждающих того, или приводит слова ложные, которые св. отцы не говорили и не писали, например, св. Игнатий Богоносец не называл римского епископа головою всех Церквей, а что Церковь Коринфская запрашивала у св. Климента Римского совета в делах церковных, то сие не есть главенство, ибо и Василия Великого множайшие Церкви спрашивали о догматах и канонах и полагались на его решение, о чем можешь читать в Книге Правил, также и к Афанасию Александрийскому . Униат: А дальше написано, что отцы на IV Вселенском Соборе называют Папу головою всех Церквей. Православный: IV Собор того не говорил; если же сие восклицали некоторые отцы, то были обычные комплименты, восхвалявшие мудрость св. Льва, Римского Папы, а не папскую власть. Знаешь ли, какой титул от древнейших времен имеют патриархи Александрийский и Антиохийский? Униат: Не знаю. Православный: А если бы знал, то ни ты, ни твой Гаджега не говорили бы глупостей о папской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В соответствии с «Пунктами успокоения народа русского» 1632 г. была восстановлена правосл. Луцкая и Острожская епархия, возможно, потому, что позиции Православия в этой части Волыни были сильными. Королевским привилеем от 18 марта 1633 г. епархия была передана волынскому шляхтичу А. Пузыне (см. Афанасий (Пузына) ), выбранному епископом на съезде волынской шляхты; ранее, 15 марта 1633 г., кор. Владислав IV передал Пузыне Жидичинскую архимандритию, ц. Успения (Пречистенский мон-рь) в пригороде Луцка и имения Л. е. Привилей предусматривал также перераспределение церковного имущества между православными и униатами. Несмотря на королевский привилей, сейм 1635 г. постановил считать епископом Луцким униата И. Почаповского. Процесс разделения церковного имущества между православными и униатами в Л. е. сопровождался острыми конфликтами. В мае 1634 г. студенты иезуитского коллегиума напали на луцкий Братский мон-рь. В результате были разгромлены и разграблены мон-рь, школа и госпиталь, студенты избили учеников, насельников богадельни и монахов. В авг. того же года погромы повторились, среди православных были убитые. Еще одним очагом конфликта стали имения потомков князей Острожских, выступавших в поддержку униат. Церкви. Анна Алоиза, жена виленского воеводы Я. К. Ходкевича, внучка К. К. Острожского, не позволила еп. Афанасию (Пузыне) провести ревизию в храмах и мон-рях в ее имениях. Она аннулировала фундушевую запись кн. Януша Острожского о передаче доходов с мест. Сураж и близлежащих деревень на содержание в Остроге правосл. Троицкой ц. и госпиталя при ней. Закрытие Острожской академии и появление в Остроге иезуитов углубили кризис Православия в регионе. Фактически прекратились богослужения в Богоявленском соборе, что привело к его разрушению. Осенью 1636 г. обострилось противостояние между Иеремией Почаповским и Афанасием (Пузыной). Последний силой вернул себе Михайловскую, Рождественскую и Пятницкую церкви в Луцке, возобновил богослужения в Покровской ц. Несмотря на двукратное решение трибунальского суда и давление местной власти, правосл. епископ не собирался уступать оппоненту. После смерти в окт. 1637 г. Почаповского король передал униат. Луцкую кафедру в управление Владимиро-Берестейскому униат. епископу Иосифу Мокосию-Баковецкому, Жидичинский мон-рь должен был отойти униат. митр. Рафаилу Корсаку . Еп. Афанасий отказался передать луцкий собор униатам и захватил имение униат. епископа Рожище с деревнями и фольварками. 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права еп. Афанасия на Л. е.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Во время Смоленской войны Речь Посполита признала униатскую и православную Церкви равноправными. В привилее кор. Владислава IV от 9 февр. 1633 г., данном К., были обозначены пределы власти униат. Смоленского архиепископа. В документе перечислены мон-ри и церкви Смоленщины, к-рые передавались под власть униат. кафедры, любой формы собственности, кроме новопостроенных римско-католич. костелов. Архиепископ получил исключительное право церковного суда, а также разрешение на основание церквей, мон-рей, школ и братств. Привилей установил монополию униат. Церкви над всем духовенством Смоленщины вост. обряда. В привилее были очерчены отношения с Римом и униат. митрополитом, а также с православными, к-рые прибывали в край. К. был передан полуразрушенный собор в Смоленском кремле с имениями. 2 янв. 1634 г. Владислав IV подтвердил «Прерогативу» 1623 г. Подтверждение было выдано королем по ходатайству смоленской шляхты и дополнено запретом строить «схизматические» церкви и протестантские «зборы», устраивать к.-л. собрания людей, не принадлежащих к «католической религии». По условиям др. привилеев К. получил подтверждение на все имения кафедры и даже приобрел новые владения. Смоленские мещане должны были позаботиться о восстановлении ц. св. апостолов Петра и Павла; под опеку кафедры переходил мон-рь Рождества Пресв. Богородицы под Невелем; за архиепископом закреплялась протопопия (наместничество) в Стародубе. Были подтверждены прерогативы униатского смоленского капитула, его глава - смоленский протопоп Матфей Яковлевич Останков - получил имения в Смоленском у. В 1635 г. привилегии Смоленской униатской епархии были подтверждены. Вероятно, еще в 1624 г. К. основал в Смоленске монастырь, к-рый к 1635 г. стал архимандритией , в том же году получил «наданья» (земельные наделы) и был передан Стефану Властовичу, одному из соратников архиерея. Обитель должна была стать центром монашеской жизни Смоленщины. Значительные пожалования получили соратники К. Матфей Яковлевич Останков и Иосиф Григорьевич. В результате положение униатской Церкви на Смоленщине укрепилось. Вслед. усилий К. даже в отдаленных частях Смоленщины к сер. XVII в. признавали власть униат. архиепископа. В значительной степени этому способствовала поддержка гос. власти (в лице смоленского воеводы Александра Госевского) и смоленской шляхты.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

1702 г. во Владимире-Волынском З. присоединил Дионисия Жабокрицкого к униат. Церкви (по одним данным, в тот же день З. рукоположил его во епископа, по др.- он уже имел сан от архиерея К-польского Патриархата Мараморошского еп. Иосифа). При этом брак Жабокрицкого со вдовой З. признал недействительным, а слух о его второбрачии - ложным. Поскольку правосл. Луцкая и униат. Владимиро-Волынская епархии во 2-й пол. XVII в. территориально совпадали, в 1703 г. З. и еп. Дионисий Жабокрицкий договорились о разделе управляемых ими епархий, по к-рому еп. Дионисий передал в управление З. приходы и мон-ри во Владимирском повете, а З. отдал Жабокрицкому Кременецкую и Збаражскую протопопии, все униат. храмы в Луцке и Луцком и Кременецком поветах. 18 авг. 1705 г. З. направил в рим. конгрегацию Пропаганды веры написанный на лат. языке «Дневник человекоубийства отцов василиан полоцкого монастыря, соединенного со св. Римской Церковью, содеянного Московским князем текущего года 1705, дня 11 и 12 июля» (ныне хранится в Ватиканском секретном архиве ). В послании сообщается о событиях в Полоцке в июле того же года, где с войсками находился рус. царь Петр I Алексеевич , прибывший в Речь Посполитую для оказания поддержки польск. кор. Августу II во время Северной войны. Согласно посланию З., Местоблюститель Патриаршего престола митр. Стефан (Яворский) и рус. правосл. иерархи якобы согласились дать царю Петру I благословение на военный поход в Речь Посполитую при условии, что он уничтожит там униатство. З. утверждал, что царь Петр отдал в Витебске приказ сжигать иконы униат. архиеп. Иосафата Кунцевича , почитаемого в качестве мученика от правосл. «схизматиков». Митрополит также говорил, что в Витебске царь Петр заявил о намерении сжечь останки Кунцевича, в связи с чем они были вывезены из Полоцка и спрятаны василианами. Однако З. вынужден признать, что во время пребывания в Полоцке царь Петр не причинил вреда униат. духовенству, хотя имел доказательства сношений униатов со шведами и их польск. союзниками из числа сторонников литов.

http://pravenc.ru/text/182535.html

митрополий. По обещанию короля, к-рое было подтверждено И., епископы Львовский и Перемышльский после обнародования своего перехода в унию должны были подчиняться не Киевскому митр. К. Жоховскому, а непосредственно папе Римскому (эти решения не вступили в действие). Также папой было принято решение о том, что до перевода униат. Перемышльского митр. Иоанна Малаховского на др. кафедру каждый из 2 униат. епископов Перемышльских будет управлять той частью епархии, к-рая находилась в их власти до присоединения Иннокентия (Винницкого) к унии. 26 марта 1681 г. в Варшаве в присутствии кор. Яна III Собеского, униат. митр. К. Жоховского, Киевского католич. еп. Станислава Витвицкого и папского нунция епископы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий), а также архимандрит Уневского мон-ря Варлаам (Шептицкий) официально объявили о своем переходе в унию, однако вновь просили сохранить это в тайне. 27 марта епископы направили послание И., где сообщили о своем присоединении к унии. При передаче Луцкой кафедры в 1685 г. брату Иосифа (Шумлянского) Афанасию (Шумлянскому) оба принесли присягу папскому нунцию, обещав со временем публично заявить о подчинении папе Римскому. Но епископскую хиротонию Афанасия (Шумлянского) совершил Досифей , митр. Сучавский. И. пришлось вмешаться в конфликт между униат. митр. К. Жоховским и орденом василиан . В 1674-1675 гг. К. Жоховский добровольно отказался возглавлять орден, уступив эти функции протоархимандриту, избираемому из числа монахов-василиан, и гарантировал свое невмешательство во внутренние дела ордена. Однако на капитуле в Минске в 1683 г. униат. митрополит потребовал избрать себя протоархимандритом, чтобы вернуться к прежней практике управления орденом. Он также попытался отстранить пожизненно избранных консульторов и генерального секретаря ордена. Представители василиан обратились к И. с жалобой на действия митрополита и добились отмены решений Минского капитула. Папа обязал К. Жоховского и василиан провести при участии папского нунция в Речи Посполитой новый капитул и избрать протоархимандрита из числа монахов.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Униаты отказались от планов создания Каменецкой епархии, к-рые вынашивались с 1781 г. 6 авг. 1789 г. кафедральный архипресвитер и генеральный официал каменецкий Михаил Радкевич направил в Подольскую комиссию ходатайство об освобождении отдельных униат. священников. Фактическое одобрение униатскими иерархами в 1789-1790 гг. репрессивных мер польск. правительства подорвало в народе авторитет униат. Церкви. Новый этап в церковной истории Подолья начался после присоединения региона к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. На новоприсоединенных территориях была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский», ему было сохранено звание коадъютора Киевской митрополии. В то время в Подолье насчитывалось 8 номинально существовавших православных протопопий. В регионе действовали ок. 1,5 тыс. униат. приходов и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. мон-рей. 22 апр. 1794 г. при посещении приходов Брацлавщины и зап. Подолья архиеп. Виктор издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. Синодальным решением от 24 мая 1794 г. помощником архиеп. Виктора с правами управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) , после чего процесс воссоединения униатов ускорился. К окт. 1794 г. в Брацлавской, Изяславской губерниях и в Каменецкой обл. в Православие перешли 721 приход, 463 священника и 4 мон-ря: Сатановский, Грановский, Головчинский и Коржовецкий. Мн. новые приходы епархии не имели священников, монастыри были разорены. Архиеп. Виктор обратился в Синод с просьбой прислать иеромонахов и монахов из соседних Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий. Просьба была удовлетворена. В Подолье имелись правосл. клирики, получившие рукоположение от молдав. архиереев и от митр. Евсевия. Архиеп. Виктор в инструкции игуменам и протопопам от 30 июня 1794 г. запретил принимать в клир епархии ставленников митр. Евсевия. В нояб. 1795 г. в Православие вернулись все 6 униат. приходов Каменца-Подольского: Иоанно-Предтеченский, Николаевский при Русской браме, Петропавловский, Крестовоздвиженский на Карвасарах, Покровский на Русских фольварках, Георгиевский на Польских фольварках. Мн. униат. священники не спешили присоединяться к правосл. Церкви. Согласно синодальному указу от 5 апр. 1795 г., на территории Изяславской, Брацлавской губерний и Каменецкой обл. в 1607 обращенных в Православие приходах к правосл. Церкви присоединились 1032 священника, 570 приходских священников (третья часть клира) остались в унии; приняли Православие 45 монахов из 2 мон-рей. В том же году к Православию присоединились последние остававшиеся в унии мон-ри: мужские каменецкий Свято-Троицкий, Белиловский Георгиевский и Шаргородский, женские Винницкий и Рожецкий.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Главными святынями архиеп-ства являются чудотворные иконы Богоматери Будславской в агрогородке Будславе (Мядельского р-на Минской обл.), Ружанцовой в агрогородке Ракове (Воложинского р-на Минской обл.), Заславской в г. Заславле (в 1866 оригинал иконы перешел к православным). Греко-католики На территории католич. Минского еп-ства основными униат. центрами были Введенский собор, перешедший в 1795 г. к РПЦ, и мон-ри: Свято-Духовский муж. ордена василиан и Троицкий жен. конгрегации василианок, закрытые в 1796 г. До 1839 г. действовали Никольский храм и Воскресенский собор. После воссоединения униатов с РПЦ (1839) католиков вост. обряда в крае не было до 1917 г. Первая попытка возрождения униат. общин была предпринята в 1918 г. на северо-западе Белоруссии, когда рукоположенный греко-католическим митр. Андреем Шептицким титулярный Луцкий еп. Иосиф Боцян по благословению первоиерарха посетил Жировицы, Слоним, Свислочь и Новогрудок, агитировал население за восстановление в крае греко-католич. Церкви. Идею Шептицкого поддержали нек-рые римско-католич. клирики белорус. ориентации, в частности свящ. Владислав Толочко, позволивший еп. И. Боцяну служить в своем храме. Инициатива митр. А. Шептицкого по созданию на западнобелорус. землях униат. приходов в 1918 г. была отклонена польск. властями и римско-католич. иерархией. Новые униат. приходы появились на западе Белоруссии в сер. 20-х гг. XX в. в рамках политики неоунии и находились в составе римско-католич. диоцезов в связи с присоединением западнобелорус. территорий к БССР. Развитие неоунии было заморожено в сент. 1939 г., с началом второй мировой войны, после чего неоуниат. приходы, появившиеся к тому времени в регионе, перешли под юрисдикцию митр. А. Шептицкого. Не позднее 1925 г. был основан униат. приход в Могилёве, его настоятелем стал свящ. Иосиф Белоголовый, впосл. репрессированный. Не позднее дек. 1939 г. митр. А. Шептицкий учредил Белорусский экзархат греко-католич. Церкви и назначил временно исполняющим обязанности экзарха укр. еп. Николая Чарнецкого. 17 сент. 1940 г. по указу Шептицкого экзархом греко-католич. Церкви для Белоруссии стал белорус. свящ. Антоний Неманцевич, живший в мест. Альбертин - центре неоунии. Под рук. Неманцевича в Альбертине была образована «Рада Белорусского экзархата», в нее вошли известные с межвоенного периода неоуниатские священники Вячеслав Оношко, Лев Горошко и Иван Герматюк. В нояб. 1941 г. по декрету папы Римского Пия XII экзархат получил статус апостольского. Территория экзархата не совпадала с границами Белоруссии и охватывала также отдельные районы северо-запада Украины. К экзархату, в частности, относился мон-рь капуцинов вост. обряда в совр. пос. Любешов Волынской обл. Украины, настоятель к-рого игум. Касьян Юзеф Чехович и свящ. Сильвестер Стефан Хладзьо были убиты в 1943 г. бандеровцами; мон-рь был сожжен.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010