Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Особая единица в составе Галицко-Львовской униат. митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг. 1934-1939 гг. Решение о создании Л. а. а. было обусловлено массовым переходом в Православие лемков-униатов, живших на территории совр. Подкарпатского и Малопольского воеводств Польши. Движение лемков за возвращение в Православие начал в 1911 г. свящ. сщмч. Максим Сандович , открывший домовый храм в с. Граб Дуклянского деканата (в Ясельском повете). В 1912 г. свящ. Максим был арестован, храм закрыт. Несмотря на это, правосл. возрождение постепенно распространилось на др. лемковские села: Оженна, Вишоватка, Длуге, Ждыня. Движение за воссоединение с Православием было подавлено австро-венг. властями в начале первой мировой войны. В сент.-нояб. 1914 г. свящ. Максим и его родственник - симпатизировавший Православию униат. декан Мушинского округа свящ. Петр Сандович - были приговорены к расстрелу военной администрацией; перешедший в Православие свящ. Михаил Юрчакевич из с. Чарна стал узником концлагеря. В янв.-мае 1915 г., когда вост. часть Лемковщины заняли российские войска, была сделана слабая попытка возродить правосл. движение - в Православие перешел униат. свящ. Иосиф Кодельский из с. Тарнавка. После отступления российских войск и начала новой волны репрессий русофильское и тяготеющее к Православию униат. духовенство было выселено, отдельные его представители репрессированы. Вновь правосл. движение приняло широкий размах после 1926 г. («Тылявская схизма»). Переход лемков в Православие в 20-х гг. XX в. был обусловлен конфликтом между униатским духовенством и паствой. Перемышльский еп. Иосафат Коциловский (1917-1947) и его окружение насаждали среди лемков «украинское национальное самосознание», политизировали церковную жизнь. В нояб. 1926 г. группа прихожан в селах Тылява и Тшчана (ныне Кросненского повета) перешла в Православие, протестуя против деятельности униат. свящ. Кирилла Коциловского, двоюродного брата еп. Иосафата, к-рого обвинили в попытках латинизации литургии и «чрезмерной приверженности идеям украинизации». В янв. 1927 г. по резолюции митр. Дионисия (Валединского) в указанных селах были открыты правосл. приходы, 25 мая 1927 г. открыты приходы в с. Крулёва-Руска (ныне Крулёва-Гурна) и Богуши Грыбувского повета Краковского воеводства. Первым руководителем правосл. миссии на Лемковщине стал священник галицкого происхождения Михаил Иваськив, назначенный настоятелем прихода в Тыляве; 18 нояб. 1927 г. он был приговорен к большому штрафу по обвинению в организации столкновения в селе с униат. общиной. К 1928 г. в Православие перешли общины храмов в селах Липна, Радоцына Горлицкого повета, Свежова-Руска и Свёнткова-Мала Ясельского повета, был образован правосл. приход в с. Чарна Горлицкого повета, настоятелем которого стал свящ. Михаил Грицай.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

24 февр. 1921 г. Шептицкому сообщили, что папа Римский подтвердил епископскую хиротонию Боцяна. Однако, когда посол Польши при Папском престоле Юзеф Веруш-Ковальский обратился в Римскую курию за разъяснениями о полномочиях Боцяна, его уведомили в том, что, хотя назначение и рукоположение Боцяна во епископа Луцкого являются законными и правомочными, «ввиду исключительности ситуации и по просьбам польского правительства» ему запрещено предпринимать к.-л. действия в рамках своих полномочий. Тем не менее в 1921-1922 гг. на западноукраинских и западнобелорусских землях, вошедших в состав Польши, число униат. общин выросло. В февр. 1921 г. жители сел Докудув и Ортель Бяльского повята Люблинского воеводства обращались к Шептицкому с просьбой прислать священника. Униат. община появилась в с. Шерешёве Пружанского повята Полесского воеводства, где находилась почитаемая икона Богоматери. 16 дек. 1921 г. Шептицкий просил администрацию Полесского воеводства допустить в село униат. священника, однако получил отказ. На 1922 г. приходится активность в Новогрудском повяте бывш. правосл. свящ. Трофима Семецкого, под влиянием Шептицкого перешедшего в том же году в унию. В дек. 1922 г. Мин-во вероисповеданий и образования Польши высказывало обеспокоенность по поводу действий униат. митрополита Галицкого. В 1926 г. в связи с созданием апостольской администратуры лат. обряда в Москве экзарх униат. Русской католич. Церкви был подчинен католич. еп. П. Э. Невё, возглавившему администратуру. Распространению вост. обряда в СССР помешал арест в 1923 г. 16 представителей духовенства рус. экзархата. После ареста в 1926 г. Фёдорова вице-экзархом был назначен свящ. Сергий Соловьёв (арестован в 1931). Экзархат униат. Русской католич. Церкви формально существует и в наст. время, но не имеет действующих структур. После смерти Фёдорова (1935) должность экзарха вакантна. Неоуниатские структуры Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша. 1-я треть XX в. Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

В 1735 г. греко-католич. еп. Афанасий Шептицкий подписал устав нового братства, а в 1742 г. за василианами были признаны спорные владения на Русских фольварках. В 1740 г. еп. Афанасий Шептицкий отстранил белое духовенство и от управления движимым и недвижимым имуществом Каменец-Подольской униат. кафедры, назначив новым кафедральным «официалом» (наместником) василианского мон. Иосафата Пруницкого. Эти решения привели к длительному конфликту между каменец-подольскими василианами и униат. приходским духовенством. В 1746 г. Иосафат, пользуясь поддержкой со стороны А. Шептицкого, усилил поборы с духовенства 8 каменецких приходских церквей. В ответ духовенство образовало в 1747 г. свой капитул под руководством новоизбранного официала Иоанна Плисского, к-рый в 1748 г. вызвал василиан в суд, обвинив их в том, что они грабили церкви, были зачинщиками беспорядков в Троицком братстве, незаконно вторгались в жизнь приходов и не признавали власть белого духовенства. В 1749 г. василиане не впустили иорданский крестный ход белого духовенства в свой мон-рь, заперев ворота. В ответ Каменецкий консисторский суд запретил Каменецкому настоятелю Иосафату Пруницкому совершать богослужения и потребовал удалить василиан из обители. Обвинения подтвердил администратор Каменецкой епархии, униат. еп. Перемышльский и Самборский Онуфрий Шумлянский. Но василиане апеллировали к папскому нунцию, и тот 13 марта 1749 г. разрешил спор в их пользу, освободив василиан от отлучения и прещений. С 1749 г. Троицкому униат. мон-рю были подчинены все обители Подольского воеводства ( Rolle. 2004). Передача соборной Троицкой ц. униатам оказалась значительной потерей для правосл. общины Каменца. В 1751 г. василиане достроили в Воскресенской ц. бабинец (нартекс), о чем упоминает униат. акт визитации церквей Каменца за 1758 г. Однако впосл. храм пришел в упадок и уже в 1783 г. находился в аварийном состоянии. В течение XVIII в. униат. мон-рь был перестроен василианами в пределах древней церковной усадьбы, занимавшей неправильный прямоугольник длиной 70 м между Зарванской и Троицкой улицами и выходившей на Троицкую пл.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

В 1802-1803 гг. Л. совершил поездку в Палестину, чтобы познакомиться с жизнью восточных православных Церквей; это вызвало недовольство Папского престола. По возвращении Л. стало известно об очередном массовом переходе униатов в латинский обряд, в связи с чем он отправил имп. Александру I Павловичу доклад, на основании к-рого 4 июля 1804 г. император запретил переход униатов в латинский обряд, а 12 июля в Римско-католическую духовную коллегию (см. ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ) были введены униат. епископы и по 3 представителя униат. духовенства от каждой епархии. В том же году Л. выступил с инициативой разделения Римско-католической духовной коллегии на 2 отдела - лат. и вост. обрядов. 16 июня 1805 г. имп. указом в Римско-католической духовной коллегии был учрежден Греко-униатский департамент, к-рый возглавил Л. 24 июля 1806 г. имп. указом в униат. Церкви была восстановлена митрополия, на которую был назначен Л. с титулом «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси», но без определения места пребывания кафедры. В состав митрополии были включены Полоцкое архиеп-ство, Луцкое и Брестское еп-ства, в к-рых насчитывалось ок. 1400 униат. приходов. Л. стремился добиться утверждения своего титула Папским престолом, однако из-за политических причин и отказа Л. от управления униатами Галиции, входившей в состав Австрийской империи, папа Римский Пий VII не признал за Л. титул митрополита. Папской буллой «In universalis Ecclesiae regimine» от 22 февр. 1807 г. была учреждена униат. Галицкая митрополия с центром во Львове, ставшая преемницей т. н. Русской митрополии. Л. удалось заключить соглашение с председателем Римско-католической духовной коллегии католич. Могилёвским архиеп. С. Богушем-Сестринцевичем; по этому соглашению все униаты, перешедшие с 1798 г. в лат. обряд, должны были вернуться в униат. Церковь (утверждено сенатом в 1810). Из-за отсутствия фиксированного местопребывания митрополичьей кафедры резиденция митрополита и консистория митрополии сначала находились в Онуфриевском мон-ре. В 1806 г. Л. удалось изъять из ведения ордена василиан Софийский собор в Полоцке, при котором располагался василианский мон-рь. 16 дек. 1806 г. был издан имп. указ о передаче здания полоцкого Софийского мон-ря Полоцкому архиепископу. В нач. 1807 г. в бывшем василианском мон-ре Л. открыл Полоцкую униатскую ДС, ставшую единственным местом по подготовке униатского духовенства, а также перенес в Полоцк митрополичью консисторию. Желая разделить митрополию и Полоцкое архиепископство, Л. составил проект перенесения центра митрополичьей епархии и митрополичью консисторию в Вильну (утвержден имп. указом от 14 февр. 1809), однако митрополичья кафедра была перемещена из Полоцка в Вильну уже после смерти Л. Он был похоронен в с. Струнье близ Полоцка, где находилась митрополичья резиденция.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

В условиях репрессий и депортаций лемков в 1946-1947 гг. униат. храмы занимали римско-католич. священники, к-рые устраняли иконостасы из церквей и преобразовывали их в «филиальные» костелы своих приходов. Такие действия фактически утвердил секретарь Конгрегации Восточных Церквей кардинал Э. Тиссеран, который направил 12 янв. 1948 г. указ примасу Польши кард. Глонду. В документе говорилось, что после выселения духовенства и верных вост. обряда их храмы и церковные имения должны перейти в ведение епископов соответствующих лат. диоцезов (в данном случае Краковского архидиоцеза, Тарновского и Пшемысльского диоцезов). 29 нояб. 1956 г. руководители греко-католич. общин Польши Василий Гриник и Мирослав Рипецкий направили примасу Польши мемориал, в к-ром поставили вопрос о реституции греко-католич. церковной собственности, большая часть к-рой отошла римо-католикам, а также о восстановлении Перемышльской епархии и Л. а. а. 14 марта 1957 г. примас Польши заявил об отказе выполнить эти пожелания из-за «отсутствия согласия со стороны правительства», было запрещено возобновлять греко-католич. общины на юго-востоке Польши (на Лемковщине). В этих условиях значительная часть лемков, к-рым удалось вернуться на родину, начала переходить в Православие. На Лемковщине плодотворно работал православный свящ. Иоанн Левяр из с. Бартне Горлицкого повета, который в 1957-1958 гг. открыл 14 лемковских приходов, в 1959 г. возглавил созданный для Лемковщины Жешувский деканат Варшавской епархии. К нач. 90-х гг. XX в. на Лемковщине действовало 29 правосл. храмов. Римо-католики пытались вернуть себе бывшие униатские храмы в селах Ждыня, Бартне, Роздзеле, Кункова, Лещины, Поляны, Зындранова, Пельгжимка, перешедшие православным. В 1968 г. в Пшемысле был возобновлен униат. Перемышльский капитул во главе со свящ. Гриником, получившим 8 сент. 1967 г. назначение на должность генерального викария римско-католич. примаса Польши для греко-католиков. Т. о. появилась возможность для легальной деятельности униатов на Лемковщине. Усилиями Гриника в нач. 70-х гг. были образованы первые со времен депортации лемков униат. приходы в с. Усьце-Горлицке и Роздзеле. На рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. возобновлены 4 униат. прихода на Лемковщине, в 90-х гг. было создано еще 10 униат. общин, составивших Санокский и Краковско-Крыницкий деканаты. Униат. структуры претендовали на ряд правосл. храмов, им удалось получить храм в с. Жепедзь и добиться проведения поочередных с православными богослужений в храме с. Белянка. В наст. время униатство в регионе уступает Православию: действуют 24 православных храма и 16 униатских. Не менее 10 бывш. лемковских церквей используются как костелы в тех селах, где лемки уже не живут. Из-за малочисленности униатов на территории Лемковщины вопрос о восстановлении Л. а. а. не ставится.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЛЕНСКИЙ [Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский] Лев (ок. 1648, мест. Любич близ Луцка - 21.07(24.08).1708, Владимир-Волынский), униат. митр. Киевский и Галицкий. Род. в католич. семье волынского шляхтича. Под влиянием своего дяди, униат. Владимиро-Волынского еп. Венедикта Корчака-Глинского, З. в молодости принял решение вступить в униат. монашеский орден василиан . Новициат проходил в василианском мон-ре в Бытене, монашество принял в Супрасльском мон-ре. Дальнейшее обучение проходил в католич. ДС Вильно и Оломоуца, по окончании к-рых был рукоположен во пресвитера. В 1673-1676 гг. обучался в Греческой коллегии в Риме, где тяжело заболел и принял решение вернуться на родину. Поселился в василианском Жировицком мон-ре, вскоре став, по нек-рым сведениям, его архимандритом. 30 нояб. 1678 г. по просьбе еп. В. Корчака-Глинского польск. кор. Ян III Собеский утвердил З. в должности коадъютора Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В том же году З. принял участие в Гродненском сейме, где в спорах с правосл. представителями проявил себя активным защитником униатства. Со смертью еп. В. Корчака-Глинского (нач. 1679) З. вступил в управление Владимиро-Волынской и Брестской епархией, получив статус прототрония (1-го по чести епископа после митрополита). Епископское рукоположение З., состоявшееся не позднее 12 авг. 1679 г., совершил униат. Киевский и Галицкий митр. Киприан Жоховский . После кончины митр. К. Жоховского (26 окт. 1693), не имевшего коадъютора с правом преемства, 11 нояб. 1693 г. папский нунций в Речи Посполитой Андреа Санта-Кроче назначил З. администратором униат. Киевской митрополии. 15 нояб. того же года польск. кор. Ян Собеский утвердил это назначение и даровал З. право на получение доходов от имений, принадлежащих митрополии. Также З. получил во временное управление Полоцкую епархию, главой к-рой был митр. К. Жоховский, одновременно за ним было сохранено и управление Владимиро-Волынской епархией. Зимой-весной 1694 г. З. на правах администратора совершил визитацию униат. епархий в Речи Посполитой, провел собрания духовенства в Полоцке, Новогрудке и Минске.

http://pravenc.ru/text/182535.html

В конце войны в результате дипломатических переговоров между СССР и зап. державами Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. Лемкам разрешили выбирать подданство, многие переселились в советскую Зап. Украину. Оставшихся в Польше ждала трагическая судьба - в Лемковщине хозяйничали польск. террористические банды, затем бандеровцы. После убийства ими ген. К. Сверчевского весной 1947 г. лемки были выселены польск. правительством в зап. польск. земли - В. Силезию (операция «Висла»). Лишь в последние годы потомки переселенцев получили возможность вернуться на родные земли, там действуют правосл. церкви и мон-ри, входящие в Перемышльско-Новосондецкую епархию ПАПЦ. После окончания второй мировой войны по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами были арестованы все униат. епископы в Галиции во главе с митр. Иосифом Слипым ; почти одновременно было разгромлено движение «русских галичан», обвиненных в «буржуазном национализме». В послевоенные годы власти проводили украинизацию Галиции, куда переселилось много выходцев из Вост. Украины. На Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., готовившемся с 1945 г. инициативной группой во главе с униат. прот. Гавриилом Костельником при активном участии советских властей, было принято решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении греко-католич. духовенства и мирян с РПЦ. В февр. 1946 г. в Галиции были учреждены правосл. епархии - Станиславская (с 1962 Ивано-Франковская ) и Дрогобычская (21 окт. 1959 вошла в состав Львовской епархии). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит укр. националистами. После 1946 г. в Галиции официально существовали 2 христ. Церкви - православная, окормлявшая основную массу верующего населения, и католическая, к к-рой принадлежали преимущественно поляки, жившие во Львове и др. городах. Нелегально существовавшая униат. Церковь имела общины, мон-ри, даже семинарии. После посещения М. С. Горбачёвым папы Римского в дек. 1989 г. началась легализация униат. Церкви, в т. ч. на Зап. Украине. Однако еще ранее униаты приступили к насильственному захвату правосл. храмов, осуществлявшемуся обычно при поддержке местных органов власти и самоуправления; пик насилий пришелся на 1993 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Униаты усилили свои позиции на Волыни в результате деятельности Мелетия (Смотрицкого), к-рый, поселившись в 1627 г. в Дерманском мон-ре, принял унию (сначала тайно). После посещения в 1629 г. Волыни униат. митр. Рутским Смотрицкому удалось перевести в унию мон-ри в Дубно (жители Острога встретили Рутского антиуниат. выступлениями, на его сопровождающих напали в Степани). Вторично Рутский посетил Волынь в дек. 1636 г., вел переговоры с правосл. епископом. Усилило позиции униатов также назначение Луцким епископом И. Почаповского, образованного и энергичного деятеля. Ему принадлежал кафедральный собор в Луцке, мн. церкви и имения кафедры. К кон. 30-х гг. XVII в. униатам принадлежали на территории Л. е. не менее 10 мон-рей, крупнейшие из них - Дерманский и Жидичинский (Пересопницкую обитель римо-католики забрали у униатов). Отношения униатов с римо-католиками были сложными. Негативно высказывался об унии Луцкий Римско-католический еп. Андрей Липский. В 1625 г. доминиканцы Луцка напали на униат. ц. св. Димитрия и ограбили ее. В 1637 г. католики арестовали в Дубно униат. священника ц. св. Михаила Семена Братковича. Получило известность обращение в католицизм дубенского архимандрита-униата Кассиана Саковича . Перешел в римо-католицизм и дерманский архим. Ян Дубович. В 1-й пол. XVII в. Кременецкий повет состоял в юрисдикции Владимирской униат. епархии в качестве Кременецкого генерального наместничества. Под 1623 г. зафиксирована попытка проведения епархиального собора униатов в Кременце под председательством Владимирского еп. Иоакима Мороховского, к-рый хотел основать униатское братство в этом городе. В 1630 г. построивший за свой счет Преображенскую ц. в Кременце кн. Януш Вишневецкий передал городские храмы униатской Владимирской кафедре. Считается, что на севере Кременечщины Владимирским униат. епископам принадлежали небольшие имения с центрами в Шумске, Тылявке и Ямполе, а также неск. мон-рей. Власть Владимирской кафедры над данными территориями сохранялась в 60-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Униат: Значит не все лгут католики, когда говорят о Петре. Православный: Но лгут очень много и без стыда. Вот твой Гаджега говорит: «на I Вселенском Соборе в Никее и на III в Ефесе св. отцы св. Петра называют великим начальником апостолов». Ничего того не было, а деяний (протоколов) I Собора и не дошло до нас. Не начальником, а предначальником апостолов называется Петр в службе на 29 июня. Униат: Ну видишь, ты сам уступаешь католикам. Православный: Не будет Вам хорошо от такой уступки. Начальник в церковной речи вовсе не то, что в нашей мирской. Начальник значит начинающий. «Возопим вернии, Гавриила имуще чиноначальника». Гавриил первый прославил Богородицу, и мы возопием «Благодатная, радуйся, с Тобой Господь». Униат: Это по-славянски, а как по-гречески? Православный: А по-гречески – «корифеа», «корифеонша». Так именуется лучший певец в хоре равных ему сотоварищей, лучший ученик в школе, но не начальник в том смысле, что по-гречески «архон». Вот архиерей – начальник иереев, архидиакон был начальником диаконов. Униат: Да неужели же наши католические богословы могут так нарочно и так бесстыдно лгать? Православный: Да, Гаджега может, когда он надеется, что читатели его книги не знают о том, что он выдумывает. Он надеется, что, чем смелее будет лгать, тем легче привлечет доверие простаков. Известно, например, что униаты упразднили проскомидию; у них кухарь нарежет просфоры, а священник сложит кусочки на дискос, и больше ничего; православные же священники читают все, что напечатано в служебнике на проскомидии. Между тем Гаджега пишет: «наш обряд чистейший, чем греческий, напр., в Греческой Церкви мало где отправляется проскомидия в службе, а у нас вшитко поддержано». Ведь это все равно, как если бы Иуда сказал Иоанну Богослову: «Я всегда был верен Христу, а ты Его предал». Униат: Много горького сказал ты в такой беседе. Неужели вся наша Католическая Церковь изолгалась вконец? Православный: Ложь есть то, будто Св. Дух исходил от Отца и Сына, ложь и попрание заповеди церковной – не искажать Символа Веры ; ложь есть то, будто ап. Петр был главой апостолов, главою всей Церкви. Ложь есть то, будто он передал не только епископскую власть, но и всю полноту своих дарований, действительных и выдуманных вами, всем римским епископам. Ложь есть то, будто Древняя Церковь их признала своею главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОХОВСКИЙ Киприан (ок. 1635 - 26.10.1693, Супрасль, совр. Подлясское воеводство, Польша), униат. митр. Киевский и Галицкий, архиеп. Полоцкий. Происходил из перешедшей в униатство белорус. шляхетской семьи. Получил образование в униат. Виленской ДС в Троицком мон-ре, где принял монашеский постриг и вступил в греко-католич. монашеский орден василиан . В 1658-1664 гг. учился в Греческой коллегии в Риме, к-рую окончил со степенью д-ра философии и теологии. 29 апр. 1663 г. рукоположен в Риме в сан пресвитера. В 1664 г. возвратился в Речь Посполитую, где получил известность как талантливый проповедник и пропагандист унии. С 1665 г. архимандрит Спасо-Преображенского муж. мон-ря в г. Дубно (совр. Ровненская обл., Украина). В этот период сблизился с униат. Киевским митр. Гавриилом Колендой (одновременно занимавшим Полоцкую униат. кафедру), стал его ближайшим помощником и получил от него должность аудитора и сан архимандрита Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря близ Пинска (в 1668 Ж. при помощи военного отряда, присланного литов. гетманом, захватил мон-рь у православных). В 1669 г. участвовал в конвокационном и коронационном сеймах, избравших новым королем Речи Посполитой кн. Михаила Корибут-Вишневецкого. Во время коронационных торжеств в Кракове митр. Гавриил совершил литургию визант. обряда, на к-рой Ж. произнес проповедь об объединении всех христиан под властью папы Римского (впосл. издана в Кракове под названием «Добрый пастырь»). В 1670 г. Ж. замещал митр. Гавриила во время работы сейма, где была создана комиссия по разрешению спорных вопросов между православными и униатами, в к-рую вошел как наблюдатель от униат. стороны. В ответ на требования гетмана Петра Дорошенко, призывавшего польск. власти упразднить униатство, Ж. выступил с новым проектом объединения православных и униатов в Речи Посполитой. Согласно этому проекту, впервые изложенному Ж. в 1671 г., во время работы на Волыни в составе комиссии сейма, униатам разрешалось сохранять Символ веры без добавления Filioque (но требовалось обязательное принятие католич. учения о чистилище ), визант. обряд и каноническое право; строго воспрещался переход из вост. обряда в латинский и наоборот. Важнейшим пунктом плана Ж. было предложение подчинить всех христиан визант. обряда в Речи Посполитой юрисдикции К-польского патриарха, если тот вступит в общение с Римско-католической Церковью. При этом указывалось, что в случае отказа К-польского патриарха от данного условия из-за оппозиции Турции он должен либо перенести свою резиденцию в Речь Посполитую, либо отказаться от юрисдикции над ней, «как он это сделал по отношению к Москве». Предложенный Ж. проект не приняли ни представители православных, ни католики.

http://pravenc.ru/text/182341.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010