17 янв. 1828 г. Семашко подал министру просвещения А. С. Шишкову представление о преобразовании униат. Церкви, подписанное всеми членами униатского департамента. На его основании в канцелярии Шишкова при участии Семашко, который неоднократно высказывал свое мнение по конкретным вопросам в многочисленных конфиденциальных «записках», был составлен «Всеподданнейший доклад о преобразовании греко-униатской Церкви соответственно истинным потребностям и пользам принадлежащих сему исповеданию». В указе правительства от 22 апр. 1828 г., ставшем первым шагом на пути реализации предложений Семашко, содержались следующие распоряжения: образовать самостоятельную Греко-униатскую коллегию (см. Коллегия духовная греко-униатская ), отдельную от Римско-католической коллегии; преобразовать 4 униатские епархии в 2 - Белорусскую с центром в Полоцке и Литовскую с центром в Жировицкой обители с подчинением их новой коллегии (при этом упразднялись Луцко-Острожская и Виленско-Брестская епархии), систему управления привести в соответствие с имеющейся в православной Церкви; все василианские монастыри подчинить епархиальным архиереям и духовным консисториям и тем самым ослабить могущество василианского ордена; ликвидировать право патроната (коляторства) польск. землевладельцев над униат. церквами; открыть в каждой епархии семинарии для обучения униат. духовенства (с принятыми в Русской Церкви стандартами образования и воспитания) и тем самым поднять роль белого духовенства. Низшие духовные уч-ща из-за недостатка белого духовенства Семашко предлагал оставить в ведении василиан, но семинарии передать униат. духовенству, ввести преподавание на рус. языке вместо польского. В целом преобразования 1828 г. вели к канонической автономии греко-католич. Церкви, к ограждению католиков вост. обряда от влияния лат. духовенства и польск. помещиков, а также к приближению униатов к правосл. Церкви в церковно-адм. и духовной сферах. Преобразования не касались канонического подчинения униатов Риму, их католич. вероучения и литургической практики. Для ознакомления униат. духовенства с учением правосл. Церкви в 1829 г. И. перевел на польск. язык соч. «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии греко-российской восточной Церкви» свт. Московского Филарета (Дроздова) .

http://pravenc.ru/text/578547.html

стиле, нередко из старого материала. Особенно часто такие случаи имели место в 40-60-х гг. XVIII в. в Уманской, Животовской, Кальницкой протопопиях. Как правило, инициатором выступал униат. Киевский митрополит или Львовский епископ, процесс возведения униат. храма курировал местный помещик-католик. В нач. XVIII в. такие случаи были единичными (напр., в мест. Оратов униаты отстроили на новом месте захваченную ими Успенскую ц.). В 1740 г. униаты захватили Никольский собор в г. Животове, который сразу же перестроили в католич. стиле. В 1743 г. аналогичная участь постигла правосл. Петропавловский храм в мест. Конела, в 1746 г.- Михайловскую ц. в мест. Маньковка, в 1748 г.- Иоанно-Богословскую ц. в мест. Соколовка и Воскресенскую ц. в мест. Балабановка, в 1752 г.- Троицкий храм в г. Тальное. Последний случай, когда по распоряжению униат. священника был снесен правосл. храм и на новом месте построен униатский, имел место в 1767 г. в с. Кривые Колена Уманского деканата. Это событие привело к возмущению прихожан, изгнанию из села униат. священника и возвращению прихода в Православие. Несмотря на активность униатов, в Подолье оставались правосл. приходы. 17 авг. 1730 г., когда в Брацлавском воеводстве находились рус. войска, правосл. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) выдал антиминс для правосл. прихода в с. Штылевка Брацлавского повета, близ Немирова. После долгого сопротивления к нач. 30-х гг. XVIII в. перешел к василианам правосл. Грановский Преображенский мон-рь (близ совр. с. Гранов Винницкой обл.), не позднее сер. 30-х гг. стал униатским немировский Николаевский мон-рь (в 1743 впервые упом. как василианский). Униат. митр. Афанасий Шептицкий боролся против правосл. священнослужителей, приезжавших в Подолье с молдав. земель. В письме подольским шляхтичам от 26 мая 1732 г. он сообщал о мн. «волошских духовных» в Брацлавском и Подольском воеводствах, к-рые, будучи православными, выдают себя за униатов или открыто провозглашают себя православными. Шептицкий требовал высылать таких клириков из Подолья.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

1661 г. - еп. Холмского Иакова Сушу . А. Пиньятелли способствовал примирению Г. Коленды и И. Суши на соборе униат. Церкви в Жировичах (1663). В 1665 г. при поддержке нунция Г. Коленда был поставлен униат. митрополитом Киевским. По решению папы Римского Александра VII (май 1665) должности протоархимандрита василианского ордена и митрополита Киевского больше не могли совмещаться, а результаты выборов, проводившихся на предыдущих капитулах, были отменены. Предписывалось провести новый капитул, на котором выборы главы ордена василиан должны были проходить под наблюдением папского нунция А. Пиньятелли. Однако члены ордена вновь избрали на должность протоархимандрита Г. Коленду. А. Пиньятелли, объявив результаты выборов недействительными, потребовал собрать орденский капитул в марте 1667 г. и избрать на нем главой ордена простого монаха. Тем не менее на капитуле в Бресте-Литовском (ныне Брест, Белоруссия) василиане вновь избрали митр. Г. Коленду, подчеркнув, что в сложившейся ситуации это более полезно для василианского ордена и униат. Церкви в целом. Еп. И. Суша, как и др. епископы, выступил на стороне Г. Коленды. А. Пиньятелли был вынужден согласиться с избранием униат. митрополита протоархимандритом ордена василиан. Иннокентий XII, папа Римский. Кон. XVIII в. Неизвестный художник (частное собрание) Иннокентий XII, папа Римский. Кон. XVIII в. Неизвестный художник (частное собрание) Как папский нунций в Речи Посполитой А. Пиньятелли принял участие в переговорах о продолжении канонизационного процесса бывшего униат. архиеп. Полоцкого Иосафата Кунцевича (беатифицирован Римско-католической Церковью в 1643). В 1663 г. А. Пиньятелли был привлечен к проекту распространения унии среди православных Речи Посполитой, однако инициатива провести в окт. того же года встречу с православными (состоялась в Белой Церкви, где тогда находилась ставка польск. кор. Яна II Казимира) принадлежала примасу Польши и канцлеру Речи Посполитой Николаю Пражмовскому, католич. архиеп. Гнезненскому. Обсуждавшиеся на этой встрече условия достижения церковного единства стали известны А.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Украинская униатская церковь особенного значения за океаном не имела, теперь она должна такое приобрести. Значительное количество беженцев из Восточной Галиции оказалось в оккупированной американцами и англичанами части Германии. Беженцы эти являлись польскими подданными, и потому на них не распространялись условия Ялтинской конвенции о репатриации советских граждан. В силу этого вся масса украинцев – советских подданных пошла под высокую руку галичан, которые своим иммунитетом охраняли последних. Все управление эмиграцией и все ее средства оказались в руках галичан. Все они владели немецким языком, и в рядах галицийской эмиграции оказалось значительное количество старых политических деятелей. Духовная жизнь украинской эмиграции оказалась в полной зависимости от галицийской интеллигенции. Она по-своему понимала пути развития украинской нации, ставила свои особые задачи с необычайной резкостью и грубостью. Основная задача – это расчленение и ликвидация России, независимо от борьбы с советской властью. Ликвидация советской власти является только этапом на путях ликвидации России. Это очень смело, но совершенно нереально с точки зрения недавнего русского опыта, когда Россия, как народ, разгромила немцев силой своего национального единства. Это противоречило общемировым интересам и тенденциям развития мира, который стремится не к разъединению, а к объединению. Галицийская идея вывести украинский народ из огромнейшего здания величайшего государства в мире, выходящего на все моря и океаны, и поселить его в староукраинском доме с окнами на Днепр и Вислу – идея столь же маленькая, как мала сама Восточная Галиция. Судьбе угодно, чтобы эти разрушители России и общего дома народов, населяющих Россию, оказались вне Европы. Они стремятся за океан. Рим прекрасно понял, что в Европе галицийские политики глубоко провинциальны и никакого значения иметь не могут. Но за океаном они являются силой, достаточной для укрепления и развития погибшей в Европе униатской церковной традиции. Уния, существовавшая в Галиции 350 лет, закончила свое существование, и этот конец на фоне грандиозных мировых событий, в сущности, не произвел никакого впечатления. За океаном нужно, на всякий случай, сохранить унию в качестве источника возможного влияния в будущем на тот украинский народ, который, по мыслям галичан, должен явиться составной частью какой-то страны народов между морями – Балтийским и Средиземным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В 1901-1944 гг. главой униат. Церкви в Галиции являлся принадлежавший к «украинской партии» Андрей Шептицкий . Он много внимания уделял очищению униат. богослужения от лат. элементов и укреплению униат. церковной жизни. С кон. XIX в. имели место случаи возвращения галичан из унии в Православие. Этот процесс был разрешен австр. законами, хотя на практике против принимавших Православие применялись репрессии. В 1912 г. состоялся процесс по обвинению в гос. измене и шпионаже правосл. галицких священников Игнатия Гудимы и сщмч. Максима Сандовича и галицко-рус. интеллигентов С. Ю. Бендасюка и В. А. Колдры. Подсудимые были оправданы. Тяжелое положение русинов вынуждало их к эмиграции в США, Канаду и др. страны, многие из них обратились там в Православие. Начало первой мировой войны ознаменовалось в Галиции разгулом террора по отношению к восточнослав. населению, к-рое власти обвиняли в симпатиях к России. Начиная с сент. 1914 г. предположительно ок. 20 тыс. людей были отправлены в концлагерь Талергоф в Штирии, где значительная часть заключенных погибла от голода, болезней и побоев. 6 сент. 1914 г. был расстрелян свящ. М. Сандович (канонизирован Польской автокефальной Православной Церковью). После смерти имп. Франца Иосифа его наследник Карл I в 1917 г. ликвидировал лагерь. В ходе войны Галицию дважды занимали российские войска. В 1914-1915 гг., во время российской оккупации, галицкие приходы окормлял Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский) , по настоянию Святейшего Синода стремившийся к скорейшему возвращению униатов в Православие. В 1916-1917 гг. Галиция была вновь занята российскими войсками, церковными делами здесь ведал протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский , предпочитавший идти навстречу духовным нуждам униатов и не подталкивавший их к присоединению к Православию. Галицкие земли в 1918-2005 гг. В 1918 г. Австро-Венгерская империя распалась. В 1918-1919 гг. на территории Галиции существовала Западноукраинская народная республика, до 1923 г. регион был ареной польско-укр.

http://pravenc.ru/text/161541.html

XVII в. перенесла туда свою деятельность (с этого времени братство именуется Свято-Духовским, см. Виленское православное Свято-Духовское братство ); др. их часть приняла униатство и осталась в Троицком мон-ре, монахи которого вскоре стали членами ордена василиан (базилиан), призванного вводить положения Брестской унии на практике. При Троицком мон-ре открылась василианская школа. К 1609 г. все виленские церкви и монастыри (в т. ч. кафедральный Успенский (Пречистенский) собор, Троицкий и Благовещенский жен. монастыри), а также имевший статус архимандритии трокский Рождество-Богородицкий монастырь были переданы под власть униат. митр. Ипатия Потея. Исключением стала Свято-Духовская ц. в Вильно и сложившийся при ней (не позже 1605) мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской мон-рь ), ставший главным оплотом Православия в Л. и Белоруссии. В свою очередь крупнейшим центром униатства был василианский Свято-Троицкий мон-рь (в Вильно), куда были перенесены святыни из переданных униатам церквей, в т. ч. из Никольской и Пятницкой и Пречистенского собора, который вместе с митрополичьим дворцом был одной из резиденций униат. митрополитов Киевских и всея Руси (наряду с Новогрудком и с XVIII в. Варшавой). В адм. отношении униат. приходы Л. образовывали митрополичью епархию униат. Церкви. Постепенно виленские правосл. храмы приходили в упадок, правосл. жители города, в т. ч. радцы (члены горсовета), терпели различные притеснения от католиков и униатов. В кон. XVI - нач. XVII в. число правосл. церквей и мон-рей в Л. существенно сократилось. Тем не менее церкви и мон-ри основывались в частных владениях (как, напр., Свято-Духовская ц., а затем и мон-рь). Кн. Богдан Огинский после того как в 1611 г. основал в своем имении Евье (ныне Вевис) издававшую правосл. книги типографию, восстановил находившийся там и пришедший в упадок Успенский муж. мон-рь, а в 1619 г. отдал его под начало Свято-Духовского мон-ря. Он же в 1610 г. в Кронях (ныне Круонис) близ Кошедар (ныне Кайшядорис) построил Троицкую ц., а в 1629 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

епископа митрополит получал право заведовать вакантной кафедрой или назначать для этого др. епископа. При вакации Киевской кафедры заведование ее делами поручалось Полоцкому архиепископу, пока Папский престол не назначит нового митрополита. Согласно 6-й гл., требованием к кандидату в епископы было обязательное монашество в ордене василиан и новициат в ордене не менее года и 6 недель. Тем самым Замойский Собор закреплял сложившуюся практику подготовки униат. епископата и определял место василиан в этом процессе. В соответствии с требованиями Тридентского Собора епископ должен был проживать в своей епархии (исключение делалось для униат. архиепископа Смоленского) и не реже чем раз в 2 года совершать визитации приходов. В епархиях учреждались должности официала, которому поручалось ведение канонических дел (напр., бракоразводных) и к-рого рекомендовалось избирать из числа белого духовенства (гл. 7), а также канцлера или письмоводителя для ведения и упорядочения дел (гл. 8). Священники были обязаны постоянно жить в приходах, отлучаться они могли не более чем на 3 недели с разрешения благочинного (гл. 10). Замойский Собор внес изменения в порядок взаимоотношений правящих униат. епископов и василиан (гл. 11). Все мон-ри, не входившие в орден и подчиненные епископам Владимиро-Волынской, Холмской, Львовской и Перемышльской епархий, должны были составить Русскую провинцию в ордене василиан, а Папский престол - назначить ее протоархимандрита. Основывать мон-рь можно было только с разрешения правящего епископа. С целью поднять образовательный уровень униат. духовенства Собор предписал открыть при каждом мон-ре, численность братии которого превышает 12 чел., школы для преподавания богословских предметов, а детей священников посылать во Львовскую коллегию (гл. 15). Деяния Замойского Собора одобрили рим. Конгрегация Собора (5 дек. 1722) и рим. Конгрегация пропаганды веры (1 марта 1723), однако по неизвестным причинам папа затягивал с их утверждением. К. вынужден был обратиться к папе Римскому Бенедикту XIII с просьбой об утверждении актов Собора, к-рое состоялось 19 июля 1724 г.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

Ф. 4648. Оп. 3. Д. 8. Л. 64-66). Высказывания К. об особом положении бывш. униатов в РПЦ вызывали неоднозначную реакцию в западноукр. епархиях РПЦ. Советские органы безопасности доносили о беспокойстве, к-рое выражал по этому вопросу новоназначенный на Львовскую кафедру архиеп. Макарий (Оксиюк) : «Костельник и его близкие понимают воссоединение своеобразно, то есть так, что униатская церковь остается обособленной от православной и входит с ней в соединение на бумаге» (Там же. С. 25). Нередко звучали обвинения К. в криптокатоличестве, однако у всех, близко знакомых с ним, истинная православность его убеждений не вызывала сомнений. Рассуждения об автономном статусе бывш. униат. приходов в РПЦ имели цель создать условия для их «мягкого» перехода в Православие через постепенное осознание заблуждений католиков в области вероучения и литургики. К. надеялся провести воссоединение греко-католиков с Православием так, чтобы максимально использовать потенциал униат. духовенства, как правило, имевшего хороший уровень образования и обладавшего высоким авторитетом среди приходского населения. Он стремился показать греко-католикам, что суть всех нестроений в унии коренится в догматических и проч. заблуждениях, перенятых ими от Римско-католической Церкви, отпавшей от истины, к-рую хранит в неповрежденном виде только Православие. Он старался уверить их в том, что культурные достижения униат. духовенства будут востребованы после их воссоединения и в правосл. Церкви, лишенной в годы безбожия возможности заниматься богословским образованием своих пастырей. Однако с этими соображениями К. не считались в НКГБ, и обращение униатов в Православие рассматривалось исключительно как политическая акция, к-рая должна была проходить по установленному властями сценарию. В нач. осени 1945 г. к Инициативной группе присоединилось уже более 800 униат. священников. К. в письме патриарху Алексию I отмечал, что большинство священников присоединились под нажимом со стороны гос-ва. 19 окт. К. подготовил «Проект к завершению акции Инициативной группы по воссоединению УГКЦ с РПЦ», в к-ром коснулся вопросов, связанных с завершением воссоединения униатов с Православием, предложил предварительный план работы предстоящего объединительного Собора и просил советские власти о содействии в его проведении.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Не рассчитывая законным путем выиграть дело и не получив ответа из К-поля, Д. решился на крайние меры. В 1696 г. он был рукоположен во диакона, затем во иерея неким епископом, якобы присланным К-польским патриархом. Затем Д. обратился с просьбой о епископской хиротонии к Сучавскому митрополиту, а после его отказа - к Мармарошскому еп. Иосифу (Стойке), местоблюстителю Белградской митрополии. Последний приехал в Луцк и 7 февр. 1702 г. совершил епископскую хиротонию Д. Архиерейство Д. не было признано ни в Москве, ни в правосл. Луцкой епархии. Несмотря на все эти обстоятельства, Д. с 1695 г. фактически управлял Луцкой кафедрой. Он вернул незаконно захваченные Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) Подгорецкий и Гощанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыри, в последнем попытался возобновить деятельность коллегии. По просьбе Д. кор. Август II передал ему овручский Успенский муж. монастырь под тем предлогом, что его архимандрит, униат Домарадзский, не был шляхтичем по происхождению и в соответствии с законами Речи Посполитой не мог занимать высшие церковные должности. Тем временем сторонники еп. Иосифа (Шумлянского) начали судебный процесс против Д., отказываясь подчиняться ему и подвергая сомнению законность получения ставленой королевской грамоты. В 1700 г. еп. Иосиф принял унию и использовал возможности католич. Церкви для борьбы с противником. Под давлением приближенных Август II по жалобе еп. Иосифа и архим. Домарадзского призвал Д. на надворный суд за то, что тот будто бы обманул кор. Яна Собеского и выпросил грамоты на те мон-ри, к-рые были уже обещаны др. людям. Д. ставилось в вину и то, что он вошел в сношения с российским резидентом и через него просил о покровительстве России для правосл. Церкви, что было расценено как предательство гос. интересов Речи Посполитой. В этих трудных обстоятельствах Д. согласился принять унию и был тайно присоединен к униат. Церкви Киевским митр. Львом Заленским во Владимире-Волынском 9 апр. 1702 г. (Конгрегацию пропаганды веры митрополит оповестил об этом событии 4 авг. того же года). Униат. Церковь незамедлительно признала епископский сан Д., объявив его брак со вдовой недействительным, т. к. он был разорван, а сведения о 2-м браке - недостоверными. Д. получил королевский универсал на Луцкую кафедру. После смерти еп. Иосифа (Шумлянского) 25 авг. 1708 г. администратор Киевской митрополии Винницкий передал ему в управление униат. приходы и мон-ри в Киевском воеводстве. В 1709 г. по просьбе Д. Конгрегация пропаганды веры разрешила 2 священникам-двоеженцам исполнять свои обязанности.

http://pravenc.ru/text/178376.html

После заключения Брестской унии 1596 г. К. м. официально стал униатским, правосл. братия была изгнана, а в монастырских постройках разместилась община базилиан . 3 июля 1621 г. возный Брестского воеводства Ждан Лясковский представил в суд заявление. Он отмечал, что в присутствии 2 шляхтичей, Григория Славенского и Ивана Лесковского, по требованию священника сгоревшей церкви К. м. он, возный, был 20 мая 1621 г. на месте пожара. Вместо церкви, корпусов и хозяйственных зданий Лясковский увидел пепелище, о чем и свидетельствовал. Во время пожара «до основания сгорела и церковь со звонницей» - древний храм, при к-ром была основана обитель (АВАК. Т. 3. 16. С. 26). Вскоре К. м. был восстановлен. В 1626 г. в обители проходил собор униат. епископов, к-рый начал латинизацию униат. Церкви. Собор был созван униат. митр. Иосифом Рутским и кор. Сигизмундом III. Однако неприятие этой идеи правосл. иерархией и Римской курией сделали невозможным примирение обеих сторон. В сент. 1626 г. в К. м. также проходило собрание греко-католич. клира под председательством митр. Иосифа Рутского (Энцыклапедыя. 1997. Т. 4. С. 221). Ок. 1643-1644 гг. от униатов К. м. пострадала братия правосл. брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря . Настоятель прмч. Афанасий (Филиппович) направил своих иноков в Купятицкий в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Но по дороге в Кобрин сторонники униат. архим. Павла Овлочинского схватили монахов, отняли у них коней и все имущество, поиздевались над священником и диаконом. В 1652 г. польск. кор. Ян II Казимир Ваза, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», предоставил ему Кобринскую архимандритию с согласия Пахомия Войно-Оранского, еп. Пинского, коадъютора Киевской митрополии и кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандритией с церковью, мон-рем, фольварками, селами, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и др. доходами. Подтверждая пожалование в 1669 г., польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий указал, что передает также Венедикту Глинскому «небольшую мельницу под Кобрином, над рекой Мухавцем, в так называемом урочище Лисовское, с правом ловить рыбу в Мухавце, но так, чтобы церковный невод ходил после замкового, и кроме того предоставляет ему право пользоваться десятою меркою с Кобринских мельниц» (АВАК. Т. 3. 34. С. 53-55).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010