В 1745 г. каменецкий консисторский суд вынес обвинение гусятинскому декану Стефану Лукашевичу за то, что тот ездил в Киев для покупки «схизматического» Евангелия. В 1760 г. униат. свящ. Иакову Стемпуровскому, служившему в мест. Гусятин, был сделан выговор за использование книг киевской печати. В 1753 г. указом Каменецкой консистории священник с. Чернокозинцы Афанасий был подвергнут полугодичному заключению в карцер. Вина униат. священника заключалась в том, что он послал сына на учебу в Киев, жену и дочерей отпускал для поклонения киевским святыням, разрешал прихожанам ежегодно ездить в паломничество в Киев. В нач. 20-х гг. XVIII в. униат. Львовский и Каменецкий еп. Афанасий Шептицкий отказывался выдавать униат. приходам Брацлавщины антиминсы, ссылаясь на то, что Львовские епископы со времени Иосифа (Шумлянского) не имеют над ними власти. 7 дек. 1720 г. в Замостье (ныне Замосць, Польша) Шептицкий опубликовал заявление с отказом от притязаний на Брацлавщину, ссылаясь на письмо Иосифа (Шумлянского) от 20 апр. 1694 г., в к-ром тот Брацлавскую, Винницкую, Немировскую, Чудновскую, Коростышевскую и Житомирскую протопопии «причислил к консистории митрополитанской». Однако уже в 1723 г. Шептицкий активно вмешивался в дела униатов вост. Подолья и провел в Баре собор с целью присоединения к унии остававшихся в Православии приходов. В 1729-1746 гг., когда Шептицкий был униатским Киевским митрополитом, шла интеграция приходов Брацлавщины и юж. Киевщины во Львовскую епархию, для них была создана общая консистория. В 1749 г. униат. Киевский митр. Флориан Гребницкий отправил папе отчет, в котором сообщил, что в Брацлавском воеводстве имеется 11 униат. деканатов и 498 храмов. Униат. приходами вост. Брацлавщины управлял официал Киевского митрополита, чья резиденция, как и резиденция митрополита, находилась в г. Радомышле. Существовал с перерывами также Брацлавский официалат («официальский уряд», в документах 1748-1762 обозначался как «Брацлавская епархия», «Брацлавская консистория митрополии»).

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) митр. Феодосий Ростоцкий отказался принести присягу на верность имп. Екатерине II и ее указом от 6 сент. 1795 г. был отстранен от управления униат. Церковью; в Российской империи были ликвидированы все униат. кафедры, кроме Полоцкой. Т. о., Л. фактически возглавил униат. Церковь в России, а также орден василиан, для управления к-рыми 19 янв. 1796 г. им была создана специальная консистория. Несмотря на протесты василиан, Папский престол ввиду сложных обстоятельств утвердил полномочия Л. в отношении ордена. С 1796 г. архиепископ совершал визитации василианских мон-рей, назначал их настоятелей. В 1796 г. с разрешения имп. Екатерины II Л. провел визитацию униат. приходов в укр. губерниях. В это время началось массовое присоединение униатов к правосл. Церкви, но часть униатов стала переходить в лат. обряд, что позволяло им оставаться в католич. Церкви. Однако Л. не одобрял переход униатов в лат. обряд. Он распространил среди униатского духовенства послание, в котором призвал не чинить препятствий в соединении с правосл. Церковью. Это вызвало недовольство части духовенства и мирян. 28 апр. 1798 г. имп. Павел I Петрович восстановил ранее упраздненные Луцкое и Брестское униат. еп-ства, сохранив полномочия Л. как главы униат. Церкви в Российской империи. Несмотря на обращения к императору с жалобой на бедственное положении униатов, архиепископу не удалось добиться положительных результатов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации, с т. зр. Л., было воссоединение Русской Православной и Римско-католической Церквей; с этими идеями Л. обращался к папе Римскому Пию VII (1800-1823) и просил его начать переговоры с имп. Павлом I, пользуясь благосклонностью императора к католицизму. В рамках подготовки проекта по воссоединению Церквей Л. усилил деятельность по приведению обрядов униат. Церкви в соответствие с визант. обрядом правосл. Церкви, удаляя из них все латинские элементы, что было негативно воспринято василианами и значительной частью униатского духовенства. Ввиду противостояния между василианами и Л. в 1802 г. была ликвидирована Белорусская пров. ордена, монастыри которой были подчинены протоархимандриту Литовской пров., однако в 1804 г. Л. удалось добиться решения правительства о подчинении мон-рей бывш. Белорусской пров. Полоцкому архиепископу.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Поддерживая его, сеймик шляхты Брацлавского воеводства в 1732 г. запретил землевладельцам Подолья принимать в имениях странствующих правосл. священнослужителей. Часть «волошских» монахов селилась в единственном действовавшем в кон. 30-х гг. XVIII в. правосл. монастыре Подолья - бершадском Преображенском, насельников которого в 1737 г., после смерти игум. Венедикта (Дашкевича), польск. власти разогнали, в 1744 г. мон-рь был окончательно закрыт униат. официалом Билинским. Конгрегации, созванные во всех униат. деканатах Подолья в 1736 г., оповестили клириков о недопустимости покупать церковные книги за границей и привозить их в Подолье. В условиях нормализации отношений России и Речи Посполитой правосл. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) , викарий Киевского митрополита, 26 авг. 1761 г. назначил Мелхиседека (Значко-Яворского) , настоятеля Матронинского (Мотронинского) во имя Св. Троицы монастыря , управляющим правосл. церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). В 1761-1765 гг. игум. Мелхиседек предпринимал путешествия по юж. Киевщине, к-рые имели резонанс в Подолье. При его участии в 1761 г. в Православие вернулись 22 униат. прихода Чигиринского староства со священниками, в 1762-1763 гг. движение за воссоединение охватило униат. приходы Смелянского и Жаботинского деканатов, несмотря на противодействие польск. властей, в 1764 г. в Православие вернулись общины в селах Телепин и Адамовка Чигиринского повета, всего же в 1764 г. к правосл. Церкви присоединились 7 униат. священников юж. Киевщины. В февр. 1766 г. игум. Мелхиседек распространял слух о том, что на сейме в Варшаве он выхлопотал новые «свободы и вольности» для православных (хотя фактически он получил в Варшаве грамоту, подтверждавшую прежние, существенно урезанные права православных). В результате в 1766-1767 гг. имели место первые попытки перехода в Православие униат. приходов Брацлавщины: из Николаевской ц. в Старом городе - предместье Винницы - прихожане удалили униат. свящ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

был проведен Собор униат. духовенства (см. Полоцкий Собор ), главными деяниями к-рого стали подписание соборного акта о воссоединении униат. Церкви с православной и составление соответствующего прошения на Высочайшее имя. Под соборным актом стояли 24 подписи, принадлежавшие всем 3 греко-католич. епископам (И., еп. Василию Лужинскому и еп. Антонию Зубко) и важнейшим начальствующим лицам униат. Церкви в России. Также к акту прилагались собственноручные «подписки» униат. духовенства (1305) о присоединении. 1 марта 1839 г. обер-прокурор Протасов представил эти документы императору, к-рый 25 марта утвердил постановление Синода о слиянии греко-униат. Церкви с правосл. Церковью. 30 марта члены Синода вручили И. грамоту к воссоединенным епископам с паствой, сопроводив это деяние торжественным лобзанием нового собрата. Одновременно с актом воссоединения И. был возведен в сан архиепископа, назначен правящим архиереем Литовской и Виленской епархии (6 апр. 1840) и председателем синодальной коллегии, переименованной из Греко-униатской в Белорусско-Литовскую. При этом его духовником оставался униат. священник, проживавший в Троицком мон-ре. Кампания не встретила сопротивления, за исключением отдельных районов Гродненщины и Белосточины; воссоединились более 1,5 млн униатов. Медленнее, чем на белорус. территориях, в 1839-1840 гг. процесс воссоединения проходил в 3 юго-западнорус. губерниях: Киевской, Волынской и Подольской, на ситуацию в к-рых не сразу обратили внимание духовные власти. В них к 1839 г. оставалось 38 униат. приходов и одновременно действовали десятки безместных униатских священников, при поддержке помещиков совершавших богослужения в римско-католич. храмах. Решительно воспротивились воссоединению, в частности, безместные священники - родственники И.: его дядя по матери свящ. Андрей Иванович, проживавший в с. Бугаёвка Таращанского у. Киевской губ., и находившийся при нем родной брат архиерея свящ. Иоанн Семашко. В письме от 1 июля 1840 г. свящ. Иоанн Семашко заявлял И.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Церкви. В апр. 1693 г. он провел епархиальный собор, постановления к-рого в 1694 г. были опубликованы на польском языке под заголовком «Устав церковного управления». Их лат. перевод епископ направил в Рим для утверждения папой. 26 окт. 1693 г. скончался глава униат. Церкви в Речи Посполитой митр. Киприан Жоховский . Папский нунций в Речи Посполитой А. Санта-Кроче назначил администратором (временным управляющим) униат. Киевской митрополии Владимиро-Волынского и Брестского еп. Льва Заленского , что подтвердил указом кор. Ян III Собеский. Зимой-весной 1694 г. Л. Заленский на правах администратора совершил визитацию униат. Киевской митрополии и епархий униат. Церкви в Речи Посполитой; в Полоцке, Новогрудке и Минске провел местные соборы духовенства. По итогам визитации папе был отправлен отчет с описанием плачевного состояния земельных владений униат. Киевской митрополии по причине ее материального оскудения. В апр. 1694 г. синод архиереев Киевской митрополии избрал Л. Заленского новым главой униат. Церкви в Речи Посполитой. 22 сент. 1695 г. И. утвердил его в должности Киевского митрополита униат. Церкви. Папа способствовал урегулированию конфликта между митр. Львом Заленским и Пинским еп. Маркианом Билозором. Оставив Владимиро-Волынское еп-ство под управлением митрополита, папа обязал уступить Полоцкое еп-ство М. Билозору. 1 окт. 1696 г. М. Билозор направил в Конгрегацию пропаганды веры жалобу на Л. Заленского, к-рый продолжал управлять Полоцким еп-ством, не считаясь с папским решением. В апр. 1697 г. М. Билозор был официально утвержден И. архиепископом Полоцким и Витебским. При И. окончательно решился вопрос о присоединении к униатской Церкви правосл. Львовской епархии. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , тайно перешедший в унию в 1677 г. и подтвердивший свое решение в 1681 г., долгое время открыто не объявлял об этом, опасаясь реакции противников унии (на епархиальном соборе во Львове в дек. 1694 большинство участников высказались против унии). Лишь в 1699 г. епископ под давлением властей Речи Посполитой согласился объявить о переходе в унию, и 6 июня 1700 г.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Это будущее украинское государство средних размеров после церковной катастрофы при советской власти, почем знать – может явиться достаточно подготовленным для восприятия унии, которую нужно укрепить и наново оборудовать после разгрома ее в Восточной Галиции. Оставшийся вне Галиции единственный униатский епископ Иван Бучка оказался в Европе. Перед самой войной он по поручению митрополита А.Шептицкого был послан на визитацию украинских греко-католиков в США, в Канаде и Южной Америке. Он возвратился после войны в Рим и был сделан апостолическим визитатором в Западной Европе для униатов в Германии, каковыми оказались униаты исключительно из Восточной Галиции. По статистике украинского информационного бюро, среди украинской эмиграции в американской зоне оккупированной Германии, числится 68,6% униатов, православных 30,4%. В британской зоне 65% униатов и 35% православных. Таким образом, превалирующим исповеданием явилось исповедание униатское, ликвидированное в Галиции, и теперь в эмиграции униаты считают Православие орудием советской политики. В Америке униатская церковь особого значения не имела. Основателями униатской церкви в Америке явилась карпато-русская эмиграция, которая после 1880 года, в связи с насилием венгерской власти, стала покидать Карпатскую Русь, в особенности из Мукачевской и Пряшевской епархий. В Америке карпатороссы организуют свою епархию. К ним присоединяются прибывающие униаты из Галиции. В 1907 году в Америку униатским епископом был назначен Сотер Ортинский, которой пытался объединить карпатороссов и галичан. Из этого ничего не вышло, так как карпатороссы были русофильского настроения и вообще имели наклонность к Православию. В результате произошел раскол между галичанами и карпатороссами, и 10 000 карпатороссов перешло в Православие. В 1916 году епископ Сотер Ортинский умер, и для Рима было ясно, что эти две группы карпатороссов – сторонников России и галичан – врагов России – необходимо разъединить. В 1924 году были назначены отдельные епископы: К.Богачевский – епископом галичан с центром в Пенсильвании в Мингале и Василий Такач – с центром епархии в Филадельфии. Несмотря на то, что Василий Такач у себя на родине поддерживал тесные связи с католическими духовными властями, он, сделавшись епископом тех униатов, которых в Америке называли «русинами», под давлением своей паствы отделился от галичан. Карпатороссы и до сего времени, по словам украинской газеты, «и слышать не хотят заверений о том, что они украинцы». Епископ В.Такач умирает в мае текущего года. На место его епископом назначен Данило, посвященный еще в 1946 году. На будущее галицийские националисты смотрят без особых надежд.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Патриаршим указом от 6 апр. 1946 г., ко дню Пасхи М. был удостоен сана архиепископа «за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью». Униат. кафедральный собор св. Георгия во Львове перешел в ведение М. По рекомендации Совета по делам РПЦ правосл. епископу Львова были переданы митрополичьи покои униат. первоиерарха Андрея Шептицкого . Здесь должны были размещаться резиденция М., епархиальное управление и богословско-пастырские курсы, к-рые так и не были открыты. К кон. 1947 г., по данным М., в Православие перешли 1124 униат. священника. Не перешли и остались на свободе 74 (им было отказано в регистрации и запрещено служить), остальные были постепенно арестованы или высланы (на 1 марта 1947 190 чел. из числа духовенства и 135 из мирян). В 1945 г. во Львовской обл. числилось 44 греко-католических мон-ря, к-рые представляли основную оппозицию присоединению к правосл. Церкви и были закрыты. Многие формально воссоединившиеся продолжали на богослужениях поминать папу Римского и служить по греко-католическим Служебникам. С одной стороны, они опасались арестов, с другой - мести «партизан»: к авг. 1946 г. относится ультиматум подпольных униат. деятелей к перешедшему в Православие духовенству с требованием публично отречься от своего «отступничества». С 3 июня 1948 по 17 марта 1950 г. М. было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией с титулом «архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский». Этот период после убийства 1 нояб. 1947 г., по предположениям - органами МГБ УССР, греко-католического еп. Мукачевского Теодора Ромжи был отмечен в Закарпатье судебными преследованиями униат. духовенства, обвиненного в коллаборационизме. М. проводил работу среди низового униат. духовенства с целью их отказа от унии. 27-28 авг. 1949 г., в дни празднования Успения Пресв. Богородицы, в бывш. василианском мон-ре на Чернечьей горе в Мукачеве было провозглашено прекращение церковной унии закарпатского духовенства с Римом. «Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью» 18 авг. 1949 г. патриарх наградил М. правом ношения креста на клобуке. Официально к 1949 г. на территории СССР греко-католич. Церковь и все ее административные органы были ликвидированы. Гос-во конфисковало ее имущество и частично передало его в пользование правосл. епархиям. Административно-репрессивные методы воссоединения униатов с РПЦ в целом отрицательно сказались на отношении к правосл. Церкви населения Зап. Украины.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Униатский митр. Ипатий Потей (1599-1613) ввел в своей епархии должность официала, к-рая ограничила прерогативы капитула. В Вильно местные «крилошане» вместе со Свято-Троицким братством оказывали сопротивление митрополиту, но силы были неравными, поскольку польск. кор. Сигизмунд III Ваза утверждал любые прошения униат. митрополита. При митр. Иосифе Рутском (1613-1637) духовный суд в епархиях перешел под власть официала, однако в т. н. консисторский суд обязательно должны были войти члены капитулов (напр., в Бресте суд назывался «судом духовным брестского капитула»). Вслед. церковных реформ в униат. церкви капитул как самостоятельный орган епархиального управления существует номинально (как правило, капитулы упом. в связи со смертью епископов). Т. о., в униат. церкви усилилась власть епископов и епископских чиновников, а также мон-рей ( василиан ). Во 2-й пол. XVII в. униат. митрополиты продолжают линию на урезание прав капитулов. Так, митр. Гавриил Коленда (1655-1674) обратился к королю с просьбой о передаче ему прав управления вакантными кафедрами, т. е. опеки над церковными бенефициями, чем ранее заведовали капитулы. Кор. Ян II Казимир 19 апр. 1668 г. своим привилеем предоставил митрополиту такое право, в дальнейшем этот привилей подтверждался его преемниками. Основные обязанности капитула сводились теперь к проведению богослужений. Во Львовской епархии в нач. XVIII в., при еп. Иосифе (Шумлянском) , функции епархиального капитула постепенно перешли к владычному двору и генеральной консистории при кафедре. Начиная с 60-х гг. XVIII в. униат. митрополиты стремились устранить василиан от управления и вернуть прерогативы (прежде всего функцию управления вакантными кафедрами) капитула. Попытки возрождения традиции как на епархиальном, так и на архиерейском уровне были в целом безуспешными. Возобновление униат. капитулов было начато в кон. XVIII в. Еп. Лев Шептицкий утвердил «капитулу» 3 кафедральных храмов - львовского, галицкого и каменецкого, во главе к-рых находился архипресвитер, резиденция которого находилась во Львове. Однако вслед. сопротивления василиан и католиков (в частности, еп. Вацлава (Сераковского)) решение вопроса было перенесено в Рим, и «крилосная» орг-ция была ликвидирована.

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Ч. 1. Т. 1. С. 528). Т. о., выдубицкие монахи не приняли унии и оставили мон-рь. В постройках К. В. м. разместилась офиц. резиденция наместников Киевского униат. митрополита, а в кельях - жен. община: в 1600 г. здесь проживало ок. 10 монахинь во главе с Устиньей (Пам " ятки: [Археогр. щоричник]. К., 2001. Т. 3: Apxib Украïнськоï Церкви. Вип. 1. С. 289-290, 331). В 1605 г. мон-рь вновь стал мужским, игуменом был Иоасаф (Быковский), ставленник униат. митр. Ипатия Потея (НБУВ ИР. Ф. II. Ед. 6413-6576. Л. 57-57 об.). 22 янв. 1610 г. выдубицким настоятелем и наместником униат. митрополита в Киеве (Софии Киевской) стал Антоний (Грекович), прибывший в обитель 21 февр. К тому времени алтарная стена Михайловского храма рухнула в Днепр. Игум. Антоний пристроил деревянную алтарную часть к обрушившемуся храму, оштукатурил и побелил ее. К авг. 1612 г. церковь уже действовала. Игумен-униат постоянно получал угрозы от казаков. Из его жалоб в суд видно, что в К. В. м. проживали лишь немногочисленные слуги самого Антония. 23 февр. 1618 г. запорожские казаки утопили Антония (Грековича) в Днепре рядом с мон-рем, а саму обитель разграбили. Впосл. униат. игуменами были Исаакий (1618-1628) и Евстафий (Пешковский; 1628-1635). Немногочисленная братия жила за счет переправы через Днепр, собственность на которую мон-рю 24 авг. 1628 г. подтвердил польск. кор. Сигизмунд III с условием, что доходы будут использованы только на благоустройство подчиненной униат. митрополиту обители. 15 июня 1629 г. по приказу печерского архим. св. Петра (Могилы) паром был сожжен, перевозчики избиты. В 1635 г. по требованию православных вместо К. В. м. униатам был передан Борисоглебский мон-рь. Киевский митр. Петр (Могила) совершил новое освящение обители и храма. В 1640 г. он обращался к царю Михаилу Феодоровичу , прося средств на возобновление в камне алтарной стены собора (АЮЗР. Т. 3. 18. С. 28). Сам митр. Петр передал в К. В. м. Служебник Печерской типографии (23 нояб. 1636), подписные серебряный потир и лжицу (13 янв.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010