клирики-униаты, заподозренные в нелояльности. На Волыни 4 униат. священника были казнены по обвинению в подготовке бунта, десятки священнослужителей арестованы. В Подолье были арестованы униатские священники Стопневич (с. Збрыж), Павел Котельский (мест. Лянцкорунь), Онуфрий Горецкий (с. Монастырок), Иоанн Прокопович (с. Карабчиевка), Иосиф Махневич (с. Карповцы), Иоанн Кобрицкий (с. Шумовцы). В пограничной с Россией полосе Брацлавского воеводства власти выявили 3 правосл. иереев: настоятеля церкви в мест. Чечельник прот. Луку Романовского, свящ. Павла Зволинского (с. Юрковка) и свящ. Петра (с. Богачовка). Эти священнослужители согласились принести присягу на верность польск. властям. 26 монахов правосл. бершадского Преображенского мон-ря отказались это сделать, за что были выдворены из Речи Посполитой, а обитель подверглась разорению. В кон. 1789 г. по обвинению в подготовке бунта были арестованы правосл. священники из мест. Литин Петр и Симеон Коропачинские и свящ. Иоанн Делимерко из Рашкова. По-видимому, судебный процесс являлся формой принуждения к унии. Подтверждением этого предположения является судебное дело против православного священнослужителя, возбужденное в мае 1789 г. Дворянин В. Прилуский сообщил в Брацлавскую чрезвычайную комиссию по порядку со ссылкой на донос униат. священника о том, что правосл. свящ. Василий из с. Купчинцы-Дашевские подстрекает крестьян к бунту. Комиссия начала дело против священника, закончившееся тем, что свящ. Василий вынужден был принять унию. Прилуский известил об этом комиссию 18 мая 1789 г., отметив, что теперь никаких подозрений в адрес свящ. Василия нет. Униат. Львовский и Каменецкий еп. Белянский поддержал действия Подольской чрезвычайной комиссии по порядку и с этой целью приезжал в Каменец. 7 июня 1789 г. в Каменце прошло собрание униат. депутатов и «деканов из-за границы» для разработки устава епархии. Устав («конституция Каменецкого собора») запретил униат. духовенству иметь контакты с зарубежными клириками, выдвинул требование полной лояльности к властям.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

29 янв. 1915 г. Синод заслушал рапорт архиеп. Евлогия о присоединении к Православию 52 греко-католических приходов. В этом рапорте архиерей просил создать еще 2 благочиннических округа, предлагал для замещения приходских мест открыть в Галиции 110 штатных священнических и псаломщических вакансий при 11 уездных соборных храмах (по 10 вакансий при каждом) и содержать их на средства из местных доходов. Вскоре после этого было образовано отдельное Галицийское духовное управление, ставшее фактически аналогом епархиального управления. Для лучшего понимания ситуации в Галиции туда указом Синода от 26 янв. 1915 г. был командирован видный специалист по церковной истории Галиции и униат. богослужебным традициям проф. СПДА П. Н. Жукович . В февр. 1915 г. по согласованию с греко-католич. Львовским митрополичьим ординариатом православным были переданы Успенский Братский храм при Ставропигийском ин-те, где был обустроен т. н. Волошский Архиерейский дом (по названию ул. Волошской в старой части Львова), и Преображенский храм при Русском народном ин-те, настоятелем которого был перешедший из унии в Православие свящ. Иоанн Давидович, а после его отъезда в Россию - бывш. викарий униат. прихода свящ. Иосиф Тягнибок. Также в совместном пользовании православных и униатов в течение весны и нач. лета 1915 г. находился Анно-Зачатьевский храм на Стрыйском предместье Львова, бывший под попечительством пророссийского Русского народного дома. Кроме 3 храмов во Львове официально были оформлены в ведении архиеп. Евлогия и получали жалованье из средств Синода 60 бывш. униат. приходов, в большинстве случаев во главе со священниками. Сведения о том, что всего на занятой рус. войсками территории Галиции из 1874 униат. приходов в Православие перешел 81 приход, представляются завышенными, т. к. учитывали в т. ч. случаи перехода церковных общин в юрисдикцию архиеп. Евлогия в связи с высылкой униатских настоятелей вглубь России. 12 марта 1915 г. в Петроград прибыли делегаты от бывш. униат. клириков Галиции, перешедших в Православие: священники Владимир Илевич и Иосиф Тягнибок (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В апр. 1694 г. З. подготовил и провел синод епископов униат. Церкви в Речи Посполитой, на к-ром он был избран митрополитом Киевским и Галицким, 22 сент. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII утвердил это избрание. Под управлением нового митрополита осталась Владимиро-Волынская епархия, до апр. 1697 г. З. продолжал удерживать за собой также Полоцкое архиеп-ство вопреки протестам назначенного на эту кафедру Пинского еп. Маркиана Билозора. 15 апр. 1696 г. З. принес присягу как униат. митрополит Киевский и Галицкий. В отличие от своего предшественника митр. К. Жоховского З. в целом имел ровные и бесконфликтные отношения с орденом василиан, соглашаясь с его влиянием в униат. Церкви. 26 авг. 1698 г. митрополит принял требование василиан впредь назначать епископов исключительно из числа членов ордена. Во время пребывания З. во главе униат. Церкви ее активность по насаждению унии в Речи Посполитой значительно усилилась. Польск. власти стремились ликвидировать правосл. епархии, дабы не допустить церковной зависимости правосл. подданных от Московского Патриархата, в состав к-рого в 1685 г. вошла правосл. Киевская митрополия. Распространение унии зачастую осуществлялось насильственными мерами. Напр., ок. 1698 г. при помощи отрядов польск. армии З. захватил правосл. мон-ри в Зимно и Низкиничах на Волыни, часть насельников этих обителей была убита, оставшиеся в живых монахи были принуждены к принятию унии. При З. состоялся переход в унию Львовской и Луцкой правосл. епархий. Еще в 1677 г. правосл. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) тайно перешел в унию, а в 1681 г. он и Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий) договорились с кор. Яном Собеским и униат. митр. К. Жоховским относительно присоединения к унии их епархий. В 1691 г. в унию перешел еп. Иннокентий и возглавляемая им Перемышльско-Самборская епархия, однако открытый переход еп. Иосифа и возглавляемой им Львовской епархии был отложен. По требованию кор. Яна Собеского и папского нунция Санта-Кроче в дек. 1694 г. еп. Иосиф (Шумлянский) собрал во Львове епархиальный Собор, на к-ром большинство участников выступили против унии, несмотря на давление, оказанное на них правящим епископом, коронным гетманом С.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Л. е. стала центром правосл. книгопечатания. Кроме Дерманской и Острожской типографий работали передвижные (странствующие) типографии. Так, в 1618 г. в Почаевском мон-ре Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) издал «Зерцало богословия». Следующее его произведение - «Евангелие учительное» вышло в 1619 г. в Рохманове. В 1625 г. в Четвертне, родовом имении князей Четвертинских, Павел Домжив-Люткович вместе с Сильвестром издал Псалтирь, в 1628 г. в Луцке - «Лямент по отцу Иоанну Василевичу», в 1629 г.- сочинение Степана Полумерковича «Елпикидион, албо Стихи жалобния на погребение Василисы Яцковни». В 1629 г. Павел Домжив-Люткович напечатал Часослов и перевод произведения Станислава Остатки «Диалог, или Разговор мужа больного или умирающего с духом». В 1638 г. в Кременце вышли 2 книги: еп. Афанасия (Пузыны) «Синод...» и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова). В передвижной типографии Луцкого братства в 1640 г. были опубликованы «Апостолы и Евангелия» - перепечатка более раннего издания Павла Домжива-Лютковича и Сильвестра. Луцкая униатская епархия в 1596-1828 гг. Первыми униат. Луцкими и Острожскими епископами были: Кирилл Терлецкий (1596-1607), Евстафий Ело-Малинский (1607-1621), Иеремия Почаповский (1621-1637), Никифор Лисовский (1637-1651), Прокопий Хмелевский (1651-1664) (последние 2 - как администраторы). Сразу после назначения Ело-Малинского его епископские полномочия были оспорены на луцком сеймике в сент. 1607 г. Споры о каноничности его поставления, в к-рых участвовали униат. Киевский митрополит, Рим и польск. власти, продолжались до весны 1609 г. Епископ лично участвовал в захвате правосл. храмов в Луцке: в сент. 1615 г. он ворвался с вооруженным отрядом в Димитриевский храм и избил свящ. Моисея Илковича-Соловицкого. Во время пребывания Ело-Малинского на Луцкой кафедре проходили судебные процессы из-за церковных имений: до 1610 г. епископ судился с кафедральным клиросом и шляхтой. Разгорелась борьба между униатами и православными за Жидичинский мон-рь, которым ранее управляли правосл. Львовские епископы. На следующий год после смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) мон-рь перешел под власть униатов: сначала архим. Никодима (Мокосия-Шибинского), в 1626 г.- Иосифа (Мокосия-Баковецкого), при к-рых монастырские имения были расхищены. В мемориале униат. митр. Рутского в нач. 20-х гг. XVII в. отмечено, что униат. Л. е. обнищала. Однако она приносила митрополиту доход: в 1626 г. еп. И. Почаповский обязался ежегодно платить митрополиту 800 злотых. По соглашению 1629 г. из доходов Л. е. полагалось выплатить немалую сумму на основание униат. семинарии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Вскоре после восстановления независимости Польши, в дек. 1918 г., в Холм был направлен номинированный 9 нояб. 1918 г. викарный Холмский епископ католич. Люблинского диоцеза Адольф Юзеф Еловицкий (рукоположен во епископский сан 23 марта 1919), на к-рого была возложена обязанность добиваться от властей передачи римо-католикам холмского собора и прилегающих к нему зданий бывш. мон-ря василиан, униат. семинарии и консистории. 26 мая 1919 г. римско-католический еп. Люблинский Мариан Леон Фульман освятил бывш. униат. и правосл. собор на Даниловой горе в Холме как римско-католич. костел Пресв. Девы. Глава Польского гос-ва Ю. Пилсудский поддержал захват собора. Из др. церковных зданий на Даниловой горе римо-католикам был передан только бывш. дворец Холмских униат. епископов, остальные «поуниатские» здания (семинария, мон-рь василиан и др.) были оставлены в собственности государства. После того как советские войска заняли Холм, Еловицкий покинул город, был лишен полномочий викария, а Холмская кафедра больше не замещалась. В бывш. дворце униат. епископов в 1920 г. открылся мон-рь иезуитов (закрыт в 1931), в их ведение перешел и кафедральный собор; в 1921 г. при мон-ре была основана Малая семинария Люблинского диоцеза (переведена в Ленчицу в 1931), использовавшаяся поляками гл. обр. для подготовки «светских миссионеров» и «реколлекционистов», работавших среди правосл. населения, в т. ч. бывш. униатов. Развернувшаяся в Люблинском воеводстве кампания по ревиндикации (передаче римо-католикам бывш. униат. церквей) стала одним из инструментов полонизации местного укр. населения; чтобы снять межнациональную напряженность, польские власти сначала пресекали неконтролируемую ревиндикацию, которую в 1918-1919 гг. еп. М. Фульман особенно активно осуществлял в Хелмском, Красноставском и Билгорайском повятах. В июле 1919 г. польск. министр вероисповеданий и образования Я. Лукашевич добился от Фульмана временного прекращения ревиндикации и согласия на легализацию в Люблинском воеводстве 29 православных приходов. Очевидно, до кон. 1919 г. этими общинами управлял Белостокский еп. Владимир.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Булгак и еп. Жарский, последние противники воссоединения из числа униат. иерархов. 2 марта 1838 г. И. был назначен председателем Греко-униатской коллегии. В этих условиях 1 дек. 1838 г. он подал на имя обер-прокурора Синода Протасова записку «О способах порешить окончательно воссоединение Униатов с Православной Церковью», в к-рой высказался о необходимости безотлагательного разрыва унии через непосредственное подчинение греко-католиков Синоду. За этим должно было последовать постепенное исключение из богослужения поминания имени папы и Filioque из Символа веры. По мере приготовления униаты целыми приходами и благочиниями должны были входить в состав правосл. Церкви. Идею Собора униат. духовенства И. полагал излишней, а учитывая обстановку в крае и зависимое от польск. землевладельцев положение священников и крестьян-униатов, даже вредной. Протасов передал записку свт. Филарету (Дроздову) и митр. Киевскому свт. Филарету (Амфитеатрову) , которые письменно выразили принципиальное согласие на скорейшее воссоединение униатов с правосл. Церковью. Однако Московский свт. Филарет видел опасность в проекте И., т. к. еще 421 униат. священник и 172 монаха не дали «подписки» о присоединении. По его мнению, они могли спровоцировать волнения в крае и правительству пришлось бы подавлять их силой. Исходя из этого, Московский святитель предложил свой план, в котором, согласно правосл. экклезиологии, упор делался на соборном обращении униат. иерархии к Синоду с просьбой о присоединении. При этом бывшие униаты должны были сохранить те «обычаи и привычки», к-рые не противоречили правосл. вероучению ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1885. Т. 2. С. 446-451). На заседаниях Секретного комитета по униат. делам 22 и 26 дек. 1838 г. был принят план свт. Филарета (РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 416. Л. 18 об.- 19). По убеждению И., этот план мог спровоцировать появление упорствующих священников и монахов, а их поведение повлияло бы на собратьев. 12 февр. 1839 г. в Полоцке под председательством И.

http://pravenc.ru/text/578547.html

А. А. Турилов Часть архивов мон-ря и протоигумена василианского ордена в 20-х гг. XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей. В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении жировичскому провинциалу находилось 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежало 376 крепостных. В Жировичах монастырь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел. В 20-х гг. XIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 муз. инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др. В 30-х гг. XIX в. началось «очищение» вост. обряда униатов от католич. наслоений, в храмах Ж. м., как и в храмах всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину правосл. Церкви. 12 февр. 1839 г. Собор униат. духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литовских униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко) , архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской ц. и прот. Плакид Янковский в приписанной к Ж. м. кладбищенской Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/182311.html

В 1724 г. по благословению униат. Львовско-Каменецкого еп. Афанасия Шептицкого взамен Троицкого братства в Каменце было организовано Покровское братство, также было создано униат. братство при каменецкой Георгиевской ц. на Польских фольварках. Значительная часть духовенства Каменецкого и Гусятинского деканатов Львовско-Каменецкой епархии сопротивлялась переходу в унию, о чем в 1703 г. писал правосл. каменецкий декан Кирилл (Шумлянский) , жаловавшийся на вмешательство шляхты в церковные дела. Униаты не пользовались уважением польск. магнатов. В 1703 г. толпа шляхтичей напала на еп. Иосифа (Шумлянского) в его доме в Каменце. Впосл. римско-католич. духовенство Подолья неоднократно конфликтовало с униат. духовенством. В 1756 г. римско-католич. Каменецкий еп. Николай Дембовский говорил, что все униаты «либо открытые схизматики, либо подозреваются в схизме». Униатских священников наказывали за несоблюдение решений Замойского собора 1720 г., постановившего латинизировать униат. Церковь. Униат. священники зап. Подолья не принимали догмат о Filioque, отказывались признавать римско-католич. праздники Тела Христова, Сердца Иисуса и др. К нач. XVIII в. зап. Подолье полностью приняло унию. В вост. Подолье (на Брацлавщине) и в юж. Киевщине этот процесс активно шел на рубеже 10-х и 20-х гг. XVIII в., после переселения казаков с Брацлавщины на Левобережную Украину и упразднения Брацлавского полка. Но и в условиях гонений в отдельных районах Подолья строились правосл. храмы. Так, по благословению Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) игум. Маньковского мон-ря Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. по благословению еп. Кирилла была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. Несмотря на переход в унию, мн. священники как на востоке, так и на западе Подолья отвергали католич. догматы, ездили в паломнические поездки в Киев, поддерживали контакты с правосл. священниками Левобережной Украины, отправляли сыновей на учебу в правосл. учебные заведения Киева.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими ( Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874). Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию. Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» ( Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010