После первого раздела Польши (1773) постепенно поднимается обратная волна. Сначала Подолия, потом Литва (1839) и наконец Холмщина — потянулись к своему исконному родному православию. А в 1875 году православные приходы Холмщины уже подали императору Александру II петицию о воссоединении с Православной Церковью. При воссоединении допущено было много ошибок. Не посчитались с народной душой. Вмешалась администрация: губернаторы, полиция… стали народ загонять в православие. Многие приходы переходили фиктивно; появились так называемые «упорствующие» — лишь на бумаге православные люди, а по существу те же униаты. В условиях фиктивного воссоединения с Православной Церковью они лишь дичали, тянулись к католическому зарубежью, а с местными православными духовными властями ладили путем хитрых уловок. Иногда из Галиции перебегали к ним униатские священники и тайно, по ночам, их «окормляли». Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие — как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии — как дальнейшее наслоение, заглушавшее первоначальную стихию народной жизни и изломавшее душу народа, его язык, быт и весь уклад. Население Холмщины — прекрасный народ, с сильным религиозным чувством, но, как я уже сказал, с изломанной душой: сначала (в XVI–XVII вв.) насильно загоняли его в унию, потом в 1875 году он возвратился к старому прадедовскому православию. К сожалению, наше духовенство не всегда отличалось умением поставить на должную высоту задачи миссионерства. Первый после унии Варшавский митрополит Иоанникий, прямолинейный митрополит Леонтий, викарий его Маркел Пепель (бывший галичанин–униат) и, наконец, епископ Флавиан, впоследствии митрополит Киевский, — очень ревновали о чистоте православного обряда, но не всегда такая ревность была уместна. Правда, униаты исковеркали наше богослужение и обряды настолько, что еще десяток–другой лет — и от их первоначальных форм не осталось бы и следа. Правительство в лице графа Милютина и князя Черкасского вовремя спохватилось. Но нужна была широкая терпимость, отличающая важное от второстепенного, дабы понапрасну не возникало серьезных конфликтов. Примером подобного рода столкновений может служить распря из–за направления крестных ходов: православные из униатов ходили слева направо («посолонь»), а наши — справа налево; обе волны сталкивались, — дело доходило до жестоких схваток, до драк крестами… Тогда начальство запретило крестные ходы вообще. В народе подняли ропот: как быть без крестных ходов, у католиков они есть, а нам не позволяют… и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Часть униат. приходов Брацлавщины вошла в Каменецкий официалат (обозначавшийся в 1735-1741 как «Каменецкая епархия»); в период конфликтов между Львовским епископом и Киевским митрополитом в Каменецкий официалат входили Рашковская, Красненская и др. протопопии. В 50-60-х гг. XVIII в. за контроль над униат. приходами Брацлавщины велась борьба между Львовским еп. Львом Шептицким, к-рый поддерживал пророссийскую Радомскую конфедерацию, и Киевским митр. Фелицианом Филиппом Володковичем - сторонником Барской конфедерации. Конфликт закончился победой Шептицкого: в 1762 г. папа утвердил его коадъютором Володковича. В 1764 г. приходы вост. Брацлавщины были переданы во временное управление Холмскому еп. Максимилиану Рыло. В 1769 г. Володкович бежал в Пруссию, в сент. 1773 г. большая часть униат. приходов и церковных владений Брацлавщины официально перешла в ведение Львовского епископа, ему же подчинились униат. протопопии Киевщины, граничившие с Брацлавщиной: Корсунская, Смелянская, Тетиевская и др. В 1765 г. в г. Умань, на границе Брацлавщины и Киевщины, был основан униат. Рождество-Богородицкий муж. мон-рь, ставший крупным центром пропаганды унии. При Шаргородском, Барском, Винницком и Уманском униат. монастырях действовали школы. При поддержке польск. магнатов открывались униат. мон-ри: Галайковский (в с. Галайковцы, упом. в 1741), Черноостровский (в с. Чёрный Остров, упом. в 1770), Паволочский (в мест. Паволочь, упом. в 1770), Ляховецкий (ныне Белогорье Хмельницкой обл., упом. в 1770). Однако эти обители просуществовали недолго. Мн. униат. обители занимались виноторговлей: василианский Свято-Троицкий муж. мон-рь близ мест. Сатанов (ныне Хмельницкой обл.) в 60-х гг. XVIII в. производил и продавал водку, «бровар», пивоварню имел василианский Головчинский в честь Преображения Господня мон-рь (в совр. с. Головчинцы Хмельницкой обл.). Для искоренения следов Православия на вост. Брацлавщине униаты применяли следующую тактику: вскоре после перевода православного прихода в унию приходскую церковь под предлогом ветхости разбирали и строили на новом месте храм в униат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

1918 г. униат. свящ. Михаил Кот по согласованию с Боцяном и Шептицким основал униат. приход в Бресте. Деятельность греко-католич. клирика вызвала недовольство польск. властей, оккупировавших регион. 20 февр. 1919 г. Кот был арестован и вывезен в Варшаву; во Львов он вернулся в нач. 1920 г. Конфликты между католиками лат. обряда и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у. и губ., где в апр. 1918 г. униат. свящ. Волянский по благословению Шептицкого пытался организовать приход при местной церкви, а также в городах Бела (польск. Бяла-Подляска) и Влодава, а также в г. Щебжешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замойского у. (с нояб. 1918 Замойского повята). Католич. власти обвиняли приезжих униатов в проукр. и антипольск. пропаганде. Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г. Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г. После провозглашения независимости Польши униаты были вынуждены договариваться с католич. иерархами. В нояб. 1918 г. Шептицкий послал в Люблин униат. священников Матфея Хоманя и Василия Кирилюка, к-рые обратились к католич. еп. Мариану Леону Фульману (1918-1945) за разрешением служить в пустующих бывш. униатских храмах. В просьбе им было отказано. В янв. 1919 г. Шептицкий в письме Фульману напомнил, что в 1914 г. папа Римский Пий Х предоставил ему особые полномочия по управлению униат. приходами бывших Луцкого и Холмского униат. епископств. В февр. 1919 г. Фульман обратился в Римскую курию с просьбой предоставить официальное подтверждение полномочий Шептицкого от папы Римского Бенедикта XV (1914-1922). Такого подтверждения предоставлено не было. В авг. 1919 г. рим. Конгрегация по делам Вост. Церквей после консультаций с польскими властями официально признала, что власть униатского митр. А. Шептицкого может распространяться только на Галицкую униатскую митрополию, территориально совпадавшую с Львовским католическим архиеп-ством. В янв. 1920 г. Луцкий униат. еп. И. Боцян обратился к властям Волынского воеводства с просьбой допустить его в Луцк, но получил отказ.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Одной из важнейших мер, направленных на ослабление влияния католицизма, было объединение униатской и православной Церквей в 1839 г. Согласно Брестской унии 1596 г., правосл. Церковь Украины и Белоруссии признавала основные догматы и обряды католич. Церкви, а также считала своим главой папу Римского, но с сохранением богослужения на слав. языке и обрядов правосл. Церкви. После разделов Речи Посполитой униат. Церковь была подчинена Римско-католич. коллегии в С.-Петербурге, а с 1828 г.- Греко-униат. духовной коллегии. С нач. 30-х гг. XIX в. правительство принимало меры, направленные на поддержку Православия в зап. губерниях. С 1834 г. в униат. церквах началось постепенное возвращение православного обряда: восстанавливались иконостасы, утварь и одеяние священников исправлены по правосл. канонам, церковные документы было предписано перевести на русский язык. 1 янв. 1837 г. при Синоде учреждено особое Отд-ние духовных дел греко-униат. вероисповедания, куда были переданы все униат. дела из МВД. 12 февр. 1839 г. в Полоцке состоялся собор униат. духовенства, на к-ром при поддержке униат. митр. Иосифа (Семашко) и др. епископов составлен акт воссоединения униат. и правосл. Церквей, что должно было ограничить польско-католическую пропаганду на Украине и в Белоруссии. Прошение на имя государя подписали 1305 духовных лиц. Н. П. ответил на прошении: «Благодарю Бога и принимаю». 1,5 млн прихожан литов. и белорус. епархий присоединилось к правосл. Церкви. Мероприятия относительно католич. и униат. Церкви вызвали недовольство со стороны папы Григория XVI , осудившего воссоединение униатов и отказавшегося утверждать кандидатов рус. правительства на католич. епископские кафедры. Неофиц. обмен мнениями о положении католич. Церкви в России Н. П. и Григория XVI состоялся во время аудиенции в Ватикане 1 дек. 1845 г. После смерти Григория XVI, когда на Папский престол вступил Пий IX , противоречия частично были устранены заключением компромиссного конкордата между Россией и Папским престолом 22 июля 1847 г.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

1632-1648 годы характеризовались упадком униатской кафедры. Униаты потеряли множество приходов в Луцком повете. Осенью 1635 г. они вынуждены были уступить православным храмы Луцка. Не способствовал укреплению униатов и затяжной конфликт между Владимирским еп. И. Мокосием-Баковецким и жидичинским архим. Пахомием Война-Оранским. В условиях восстановления правосл. епархии униаты воспользовались поддержкой патронов-католиков. Осенью 1636 г. кнг. Анна Алоиза Ходкевич (урожд. Острожская) перевела в униатство подданных своих имений в Луцком у.- ок. 38 тыс. чел. После смерти в окт. 1637 г. униат. Луцкого еп. И. Почаповского униат. Владимирский еп. И. Мокосий-Баковецкий прибыл в Луцк и, несмотря на протесты местного клироса, вывез из кафедрального собора архив и ценности. В этих обстоятельствах православные взяли под свою опеку имения Л. е. Потери униатов были огромными. 30 окт. 1637 г. кор. Владислав IV издал универсал, к-рым передал духовенство и мирян униат. Л. е. под власть Владимирского униат. еп. Мокосия-Баковецкого. 14 дек. король передал Жидичинскую архимандритию униат. митрополиту, в 1637-1640 гг. Жидичинский мон-рь являлся одной из резиденций митр. Рафаила Корсака. 7 нояб. 1637 г. Мокосий-Баковецкий был введен митр. Рафаилом Корсаком в управление Луцкой кафедрой. Однако кафедральный клирос подчинился правосл. еп. Афанасию (Пузыне) и передал ему кафедральный собор. Пользуясь поддержкой местной знати, униаты оказали сопротивление, только 14 июля 1638 г. митр. Петр (Могила) добился окончательной передачи Иоанно-Богословского храма православным. Управление униат. приходами нек-рое время осуществлял администратор униат. Л. е., настоятель Жидичинского мон-ря Никифор Лосовский. Основными центрами унии оставались города Острог и Дубно. Накануне восстания под рук. Хмельницкого в Волынском воеводстве насчитывался 101 униат. храм. Восстание Хмельницкого, выдвигавшее среди проч. антиуниат. лозунги, подорвало позиции унии в регионе. О деятельности униат. епископов на Волыни в сер. - 2-й пол. XVII в. свидетельств нет.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В апр. 1945 г. советские органы госбезопасности провели аресты руководства УГКЦ. Им предшествовала публикация 8 апр. во львовской газ. «Biльha Украïна» ст. «С крестом или ножом», в к-рой униатская иерархия обвинялась в антисоветской деятельности, сотрудничестве с немецкими оккупантами и украинскими националистами. 11-12 апр. на Зап. Украине были арестованы униат. епархиальные архиереи - Львовский митр. И. Слипый и Станиславский еп. Г. Хомишин, а также их викарные епископы Н. Будка, Н. Чарнецкий и И. Лятишевский и более 20 униат. священнослужителей и мирян. Управляющий униат. Перемышльской епархией еп. И. Коциловский и его викарный еп. Г. Лакота, которые пребывали на территории, отходившей по советско-польск. договоренностям к Польше, были арестованы позднее и этапированы в СССР. Впосл. все епископы УГКЦ были приговорены к длительным срокам заключения. В это же время Московская Патриархия получила возможность для восстановления своих епархиальных структур в Галиции и для публичных выступлений по вопросам исторических судеб Православия на Зап. Украине (что ранее встречало возражения со стороны Совета по делам РПЦ). 19 марта 1945 г. патриарх Алексий I издал послание «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим на древле-галицкой земле, в западных областях Украинской ССР», распространенное при содействии властей среди западноукр. населения. Патриарх призвал униатов «вернуться в объятия... родной матери - Русской Православной Церкви». 22 апр. того же года состоялась хиротония Макария (Оксиюка) во епископа Львовского и Тернопольского. Также он был назначен временным управляющим Станиславской и Дрогобычской епархиями РПЦ. 29 апр. еп. Макарий прибыл во Львов. Правосл. Львовско-Тернопольская епархия тогда насчитывала только 4 прихода (всего в Галиции в тот момент было 10 правосл. общин). В униат. Церкви на Зап. Украине было более 2 тыс. приходов, но значительная их часть осталась без клириков, бежавших на Запад вместе с отступавшими нем. войсками. Со 2-й пол. апр. 1945 г. во Львове действовала вначале неофициально Инициативная группа во главе с известным униат. богословом настоятелем львовского Преображенского храма свящ. Гавриилом Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ), который в дек. 1944 г. участвовал в составе униат. делегации в переговорах в Москве. Следует отметить безосновательность попыток совр. униат. историографии представить Г. Костельника пассивной жертвой интриг НКВД и безропотным исполнителем воли властей. Его участие в объединительном процессе было выражением внутренней позиции глубокого несогласия с экклезиологической природой и институциональными формами унии, причем эти убеждения Костельника сформировались задолго до начала войны и вне всякого воздействия органов советской власти. В первоначальный состав Инициативной группы также вошли генеральный викарий Перемышльской епархии УГКЦ свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата униат. Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий (впосл. архиереи РПЦ).

http://pravenc.ru/text/2561010.html

об отказе причащаться у правосл. священников. Впосл. И. советовал местным властям установить над своими родственниками полицейский надзор. Более сложной оказалась ситуация с униат. мон-рями. Все 7 жен. обителей Волыни, Белоруссии и Литвы сразу присоединились к Православию, но их насельницы не повиновались священноначалию. Вскоре после перехода мон-рей в Православие 2/3 униат. монахинь-василианок покинули обители ( Киприанович. 1894. С. 280). В 1839-1840 гг. из 16 настоятелей муж. мон-рей Волыни, Белоруссии и Литвы, с к-рыми И. лично вел разъяснительную работу, 13 постепенно вернулись в Православие, но трое отказались от воссоединения (трокский архим. В. Ленартович, игум. владимиро-волынского Крестовоздвиженского мон-ря И. Башнянский, игум. кобринского Спасского мон-ря Гродненской губ. И. Проневич). В итоге 3 настоятеля и десятки рядовых униат. монахов, не подчинившись духовным властям, потребовали разрешить им выехать в Галицию или перейти в латинство. Гражданские власти выступили за жесткое наказание «бунтовщиков», но И. настоял на том, чтобы их не арестовывали и не высылали. Сначала «упорствующая братия» проживала в принявших Православие обителях Литвы и Белоруссии, а затем была переведена в отдельный униат. мон-рь. Такая специальная обитель, по предложению И. и согласно указу имп. Николая I от 13 марта 1839 г., была организована в Курске. Униат. монахи служили во временной униат. церкви, находясь под наблюдением Курского архиерея и полиции. При этом административно мон-рь подчинялся И. К 1842 г. в мон-ре проживали 7 священников, 12 иеромонахов и архимандрит. В 1842 г. мон-рь был закрыт, а насельников разослали по разным обителям России, часть из них «вывели в светское звание» и поселили в Курской губ. под надзором полиции (Записки. 1883. Т. 3. С. 665-667). В общей сложности при воссоединении в великорус. губернии было выслано 40 униат. духовных лиц (РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 416 Л. 43, 415). Впоследствии католические историки А. Тайнер, А. Гупин, Э. Ликовский приводили неверные сведения о том, что И. инициировал ссылку униат. монахов и монахинь в Сибирь, заключение их в тюрьмы и отправку на каторжные работы.

http://pravenc.ru/text/578547.html

В 1745 г. Овручской униат. архимандритии отошел василианский Николаевский мон-рь в с. Левковичи, лишенный самостоятельного статуса из-за недостатка средств. Также, согласно акту визитации 1752 г., к обители относились часовни, построенные на месте ранее существовавших приходских храмов на окраинах Овруча: Параскево-Пятницкого, Преображенского и Михаило-Архангельского (Visitacio Monasterii Ovrucensis anno 1752//ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1254). В 1749 г. Васильевский храм вновь упоминается как приходский, его настоятелем был свящ. Никифор Комаревич. Настоятель пожертвовал для прихода свои имения в урочищах Бояровщина и Комаровщина на окраине Овруча, что утвердил бургомистр Овруча Волынецкий. В 1754 г., после смерти настоятеля, за эти имения с Васильевским униат. приходом судились вдова клирика и его дети, считая их родовым владением. В 1775-1776 гг. при попустительстве местных властей внук свящ. Никифора Федор Комаревич захватил все указанные имения, а также владения Васильевского прихода - плебанию (приходский дом униат. священника) и территорию, на к-рой находились руины каменной церкви. Настоятель храма остался без жилища. В 1782 г. униат. митр. Киевский и Галицкий Иасон ( Смогоржевский ) и униат. декан Овручского окр. Модлишевский подали иск к Комаревичам, но дело не принесло успеха. Во время проведения генеральной визитации приходов Овручского староства униат. визитатор Василий Рогаль-Левицкий и «жолнеры Овручского замкового суда» 3 мая 1783 г. захватили плебанию и церковь, изгнав светских владельцев (ГА Житомирской обл. Оп. 53. Д. 43. Л. 55). В сент. 1783 г. Иезуитский коллегиум и костел в Овруче были переданы в ведение василианского Заручаевского мон-ря, последний его ректор Бенедикт Креш переехал в Луцк. С тех пор в бывш. коллегиуме разместилась униат. гимназия. Овручский униат. архим. Иосафат (Охоцкий [Охлоцкий?]) в 1795 г. был сослан в Сибирь за поддержку восстания Т. А. Б. Костюшко 1794 г., однако уже в 1796 г. освобожден имп. Павлом I Петровичем и возвращен в Овруч.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Митр. Ираклий (Лисовский). Гравюра из кн.: Батюшков П. Н. Холмская Русь. 1885 г. Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан . По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке . Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

В 1745 г. каменецкий консисторский суд вынес обвинение гусятинскому декану Стефану Лукашевичу за то, что тот ездил в Киев для покупки «схизматического» Евангелия. В 1760 г. униат. свящ. Иакову Стемпуровскому, служившему в мест. Гусятин, был сделан выговор за использование книг киевской печати. В 1753 г. указом Каменецкой консистории священник с. Чернокозинцы Афанасий был подвергнут полугодичному заключению в карцер. Вина униат. священника заключалась в том, что он послал сына на учебу в Киев, жену и дочерей отпускал для поклонения киевским святыням, разрешал прихожанам ежегодно ездить в паломничество в Киев. В нач. 20-х гг. XVIII в. униат. Львовский и Каменецкий еп. Афанасий Шептицкий отказывался выдавать униат. приходам Брацлавщины антиминсы, ссылаясь на то, что Львовские епископы со времени Иосифа (Шумлянского) не имеют над ними власти. 7 дек. 1720 г. в Замостье (ныне Замосць, Польша) Шептицкий опубликовал заявление с отказом от притязаний на Брацлавщину, ссылаясь на письмо Иосифа (Шумлянского) от 20 апр. 1694 г., в к-ром тот Брацлавскую, Винницкую, Немировскую, Чудновскую, Коростышевскую и Житомирскую протопопии «причислил к консистории митрополитанской». Однако уже в 1723 г. Шептицкий активно вмешивался в дела униатов вост. Подолья и провел в Баре собор с целью присоединения к унии остававшихся в Православии приходов. В 1729-1746 гг., когда Шептицкий был униатским Киевским митрополитом, шла интеграция приходов Брацлавщины и юж. Киевщины во Львовскую епархию, для них была создана общая консистория. В 1749 г. униат. Киевский митр. Флориан Гребницкий отправил папе отчет, в котором сообщил, что в Брацлавском воеводстве имеется 11 униат. деканатов и 498 храмов. Униат. приходами вост. Брацлавщины управлял официал Киевского митрополита, чья резиденция, как и резиденция митрополита, находилась в г. Радомышле. Существовал с перерывами также Брацлавский официалат («официальский уряд», в документах 1748-1762 обозначался как «Брацлавская епархия», «Брацлавская консистория митрополии»).

http://pravenc.ru/text/1470091.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010