Исполняя закон Ветхозаветного общественного Богослужения ( Исх.23:17 ) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни Своей земной жизни ходил на праздник Ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время Евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до Своего вознесения, Так Иисус Христос шёл в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин Иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса и Христа на Пасху ещё более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу синедриона Иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере во Иисуса Христа ( Ин.11:45 ). Лазарь был Еврей и фарисей, сын Симона фарисея ( Мф.26:6 ), родом из Вифании. Господь часто во дни Своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сёстрами его Он любил и называл другом Своим ( Ин.11:3,5,11 ). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики ( Ин.11:4,15 ). Услышав о воскрешении Лазаря, Иудейские первосвященники и старейшины говорили о Иисусе Христе: что сотворим; яко Человек Сей многа знамения творит. Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш ( Ин.11:47–48 ). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет ( Ин.11:49–50 ). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят ( Ин.11:53 ). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешённого ( Ин.12:10 ). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от Апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Её руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенёс мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В нед. Разслабленного – тропарь воскресный. Кондак – Триоди, т. е. нед. Разслабленного. В нед. Самаряныни – тропарь воскресный. Слава, тропарь праздника Преполовения. Кондак – праздника Преполовения и нед. Самаряныни попеременно. В послед. нед. Слепого тропарь и кондак не обозначены. Применительно к нед. Разслабленного тропарь должен быть воскресный, а кондак недели Слепого. На литургии Златоустого Начало такое же, как в неделю Антипасхи. После изобразительных псалмов на 3 антифон назначаются блаженны Триоди гласа, напечатанныя в последов. недель Цветной Триоди, на 4 и от канона Триоди (нед. Мироносиц, Разслабленного и т. д.) песнь 6 на 4; итого на 8. Как составить это число, объясним примером, взяв нед. Мироносиц. Сначала надобно петь: Во царствии твоем. по порядку, как напечатано в Часослове, стих за стихом: потом: Блажени милостивии... и одну блаженну Триоди, в данном случае – Помяни, благоутробне...; далее: Блажени чистии сердцем... и вторую блаженну: Древо изгна Адама...; Блажени миротворцы... и третию блаженну: Гроб подъят тя, Спасе...; Блажени изгнани правды ради... и четвертую блаженну: Апостоли славнии... Затем надобно петь еще четыре песнопения из 6 песни канона Триоди, в выборе их руководствуясь уставом, изложенным в мр. гл. 23 апр. и касающимся канона Триоди, именно: Блажени есте, егда поносят... Христос воскресе пленивый ада... (это – воскресный тропарь). Жены Мироносицы, что тщитеся... (это – тропарь мироносиц). Слава, Троицу во единстве... (это троичен). И ныне, Во чреве не возделанно... (это – богородичен). По входе – в нед. Мироносиц – тропари: Егда снисшел еси к смерти... и Благообразный Иосиф... Слава, кондак Триоди. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... В нед. Разслабленного – тропарь воскресный. Слава, кондак Триоди. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... В нед. Самаряныни – тропарь воскресный и праздника Преполовения. Слава, кондак Самаряныни. И ныне – праздника Преполовения. В нед. Слепого – тропарь воскресный. Слава, кондак: Душевными очима ослеплен... И ныне – Пасхи: Аще и во гроб...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Тропарь гл. 8: Глубиною мудрости... 2-жды. Слава, и ныне, богородичен: Тебе в стену, и пристанище... Тропарь гл. 2: Апостола, мученицы, пророцы... 2-жды. Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... Стихословится 16 кафизма. Так же. Так же. По стихословии – обычная ектения. Так же. Так же. После ектении – «два седальны Октоиха, мученичны три: 2 и 3, а 1 оставляется. Таже глаголем стих: Дивен Бог во святых своих. И глаголем мученичен 4, а богородичен 1 оставляется. Также стих: Блажени, яже избрал... И глаголем седален покоин гласа. Слава, и ныне богородичен 2-й». Седальны Октоиха. Седальны Октоиха: три мученична и один мертвен. Слава, и ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. Прим. Это означает то, что надобно петь две седальны: те, над которыми в Октоихе напечатано: «по 1 стихословии», и те, над которыми напечатано: «по 2 стихословии». Эти седальны по своему содержанию двоякого рода: а) в честь мучеников, вследствие чего и называются мученичнами; таких песнопений два по 1 стихословии и два по 2 (см., напр., гл. 5 и 6); б) в воспоминание умерших, вследствие чего и называются покойными, или мертвенными (см. те же гласы); такое песнопение напечатано иногда по 1 стихословии (гл. 1,л 101), иногда по 2 (гл. 3, л. 268). Сверх того, после седальнов напечатаны два богородична, один по 1 стихосл., а другой – по 2. Из всех этих песнопений надобно выпустить 1 мученичен и 1 богородичен, напечатанные по 1 стихословии, а все остальное надобно читать или петь таким образом: сначала 2 и 3 мученичны, потом стих: Дивен Бог во святых своих, Бог израилев, и 4 мученичен, далее стих: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и покоин, или мертвен, наконец, Слава, и ныне, и 2-й богородичен. Надобно, впрочем, заметить, что не во всех гласах находится одинаковое число мученичнов и покойнов: см., напр., гл. 2, где, кроме 2 мученичнов по 1 стихословии и 2 мученичнов по 2, напечатано 2 мертвенна: один по 1 стихословии и другой по 2; в 8 гл. по 1 стихословии два мученичиа, а по 2 один мученичен и два мертвенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

ап. Фомы до отдания Пасхи, л. 362, по смыслу которых кондак праздника на часах не следует менять с кондаком даже шестеричного святого; тем не менее, в уставе для понедельника 2 седмицы, л. 361, замечено, что кондак праздника без перемены с кондаком святого на всех часах – только при святом, поемом на 4. б) При двух святых: Тропарь праздника на каждом часе непременно (Тип., л. 361 и 52 гл., л. 387 на об.). Слава, тропарь то одного, то другого святого, попеременно. Так должно быть на основании общего устава, изложенного в 52. гл. Тип., л. 387 на об. Кондак так же, как выше. б) Если у святого не будет тропаря, то – Слава, тропарь праздника. Кондак праздника (Тип., гл. 52, 387). Β седмицу Мироносиц: Β седмицу Мироносиц: Β седмицу Мироносиц: На 1 часе тропарь праздника: Благообразный Иосиф... Слава, тропарь святого. Кондак праздника. На 3 часе тропарь воскресный: Егда снисшел еси к смерти... Слава, тропарь святого. Если – один святой, то – тропарь тот же, что на 1 часе; а если – два святых с тропарями, то на 3 часе – тропарь второго святого. Кондак святого. Впрочем, в некоторых случаях, как показано выше, на всех часах кондак праздника. На 6 часе тропарь праздника: Мироносицам женам... Слава, тропарь святого, и если их два, то первого. Кондак праздника. На 9 часе тропарь праздника: Благообразный Иосиф... Слава, тропарь святого, и если их два, то второго. Кондак святого. В некоторых случаях, как сказано, кондак праздника. (См. устав Богослуж. в суб. 2, 3, 4 и 5 седм., л. 363 да об.). Тропари попеременно. Тропари попеременно. Слава – святого. Слава, тропарь великого святого. Кондак праздника и святого попеременно. Кондак праздника и великого святого попеременно. Во все остальное время: Во все остальное время: Во все остальное время: Состав тропарей и кондаков такой же, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный, петый в предшествующее воскресенье. Тропарь воскресный. Тропарь воскресный. Слава – святого. Слава, тропарь великого святого. Кондак праздника и святого попеременно (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Прокимен пред паремиями: Милость твоя и истина твоя выну да заступите мя, со стихом (чит. в Тр. Постн.). Прим. В Следов. Пс. в Чине вечерни и в Часосл. в Послед. вечерни сказано, что в пяток вечера никогда не поется аллилуиа; но здесь разумеется постовое, а не заупокойное пение. На стиховне стихиры: мученичен 1-й, мертвенных, или покойных, 2-ва. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха. Мученичен гласа один и мертвенных два. Слава – Триоди: Начаток ми... И ныне, богородичен Триоди: Молитвами родшия... 886 . На вечерни пред литургиею преждеосв. даров стихир на стиховне нет; но если литургия не совершается, то поется самогласен Триоди 4 гл.: Ныне время благоприятное... 2-жды и мученичен того же гласа из стихир на Господи, воззвах Октоиха. Слава, и ныне, богородичен в тот же глас. Прим. В стихирах на стиховне Октоиха 1-е песнопение надписывается: «мученичен» (см., напр., гл. 1, л. 98). Типикон предписывает петь 1-й мученичен. Это – потому, что их иногда имеется два, а не один (см. гл. 4, Окт. л. 350). Впрочем, если иметь в виду указание Триоди Постной, касающееся суббот Великого поста, то под первым мученичном надобно разуметь первый мученичен из стихир на Господи, воззвах. Мертвенных в некоторых гласах (1, 2, 3) по 2, в некоторых (4, 5, 6) по 1. Если – один, то надобно повторять. Прим. Мученичен есть и в стихирах на стиховне, но указан на этот. Первая стихира на стиховне всегда поется без запева; пред второй в данном случае надобно петь: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи; пред третьей: Души их во благих водворятся (эти припевы напечатаны в Октоихе в субб. утра в стихирах на стиховне, л. 108). Так же. После Ныне отпущаеши..., трисвятого, Отче наш... и возгласа – дневные тропари 2 гласа: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... (чит. их в 55 гл. Типик. и в Часослове в отд. «тропари дневния». Тропарь гл. 8: Глубиною мудрости... Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище... (чит. их в Типик., гл. 49 и Тр. Постн., л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Чтение. Так же. Так же. По 6 песни – вышеуказанная заупокойная ектения. Так же. Так же. После нее – кондак гл. 8: Со святыми упокой... и икос (чит. его в Окт., л. 94 на обор.). Пролог. Синаксарь. Пролог. По 9 песни – Достойно есть... (Окт., л. 107 на об.), ектения малая и светилен Октоиха (чит. его в дополн. ч. Октоиха и в Следов. Псалтири в Послед. утрени): Иже и мертвыми и живыми обладаяй... Слава, и ныне, богородичен: Мы о тебе хвалимся... Светилен: Небо звездами украсивый... Слава, Живыми и мертвыми обладаяй... И ныне, богородичен: Сладость ангелов... (чит. в Тр. Постн.). Хвалитныя стихиры из Октоиха мученичны 4. Слава, покоин, или мертвен (Окт., л. 91). И ныне, богородичен из Октоиха. Хвалитные стихиры из Триоди на 4. Слава, Яко цвет... И ныне, богород.: Радуйся, Марие Богородице 898 . Хвалитныя стихиры из Октоиха мученичны 4. Слава, покоин, или мертвен. И ныне, богородичен из Октоиха. Прямо после стихир читается: Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу... Засим – ектения: Исполним утреннюю молитву... Так же. Так же. Стихиры на стиховне из Октоиха покойны с заупокойными припевами, напечатанными в Октоихе. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха… Стихиры на стиховне из Октоиха покойны прилучившегося гласа. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха. Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Тропари: Апостоли, мученицы... Слава, Помяни. Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас.Тропарь: Глубиною мудрости... Слава, и ныне, Тебе и стену, и пристанище... Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Тропари: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... После ектении: Помилуй нас, Боже... – иерей: Премудрость. Лик. Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... и тотчас 1 час, после которого отпуст 900 . Многолетие. Так же. Так же. В 13 главе не говорится о литии за усопших после 1 часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010