Духа, вышел с ними из Иерусалима к Вифании. При последних словах св. апостолы, все еще не свободные от мысли о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:6–8 ). Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал благословлять учеников и, вот – в это самое время, когда благословлял их, начал выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно Божественного Учителя от взоров возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо... и воссел одесную Бога Отца. Св. апостолы в недоумении и страхе все еще искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и Господа, как вдруг явились перед ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Св. апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были ангелы), возвратились во Иерусалим с великой радостью, и пребывали непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святого Духа ( Деян.1:8–14 ). II. Вознесение Господа на небо Св. Церковь называет исполнением смотрения еже о нас, т. е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с небесным (Конд.). Это значит вот что. Своими страданиями и крестной смертью Господь удовлетворил правде Божией за грехи наши, Своим воскресением разрушил царство смерти и диавола и воскресил нас с Собой, – Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в рай, Сам предстал предтечей о нас лицу Отца Небесного и представил Ему в Своем лице человека искупленного и восстановленного ( Евр.6:20;9:24 ), сподобил прославленное естество наше чести превыше Херувимов и Серафимов – пребывает с ним одесную Своего Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Этим показывалось, что ветхий закон отменяется и дается новый, что по старому завету уже нельзя спастись, а нужно спасаться по новому завету, дарованному Церкви Спасителем нашим Иисусом Христом, – что Дух Святый изречет этот закон устами апостолов и преемников их и будет хранить его в Церкви Христовой до скончания века. При наступлении дня Пятидесятницы все одиннадцать апостолов и сопричтенный к ним на место Иуды ап. Матфий были единодушно вместе. Было еще рано, только третий час от начала дня (по нашему девятый утра). «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы отпетые, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). Перед самым вознесением Своим Господь говорил апостолам: вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). И вот в эту торжественную минуту, когда сошли на них огненные языки, над ними совершилось таинство крещения Духом Святым: они возродились и просветились. Неученые, простые рыболовы, которые доселе не все способны были уразуметь в учении Христовом о тайнах веры и спасения нашего, теперь, исполнившись Духа Святого, стали совершенно иными людьми. Первым плодом Духа Святого в апостолах была способность говорить на разных языках, которым они никогда не учились. Затем, как мы увидим сейчас, они являются людьми, знающими все тайны учения Христова, боговдохновенными проповедниками Его, и притом такими проповедниками, которые готовы пожертвовать за истину Христову самой жизнью. Так в минуту крещения, или возрождения от Духа Святого, апостолы мгновенно стали иными людьми. Когда сделался шум от бурного движения воздуха над домом, где находились апостолы, и когда они заговорили языками разных народов, – великое множество людей собралось тогда около дома того, и те, которые внимательно вслушивались в проповедь апостолов, изумлялись и не могли объяснить себе того, что теперь видят и слышат. Их удивляло и то, что апостолы, эти простые галилейские рыболовы, говорят языками разных народов, которым они не только не учились, но о которых и не слыхали, и то, что говорят они о великих делах Божиих, то есть о тех великих путях Божиих, по которым устроялось и устроилось спасение человека через воплощение Единородного Сына Божия, и говорят об этом, не изучавши книг Священного Писания и не учившись в школах, где объяснялось и толковалось Священное Писание и преподавалась разная мудрость. Эти люди, слушая разноязычную проповедь апостольскую, изумлялись и недоумевая говорили друг другу: что это значит? Были между ними и такие, которые собираются только поглазеть туда, где видят много народу: эти, не вслушиваясь в то, что проповедовали апостолы, насмехались над ними и говорили: «Они напились вина и не знают сами, что говорят».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Вслушайтесь в эти молитвы Церкви, когда будете молиться на празднике в храме и помолитесь от глубины души с умилением: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». «Восшед на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови» (стихиры в день Вознесения, вечерня). «Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас» (Синакс.). (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1865–66 г., кн. 1, стр. 139–143). Приложение к беседе 1. Гора Елеонская Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостная, горесть усладительная. Посетим же мысленно гору Елеонскую, которую любил Господь Спаситель наш; на которой в последний раз простился Он с нами в лице Своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Священное Писание , Предание и свидетельства очевидцев изобразят нам гору Божию. приведут на память события, совершившиеся на ней, укажут многие места, служащие памятниками события. «Тогда выступит Господь... и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» ( Зах.14:3–4 ), «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). Вот местность Елеона, по свидетельству св. очевидцев: пророка и евангелистов. Отделяемая на одну версту от Иерусалима и потоком Кедрским, и долиной Иосафатовой, гора Божия возвышается над святым градом, – как страж и зритель его. Сюда удалялись из шумной некогда столицы иудейской для молитвы и уединенных бесед люди, искавшие единого на потребу; здесь Господь наш изрекал милостивые и грозные суды Свои. В глубокой древности времен ветхозаветных, у писателей богодухновенных, упоминается о горе Елеонской, и в таких случаях, кои имели влияние на Церковь Божию. Погибельный сын Давидов, Авессалом, восстает против отца, и – святой царь Израилев удаляется на средний холм Елеона, с небольшим числом приверженных к нему переходит долину Иосафатову и поток Кедрский, с горькими слезами, с непокровенной главой и босыми ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой песнописец в церковной службе, прилагая слова пророческие к вознесению Господа на небеса, изображает ликов ангельских, изумившихся при виде червленой одежды, в которую облечен был Спаситель наш. Под символом червленой одежды разумеется пречистая плоть Господа, обагренная святейшей искупительной кровью Его, излиянной на кресте за живот мира и спасение. Воспряни убо, грешная душа, от уныния и дремоты греховной, ободрись и возведи свой взор, долу поникший, горе – к вознесшемуся Господу, сидящему одесную Бога Отца. Это твой Божественный Ходатай, это Первосвященник, Который «не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр.9:24 ), чтобы ходатайствовать о спасении нашем. «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» ( Евр.10:12 ), «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ), и потому всегда, до скончания века, может «спасать приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ). Уверенная в сих святых обетованиях, не отчаивайся, грешная душа, о своем спасении под бременем своих беззаконий. С умилением и слезами возведи мысленный взор свой к престолу Божию. Там, окруженный сонмом ангелов, во славе Божества сидит одесную Бога Отца Спаситель твой, – друг грешников, пришедый в мир грешныя спасти. Будучи обложен немощью плоти нашей, кроме греха, Он сочувствует душевным и телесным слабостям нашим и всегда силен избавить нас от всех бед наших. Воздыхай в скорбях сердца твоего к Сладчайшему Спасителю твоему, и Он всегда помилует тебя. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Святейшая «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр.9:14 ). 2) «Днесь на небесех горния силы наше естество зряще, дивяшеся страннаго образа восходу, недоумевахуся друг ко другу глаголюще: Кто есть Сей пришедый» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он попускает злым людям – клевретам велиара – причинять зло ближним своим и терпит, и долго терпит злодеяниям их, ожидая обращения их на путь спасения. Он и всем терпящим беды и напасти от неправд человеческих дает силу и крепость духа переносить находящие на них искушения. Царь Небесный, как Премудрый Архитектор, допускает беды в Своем благодатном Царстве для того, чтобы «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» ( Откр.22:11 ). Святый Домовладыка дозволяет плевелам расти вместе с пшеницей до жатвы. Тяжело, конечно, бывает смотреть на неправды человеческие, на обиды и притеснения слабых от сильных; еще тяжелее самому терпеть от неправд человеческих всякого рода напасти; но в таких трудных обстоятельствах утешай себя, верующая душа, тем, что Царь Небесный с высоты святой славы Своей все видит – и обижающих и обижаемых, и обиды одних и терпение других; успокаивай себя тем, что подвиг испытания земного недолго продолжится, незадолго наше поколение перейдет ко отцам и праотцам нашим, а там испытующий сердца и утробы Царь Небесный «воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ), и за твое терпение вселит тебя в стране мира, света и покоя. 3) «Приидите, совзыдем вернии на высокую гору Елеонскую якоже стостолы совосходяще: и на высоту вземше сердца и мысли, узрим Господа ныне носима» 77 . «Яже земли на земли оставившии, яже пепельная персти уступающии, приидите воспрянем и на высоту возведем очи мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата смертнии, непщуим быти в масличной горе, и взирати на избавляющего на облацех носимаго» 78 . Св. Церковь в светлый праздник Вознесения Господня учит верующих возноситься умом и сердцем за вознесшимся Господом на небеса, «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Поскольку верующие во Христа суть члены того Царства Христова, которое «не от мира сего» ( Ин.18:36 ); поскольку все в мире подвержено изменению, прехождению и тлению, кроме души нашей бессмертной как образа Божия, и поскольку стремлений и желаний сердца нашего не может удовлетворить весь мир со всеми его преходящими благами, то верующие не должны привязываться своей душой к благам земным – преходящим, а должны, по учению Господа, заботиться о том, чтобы стяжать себе сокровище на небеси, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Мф.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Наше же жительство – на небесах – говорит апостол Павел, – откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», т. е. верующие предназначены для жизни небесной( Фил.3:20 ). Настоящая жизнь есть место пресельничества, место странствования нашего к небеси. Но странничество это не должно быть праздным шатанием по распутьям мира, а должно быть вместе с тем подвижничеством, борьбой странников с врагами нашего спасения. В настоящем мире есть много привлекательных предметов, на которых останавливаются небрежные путники и забывают о своем небесном отечестве; некоторые путники – миролюбцы – обременяют себя излишними заботами мирскими; но вся красная мира сего не достойна души человеческой: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). В предостережении от пристрастия к земным предметам Господь заповедал Своим последователям иметь самоотвержение; для той же цели Он отнял всякую цену у мирских честей, у славы и богатства мира сего, так что имеющие сии блага мира ничего не приобретают для Царствия Божия и не имеющие их ничего не теряют, кроме того, что первые встречают больше препятствий и больше затруднений на пути в Царствие Небесное. Предметы желаний и исканий человеческих Господь указал в искании прежде всего и паче всего Царствия Божия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). И потому скажем словами апостола, «не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух нося мир мирови» 79 . Б. Из церковных песнопений в день Вознесения а) На Господи воззвах. «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру, небеса уготоваша (составили) престол Его, облацы – восхождение Его, ангели дивятся, человека зряще превыше себе. Отец ждет, егоже в недрах имать соприсносущна (совечна), Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи (верхи) ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже (где) бе первее (прежде)».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Горестное событие предызображало, что сим же путем пройдет некогда Божественный потомок Давида, с душой прискорбной даже до смерти, – с небольшим числом апостолов, перед наступлением страданий от первенца Божия – Израиля. Окрестности Елеона доселе являют следы двух плачевных прехождений: от быстрого, струившего чистую воду потока Кедрского уцелело одно глубокое русло; на роскошной долине Иосафатовой можно видеть только плач безуспешный и скорбь: она превратилась в мрачное, обширное кладбище. Южный холм Елеона – гора соблазна, оскверненный нечестием языческим, превратился с своими окрестностями в вечное запустение. Средний холм, охраняемый небесным Провидением, назначается для дел благочестивых, для событий великих. Провидя в своих созерцаниях, что Елеон будет любимым местом Спасителя, пророки, у самого восхода на гору, с юго-запада от оврага Кедрского избирали места для святых своих останков, – как бы желая хотя ими встретить надежду и утеху Израиля: в глубоких пещерах благочестивым путешественникам указывают гроба пророков. С пришествием Спасителя гора Елеонская облеклась неувядаемой славой. Господь почтил ее частыми Своими посещениями; ее глубокому безмолвию и уединению доверял Свои таинственные со Отцом беседы; там открывал небесные тайны Своим ученикам; там изрекал предвечные небесные определения. В прямом направлении к северу от гробов пророческих видна скала, с которой Спаситель, смотря на Иерусалим, плакал о предстоящей ему гибели: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). Выше, к вершине вознесения, от тех же гробов, указывают развалины здания, разделенного на несколько келий, которых, говорят, было двенадцать. Здесь, по преданию, апостолы составили Символ веры , в руководство образующейся Церкви. Еще выше, по тому же направлению, стоящий на земле обломок колонны означает то место, где преподал Господь молитву Отче наш… Несколько выше и правее Иисус Христос, беседуя в последний раз со Своими учениками, предсказал кончину мира и Свое второе пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но Божественный свет есть только вершина христианского совершенства. А все оно есть дело Божией благодати. И святой Григорий именуется в богослужении «проповедником благодати». И действительно, Христос Спаситель последнею целью Своей имел ниспослание благодати Святого Духа, что и совершилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, в виде огненных языков. А потом через них – на нас, за веру в Господа Иисуса Христа и во святом крещении. И действительно, нужно быть твердо уверенным, что ничто в нашей духовной жизни не совершается без помощи благодати Божией, – от самого малого до великого. Вера – дело благодати Божией. Благодатью спасены вы чрез веру; и сие – не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2:8–9 ), – говорит апостол Павел. В частности, вера во Христа – действие Божией благодати. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), – говорит он же. Крестился евнух царицы Кандакийской – и Дух Святый сошел на евнуха… и он продолжал путь, радуяся ( Деян. 8:39 ). И над нами крещение совершается для прощения грехов и даруется дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). Исповедуемся ли мы, нам оставляются наши прегрешения благодатию Святого Духа, во имя Господа Иисуса Христа, – как и говорит духовник, крестообразно знаменуя нас. Даже самое видение грехов может быть только по дару благодати Божией, – как мы и молимся в Великом посту словами святого Ефрема Сирина : «Ей, Господи! даруй ми зрети моя прегрешения…» И все прочее в христианстве – дело Святого Духа. Это мы знаем – по учению Святой Церкви (и по нашему опыту). И будущее блаженное Царство Божие – есть действие благодати Божией: отныне, – говорил Господь Своим ученикам на Тайной вечере, – не буду пить от плода сего винограднаго до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:29 ). И сей Небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец Христос ( Апок. 21:23 ). Сам Господь сказал: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И их видел своими духовными очами апостол Павел, восхищенный «до третьего неба», «в рай», о чем он даже не мог «пересказать», ибо у человека нет для этого и слов ( 2Кор. 12:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Некоторые люди ставят под вопрос право священника отпускать грехи, недоумевают, почему нельзя получить прощение грехов напрямую от Бога, просто каясь перед Ним. Ответ мы находим в Евангелии: прощать или оставлять грехи Христос поручил апостолам. И сменившим их преемникам — епископам и священникам. 6. УВЕРЕНИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ Что мы об этом знаем В Евангелии от Иоанна мы читаем, что после восьми дней с момента явления Господа в запертом доме апостолы снова собрались все вместе, на этот раз уже с Фомой. Он слышал от них о явлении живого Христа, но отказывался до конца поверить такому счастью: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И вот Господь вновь является ученикам и лично удостоверяет Фому в Своем Воскресении: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:26–29). Когда и где это произошло После восьми дней, начиная со дня Воскресения Христова, — это когда? По мнению Иоанна Златоуста, речь идет снова о дне Господнем, по-нашему — воскресном: «восемь дней прошло от одного дня Господня до другого». Счет дней здесь такой же, как и в случае с самим Воскресением: Господь воскрес в третий день, начиная с пятницы, когда Он был распят. И уверение Фомы произошло в восьмой день, начиная с того, в который Спаситель воскрес. Место было, очевидно, то же самое, в котором Господь являлся апостолам неделей прежде: так называемая Сионская горница, возможно, дом апостола Иоанна Богослова. Какое значение это событие имеет для нас Церковь отмечает Фомину неделю (тот самый день, когда Фома уверовал) в воскресенье, следующее за Пасхой, практически как самостоятельный Фомина неделя не входит в число 12 важнейших праздников церковного года, но по многим особенностям богослужения приближается к ним. Например, тропарь и канон на утрене поются не традиционные воскресные, а особые, праздничные. двунадесятый праздник. Чем же так важно это событие?

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены уставом на шесть типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен специальным знаком: знак @ красного цвета отличает великие праздники, знак красного цвета от праздники с Всенощным бдением, знак красного цвета - средние праздники с полцелеем, знак красного цвета отличает малые празднования с великим славословием (т.е. когда оно поется), тот же знак черного цвета или отсутствие знака - малые празднования - славословие читается. ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ 103 пс., который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя. ПРЕДПРАЗДНСТВО - дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял " Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет " (Мф. 17; 12). " И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме " (Лк.9;30-31). " И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте " (Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин " фаворский свет " ). Однако во времена жизни Иисуса Христа на горе Фавор располагалась крепость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010