В том числе это праздник и про доверие Богу. Господь предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор — принять это или не принять. Если мы себя считаем христианами, то должны радоваться удивительным, таинственным, спасительным словам Господа о том, что Он пребудет всегда рядом, прикладывать все усилия, чтобы и нам быть с Богом, подобно Его ученикам. Господь обещал послать Утешителя Святого Духа и выполнил обетование. Господь в Духе Святом присутствует в мире, окормляет и поддерживает нас, дает силы быть чадами Божьими. Вот это и должно давать нам такое, пусть рациональное представление о том, что Вознесениепраздник, торжество. Потому что Господь именно так строит дело нашего спасения. Мы можем думать — «как было бы, если бы было по-другому». Но это просто философствование, оторванное от жизни, а потому — тупиковое. Мы должны исходить из того, что угодно Богу, и принимать это с верой, любовью и чистотой сердечной. Это и есть момент доверия Богу, послушания Ему. Что касается детей, их понимания этого праздника, мне кажется, не нужно им объяснять какие-то сложные представления и говорить о вещах, которые, может быть, ты и сам не очень хорошо понимаешь. Побывать с ними на богослужении, ощутить торжество в храме, потом дома создать радостную, праздничную атмосферу — все это поможет детям ощутить, что Вознесение — это праздник, важный для всех. Фото: tatmitropolia.ru Христос всегда с нами был, есть и будет. Только бы наши сердца открывались навстречу нисходящему Духу Святому, Им ниспосылаемому от Отца. Только бы оставалась в нас вера и любовь к Церкви Христовой, в которой действуют дары Святаго Духа, и тогда — «Никто же на ны», никто нам не страшен! Записала Оксана Головко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/prazdnik-doveriya-bogu...

Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею Глаза 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста В пяток накануне субботы после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Так же. Отправляется вечерня в соединении с литургией преждеосвященных даров по великопостному уставу. На ней стихословится обычная (18) кафизма, после которой бывает малая ектения. По этому уставу после каждого антифона 18 каф. полагается малая ектения. Господи, воззвах поется во гласе стихир Минеи. Господи, воззвах поется во глас самогласна Триоди. Стихиры на Господи, воззвах святого из Минеи 3 и из Октоиха мученична 3: 2, 3 и 4-й, а 1-й оставляется. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Стихиры на Господи воззвах: Из Октоиха мученичны 3 настоящего гласа 883 , из Триоди Постной подобны 3. Слава – из Триоди: Плачу и рыдаю... Стихир полагается 10: самогласен Τриоди 4 гл. 2-жды, мученичны Октоиха прилучившагося гласа 4-ре 884 и Минеи 4. Слава – святого, если есть. Если же нет, то – Слава, мертвен Октоиха, (чит. его в стих, на стиховне). И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й гласа. Прим. Поются из стихир на Господи, воззвах те именно 3 мученична, которые в обыкновенное время, т. е. когда нет заупокойной службы, поются в стихирах на стиховне. Прим. Не указано, какие 3 мученична. Руководствуясь уставом 13 гл. Типик., надобно петь мученичны 2, 3 и 4, в обыкновенное время поемые в стихирах на стиховне. Если же почему-либо не будет преждеосв. литургии, то Господи, воззвах поется во глас Октоиха. Стихиры – мученичны гласа 3-ри 885 и Минеи святого 3. Слава – святого, если есть. Если же нет, то Слава, мертвен. И ныне, богородичен 1-й гласа. После Свете тихий... – прокимен: Боже заступник мой... со стихом (чит. Часослов, Послед. вечерни, стр. 77). Вместо прокимна поется аллилуиа на 8 гл. со стихами: Блажени, яже избрал... Души их во благих водворятся... (чит. их в Тр. Постн. в послед. субб. Мясоп. в пяток вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Чтец: «И ныне». Кафизмы по Уставу. Практика чтения кафизм (Псалтирь) В современной богослужебной практике две или три кафизмы на утрени объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму (по выбору псаломщика или чтеца). Далее возможны два варианта: В период пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам (по совершении кафизмы): Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» Хор: " Аминь». Чтец читает седальны Минеи или Триоди (в субботу – Октоиха). Если читались две кафизмы, то возглас по 2-й кафизме – «Яко благ и человеколюбец...» В остальные седмичные дни, по кафизме: Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), седальны Октоиха. После седальнов во всех случаях: Хор: «Господи помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», 50 псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...»). Хор исполняет ирмос первой песни канона. Канон на утрени В период пения Октоиха: Служба малому святому: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4, канон Минеи на 4. Служба шестеричному святому: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4, канон Минеи на 6. Службы двум святым: 1-й канон Октоиха на 6, 1-й канон Минеи на 4, 2-й канон Минеи на 4. В   период пред- и попразднства (все из Минеи): Служба малому святому: канон праздника на 8 (Минея, служба праздника) и канон Минеи, рядового святого на 4. Служба шестеричному святому: канон праздника на 6 (Минея, служба праздника) и канон Минеи, рядового святого на 6. Служба двум святым: канон праздника на 6, канон 1-го святого на 4 и 2-го святого на 4. В период пения Цветной Триоди: Схема исполнения канона на утрени соответствует периоду попразднства, но необходимо учитывать, что под каноном праздника подразумевается канон службы воскресного дня (ближайшего из прошедших), или канон Преполовения, Вознесения или Пятидесятницы (в их попразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Возглас: Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне праздника: Ныне в знамении... с праздничными припевами. Слава, и ныне – праздника: Приидите, людие... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Аминь. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава,и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже от Отчих и божественных недр... Многолетие. На повечерии Поется канон св. Духа, ирмосы по 2, тропари на 4; припев в каноне: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. По 9 песни, вместо Достойно есть... – ирмос 9 песня. По трисвятом – кондак праздника. Утреннее и дневное богослужение понедельника св. Духа Утром отправляется полунощница. На ней по 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени на Бог Господь – тропарь праздника 3. Две рядовыя кафизмы. Седальны праздника из Цв. Триоди. Чтение праздника. Оба канона праздника Пятидесятницы, первый с ирмосом на 8, ирмос по 2, второй с ирмосом на 6, ирмос по 2. Катавасия: Божественным покровен..., оба лика вместе. По 3 песни и ектении – седален праздника. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника и синаксарь. Пред 9 песней Честнейшую не поется. По 9 песни и ектении – 1-й светилен праздника 2-ды и 2-й 1-ды. Всякое дыхание... и хвалитные псалмы во гл. 2. Стихиры на хвалитех праздника: Во пророцех возвестил еси... на 4. Слава, и ныне, языцы иногда размесишася.. Славословие великое (поется). По трисвятом – тропарь праздника. Утреня оканчивается по-праздничному. Отпуст: Иже и ниде огненных язык... На часах Тропарь и кондак так же, как в праздник Пятидесятницы. На литургии Златоуста После изобразительных псалмов на 3 антифоне – из канона Праздника песнь 3 и 6, обе на 8. На входе после: Премудрость, прости – входный стих: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы твоя. По входе – тропарь: Благословен еси... Слава, и ныне, кондак: Егда снисшед... Трисвятое. Пред апостолом прокимен: Спаси, Господи... со стихом. Апостол к Еф.,зач. 229. Аллилуиарий: Помилуй мя, Боже... со стихом. Евангелие Мф.,зач. 75. Причастен: Дух твой благий... Дополнительное примечание Если в понедельник св. Духа случится праздник Обретения главы Предтечи, 25 мая, то служба Предтечи отправляется на утрени во вторник вместе с попразднством Пятидесятницы. Глава 35. О богослужении Духова дня, если случится храмовой праздник Святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Богородичен: Скорая в бедах Помощнице,/готовое обуреваемым пристанище,/сохрани мя, Мати Божия, от потопления житейскаго/и не даждь ми разбитися о камень пагубы душевныя. Богородичен: Скорая в бедах Помощница,/готовое пристанище носимым бурей!/Сохрани меня, Матерь Божия, от потопления житейского/и не дай мне разбиться о камень пагубы душевной. Катавасия: Воднаго зверя во утробе/длани Иона крестовидно распростер,/спасительную Страсть проображаше яве./Тем, тридневен изшед,/премирное Воскресение прописаше/Плотию пригвожденнаго Христа Бога/и тридневным Воскресением мир просвещшаго. Катавасия: Во утробе морского зверя/Иона крестообразно руки распростер,/ясно прообразовав спасительное страдание;/выйдя же оттуда спустя три дня,/предначертал сверхъестественное воскресение/Христа Бога, пригвожденного плотию/и восстанием в третий день мир просветившего. Аще отдание, токмо кондак и икос праздника, глас 4. Самоподобен: Если отдание, поем кондак и икос праздника, глас 4, самоподобный Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,/непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно,/соименному Тебе новому народу/милости Твои даруй, Христе Боже;/возвесели силою Твоею верных людей Твоих им победы над врагами,/– да имеют они помощь от Тебя,/оружие мира, непобедимый знак победы. Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай/и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя,/ихже не леть языки (человеческими) глаголати,/что Галатом пишет, яко рачителие Писаний прочтосте и познасте:/мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни,/на немже, страдав, уби страсти./Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси:/есть бо нам спасительное сие Древо/оружие мира, непобедимая победа. Икос: До третьего неба вознесенный в рай/и услышавший неизреченные и божественные слова,/которые невозможно пересказывать языками человеческими, –/что он Галатам пишет,/как прочли и узнали вы, любители Писаний?/«Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет,/разве только одним Крестом Господним,/на котором пострадав, Он убил страсти»./Так и мы все будем твердо держать его,/Крест Господень, как похвалу;/ибо для нас это спасительное Древо –/оружие мира, непобедимый знак победы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

Так Хиллман разбирает три классических случая психоза, все три имеющих, как выясняется, одинаковую структуру: бред собственного богоизбраничества (взрыв гордыни), сопровождаемый эксцессами агрессии и либидо (взрывы гнева, блуда, извращенной жестокости), подозрительности и страха, букет садизма, мазохизма, нарциссизма, перверсивности — в рамке буквалистского понимания своего бреда. Психоз есть личное проживание того безумия, каким охвачен социум в целом. Параноидален социум в целом, параноидальна психика людей данного социума в целом; в крайних случаях, в максимуме получаем клиническую паранойи; общая болезнь тут видна в своей крупной структуре. «Буквализм» паранойи исцеляется в мифичности/духовности понимания той истины, что пытается прорваться сквозь безумие, что блокируется буквализмом бреда: безумие (гордыня, гнев, блуд) исцеляется, когда удается аллегорически истолковать те образы и сюжеты, чье буквалистски-бредовое понимание и составляло безумие (поломку понимания). В частности, знаменитый случай Шребера есть именно случай прорыва истины о подавлении феминности/скопчества, о котором Юнг сказал: в Шребере прорывался догмат об Успении Приснодевы. Юнг считал, что провозглашение Римской Церковью догмата об Успении в 1950 году есть важнейшее событие в истории современной души. Между прочим, Булгаков в упомянутом выше своем трактате 1926 г. писал: « У католиков … имеется, насколько известно, проект догмата о воскрешении и вознесении Богоматери. … надо безоговорочно признать, что в проектируемом этом догмате по существу его, помимо возможной его формулировки, в которую, надо думать, будет принесена обычная доля латинского богословия, для православного сознания нет решительно ничего нового. Фактически православие содержит учение о воскрешении, вознесении на небо и небесном прославлении Богоматери (то, что соответствует в католической иконографии мотиву le couronnement de la Vierge [увенчания Девы], впрочем, нечуждому и православию). Все это и представляет собой содержание праздника Успения, насколько существо его раскрывается в литургическом его истолковании, как оно установляется чрез иконографию и богослужение, в данном случае являющихся единственным церковным источником для богословствования об этом предмете ».

http://blog.predanie.ru/article/uspenie-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВХОДНЫЙ СТИХ Входный стих [греч. εσοδικν; церковнослав.  ,    ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν ατ (          ), как в Библии, стали петь: Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν Χριστ (            )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σσον μς, Υ Θεο, ψλλοντς σοι Αλληλοα (              ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава , 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (            ), с его припевом (              ; в припеве после слов     делаются вставки, зависящие от праздника:      ,        ,      и др.).

http://pravenc.ru/text/161047.html

На литургии по входе на «И ныне», кроме 5-й недели, поется кондак: «Аще и во гроб» 402 , и положен причастен во все указанные недели – «тело Христово», (а после него воскресный). – Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения – праздника «настоящия недели», прославляющие особое празднуемое в каждую неделю событие, кроме того, – попразднственные песнопения: в нед. 5-ю – праздника Преполовения, а в 7-ю – праздника Вознесения. 403 События «праздников Триоди» преимущественно воспеваются в канонах утрени (сн. 4 прим. на 653 стр.), тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 8-й песни канона и икосы, и кондаки после 6-й его песни тоже назначены из Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на «Слава» и «И ныне», или на «Слава» и на «И ныне»: в стихирах (кроме воскресных стихир на «И ныне» в стихирах на «Господи воззвах» и «на стиховне»), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения «праздников Триоди»; кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на «Господи воззвах» – в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах «на хвалитех» – в те же и 6-ю недели. 404 – На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной (о гласах см. 651 стр. 2 прим.). К числу этих песнопений, кроме указанных выше (см. 648 стр. и 2 прим. на 654 же стр.), еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на «Бог Господь», седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры «на хвалитех» 405 , тропари («Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю – всех, а в 5-ю – одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: «Хвалите Господа с небес» (на литургии). Так как песнонения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Октоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, – излишне. – Совмещение в один состав песнопений, означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди. Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенный недели положены вместо полиелея, «непорочны», т.е., 17-я кафизма (см. 375 стр. и выше, примеч. к Табл. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ибо иначе у совершителей сих богослужений не достало бы ни времени, ни сил для их совершения, а у молящихся – усердия и готовности посещать оные. Сокращенные напевы, развившись в систему, составили малый знаменный распев, ставший известным в Великой России в конце XVI и особенно в начале XVII века, и наконец, перешли в группу напевов так называемых обычных в тесном смысле этого слова. Так соответственно роду богослужений в Великой России в XVII веке различались знаменные распевы: средний распространенный и малый. – В Юго-Западной России не было особых причин ни к распространению напевов, ни к их сокращению. Согласно с церковным Уставом в церковно-богослужебной практике различались и там богослужения праздничные, но они не требовали особой церемониальности, были и богослужения дневные, но они не нуждались, как домашние, в особой спешности. От того и в нотных книгах юго-западного происхождения мы хотя и находим праздничные напевы, но в числе их не видим распространенного вида напевов московских. В них встречаются и краткие или дневные распевы (киевский и болгарский), но они весьма редко прилагаются к песнопениям, а с другой стороны, отличаются от московских более пространными мелодиями и вдвое протяженнейшим нотным положением. Вообще в юго-западных ирмологах есть напевы более протяженные или праздничные и более краткие– дневные, но нет напевов растянутых, а равно и беглых, различие между теми и другими напевами в них менее резко, чем в великорусских изданиях. Наконец, в XVII веке как в великой России, так и в Юго-Западной к прежним распевам присоединяются распевы совершенно иной конструкции и характера, чем распев старый знаменный с его редакциями и распевами от него производными. В Великой России с половины XVII века стал известен распев греческий, принесенный сюда спутниками восточных патриархов и особенно диаконом Мелетием и примененный главным образом к пению тропарей и частью ирмосов. Песнопений греческого распева, известных нам из великороссийских рукописей и Синодальных изданий, в юго-западных нотно-линейных ирмологах нет ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Но это воскрешение лишь подтверждает силу и подлинность смерти. У католиков, еще начиная с Ватиканского Собора, имеется, насколько известно, проект догмата о воскрешении и вознесении Богоматери. Трудно понять, чем именно вызывается эта нужда догматизировать (кроме, может быть, потребности осуществлять ватиканскую непогрешимость), в отношении к Богоматери, смирение Которой делает Ее скорее предметом молчаливого, особенно интимного и целомудренного поклонения. Однако, если уже нужно почему-либо называть своим именем эту тайну, то надо безоговорочно признать, что в проектируемом этом догмате по существу его, помимо возможной его формулировки, в которую, надо думать, будет принесена обычная доля латинского богословия, для православного сознания нет решительно ничего нового. Фактически православие содержит учение о воскрешении, вознесении на небо и небесном прославлении Богоматери (то, что соответствует в католической иконографии мomuby le couronnementdela Vierge, впрочем, нечуждому и православию). Все это и представляет собой содержание праздника Успения, насколько существо его раскрывается в литургическом его истолковании, как оно установляется чрез иконографию и богослужение, в данном случае являющихся единственным церковным источником для богословствования об этом предмете. Известно, что сведения о праздновании Успения Богоматери восходят лишь к IV веку, и ранее он не имеет следов в церковном Предании; то же относится и к самому преданию о событии Успения, сохраняющемуся, в явно приукрашенном легендою рассказе Мелитона Сардийского , с конца IV века «о кончине Богоматери». Впрочем, легендарность стиля этого рассказа нисколько не является возражением против его правдивости, так сказать, его религиозного реализма. Ибо исторический натурализм, к которому стремится «религиозно-историческое» исследование, совершенно неуместен там, где происходят события, совершающиеся одновременно во всех мирах и даже за пределами мира: здесь единственно соответственным является язык легенды, которая вполне подобна символике иконографии, также чуждающейся натурализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010