«Что Твоя ризы червлены, Человеколюбче, силам божественным вопрошающим: точило ныне изгнетох Христос восходя вопияше» 72 . Господь Иисус Христос, как Дух чистейший, сошел с небес в утробу присноденственную таинственно и незримо, при наитии Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; но принявши от Нее плоть человеческую и в ней совершивши на земле великое дело искупления рода человеческого, Он восходит на небеса явственным и торжественным образом с пречистой плотью Своей во славе к началосветному Отцу Своему 73 . О, как возвеличено наше бренное человеческое естество в вознесении Господа на небеса! Удалившееся от Бога в дебри пороков наше человеческое естество Господь, по милосердию Своему, обрел как заблудшую овцу горохищную, принял ее на Свои пречистые рамена и принес к Богу-Отцу. Это значит, что Господь в преславном вознесении Своем обожил наше человеческое естество, воспринятое Им, и почтил его сидением одесную Бога Отца. На этой пречистой плоти Христовой, прославленной воскресением, остались, однако, неизгладимыми язвы гвоздиные на пречистых руках и ногах Его как свидетельство крестной смерти Господа и как вечные, неразрушимые памятники искупления и оправдания нашего перед Богом. С сими язвами гвоздиными на пречистой плоти Искупитель наш вознесся на небо, с ними сидит одесную Бога Отца и с ними же явится во второе славное пришествие Свое на землю судити живых и мертвых. Пречистую плоть Иисуса Христа со спасительными знаками Крестной жертвы Его, принесенной за грехи всего мира, святой пророк в тайнозрении своем провидел под образом червленой одежды. «Кто это идет от Едама, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое» ( Ис.63:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спрошу опять где, в какой Церкви можно найти такой умилительный обычай, соединяющий во Христе пастыря с пасомыми истинным братством, основанном на благоговейной любви? Может ли с этим сравниться холодное коленопреклонение римлян перед их первосвященником, несомым на троне над головами народа, которому Он недоступен? (Из Сочинений А. Муравьева). IX. Вознесение Господне Беседа 1, в которой излагается история праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа с догматическими и нравственными выводами I. Вознесение Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после Его преславного воскресения. В продолжение времени от воскресения Своего до вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с учениками Своими, а только по временам являлся им. Во время этих явлений Своих Он прежде уверял учеников в Своем воскресении, для чего неоднократно вкушал с ними пищу, – «ядый с ними и пияй и тем известнейшее воскресение Свое представляя» (Синакс.); а потом преподавал им наставление о предстоящем устройстве на земле Церкви Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него ( Деян.1:3 ). При одном из таковых явлений на Галилейской горе находилось более пятисот человек – апостолы и многие из верующих. Увидевши Господа, они поклонились Ему, а некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это Он. Господь, приблизившись, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:17–20 ). В сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистой Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же предварительному наставлению, во Иерусалиме. Здесь в последний раз Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, – в последний раз снова заповедал им идти во весь мир для евангельской проповеди; и, повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, доколе не получат обещанного Утешителя – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А отсюда не менее важно и прямо христиански необходимо, чтобы Церковь истинная действительно была апостольскою, ибо как израильтянином был лишь тот, кто происходил от того или другого из двенадцати родоначальников всей этой ветхозаветной Церкви – двенадцати сыновей Иакова, так и еще более нужно, чтобы члены новозаветной Церкви – Нового Израиля – происходили верою своею, учением и всем строем Церкви своей от двенадцати апостолов, которые отсюда и названы основаниями Церкви и ее драгоценными камнями. И потому-то и в нашем христианском богослужении мы постоянно слышим воспоминание св. апостолов, день же памяти каждого из них отмечается в богослужении нашем как праздник церковный. Каждые ворота, далее, представлялись в видении тайнозрителя состоящими из одной жемчужины, очевидно небывалой по величине и исключительной по своей ценности, подобно тому как в Евангелии Господь и все Царство Небесное уподобил одной жемчужине (см.: Мф.13:45–46 ). Несомненно, и здесь указанием этим символизируется исключительное значение для нас нашего вступления в Церковь Христову. «Каждый вход, каждая дверь или ворота в Царство Божие есть драгоценность, бесценная жемчужина, несравнимая ни с какими редкостями и драгоценностями земными. Ибо, переступивши шаг один за сии таинственные двери, праведная душа насладится всеми услаждениями блаженной жизни» (Яковлев) 405 . 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ; Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Торжественный вход Господа в Иерусалим I. Мои мысли Приступая к описанию и этого праздника, я опять должен смиренно сознаться, что до исследования богослужения и это церковное торжество мне было далеко не ясно; и именно не ясно с самых существенных сторон (как потом вскрылось мне) смысла события. Вот зададимся сами вопросами: понимали мы доселе сущность этого праздника? как понимали? что, собственно, праздновали? чему радовались в этот праздник? Какие особенные, специальные, исключительно связанные с праздником чувства переживали? Или же не отдавали себе отчета? Задумаемся… А ведь праздник двунадесятый – великий по церковному сознанию. Да и самое слово – «торжественный» вход говорит об особой торжественности, «праздничности» этого дня. Конечно, всякий христианин в этот день торжествует. Но вопрос: чему? Да и нужно ли радоваться? Ведь Сам Виновник торжества Господь Спаситель, когда приближался к Иерусалиму, не только по-видимому не торжествовал, но даже скорбел. И скорбел так сильно, как это бывало с Ним исключительно редко: всего лишь три случая отмечает Евангелие. Иисус прослезился над гробом друга Лазаря, при виде плачущей Марии и пришедших с нею иудеев плачущих ( Ин. 11:33–35 ). Капли кровавого пота падали на землю в саду Гефсиманском ( Лк. 22:44 ) пред страданиями. И вот теперь рассказывается о слезах и плаче: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. Следовательно, событие было связано с скорбию. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:41–44 ). А в то же время вокруг было общее ликование. Тысячи народа шли возбужденно за Ним, крича «осанна!». И дети, – всегда они первые в таких случаях, – выделялись из толпы своими звонкими голосами, бежа впереди процессии, бросая ветки пальмовые и крича то же радостное: «осанна!», «благословен!» Даже «фарисеи из среды народа» (значит и они шли, только не кричали) с негодованием стали просить «Учителя» «запретить» это торжество «ученикам», а после и детям, продолжавшим кричать уже в храме ( Мф. 21:15 ; Лк. 19:39 ). Но Господь отклонил это, сказав: если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19:40 ), – это об учениках. А про детей в Церкви даже сослался на пророчество об этом торжестве: Да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Праздник доверия Богу Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения 17 мая, 2018 Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения Господь разлучается с нами – и обещает не покидать «до скончания века». Он предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор – принять это или не принять. Протоиерей Александр Ильяшенко Вознесение — таинственный и в чем-то парадоксальный праздник, в нем есть как будто некое противоречие. Ведь Господь действительно разлучается с нами и возносится на Небеса. Вместе с тем Он обещает апостолам, а через них и нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Вспомним историю нашего спасения. Спаситель снизошел с Небес на землю, воплотился, родившись от Божией Матери, принял крещение на Иордане от Иоанна Предтечи, а потом 40 дней постился, готовясь выйти на проповедь. Более трех лет Он проповедовал, учил, творил чудеса, исцелял, воскрешал, был предан Своим учеником, принял голгофские страдания, был распят и воскрес. То есть случилось то, что Он заранее предрекал. В течение 40 дней Он являлся ученикам после Своего Воскресения, а потом — вознесся на Небо. Вот такая очевидная параллель — 40 дней Господь готовился, чтобы идти на проповедь, 40 дней Он являлся ученикам, пребывая с ними телесно здесь, на земле. Зная о Своем Вознесении, Он обнадежил своих учеников: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Он пообещал, что все будет хорошо, а ученики уже знали, что Господь исполняет обещанное… Поэтому, вопреки тому, что предстояла разлука, сердца апостолов наполнились радостью. В христианстве вообще очень многое парадоксально. Некая парадоксальность праздника Вознесения разрешается силой благодати Божией, силой веры, силой молитвы. Особенно это ощущается на богослужении — то, что Господь исполняет слово, сказанное ученикам, — быть с ними до скончания века. Эти слова относятся ко всем нам, к каждому. Ведь Господь рядом с каждым, другое дело, что мы не всегда осознаем это или не доверяем Ему.

http://pravmir.ru/prazdnik-doveriya-bogu...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Здравствуйте, братья и сестры. Прямой эфир радио «Радонеж», в студии протоиерей Андрей Ткачёв. Завтра праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех. На богослужении будет читаться вторая глава Послания к евреям, несколько стихов. Я вознамерился немножко почитать с вами Писание в начале нашей встречи, Послание к евреям. Священное Писание нагнетает смыслы по мере удаления от начала, и самые сложные тексты расположены в конце: они всё тяжелее и тяжелее для толкования. Вот Послание к евреям, а дальше остаётся только один Апокалипсис. Послание к евреям — один из таких тяжёлых текстов, но очень насыщенных. Там не просто даются рекомендации о жизни, а там даются догматы в тонких выражениях. Мы почитаем немножко сегодня, потому что там в первых двух главах говорится об ангелах. Итак, пропуская первые три стиха, скажем о том, что Господь Иисус Христос, Сын Божий — Наследник всего, через Которого мир сотворён. 1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Это цитаты из псалмов и Книги Царств. Дальше очень важно, мы остановимся здесь. 1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Вот на этом стихе я бы остановился. Тайна Святой Троицы не вполне была открыта сначала даже и ангелам, потому что ангелы при всей своей силе и уме не знают всего, они ограничены как творение Божие. Где-то в каком-то Катехизисе, но не в старом, а в каком-то из новых, я читал на эти стихи следующие слова: когда Отец явил ангельскому миру Сына Своего, то Он сказал: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии», — и вот тогда, возможно, дьявол возмутился, потому что тот, который был лучше всех из ангелов сотворённых, подумал, что чего это ещё он будет кланяться Кому-то ещё Первородному, Сыну Божиему, Слову Божиему. Может быть, здесь есть некое такое указание на эту первичную трагедию, которая совершилась в ангельском мире. Т.е. Сын Божий, Господь Иисус в воплощении, Божие Слово, Единородный Сын — Он выше всех ангелов, и ангелы должны Ему поклониться. Мы так это в Писании и видим, что Христос рождается, а ангелы поют: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Потом, надо Христа спасать — ангел Божий Иосифу возвещает: «Бери Отроча и Матерь, беги во Египет». Потом, любые события дальнейшей евангельской истории сопровождаются явлением ангелов и сослужением их, например: Христос в пустыне пребывает сорок дней — ангелы служат Ему; Христос в Гефсимании молится — ангел Божий укрепляет Его; Христос во гробе лежит — ангелы Божии окружают Его, а когда Он воскресает из мёртвых, то ангелы возвещают женам, что вы Иисуса ищете распятого, а Его здесь нету, Он восстал; вознесение Христово сопровождается присутствием ангелов и благовестием о возвращении Христа уже с небес второй раз на землю. Т.е. они служат Ему везде: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии».

http://pravoslavie.ru/82525.html

Проповедь Предстоятеля Русской Церкви за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры 28 мая 2009 г. 16:30 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В заключение богослужения Патриарх обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , иерархам, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня. Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса и вспомнили, конечно, о том, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в этой гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения Его в Божественную славу. И, наверное, Евангельская история была бы ущербной, если бы не было этого видения Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд Евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо. Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/659322.htm...

44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 44–45. Теперь дееписатель дает очерк жизни всей Апостольской Церкви. Он здесь указывает, в чем выражалось то братское общение членов Церкви между собою, которое в жизни новообращенных открылось как новое для них явление, как плод обновленной жизни духа. Прежде всего все верующие были вместе. К этой жизни всех в одном месте должно было склонять первых христиан уже то, что многие из них были временные посетители Иерусалима, пришедшие сюда на время праздника: они не имели в Иерусалиме своих собственных домов и по окончании праздника должны были возвратиться каждый в свое отечество. Но этой внешней причины, разумеется, недостаточно для объяснения данного явления. Здесь более и главным образом действовали внутренние причины. Уже то новое духовное состояние, которое они теперь испытывали и которого никто из не принадлежащих к Церкви не мог понять, которым они сами собою отделялись от прочего мира, собирало их в одно особое целое, связывающее членов своим единством воззрений, надежд, нравственного расположения и образа жизни. Далее тут должно было действовать желание каждого верующего быть ближе к апостолам, чтобы постоянно иметь возможность поучаться от них истинам Христовым, а также, чтобы ежедневно участвовать в христианском богослужении – при таинстве Евхаристии, первыми совершителями которого, конечно, были апостолы. Наконец, самое великое значение имела в этом случае та братская любовь, которая была первым отличительным признаком первых христиан, вследствие которой они имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Что в этом взаимном вспомоществовании не было ничего принужденного, определяемого законом, но что это было свободным делом братской любви каждого, – это ясно высказывает апостол Петр в своем обличении Анании и Сапфиры (5, 3–4). В жизни первых христиан мы видим, таким образом, осуществление заповеди Спасителя: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13, 34–35 ). С исполнением этой заповеди каждый христианин считает несогласным смотреть на свое имение, на свою собственность, как на то, чем он один должен только пользоваться; напротив, он думает, что Бог для того и наделил его бóльшими пред другими земными благами, чтобы он, движимый любовию, помогал нуждающимся братьям своим и таким образом с своей стороны именно этим приносил пользу обществу. Первые христиане считают себя братьями, членами одной семьи, в которой домохозяевами, наставниками и распорядителями являются апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Но на этом земном пути мы не остались одни и одиноки. С Вознесением Спасителя на Небо радость не оставила нас. Апостолы возвратились в Иерусалим с горы Елеонской «с радостию великою». И это была радость об обещанном Духе Святом – «Духе истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» ( Ин.14:17–19 ). Это обещание, эта новая встреча и жизнь со Христом исполняются в Пятидесятнице. Дух Святой сходит на апостолов, и рождается новозаветная Церковь , которая есть Тело Христово, в которой Он незримо живет, питая нас «бессмертной трапезой», связывая нас «союзом любви», пребывая с нами до скончания века. И потому и есть этот праздник Церкви – праздник Троицы, что в нем явлена полнота откровения Троицы в мире и это откровение явлено Церкви и Церковью. Только в Церкви вечно являет нам Христос Отца, и только Церковь «неосужденно и с дерзновением» может именовать Творца и Вседержителя «Отцом нашим». Только Церковь есть живое Тело Христа Сына Божия, и, наконец, вся эта полнота боговедения и богообщения осуществляется Духом Святым, живущим в Церкви. И потому вся жизнь Церкви есть непрестанное прославление «святой, единосущной и нераздельной Троицы», а Дух Святой открывает нам, что жизнь вечная и есть «да знают Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа». 2 Все эти мысли, или, вернее, весь этот реализм, эта вечная действительность Пятидесятницы, раскрываются в богослужениях этого дня, одних из самых насыщенных, самых «духоносных» из всех богослужений Православной Церкви. Мы не можем здесь сколько-нибудь пространно привести все песнопения и молитвы или пересказать все богатство и глубину их содержания. Проследим только кратко их общую структуру и попытаемся выявить их самые характерные особенности. Две главные темы, два «лейтмотива» проходят через все богослужения этих дней: с одной стороны – радость о пришествии Духа, утверждение Его пребывания в Церкви, раскрытие Его действий, как и всего откровения Святой Троицы, с другой же – мольба о том, чтобы Дух Святой пришел и вселился в каждого из нас, очистил бы нас и ввел в эту радость и полноту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010