Многие молитвы можно петь, а не читать. Взрослые и старшие дети поют, маленькие – подпевают Например, многие молитвы можно и хорошо петь, а не читать. Взрослые и старшие дети поют, совсем маленькие – подпевают. Это возможность участвовать в общей молитве для каждого из присутствующих, в том числе для малышей. То, что нужно читать, можно читать, чередуя чтецов. При этом удобно, если у каждого ребенка есть «своя» молитва в этом чередовании. Поклоны, в том числе земные, хотя бы немного, хотя бы один, помогают и телу включаться в молитву. И это тоже – разнообразие, это тоже помогает сохранять внимание. А отсутствие поклонов в день Причастия, в дни, когда поклонов не положено, помогают выделить эти особенные дни церковного календаря. Вот один, исключительно примерный, вариант. Просто для наглядности. Начало – начальные молитвы: «Царю Небесный» – поем хором. Святый Боже… – читает ребенок 7 лет. Слава и ныне, Пресвятая Троице… – ребенок 9–10 лет. «Господи, помилуй» трижды – ребенок 5 лет способен повторить. «Отче наш» – поем хором. Затем выбранные для домашнего правила «длинные молитвы» читают более взрослые дети и родители по очереди. В конце поем «Достойно есть». Великим постом наглядно-постно добавляется молитва Ефрема Сирина. Когда наступает Пасха, пасхальные часы празднично разбивают давнюю привычность правила. А потом, от Пасхи до Вознесения, правило немного меняется: «Христос воскресе» вместо «Царю Небесный», и «Ангел вопияше» вместо «Достойно есть». Так каждый день и мы, и наши дети, и даже малыши осознаем: это особенные дни, это Пасха. А потом, с Вознесения, мы начинаем наши молитвы сразу с чтения «Святый Боже» – и это снова особенное. И потом этот взрыв нового – на Троицу, впервые за почти два месяца: «Царю Небесный». И мы видим, слышим, чувствуем этот ритм церковного богослужения, которое таким пусть слабеньким, но все же эхом отражается и в жизни семьи. Я знаю семью, в которой правило одно и то же всю жизнь семьи, вот уже почти 30 лет: это вечерние молитвы, без «Господи, Царю Небесный», «Что Ти принесу» и затем до «Достойно есть».

http://pravoslavie.ru/118314.html

К особенностям при богослужении в сей праздник относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей на утрени: после евангелия священник Молитвою освящает древесные ветви и раздает их предстоящим. Принявшие из рук его древесную ветвь в тоже время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая еврейских детей, сретивших Господа и воспевавших славу сыну Давидову; кроме сего стояние с ваиями при богослужении выражает знамение духовной победы Иисуса Христа над смертью и адом. На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни по-славянски по-русски Бог Господь и явися нам, составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господне. Бог Господь (наш) и явися нам! Составьте праздник и с веселием прийдите будем величать Христа, с ваиями и ветвями, в песнях восклицая: Благословен, идущий во имя Господа Спасителя нашего! ( Пс.117:2628 ). Тропарь по-славянски по-русски 1-й Общее воскресение прежде Тоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! 2-й Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим и воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Христе Боже! Ты пред Своими страданиями уверяя во всеобщем воскресении (мертвых), воскресил Лазаря из мертвых; посему и мы, подобно отрокам (еврейским), нося знаки победы (над смертью), Тебе победителю смерти взываем: осанна в вышних! Благословен, идущий во имя Господне! Христе Боже наш! Мы, которые чрез крещение погребены были с Тобою, чрез воскресение Твое удостоены бессмертной жизни; посему воспевая Тебя и взываем, осанна в вышних! Благословен, идущий во имя Господа! Величание Величаем Тя, живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен грядый во имя Господне. 9. Вознесение Господне На литургии поются особенные праздничные антифоны, в которых пророчески изображается божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни: Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем. По-русски ирмос сей значит: «Тебя непостижимо и невыразимо сделавшуюся материю Бога, неизреченно родившую во времени безвременного, мы верные единомысленно величаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Принятая обычаем система распределения распевов ограничивает их обширный круг известными только избранными песнопениями и, таким образом, облегчает изучение их, предупреждает произвол и разногласие певцов в выборе певческого материала при разных случаях. Без этой же системы не только многим певцам, но и двема, сошедшимся и привыкшим к разным распевам, было бы петь невозможно. Но принятая система распределения распевов сверх того много способствует разнообразию и торжественности и самого богослужения. Она позволяет клиросным певцам не только различать в церковном пении службы праздничные, заупокойные, великопостные, повседневный и частные, но и в каждом богослужении оттенять того или другого рода песнопения, которые и в древней Церкви различались частью оттенками своих напевов (в знаменном пении), а, главным образом, стихотворным построением (в греческом подлиннике). При богослужении ныне по напеву мы слышим, стихира ли поется, или тропарь, или же канон. Иногда даже одни и те же песнопения поются различно, смотря по месту и значению, усвоенному им церковным Уставом. Так ирмосы поются более кратким, катавасия же и особенно задостойники (9-я п. канона) более протяженным напевом; «Исайе ликуй», в чине венчания и хиротонии поется особым напевом, чем в ряду ирмосов 5 гласа; «Бог Господь» 4 гласа вне ряда тропарей празднуемого дня поется не обычным напевом, а греческим 34 . С другой стороны, обилие напевов позволяет важнейшие постоянные в богослужении песнопения петь в разные дни различными напевами. Так песнопения: «Свете тихий», полиелей «Взбранной Воеводе», «Единородный Сыне», херувимская песнь и «Достойно» имеют по несколько напевов 35 . Другие песнопения изменяются в своем напеве при их повторении сообразно различному составу поющих лиц: один напев песнопения мы слышим из уст священнослужителей, другой – на клиросе. Таковы, напр. «Придите поклонимся» и другие песнопения на литургии при архиерейском служении, а также величания, поемые священнослужителями величественно и протяженно (знаменным распевом), клиросными же певцами кратко и скоро (киевским, или же обычным напевом). Такое разнообразие пения придает богослужению особую торжественность. Сокращенные напевы усвоены практикой особенно молебным пениям и другим частным службам, протяженность которых, за их иногда громадным количеством, становится неудобной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

882 В Мясоп. субб. в разные годы глас Октоиха бывает различный; но в субботу пред 50-цею всегда 6-й, потому что в предыдущее воскресенье положен 6 гл. 883 В Цв. Триоди для субб. пред 50-цею помещены следующ. мученичны 6 гл.: Мученицы твои, Господи... (это есть 2 мученичен стихир на Господи, воззвах Октоиха). Мучившиися тебе ради... (это есть 1 мучен. стиховенных стихир Окт.). Страстотерпцы мученицы... (это есть 3 мучен, стих, на Господи, воззв. Окт.). Затем следуют те же мертвенны и та же Слава, что в Триоди Постной; на И ныне же–воскресный богородичен 6 гл. Эти мертвенны в Тр. Постн. названы: «подобны». 884 Чит. подстрочное примечание, помещенное в 22 гл. 2 ч. настоящего исследования (о богослужнии накануне субботы 1 седмицы). 885 Чит. примечание, помещенное здесь в графе 1-й (о субб. заупок. богослужении в период времени пения Октоиха). 886 В Цв. Тр. для субб. пред 50-цею помещены следующ. стихиры на стих. 6 гл.: Крест твой, Господи... без припева (это есть 2 мучен. стиховенных стих. Окт.). Ты мя почтил еси .. с припевом Души их во благих водворятся (это есть мертвен стихов, стих. Окт). Да мне достояние прочих... с припевом: Блажени. яже избрал и приял еси, Господи (этого мертв. нет в стихов. Стих. 6 гл. Окт.: мертвен в них помещен только один). Слава и И ныне-те же, что в Тр. Постной. 887 Тр Цв., указав на начальные молитвословия панихиды и на 50 Пс., присовокупляет: «и абие поем настоящий мертвенный канон во усыпальнице... Песнь 1. глас 6, ирмос: Яко по суху пешествовав»... 889 На повечерии накануне субб. пред 50-цею уместен будет канон того святого из Минеи, память которого придется в эту субботу. 891 В Цв. Тр. для субб. пред 50-цею помещены мученичны 3, 2 и 4 из субб. службы 6 гл. Окт. Слава, мертвен: В селениих избранных..., которого в этой суб. службе Окт. не имеется. И ныне, богородич. 1 стихословия: Благословенную нарекий... Пред тем мученичном, который в Цв. Тр. помещен на 1 место, припева нет, пред следующим – припев: Дивен Бог..., и, наконец, пред последннм: Воззваша праведнини.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

иконою Спасителя нашего, я приношу смиренно и сердечно благодарность всем и каждому из вас, призывая на вас Божия благословения, земные и небесные, и благословляю те минуты, в который выражал я решимость не расставаться с занимаемою мною должностью. Наконец, прошу ваших молитв на продолжение моего служения, пока, аще Бог изволит, не осуществится предсказание сердца и преп. Сергием восприятый в младенчестве да обрету под старость вселения на покой временный и вечный, под кровом обители его ученика, свят. игумена Сторожевского». 31 Не только Москва, но отчасти и Петербург отозвался на юбилейное празднество, происходившее 26-го апреля на московском Саввинском подворье. С.-Петербургский горный институт незадолго пред тем праздновавший свой столетний юбилей и в числе своих почетных гостей имевший московского викария, епископа Дмитровского Леонида, как своего бывшего питомца, теперь, в свою очередь, сам поспешил на юбилей к этому достойнейшему питомцу с почтительным коллективным адресом. Составленный институтом по сему случаю адрес предварительно быль напечатан и препровожден к юбиляру в нескольких экземплярах, из коих один был доставлен мне в Витебск от самого юбиляра. Вот содержите этого адреса: «Преосвященнейшему Леониду, епископу Дмитровскому, викарию Московскому: Горный институт почтительнейше приносит вашему преосвященству искреннейшее поздравление, по случаю совершившегося пятнадцатилетнего достославного служения вашего в епископском сане. Праздник, устроенный в Москве в честь вашу, преосвященнейший владыко, есть, вместе с тем, и праздник горного института – вы его питомец!.. Между именами воспитанников этого заведения, прославивших себя и место своего воспитания, между теми именами, которыми институт наш вправе гордиться, имя вашего преосвященства записано неизгладимыми чертами. Но и по многим другим воспоминаниям оно дорого и родственно ему: горный институт не забудет тех чувств, которые вы благоволили ему выразить с такою любовью в достопамятную для него эпоху – во время его столетнего юбилея. К торжественному дню института вы нарочно прибыли в С.-Петербург, чтобы совершить богослужение в церкви близкого вашему сердцу заведения, в котором провели вы некогда золотые годы юности. При святительском предстательстве вашего преосвященства, наши теплые молитвы были вознесены ко Всевышнему и низвели на праздник наше осенение Его благодатию. Равномерно, горный институте начал второе столетие своего существования с вашего архипастырского благословения – не счастливое ли это для него предзнаменование!.. Узы, связующие горный институт с вами, досточтимый архипастырь, неразрывны; они основаны на горячей любви, братской привязанности, благородной признательности и глубоком уважении.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

237, и 25 мая, л. 243 на об. показано: Хвалитные стихиры святого 4. Слава – святого. И ныне – праздника (или богородичен, прибавлено 25 мая). б) 10 мая, л. 237 на об., и 21 мая, л. 241 на об., стихиры праздника 3, святого (21 мая святых) 3. Слава – святого (21 мая святых). И ныне – праздника. в) В общем же уставе о богослужении седмичных дней после Пасхи, л. 362, говорится: «Аще имать святый полиелей, на хвалитех стихиры праздника Триоди 3, стиховна утренняя 866 , и святого 3, Слава – святого, И ныне – праздника». 8 мая, л. 232 на об., показано: На хвалитех стихиры праздника 3 и великого святого 3. Слава – великого святого. И ныне – праздника. После хвалитных стихир не следует читать: Слава, и ныне. Тебе слава подобает...; потому что на Славу и на И ныне были пропеты песнопения хвалитных стихир, но – прямо: Слава тебе, показавшему нам свет (Тип., л 360 на об.) и славословие великое, которое читается, а не поется, если не случится святой, имеющий славословие. Слава тебе, показавшему нам свет. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Славословие великое (поется). После славословия утреня продолжается и оканчивается по – простодневному, если святой не имеет славословия. Следов., после славословия должна быть ектения: Исполним утреннюю молитву... (Тип., л. 360 на об.), и т. д. Утреня оканчивается по-праздничному. Утреня оканчивается по-праздничному. Стихиры иа стиховне праздника с праздничными припевами. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святого нет, то – Слава, и ныне – праздника (Тип., л. 360 на об., 361 и 362). По трисвятом – тропари. Относительно тропарей Типикон делает только два кратких замечания: на л. 361 сказано, что в понед. Антипасхи – тропарь праздника: Запечатану гробу...; на л. 362 говорится вообще: тропарь воскресный, Слава – святого, И ныне, богородичен 1 или праздника. Еще в Цветной Триоди для вторника 4 седм., или нед. Разслабленного, указаны тропарь воскресный и богородичен его. Краткость указаний объясняется тем, что, как видно из 52 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Однако, все изданные поныне сборники этого пения и по количеству, и по качеству напевов, стоят ниже действительной обычной клиросно-певческой практики в России, так что иногда приходится читать их и вместе удивляться, почему в них упущены многие известнейшие и достойные церковного употребления напевы, и почему иные из них изложены в худшей редакции, чем какую они имеют в действительном клиросном пении. Отсюда вытекает потребность, не следуя слепо таким сборникам, выслеживать лучшие живые образцы обычного церковного пения и продолжать собрание их, очищая их редакцию более строгой критикой. А это дело потребует также приложения сил, познаний и не мало времени. Затем, нельзя ограничить обычное пение лишь одними малыми или сокращенными распевами, хотя бы и в незначительных приходских церквах. Древний певческий обычай, согласно церковному уставу, отличает особой торжественностью не только великие праздники, но и важнейшие песнопения в каждом богослужении. Таковы многие не сменяемые песнопения богослужения, очень часто не надписанные гласом, песнопения, сопровождающие, более или менее, важные священнодействия, наконец, заключительные песнопения, в том или другом их ряду, наприм., богородичны догматики, катавасии и другие, которые должны быть петы более протяженными и торжественными напевами, чем рядовые песнопения. Этими то напевами и должны быть непременно дополнены наши сборники обычного пения. д). Пение в школах. Иностранцы упрекают нас в том, что доселе у нас нет надлежащего методического руководства для преподавания церковного пения в наших школах 14 . Недостаток этот преувеличен 15 . Однако, желательно, чтобы с развитием теории и практики нашего церковного пения, и наши учебные руководства и пособия для школ приняли иной, лучший вид, как в методическом, так и в техническом отношениях. Но у нас действительно совершенно не имеется особых нотных изданий для общенародного церковного пения, как предмета у нас еще нового и потому недостаточно обоснованного. Впрочем, общенародное пение, как простейшее и обычное по своему составу, не должно затруднить в выборе напевов, когда более точно определится предмет и порядок общенародного пения при богослужении, потому что очевидно, что народ должен петь в церкви не новое что-либо, а часть того же, что доселе пелось только на клиросах; выделение же из сборников клиросного пения простейших напевов для народного употребления не составит особого труда и будет делом скорее издателей нотных книг, чем мастеров церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

42. Изображение херувимов в образе человеческом, но с крыльями, и поставление сих изображений над ковчегом завета выражало, что они как высшие духовные существа удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его и благоговейно служат Ему, приникая в тайны нашего спасения. 43. Праздники сии были следующие: субботы, Пасха и праздник опресноков, Пятидесятница (установлен в память Синайского законодательства и для принесения благодарения Богу за новые плоды земные), праздник труб, день очищения, праздник кущей, новомесячия — начало каждого нового месяца, освящавшееся жертвоприношениями. Кроме того, особенными празднествами для израильтян были: субботний год, или седьмой, и юбилейный, или 50-й год. 44. Числ.3:5-13; 8:5-22; 1:5-53. Сначала Аарон и его сыновья получили особенное посвящение для священнослужения пред Богом в Скинии; после к ним присоединено всё колено Левиино. Священнослужение собственно принадлежало Аарону и сыновьям его и их потомству; первосвященство принадлежало старшему в роде его; прочие потомки его были священниками, а прочие из колена Левия назывались вообще левитами, которые служили при скинии, исполняя низшие обязанности: носили скинию и ее принадлежности, охраняли их, помогали священникам при богослужении, некоторые из них были певцами и музыкантами, книгочиями и судьями по гражданским делам и т.д. 45. Кадис, или Кадис-Варни — местность на границе земли обетованной, близ горы Сеир, на юге Палестины. 46. Числ.21:4-9. Вознесенный в пустыне змей, — по выражению св. Григория Нисского, — есть знамение крестного таинства, чему ясно учит Слово Божие, когда говорит: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Иоан.3:14). 47. Аварим представляет собою собственно цепь гор, идущих против Иерихона по ту сторону Иордана, в земле Моавитской. Моисей видел землю обетованную с вершины горы Нево; вершина эта носила наименование Фасги. 48. Гора Ор находилась на границе Идумеи и Палестины, близ Кадиса, к югу от Мертвого моря. — Аарон умер еще за год до кончины Моисея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

LXXII. Речь в день 25-летия Рижской женской Ломоносовской гимназии 76 . О благодарности к Господу за исполнившееся двадцатипятилетие школы Ломоносовская гимназия ныне празднует двадцатипятилетие своей жизни; при этом она молитвой оканчивает своё двадцатипятилетие и молитвой начинает следующую свою жизнь. О чём же ныне прилично молиться? На рубеже одного периода времени оканчивающегося, а другого начинающегося, в богослужении естественно благодарить и просить Господа. Те, кому дано было ведать делами гимназии и кто знает содержание все протекшей её жизни, – знают, за что следует в настоящий день вознести благодарные молитвы к Господу, за какие дарованные Им блага гимназии... Из отчёта, который предположено читать на акте настоящего праздника, будут знать эти блага и все присутствующие на этом торжестве. Теперь же можно сказать то, что один тот факт, что назад тому 25 лет, при обстоятельствах трудных и неблагоприятных сравнительно с настоящим, в г. Риге была основана русская женская гимназия, свидетельствует об особенном благословении Божьем, а вслед за тем – о том же благословении ещё с большей очевидностью свидетельствует то, что эта гимназия доблестно и плодотворно совершила 25-тилетие своей жизни. Содержание же сей жизни, подробный и частные благие явления оной, имеющие быть изображёнными в гимназическом отчёте за 25-ти летнее существование гимназии, представят многие доказательства многих и различных благословений и благодеяний Божьих. Вот за что при настоящем богослужении первым долгом должна быть вознесена к Господу благодарная молитва . Но чья? Прежде всего самой гимназии, т. е. начальствующих в гимназии и ведающих ею и учащих и учащихся в оной, – далее служивших в ней и учившихся, ибо она для них близкое и, так сказать, родное учреждение, связанное с их жизнью, – и наконец, – всего русского здешнего общества, потому что Ломоносовская женская гимназия есть русская гимназия, по свойствам своим, целям и задачам, отвечающая желаниям русского общества, которое считает её своей и радуется радостями её жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

—154— тургии, являющийся переводом чина и канона римско-католической мессы, в который вплетены там и тут без надлежащего порядка части английской службы св. причастия (279–290, особ. 281). В главе восьмой дается свод свидетельских показаний по предметам, перечисленным выше (291). В результате оказывается, что закон, относящийся до ведения богослужения и до принадлежностей церковных, нигде точно не соблюдается (292). Есть грехи упущения, есть и нарушения закона, состоящие в прибавках к богослужению (293). Из первых главный – пропуск афанасиева символа (294), затем – несоблюдение праздничных дней, в том числе – Вознесения; отсутствие катехизации (см. 68), замалчивание об Ember Days (295). Что касается прибавок к богослужению, то значение их лежит в их внешнем сходстве с формами римско-католического богослужения. Таковы: особые литургийные облачения, Confiteor, престольные свечи, каждение, Lavabo, обрядовое смешение воды и вина, облатки, положение священника у престола, закрывающее движение рук, звонки за литургией и конечное евангелие. Многие ритуалисты, верные сыны английской Церкви, отрицают, говорит отчет, сходство этих особенностей с римско-католическими богослужебными формами, утверждая, что они возникли и практиковались в древности, до появления римских излишеств, не содержат никакого вредного символизма и находятся в согласии с учением молитвослова и церковным английским правом. Но если устранить совсем вопрос о сходстве останется сомнение относительно возможности примирить показной, изысканный церемониал с духом английской церкви. По мнению комиссии, символизм культа обусловливается отчасти национальным характером и индивидуальным темпераментом, отчасти – особыми обстоятельствами времени. Поэтому употребление св. воды, Tenebrae, омовение престола, Benediction и пасхальная свеча были оставлены в XVI в. (296). Существуют ритуальные особенности – главным образом в храмах бедныхъ приходов Лондона и по прибрежным —155— городам на юге Англии – символизующие учение, осуждаемое английскою церковью. Таковы: возвышение даров, коленопреклонения, канон мессы, слова «Ессе Agnus Dei», публичное сохранение запасных даров, частные мессы, литургии без причастников и детские евхаристии. Общая тенденция этих особенностей – придавать присутствии (помимо причащения) народа за литургией «quasi – сакраментальную действенность», видеть в освященных элементах предметы для адорации и воздавать им почести, приличествующие Самому Господу (297). Молитвы и гимны Богородице и святым, а также «суеверное почитание священных изображений» относятся комиссией к тому же классу ритуальных особенностей, выражающих учение, отвергаемое английскою церковью (298). Знаменательно, однако, что молитвенное призывание Пресв. Девы и святых и почитание священных изображений отстаиваются англиканами как кафолические обычаи (299).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010