В 1946 г. возобновились богослужения в липецкой кладбищенской Преображенской ц. К 1948 г. на территории Л. о. было открыто ок. 30 храмов. В том же году уполномоченные Совета по делам РПЦ получили право не регистрировать духовенство, имевшее судимость. Священнослужители и церковные общины были вынуждены выплачивать завышенные налоги, ужесточалась борьба с «нелегальной религиозной деятельностью». В 1954 г., после образования Л. о., вся ее территория вошла в состав Воронежской и Липецкой епархии. По данным на 1 янв. 1955 г., в Л. о. насчитывалось 30 церквей и молитвенный дом, в штате состоял 51 священник. С июня 1954 по 1 янв. 1955 г. в облисполком поступило 34 ходатайства об открытии 11 церквей, однако ни одно из них не было удовлетворено (ГАЛО. Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 1. Л. 64-65). Местные власти проводили «разъяснительную работу» в населенных пунктах, жители к-рых просили об открытии церквей, священникам запрещалось участвовать в организации коллективных прошений. Постепенно количество таких обращений сокращалось, из-за постоянных отказов верующие не видели смысла подавать новые ходатайства (Там же. Л. 47). Со 2-й пол. 50-х гг. XX в. усилилось экономическое давление на священнослужителей и приходы. В этот период не менее 9 священников бедных приходов Л. о. были вынуждены оставить службу как «несостоятельные плательщики». С июля 1963 г. при гор- и райисполкомах создавались комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о культах. Их деятельность была направлена на усиление наблюдения за жизнью приходов и активизацию вмешательства в нее. В Липецке была уничтожена Вознесенская ц., в Ельце взорваны Сретенская ц. и Троицкий храм в Засосенской слободе, в некоторых селах закрыты переданные ранее верующим храмы. Если до 1962 г. в Л. о. действовал 31 храм, то к 1971 г. их осталось 25. К нач. 70-х гг. XX в. в городах продолжали действовать 8 храмов, в Липецке и Ельце было по 2 прихода. В областном центре на праздничные богослужения в храмы при их небольшой вместимости приходило до 3 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

В послед. Мясопустной субботы не говорится о литии за усопших после 1 часа. В послед. суббот 2, 3 и 4 седм. Великого поста не говорится о литии за усопших после 1 часа. На часах Тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Тропарь: Глубиною мудрости... Тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи, яко благ... Слава, Помяни, Господи, яко благ... Кондак: Со святыми упокой... Кондак: Со святыми упокой... Кондак: Со святыми упокой... На литургии Златоуста После изобразительных псалмов на 3 антифоне – блаженны гласа из Октоиха на 6. Блаженны из канона Триоди 3 и 6 песни, обе на 8. Блаженны гласа из Октоиха на 6. По входе – тропари: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе я стену, и пристанище... Тропарь: Глубиною мудрости... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище.. Тропари: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище... Прокимен гл. 6: Веселитеся о Господе... со стихом: Блажени, их же оставишеся беззакония, – и заупокойный: Души их во благих водворятся. Прокимен гл. 6: Души их во благих водворятся... со стихом: В тебе, Господи, воздвигох душу мою... Прокимен: Веселитеся о Господе... со стихом: Блажени, их же оставишася беззакония, – и заупокойный: Души их во благих водворятся. Апостолы – рядовой и заупокойный: Солун.,зач. 270: Братие, не хощу вас не ведети... Апостолы: Коринф. зач. 146 и заупокойный Солун., зач. 270. Апостолы – в субботу 2 седм.Евр., зач. 309 и заупокойный Солун., зач. 270. В субб. 3 седм. Евр., зач. 325 и заупокойный Солун., зач. 270. В субб. 4 седм. Евр., зач. 313 и заупокойный Коринф., зач. 163. Аллилуиарий: Воззваша праведни... со стих.: Многи скорби праведным... и Блажени, яже избрал... Аллилуиарий: Блажени, яже избрал... со стих.: И память их в род и род... Аллилуиарий: Воззваша праведнии... со стих.:Многи скорби праведным...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

А) относительно состава заупокойного богослужения в седмичные дни мы найдем следующее: а) В определении Московского, 1667 г., собора сказано: «Егда совершается поминовение о усопших, третины, девятины, сорочины, годины, или во ино время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребении, кроме стихир, блаженны, апостола и евангелия, и целования, в конце же службы или по отпусте ходят и на гроб, поюще: Со духи праведных, и прочая; диакон ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, возглас: Яко ты еси воскресение и отпуст по обычаю за упокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святей литургии чтется апостол и евангелие дне и усопшему, святому же на литургии не чтется ни апостол, ни евангелие того ради, от панихиды в вечер оставляется апостол и евангелие, яко да чтется во святей литургии. По заамвонней же молитве абие поют: Со духи праведных, и прочая; таже диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, и по возгласе: Яко ты еси воскресение, и абие Буди имя Господне, якоже и в Служебнике напечатано есть на л. 440. По отпусте же святыя литургии ходят и на гроб паки, аще тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст за упокой». По смыслу этого постановления главные черты заупокойного богослужения суть следующие: накануне поминального дня после вечерни – панихида (та самая, устав которой изложен в 14 гл. Типикона, а последование в субботней службе 1 гласа Октоиха), и по окончании ее лития на могиле почившего; утром – заупокойная литургия и на ней – заупокойные апостол и евангелие, а по заамвонной молитве лития; по окончании литургии – та же лития на могиле. А так как в постановлении собора они указаны без различия по отношению к дням, то ясно, что применимы в равной степени и к субботним, и к седмичным. Нельзя этого сказать только о воскресных днях, потому что хотя соборным постановлением не исключены и сии дни, но они исключаются из числа поминальных дней, как выше мы уже заметили, Типиконом и Номоканоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

св. и Вел. четверт., л. 339 на об.). Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной 907 . Книги, в которых напечатаны. Листы либо страницы 1. Песнопения, употребляющиеся на различных службах. Воскресные тропари 8 гласов, напр., 1 гл.: Камени запечатану..., 2 гл.: Егда снисшел еси к смерти... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Богородичны воскресных тропарей, напр., 1 гл.: Гавриилу вещавшу тебе, Дево...; 2 гл.: Вся паче смысла... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Воскресные кондаки 8 гласов, напр., 1 гл.: Воскресл еси, яко Бог..., 2 гл.: Воскресл еси от гроба... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалт. Часослов. Дневные тропари, поемые в седмичные и субботние дни, напр., в понедельник 4 гл.: Небесных воинств архистратизи..., во вторник 2 гл.: Память праведного... и др. Типикон. Общая Минея. 237 на об. Часослов. Богородичны дневных тропарей, напр., в понедельник: Воспитавшейся во храме.., во вторник: Божественного быхом... и др 908 . Типикон. Часослов. Дневные кондаки, напр., в понедельник 2 гл.: Архистратизи Божии..., во вторник 2 гл: Пророче Божий... и др. Типикон. Тропари и кондаки двунадесятых праздников. Типикон. 48, 49 и 50 Часослов. Тропари и кондаки великих святых. Часослов. Тропари и кондаки на разные числа в году. Типикон. След.Псалтирь. Богородичны 8 гласов, поемые в седмичные дни: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, а также и в субботу, после тропарей святых в конце вечерни, начале утрени на Бог Господь и конце утрени, напр., 1 гл.: Чудо чудес... и др. Типикон. След.Псалтирь. Общая Минея. 232 на об Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стихиры на Господи, воззвах праздника, писанные на хвалитех, три с повторением каждой, всего на 6, именно: Преславный днесь... 2, Дух святый бе... 2, Дух святый, свет... 2, Слава, и ныне, Царю небесный.. Вход. Премудрость, прости. Свете тихий. Вонмен. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен великий: Кто Бог велий, яко Бог наш. Ты еси Бог творяй чудеса, – со стихами. Диакон: Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся. Господи, помилуй 3 (Тип., л. 378). Все становятся на колена. Иерей, также став на колена и обратись лицом к народу, читает молитву: Пречисто, нескверне, безначальне...; за ней другую: Благословен еси, Господи Владыко Вседержителю... Диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй 3. (Служба в нед. Пентикостия. Спб. 1888 г., стр. 58). Пресвятую, пречистую, преблагословенную... Тебе, Господи. Возглас: Твое бо есть еже миловати... Аминь. Ектения: Рцем вси... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Диакон: Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся. Господи, помилуй 3 (там же, стр. 61). Коленопреклонение по-вышеуказанному. Иерей читает молитву: Господи Иисусе Христе Боже наш...; за ней – еще молитву: Господи, Господи, избавлей нас... Диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави... Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую... Тебе. Господи. Возглас: Благоволением и благостию единородного Сына твоего... Аминь. Сподоби, Господи... Диакон: Паки и паки, преклонше колена. Господу помолимся. Господи, помилуй 3. (стр. 65). Коленопреклонение по-вышеуказанному. Священник читает молитву: Приснотекущий, животный... за ней – еще молитву: Боже великий и вечный...; наконец, и еще молитву: Боже великий и вышний... Диакон: Заступи, спаси, помилуй, востави... Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую... Тебе, Господи. Возглас: Ты бо еси упование душ и телес наших... Аминь. Ектения: Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Праздники знаменуют различные стадии ежегодного аграрного цикла, и празднование урожая сочетается в них с вознесением хвалы и жертвенным приношением Богу, Который обеспечил все это изобилие. Некоторые праздники связаны с историческими событиями. Несмотря на то что с формальной точки зрения суббота не является праздником, в этом перечне она фигурирует в силу своего особого значения, и это дает возможность понять, как древние исчисляли время. У других народов древнего Ближнего Востока календари отличаются большей осведомленностью о луне и солнце, поскольку эти светила ассоциировались с главными богами языческого пантеона. Израильский календарь не оставляет без внимания лунный и солнечный циклы, но придает меньшее значение равноденствию и солнцестоянию (каковые иногда рассматривались как столкновение солнечных и лунных богов). Ввиду того что земледельческие работы по необходимости связаны с солнечным циклом, лунный календарь, используемый на всем древнем Ближнем Востоке, приходилось периодически приводить в соответствие с солнечным циклом. Это делалось путем добавления укороченного тринадцатого месяца. 23:3. Священное собрание по субботам. Священные собрания – важный элемент религиозной жизни многих народов Древнего мира. Это были общенародные или локальные собрания людей для совместного, публичного богослужения. Ради них люди оставляли все свои обычные занятия. Мы не знаем, что происходило на этих собраниях, помимо совместного совершения ритуалов. В более поздние времена собрания созывались для публичного чтения, но свидетельств об этом применительно к собраниям древнейшего периода недостаточно (см.: Втор. 31:10–13 ). Это единственное место, где священные собрания упоминаются в связи с субботой. 23:5. Пасха. Этот праздник связан с пасхальным жертвоприношением в память об исходе из Египта (подробно описанном в Исх. 12,13 ). Пасха начинается вечером четырнадцатого дня первого месяца (март-апрель). Ввиду того что в жертву должен был приноситься годовалый агнец, некоторые исследователи считают, что этот праздник зародился у скотоводов-кочевников, а позднее был приурочен к земледельческому празднику опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пасхальные традиции по всей вселенной Обычно проходит Светлая седмица – и особенность пасхальных дней как-то пропадает из нашей жизни. У детей – школа, с подготовкой к итоговым контрольным, зачетам, экзаменам. У родителей – работа… А ведь продолжается праздник Христова Воскресения, и хотелось бы не забывать об этом в суете рабочих будней. Дети постоянно что-то придумывают, мастерят, рисуют. Часто – свободно следуя своей неограниченной фантазии. Но эту фантазию иногда мы направляем, особенно если ребенок просит помочь с идеями. И здесь мы стараемся подсказать детям такие сюжеты, которые снова и снова напомнят нам о продолжающемся Празднике, а еще лучше – и научат чему-то. Например, мы делали своеобразные иллюстрации к Пасхальному канону. «Из гроба красное правды нам возсия Солнце» – эту фразу легко изобразить в красках или в аппликации. Мои дети нарисовали гроб, какие они бывают на иконах, и из этого гроба выходит огромное сияющее солнышко красного цвета. Фраза из канона обязательно выписывается внизу этого изображения. Таким образом, дети знакомятся с глубокими образами богослужения, запоминают их и вообще начинают представлять себе службу наполненной множеством образов и смыслов. А значит, все больше узнают о православном учении, значит, приближаются к образованию, настоящему образованию… В выходные можно продолжать ездить по монастырям, музеям, сохранившимся и восстановленным русским усадьбам. Иногда получается попасть на уличные пасхальные концерты – такой формат предполагает возможность проявления детского восторга или, наоборот, недовольства, а еще – можно в любой момент незаметно покинуть высокое собрание. А что же дома? Бесконечно биться на яйцах невозможно – и крашеные яйца однажды заканчиваются. Все-таки нельзя все шесть недель питаться этими продуктами. Катать деревянные яички тоже нельзя в течение полутора месяцев. И вот что мы придумали. Получается, что первая пасхальная седмица у нас совершенно особенная – это и богослужения, и звон колоколов, и русские традиции. А вот каждую следующую пасхальную неделю мы посвятили традициям какого-нибудь другого народа. Например, Греция – страна, в которой православные традиции также имеют свою многовековую историю. Куличи и пасхи у нас закончились – и мы готовим традиционные греческие пасхальные блюда. Это «цуреки» – такая булочка в форме косички, причем в серединку кладется вареное крашеное яичко (заново красим три-четыре штучки) – булка выпекается прямо с красным яйцом. Дети сами отыскивали в Интернете рецепты и пекли эту вкусную вещь. А еще готовим тот суп, которым греки разговляются в пасхальную ночь. Сытное и при этом легкое блюдо – суп из бараньих потрохов, мигарица. А заодно ищем рецепты других традиционных греческих блюд, и всю седмицу у нас получается что-то вроде «недели греческой кухни». Как греки проводят Страстную седмицу? Как встречают саму Пасху? Какие у них крестные ходы? Все это мы находим в Интернете, смотрим фотографии и видео. И все это оказывается не просто развлечением.

http://pravoslavie.ru/93000.html

В ходе дальнейшего углубления темы совмещения богословского опыта с философским инструментарием Д. изучил наследие Филона Александрийского (Philon d " Alexandrie, 1958). Вопреки распространенному мнению Д. считал, что Филону вовсе не свойствен религ. синкретизм. Д. имеет ряд исследований, в которых рассматриваются патристические свидетельства, касающиеся церковной археологии, древней символики и истории церковного богослужения: в кн. «Bible et Liturgie» (Библия и Литургия, 1951) объясняется смысл церковных таинств (Крещение, Миропомазание и Евхаристия), церковных праздников и богослужений (седмичный цикл, Пасха, Вознесение, Пятидесятница), раскрываются исторические особенности сложившихся внешних форм таинств и богослужений. В кн. «Les symboles chrétiens primitifs» (Древнейшие христианские символы, 1961) дается объяснение раннехрист. символики: напр., раскрывается значение такого распространенного символа, как «рыба» (греч. ΙΧΘΥΣ ранние христиане прочитывали как Ιησος Χριστς Θεο Υς Σωτρ - Иисус Христос Божий Сын Спаситель), при посредстве др. символа - «вода живая»: рыбы - это христиане, обитающие в воде живой, к-рую им дает Христос. В этом же ключе написана кн. «Les Anges et leur mission, d " après les Pères de l " Église» (Ангелы и их служение по учению отцов Церкви, 1952): в древние времена ангелы занимали больше места в жизни Церкви, поскольку духовная сторона самой жизни была шире (Ibid. P. 94-95), что отвечало эллинистической тоске по умопостигаемому миру (Ibid. P. 97). Они повсюду: в Писании, мире, душе. Они не стремятся сами получить славу, но желают только распространить Божественную. Они - идеальные апостолы, исполняющие свое служение, не переставая при этом созерцать Троицу и не впадая в прелесть самолюбования (Ibid. P. 116). Их основная задача - приготовление к жизни во Христе (Ibid. P. 115): на пути духовного восхождения душа проходит через ангельские чины, к-рые вводят ее в познание, но на этом душа не останавливается. Церковно-исторические исследования

http://pravenc.ru/text/168806.html

От того-то греческий распев применён у нас не ко всему годичному кругу богослужения и известен не во всех его видах. Из наших нотных книг мы не можем получить понятия о протяжном мелодическом пении священников (παπαδικν). о широко развитых мелодиях херувимской песни, причастного стиха и многих праздничных песнопений (χερουβικν, καλοφονικν). Мы не находим в них целого отдела напевов стихирарных (στιχηραρικ), а также песнопений литургии, служб заупокойных и пр. Для прочих же песнопений мы имеем лишь по одному напеву, тогда как в греческой Церкви их существует множество. При патр. Никоне и его преемниках заимствованы в Россию лишь распевы средний и малый, которые и применены, главным образом, к пению тропарей и ирмосов смешанно, без ясного их разграничения, без соответственных их происхождению, составу и употреблению надписаний. Правда в изданиях капеллы мы имеем значительное количество ирмосов, утреню, антифоны греческого распева, но и здесь нет полного годичного круга богослужения, ирмосы же, по самому их надписанию, носят название сокращённого греческого распева. Таким образом, переводы греческого распева в России не имеют надлежаще полной системы подлинного греческого пение. Они не доведены до конца и представляют собой лишь коллекции напевов дополнительных к существовавшим уже в России другим распевам, особенно же к столповому или знаменному. Но переводы эти и по своему качеству не выдерживают вполне свойств подлинного греческого пения. Причиной того были с одной стороны трудность применения иностранных напевов к славянскому тексту, с другой недостаток певческой эрудиции наших певцов 17 века и, наконец, их склонность к западно-европейским приёмам пения. И распевание однородного текста одних песнопений по напеву других большими распевами нельзя назвать делом лёгким. Затруднение к тому представляют особенно разность количества слогов и слов текста и разность размещение в них ударений. Но ещё труднее применять напевы текста оригинального иностранного к переводному, стихометрического к прозаическому, снабжённого членами и долгими гласными к тексту, не имеющему этих особенностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Что касается пения καλοφωνικν, т. е доброгласного, то оно имеет такой же характер, но изобилует украшениями и большей искусственностью мелодий, и представляет собой вид пения украшенного и распространенного. К этой последней категории относятся напевы более новые по происхождению, рода χερουβικν. Κρατηματριον есть пение почти без слов. Распространенными напевами особенно поются: херувимская песнь, причастные стихи, аллилуиа и проч. 2 . Но протяженные и украшенные напевы слишком замедляют богослужение и, сверх того, для их исполнения требуют хороших голосовых средств и хорошо подготовленных певцов, а потому далеко не везде и не всегда удобны и возможны. 254 Поэтому в греческих церквах повсюду существуют в постоянном употреблении еще два вида напевов: средний по протяженности и малый или краткий. Средний вид напевов (ργοσντομον) употребителен в средние праздники церковные и в обычные воскресные дни. Здесь не встречается неумеренного развития мелодии и обилия украшений, утомляющих чувство и ослабляющих выражение. Напевы эти имеют более твердости и решительности в своем движении и представляют собой лучшую часть греческого богослужебного пения. Напевы этого вида особенно свойственны стихирам и потому называются стихирарными (στιχηραρικ). Они имеют характер умеренный, свойственный выражению молитвы спокойной и, вместе полной, без задержек и растянутости. Они также подразделяются на более живые, куда относятся подобны (προσμοια), и более медленные, к коим принадлежат стихиры самогласны (διμελα); а также на древние и новые. К этой именно категории относится наибольшая часть мелодий греческого церковного осмогласия с более или менее ясными приметами того или другого гласа, равно как и большая часть приведенных нами ниже образцов греческого пения. 255 3 . Есть наконец в Греческой церкви и напевы краткие или малые (σντομα). Напевы эти, в их большинстве, имея назначение для богослужения вне торжественных случаев, обыкновенно не излагаются письменно, а сохраняются устным преданием. Из богослужебных праздничных песнопений они свойственны особенно ирмосам и потому называются ирмологийными (ερμολογικ). Это – пение краткое с силлабическим складом и оживленным мелодическим движением. Оно весьма хорошо служит для выражения отдельных порывов чувства или для восторга энтузиазма. Однако и в ряду этих напевов есть более живые и менее живые. Первые свойственны рядовым ирмосам, последние – катавасиям (καταβασα). Некоторые из ирмологийных напевов имеют движение веселое и даже, можно сказать, игривое и совершенно чужды той величавой важности, которая свойственна вообще христианскому богослужению и богослужебному пению. Причинами тому служат, конечно, как словесное содержание этого вида песнопений, не заключающих в себе чувств скорбных, так и их многочисленность, неудобная для пения протяженного, и, наконец, отсутствие во время их пения замедляющих богослужение священнодействий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010