Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, – Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения расправы со стороны иудейских властей, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал: «Мир вам». Они смутились и испугались, думая, что видят призрак. Но Иисус сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; потрогайте Меня и рассмотрите; ведь, дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа, но от радости они еще не вполне верили и дивились. Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: «Есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?» Ученики подали Ему часть печеной рыбы и меда в сотах. Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах». Тогда отверз Господь им ум к уразумению Писаний, т. е. дал им способность понимать Священное Писание . Заканчивая Свою беседу с учениками, Иисус Христос вторично сказал им: «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас». Сказав это, Спаситель дунул на них, и говорит им: «Примите Духа Святою. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». После этого воскресший Господь в течении сорока дней многократно являлся своим ученикам и последоваятелям, беседовал с ними, наставлял и укреплял в вере. Последнее земное явление Господа было в день Его вознесения на небо. Из богослужения Пасхи Христовой На крестном ходе, стихира глас 6: Воскресение Твое, Христе Спасе‚/ангели поют на небесех‚/и нас на земли сподоби/ чистым сердцем Тебе славити. Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя. На утрене тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых‚/смертию смерть поправ/и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И что же? Как и перед Пасхою, пост, несомненно, содействует духу. Правда, враг стал искушать с другой стороны – раздражением и осуждением. Но Бог помог и это заметать. В результате поста, думаю я, и создалось в значительной степени то радостное настроение, о котором и писал уже. И на другой день (то есть в воскресенье), особенно на вечерне, Господь даровал Свою милость ощутительно. Посему верю, что такое приготовление – от Вознесения до Пятидесятницы – и впредь должно повторять. Да и что особенного? Вот и сербы пред причащением дня по два почти совсем не едят. А всю неделю не употребляют ни мясо, ни молоко. Неужели не воздержаться пред таким единственный днем в году, ради получения большой благодати Святого Духа? О смерти Перед всенощным богослужением я заболел, но настроение у меня пред праздниками было таково, что я не только не смутился этим, а даже и смерти захотелось, как желанного конца земных страданий – тихой пристани. И сердце даже обрадовалось этому. И такие чувства невольно связались у меня с праздником Святой Троицы. Теперь для христианина не страшно помереть; ибо пришел Сын Примиритель, Дух Утешитель. Впрочем, я мало рассуждал, а только ощутил радостное желание смерти. Несомненно, это чувство было поверхностно, ибо когда смерть придет, то будет, вероятно, тяжело. Однако благодарю Господа и за мимолетное даже ощущение. Ведь даже самая мысль о легкости и желанности смерти – есть уже ценность. Есть Божий дар. Но и святые страшились мучений: например, святая Мавра боялась мук сначала. Святой Акакий говорит, что он пред мучениями страшился; а во время самых мук почувствовал твердость. Святые апостолы до Пятидесятницы были боязливы – страха ради иудейска скрывались; апостол Петр с клятвами отрекся от Христа Господа; все разбежались при первой же встрече стражи в Гефсиманском саду. А после сошествия Святого Духа сделались бесстрашными: когда их принуждали не говорить о имени Иисуса, угрожая наказаниями, Петр и Иоанн ответили: судите: справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали! ( Деян. 4:19–20 ). А прежде отрекался с клятвою, что не знает Сего Человека ( Мф. 26:72 ). Когда же его и других били в синедрионе, то они пошли оттуда радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян. 5:41 ). И продолжали всякий день в храме и по домам… учить и благовествовать… ( Деян. 5:42 ). Господи! Дай и нам такую крепость и благодать!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из вышеприведенных выписок мы видим, что нагота Господа связана с обнажением падшего Адама. Прежде греха прародители не замечали, что они – наги. И только после этого у них обоих «открылись глаза», и они вдруг заметили, что они наги. Следовательно, в невинном состоянии люди не замечали бы своей наготы, как малые дети и доселе не стыдятся этого. Одежда же – «опоясание» из смоковных листьев (см.: Быт. 3:7 ), а потом и Сам Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (ст. 21). Значит, одежды суть знак нашей греховности. Господь же пришел для того, чтобы возвратить людей «в первое благородие». Поэтому, как безгрешный и греха отнюд не ведый (2 янв. хвалитна утрени), и Сам входит [в воду] телесно нагим, и хочет облечь людей в благодатную одежду нетления. Какая же это одежда? Нам, неопытным, это невозможно и представить себе. Но вот что говорит нам Церковь в богослужении: нетления одежда самотворится для достойных (5 янв. 7-я песнь канона повечерия). Можно бы сказать еще, что святой Симеон Новый Богослов беседовал с ангелом, купаясь в воде, и не стыдился. Некий святой ходил в женскую половину бани, не стыдясь. Нам известен случай, когда некий угодник Божий вышел к посетителям нагим… Конечно, это – не нашей меры! Вот что могли мы сказать о наготе Господа при крещении Его. Апостол Павел говорит, что у верующих во Христа нет мужеского пола, ни женского ( Гал. 3:28 ). Сам Господь сказал саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:29–30 ). И нужно нам помнить слова апостола Павла: есть тело душевное, есть тело и духовное… и как мы носили образ перстного Адама, будем носить и образ Небесного, то есть Христа ( 1Кор. 15:44, 49 ). А Христос по воскресении Своем имел тело особое, а не каково теперь наше: он входил через затворенные двери; являлся Клеопе и Луке в одежде, а потом за вечерей мгновенно исчез; одежды его прежние остались во гробе, отдельно от головного плата; наконец, Он вознесся.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И люди, с прародителей, впали в плен диаволу. А что есть его держава, это видно из Священного Писания и из горького опыта жизни человечества. У апостола Павла читаем, что Господь для того и пришел на землю, чтобы смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ). То же самое говорит и апостол Иоанн: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ). И когда диавол искушал Господа в пустыне, то показал Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне ( Мф. 4:8–9 ). Дать кому-либо можно лишь то, что принадлежит тебе: иначе как будешь распоряжаться чужим, а не своим? И Сам Господь называет диавола «князем мира сего» ( Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ). И Церковь часто говорит в своих богослужениях о «смертной державе» его. А какова была сила его над людьми, видно и из того, что он покушался прельстить Самого Господа (см.: Мф. 4:2–11 ); и в Евангелии указывается множество случаев изгнания Господом из людей и бесов. И с какою властью, безбоязненностью и силою! Я всегда удивлялся этому. И со Христом – мы сильны. Опыт же жизни истории человечества говорит нам, что без Него, без Христа, бесы имели и доселе имеют страшную силу над человеком. Сообщу о том, что слышал я от английского миссионера в Лондоне: «Кто не был среди язычников, тот не знает еще силы диавола над некрещеными. И лишь там, среди них, видишь воочию его господство». Да так и должно быть! Не иначе! Без Христа Спасителя род человеческий находился в плену у диавола. И для исхищения от этого плена и нужен был Избавитель ( Рим. 11:26 ). Он не мог быть человеком, так как сам подлежал бы освобождению; не мог быть и ангелом, ибо и пленитель-диавол сам был ангелом. Избавителем мог быть лишь Всесильный Господь Бог . И Он был послан Отцом Небесным для этого. Но не сразу после падения прародителей. А прошло несколько тысяч лет. Для чего? – Для того, чтобы люди сами узрели, до какой степени падения может дойти человек без Божией помощи и что нет иного помощника, кроме Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Духа, живущую и действующую в нем ( 3Цар.18:12 ; 4Цар.2:15–16 ). Сирах пишет о великом пророке: «Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навел на них глад и ревностию своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свел трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мертвого от смерти и из ада словом Вышнего. Ты низвел царей в пагубу и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесен вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределен в обличительных пророчествах на времена будущие, утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовию» ( Сир.48:1–11 ). Составитель первой книги Маккавейской с похвалою упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностию закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию ( Мф.16:14 ). В день Преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Ап. Петр, бывший очевидцем преображения Господня, желал, между прочим, сотворить едину сень и Илии. От времен апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне ее непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии, св. Амвросий Медиоланский 832 , Августин 833 и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст , беседуя в храме Св. мучеников в день пророка Илии, между прочим, произнес о нем: «Множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель» 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Догматик – песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащее ряд догматов, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится учение Святой Церкви о двух естествах Христовых – Божеском и человеческом, о воплощении Сына Божия и т. д. Евхаристия (греч. «благодарение») – главнейшее из семи таинств Православной Церкви, совершаемое на Божественной литургии: приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых (Святых Тайн) и их причащение. В таинстве Евхаристии Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем на Тайной вечере: »…взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ); «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Апостол Павел называет Евхаристию возвещением смерти Господней: »…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ) – потому, что именно Голгофской жертвой, Своей крестной смертью Спаситель совершил таинство нашего искупления. В таинстве Евхаристии Хлеб и Вино таинственным наитием и действием Святого Духа претворяются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы. И если в других святых таинствах верующие получают благодатные дары Святого Духа, то в таинстве Евхаристии они приемлют в себя Самого Господа, соединяются с Ним и делаются причастными Его Божественного естества ( 2Пет. 1, 4 ). Ектения, или эктения (греч. «усердие», «протяженность»), – пространное молитвенное прошение к Богу, начинающееся словами: «Миром Господу помолимся». Возглашается диаконом либо (в отсутствие диакона) священником. Ектении – существенная часть богослужения, за которым, помимо великой у возглашаются еще три вида ектений: просительная (в которой молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна»; ангела мирного, верного наставника, хранителя души и телес; всего доброго и полезного душам; мира всему миру; безболезненной и непостыдной кончины жизни и доброго ответа на Страшном суде, и т. д.), сугубая (начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем») и малая, состоящая из трех возгласов и начинающаяся словами: «Паки и паки (то есть снова и снова) миром Господу помолимся». После каждого прошения на ектениях хор поет: «Господи, помилуй». Кроме четырех главных ектений есть еще две: ектения об оглашенных (произносится на литургии) и ектения об умерших (произносится на панихидах и при погребении умерших).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Обретается эта жизнь только в общении со Христом, а затем она пронизывает все вокруг нас – семью, дела, дружбу, и мы входим со всем этим в единство со Христом в Его Церкви. 10. Главное в жизни Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю, воплотился около двух тысяч лет назад. Показал в Себе Самом образец святой жизни, открыл Свое спасительное учение – Евангелие. Полноту Своей любви к нам явил нам в Своих неповинных страданиях за нас, Крестной смерти и Воскресении. И тем победил грех, ад и смерть. А далее произошло, на первый взгляд, непонятное событие – Вознесение: на глазах у Своих учеников Воскресший Спаситель телесно, зримо вознесся от земли в мир Небесной славы. Он победил – и покидает землю? Оставляет Своих учеников одних? Нет! В пятидесятый день по Воскресении из мертвых происходит величайшее событие – рождается Церковь Христова в Сошествии Святого Духа. Об этом говорил Сам Иисус Христос Своим ученикам незадолго до Своих страданий: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 16–18, 26). Церковь так воспевает это событие в праздничном богослужении: Когда Ты, Господи, послал Своего Духа на сидящих Апостолов, тогда еврейские дети, видя, изумлялись, ибо они слышали их, говорящих на иных странных языках так, как Дух давал им проповедовать; будучи неучеными, они сделались мудрыми и привлекли к вере народы, возвещали Божественное учение. Поэтому и мы взываем к Тебе: на земле явившийся и от прелести греховной и диавола нас избавивший, Господи, слава Тебе (стихира на литии праздника Пятидесятницы в русском переводе). В грехопадении человечество разделилось и раздробилось. Библейский образ Вавилонской башни показывает, что люди, искаженные грехом, замкнулись, обособились и вследствие этого перестали понимать друг друга. Мы должны признать, что в духовном смысле подобия Вавилонской башни многократно строились на земле, а может быть, и в нашей собственной жизни. Но участь этих «башен» одна – все они рассыпаются в прах, и люди отдаляются друг от друга еще больше. И это разделение, отдаление друг от друга отдельных людей и целых народов еще больше усиливают гнет греха и смерти, потому что все то, что не имеет в себе Христа и Его любви, недостойно вечности и не может иметь бессмертия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Святой Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесений Господнем. Это был день Иудейского праздника Пятидесятницы 92 . Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались вместе для молитвы. Здесь была и пресвятая Матерь Божия. В 9-м часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы озарились силою свыше и начали говорить на разных языках, никогда прежде им не учившись. Теперь только они вполне уразумели учение Иисуса Христа. Все слова Господни припомнились им с полною ясностью и представились в истинном их значении. Вместе с тем они приобрели бодрость и мужество к проповеданию св. веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием. Между тем, шум, которым было предварено сошествие Святого Духа, слышен был и другими. К дому, где находились апостолы, собралось много народа. Здесь были иудеи и прозелиты 93 из разных стран, прибывшие на праздник в Иерусалим. Слыша апостолов, проповедующих каждому на языке его страны, все изумлялись и дивились великому чуду Божию. Но некоторые осмелились и глумиться над апостолами, говоря: „они напились сладкого вина“. Тогда апостол Петр произнес проповедь, которая произвела сильное впечатление на слушателей. Он указал евреям на пророчество Иоиля о том, что во дни Мессии Бог в изобилии ниспошлет на верующих дары Святого Духа. После сего он начал говорить о Господе Иисусе Христе. „Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, говорил Апостол, вы взяли... и убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, чему все мы свидетели. Он, быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите“. Слушатели умилились сердцем и спрашивали апостолов: „что нам делать, мужие братие?“ Петр сказал им: „покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа“. Многие со всем усердием приняли слова Апостола, и крестилось тот день около трех тысяч человек. Так положено было начало Церкви христианской в Иерусалиме. Отношение Новозаветной священной истории к церковному богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Из приведенного текста видно, что событие Сошествия Святого Духа на апостолов, описанное апостолом Лукой в книге Деяний, было предсказано пророком Иоилем задолго до того, как оно произошло на самом деле и потому не было неожиданным для израильского народа. Святые же апостолы, кроме того, неоднократно слышали это от Самого Господа. Так в прощальной беседе с ними Иисус Христос сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Ин. 14; 15–17 ). Именно поэтому ученики Христа напряженно ожидали исполнения слов своего Учителя. В день Пятидесятницы апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией, некоторыми женами-мироносицами и другими последователями Христа собрались в Сионской горнице. И в тот час, когда народ собрался в храм для жертвоприношения и молитвы, произошли события, описанные в книге Деяний. Дар «языков» – умение говорить на незнакомых языках – был дан апостолам промыслительно. Ведь завет Господа, данный Им перед Своим Вознесением – идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28; 19, 20 ) – исполнить без этого дара было бы невозможно. Троица. Пятидесятница Первая христианская проповедь, сказанная апостолом Петром, была кратка и проста, но так как его устами вещал Дух Святой, она не осталась без последствий. Влияние всего происходящего на окруживших Сионскую горницу людей было таково, что многие из них уверовали во Христа, всенародно покаялись в своих грехах и приняли Крещение, присоединившись к Церкви. Об этом свидетельствует книга Деяний: и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян. 2; 41 ). В этот день Единый Господь открыл людям еще одну тайну Своего внутреннего бытия, необходимую для нашего спасения. Ведь в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя узнали о Его Единородном Сыне, и только в день Пятидесятницы Сошествием Святого Духа на апостолов открылось существование и освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Евангельские повествования акцентируют внимание на окончании земного служения Спасителя, в то время как Деяния святых Апостолов рассказывают о начале апостольской проповеди . Этим объясняются некоторые различия в священных текстах, повествующих о Вознесении. Поскольку Вознесение Господне совершилось в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, то и празднуется оно в сороковой день после Пасхи. Этот двунадесятый праздник пасхального цикла всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе. В те сорок дней, что прошли после Воскресения Господня, Христос несколько раз являлся своим ученикам и укреплял их словом и благодатью для их дальнейшего апостольского служения. В одно из таких явлений Христос сказал ученикам о том, чтобы они собрались на сороковой день после Воскресения в Иерусалиме. В названный день апостолы собрались вместе. Господь явился им и, как говорит Евангелие, отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк. 24; 45 – 47 ). Этими словами Господь еще раз объяснил своим ученикам, почему была необходима его смерть на Кресте, и призвал их на проповедь, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых дальних стран на Земле и до всех народов, их населяющих. Все это Христос говорил по дороге в Вифанию, к горе Елеонской, находившейся на расстоянии около километра пути от Иерусалима. Достигнув этого места, Господь остановился, поднял руки, благословил своих учеников и стал подниматься вверх, в Небо. Пораженные ученики провожали своего Бога, ставшего ради них Человеком, восхищенными взглядами. Через какое-то время Христа окутало светлое облако, и Он стал невидим. В этот момент апостолам явились два мужа, одетые в светлые одежды и сказали им, что вознесшийся на Небо Христос придет на облаке в Своем Человеческом обличье так же внезапно и неожиданно, как и ушел. Ученики Христа с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с радостью возвратились в Иерусалим. Они радовались славе своего Учителя, Его божественности, своему великому призванию, явлению ангелов и обещанию Христа: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28; 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010