В самом деле, слова Спасителя о том, что Он Сам основывает Свою Церковь и что “врата ада не одолеют ее” (Мф 16:18), обетование радости, которой “никто не отнимет у вас” (Ин 16:22) оказываются в таком случае не более чем горькой насмешкой. В то время, когда создавались книги Нового Завета, Церковь еще была Церковью, а потом все куда-то очень быстро исчезло, потерялось, было подменено человеческими измышлениями. Грехи и заблуждения людей оказались сильнее Бога, история человечества на этот раз, увы, окончилась неудачей. Несмотря на такой плачевный итог, к которому, по мнению “церкви Христа”, пришло христианство, она предлагает нам попробовать еще раз. Конечно, нет никакой гарантии в том, что и на этот раз история Церкви не закончится растянувшимся на тысячи лет тупиком, ничтожеством и позором… Не видя и не узнавая последовательное, “многократное и многообразное” (Евр 1:1) действие Святого Духа в истории, сторонники “очищенного” христианства стремятся построить жизнь, опираясь на один лишь текст Библии. При этом авторитет текста покоится сам на себе: эти люди полагают, что священная Книга как бы упала к ним с неба в готовом виде. Но ведь то, что естественно для мусульманина, который верит в предсуществование Корана, или для иудея, который полагает, что Бог сверялся с текстом Торы, когда творил мир, — искать всю полноту истины в написанном тексте, в букве, — для христианина может стать печальным и унизительным рабством. Для нас Слово есть Лицо Божественной Троицы, и, как всякое личное начало, не может быть исчерпано человеческими словами и полностью изображено в виде последовательности букв на бумаге. Православный христианин верит в боговдохновенность евангельского текста, потому что находит в нем выражение того же Духа, который непрерывно живет в Церкви на протяжении всей ее истории. Если в нас живет Дух, в котором написаны священные тексты, нам нет нужды поклоняться букве Писания. Если же этого Духа в нас нет, нам не поможет ничто, и менее всего — слепая вера в букву. Перечисляя имена великих святых, подвижников и мучеников прошлого, Апостол говорит, что “Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11:40).” Конечно, слова о том, что совершенство праведных достигается не без нас, относятся не только к христианам апостольского века. История не оканчивается на святых прошлых времен; она продлевается “на малое время, пока и сотрудники их, и братья их… дополнят число (Откр 6:11).” Эта таинственная неполнота первоначальной Церкви, на которую указывает Писание, восполняется в ее последующей истории действием Духа, творящего “все новое (2 Кор 5:17)”. Маленькое зерно, прорастая, превращается в огромное дерево (Мф 13:31-32), и, как уже давно было замечено — странно обвинять дерево в том, что оно утратило внешнее сходство с зерном. А если оказывается, что в XX веке можно лишь в лучшем случае воспроизвести жизнь христиан I века, в чем тогда смысл нашего призвания в XX, а не в I веке?

http://pravmir.ru/ya-byl-v-moskovskoj-ce...

Иустина решают положительно. В творениях апологета к тому действительно предоставляется много поводов. Однако имеются и препятствия. Собственно догматические формулировки св. Иустина говорят о субрдинационизме. Напротив, образы, предлагаемые им для разумения Троицы, недвусмысленно подразумевают единосущие и равенство. Аналогии Троицы, подыскиваемые св. Иустином в античной философии, опять говорят нам о соподчинении и последовательном умалении. Аналогии Троицы, предлагаемые св. апологетом в античной мифологии в свою очередь снова указывают на единоприродность и равночестность. Мы не видим, как можно разрешить это противоречие иначе, как предположив, что, по-видимому, св. апологет различал вечную божественную реальность, в которой Отец, Сын и Дух различались не более чем огонь от огня, и домостроительную реальность Божественных Лиц в Их отношении к миру, в которой Сын поставляется на втором месте, а Дух на третьем, Сын действует через Духа и т.п. Однако серьёзных оснований для подобного предположения в самом тексте мы не находим, за исключением единственного места, где св. Иустин различает названия, которые Сын имеет “от служения воле Отеческой, и (названия, которые имеет) от рождения по воле Отца (Триф. 61)”. Посему примыкаем к общему мнению исследователей. В диалоге Иустин ссылается на “слова Духа” 26 раз, и Трифон, как ни малы его реплики, 4 раза. Не может не вызывать удивления, что при столь частых ссылках на Святого Духа как на безусловный авторитет, у св. Иустина, как, впрочем и у большинства апологетов, столь немногочисленны и робки попытки чётко определить то, что же они под ним понимают. Определённо можно сказать, что у св. Иустина Дух Святой явно не может мыслиться как сила, поскольку Сам выступает как податель силы (Триф. 113); Он также и не дар, ибо Сам является подателем даров Божественных (Триф. 87). В одном месте св. Иустин, словно суммируя все относящиеся к Нему эпитеты, называет Его “Божественным Святым пророчественным Духом (1Ап. 32)”. В данном контексте слово “Божественный” следует понимать как “исходящий, имеющий отношение к Богу (Отцу)”. По мнению Леонардова, причиной этой непроговоренности апологетов было чувство особого трепета пред существом данного предмета, и потому “гораздо чаще они высказывают чувство глубочайшего благоговения и искренней неподдельной веры в авторитет Слова Божия, нежели самостоятельно исследуют сущность вдохновения и его форму” . Подводя итоги нашему обзору, можно сказать, что в понимании св. Иустина Дух Святой есть - личность, сопричастная божественному естеству вместе с Отцом и Сыном, - подчинённая Отцу и Сыну, - действовавшая в истории Израиля, поставляя царей и вдохновляя пророков, - образовавшая Церковь, - имеющая сугубое дидактическое попечение о её членах, - изливающая дары и благодать на них, - уготовляющая человека для личной встречи с Богом, Тот, без Кого невозможно богообщение. Леонардов Д. Учение о боговдохновенности Св. Писания апологетов II в.//Вера и Разум. 1901. — Сс. 579-580.

http://pravoslavie.ru/1529.html

Когда апостолы писали Послания, вошедшие в Новый Завет , – и чуть позже, когда были записаны Евангелия, – Церковь уже существовала, проповедовала слова и деяния Христа, крестила новообращённых и совершала Евхаристию. Церковь , община верных, первична по отношению к Библии. Это Церковь создала Библию – не наоборот. Именно Церковь признала боговдохновенность Писаний Ветхого Завета, составила канон Писаний Нового Завета, совокупив их в единый состав. Христос не говорит: «Я оставлю вам книгу». Он говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Христос пребывает со Своей Церковью «во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), и Святой Дух наставляет её на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Поэтому важно помнить, что мы читаем Библию не в гордом одиночестве, а вместе с другими христианами, прислушиваясь к тому, как её понимали верующие люди до нас – особенно признанные Церковью Святые Отцы и толкователи. Очень хорошо и полезно читать не только сам библейский текст, но и толкования, которые в наши дни легко найти в интернете: святого Иоанна Златоуста , святителя Феофана Затворника и других признанных Церковью учителей веры. Все они увещевают нас к тому, чтобы мы постоянно читали Библию – это такая же необходимая часть нашей христианской жизни, как молитва. Приступая к чтению Писания Библия радикально отличается от любой другой книги; когда вы открываете Священное Писание , вы оказываетесь в особом присутствии Бога, Который обращается к вам через этот текст. Митрополит Антоний Сурожский пишет о своём обращении: «И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь – и вдруг повернёшься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Лука приводит родословную Иисуса, но при сравнении с родословной Матфея, замечается разница в приводимых именах, кроме того, родословная ведется не до Авраама, а до Адама. Почему так? А потому, что Лука пишет о Христе, как о Сыне Человеческом, и ему дано отметить в связи с этим две особые черты: 1) Линия рода Иисусова ведется по Марии, его матери, через Илия ее отца. (Иосиф был сыном Иакова, как написано у Мф. 1:16 , но, будучи нареченным мужем Марии, стал и сыном Илия, ее отца). Этим подчеркивается истинность человеческого естества в Иисусе Христе. 2) Родословная в данном случае не ограничивается Авраамом, как у Матфея, т. к. не имеет в виду особого отношения к дому Израилеву, а тянется до прародителей всего человечества, чтобы указать на связь Христа со всем человечеством и на то, что в Нем исполнилось обетование, данное человечеству о рождении Спасителя от семени жены ( Быт. 3:15 ). Иоанн, так же, как Марк не дает родословной, но по другой причине. Он утверждает во Христе Его Божественность, а потому никаким земным связям Христа не уделяет места. Зато с первых же слов евангелия Иоанн сообщает тайну Божественности Христа: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог». Итак, все четыре евангелия не противоречат друг другу, а дополняют одно другое и в общей симфонии дают образ Спасителя с четырех разных сторон Его служения, как Мессии: Царя, Раба, Человека и Бога. Если изучать евангелия в таком направлении, они приобретут особый смысл и содержание. Красота Христа и Его учения раскрываются в глубине Боговдохновенных строк всех четырех евангелий; они дают нам возможность видеть Христа во всей полноте. Надпись на кресте Критики убеждены, что факт несоответствия в сообщениях четырех евангелистов о надписи на кресте, доказывает не боговдохновенность этой части Св. Писания. Между тем, они выпускают из виду то обстоятельство, что Пилат, желая осветить вину, возводимую иудеями на Иисуса Христа, приказал сделать надпись на трех языках: а) Латинском, который являлся официальным языком римских владений; б) Греческом – языке литературы, науки и искусства того времени; в) Еврейском – языке данной страны. Поэтому правильнее было бы говорить о «надписях», а не о надписи. Подходя, таким образом, к этому вопросу легко представить себе идею Духа Святого – вдохновить каждого евангелиста записать одну надпись из трех, что в свою очередь может соответствовать и характеру каждого отдельного евангелия, дающего свой особенный образ Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Надо указать и еще один грех – недоверие Богу, которое возникает, если человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения Сына Божия. От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи – скрытый или явный ропот на Бога и Его промысл о себе. Ропот на Бога может привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству Вопросы для подготовки к исповеди: Веруешь ли в Отца и Сына и Святаго Духа? Веруешь ли во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ? Имеешь ли ты истинное познание о Боге? Стремишься ли изучить основы православной веры, понять богослужение, церковнославянский язык, изучать закон Божий? Нет ли у тебя сомнений в истинности Священного Писания и Предания (то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов)? Не сомневался ли ты в истинности учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например сомнения в евангельских заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры , в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий священной истории, празднуемых в Церкви, в Боговдохновенности святых отцов? Не было ли у тебя сомнения в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном присутствии в богослужении и в таинствах? Нет ли у тебя сомнений в своем бессмертии, в грядущем Страшном Суде! Нет ли у тебя сомнений в существовании Небесного воинства Ангелов и полчищ злых духов? Почитаешь ли Матерь Божию, святых мучеников, угодников Божиих? Хорошо ли знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их? Читаешь ли ежедневно Евангелие и Апостол? Читаешь ли ты книги религиозно-нравственного содержания? Не предпочитаешь ли им телевизор, газеты, журналы, легкомысленные художественные книги, типа любовных и детективных романов?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Послание это Церкви римской, несомненно есть искренний отголосок словес Апостолов. В нем находим учение: о восстановлении человека через покаяние, совершаемое в единении со Христом Искупителем, о боговдохновенности Священного Писания ; о действии Духа Святого на душу; о божестве Иисуса Христа; о сотворении миров; о власти иерархической, установленной в Церкви; о воскресении Иисуса Христа; о воскресении тел и о последнем суде. Нет ничего удивительного, что многие Церкви принимали Послание это за боговдохновенное, по качествам писавшего. В Кесарии Палестинской, оно читалось по Церквам еще в четвертом столетии; 800 и около того же времени Св. Кирилл епископ Иерусалимский ссылался на него, в подтверждение правого вероучения. 801 Древнейшие из писателей, 802 часто приводили оное с уважением. Церковь же Коринфская особенно хранила оное, как памятник апостольский. Знаменитый епископ Церкви этой, Дионисий писал о нем к Церкви римской в следующих словах: 803 «Сегодня празднуем священный день Господень и читали послание ваше, которое всегда будем читать, равно как и написанное к нам Климентом, как то, так и другое останутся для нас навсегда драгоценными поучениями». Лже-Клименство верный путь к папству Св. Клименту приписывалось еще другое послание к Коринфянам. Оно сделалось известным с четвертого столетия, но не считалось подлинным, потому что древние писатели о нем не упоминают. 804 То же сказать можно о прении Петра с Аппионом: и о других творениях обнародованных некоторыми уже по смерти Климента; 805 но в которых не заметно ни гениальности, ни учености этого апостольского мужа. 806 Прение Петра с Аппионом существует поныне под названием Бесед Лже-климентиновых. Хотя сочинение это и не принадлежит святому епископу римскому, но заслуживает внимания потому, что, бесспорно написано во втором веке эры христианской. 807       . Может статься, что Климент оставил даже некоторые заметки об ап. Петре, попавшие в руки неверным и которые были впоследствии обнародованы под его именем с добавлениями. По самому характеру Лже-клементин и по учению в них заключающемуся ясно, что они из источника иудейско-христианского. Находили в них следы заблуждений, которые Евионяне заимствовали от Керинфа, но места на какие указывали, темны, тогда как в других местах, совершенно ясных, заблуждения Керинфа и Евиона опровергаются; следственно творения эти исходят от источника более чистого, хотя все-таки иудейского, именно от Назореев. Цель сочинения, по-видимому, ясна: возвысить мнение об иудействующих христианах и двух апостолах, которых они считали своими наставниками – о Петре и Иакове иерусалимском. Первому приписывается там исключительное право учительства; а второму управление всей Церковью по внешности. Иудействующие же христиане изображаются, как единственные хранители истинного вероучения завещанного им от ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Признание Церковью священных книг Ветхого и Нового Завета каноническими равносильно признанию того, как мы выше упомянули, что эти книги писались по внушению от Духа Божия. Люди, с которыми Дух Божий входил в непосредственное общение, естественно должны были отличаться религиозно-нравственною жизнью в высшей степени: с другой стороны, чтобы правильно понять получаемое от Бога откровение и правильно передать его живым словом или письменно, священные писатели должны были иметь особый духовный ум, способный это сделать, или, что-то же, быть людьми богопросвещенными, боговдохновенными. Отсюда боговдохновенность священных писателей является необходимым условием истинного откровение Божия. Вопрос о сущности боговдохновенности идет с первых веков христианства и вырабатывается постепенно. Такие столпы Церкви и толкователи Священного Писания , как Ориген , блаженный Иероним , Василий Великий и Иоанн Златоуст , понимают боговдохновенность в смысле озарение или просвещение от Духа Святого, при чем личное сознание и вообще силы душевные священных писателей сохранялись в неприкосновенности и даже возводились к высшему совершенству. Определяя, таким образом, акт божественного вдохновения, указанные священные учителя Церкви не говорят, однако же, в чем состоит боговдохновенность собственно священных книг, все ли в них боговдохновенно, или же есть и человеческое, принадлежащее самим писателем. Тем не менее, как согласная с здравыми понятиями о Боге и человеке в их взаимном отношении, теория эта согласна в общем и с существом дела. Другие богословы, как-то: Иустин мученик , Тертуллиан и протестантские богословы 17 в. понимают боговдохновенность в том смысле, что священные писатели при написании священных книг были только тростью, органом Духа Божия, в экстазе чертили бессознательно слова откровения. И мысли, и слова, и буквы, и даже все знаки, внушены были Духом Божьим священным писателям; боговдохновенность, по этому взгляду, простирается решительно на всю Библию . Такой взгляд на боговдохновенность не может быть принят, потому что низводит личность священных писателей на степень магии, механически сообщающих божественную истину, при чем разумно-нравственная природа писателей убивается Самим Творцом, давшим им силы эти для развития.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Пророк точно обозначает, например, число лет жизни патриарха Ноя и не без цели. Этим показано величие долготерпения и снисхождения Господа к послепотопному человечеству 232 . Такая же точность заметна и в обозначении числа лет жизни Исаака ( Быт. 25:19–20 ). Причина в том, что далее рассказывается о неплодии Ревекки и о прекращении такового исключительно по молитве праведника 233 . Точен и рассказ Моисея о рождении от Адама Сифа „по виду и образу отца” ( Быт. 5:3 ). Здесь даётся знать о добродетельных свойствах последнего сына, в противоположность злым наклонностям Каина 234 . Точно указывается Моисеем и число душ, пришедших с патриархом Иаковом в Египет ( Быт. 46:26–27 ). Этим доказывается исполнение Божьего предсказания Аврааму о происхождении от него великого народа 235 . Такую же точность выражений, свидетельствующую о боговдохновенной мудрости и проницательности составителей, находит Иоанн Златоуст в псалмах 236 . Из писателей Нового Завета точность изложения, особенно при изложении высоких догматических истин, отмечается Златоустом у ап. Павла (ср. Кол. 1:16 ), и св. Иоанна ( Ин. 1:3 и др.) 237 . Вследствие такого свойства, в божественном Писании нельзя пропускать без внимания ни одного краткого изречения, ни даже одного слога 238 . Источником, производящим и это свойство Библии, также служит боговдохновенность. В Библии содержатся „не простые слова, но слова Духа Святого. Поэтому великое сокровище можно найти и в одном слоге” 239 . В то же время, при своей точности, св. Писания предлагают читателями вполне объективные и беспристрастные свидетельства истины. Мужи святой жизни, св. писатели в своих книгах чужды зависти, тщеславия и других чувств. Евангелист Матфей, например, совершенно беспристрастно говорит о тех апостолах, которые были предпочтены другим на горе Преображения ( Мф. 17:1 ). Евангелист Иоанн с полной правдивостью описывает все те отменные похвалы, которые были обращены Христом к ап. Петру и т. п. 240 . Благодаря происхождению через божественное вдохновение печать особенной духовной красоты и сверхъестественной чистоты лежит на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Сын человеческий у синоптиков есть также и Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Равным образом Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, Который принимает приглашение на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет над гробом Своего друга Лазаря.    Таким образом, синоптики и Иоанн взаимно друг друга дополняют и только в своей совокупности дают цельный образ Христа, каким он воспринят и проповедуется Церковью. Характер каждого из четырех Евангелий    Православное учение о боговдохновенности книг Священного Писания всегда держалось взгляда, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль, и слово, Дух Святой не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его над своими обыкновенными границами. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов, различаются построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями, различаются они между собой и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов. Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех евангелистов и обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано. Евангелие от Матфея    Евангелист Матфей, носивший также имя Левия, состоял в числе 12 апостолов Христовых. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то есть сборщиком налогов, и, как таковой, конечно, нелюбим своими соотечественниками — евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили неверным поработителям их народа и притесняли свой народ взиманием податей, причем в своем стремлении к наживе часто брали намного больше, чем следует. О своем призвании Матфей рассказывает в 9 главе своего Евангелия (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Чем же можно доказать, что в книгах Священного Писания содержится именно слово Божие? Апостол Петр во Втором послании своем говорит: «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человека, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Под человеками, изрекавшими пророчество, разумеются здесь пророки. Когда мужи эти говорили во имя Божие, то они, по словам апостола, были побуждаемы к тому Духом Святым. А так как Святой Дух есть Дух истины, то все слова, которые пророки изрекали, будучи движимы Духом Святым, должны быть истинными. Вот почему мы необходимо должны признать истинными словами Божиими все те слова, которые возвещены и записаны в священных книгах пророками от лица Божия. Подобно пророкам в Ветхом Завете говорили по внушению Духа Святого апостолы в Новом Завете. Об этом свидетельствует Господь Иисус Христос в следующих словах к апостолам: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»; а Дух Отца и есть именно Святой Дух. Но апостолы и пророки движимы были Духом Святым не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали то, что открывал им Бог . Об этом святой апостол Павел говорит: «все писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления к праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому делу пригоден». – Так, боговдохновенность пророков и апостолов служит первым неопровержимым доказательством того, что священные книги содержат в себе истинное слово Божие. Но это же Бог подтвердил еще особым образом. Когда Моисей, по повелению Божию, должен был идти к народу еврейскому и возвестить ему, что Бог хочет вывести его из Египта, то опасался, что евреи не поверят словам его, и так говорил Богу: «а если они не поверят мне и не послушают голоса моего, а скажут: не явился тебе Господь? Что сказать им?». В ответ на это Господь дал Моисею силу творить чудеса: по повелению Божию жезл Моисея превратился в змея, и рука его покрылась заразой. Подобных явлений сам Моисей не мог произвести собственною силою и собственным искусством. Каждое из них было делом всемогущей силы Божией. Посредством их Бог хотел именно удостоверить, что Моисей есть пророк и что слово его есть слово Божие. И это намерение Божие было достигнуто. Как только Моисей сотворил те чудеса, евреи поверили ему и возблагодарили Бога, благоволившего избавить их от рабства египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010