“Библия — книга о Боге, — продолжает Флоровский, — но библейский Бог — не Deus Absconditus [Бог Сокрытый], а Deus Revelatus [Бог Открытый]. Бог является и открывает Себя. Бог входит в человеческую жизнь. И Библия не просто человеческая летопись явлений и деяний Божиих. Она сама Богоявление. Она есть Весть Бога” 19 . Вся история является историей участия Бога в жизни Своего Творения, вся она — священная, хотя люди вносят в нее зло и грех. Церковь Христова, в которой по обетованию Спасителя действует Святой Дух, — самое полное выражение Священной истории в этом мире. Действие Святого Духа в истории не ограничивается только вдохновением пророков, хотя Символ веры обозначает лишь эту Его деятельность. Сразу по сотворению Вселенной “Дух Божий носился над водою” (Быт 1:2) — еще не структурированный мир был уже одухотворен благодатью Божией. Дух Святой действовал и в призвании судей израильских, и в духовном обновлении иудеев после вавилонского плена. Дух Господа — Божественный ruah — в древнем Израиле был известен как сила, действующая в истории, и Он же в виде огненных языков осенил Апостолов в день Пятидесятницы. Он не только внушает слова пророкам, Он творит и направляет исторические события, создает их прообразовательные взаимосвязи в истории. Ветхозаветные пророческие слова и символические события под влиянием Святого Духа предвещают пришествие Сына Божия. Боговдохновенность включает в себя также и толкователя Священного Писания. Действием Духа Церковь признает Писания боговдохновенными и включает их в священный канон. Его же внушением последователи Апостолов продолжили истолкование Священного Писания. В Церкви Боговдохновенность принимает форму проповеди, это — передача все того же опыта Христовой Благой Вести. Поэтому все действие Святого Духа в истории является истолковательным, как это формулирует еще один православный автор — священник Джон Брек: “Герменевтическое действие Святого Духа, Духа Истины, таким образом, относится к трем элементам, неразрывно связанным между собой: 1) историческое событие, 2) провозглашение спасительного значения этого события автором Священного Писания, и 3) толкование, то есть актуализация Церковью этого провозглашения на протяжении веков” 20 . Но важно не забывать, что Святой Дух истолковывает Им же созидаемую благодатную реальность.

http://pravmir.ru/ekzistentsiya-i-opyit-...

Боговдохновенность Писания . Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её боговдохновенность . Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом — руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой , — свидетельствует святой Апостол Петр, — но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21).   В славянском и русском языках мы обычно определяем Писания словом «священный», что означает имеющий в себе благодать, отражающий в себе веяние Святого Духа. Только к Евангелиям всегда прилагается слово «святое», и перед его чтением мы призываемся молиться о достойном слушании его: «И о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Слушать его мы обязаны стоя: «Прости (стоя) услышим святого Евангелия» чтение. При чтении же ветхозаветных писаний (паремий) и даже псалмов, если они не читаются как молитвы, а для назидания, как, например, кафизмы на утрени, Церковь разрешает сидеть. Слова ап. Павла «звезда от звезды различается во славе», применимы в отношении священных книг. Все Писания Боговдохновенны, но предмет их речи возвышает одни из них над другими: там иудеи и ветхозаветный закон, здесь — в Новом Завете — Спаситель Христос и Его Божественное учение. Что же составляет богодухновенность Писания? — Священные писатели находились под руководством, которое в высшие моменты переходит в озарение и даже прямое откровение Божие. «Я имел откровение Господне» — читаем у пророков, и у апп. Павла, и у Иоанна (в Апокалипсисе). Но при всем этом писатели пользуются обычными средствами познания. Для сведений о прошлом они обращаются к устному преданию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

§ 122. Понятие об этой важности и разделение главы Догматическая важность книг св. Писания состоит в том, что книги эти, как учит православная Церковь , писаны по вдохновению от Духа Святого, и, следовательно, содержат в себе не слово человеческое, но, воистину, слово Божье. Впрочем, в этом отношении Церковь полагает между ними и некоторое различие, называя одни книгами каноническими ( βιβλα κανονικ, κανονιζμενα), а другие – неканоническими υ κανονιζμενα, μ κεκανονισμενα, καννιστα) 493 . Под именем первых разумеются такие книги, которые, по преданию от самих посланников Божьих, приняты Церковью в канон ( καν ν – реестр, каталог) книг боговдохновенных, и предлагаются ею Верующим, как неизменное правило истины ( καν ν τς ληθιας), по выражению св. Исидора Пелусиота 494 ; или, скажем словами св. Афанасия Великого ,– такие книги, которые приняты в канон, преданы и веруются быти Божественными, которые суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в которых одних токмо благовествуется учение благочестия, и к которым никто да не прилагает, ниже да отъемлет от них что-либо 495 . Под именем же книг неканонических разумеются, по свидетельству того же знаменитого учителя Церкви, книги, не введённые в канон писаний боговдохновенных, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия 496 ,– книги назидательные и добрые, как говорит св. Иоанн Дамаскин , но не входящие в число, т. е. в канон 497 . Вследствие этого настоящая глава должна подразделяться на три члена: I) о боговдохновенности книг св. Писания, II) о книгах канонических св. Писания и III) о книгах неканонических. I. О БОГОВДОХНОВЕННОСТИ КНИГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ § 123. Боговдохновенность книг Ветхого Завета Веровать в боговдохновенность канонических книг Ветхого Завета имели достаточные основания и Иудеи, а ещё более имеем основание мы – Христиане. I. Для Иудеев такими основаниями служили: 1) Достоинство самого содержания этих книг. В них излагаются, как мы видели 498 , такое высокое учение веры, такие чистейшие правила нравственности, такие совершеннейшие законы обрядовые и политические, что Иудеи, пользуясь этими книгами, не могли, по одному уже этому, не быть убеждены в их нечеловеческом, Божественном происхождении. Кроме того, в числе прочих истин, в Ветхом Завете находятся и пророчества, из которых многие исполнились пред глазами самих же Иудеев, и представляли им новое, разительное доказательство Божественного происхождения их священных писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во-первых, по-видимому, противна православию сама мысль об историческом элементе в догматической стороне св. писания, как не совместная с боговдохновенностью писания, признаваемою православною церковью. По-видимому, при боговдохновенности писания, не может быть и речи об известной хотя бы незначительной доле человеческого, личного и временного элемента в писании. Но так кажется только на первый взгляд. Выше всякого сомнения, что православная церковь всегда считала писание боговдохновенным, не произведением ума человеческого, а творение Духа Божия; но, несомненно, также и то, что она понимала боговдохновенность следующим образом, хотя и не формулировала понятия о боговдохновенности в кратких и точных выражениях. По учению православной церкви, просвещаемые Духом Божиим мужи, находясь под влиянием или наитием св. Духа, не были в таком экстатическом состоянии, чтобы не сознавали того, что говорили, и лишались совершенно употребления своих способностей, как понимали боговдохновенность монтанисты, за что и обличали их отцы и учители церкви 69 , а владели сознанием и личными своими способностями, которых не парализовало влияние Духа Святого, а которые оно только подчиняло служению божественной истине, предохраняя их от уклонения в заблуждение. Дух Святой, делая их своими органами и сообщая чрез них людям свои истины, давал их уму только содержание, божественные истины, предоставляя выразить это содержание, эти истины, естественным их способностям, на языке свойственном тому или другому органу откровения, т. е. дать откровенным истинам тот или другой внешний порядок и связь, облечь мысли ума Божия в ту или другую словесную форму, хотя, конечно, и при этом Дух Божий не предоставлял св. писателей совершенно только самим себе. Дух Божий возвышал природные их способности, но нс отнимал у них природного их склада. Словом, по учению православной церкви, форма боговдохновенного писания в значительной степени зависела от личных особенностей органов откровения и содержание исключительно от Духа Божия, открывавшего чрез них людям божественные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

г) наконец, из того, что другой Апостол, именно Пётр, бывший в числе 12-ти, в своём послании, говоря о дне последнего суда, даже ссылается на учение св. Павла об этом предмете, и замечает, что Павел писал по данной ему премудрости ( 2Петр. 3, 15–16 . сн. Евр. 9, 26; 10, 25 ). В боговдохновенности же Евангелий Марка и Луки, равно как и Деяний Апостольских, написанных последним, убеждаемся из несомненного Апостольского предания, на основании которого все эти писания с самых первых веков Христианства постоянно считались в числе писаний Нового Завета канонических, т. е. боговдохновенных, наравне со всеми прочими. В частности, из этого предания мы узнаем: а) что Марк, спутник Петра ( 1Петр. 5, 13 ), написавший своё Евангелие по неотступной просьбе Римлян, изложил в нём не своё учение, а боговдохновенное учение, преподанное в Риме Апостолом Петром, который, кроме того, узнавши о том по откровению от Духа Святого, сам же и утвердил это Евангелие своим авторитетом для употребления в Церкви 501 ; б) что Лука, спутник Павлов ( Деян. 16, 10–20 ), точно так же заключил в письмена не своё Евангелие, но Евангелие, устно проповеданное Павлом, имевшим в себе Духа Божьего 502 ; в) и что Апостол Иоанн, живший долее прочих Евангелистов, прочитавши все три Евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки, равно одобрил их и утвердил истинность их содержания своим свидетельством 503 . 3) Впрочем, не касательно только Евангелий от Марка и от Луки и Деяний Апостольских, но и касательно всех книг Нового Завета надобно помнить, что учение о боговдохновенности их основывается, главным образом, на священном предании, которое от самих Апостолов непрерывно сохранилось и сохраняется в Церкви. Ясные следы его находим в сочинениях св. Климента Римского , Игнатия Богоносца , Афинагора, Иустина мученика 504 , Феофила Антиохийского , Иринея, Оригена , Григория Неокесарийского , Тертуллиана , Киприана, Илария 505 , Евсевия Кесарийского , Василия Великого , Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , Златоуста и бесчисленного множества других учителей Церкви четвёртого и всех последующих веков 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» , — сказал Господь (Деян. 1:7).   Боговдохновенность принадлежит не только Священному Писанию, но и Священному Преданию . Церковь признает их равными источниками веры, ибо то предание, которое выражает голос всей Церкви, есть также глас Духа Святого, живущего в Церкви. Богодухновенно также и все наше богослужение, как и поется в одной из молитв: «Истины свидетели и благочестия проповедники достойно почтим в богодухновенных песнях». Особенно боговдохновенна Литургия Святых Тайн, называемая высоким именем «Божественная Литургия» (Протопресвитер М. Помазанский). Но богодухновенность авторов священных книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.   Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты (Моисей) будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать — и будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15–16).   Подвергаясь постоянным гонениям за свои пророчества, Иеремия однажды решил совсем перестать проповедовать. Но не смог он долго противиться Богу, потому что пророческий дар «был в его сердце как бы горящий огонь, заключенный в его костях, и он истомился удерживая его» (Иер. 20:8–9).   Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви . По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — слово Божие. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. История возникновения Священных книг

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

При этом нам нет нужды вдаваться в литературные справки, потому что имена и мнения толкователей, признававших этот мессианский смысл, приводились нами (иногда дов. подробно) в соответственных местах нашего комментария. Мы только хотим несколько поподробнее раскрыть в применении к этим местам ту точку зрения (намеченную нами отчасти и в комментарии), с которой мессианский смысл оказывается в полном согласии со смыслом историческим. Мы видели, что св. отцы и многие из ученых христианских комментаторов четвертую речь пророка Малахии толкуют применительно к явлению св. Иоанна предтечи и Христа Спасителя. Между тем слушателям пророка должно было казаться, что предсказываемые явления произойдут сравнительно скоро. Тогда же мы сказали, что этим нисколько не подрывается законность христианского ретроспективного толкования (стр. 429–430). Это может дать повод к упреку нас в том, что мы признаем за пророчествами два смысла: в одном смысле говорил сам пророк и понимали его слушатели, а в другом толкует христианство . Мы согласны принять этот упрек лишь в той мере, в какой противопоставляется понимание слушателей пророка и христианское; но разве это первый пример того, что иудеи не понимали пророчеств в том смысле, в каком они действительно исполнились? Что же касается самого пророка, то утверждать это о нем можно бы было только в том случае, если не признавать его говорившим по вдохновению Духа Святого. Те, кто не верят в боговдохновенность свящ. писания, конечно, имеют право утверждать, что сам пророк думал совершенно так же, как понимали его слушатели. Для тех же, кто в боговдохновенность верит, не может быть никакого сомнение в том, что сам Малахия понимал свои пророчества в том смысле, в каком они позднее истолкованы в Евангелии. Но рассматриваемое затруднение не нуждалось бы и в нарочитом обсуждении, если бы оно было только простым вопросом веры или неверия. На самом деле вопрос глубже. Мы говорили, что слушатели Малахии должны были его понят так, как понимали; мы говорили, что если не иметь в руках Нового Завета, иначе его и нельзя понимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Сила Преображения распространяется и на произведения этого Духа — Творца красоты. Несозданное должно быть вечно. Есть какой–то смысл, какой–то логос творчества, нами еще невидимый и непостижимый. Отрицать его было бы величайшею бессмыслицею. Это значило бы отнимать божественный смысл назначения человека. Как это преображение произойдет, мы не ведаем и не хотим допытываться этого. Надо уметь в своих богословствованиях останавливаться у известного предела. Предел же это то, что по слову «Отца Православия», ангелы закрывают своими крыльями. Способность творить дана человеку, и ему она нужна, чтобы оправдать религиозно свое над ангелами превосходство и назначение. Нельзя, конечно, говорить о нужде и необходимости нашего творчества для Бога, так как Он вне всякой нужды и необходимости. Но нельзя думать, стоя на паламитской точке зрения, что Богу, так изволившему, оно было бы неугодно. Нельзя искусственно разрывать ту антологическую связь, что существует между духом человека и Духом Божиим. Красота, свойственная человеку и участвующая во всяком творчестве, исходит от Духа Параклита и Украсителя. Он есть ипостазированная Красота, и Он вдохновляет на всякое творчество. Вдохновение, выражаясь языком Паламы, есть одна из энергий Духа, как и другие Его действия (энергии). Боговдохновенность не ограничивается только рамками Свящ. Писания. В меньшей степени и не в том же значении боговдохновенность касается всякого пророка. А искусство есть пророчество. Это выход из рамок принудительных законов природы, выход эроса человеческого навстречу экстатическому Эросу Божественному. В этом экстатическом порыве духа человеческого не может не быть «помазания от Святого», напечатления на творящем духе нашем харизмы Духа Божия. Человек жаждет Красоты. Служа красоте, он может и должен служить Красоте Божественной. Но конечно его постоянно подстерегает опасность прелести, обольщения лже–красотой, темной красотой. Почему и есть благословенное творчество и неосвященное. Св. Василий Великий пишет: «От природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя по большей части одному то, а другому другое кажется прекрасным… Что же досточуднее Божией красоты?.. Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты; ни слово не может выразить, ни слух вместить. Наименуешь ли блеск денницы, или сияние луны, или свет солнца, — все это не достойно сравнения со славою и в уподоблении с истинным Светом оно далее отстоит от Него, чем глубокая ночь и ужасная тьма от самого ясного полудня… По причине ненасытимого желания созерцать божественную красоту святые мужи молились о том, чтобы зрение красоты Господней простиралось на всю вечную жизнь (Псал. 26, 4). Так люди по природе вожделевают прекрасного; в собственном же смысле прекрасно и достолюбезно благое; а благ — Бог; к благому же все стремится; следовательно все стремится к Богу»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

5 . В подтверждение своего учения и для большего обольщения людей будет творить чудеса, но не настоящие, а только кажущиеся такими, например, сводить с неба огонь и т.п., как подобные чудеса делали фараоновы мудрецы ( 2Сол.2:9 ). 6 . Антихрист будет добр к тем, которые уверуют в него, он запечатлеет их своею печатью, т. е. каким-то особенным знаком, на челе и на правой руке; но будет гнать и страшным образом мучить неверующих в него ( Откр.13:7–15 ). 7 . Он будет царствовать три года с половиною; наконец Господь поразит его Своею силою, т. е. убьет, и тогда последует второе пришествие Христово ( Дан.7:25 ; Откр.13:5 ; 2Сол.2:8 ). 8 . Царства Христова или Божия три: первое – весь мир, которое называется царством природы; второе – все верующие на земле, которое называется царством благодати; и третье – все блаженствующие на небе, которое называется царством славы. Слова: Егоже Царствию не будет конца относятся к царству славы. О восьмом члене Символа веры 1. Текст 8-го члена Символа веры . – 2. Содержание его. – 3. Значение названия Духа Святого Господом. – 4. Свидетельство Священного Писания о Божестве Святого Духа. – 5. Название Духа Святого Животворящим. – 6. Свидетельство Священного Писания о том, что Дух Святой дает жизнь тварям, особенно духовную людям. – 7. Значение слов: Иже от Отца исходящаго. – 8. Свидетельство Священного Писания об исхождении Духа Святого от Бога Отца. – 9. Неправильность учения западных церквей об исхождении Духа Святого и от Сына. – 10. Значение слов: Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима. – 11. Доказательство из Священного Писания равночестности Духа Святого с Отцом и Сыном. – 12. Значение слов: глаголавшаго Пророки. – 13. Свидетельство Священного Писания о Боговдохновенности пророков. – 14. Дух Святой говорил и чрез Апостолов, и причина, по которой об этом не упомянуто в Символе веры . – 15. Явление Святого Духа людям видимо и сообщение Его верующим. – 16. Свидетельство Священного Писания об этом сообщении. – 17. Средства для получения благодати Святого Духа. – 18. Свидетельство об этом Священного Писания. – 19. Главнейшие дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   Библия распространилась в миллионных тиражах на всем земном шаре, но не понизилось ли благоговейное отношение к ней в людских массах? Это относится к внутренней деятельности христианства.    Но вот подошли новые обстоятельства извне. Библия оказалась поставленной лицом к лицу с научными изысканиями геологии, палеонтологии, археологии. Из-под земли явился почти неведомый доселе мир прошлого, определяемый в современной науке возрастом в огромное число тысячелетий. Враги религии не преминули использовать данные науки в качестве оружия против Библии. Выставили ее на помост суда, говоря словами Пилата: «Не слышишь ли, сколько на тебя свидетельствуют?»    В этих условиях нам надлежит верить в святость Библии, ее правоту, ее ценность, ее исключительное величие, как книги книг, подлинной книги человечества. Наше дело – ограждать самих себя от смущения. Писания Ветхого Завета входят в соприкосновение с современными теориями науки. Поэтому заглянем в ветхозаветные Писания по их существу. Что же касается науки, то объективная, беспристрастная, подлинная наука – сама в своих выводах будет свидетельницей правды Библии. О. Иоанн Кронштадтский наставляет: «Когда усумнишься в истине какого-либо лица или события, описываемого в Священном Писании, тогда вспомни, что все «Писание Боговдохновенное есть,» как говорит Апостол, значит – истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственные сказания, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, то ты погрешаешь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть сам Бог.» Боговдохновенность священных Писаний    В СЛАВЯНСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ мы обычно определяем Писания словом «священный,» что означает имеющий в себе благодать, отражающий в себе веяние Святого Духа. Только к Евангелиям всегда прилагается слово «святое,» и перед его чтением мы призываемся молиться о достойном слушании его: «И о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим.» Слушать его мы обязаны стоя: «Прости (стоя) услышим святого Евангелия» чтение. При чтении же ветхозаветных писаний (паремий) и даже псалмов, если они не читаются как молитвы, а для назидания, как, например, кафизмы на утрени, Церковь разрешает сидеть. Слова ап. Павла «звезда от звезды различается во славе,» применимы в отношении священных книг. Все Писания Боговдохновенны, но предмет их речи возвышает одни из них над другими: там иудеи и ветхозаветный закон, здесь – в Новом Завете – Спаситель Христос и Его Божественное учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010