Конечно, приведенные выше свидетельства не могут исчерпать всего сказанного в разное время в пользу утверждения Боговдохновенности Библии, но, если бы и все свидетельства привести, то, все же они были бы лишь выражением человеческого мнения о Св. Писании. Поэтому, принимая их во внимание, перейдем еще к более реальным и осязательным доводам, которые при помощи Божией помогут покончить со всеми сомнениями на этот счет. Обсудим, прежде всего два следующих положения. Если Библия является Боговдохновенной книгой в полном смысле этого слова, то в ней не может быть ошибок; если же допустить, что вдохновение было не полным, тогда нужно предположить, что в той части, которая остается человеческой, возможны ошибки. В отношении первого положения следует сказать, что до сих пор не смотря на все ухищрения критиков, в Библии не было обнаружено ни одной ошибки, исходящей от Бога. Что же касается второго положения, то, если бы оно имело место, как тогда возможно было бы отличить в Библии – какая часть Боговдохновенна и какая нет? Рождение идеи неполного вдохновения Св. Писания принадлежит, несомненно, дьяволу . Одному ему выгодно, чтобы люди относились к Св. Писанию с недоверием. Помимо прямых указаний на полную Боговдохновенность Библии, имеющихся в самом Св. Писании, весьма поучительными могут быть косвенные свидетельства Духа Святого. Так в Новом Завете неоднократно подчеркивается важность значения не только цитируемых из В. 3. слов, но даже грамматических форм и окончаний этих слов. Обратим внимание на: 1. Евр. 12:27 . Автор этого послания, цитируя, Агг. 2:7 , основывает важный вывод, касающийся будущего суда, на простых словах «еще раз». 2. Лук. 20:37 . Здесь Иисус Христос разъясняет саддукеям сущность доктрины о воскресении из мертвых, указывая им на грамматическую точность времени, примененную Богом в разговоре Моисеем. «Я есмь Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», но не «Я был Богом Авраама»... и т. д. 3. Гал. 3:16 . Ап. Павел, доказывая оправдание верою, в противоположность учения об оправдании делами закона, обращает внимание верующих на слова «и семени твоему», ссылаясь на соответствующее место Писания. «Не сказано – и потомкам – как бы о многих, но как об одном: и семени твоему – которое есть Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Преподобный Иоанн Лествичник: «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в Промысл Божий» . Святитель Тихон Задонский: «Суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера» . Как мы уже обращали внимание читателя, святые Отцы в своих наставлениях опирались на Слово Божие и апостольское Предание: Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, и кто отвратит ее? (Ис. 14: 27). Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притч. 3: 6). Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6: 8). Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 7–8). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2: 1–3). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4: 1–2). Итак, мы должны, сколько даст нам Бог терпения и разумения, понять существенную разницу между делами пророков, лжепророков и ученых; нам необходимо определиться и с пониманием нашей свободы, ведь выбор, кого слушать и как жить, остается за нами. Глава I. Феномен пророчества в Ветхом Завете Первой нашей задачей будет разобраться в достаточной полноте, что же такое подлинное пророчество. Какого ты духа, пророк? Святой апостол Петр коротко и ясно выделяет самое существенное для понимания сути пророческого дара: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1: 21). Итак, есть Дух Святой, и есть человек, избранник Божий, через которого Бог говорил с людьми. Слово Бога, сказанное через пророков, дошло до нас в составе книг Святого Писания. Святой апостол Павел говорил, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3: 16) . Что такое богодухновенность? Под богодухновенностью, или, иначе, боговдохновенностью Библии святые Отцы Церкви понимали то, что все ее книги написаны под особым вдохновением от Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

“Сын есть в Отце, а Отец — в Сыне единством и силою Духа (Прош. 10)”. Мироносицкий понимал dunamis в конкретном случае как “существо” или “природа”. И тогда, согласно ему, эта фраза означает: “Сын пребывает в Отце и Отец в Сыне по единству и существу Духа, т.е. Божественной Их природы” 7 . Подобное толкование предлагает и Преображенский, замечая, что “здесь именем духа обозначается не лицо Святого Духа, но духовная природа Отца и Сына и общая Им божеская сущность” 8 . Однако при таком прочтении придется признать, что в данном месте апологет ничего не говорит о третьем Лице Троицы, что все же маловероятно, поскольку этот отрывок, как и вся глава, явно триадологический, и отношения Сына и Отца рассматриваются здесь именно для разъяснения христианской триадологии, а не наоборот. По Belgiani, из этой фразы выходит, что “Афинагор понимает Дух как середину между Отцом и Сыном” 9 . Мнение также весьма странное. Если не придавать имеющимся словам иных значений и не изыскивать гротескных толкований, то из самого текста видно, что Дух есть Лицо, завершающее Святую Троицу в ее единстве и силе. В другом сохранившемся до нас сочинении Афинагора “О воскресении мертвых”, упоминаний о Святом Духе нет 10 . Пневматологическая терминология Афинагора едва ли не самая зрелая из всех апологетов. У него “отсутствует всякий намек на подчиненное положение Духа в отношении Сына” 11 . Подводя итоги, можно сказать, что: - Дух Святой для Афинагора является самостоятельной личностью, - причастной Божественному естеству наравне с Отцом и Сыном, - истечением от Отца, подобно свету от огня и лучу от солнца, - осуществляющей промыслительное попечение о мире, - являющейся автором Ветхозаветных пророчеств, - открывающейся познанию верующих во Христа 1 См. напр. прот. Алексий Князев. О боговдохновенности Св. Писания//Альфа и Омега. 1999. — С. 10. 2 Barnard L.W. Athenagoras: A Study in Second Century Christian Apologetic. Paris, 1972. — Pp. 75-79. 5 Муравьёв А.В. Комментарии к переводу./Раннехристианские апологеты II - IV вв. М., 2000. — С. 218.

http://pravoslavie.ru/1538.html

Такой вере противоположно не только учение философов, но и способы их исследования: там, где содержится вера, не должно быть никаких аргументов 775 . Диалектика только рождает вредные споры и возбуждает бесплодные вопросы, а философия даже исключает апостольскую истину 776 . Источников этой единственно обязательной для членов Церкви веры Амвросий, как и западные писатели до него, указывает два: scriptura divina [Божественное Писание] и traditio majorum [традиция предков] 777 ; встречаются также ссылки, опять в духе западных писателей, на regula veritatis [правило истины] 778 . Но при этом внешнем сходстве Амвросий и здесь значительно отличается от своих западных предшественников. Во-первых, он чрезвычайно редко имеет дело с traditio majorum [традицией предков], даже только случайно называет его. Во-вторых, само понятие о церковной традиции у него отличается слишком общим характером: мы напрасно стали бы искать у него указаний на иерархический характер этой традиции, на successio episcoporum [преемственность епископов], как на её conditio, sine qua non [обязательное условие]; он не говорит ни об апостольском характере этой традиции, ни о Церкви, как её хранительнице, ни о значении её для верующих. Во всех своих сочинениях св. Амвросий имеет дело только с scriptura divina [Божественным Писанием] и излагает своё учение на основании свидетельств Писания. Эта особенность у него, может быть, также объясняется влиянием александрийцев. В ней недостаток Амвросия, но также и его историческое значение. Значительно выдвигая вперёд scriptura [Писание] перед traditio [традицией], он положил начало новому направлению в истории западной богословской мысли. II Высокий авторитет Священного Писания основывается на его Божественном происхождении: оно представляет собой Откровение Бога, написано священными авторами по вдохновению Святого Духа и есть собственно Писание Бога. Относительно боговдохновенности Священного Писания до Амвросия Запад не успел выработать определённой и обстоятельной теории. Мы знаем только взгляд на этот вопрос Тертуллиана , составленный им под сильным влиянием монтанизма. Он говорит: in spiritu constitutus homo... necesse est excidat censu [когда человек находится в духе... он должен выйти за [пределы всякого] суждения] 779 , очевидно, считая состояние священных писателей в момент вдохновения состоянием исступления, экстаза и приписывая им чисто пассивную роль слепых орудий Божественного Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разбирая вербальную и динамическую теорию нельзя не указать на проблему степени и глубины боговдохновенности. Господь Иисус Христос произносит слова, которые утверждают подлинность каждой буквы Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). «Иота» – это буква ‏ [йод], самая маленькая буква в еврейском алфавите. «Черта» – это, возможно, буква ‏ [вав], но, скорее всего, это небольшая горизонтальная черточка, отличающая буквы ‏ [реш] и [далет], [каф] и [бет]. Если рассмотреть, как новозаветные авторы используют Ветхий Завет , можно убедиться, что они считали существенным и значительным каждое слово, каждый слог, каждый знак препинания. Иногда вся их аргументация основывается на нюансах текста, к которому они обращаются. Например, в Ин.10:35 Христос строит Свой довод на использовании множественного числа в Псалме 81:6: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: „богохульствуешь» потому что Я сказал: „Я Сын Божий»?» ( Ин.10:35–36 ). В Мф.22:32 Христос цитирует Исх.3:6 : «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», – и обращает внимание на время глагола, которое позволяет Ему сделать вывод: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». В Мф.22:44 аргументация опирается на притяжательный суффикс в древнееврейском языке: «Сказал Господь Господу моему». В Гал.3:16 апостол Павел основывает свою аргументацию на форме единственного числа в Быт.12:7 : «Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос». Поскольку новозаветные авторы считали эти нюансы Ветхого Завета необычайно важными, очевидно, что выбор слов и даже их грамматических форм, по их мнению, осуществлялся под водительством Святого Духа. Основываясь на таких цитатах, можно говорить о столь глубокой богодухновенности Писания, что ее действие распространяется даже на выбор конкретных слов 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Обо всех вообще св. писателях Иустин говорит следующее: „Были среди иудеев некоторые люди, пророки Божьи, через которых Дух пророческий предвозвестил будущее прежде, чем оно произошло” 59 . Подобным образом он характеризует их и в диалоге с Трифоном-Иудеем. „Были некогда люди, которые гораздо древнее кого-либо из этих почитаемых за философов, люди блаженные, праведные и угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказали будущее, которое и сбывается ныне: их называют пророками. Они одни и знали, и возвестили людям истину, не смотря ни на кого, не боясь, не увлекаясь славой, но говоря только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа” 60 . Как Авраам поверил голосу Божьему, и это вменилось ему в праведность, так и христиане поверили голосу Божьему, предвозвещённому пророками 61 . Насколько высоко почитал Иустин звание пророков, видно из его слов: „Мы не должны думать, что изречения ( λξεις) пророков произошли от людей, которые были вдохновлены, но от Божественного Слова, Которое двигало их” ( μ π’ ατν τν μπεπνυσμνων λλ’ π το κινοδντος ατος Θεου Λ γου 62 . Обязанности пророков состояли в том, чтобы научать людей истинному богопочтению, а для этого „им не нужно было ни словесное искусство, ни умение спорить и состязаться, но нужно было им только представить себя чистыми ( καθαρος παρασχεν) для действия Божественного Духа, чтобы Он, как бы спустившийся с неба смычок, пользуясь праведными мужами, как цитрой или лирой, открывал нам посредством них ведение о небесном и божественном” 63 . На основании подобных суждений Иустина 64 некоторые из западных богословов, как англиканских (например, Urquhart 65 ), так и протестантских (например, Kölling 66 ) приписывают ему учение о вербальном вдохновении. Однако это справедливо только тогда, когда самое вербальное вдохновение понимается в смысле внутренней органической связи между мыслью и словом св. писателей, а не в смысле механической диктовки слов, без деятельного и сознательного участия всех душевных сил человека (Квенштедт, Калов и др.). Насколько же вообще строгого взгляда на боговдохновенность держался Иустин, видно из того, что преданию о чудесном происхождении александрийского перевода он придаёт полную веру и рассказывает о нём с совершенным прямодушием 67 . После того, как Птоломей узнал, что семьдесят переводчиков, хотя и были помещены в отдельных комнатах, употребили не только одни и те же выражения, но и те же слова и ни в одной букве не разошлись между собой, даже одно и то же написали о тех же предметах, то твёрдо убедился в божественном происхождении перевода. Поэтому объявил толковников угодными Богу и достойными высшей почести, а книги их, как божественные, положил в библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Логическим выводом их всех этих справок и недоумений и является понимание боговдохновенности Библии в смысле органического отношения между Божественным и человеческим в деле писания священных книг, когда признается в ней и та, и другая сторона, и каждой отводится свое надлежащее место. Основную точку зрения для такого понимания боговдохновенности мы находим у авторитетнейшего отца нашей Церкви, Свят. Иоанна Златоустог о, который отчетливо противополагает в Евангелии главное и существенное тем придаткам, которые он называет «ничтожными разногласиями». Златоуст просит заметить об евангелистах, что « в главном, что составляет основание нашей жизни и сущности проповеди , они нигде и нисколько не разногласят ». В чем же именно? В том, что Бог стал человеком, творил чудеса, был распят и воскрес, вознесся на небо и придет на суд; что Он дал спасительные заповеди, ввел закон не противный ветхозаветному; что Он – Сын Единородный, Истинный Единосущный и подобное… Теперь, если и есть у евангелистов некоторые разногласия, этим доказывается сила Духа Святого, убеждающая людей, чтобы они, держась необходимого и существенного, нисколько не смущались ничтожными разногласиями 55 . Соответственно этому разъяснению величайшего из толковников Писания, боговдохновенным, а отсюда непогрешимым и общеобязательным, в Библии является, то, что и сознанием нашим, и особенно голосом вселенского предания – учения Церкви, признается и именно таким главным, существенным и необходимым для веры, то – чем раскрывается и устанавливается наша христианская религия и созидается на земле Церковь Христова. Наряду с этим главным, а по характеру – материальным, признаком для определения боговдохновенности, указывается и признак в известном смысле формальный: боговдохновенность – то, что сверхъестественно, что превышает наличные свойства и средства духа человеческого. Итак, наряду с таким Божественным, сверхъестественным по характеру и происхождению, элементом, в Библии есть и естественный, чисто исторический, относимый целиком к данному автору и эпохе, в которой жил он. «Человеческий элемент есть в Библии; таков результат критики» 56 . Он и является тою оболочкою, той скорлупой, в которой давалось людям зерно богооткровенной истины. И понятно, все упоминавшиеся выше «неточности», ошибки, разногласия, к этой естественно человеческой стороне и должны быть относимы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Христа на небо, пребывал в них непрестанно до конца их жизни ( Ин.14:16 ) и непрестанно говорил в них, как премудрость, которой не могли противиться те, которые даже хотели бы ( Лк.21:15 ). Посему св. апостол Петр говорит, что всё учение апостолов есть ничто иное, как раскрытие того, чего непрестанно искали пророки: пророкам было открыто чрез Духа Христова ведение о страданиях Христовых и о славе Его, но послужило это откровение апостолам. Нам, говорит св. ап. Петр, служаху сия, яже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам (т. е. апостолами и евангелистами) Духом Святым, посланным с небесе ( 1Пет.1:12 ), т. е. и это новое благовестие изрекали апостолы под руководством Духа Святого. В виду таких ясных свидетельств о боговдохновенности учения святых апостолов нет и не должно быть места сомнению в боговдохновенности оставленных ими писаний. И нам остается рассмотреть еще один вопрос, чтобы устранить всякие сомнения о боговдохновенности книг Нового Завета. Среди них находится 14 посланий, принадлежащих апостолу Павлу. У людей, не твердых в вере, может возникнуть вопрос: принадлежат-ли послания апостола Павла к числу боговдохновенных произведений? Этот вопрос может возникнуть потому, что об апостоле Павле известно, что он не был ни в числе 12, ни в числе 70 учеников Христовых. В ответ на это мы должны сказать, что апостол Павел есть истинный апостол Христов, по всему равный другим апостолам, и что писания его так же боговдохновенны, как и писания других апостолов. Основанием для такого утверждения служит следующее. Во-первых, Павел, раньше называвшийся Савлом ( Дeяh. IX–XIII гл.), хотя и не был избран Господом в число 12 апостолов, но за то он был нарочито избран для великого служения апостольского по вознесении И. Христа на небо. Ибо Сам Господь в нарочитом откровении призвал его на сие служение, а Анании указал на него как на особый избранный сосуд свой для того, чтобы провозглашать имя Господне пред язычниками, царями и сынами израилевыми ( Деян.9:10–15 ). Сам Господь открыл ему всё то, что он должен делать, а также и то, что он должен пострадать (там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Откровение поэтому непрерывно осуществляется в человечестве и предстает как некая духовная реальность, как Священное Предание, которое представляется таким образом не как ссылка на древность или на фактическую неизменяемость, а как непрекращающееся откровение в едином живом религиозном сознании соборного человечества. И если человечество вновь и вновь переживает и вмещает ниспосланное ему в какой-то момент своей истории откровение, то это происходит потому , что подаются ему Богом особые дары Святого Духа, под водительством Которого человечество, становящееся Церковью, возрастающим телом Христовым, осуществляет свое вхождение в богооткровенную действительность. Непосредственное знание Бога, которое имеет Церковь и о котором было упомянуто выше, возможно именно потому, что религиозный опыт соборен по своей природе, и потому, что существует Священное Предание, которое есть харизматическая память Церкви, в которой грани времени снимаются, так что и прошедшее, и настоящее предстоят как одно целое, как единое продолжающееся настоящее. Священное Предание, соборное сознание Церкви, непосредственное богопознание — все это отдельные аспекты одной и той же богочеловеческой реальности продолжающегося откровения. Именно потому, что это откровение соборно, и потому, что для осуществления этой соборности необходимы особые дары Святого Духа, в порядке этих благодатных даров, способствующих благодатной передаче и углублению религиозного опыта, ниспосылается человеку и дар боговдохновенности. В то время как приходится главным образом отмечать непознаваемость и потому неисследуемость и неизреченность прочих путей, по которым Дух Святый осуществляет Божественное откровение в мире, в отношении дара боговдохновенности оказывается возможным не только одно апофатическое, но также и катафатическое богословие. Это объясняется самым назначением этого дара. Действительно, дар этот способствует выражению откровения на человеческом языке, передаче его в человеческом слове. В нем слово человеческое становится вместилищем слова Божественного, обращенного к людям для того, чтобы дойти и до сознания, и до сердца людей, передать им религиозный опыт того свидетеля, который первым получил данное откровение.

http://pravmir.ru/o-bogovdohnovennosti-s...

Священное же Писание было написано, во-первых, разными людьми в разное время, при разных обстоятельствах, во-вторых, людьми, которые были несовершенными и, как всякий человек, не чуждыми греха» с. 17] . Потому следует воздержаться от возможного соблазна развивать указанную аналогию, пытаться увидеть в ней нечто больше, чем мысль о совместном присутствии божественного и человеческого элементов в священном тексте, так как на этом пути богослов может столкнуться с проблемами (например, невозможно найти применительно к Библии точного соответствия термину «ипостась»). Наконец, современные богословы все чаще говорят о том, что боговдохновенность священных книг не ограничивается самим процессом их написания, но и принятие каждой книги в канон, и ее сохранение до нашего времени также происходило при содействии Духа Божия, направлявшего и вдохновлявшего усилия благочестивых людей. Вследствие этого можно говорить о действии Святого Духа на всех этапах формирования Библии. Церковь , ведомая Святым Духом, той или иной книге придает статус Писания, заботится о сохранности и передаче текста книги, обеспечивает ее правильное истолкование. Акцент на роли Церкви позволяет выявить несколько иной аспект понятия «боговдохновенность»: это не только отличительный признак, характеризующий возникновение священных книг, но и само свойство этих произведений, которое заключается в присутствии в них полноты учения о Боге и Его отношениях с человеком, всех тех богословских идей, которые необходимы для спасения. Боговдохновенность как свойство библейский текст сохраняет даже при том, что мы не можем со 100% точностью реконструировать его первоначальный вариант (известно, что сами автографы священных книг не сохранились), а существующие в настоящее время различные версии содержат немалое количество разночтений. Так как имеющееся текстуальное многообразие принципиально не отражается на библейском веро- и нравоучении, то и современный масоретский текст можно смело признавать боговдохновенным. Более того, можно говорить о том, что даже тексты библейских переводов, созданных в Церкви в соответствии с ее герменевтической традицией, также могут быть названы боговдохновенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010