lat. in. N. T. Lips. 1746. 8. (вновь издано Кребсом (Krebs) Lips. 1765 и еще Шпоном (Spohn) Lips. 1790), потом Шлейснером (Schleusuer) Novum lexicon gr. lat in N. T. (Lips 1792. изд. 4. 1819. 2 Voll. 8), недавно Валем (Wahl) Clavis N. T. philologica (Lips 1822. изд. 2. 1829. 2 Voll. 8. edit minor. 1831. 4. изд. 3. 1843), Бретшнендером (Bretschneider) Lexicon manuale gr. lat in N. T. (Lips. 1824. ed. 2. 1829. 3-e 1840), Вильке (Wilke) Clavis N. T. philologica. Dresd. 1841. 2 Voll. 8. и Ширлицем (Schirlitz) Griechisch-deutsches Wörterbuch zum N. T. Giess. 1857. 8. 128 . В настоящее время выходит Кремера (Cremcr) Biblisch theologisches Wörterbuch der nentestamentlichen Gracitat 1-ste Hälfte. Goth. 1866. Основу для лексического исследования Нового Завета составляют впрочем уже древние глоссарии по преимуществу обращавшие внимание на Новый Завет: – Исихия около 500 г. (лучшее издание Альберти. Lugd. В. 1746. 66. 2 Voll. fol), Свиды около 1100 г. (лучшее издание Лудольфа Кистера. Cantabrig. 1705. 3 Voll. fol.) и Фаворина в 16. в. (особенно исправно издание в Венеции 1712). Ср. также Ернести: Suidae et Phavorini glossae cum spicil. gloss. Hesichii-cet Lpz. 1786. 8. III. Боговдохновенность Язык новозаветной письменности составляет как бы человеческую ее сторону, но она имеет еще божественную сторону: Новый Завет есть произведение Святого Духа. Прежде всего, как и все искупленные, новозаветные писатели – свидетели божественного домостроительства – лишь действием Духа Святого вступили в царство благодати. Потом частнее, лишь действием Святого Духа, новозаветные писатели получили призвание и способность к основоположительному изображению в письмени воли Божией относительно новозаветного царства Божия на земле. Ибо, если их деятельность (в отличии от деятельности всех позднейших свидетелей истины, которые строили уже на положенном однажды навсегда основании) была основоположительная, как имеющее стать основанием истины истории свидетельство о самом божественном и самом непреложном деле искупления: то она вместе с этим есть однажды навсегда определяющая, почему должна быть несомненная, и следовательно не могла быть произведением лишь человеческих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Величайшие события библейского откровения вспоминаются и вновь проживаются в таинствах церкви. Вся история спасения и сила библейского слова оживают в литургическом воспоминании (νμνησις) церковного богослужения. 7)  Открытость экзегетической методологии. Отцы церкви никогда не сужали библейскую экзегезу до набора строго формализованных принципов и методов. Вопрос метода для них всегда оставался открытым. Первенство отдается не методу, а спасительному содержанию библейского свидетельства. Цель интерпретации – не только лингвистическое и концептуальное понимание текста, но и динамическая актуализация его спасительной истины силою Духа Святого. Созерцание тайны Христа в Писании – всегда духовный акт. 8) Ошибочность оценки экзегетических трудов отцов церкви исключительно по современным научным критериям. Применение к экзегетическим работам отцов церкви современных научных стандартов – анахронизм. Святые отцы использовали научную методологию своего времени. Многие из их истолкований, на взгляд современного ученого, кажутся натянутыми и вычурными. Однако в наиболее важных своих элементах их экзегетические прозрения ничем не уступают результатам современных научных исследований. Более того, даже интерпретативные крайности патристической экзегезы часто отражают духовное видение, укорененное в глубокой церковной и богословской традиции. 9) Выделение важнейших вопросов библейской герменевтики. Отцы церкви выделили следующие важнейшие вопросы библейской герменевтики: христологическая основа интерпретации Библии, взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветами, природа откровения и боговдохновенности, взаимосвязь Писания и церкви, актуализация ценности Писания в личной и общинной жизни. Более того, прекрасно зная философию и филологию их времени, святые отцы разработали принципы экзегезы, предвосхищающие основные элементы современной герменевтики. Эти принципы касаются: а) идиоматического языка Писания; б) ограниченных возможностей языка и диалектического рассуждения в попытке понять и выразить тайну Бога; и в) необходимости поиска центральной экзегетической цели или задачи (σκοπς) библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Между тем в самом Свящ. Писании можно усмотреть и другой аспект: человек, носитель Откровения, выступает не как бессознательный инструмент воли Божьей, а как активный соучастник передачи Слова Божьего. Поэтому у св. отцов с кон. 3 в. появляется иное толкование Б. Они начинают отмечать жанровое разнообразие священных книг, особенности языка и стиля тех или иных боговдохновенных писателей. Свт. Василий Великий решительно отвергает мнение о пророках как только инструментах Слова, свт. Иоанн Златоуст указывает на приспособление свящ. авторов к «немощи человеческой». Т. о., Церковь «стала утверждать, что в составлении книг Свящ. Писания дар Святого Духа не упраздняет, но, напротив, предполагает самое активное и сознательное участие человека-писателя». Синергизм библейский «Синергизм библейский (от греч. συνεργω – действовать вместе), православное учение о благодатном взаимодействии между Духом Божьим и человеком, одаренным свободой. Термин С. вошел в богословие в 16 в. в период дискуссии между протестантами и католиками по вопросу о спасении. Подобная же дискуссия еще раньше, в 4 в., шла между блж. Августином и Пелагием, причем их спор был решен прп. Иоанном Кассианом в духе С. Православие понимает С. как антиномическое сочетание воли Божьей и свободы человеческой. «Бог щадит ее и охраняет даже от Своего собственного всемогущества» (прот. Булгаков). Это учение чрезвычайно важно для понимания богочеловеческой природы Библии и боговдохновенности. Библ. С. проявляется в том, что Слово Божье, возвещаемое через пророка, апостола или свящ. писателя, не делает его автоматическим передатчиком Откровения, а преломляется через его личность, его свободную волю, его индивидуальные особенности и представления, обусловленные средой и эпохой. В более широком смысле библ. С. связан с богочеловеческим характером самой истории спасения. Бог не оставляет человека беспомощным и не подавляет его; человек призван быть активным соучастником Божественного Домостроительства». Богочеловеческая природа Священного Писания

http://azbyka.ru/bogovdoxnovennost-slovo...

Настоящий очерк, не претендуя на полноту богословского освещения истины о природе Священного Писания, является попыткою определить те пути, на которых возможно православное разрешение проблем, стоящих перед современными христианскими библеистами, а также наметить хотя бы некоторые из принципов, обосновывающих православное восприятие догмата боговдохновенности Писания. Прежде всего нам предстоит сделать краткий обзор того, что было уже сделано по интересующему нас вопросу на Западе, и установить, насколько приемлемо для нас западное разрешение вопроса. Западная Церковь не только имеет целое богословие по вопросу о боговдохновенности Священного Писания, но знает и соборные определения этого догмата. Последняя формулировка догмата была дана на Ватиканском Соборе 9 . Вот это определение: “Церковь содержит эти книги (то есть Священное Писание), как священные и канонические так как, будучи написанными под вдохновением Святого Духа, они имеют своим автором Бога” 10 . Все усилия католического богословия по вопросу о боговдохновенности направлены именно к тому, чтобы показать, каким образом Бог, не упраздняя участия священного писателя, является автором боговдохновенных книг. Долгое время общим признанием пользовалось среди западных богословов объяснение, данное в прошлом столетии Франзелином (Franzelin) 11 . Последний в деле написания священных книг различает ratioformalis, то есть мысли, которые подаются Богом, и ratiomaterialis, то есть слова, которые принадлежат человеку-писателю. Для мыслей необходимо вдохновение Святого Духа, в то время как для употребляемых писателем словдостаточно божественного содействия. Таким образом, для Франзе­ли­на священная книга представляется задуманной Богом и затем в готовом виде (что касается мысли) внушаемой священному писателю, который, в общем, является только как бы ее редактором. Но в настоящее время это объяснение оставлено католическими богословами. Оно действительно погрешает с точки зрения философской, ибо не существует мыслей без слов, то есть без некоего начала их выражения.

http://pravmir.ru/o-bogovdohnovennosti-s...

Мы опускаем общие биографические данные каждого из рассматриваемых авторов, поскольку эта информация доступна современному российскому читателю и интересующиеся могут прочитать об этом в современных курсах патрологии. Святой Иустин Философ Среди апологетов святой Иустин хронологически является первой крупной фигурой, от которой до нас дошел значительный объем текста. Во многом воззрения святого апологета явились определяющими для богословия той эпохи и авторитет его для писателей II–III веков был очень высок. Тем интереснее рассмотреть учение автора о Святом Духе на сохранившихся до нас текстах. 1. Учение о домостроительстве Духа 1.1. Боговдохновенность Святой Иустин, продолжая традицию мужей апостольских, говорит о Святом Духе как вдохновителе и авторе христианского Писания: “Пророки, посредством которых ( di¦ пп ) пророчественный Дух предвозвещал будущие события” (1 Ап. 31 7 ); “Что по понятию людей неимоверно и невозможно, то предрек Бог пророчественным Духом” (1 Ап. 33); пророки, “Духом Божиим глаголавшие были исполнены Духа Святого” (Триф. 7). Вместе с тем в устах святого Иустина и прочих апологетов эти упоминания приобретают новое, не свойственное предшествующей христианской письменности значение: боговдохновенность источников христианства противопоставляется как бесо­вдохновенности эллинской религии, так и сугубо человеческому происхождению эллинской философии. Это становится одним из аргументов в пользу христианского учения. Исследование высказываний святого Иустина по данному направлению ставит ряд вопросов. Первый связан с тем, что святой Иустин в некоторых местах вполне свободно называет источником вдохновения как Третье, так и Второе Лицо Троицы: “Не думайте, что (слова пророков) говорятся самими по себе вдохновенными мужами, но движущим их Божественным Словом” (1 Ап. 36). Вряд ли следует видеть в этом непоследовательность триадологического богословия. Заслуживает внимания мнение дореволюционного исследователя Д. Леонардова, согласно которому святой апологет считал, что “Божественный Логос сообщал пророкам и святым писателям Божественное Откровение через посредство Святого Духа, вдохновлявшего их” 8 , мнение это становится еще более убедительным, если вспомнить тексты святителя Климента Римского: “Сам Христос через Духа Святого так взывает к нам: приидите, дети, послушайте Меня… ” (I Кор. 22) и святителя Мелитона Сардийского: “Ибо Он Слово Отчее податель Святого Духа пророкам” (Душ. II.20), которые подтверждают, что подобные воззрения действительно имели место в богословии II века.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-apologe...

   Итак, приступаем к изложению основных сведений о Библии и об ее авторах. Понятие о Священном Писании    Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. О боговдохновенности Святого Писания    Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги. О Боговдохновенности Святого Писания Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность . Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: «все Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, – свидетельствует святой Апостол Петр, – но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Боговдохновенность Священного Писания обстоятельно раскрыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит, что «все Писание написано не рабами, а Господом всех – Богом»; а по словам св. Григория Великого : «языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь». Но богодухновенность авторов священнык книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Следует рекомендовать верующим читать евангельские отрывки каждый день, сообразуясь с церковным календарем. Не каждый день человек может посещать храм, но при этом нетрудно соблюдать церковный ритм евангельских чтений. Это помогает сохранить повседневную связь с сокровенной жизнью Церкви, питающейся Словом Божиим и питающей им своих чад. Желающим можно посоветовать также ежедневно прочитывать по одной главе из Евангелия и по одной-двум главам из Посланий. Чтение по возможности следует сопровождать самостоятельным размышлением над текстами и толкованием их. Только такое чтение поможет нам приобрести подлинное познание Иисуса Христа ( Флп. 3:8 ). Вся Библия говорит нам о Христе. «Оба Завета взирают на Него, – говорит французский религиозный философ Блез Паскаль (1623–1662), – Ветхий – как на свое упование, Новый – как на образец, и оба – как на свое средоточие». Послание к Евреям начинается со слов Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне... (1, 1–2). Поэтому книги Ветхого Завета следует читать глазами, просвещенными новозаветным светом, дабы все, что в Ветхом Завете было представлено в аллегориях и образах, предстало в Откровении Иисуса из Назарета, Спасителя и Мессии. Оба Завета – Ветхий и Новый – едины в своем свидетельстве об одном и том же, взаимно дополняя и подтверждая друг друга, ведя к окончательному нашему возрождению и преображению во Христе Иисусе, Сыне Божием. Однако на Священное Писание, книгу богочеловеческую, нельзя смотреть просто как на текст, «продиктованный» Богом, где каждая фраза буквально вложена свыше в сознание боговдохновенных писателей. При написании священных книг, вошедших в Библию , Дух Святой обращался к посредству людей, которые становились Его орудиями и при этом не утрачивали ни своей личности, ни своих характерных черт, ни своего таланта, ни своих индивидуальных и национальных особенностей. Будучи Словом Божиим, Библия является в то же время и «словом человеческим», голосом тех душ, которые пережили опыт богоприсутствия. В притчах, пророчествах и псалмах священные авторы стремились выразить тайну этого опыта доступными им средствами. Их книги несут на себе печать не только характеров и дарований авторов, но и среды, в которой они жили, отражают ее представление о природе и обществе. Этот земной аспект не исключает боговдохновенности; напротив, Священное Писание (благодаря ему) становится еще дороже нам, как точка пересечения человеческого и Божественного. Кроме того, он препятствует культу буквы, к которому люди бывают нередко склонны ( 2Кор. 3:6–8 ). В богочеловеческой природе Священного Писания, по словам святого Иоанна Златоуста , «ясно обнаруживается сила духа, убеждающего людей, чтобы они держались необходимого и главного и нисколько не смущались ничтожными несогласиями».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подробнее:  Библиологический словарь. Лев Толстой «Богодухновенность» означает, что через человеческих авторов Священного Писания действует сам Бог, открывая нам истины, необходимые для нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ) Через Пророков говорил Святой Дух, например, «Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» ( Деян.28:25 ) Как говорит о боговдохновенности св.Апостол Павел, «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ) Почитаемые тексты различных религий очевидно и явно расходятся в своем учении, и поэтому нельзя согласиться, что все они вдохновлены Богом. Подробнее:  Богодухновенность Библия говорит, что в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов ( Деян. 2 ). Апостолы совершали свое служение под прямым водительством Святого Духа и ясно слышали Его голос: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Таким образом Апостолы, которых Христос избрал лично, занимали совершенно особенное место в ранней Церкви — являясь прообразом церковной Иерархии. Но мы читаем и о том, как дары Святого Духа передавались через Апостолов другим верующим, например: «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян.19:6 ). Таким образом, круг людей, в которых пребывает святой Дух, не ограничен Апостолами. Подробнее:  Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия В великих подвижниках, прославленных Церковью, Святой Дух проявляет Себя особенным образом — через чудеса и знамения, пророчество и другие духовные дары. Однако Священное Писание говорит, что Святой Дух пребывает во всех вообще членах Церкви. Как говорит святой Апостол Павел, «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ) Более того, никто вообще не может иметь спасительной веры во Христа без Святого Духа: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) Каждый Христианин, вступая в Церковь, получает дары Святого Духа а Таинствах Крещения и миропомазания.

http://azbyka.ru/quiz/svyatoj-duh/

Конечно, для христианина II в. века не было никакого сомнения в непреходящей ценности Ветхого Завета, в его боговдохновенности: “Вполне убежденный, что никакое место Писания не противоречит другому, я скорее признаю, что сам не понимаю смысла его, и постараюсь убедить то же самое думать и тех, которые допускают противоречия в Писании”[ 1 ]. Отцы-апологеты II в. унаследовали еврейскую Библию от первых поколений христиан вместе со списками библейских “свидетельств” — ветхозаветных текстов, относящихся к Христу. Они видели свою задачу скорее в доказательстве того, что христианское понимание Ветхого Завета — единственно правильное. А это могло быть достигнуто только через критику “преданий старцев”, то есть существовавших в иудаизме обычаев, и через доказательство того, что все внешние требования закона нашли свое истинное и конечное исполнение в христианстве. 2 Именно так подошел к проблеме Ветхого Завета св. Иустин Философ — христианский писатель и апологет, принявший мученическую кончину в шестидесятые годы II в. по Р.Х. Один из его основных трудов — “Диалог с иудеем Трифоном” — почти полностью посвящен этой задаче. Он и будет центром нашего анализа. Композиционно “Диалог” может быть разделен на три части: 1. Св. Иустин доказывает Трифону, что ветхозаветный обрядовый закон лишился своей силы и, по пришествии Иисуса Христа, был заменен законом новым. 2. Затем св. Иустин на основании Ветхого Завета излагает и доказывает истину евангельского повествования о земной жизни Спасителя, а также Его Божественность. 3. И наконец, св. Иустин цитирует и объясняет пророчества о призвании язычников в Церковь Христову и доказывает, что верующие во Христа сделались духовным Израилем, и все обетования Божии относятся к ним. В своей аргументации св. Иустин разделяет ветхозаветные свидетельства о Христе на два вида. В его терминологии они называются tupoi “прообразы”, то есть события, совершившиеся по воле Святого Духа, которые указывают на события из жизни Христа; и lógoi “слова” (вдохновленные), то есть непосредственные пророчества как о Самом Христе, так и о событиях новозаветной истории.

http://pravmir.ru/vetxij-zavet-kak-xrist...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010